Методы, формы организации деятельности воспитанников, средства.
В Федеральном Государственном образовательном стандарте дошкольного образования одним из психолого-педагогических условий для успешной реализации программы является использование в образовательном процессе методов, форм, средств и приемов работы с детьми, соответствующих их психолого-возрастным и индивидуальным особенностям. С целью повышения интеллектуально-познавательных способностей детей в своей работе активно применяю следующие современные образовательные технологии и методы:
Формы организации:
-Непосредственно образовательная деятельность: доминантные, традиционные, интегрированные, тематические, игровая ситуация, чтение, мастерская, коллекционирование ("Магниты", "Автомобили", "Марки", «Значки»), экскурсия, праздники и развлечения, самостоятельная музыкальная деятельность. Нестандартные формы проведения занятий: занятие-путешествие, занятие-викторины, конкурсы, занятие-сказки, занятия- квесты, лаборатории, экскурсии, целевые прогулки, викторины, использование игровых обучающих ситуаций, проблемных ситуаций, эвристические беседы
-Игровая деятельность: включает все виды игр.
-Коммуникативная деятельность: беседы, ситуативный разговор, речевая ситуация, анализ конкретных ситуаций, сюжетные и театрализованные игры, представления, игры с правилами, видеофильмы о правилах этикета и общения детей и взрослых.
-Продуктивная деятельность: творческие мастерские, изготовление панно, коллажей, выставки, конкурсы творческих работ, оформление группы творческими работами детей, коллекционирование, реализация проектов.
-Проектная деятельность: исследовательская работа, творческие проекты, ролево-игровое проектирование, информационно-практико-ориентированные проекты.
-Познавательно-исследовательская деятельность: наблюдение, опыты и экспериментирование, решение проблемных ситуаций, моделирование, игры сюжетные и с правилами, интеллектуальные игры (головоломки, викторины, задачи-шутки, ребусы, кроссворды), мини-музеи ("Байкал", "Цвет-зеленого настроения"), конструирование, коллекционирование, реализация проектов ("Опыты из воды", "Есть ли в Африке зима?", "Огород на окне" "Осень золотая в гости к нам пришла)).
-Кружковая работа: дает ребенку возможность реализовать себя в понравившейся ему деятельности (секция "Юные пловцы" и карате, вокальная группа "Карамельки" и Изо студия "Цветной мир", хореография "Смайлики" и кружок "Говорушки" , «Волшебные таблицы», «Оригами»).
Методы - упорядоченные способы взаимодействия взрослого и детей, направленные на достижение целей и решение задач дошкольного образования. Для обеспечения эффективного взаимодействия педагога и детей в ходе реализации образовательной программы использую следующие методы:
- проблемно-поисковый метод. На занятиях, стремлюсь создать проблемную ситуацию, которая предоставляет воспитанникам возможность находить средства ее решения, поиску правильного ответа, нескольких ответов, побуждает к оперированию известными знаниями в новых ситуациях и ведет к открытию новых способов действий с предметным содержанием, и максимально способствует активизации речи детей. А возникает ли проблемная ситуация, стала ли она значима и "приняли" ли ее дети (ребенок), сужу по их активности на занятии, степени их заинтересованности.
- исследовательский метод способствует высокому качеству усвоения детьми нового материала ("Язык мой друг"). Являясь "партнером" ребенка, учу детей наблюдать, выдвигать гипотезы, делать выводы, обобщать, проверять решения "Путем проб и ошибок". Ведь главная цель исследовательского метода - формирование способностей самостоятельно и творчески осваивать новые способы деятельности.
- метод экспериментирования. Мир вокруг ребенка разнообразен, поэтому у него постоянно существует потребность в новых впечатлениях. Познавая мир, он делает множество открытий, ведь дошкольники - прирожденные исследователи, им присуще активность и постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение проблемной ситуации в ходе практической деятельности. Поэтому в процессе экспериментирования стараюсь создать условия, чтобы ребенок получил возможность удовлетворить присущую ему любознательность, почувствовать себя ученым, исследователем, первооткрывателем.
- интегрированный метод. Серия занятий объединена основной проблемой. Вариативность использования интегрированного метода в работе с детьми довольно многообразна: полная интеграция (экологическое воспитание с художественной литературой, ИЗО деятельностью, музыкальным воспитанием, физическим развитием); частичная интеграция (художественная литература и ИЗИ деятельность); интеграция на основе единого проекта, в основе которого лежит проблема. Этот метод помогает мне как педагогу развивать личность ребенка, его познавательные и творческие способности.
Обучение организую в форме игры, так как именно она является ведущим видом деятельности дошкольников. Использую следующие методы и приемы: побуждение, стимулирование деятельности, наводящие вопросы, совместная деятельность; проблемные и обучающие ситуации.
- развивающие игры и упражнения помогают направить внимание детей на сравнение, анализ, синтез, стимулируют фантазию, развивают творческие способности, самостоятельность и умение общаться со сверстниками и взрослым. Наибольшую пользу ребенку приносит игра, которая возникает спонтанно наедине с собой или в компании сверстников, когда ребенок по своей инициативе приступает к тому или иному виду деятельности, сам проводит наблюдения, делает выводы, пытается применить на практике свои умения и навыки.
- задания творческого типа с одновременной активизацией мышления и воображения, что позволяет повышать творческую и познавательную деятельность детей в сфере - люди, мир предметов, мир игры и др.
- учебно-методические - формируют у детей мотивацию для обучения в школе; осуществляют связь результатов опытов с повседневной жизнью, наблюдениями детей дома и на улице.
- метод мотивации и стимулирования (предвосхищения, оценки). Эти методы помогают вызывать у детей интерес к занятиям, занимательному делу или какой либо деятельности, создают условия увлеченности, умственного напряжения, направляют усилия детей на осознанное освоение и приобретение знаний и умений (образовательные ситуации, игры, соревнования, состязания и др.).
- информационно-рецептивный метод. Педагог предоставляет информацию, организацует действия детей с объектом изучения. Это один из наиболее экономных методов передачи информации и включает следующие приемы: распознающее наблюдение, рассматривание картин, демонстрация фильмов, просмотр компьютерных презентаций, рассказы воспитателя или самих детей, чтение, экскурсия).
- репродуктивный метод помогает закреплять умения и навыки у детей. Достигается это путем применения имеющихся у детей знаний по образу, в рамках предложенных ситуаций. Он включает в себя: прием повтора, выполнение формообразующих движений рук, работу в черновиках.
- метод проблемного изложения. Это постановка проблемы и раскрытие пути ее решения в процессе организации опытов, наблюдений. Отмечу необходимые условия применения метода для работы с дошкольниками: проблемные ситуации должны отвечать целям формирования знаний; быть доступными для детей; вызывать собственную познавательную активность; задания должны быть в зоне ближайшего развития (Л. Выготский), чтобы ребенок самостоятельно проанализировал проблему и нашел "неизведанное".
- эвристический метод (частично-поисковый) направлен на проявление самостоятельности детей в каком либо моменте занятия. Формой реализации этого метода является сочетание эвристической беседы и решение проблемных задач и заданий.
- метод "Проектов" ориентируется на совместную деятельность участников образовательного процесса: воспитатель-ребенок, ребенок-родитель, воспитатель-родитель, ребенок-воспитатель-родитель-педагог. В своей деятельности использую разнообразие технологии метода "Проектов": развлечения ("Посиделки с мамой", "Сагаалган"), творческие ("Пасхальный марафон", "Чудо пуговки") и информационные проекты ("С чего начинается родина", "Накормите птиц зимой"). Технология проектирования позволяет каждому ребенку обеспечить признание важности и необходимости каждого в коллективе. Этот метод способствует развитию ключевых компетентностей: социально-коммуникативной, технологической, информационной.
Средства обучения:
Дидактические материалы;
Наглядные средства;
Технические средства обучения.
Сюда входят: упражнения, карты-схемы, картотеки игр, картотеки презентаций, картотеки к занятиям, художественное слово (пословицы, поговорки, стихи, загадки), печатные издания, мультимедийные презентации, мультфильмы.
Также: визуальные, аудийные, аудиовизуальные; демонстрационные и раздаточные; естественные и искусственные; реальные и виртуальные; двигательное (оборудование для ходьбы, бега, лазанья, прыгания, занятий с мячом и др.); игровой материал (игры, игрушки); чтения художественной литературы (книги для детского чтения, в том числе аудиокниги, иллюстративный материал); познавательно - исследовательской деятельности (натуральные предметы для исследования и образно-символический материал, в том числе макеты, карты, модели, картины, различные приборы и механизмы - компас, барометр, колбы и др.); трудовые (оборудование и инвентарь для всех видов труда); продуктивные (оборудование и материалы для лепки, аппликации, рисования и конструирования); музыкально-художественные (детские музыкальные инструменты, дидактический материал).
Для организации деятельности воспитанников используется информационно - ресурсное обеспечение образовательного процесса. Это совокупность технологических средств, информации и коммуникационных технологий: ноутбук, мультимедийный проектор, обучающие программы.
Для того, чтобы достичь определенных результатов, в группе создана развивающая среда, которая стимулирует самую разнообразную деятельность ребенка.Каждому ребенку предоставлена свобода в выборе средств для применения творческих способностей, удовлетворения своих интересов и любознательности, с учетом индивидуальных и возрастных особенностей. Это помогло осуществить необходимую коррекцию для познавательного продвижения развития каждого ребенка. Предметно-развивающая среда не только обеспечивает разные виды активности (физическую, умственную, игровую), но становится объектом самостоятельной деятельности ребенка, являясь своеобразной формой самообразования.