Методические разработки, программы, проекты.
Программы разработанные мною, для работы с детьми.
Скачать:
Предварительный просмотр:
МКУ «Комитет по образованию г. Улан-Удэ»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №96 «Калинка» г. Улан-Удэ комбинированного вида
670042, Республика Бурятия г. Улан-Удэ, Проспект Строителей, 32а, 16а
тел/факс 46-96-30, 46-98-90 e-mail: kalinka96@yandex.ru
Рабочая программа кружка
«В мире оригами»
в подготовительной группе на 2020-21 уч. год
Воспитатель:
Мазур С.С.
г.Улан-Удэ
2020г.
Рабочая программа кружка «В мире оригами»
в подготовительной группе на 2020-21 уч. год
Подготовила воспитатель Мазур Светлана Сергеевна
Пояснительная записка
Цель современного образования является воспитание и развитие личности ребёнка, его творческого потенциала , способностей, интересов.
Значения оригами в развитии детей имеет огромное значение. Это интересное и доступное им искусство, оригами помогает развивать художественный вкус, логику, способствует формированию пространственного воображения, развивает память, активизировать мыслительные процессы, способствует концентрации внимания и самодисциплине. Кроме того, у детей совершенствуется мелкая моторика рук, точные движения пальцев, развивается глазомер.
Конструирование из бумаги является не только увлекательным способом проведения досуга, но совершенствуя и координируя движения пальцев и кистей рук, влияет на общее интеллектуальное развитие ребенка и способствует подготовке его к школе. Психологами и педагогами доказано, что техника оригами способствует развитию у детей целого комплекса навыков. Занятия оригами являются своеобразной психотерапией, способствуют повышению активности, как левого, так и правого полушарий мозга, поскольку требуют одновременного контроля над движениями обеих рук, повышаются навыки мелких и точных движений пальцев обеих рук, активизируется творческое мышление, увеличивается его скорость и гибкость, развиваются пространственное воображение, глазомер. Дети проявляют большой интерес к оригами. Удовлетворить детские познавательные интересы, совершенствовать мастерство конструирования из бумаги возможно в рамках кружковой работы. Освоение детьми различных базовых форм оригами позволит детям почувствовать себя, смелее, непосредственнее, даст полную свободу для самовыражения. Практическая значимость данного кружка велика. Работами детей можно украсить группу, площадку. Ребята могут подарить свои поделки сотрудникам, детям, родителям. Из лучших работ можно организовать выставки.
Цель кружка. Ознакомление детей с искусством оригами, всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей в процессе овладение элементарными приемами техники оригами, как художественного способа конструирования из бумаги.
Задачи.
Обучающие:
• Знакомить детей с основными геометрическими понятиями и базовыми формами оригами.
• Формировать умения следовать устным инструкциям.
• Обучать различным приемам работы с бумагой.
• Знакомить детей с основными геометрическими понятиями: круг, квадрат, треугольник, угол, сторона, вершина и т. д. Обогащать словарь ребенка специальными терминами.
Создавать композиции с изделиями, выполненными в технике оригами.
Развивающие:
• Развивать внимание, память, логическое и пространственное воображения.
• Развивать мелкую моторику рук и глазомер.
• Развивать художественный вкус, творческие способности и фантазии детей.
• Развивать у детей способность работать руками, приучать к точным движениям пальцев, совершенствовать мелкую моторику рук, развивать глазомер.
• Развивать пространственное воображение.
Воспитательные:
• Воспитывать интерес к искусству оригами.
• Расширять коммуникативные способностей детей.
• Формировать культуру труда и совершенствовать трудовые навыки.
• Способствовать созданию игровых ситуаций, расширять коммуникативные способности детей.
• Совершенствовать трудовые навыки, формировать культуру труда, учить аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.
Принципы построения программы:
1. Принцип сотрудничества педагога с ребенком, доброжелательного отношения в процессе работы;
2. Принцип личного примера;
3. Принцип систематичности и последовательности;
4. Принцип наглядности;
5. Принцип частой смены видов деятельности.
Предполагаемый конечный результат:
- ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в конструировании из бумаги в технике оригами;
- ребенок обладает установкой положительного отношения к ручному труду, способен договариваться, сопереживать неудачам и радоваться успехам других.
- у ребенка развита мелкая моторика;
- ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в конструировании из бумаги;
- ребенок способен к волевым усилиям при создании сложных конструкций;
- ребенок проявляет любознательность, склонен экспериментировать с бумагой со способами создания из неё поделок.
Программа «В мире оригами» рассчитана на 1 год ( возраст детей 5-7 лет) Для успешного освоения программы занятия в численность детей в группе кружка должна составлять 10 человек. Занятия проводятся четыре раза в месяц, с сентября по май. Форма проведения занятий комбинированная (теория + практическая часть + игровая деятельность).
Принципы занятий в кружке
Принцип наглядности – использование карточек, открыток, коллажей с символическими рисунками для запоминания.
Образность, доступность речи педагога (переработка сложной информации в форму, доступную детям).
Опора на непосредственные детские впечатления, возрастной жизненный опыт и эмоциональные ассоциации. Для запоминания учебного материала предлагаются сказочные забавные истории.
Построение программного материала по мере усложнения от простого к сложному.
Использование игровых ситуаций, сюрпризных моментов с целью активизации творческих способностей детей.
Ведение занятия методом диалога, наиболее отвечающего возрастным особенностям детей.
Творческий подход к подаче материала, учёт интересов детской аудитории.
Развитие конструктивных навыков и мелкой моторики.
Развитие всех видов памяти: зрительной, моторной, слуховой, тактильной.
Релаксация и психогимнастика.
Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности детей на занятиях:
-фронтальный: одновременная работа со всеми детьми;
-индивидуально-фронтальный: чередование индивидуальных и фронтальных форм работы;
-групповой: организация работы в группах;
-индивидуальный: индивидуальное выполнение заданий, решение проблем.
Методы организации деятельности детей:
-словесные (беседа, познавательный рассказ, художественное слово, инструктаж, обсуждение результатов, поощрение) ;
-наглядные (показ образцов, схем, иллюстраций);
-практические (конкретные трудовые задания и упражнения);
-игровые (создание игровых ситуаций).
Формы организации деятельности детей:
-тематические занятия;
-игра-путешествие;
-творческие занятия;
-игровые занятия;
-выставки детских работ.
Использование ИКТ: мультимедиа, презентации.
Перспективный план кружка «В мире оригами»на 2020-2021 гг.
месяц | неделя | тема | цель | описание | Методы и приемы |
сентябрь | 2 неделя | Тема 1. Знакомство с искусством оригами. Рассматривание поделок и иллюстраций. Знакомство с условными знаками и приемами. | Цель: Расширить и закрепить представления детей из истории возникновения техники оригами. Вспомнить условные обозначения, применяемые в оригами. | Описание: Беседа об истории оригами. Познакомить с условными знаками и приемами складывания («гора», «долина», линия перегиба, линия надреза и т. д.). | Методы и приемы: показ, объяснение, действие по образцу, беседа. |
3 неделя | Тема 2. Бумага. Учимся складывать и резать. Лягушонок. | Цель: Расширить и закрепить представление детей о бумаге. Научить основным элементам складывания. Изготовить фигурку «Лягушонок» | Описание: Беседа «Бумага и ее история». Показать разновидности бумаги (писчая, газетная, обойная, калька, картон). Упражнения по отработке основных элементов складывания: сложить квадрат по диагонали, сложить пополам, найти центр квадрата (складывая его по диагонали, складывая пополам). Загадывание загадки про лягушонка. Изготовление фигурки. Приклеить глаза. Вырезать «болото». Поговорить о видах лягушек, чем питаются, где обитают. | Просмотр мультфильма Чтение сказок Методы и приемы: показ, объяснение, действие по образцу, упражнение, беседа. | |
4 неделя | Тема 3. Базовая форма «книжечка». Дом. Конура Методы и приемы: действие по образцу, упражнение, рассказ педагога, чтение художественной литературы, педагогическая оценка. | Цель: Познакомить с базовой фигурой «книжечка» | Описание: Рассказать, что в основе любой поделки лежит базовая форма. Чтение стихотворения А. Барто «Домик». Изготовление поделки. Дорисовать окна, двери. | Методы и приемы: действие по образцу, упражнение, рассказ педагога, чтение художественной литературы, педагогическая оценка. | |
октябрь | 1 неделя | Тема 4. Базовая форма «книжечка». Грибы. | Цель: Поговорить о грибах. Изготовление поделки «Грибы | Описание: Вспомнить названия съедобных и несъедобных грибов. Вспомнить загадки о грибах, рассматривание иллюстраций грибов. Чтение стихов И. Анденко «Грибной поселок», Г. Новицкая «Боровик». Изготовить поделку. Дополнить её, вырезав травку. И приклеить гриб на траву. Придумать название композиции. П/и «Съедобный грибок - положи в кузовок». | Методы и приемы: показ, объяснение, действие по образцу, беседа, упражнения, подвижная игра, поощрение, чтение художественной литературы. |
2 неделя | Тема 5. Базовая форма «воздушный змей». Кленовый лист. | Цель: Цель: Изготовить композицию с кленовыми листьями. | Описание: Рассмотреть настоящий кленовый лист. На что он похож? Изготовление кленовых листьев и приклеивание их к веточке без листьев. | Методы приемы: показ, объяснение, действие по образцу, чтение художественной литератур загадывание беседа. | |
3 неделя | . Тема 6. Базовая форма «треугольник». Щенок. Методы и приемы: действие по образцу, беседа, чтение художественной литературы, прослушивание песни, дидактическая игра, оценка воспитателя. | Цель: Изготовить поделку «Щенок». | Описание: Беседа «Мой любимый домашний питомец». Прослушивание песни Е. Птичкин «Не дразните собак». Чтение стихотворения Г. Новицкая «Дворняжка». Изготовление поделки. Д/и «Дай кличку щенку», «Назови ласково». | Методы и приемы: действие по образцу, беседа, чтение художественной литературы, прослушивание песни, дидактическая игра, оценка воспитателя. | |
4 неделя | Тема 7. Базовая форма «треугольник». Котенок. | Цель: Изготовить поделку «Котенок» | Описание: Чтение стихотворения «Бездомная кошка», С. Маршак «Усатый - полосатый», Н. Носов «Живая шляпа». Изготовление поделки, дорисовать глаза, нос, усы. | Методы и приемы: чтение художественной литературы, действие по образцу, упражнение, оценка воспитателя. | |
2 неделя | Тема 8. Базовая форма «треугольник». Кролик. | Цель: Изготовить поделку «Кролик» | Описание: Чтение стихотворения С. Русева «Кролик». Изготовление поделки. Беседа «Зачем люди разводят кроликов». | Методы и приемы: чтение художественной литературы, действие по образцу, беседа, похвала. | |
3 неделя | Тема 9. Базовая форма «воздушный змей». Гномик. | Цель: Изучить новую базовую форму «воздушный змей». Изготовить поделку «Гномик» | Описание: Аудио прослушивание сказки «Белоснежка и семь гномов». Изготовление поделки. Дать гномам имена, в зависимости от нарисованного личика - «Ворчун», «Весельчак» т. д. Инсценировка сказки. | Методы и приемы: аудио прослушивание, действие по образцу, беседа, создание игровой ситуации. | |
4 неделя | Тема 10. Базовая форма «воздушный змей». Лебедь. | Цель: Изготовить поделку «Лебедь» | Описание: Рассмотреть картинки водоплавающих птиц. Вспомнить их названия. Изготовление поделки, вырезать море. | Методы и приемы: показ, беседа, действие по образцу, оценка воспитателя. | |
Февраль | 1 неделя | Тема 11. Композиция «Домашние птицы». (Гусь и утка). | Цель: Изготовление композиции «Домашние птицы». | Описание: Рассмотреть картинки «Домашние птицы». Вспомнить их названия. Почему птиц называют домашними? Загадывание загадок о домашних птицах. Изготовление поделок. Прослушивание песни «Жили у бабуси». | Методы и приемы: показ, беседа, загадывание загадок, действие по образцу, прослушивание песни. |
2 неделя | Тема 12. Тема Базовая форма «треугольник». Елка. | Цель: Познакомить с новой базовой формой «треугольник». Изготовление поделки «Елка» | Описание: Знакомство с базовой формой «треугольник». Загадывание загадки о елке. Чтение стихотворения А. Барто «Елка». Изготовление поделки. Все елочки объединить в одну композицию для получения леса-ельник. Беседа «Правила поведения в лесу». | Методы и приемы: показ, объяснение, действие по образцу, беседа, упражнение. | |
3 неделя | Тема 13. Базовая форма «конверт (блин)». Игрушка «Ловец микробов». | Цель: Познакомить детей с новой базовой формой «конверт (блин)». Изготовить игрушку «Ловец микробов». | Описание: Беседа «Мои любимые игрушки». Чтение А. Барто «Игрушки». Познакомить с новой базовой формой «конверт», изготовление игрушки. Раскрасить ее | Методы и приемы: беседа, чтение художественной литературы, объяснение, действие по образцу. | |
4 неделя | Тема 14. Базовая форма «конверт (блин)». Штаны. | Цель: Изготовить композицию, основным элементом которой будет являться поделка «Штаны». | Описание: Д/и «Четвертый лишний» (по теме «Одежда»). Изготовление «штанов». Закончить композицию, вырезать рубашку и голову. Склеить человечка. | Методы и приемы: дидактическая игра, показ, объяснение, действие по образцу, упражнение, оценка воспитателя. | |
ноябрь | 1 неделя | Тема 15. Базовая форма «конверт (блин)». Кровать. | Цель: Изготовить поделку «Кровать», используя базовую форму «конверт (блин)». | , Описание: Рассмотреть внимательно группу и назвать предметы мебели. Спросить детей, где раньше спали древние люди и зачем придумали кровать. Пальчиковая гимнастика. Изготовление поделки. | Методы и приемы: показ, объяснение, беседа, действие по образцу, оценка воспитателя. |
2 неделя | З Тема 16. Базовая форма «конверт (блин)». Солонка. | Цель: Изготовить поделку «Солонка» | Описание: Повторить с детьми, что посуда бывает чайной, кофейной, столовой. Чтение К. Чуковский «Федорино горе». Назвать посуду, о которой говорится в сказке. Изготовление солонки. Украшение элементами аппликации. | Методы и приемы: беседа, объяснение, действие по образцу, упражнение. | |
3 неделя | Тема 17. Базовая форма «конфетка». Рябиновые листья. | Цель: Изучить новую базовую форму «конфетка». Изготовить композицию «Рябина» | Описание: Чтение стихотворения Ирины Токмаковой «Рябина». Изготовление листьев. На цветном картоне нарисовать веточку и приклеить листья. Ягоды вырезают и тоже приклеивают. | Методы и приемы: чтение художественной литературы, действие по образцу, упражнение, оценка воспитателя. | |
4 неделя | Тема 18. Кошелек. | Цель: Изготовить поделку «Кошелек» | Описание: Сказать ребятам, что после занятия будем играть в игру «Магазин». Перечислить, что мы берем в магазин? Предложить сделать кошелек для игры. Украсить его. | Методы и приемы: объяснение, беседа, действие по образцу, создание игровой ситуации. | |
Декабрь | 1 неделя | Тема 19. Снежинка. Методы и приемы: показ, объяснение, чтение художественной литературы, действие по образцу, упражнение. | Цель: На основе наглядных образцов показать детям различные способы изготовления снежинок из бумаги. Предложить детям сделать понравившиеся им снежинки, используя графические образцы, для украшения группы. | Описание: Предварительная работа: на прогулке рассмотреть снежинки. Все они разные и не похожи друг на друга. Чтение «Снежинки» М. Клоковой. Изготовление снежинок, украшение ими группы. | Методы и приемы: показ, объяснение, чтение художественной литературы, действие по образцу, упражнение. |
2 неделя | Тема 20. Звезда. | Цель: Сделать коллективную композицию «Звездное небо» | Описание: Поговорить с детьми, какие звезды они знают (на небе, на Кремле, на елке и т. д.). Изготовление звезд. Сделать коллективную композицию «Звездное небо». | Методы и приемы: беседа, действие по образцу, упражнение, совместная оценка работы. | |
январь | 3-4 неделя | Тема 21. Базовая форма «Дверь». Поросенок. Мышка. | Цель: Познакомить детей с новой базовой формой «Дверь». Сделать фигурки поросенка и мышки. | Описание: Познакомить с базовой формой «Дверь». Чтение стихов «»Поросенок» Н. Френкель и А. Шлыгина и «Мышь» А. Лаврина. Назвать сказки, где герои были эти животные. Создание фигурок, дорисовать глаза. Придумать сказку с этими героями. | Методы и приемы: показ, объяснение, чтение художественной литературы, беседа, действие по образцу, рассказ детей. |
февраль | 1-2 неделя | : Тема 22. Сердце. Цель: Изготовить сердца для любимых. Цель: Изготовить сердца для любимых. Методы и приемы: рассказ воспитателя, действие по образцу, беседа. | Цель: Изготовить сердца для любимых. Цель: Изготовить сердца для любимых. Методы и приемы: рассказ воспитателя, действие по образцу, беседа. | Методы и приемы: рассказ воспитателя, действие по образцу, беседа. | |
3 неделя | П Тема 23. Самолет. | Цель: Изготовить поделку «Самолет». | Описание: Вспомнить классификацию транспорта: наземный, водный, воздушный. Физ. минутка. Сложить самолет. Провести конкурс «Чей самолет полетит дальше». | Методы и приемы: беседа, действие по образцу, создание игровой ситуации. | |
4 неделя | З Тема 24. Лодка. Пароход. быстрей» | Цель: Создать композицию к 23 февраля. Изготовить лодку и пароход. | , Описание: Загадывание загадок по теме «Транспорт». Изготовление поделок. Оформить в композицию, для подарка к 23 февраля. | Методы и приемы: загадывание загадок, действие по образцу, беседа, совместная оценка работ. | |
март | 1 неделя | З Тема 25. Русская красавица. Методы и приемы: показ, рассказ, действие по образцу, упражнение, беседа, оценка воспитателя. | Цель: Изучить национальные костюмы. Изготовить композицию «Русская красавица» | , Описание: Рассматривание национальных костюмов разных народов. Отметить, что русский костюм - это сарафан и кокошник. Изготовление красавицы в сарафане и головном уборе. Раскрасить. | Методы и приемы: показ, рассказ, действие по образцу, упражнение, беседа, оценка воспитателя. |
2 неделя | Тема 26. Цветы для мамы: ирис. Цветок с 4 лепестками. | Цель: Изготовит поделку «Ирис» | Описание: Напомнить о празднике 8 марта. Изготовить подарок маме и бабушке. Чтение стихотворений про 8 марта. | ||
3 неделя | Тема 27. Цветок «Сказка». | Цель: Изготовить поделку «Цветок» | Описание: Вспомнить с детьми названия разных цветов. Подвижная игра «Садовник». Изготовление цветка. | Методы и приемы: беседа, создание игровой ситуации, действие по образцу, оценка воспитателем | |
4 неделя | Тема 28. Тюльпаны. | Цель: Изготовить поделку «Тюльпан» | Описание: Рассмотреть картинки цветов, вспомнить их названия. Чтение стихотворения Т. Лаврова «Тюльпаны». Изготовление цветов. | Прослушивание песни Ю. Антонова «Не рвите цветы».Методы и приемы: показ, беседа, чтение художественной литературы, действие по образцу, | |
Апрель | 1 неделя | Тема 29. Головные уборы: колпак, пилотка. Методы и приемы: беседа, показ, действие по образцу, упражнение. | Цель: Изготовление поделок «Колпак», «Пилотка». | Описание: Беседа «Головные уборы. Их назначение». Изготовление колпака и пилотки из газетной бумаги. Придумывание загадок о головных уборах | Методы и приемы: беседа, показ, действие по образцу, упражнение. |
2 неделя | Тема 30. Посуда: стаканчик, тарелка. | Цель: Изготовление поделок «Стаканчик» и «Тарелка». | Описание: Д/и «Где живут продукты», «Скажи наоборот» по теме «Посуда». Изготовление стаканчика и тарелки, украсить их элементами аппликации. С/р игра «На пикнике». | Методы и приемы: создание игровой ситуации, беседа, показ, действие по образцу, оценка воспитателем. | |
3 неделя | Тема 31. Птицы: сова, скворец, воробей. | Цель: Изготовить поделки птиц: «Сова», «Скворец», «Воробей». | Описание: Беседа «перелетные и зимующие птицы». Рассмотреть картинки птиц, вспомнить их названия. Загадывание загадок. Изготовление птиц | Методы и приемы: показ, беседа, загадывание загадок, действие по образцу. | |
4 неделя | Тема 32. Рыбка в аквариуме. | Цель: Изготовить композицию «Рыбка в аквариуме» | Описание: Рассмотреть картинки «Рыбы», вспомнить их названия. Загадывание загадок. Сделать фигурку рыбки, вырезать аквариум, водоросли, камешки. | Методы и приемы: показ, объяснение, беседа, загадывание загадок, действие по образцу, обсуждение. | |
май | 1 неделя | Тема 33. Майский цветок. Методы и приемы: показ, беседа, прослушивание песни, действие по образцу, оценка воспитателем. | Цель: Изготовление поделки «Ландыш» | Описание: Рассмотреть картинки цветов, цветущих в мае: тюльпан, нарцисс, анютины глазки, ландыш. Прослушивание песни «Ландыши» слова О. Фадеева, музыка О. Фельцмана. Создание поделки. | Методы и приемы: показ, беседа, прослушивание песни, действие по образцу, оценка воспитателем. |
2 неделя | Тема 34. Коллективная работа: колоски. . | Цель: Изготовить коллективную композицию «Колоски» | Описание: Беседа «От колоска к хлебу». Чтение стихотворения Я. Аким «Пшеница». Изготовление колосков. Создание композиции. | Методы и приемы: беседа, чтение художественной литературы, действие по образцу. | |
3 неделя | Тема 35. Коллаж на свободную тему. | Цель: Предложить детям самостоятельно подобрать материал для поделки, изготовить поделки, используя ранее полученные знания. Выявить уровень сформированности умений и навыков. | Описание: Дети на свой выбор делают любую фигуру, которую делали в течение года. Оформляется коллаж. Можно сделать красавицу и семь гномов и обыграть сказку «Белоснежка и семь гномов». Можно сделать поросят и домики и обыграть сказку «Три поросенка». | Методы и приемы: беседа, самостоятельная работа, совместная оценка работ. | |
май | 4 неделя | Тема 36. Выставка детских работ. Цель: Оформить выставку лучших работ детей для родителей. |
Предварительный просмотр:
МКУ «Комитет по образованию г. Улан-Удэ»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №96 «Калинка» г. Улан-Удэ комбинированного вида
670042, Республика Бурятия г. Улан-Удэ, Проспект Строителей, 32а, 16а
тел/факс 46-96-30, 46-98-90 e-mail: kalinka96@yandex.ru
Рабочая программа кружка «Волшебные таблицы»
Воспитатель:
Мазур С.С.
г.Улан-Удэ
2019г.
Рабочая программа кружка «Волшебные таблицы»
в старшей группе на 2019-20 уч. год
Подготовила воспитатель Мазур Светлана Сергеевна
Пояснительная записка
Дошкольный возраст – это возраст образных форм сознания, и основными средствами, которыми ребёнок овладевает в этом возрасте, являются образные средства: сенсорные эталоны, различные символы Отличительные особенности технологии и знаки (прежде всего это разного рода наглядные модели, схемы, таблицы и другое). Очень важно взаимодействие образа и слова. Введение карточек-символов для запоминания различных объектов, использование мнемотаблиц для запоминания стихотворений позволяет соединить зрительный ряд со слуховой направленностью.
Отличительные особенности технологии:
- имеет чёткое теоретическое и экспериментальное обоснование;
- -приемы запоминания индивидуализированы;
- -широко используются образные коды, обеспечивающие быстрое запоминание;
- -введено понятие ”навык запоминания” и разработана точная система контроля навыка запоминания.
Мнемотехника помогает развивать:
- - ассоциативное мышление
- - зрительную и слуховую память
- - зрительное и слуховое внимание
- - воображение
Актуальность
Овладение способами и приёмами познавательной деятельности позволяет ребёнку научиться самостоятельно усваивать знания и использовать их на практике. Особенно важно то, что в значительной мере сокращается время обучения: происходит оптимизация и рационализация основных психических процессов, развитие у детей творческого, нетрадиционного видения мира.
Цель обучения:
- - развитие связной речи;
- - преобразование абстрактных символов в образы (перекодирование информации);
- - развитие мелкой моторики рук;
- - развитие основных психических процессов – памяти, внимания, образного мышления;
- - помогает овладение приёмами работы с мнемотаблицами и сокращает время обучения.
Задачи:
Воспитательные:
1. Уважительное отношение к результатам труда.
2. Интерес к творческой и досуговой деятельности.
3. Практического применения правил сотрудничества в коллективной деятельности.
Развивающие:
- Развивать познавательные процессы: образную, зрительную, слуховую,
словесную память; внимание; восприятие; мышление; воображение.
- Способствовать развитию: Грамматического строя речи; увеличению словарного запаса;
3. Пространственной ориентации; координации движения;
4. Развивать логическое мышление.
5 Развивать эмоционально-волевую сферу.
6. способности самостоятельного выполнения задания
Обучающие:
1. Овладеть начальными знаниями, умениями и навыками.
2. Накопить опыт практической деятельности в работе с таблицами
3. Владеть способами планирования и организации досуговой деятельности.
4. Использовать навыки коллективного сотрудничества.
Общепедагогические принципы:
- принцип систематичности и последовательности: постановка задач в логике «от простого к сложному», «от близкого к далёкому»,«от хорошо известного к малоизвестному и незнакомому».
- Принцип цикличности: построение содержания программы с постепенным усложнением и расширением от возраста к возрасту.
- Принцип природосообразности: постановка задач художественно-творческого развития детей с учётом «природы» детей: возрастных особенностей и индивидуальных способностей.
Механизм реализации программы
- Реализация программы рассчитана на 1 год обучения;
- численность детей в группе от 12 человек, возраст 5-6 лет;
-продолжительность занятий- 25 минут, в вечернее время, 1 раз в неделю;
-всего за год (включая мониторинг) – 28 занятий.
Принципы занятий в кружке
Принцип наглядности – использование карточек, открыток, коллажей с символическими рисунками для запоминания.
Образность, доступность речи педагога (переработка сложной информации в форму, доступную детям).
Опора на непосредственные детские впечатления, возрастной жизненный опыт и эмоциональные ассоциации. Для запоминания учебного материала предлагаются сказочные забавные истории.
Построение программного материала по мере усложнения от простого к сложному.
Использование игровых ситуаций, сюрпризных моментов с целью активизации творческих способностей детей.
Ведение занятия методом диалога, наиболее отвечающего возрастным особенностям детей.
Творческий подход к подаче материала, учёт интересов детской аудитории.
Приёмы работы, технологии
Знакомство с приёмами запоминания: слов, картинок, стихов, открыток, коллажей методами: сюжета, ассоциации, запоминание цепочек, трансформации, эйдотехники.
Знакомство с принципами составления и запоминания мнемотаблиц.
Развитие конструктивных навыков и мелкой моторики.
Развитие всех видов памяти: зрительной, моторной, слуховой, тактильной.
Релаксация и психогимнастика.
Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности детей на занятиях:
-фронтальный: одновременная работа со всеми детьми;
-индивидуально-фронтальный: чередование индивидуальных и фронтальных форм работы;
-групповой: организация работы в группах;
-индивидуальный: индивидуальное выполнение заданий, решение проблем.
Методы организации деятельности детей:
-словесные (беседа, познавательный рассказ, художественное слово, инструктаж, обсуждение результатов, поощрение) ;
-наглядные (показ образцов, схем, иллюстраций);
-практические (конкретные трудовые задания и упражнения);
-игровые (создание игровых ситуаций).
Формы организации деятельности детей:
-тематические занятия;
-игра-путешествие;
-творческие занятия;
-игровые занятия;
-выставки детских работ.
Использование ИКТ: мультимедиа, презентации.
Работа с мнемотаблицей:
Мнемотаблицы использую для:
- обогащения словарного запаса,
- при обучении составлению рассказов,
- при пересказах художественной литературы,
- при заучивании стихов.
Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определенная информация. Как любая работа строится от простого к сложному.
Мнемотаблицы могут быть предметные, предметно - схематические и схематические. Если дети, справились с предметной моделью, то задание усложняется: даётся предметно – схематическая модель. Этот вид мнемотаблиц включает меньшее количество изображений. И только после этого дается схематическая мнемотаблица.
Стихотворения.
Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений. Суть заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком. На начальном этапе взрослый предлагает готовую план - схему, а по мере обучения ребенок также активно включается в процесс создания своей схемы.
Описательный рассказ.
Это наиболее трудный вид в монологической речи. Описание задействует все психические функции (восприятие, внимание, память, мышление). Дети не располагают теми знаниями, которые приобретают в течение жизни. Чтобы описать предмет, его надо осознать, а осознание - это анализ. Что ребенку очень трудно. Здесь важно научить ребенка сначала выделять признаки предмета.
Пересказ.
Ему принадлежит особая роль в формировании связной речи. Здесь совершенствуется структура речи, ее выразительность умение строить предложения. И если пересказывать с помощью мнемотаблиц, когда дети видят всех действующих лиц, то свое внимание ребенок уже концентрирует на правильном построении предложений, на воспроизведении в своей речи необходимых выражений.
Творческие рассказы.
Предложение придумать рассказ или сказку дети обычно встречают радостно. Но чтобы рассказы детей были не однообразные, логично построенные, существенную помощь окажут мнемотаблицы.
Работа на занятиях по мнемотаблицам состоит из трех этапов.
1 этап: Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.
2 этап: Осуществляется перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов слов в образы.
3 этап: После перекодирования осуществляется пересказ сказки или рассказ по заданной теме. В младших группах с помощью воспитателя, в старших – дети должны уметь самостоятельно.
В конце года обучения дети должны знать
•увеличится круг знаний об окружающем мире;
•появится желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории;
•появится интерес к заучиванию стихов;
•словарный запас выйдет на более высокий уровень;
•дети преодолеют робость, застенчивость, будут свободно держаться перед аудиторией.
Перспективный план кружка «Волшебные таблицы»на 2019-2020 гг.
месяц | неделя | тема | цель | материал | дополнительный материал ИКТ мультимедия/ презентация, музыкальное сопровождение |
Ноябрь | 1 неделя | Составление описательного рассказа Тема :"Игрушки" | Формировать способность составлять описательный рассказ об игрушке с использованием мнемотаблиц. Совершенствовать умение правильно называть предметы, их отдельные части, качества. | Игрушки, мнемотаблицы, разукрашки, цветные карандаши | Презентация «Игрушки» Аудиозапись стихи А. Барто |
2 неделя | «Пересказ р. н. сказки «Репка», «Теремок» | Формировать умение перекодировать и воспроизводить информацию с мнемотаблицы. Уточнить и закрепить правильное произношение звука –а-. | Кукольный настольный театр по сказкам Мнемотаблицы Бумага цветные карандаши | Просмотр мультфильма Чтение сказок | |
3 неделя | Заучивание стихотворения И.Винокуров «Подарки осени» | Формировать способность выразительно рассказывать стихотворение, используя мнемодорожку. Упражнять в подборе определений к заданному слову | Дидактическая игра «С какого дерева лист» Мнемотаблица Разукрашка «Деревья» Цветные карандаши | видео- презентация об осени, загадки, иллюстрации | |
Декабрь | 1 неделя | Описательный рассказ «Профессия моей мамы» | Формировать способность воспроизводить текст с помощью мнемотаблицы, составлять предложения из 2-3 слов, произношение звука –м-, -мь-. | Иллюстрации «Профессии» Дидактическая игра «Для кого какой предмет» мнемотаблицы | Презентация « Профессии» Аудио запись С.Михалков «А что у вас?» |
2 неделя | Заучивание стихотворения Заучивание стихотворенияВоронько «Пирог» | Формировать умение перекодировать информацию по схеме, запоминать текст. Соотносить слова и знаки. | Маски, атрибуты посуда, пирог Мнемотаблицы, книга стихов Разукрашка и краски | Прослушивание музыки «Времена года» Чайковский Зимние мультфильмы | |
3 неделя | Описательный рассказ «Елка новогодняя » . | Формировать умение детей составлять описательный рассказ. Упражнять в согласовании существительных, прилагательных, местоимений в роде, числе, падеже. Активизировать в речи детей прилагательные. | Пластилин, доска для лепки, салфетки, картон белого цвета. Мнемотаблица | Прослушивание детских новогодних песен и мелодий Презентация «Скоро будет новый год» | |
Январь | 1 неделя | Пересказ сказки «Рукавичка» | Продолжать учить детей эмоционально воспринимать содержание сказки, запоминать действующие лица и последовательность событий, познакомить с поговоркой: «в тесноте, да не в обиде». Упражнять в завершении предложений, начатых воспитателем. | Кукольный настольный театр по сказкам Мнемотаблицы Бумага цветные карандаши | Просмотр мультфильма Чтение сказок |
2 неделя | Чтение и заучивание стихотворения о зиме «Почему медведь спит зимой» В. Орлова | Приобщать детей к поэзии. Помогать детям запомнить и выразительно читать стихотворение Воспитывать интерес к природе в разное время года. Учить наносить рельефный рисунок с помощью стеки, для придания выразительности объектам. | Мнемотаблица, иллюстрации Пластилин, картон, стеки | Иллюстрации зимнего пейзажа, музыкальное сопровождение Презентация «Животные зимой» | |
3 неделя | Составление описательного рассказа о диких животных (волк, заяц, медведь, лиса) | Формировать умение описывать животное, используя общую мнемотаблицу, называть отличительные признаки каждого животного. Соотносить существительное с прилагательным. З. К. Р. –д-, -т-. | Мнемотаблица, иллюстрации Настольные игры, игрушки животных физминутки | Иллюстрации зимнего пейзажа, музыкальное сопровождение Презентация «Животные зимой» | |
4 неделя | Подвижная игра "«Мыши водят хоровод» | Задачи: Формировать умение запоминать текст с помощью мнемотаблиц. Соотносить слова и значок его изображающий. Тренировать память детей. | Шапочки, маски Мнемотаблицы разукрашки | Музыкальное сопровождение | |
Февраль | 1 неделя | Пересказ Пересказ рассказа «Мышки» К. Д. Ушинского | Формирования навыка пересказа текста рассказа с помощью графических схем. Развитие интонационной выразительности речи. Формирование простейших навыков грамматического согласования слов. Развитие внимания, памяти, логического мышления. | Шапочки, маски Мнемотаблицы разукрашки | Предварительное чтение рассказа Презентация «Мыши» |
2 неделя | Заучивание стихотворения И. Сурикова «Зима». | Учить детей выразительно читать наизусть стихотворение, находить пейзажную картинку по образному описанию, обосновывать свой выбор. | Мнемотаблицы Иллюстрации | Иллюстрации зимнего пейзажа, музыкальное сопровождение | |
3 неделя | Творческий рассказ «Мой папа» | Формирование умения детей описывать образ своего отца. Совершенствовать грамматический строй речи. Продолжать развивать умение детей соотносить знаковые символы с образами. | Пластилин, доска для лепки, салфетки, картон белого цвета;. Мнемотаблицы Портрет папы Краски цветные карандаши | Презентация «23 февраля» | |
4 неделя | Составление описательного рассказа «Профессия моего папы» | Формировать способность воспроизводить текст с помощью мнемотаблицы, составлять предложения из 2-3 слов, произношение звука –р-рь | Иллюстрации «Профессии» Дидактическая игра «Для кого какой предмет» мнемотаблицы | Презентация «Военные Профессии» Аудио запись С.Михалков «А что у вас?» | |
Март | 1 неделя | Составление описательного рассказа о весне. | Формировать умение детей составлять короткие описательные рассказы о времени года с использованием мнемотаблиц. Расширять словарный запас - подбирать слова, обозначающие действия, продолжать развивать память, внимание, наглядно-действенное мышление. | , Мнемотаблица, иллюстрации Настольные игры, игрушки животных и птиц физминутки | Слушанье музыки весенней природы, презентации, мультимедиа |
2 неделя | Заучивание стихотворения Заучивание стихотворения «Подарок маме» Волгина Т. | Закреплять умение соотносить символы с образами. Формировать способность детей эмоционально воспринимать поэтические произведения, осознавать содержание. Вызвать желание запомнить и выразительно воспроизвести четверостишие | Мнемотаблицы Портрет мамы Краски цветные карандаши | Слушанье песен о маме презентации, мультимедиа | |
3 неделя | Пересказ рассказа «Пришла весна» Л. Толстого | Учить детей связному последовательному пересказу текста с наглядной опорой на мнемотаблицу. Учить детей отвечать на вопросы предложениями из 2 – 3 слов. | , Мнемотаблица, иллюстрации Настольные игры, игрушки животных и птиц физминутки | Слушанье музыки весенней природы, презентации, мультимедиа | |
4 неделя | Творческий рассказ «Мир подводного царства» | Формировать умение составлять небольшой рассказ по схеме, соблюдая последовательность, умение согласовывать существительные и прилагательные в роде, числе. Использовать в речи предлоги за, под, перед. | Мнемотаблицы Игрушки морских рыб и животных пластилин, доска для лепки, салфетки картон голубого цвета, | Иллюстрации подводного мира, видео «Мир подводного царства» | |
Апрель | 1 неделя | Составление описательного рассказа «Посуда» | Формировать умение детей составлять описательный рассказ о посуде, используя мнемотаблицу. Формировать умение правильно называть отдельные предметы посуды. Формировать представления об их функции. З. К. Р –с-. | Посуда, мнемотаблицы, бумага Карандаши Дидактическая игра «Столовая и чайная посудв» | Презентация Чтение К.Чуковский «Федорино горе» |
2 неделя | Пересказ рассказа «Волк и белка» Л. Н. Толстого. | Задачи: Развитие навыков анализа содержания и языкового оформления текста. Формирование навыков планирования развернутого высказывания. Употребление обогащенной лексики в активной речи. | Мнемотаблица, иллюстрации Настольные игры, игрушки животных физминутки | Иллюстрации пейзажа, музыкальное сопровождение Презентация «Животные весной» | |
3 неделя | Заучивание стихотворения Возвращаются певцы» Г.Ладонщиков | Формировать способность детей эмоционально воспринимать поэтические произведения, осознавать содержание. Вызвать желание запомнить и выразительно воспроизвести четверостишие. | Мнемотаблица, иллюстрации Настольные игры, игрушки птиц физминутки | Иллюстрации пейзажа, музыкальное сопровождение Презентация «Птицы весной» | |
4 неделя | :Творческое Рассказывание Л. Толстой «Три медведя» | Формировать умение пересказывать сказку совместно с воспитателем. Совершенствовать умение отчётливо и правильно произносить звук изолированно и в словах. Для пересказа пользоваться закодированной информацией. Развивать память, внимание. | Кукольный настольный театр по сказкам Мнемотаблицы Бумага цветные карандаши | Просмотр мультфильма Чтение сказок | |
Май | 1 неделя | Пересказ рассказа «Купание медвежат» В. Бианки | Учить целостно и эмоционально воспринимать произведение. Продолжать учить образовывать существительные с суффиксами – енок, - онок. Учить составлять простые предложения самостоятельно, опираясь на схемы. Расширять представления детей о диких животных. | Кукольный настольный театр по сказкам Мнемотаблицы Бумага цветные карандаши | Просмотр мультфильма Чтение сказок |
2 неделя | Заучивание стихотворения Я. Поповой «Ручейки бегут быстрей» | Познакомить детей со стихотворением про весну. Помочь детям запомнить и выразительно читать стихотворение. | , Мнемотаблица, иллюстрации Настольные игры, игрушки животных и птиц физминутки | Слушанье музыки весенней природы, презентации, мультимедиа | |
3 неделя | Заучивание скороговорок и считалок | Формировать умение внимательно относиться к образному слову. Запоминать и интонационно выразительно воспроизводить слова текста, используя мнемотаблицы. Закреплять умение перекодировать информацию. | , Мнемотаблица, иллюстрации Настольные игры, игрушки животных и птиц физминутки | Слушанье музыки весенней природы, презентации, мультимедиа |