Учитель года -2016
1. Методический семинар. Объяснительная записка педагогического опыта работы Коноваловой Наталии Ивановны, учителя русского языка и литературы высшей квалификационной категории, МКОУ Аннинской средней общеобразовательной школы №1
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Методический семинар. Объяснительная записка | 48.91 КБ |
Методический семинар. Презентация | 2.24 МБ |
Предварительный просмотр:
КОНКУРСНОЕ ЗАДАНИЕ
«МЕТОДИЧЕСКИЙ СЕМИНАР»
Работа с текстом как средство
формирования коммуникативной компетенции учащихся
(описание педагогического опыта работы)
Актуальность и обоснование выбора методической темы.
Обучение русскому языку в современной школе осуществляется в условиях значительных изменений во всей системе образования. Повышение качества образования является одной из актуальных проблем не только для России, но и для всего мирового сообщества. Решение этой проблемы связано с модернизацией содержания образования, оптимизацией способов и технологий организации образовательной деятельности и, конечно, переосмыслением цели и результата образования. Цель образования стала соотноситься с формированием ключевых компетентностей. Одной из ключевых компетентностей является коммуникативная компетентность.
Современная жизнь ставит перед учеником новые цели: свободное владение языком, умение общаться с людьми в различных ситуациях, испытывая при этом чувство комфорта, уверенности в себе.
По мнению известного лингвиста и психолога А.А. Леонтьева, «для полноценного общения человек должен располагать целым рядом умений: быстро и правильно ориентироваться в условиях общения, уметь спланировать свою речь, правильно выбрать содержание, найти адекватные средства выражения мысли и обеспечить обратную связь».
Поэтому формирование умений связно изложить мысли в устном и письменном виде, анализировать и совершенствовать написанное, умение грамотно высказать мнение по обсуждаемому вопросу, быть тактичным и убедительным в дискуссии - одно из самых важных направлений в развитии речемыслительной деятельности учащихся.
Практика показывает, что уроки русского языка и литературы не относятся к числу любимых. Отсутствие когнитивной мотивации у учащихся мешает обучению языку как средству общения.
Реализация инноваций
Ещё до введения ФГОС ООО, я обратила внимание на то, что у обучающихся 5-х классов при переходе в основную школу выявляется проблема несформированности навыков развития речи. Дети не всегда могли аргументировать свои выступления, делать обобщённые выводы или просто свободно и произвольно общаться друг с другом, заменяя живую, культурную речь стандартной житейской мимикой и жестами, т.е. примитивными невербальными способами общения. Выявилось явное затруднение в создании самостоятельных, связных, обобщённых устных и письменных высказываний.
В моей педагогической деятельности актуальной стала проблема: противоречие между общим снижением уровня культуры речи учащихся, их интеллектуального уровня и требованием общества – развитие языковой личности, способной анализировать информацию, содержащуюся в тексте, создавать собственное речевое высказывание и применять результаты интеллектуальной деятельности на практике. Было определено основное направление работы, предполагающее формирование коммуникативной компетенции учащихся, помогающее преодолеть вышеназванное противоречие.
Для реализации поставленной цели были определены следующие задачи:
1) включение форм и методов работы с текстом, способствующих развитию речи учащихся, на уроках русского языка и литературы;
2) подбор тематического текстового материала, разработка способов
практической работы с текстом, направленной на развитие навыков
анализа, синтеза, обобщения и систематизации языковых единиц;
3) выявление и вовлечение одаренных в лингвистическом направлении детейво внеурочную, внеклассную работу с целью развития их творческих способностей.
Решению проблемы формирования коммуникативной компетенции учащихся способствовало освоение следующих форм и методов работы с текстом:
• комплексная работа с текстом;
•лингвостилистический анализ текста;
• сочинение-рассуждение;
• работа с текстами-миниатюрами;
• различные виды диктантов;
• коммуникативные и игровые ситуации; ;
• редактирование текста;
• интеллектуально-лингвистические упражнения;
• составление синквейнов, кластеров, инсертов к тексту;
Грамотный отбор текстов – основа успешной комплексной работы по формирования коммуникативной компетенции. Тексты должны быть интересными с точки зрения орфографии, отличаться стилем, типом речи, лексикой, содержать различные синтаксические конструкции.Это фрагменты из произведений А.С. Пушкина, И.С. Тургенева, И.А. Бунина, К.Г. Паустовского, М.М. Пришвина и других авторов. С точки зрения содержания очень важно анализировать тексты о языке, о слове, о необходимости бережного отношения к слову, об особенностях процесса создания произведений искусства слова, о восприятии художественного произведения как творческого процесса.
Одно из важных условий педагогической практики - переход от традиционного обучения к личностно-ориентированному. Такой подход требует становления педагога как профессионала, легко ориентирующегося на современные требования.
Для меня, как учителя, обозначилась тема инновационной деятельности «Работа с текстом как средство формирования коммуникативной компетенции учащихся».Практика преподавания потребовала внести коррективы и в содержание образования:
• анализ и освоение новых учебно-методических комплексов по русскому языку под редакцией М.М.Разумовской и П.А. Леканта, А.Д. Дейкиной и Т.М. Пахновой, включение их опыта и рекомендаций в свою систему работы;
• разработка рабочих программ в соответствии с требованиями ФГОС ООО по русскому языку, литературе, учебному курсу «Смысловое чтение и работа с информацией», по «Риторике» (внеурочная деятельность);
• углубление знаний учащихся по предмету через учебный курс «Смысловое чтение и работа с информацией» и внеурочную деятельность («Риторика»), внеклассную работу;
• изменение в организации урока в свете требований ФГОС ООО;
•применение современных методов и приёмов обучения;
•творческое комплексное применение современных педагогических технологий П.Я.Гальперина, Т.М. Пахновой, Л.С. Выготского и др.
Освоение и использование технологии развития критического мышления позволили повысить эффективность развития творческих способностей учащихся. Системно-деятельностный подход через создание синквейнов, кластеров, инсерта к тексту позволяет учащимся осмыслить всю полученную информацию, присвоить новое знание, сформировать у каждого ученика собственное отношение к изучаемому материалу.
Такая работа с текстом потребовала изменения структуры урока. В практике работы такой урок (урок-исследование, урок словесности, деловая игра, уроки – лаборатории и
т. п.) состоит из следующих этапов:
• целеполагание позволяет ученикам обсуждать тексты и задания с учителем, получать дополнительные инструкции по выбору и выполнению задания;
• планирование, в ходе которого школьники вникают в содержание и идею текста; размышляют над способом выполнения заданий; определяют потребность в справочной литературе и словарях; вырабатывают план действий;
• исследование с целью разрешения промежуточных задач;
• дискуссия способствует обсуждению хода урока, анализу, корректировке своих наблюдений учащимися;
• итоговая творческая работа позволяет комплексно оценить полученные навыки в способах выражения собственных мыслей и чувств.
На всех видах вышеназванных уроков мною создается особая образовательная ситуация, когда через общение ученик-учитель, ученик - ученики происходит осмысление и усвоение теоретических знаний и практических навыков, то есть закладываются базовые знания, необходимые для организации дальнейшей результативной учебной деятельности. Общение становится обязательным условием учебной деятельности. При этом урок сохраняется как форма организации обучения, но обновляются приемы и средства обучения через создание на разных этапах урока речевых ситуаций, расширяется применение современных педагогических технологий (технологий проблемного обучения, интегрированного обучения и разноуровневого обучения, групповых, игровых и информационных технологий), неурочных форм организации деятельности.
Внесенные изменения в содержание образования и в организацию педагогического процесса – одно из условий успешности данного педагогического опыта.
Результативность
Многоаспектная работа с текстом позволила мне достичь следующих результатов:
• сформировалась положительная мотивация изучения русского языка и литературыу большинства учащихся;
• более эффективно осуществляется развитие речи учащихся , творческого подхода к решению учебных задач;
• реализация коммуникативной компетенции в различных видах конкурсов.
Результативность деятельности учащихся за последние 3 года:
Динамика уровня обученности по русскому языку
Год обучения | 2012 – 2013 | 2013 – 2014 | 2014 – 2015 |
Уровень успеваемости учащихся | 100% | 100% | 100% |
Уровень качества знаний учащихся | 69% | 69% | 70,8% |
Динамика уровня обученности учащихся по литературе
Год обучения | 2012 – 2013 | 2013 – 2014 | 2014 - 2015 |
Уровень успеваемости учащихся | 100% | 100% | 100% |
Уровень качества знаний учащихся | 80% | 82% | 91,9% |
Результаты ГИА по русскому языку
2011/2012 | 2013 – 2014 | ||
Средний балл | % качества | Средний балл | % качества |
4,5 | 86% | 4,77 | 100% |
Результативность одаренных в лингвистическом направлении детей проявляется также во внеурочной и внеклассной работе. Реализация программ внеурочных занятий по риторике способствует развитию творческих способностей учащихся. Рыжова Елизавета признана победителем III Всероссийского конкурса юных чтецов "Живая классика-2014" (муниципальный уровень). Токарева Мария в 2015 году во Всероссийском конкурсе для детей и взрослых "Радуга творчества, в номинации "Литературное творчество" стала обладателем диплома III степени, и её работы размещены на сайтах проекта для одарённых детей «Алые паруса» (http://nsportal.ru/ap/) , а также Международного творческого конкурса «Космос глазами молодежи. Ради жизни на Земле». Карасева Анна на краеведческой конференции обучающихся по теме "Литературное краеведение" получила Диплом победителя (Приказ отдел образования, опеки и попечительства№ 116 от 23.10.2015 г.).
В областном конкурсе "Самый грамотный"победителем стала Перегудова Дарья, в номинации "Лучший знаток лексики", 2012г., и призёрами признаны Балашова Мария в 2013г., Ратмиров Кирилл в 2014г. Во Всероссийской олимпиаде школьников на муниципальном этапе Рыжова Елизавета стала победителем по русскому языку, а Карасёва Анна - призёром. Абросимова Елена признана призером этой олимпиады и по русскому языку, и по литературе. Отмечается рост участников дистанционных олимпиад.
Дистанционнаяолимпиада | 2012-2013 | 2013-2014 | 2014-2015 | |||
участники | победители | участники | победители | участники | победители | |
«Олимпус» | 17 | 1 | 19 | 3 | 24 | 4 |
«Школьные дни» | - | - | - | - | 10 | 2 |
Мультитест | 3 | 2 | 7 | 3 | 10 | 5 |
Таким образом, систематическая работа по формированию коммуникативной компетенции дала положительный результат.
Диссеминация педагогического опыта.
Педагогический опыт по формированию коммуникативной компетенции учащихся через работу с текстом был обобщён на разных уровнях:
• Региональный семинар , 2012г. ВОИПКиПРО г. Воронеж. Мастер-класс. «Работа с текстом как путь к созданию сочинения С2.1».
•Представление опыта работы по теме «Современная языковая ситуация и совершенствование подготовки учителей-словесников» (IX научно-методическая конференция, октябрь 2012г., ВОИПКиПРО).
•Представление опыта работы по теме «Подготовка к ГИА по русскому языку» (районное методическое объединение,2012 г.).
•Представление опыта работы по теме «Работа по экспериментальным учебникам» (август, 2013 г., РМО).
• Межрегиональный семинар , 2014г. МБОУ лицей «МОК №2» г. Воронеж. Мастер-класс. «В осенний лес за вдохновением!» (урок литературы в 5 классе ).
• Межмуниципальный семинар , 2014г. МКОУ Аннинская СОШ №1 ,пгт Анна «Формы организации учебно-воспитательной работы в условиях ФГОС» Мастер-класс. Урок литературы в 5 классе.
• Межмуниципальный семинар , 2015г. МКОУ Аннинская СОШ №1, пгт Анна .«Особенности учебного занятия, организованного в соответствии с требованиями ФГОС ООО. » Мастер-класс.
•Межмуниципальный семинар, 2015г. МКОУ Аннинской СОШ с УИОП. Урок литературы в 6 классе. Мастер-класс.
•Участие в работе профессиональных сообществ:
http://infourok.ru/user/konovalova-nataliya-ivanovna; http://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/viewprofile/64334.html; http://nsportal.ru/konovalova-nataliya-ivanovna;http://www.proshkolu.ru/user/Natalia-70; https://dnevnik.ru/user/user.aspx?user=68347
•Методы работы с текстом на уроках русского языка [Электронный ресурс]: Infourok: от 07 декабря 2015г. / Н.И.Коновалова.- Свидетельство №ДВ-239238 // http:// infourok.ru /statya-metodi-raboti-s-tekstom-na-urokah-russkogo-yazika-665717.html
•Работа с текстом на уроках русского языка как один из деятельностных подходов в обогащении познавательных и творческих способностей обучающихся. [Электронный есурс]: Infourok: от 07 декабря 2015г. / Н.И.Коновалова.- Свидетельство №ДВ-239193// http:// infourok.ru /statya-rabota-s-tekstom-na-urokah-russkogo-yazika-kak-odin-iz-deyatelnostnih-podhodov-v-obogaschenii-poznavatelnih-i-tvorcheskih-sposobnostey-665672.html.
•Интерпретация текста на уроках литературы. [Электронный ресурс]: Infourok: от 07 декабря 2015г. / Н.И.Коновалова.- Свидетельство №ДВ-239262// http:// infourok.ru /statya- interpretaciya-teksta- na-urokah-literaturi-665743.html
Вышеизложенный опыт по работе с текстом применим как на отдельно взятых уроках русского языка и литературы, так и в системе уроков. Интерес к формам и методам работы с текстом проявили педагоги и других образовательных областей.
Заключение
«Все знания о мире, и школьные предметы в том числе, постигаются через язык, посредством языка. Язык – не только гимнастика ума и главное средство общения, но и основной инструмент формирования национальногосамосознания.Обучение русскому языку, традиционно ограниченное изучением правил орфографии и пунктуации, должно быть дополнено обучением навыкам речевого поведения». Так сказано в докладе рабочей группы Совета при президенте РФ по науке, технологиям и образованию «Школа – 2020. Какой мы ее видим?» Поэтому особую важность приобретает формирование коммуникативной компетенциина уроках русского языка и литературы.
Действительно, формирование коммуникативной компетенции посредством работы с текстом не только помогает подготовиться к успешной сдаче ГИА и ЕГЭ, но и способствует разностороннему развитию языковой личности ученика. Школа призвана развивать способность школьника реализовать себя в новых динамичных социально-экономических условиях, адаптироваться к различным жизненным обстоятельствам. Характеристикамисовременнойличности становятся коммуникабельность, способность к сотрудничеству и социальному речевому взаимодействию, владение культурой слова, устной и письменной речью в различных сферах применения языка.
Список использованной литературы
1) Гальперин И.Р. Текст как объект лингвистического исследования. – М., 2001.
2) Жинкин Н.И. Язык – речь – творчество: Избранные труды. – М., 1998.
3) Ипполитова Н.А. Текст в системе обучения русскому языку в школе. – М., 1998.
3) Колшанский Г.В. Коммуникативная функция и структура языка. – М., 1984.
4) Леонтьев А.А. Признаки связности и цельности текста// В кн.: Психолингвистическая и лингвистическая природа текста и особенности его восприятия. – Киев, 1979.
5) Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность. – М., 1981.
6) Львов М.Р. Языковая норма и культура речи// РЯШ. – 2006, №8. – С.3-8.
7) Пахнова Т.М. Художественный текст на уроках русского языка// РЯШ. 1993, №3.–С.3-8
8) Пахнова Т.М. Текст как основа создания на уроках русского языка развивающей речевой среды// РЯШ. – 2000, №4. – С.10-18.
9) Пахнова Т.М. От текста к слову. Работа по развитию речи, обобщению и систематизации изученного при подготовке к зачетам, переводным и выпускным экзаменам// Газета «Русский язык». – 2001, №17
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Работа с текстом как средство развития коммуникативных способностей учащихся несоответствие уровня культуры речи учащихся , их интеллектуального уровня и требований общества – развитие языковой личности, способной анализировать информацию, содержащуюся в тексте, создавать собственное речевое высказывание и применять результаты интеллектуальной деятельности на практике. Актуальность опыта Тема педагогического опыта мотивация учебной деятельности, основанная на достижении успеха, подлинном интересе. Ведущая идея опыта - соответствие концепции гуманизации образования; использование личностно - ориентированного обучения ; - поиск условий для раскрытия творческого потенциала ученика; - соответствие социокультурной потребности современного общества; самостоятельной творческой деятельности; - преодоление формализма, авторитарного стиля в системе преподавания . Преодолеваемая проблема
Разработка рабочих программ в соответствии с требованиями ФГОС ООО по Инновации в содержании образования , способах организации образовательной и внеурочной деятельности Апробация экспериментальных учебников Применение современных методов и приёмов обучения «ФИШБОУН» «КЛАСТЕР» «СИНКВЕЙН» «ИНСЕРТ» ПРОЕКТНЫЙ МЕТОД -Учебным предметам: русский язык , литература Независимое оценивание Введение ФГОС ООО -Учебному курсу «Смысловое чтение и работа с информацией» -внеурочной деятельности «Риторика»
с овременные образовательные технологии на уроках русского языка Технология моделирования учебного процесса с использованием ИКТ Технология критического мышления через чтение и письмо Технология интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала Технология парного обучения на уроках литературы Проектно-исследовательская деятельность Интерактивные технологии Проблемно-развивающие технологии Технология критического мышления через чтение, письмо Цифровые ресурсы, обеспечивающие процесс обучения Интернет-ресурсы Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Мультимедийные уроки по курсу Электронная библиотека. Тесты. Музыка .Иллюстрации. Видео . Полное энциклопедическое собрание сочинений. Дистанционное обучение (личный сайт ) Технологии в рамках системно-деятельностного подхода Инновации в содержании образования Инновации в содержании образования , способах организации образовательной и внеурочной деятельности
Результативность образовательной ДЕЯТЕЛЬНОСТи Всероссийская олимпиада школьников по русскому языку и литературе УЧебНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
УЧебНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Региональный конкурс «Самый грамотный» 2013 год 2014 год 2012 год
ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Международная онлайн-олимпиада « Фоксфорда » Общероссийская предметная олимпиада « Олимпус »
Всероссийский конкурс юных чтецов «Живая классика» ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Международная игра -конкурс «Русский медвежонок – языкознание для всех»
ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Предметные недели Заседания филологической секции научного общества школьников «Поиск» Проектная деятельность Молодежный филологический чемпионат
Диссеминация педагогического опыта Муниципальный семинар , 2015г. МКОУ Аннинская СОШ № 1, пгт Анна . Мастер-класс «Роль технологической карты в организации урока в классах, реализующих ФГОС » Межмуниципальный семинар , 2015г. МКОУ Аннинская СОШ №1, пгт Анна. «Особенности учебного занятия, организованного в соответствии с требованиями ФГОС ООО». Мастер-класс. Межмуниципальный семинар , 2014г. МКОУ Аннинская СОШ №1 , пгт Анна «Формы организации учебно-воспитательной работы в условиях ФГОС» Мастер-класс. Урок литературы в 5 классе Межрегиональный семинар , 2014г. МБОУ лицей «МОК №2» г. Воронеж. Мастер-класс. «В осенний лес за вдохновением!» в 5 классе Межмуниципальный семинар, 2015г. МКОУ Аннинской СОШ с УИОП. Урок литературы в 6 классе. Мастер-класс. Региональный семинар , 2012г. ВОИПКиПРО г. Воронеж. Мастер-класс. «Работа с текстом как путь к созданию сочинения С2.1» Мастер–классы
Диссеминация педагогического опыта Член жюри муниципального этапа по русскому языку Член экспертной комиссии муниципального конкурса «Фестиваль риторики-2014» Член жюри муниципального этапа конкурса «Литературный лабиринт-2014» Член жюри регионального этапа конкурса «Литературный лабиринт-2014» Член муниципальной предметно-методической комиссии для подготовки и рецензированию олимпиадных заданий
Диссеминация педагогического опыта Мои публикации
http://infourok.ru/user/konovalova- nataliya-ivanovna http://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/viewprofile/64334.html http://www.proshkolu.ru/user /Natalia-70 Участие в работе профессиональных сообществ Диссеминация педагогического опыта http://nsportal.ru/konovalova- nataliya-ivanovna https:// dnevnik.ru/user/user.aspx?user=683473
Диссеминация педагогического опыта Представление опыта работы по теме «Формирование социокультурных компетенции на уроках русского языка» ( VIII научно-практическая конференция, ноябрь, 2010г., ВОИПКиПРО ) Сформирован банк мультимедийных презентаций Представление опыта работы по теме «Современная языковая ситуация и совершенствование подготовки учителей- словесников» ( IX научно-методическая конференция, октябрь 2012г ., ВОИПКиПРО) Представление опыта работы по программе «Введение ФГОС ООО в образовательную практику» ( областные семинары декбрь, 2012-май, 2013г., ВОИПКиПРО ) Представление опыта работы по теме «Подготовка к ГИА по русскому языку» (районное методическое объединение,2012 г.) Представление опыта работы по теме «Работа по экспериментальным учебникам» (август, 2013 г.,РМО) Разработаны авторские программы учебных курсов: «Родной язык в реке времени» для 7 класса, « Литературное краеведение» для 9 класса , учебному курсу «Смысловое чтение и работа с информацией», для 5 класса
Курсовая подготовка как ресурс повышения профессионального уровня
Многому я научился у своих наставников, ещё большему- у своих товарищей , н о больше всего - у своих учеников Талмуд (« Таанит ») Мои ученики как источник вдохновения Выпуск 2009 Выпуск 2014 6 «А» класс 2015-2016 уч.г .
ОЦЕНКА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ