Нетрадиционные формы в работе логопеда.

Найдёнова Юлия Владимировна

 

      У детей с ограниченными возможностями здоровья нарушение речи носит системный характер, когда у ребенка одновременно нарушается устная и письменная речь, развитие высших психических функций, состояние общей и мелкой моторики, ориентирование в пространстве, эмоционально-волевая сфера, творческая активность.

Это заставило меня искать новые методы и формы работы, интегрировать знания смежных дисциплин. Добиться положительного результата в работе с детьми можно, если с наряду с традиционными занятиями, включать в коррекционную работу комплексные занятия с использованием нестандартных форм и методов проведения. На фоне комплексной логопедической помощи нетрадиционные формы работы не требуют особых усилий, оптимизируют процесс коррекции речи детей-логопатов и способствуют оздоровлению всего организма ребенка. 

На сегодняшний день методов нетрадиционного воздействия известно достаточно много (игро-, сказко-, смехо-, глина-, воско-, кристаллотерапия), но мне хочется остановиться на тех, которые, на мой взгляд, являются наиболее целесообразными, эффективными и доступными. Это музыко-, су-джок, песочная  терапия. Все эти методы направлены на нормализацию мышечного тонуса и улучшение психоэмоционального состояния детей.

Элементы песочной терапии

Песочная терапия – одна из разновидностей игровой терапии. Терапевтический эффект игры с песком впервые был замечен швейцарским философом и психологом Карлом Густавом Юнгом, основателем аналитической теории. Естественная потребность играть детей с песком навела меня на мысль перенесения части учебного материала на песок.  В кабинете логопедии размещён песочный ящик. В ящике имеется стекло, под которое можно положить буквы, слоги, слова, картинки, а также можно использовать метод рисование, выкладывание букв на стекле.

Посредством песочной терапии происходит не только гармонизация психоэмоционального состояния, но и решаются непосредственно логопедические задачи: мощно развивается тактильно - кинестетическая чувствительность и мелкая моторика рук, более гармонично и интенсивно развиваются речь, мышление, восприятие, память, совершенствуются коммуникативные навыки ребенка. Используя песочную терапию, я учу детей прислушиваться к себе и проговаривать свои ощущения. А это, в свою очередь, способствует развитию речи, произвольного внимания и памяти. Опыт работы показал, что использование песочной терапии дает положительные результаты: у обучающихся значительно возрастает интерес к логопедическим занятиям; обучающиеся чувствуют себя более успешными; на занятиях нет места монотонности и скуке;

Преимущество применения данного метода:

-ошибки на песке исправить проще, чем на бумаге (это придаёт учащимся ощущения уверенности в себе, ученик ощущает себя успешным);

-повышается работоспособность. Учащиеся с ограниченными возможностями здоровья быстро утомляются, а при работе с песком дети намного дольше сохраняют работоспособность.

 Элементы песочной терапии использую на разных этапах занятий:

1.«Поскользить» ладонями по поверхности песка, выполняя зигзагообразные и круговые движения (как машинки, змейки, санки и др.).
2. "Пройтись" ладонями по проложенным трассам, оставляя на них свои следы;
3.  Создать отпечатками ладоней, кулачков, костяшек кистей рук, ребрами ладоней всевозможные причудливые узоры на поверхности песка;
4. "Пройтись" по песку отдельно каждым пальцем правой и левой руки поочередно (сначала только указательными, затем - средними, безымянными, большими и, наконец, мизинчиками, проговаривая при этом чистоговорку, речёвку.

5. Разложить на песке в особой логической очерёдности разные по структуре и размеру камни и природные материалы. Провести фигурку по песочным дорожкам-лабиринтам.

6. "Поиграть" на поверхности песка, как на пианино или клавиатуре компьютера. При этом двигаются не только пальцы, но и кисти рук, совершая мягкие движения вверх-вниз.

7. Лепка букв из песка, сгребая его ребрами ладоней. Превращение буквы "Л" в "А", "Ч" в "Т", "О" в "Я" . Выкладывание букв ,слогов из природного материала.

8.Песочницу используем для нахождения определенной буквы.

9. Сочетание погружения рук в песок с пальчиковой гимнастикой.

10. Рисование и письмо на песке.  Слова на песке пишем печатными и письменными буквами, сначала пальчиком, потом палочкой, держа ее как ручку. Песок позволяет дольше сохранить работоспособность ребенка. Ошибки на песке исправить проще, чем на бумаге, где всегда видны следы ошибок. Это дает возможность ребенку ощущать себя успешным.

11. Работу с песком использую при автоматизации поставленных звуков в слогах, словах, предложениях, по развитию фонематического восприятия, а также по построению  связного высказывания.

Используя элементы песочной терапии было замечено, что дети стали лучше выполнять пальчиковую гимнастику, движения более чёткие, координированные. У детей – левшей появилось больше уверенности, почерк стал ровнее, каллиграфия улучшилась.