Для педагогов

Смирнова Оксана Юрьевна

В данной рубрике Вы найдете различные методические работы, консультации и рекомендации для родителей и педагогов, материалы для тематического планирования и организации контроля процессов обучения и воспитания в ДОУ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ  БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ Д/С №5 «ТЕРЕМОК» КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА

Тема: «Взаимодействие воспитателя и инструктора по физической культуре »

Подготовила:

инструктор по физической культуре

Смирнова О. Ю.

2021 г.

 «Взаимодействие воспитателя и инструктора по физической культуре

на физкультурном занятии».


Дошкольный возраст играет значительную роль в создании условий для дальнейшего развития человека, а гармоничное развитие невозможно без физического воспитания. Физкультурные занятия – это основная форма организации физического воспитания в детском саду. Для того чтобы физкультурное занятие прошло эффективно необходимы слаженные действия инструктора по физической культуре и воспитателя. Необходимо понимать, что от четкой организации занятий зависит не только здоровье, но и жизнь детей, так как физкультурные занятия самые травмоопасные, потому что дети на физкультуре находятся в постоянном движении. Воспитателю на занятии по физической культуре отводится очень важная роль.

  • При подготовке к занятию  по физической культуре воспитатель ОБЯЗЯТЕЛЬНО переодевается в спортивную форму: футболка, спортивные брюки, спортивная обувь.
  • Отслеживает готовность детей к занятию по физической культуре: футболка, шорты, носки, спортивная обувь. Волосы у девочек должны быть убраны в аккуратную прическу, что бы все дети сходили в туалет. Отсутствие у детей в руках игрушек.
  • Перестраивает детей (начиная со средней группы)  по росту от самого высокого до самого низкого.
  • В физкультурный зал являются по расписанию.
  • В зал входят организованно (в колонне по одному) и выполняют построение в указанном инструктором месте.

Задача воспитателя на физкультурном занятии помогать специалисту:

  • осуществлять страховку.
  • контролировать качество выполнения упражнений.
  • проводить индивидуальную работу с ослабленными детьми.

Типовое занятие по физической культуре делиться на три части: вводная часть, основная часть, заключительная часть, во время которых воспитатель принимает непосредственное участие.

Вводная часть. Воспитатель наблюдает за поведением детей, контролирует соблюдение дистанции во время движения.

Основная часть. Воспитатель участвует в оказании индивидуальной помощи детям по необходимости, помогает контролировать правильность выполнения общеразвивающих упражнений детьми. При ознакомление детей с новыми общеразвивающими упражнениями инструктор показывает, как правильно выполнять упражнение, а воспитатель следит за правильностью выполнения задания и при необходимости помогает ребенку действием – направляет, поддерживает. Если дети выполняют общеразвивающие упражнения в звеньях, то инструктор по физической культуре контролирует правильность выполнения упражнений в передних рядах, а воспитатель – в задних. Существуют разные способы организации детей во время обучения движения: фронтальный, групповой, индивидуальный, посменный, поточный. Например, при использовании группового способа организации обучения инструктор занимается с одной группой, а воспитатель с другой. При организации поточного, фронтального  способа, воспитатель помогает  следить за качеством выполнения упражнений детьми.

Воспитатель помогает специалисту расставлять необходимый спортивный инвентарь для основных видов движений и убирает его после выполнения детьми упражнений.

Заключительная часть. Воспитатель выражает свое мнение о том, как прошло мероприятие, кто из детей справился с заданием, что им было трудным.

Необходимо отметить, что воспитатель лучше инструктора знает психологические особенности каждого ребенка своей группы. Особое внимание на физкультурном занятии воспитатель должен уделить гиперактивным детям (такие дети есть в каждой группе). Еще до начала занятия воспитатель должен отследить самочувствие детей, проинформировать инструктора о состоянии детей, о том кто из детей пришел после болезни. Во время занятий, воспитатель вместе с инструктором должен следить за самочувствием детей, определить первые признаки переутомления (покраснение лица, учащенное дыхание), если ребенок устал - предложить ему присесть на скамейку, отдохнуть. На протяжении всего занятия должна присутствовать дружеская атмосфера, доброжелательные отношения между детьми, детьми и взрослыми. В случае возникновения конфликтной ситуации (спор за роль ведущего в игре, кто первым будет идти в колонне и т. д), воспитатель, используя педагогические приемы, должен разрешить их.

Все вышеперечисленное определяет очень важные функции воспитателя и показывает, какую огромную роль играет воспитатель на занятиях по физической культуре и в других формах физического воспитания в детском саду. После совместного проведения занятия физической культурой деятельность воспитателя не заканчивается. Новые двигательные навыки и игры он закрепляет с детьми при проведении индивидуальной работы (в течение дня, в часы игр и прогулок).



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 5 «Теремок» комбинированного вида

ПСИХОГИМНАСТИКА

Подготовила:

инструктор по физической культуре

Смирнова О. Ю.

2021 г.

Психогимнастика

Психогимнастика метод, при котором участники проявляют себя и общаются без помощи слов. Это эффективное средство оптимизации социально перцептивной сферы личности, так как позволяет обратить внимание на "язык тела" и пространственно-временные характеристики общения.

Термин «психогимнастика» может иметь широкое и узкое значение. Психогимнастика в узком значении понимается как игры, этюды, в основе которых лежит использование двигательной экспрессии в качестве главного средства коммуникации в гpyппe. Taкoгo рода психогимнастика направлена на решение задач групповой психокоррекции: установление контакта, снятие напряжения, отработку обратных связей и т.д.

В широком смысле психогимнастика это курс специальных занятий, направленных на развитие и коррекцию различных сторон психики человека как познавательной, так и эмоционально-личностной сферы.

Психогимнастика как невербальный метод групповой работы предполагает выражение переживаний, эмоциональных состояний, проблем      с       помощью        движений,        мимики, пантомимики; позволяет клиентам проявлять себя и общаться без помощи слов. Это метод реконструктивной психокоррекции, цель которого сознание и изменение личности клиента.

Психогимнастика включает в себя три части, характеризующиеся самостоятельными задачами и собственными методическими приемами:

  1. Подготовительную.
  2. Пантомимическую.
  3. Заключительную.

Подготовительная часть психогимнастического занятия.

Задачи:

  • уменьшение напряжения участников группы;
  • снятие страхов и запретов;
  • развитие внимания;
  • развитие чувствительности к собственной двигательной активности, активности других людей;
  • сокращение эмоциональной дистанции между участниками группы;
  • формирование способности выражать свои чувства, эмоциональные состояния, проблемы без слов и понимать невербальное поведение других людей.

Как правило, подготовительная часть начинается с упражнений, направленных на развитие внимания.

К такого рода упражнениям относятся:

  • гимнастика с запаздыванием. Вся группа повторяет за одним из ее участников обычное гимнастическое упражнение, отставая от ведущего на одно движение. Темп упражнения постепенно нарастает;
  • передача ритма по кpyгy. Вслед за одним из участников все члены группы поочередно по кpyгy повторяют, хлопая в ладоши, заданный ритм;
  • передача движения по кpyгy. Один из участников группы начинает действие с воображаемым предметом таким образом, чтобы это действие можно было продолжить. Сосед продолжает это действие, таким образом, воображаемый предмет обходит весь кpyг;
  • зеркало. Участники группы разбиваются на пары и по очереди повторяют движения cвoeгo партнера.

Другой вид упражнений направлен главным образом на снятие напряжения и состоит из простейших движений, например, «Я иду по воде» «Я иду по горячему песку», «Спешу на работу», «Возвращаюсь с работы», «Иду к врачу», «Иду на занятие группы» и т.д. Сюда же относятся упражнения по типу

«третий лишний», для чего  могут  использоваться разнообразные подвижные игры.

Следующий тип упражнений направлен, прежде всего, на сокращение эмоциональной дистанции между участниками группы, на развитие сотрудничества и взаимопомощи. Здесь используются упражнения, предусматривающие непосредственный контакт, уменьшение пространственной дистанции разойтись с партнером на узком мостике; сесть на стул, занятый другим человеком; успокоить обиженного человека; передать чувства по кpyгy. В последнем упражнении вся группа садится в кpyг и закрывает глаза. Один из ее участников передает какое—либо чувство своему соседу с помощью прикосновения. А тот, в свою очередь, должен передать это чувство дальше, своему соседу, сохранив eгo содержание, но выразив eгo с помощью собственных средств. Таким образом, одно и то же чувство, выраженное с помощью различных движений, прикосновений обходит весь кpyг. Taкoгo рода упражнения способствуют развитию чувства безопасности у клиентов, доверия, эмоционального принятия друг дpyгa.

Используются   и    другие    упражнения,    связанные    с тренировкой понимания невербального поведения других и развитием способности выражения своих чувств и мыслей с помощью невербального поведения:

  • договориться  о   чем—либо   с   другим   человеком   с помощью только жестов (разговор через толстое стекло);
  • изобразить то или иное состояние или чувство (радость, раздражение, обиду, сочувствие и т.д.);

  • изобразить психологические особенности свои или дpyгогo человека (каков я есть, каким бы я хотел быть, каким кажусь окружающим);
  • понять, какое чувство или мысль хотел выразить другой

человек с помощью невербального поведения;

  • обратить на себя внимание группы и т.д.

Все         перечисленные упражнения составляют подготовительную часть занятия, хотя на более поздних стадиях развития коррекционной группы могут нести и более важную содержательную нагрузку. В начале работы группы подготовительной части может отводиться больше половины времени

всего занятия, а иногда и все занятие, поскольку напряжение, тревога, скованность клиeнтa, страх перед неформальными контактами в непривычной ситуации усиливаются и необходимы упражнения, направленные на преодоление именно этих явлений.

В этом случае меньше времени выделяется и на обсуждение того, что происходило в гpyппe, и необходимо ограничиться только самым общим обменом впечатлений.  Выбор упражнений, а также их длительность определяются общегрупповой ситуацией, фазой развития группы, целями и задачами группы.

В некоторых случаях первые занятия психогимнастикой могут состоять только из упражнений подготовительной части. Поэтому на данном этапе не следует давать слишком сложных пантомимических заданий и увлекаться интерпретаций упражнений. В такой ситуации гораздо эффективнее предлагать группе общие упражнения, связанные с тренировкой внимания, способностью принимать невербальные проявления вообще, а также  упражнения,  направленные  на  сокращение эмоциональной дистанции между участниками группы. На следующих этапах возрастает удельный вес собственно пантомимических заданий.

Пантомимическая часть психогимнастического занятия.

Пантомимическая часть в психогимнастике является наиболее важной и в зрелой психокоррекционной группе занимает большую часть времени.

Выбирают темы, которые дети представляют без помощи слов. Темы могут предлагаться как психологом, так и самими детьми. Содержания тем для пантомимы не ограничены и могут быть ориентированы на проблемы отдельного клиента, на проблемы всех членов группы и группы в целом, т.е. касаться межличностного взаимодействия.

Чаще всего в пантомимической части используются следующие темы:

  1. Преодоление трудностей. Это темы, отражающие общечеловеческие проблемы и конфликты, которые могут быть представлены в символическом виде («преодоление трудностей», «болезнь», «здоровье», «счастье», «тревога» и т.д.). Все клиенты (дети) по очереди изображают, как они преодолевают жизненные трудности. Символически трудность может олицетворять любой предмет, например скамья или стул изображают пpeгpaдy, которую нужно преодолеть.
  2. Запретный плод. Все клиeнты по очереди рассказывают, как они ведут себя в ситуации, когда их желание расходится с внешними или внутренними нормами. Роль запретного плода также может играть какой-либо предмет.
  3. Моя семья. Клиент выбирает несколько участников

группы, расставляет их в пространстве, так, чтобы физическая дистанция примерно соответствовала степени эмоциональной близости с членами семьи или ближайшим окружением.

  1. Скульптор. Один из членов группы выступает в роли скульптора, т.е. придает членам группы позы, которые, по eгo мнению, отражают их особенности и конфликты.
  2. Моя гpyппa. Тема связана с выражением чувств к членам группы, cвoeгo ближайшего окружения, членам своей семьи. Члены группы расставляются в пространстве, причем физическое расстояние между членами группы должно отражать степень эмоциональной близости.
  3. Привычные жизненные ситуации (просьбы, требования, обвинения, ссоры, опоздания и др.).
  4. Тема «Я». Темы, относящиеся к проблемам конкретных клиентов («Какой я есть»; «Каким хотел бы быть»; «Каким кажусь окружающим»; «Я среди людей»; «Моя семья»; «Моя жизнь»; «Моя травма» и т.д.).
  5. Сказка. Тема связана с использованием сказочных сюжетов и фантазий. Клиенты изображают действия в роли волшебников, заколдованных гepoeв сказок.

В ходе пантомимы широко используются вспомогательные приемы типа «двойники» или «зеркала». Суть их состоит в предоставлении клиентам невербальной обратной связи, что позволяет увидеть себя глазами других (если члены группы повторяют невербальное поведение игравшего клиeнтa) и получить информацию о возможных вариантах (когда другие пациенты предлагают свои способы невербального поведения для только что представленной ситуации).

После выполнения каждого пантомимического задания группа обсуждает увиденное. Идет эмоциональный обмен собственными переживаниями, возникшими в процессе выполнения задания или наблюдения за невербальным поведением других, своими ассоциациями, воспоминанием, опытом. Предлагается собственное понимание ситуации, анализируются взаимоотношения и взаимодействия участников группы. Материал, полученный в ходе выполнения пантомимических заданий, может быть использован для последующей групповой дискуссии.

Заключительная часть психогимнастического занятия.

Заключительная часть психогимнастики должна способствовать снятию напряжения, которое могло возникнуть в      связи      со      значимостью      пантомимы,      сильных      эмоции, сопровождавших эту часть занятий, повышению сплоченности группы, росту доверия и уверенности. Здесь используются упражнения из подготовительной части главным образом те, которые помогают пережить пациентам чувство общности.

Использование психогимнастики как самостоятельного

метода коррекционной работы было предложено Г. Юновой в 1979 г. Психогимнастика Г. Юновой представляла собой модификацию для подростков психодрамы Д. Морено. По методике Г. Юновой каждое занятие, включая в себя ритмику, пантомимику, коллективные игры и танцы, состоит из трех фаз:

  1. Снятие    напряжения.     Достигается     с    помощью различных вариантов 6era ходьбы, имеющих и социометрическое значение: кого выбрать в напарники, с кем быть в одной команде и т.д.
  2. Пантомимическая фаза. На этой фазе членам группы необходимо изобразить невербально свое поведение в случае, если в окно влезает вор, при боязни наступить в лужу и т.д.
  3. Заключительная фаза закрепляет чувство принадлежности к гpyппe, в ней используются различного рода коллективные игры и танцы.

М.И. Чистякова предложила методику, названную ею также психогимнастикой, ориентированную на детей младшего возраста. В одноименной книге представлен систематизированный набор этюдов и игр, направленных как на развитие у детей различных психических функций, так и на обучение элементам саморасслабления и умения выражать различные эмоциональные состояния.

Методика предназначена для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста и представляет собой курс из 20 занятий длительностью около трех месяцев с частотой встреч 2 занятия в неделю. Занятие длится от 25 мин до 1 ч 30 мин. Продолжительность занятия зависит от возраста, свойств внимания и поведения детей. Занятия строится по определенной схеме и состоят из четырех звеньев или фаз.

  1. Мимические и пантомимические этюды. Цель — выразительное изображение отдельных эмоциональных состояний, связанных с переживаниями телесного и психического довольства и недовольства. Модель выражения основных эмоций и некоторых социально окрашенных чувств. Дети знакомятся с элементами выразительных движений: мимикой, жестом, позой, походкой.
  2. Этюды и игры, направленные на выражение отдельных свойств личности и эмоций. Цель — моделирование поведения персонажей с теми или иными чертами характера, закрепление и расширение уже полученных детьми сведений о социальной компетентности, привлечение внимания детей ко всем компонентам выразительных движений одновременно, этюды и игры, имеющие терапевтическую направленность на определенного ребенка или на группу в делом.
  3. Этюды и игры, имеющие психотерапевтическую направленность на определенного ребенка или на группу в делом. Используются мимические и пантомимические способности детей для предельно естественного воплощения в заданный образ. Цель - коррекция настроения, отдельных черт характера ребенка, тренинг моделированных стандартных ситуаций.
  4. Фаза психомышечной тренировки. Цель — снятие эмоционального напряжения, внушение желательного настроения и поведения.

Между первой и второй фазами делается перерыв на несколько минут, во время которого дети предоставляются сами себе. В пределах зала, где проходит психогимнастика, они мoгут делать все, что хотят. Ведущий не вмешивается в их общение. Необходимо договориться о сигнале, сообщающем о возобновлении занятия. Сигнал может быть любым (звонок, колокольчик, свисток, включение лампочки и т.д.), но он должен быть обязательно постоянным.

Между третьей и четвертой фазами предлагается включать этюды на развитие внимания, памяти, сопротивление автоматизму или подвижную игpy.

Каждое занятие состоит из ряда этюдов. Этюды должны быть коротки, разнообразны, доступны детям по содержанию. Используется концентрический метод: от пpocтoгo — к сложному. Количество детей в гpyппe дошкольников — не более 6, младших школьников — не более 8 и не менее 3. На занятиях по психогимнастике каждый этюд повторяется несколько раз, чтобы в нем могли принять участие все дети группы.

Но мнению М.И. Чистяковой, не имеет смысла составлять группы только по какому-то одному признаку: боязливые, амимичные, дети с неустойчивым вниманием и т.д. Необходимо следить за тем, чтобы в гpyппe было не более одного гиперактивного, аутичного или склонного к истерическим реакциям ребенка. Дети с раздражительностью, странами, тиками, навязчивостями, заиканием, истощаемостью мoгут заниматься вместе. Однако детей с нормальным интеллектом и детей, страдающих пограничной умственной отсталостью, необходимо развести по разным группам, так как вторые должны заниматься вдвое дольше: используется время двух курсов  психогимнастики.      Психогимнастику могут проходить и дети с задержкой психического развития, и дебильные дети. Однако они должны заниматься раздельно.

В группу приглашаются 1-2 ребенка, не нуждающиеся в психогимнастике, но имеющие артистическую жилку. Они используются для создания эмоционального фона. Хорошо известно, что внешнее выражение эмоций вызывает соответствующие подражательные реакции. Поэтому дети с артистической жилкой желательны в гpyппe, так как с их помощью легче заразить других детей нужной эмоцией.

Необходимо вести журнал, в котором указываются причина приглашения ребенка на занятие психогимнастикой, планирование игр, основные психологические цели для данной группы в целом.

Особое значение М.И. Чистякова придает положительным

эмоциям. Поэтому все игры и этюды на вызывание выражения эмоций должны обязательно включать эмоции радости, которые являются заключительными для каждого этюда. Полностью занятие заканчивается обучением детей саморегуляции и их успокоением.

Волшебный цветок

Цель: Учить выражать свою индивидуальность. Представлять себя другим детям в группе.

Детям предлагают представить себя маленькими ростками цветов. По желанию, они выбирают, кто каким будет цветком. Далее под музыку показывают, как цветок распускается (дети медленно поднимаются в полный рост, раскрывают руки, сложенные «бутоном»). Затем каждый ребёнок рассказывает о себе:  где и с кем он растёт, как себя чувствует, о чём мечтает, что любит, с кем хочет дружить и так далее.

Передача чувств

Цель: Учить детей передавать различные эмоциональные состояния невербальным способом.

Ребёнку даётся задание: передать по «цепочке» определённое чувство с помощью мимики, жестов, прикосновений. Чувство называет воспитатель на ухо первому ребёнку, детям произносить слова не разрешается. Затем дети обсуждают, какое чувство они передавали, что они чувствовали при этом.

Позови ласково

Цель: Воспитывать доброжелательное отношение детей друг к другу.

Дети стоят по кругу. Воспитатель предлагает ребёнку передать мяч (или игрушку) ребёнку, стоящему рядом, ласково назвав его по имени. Ребёнок берёт мяч и передаёт его следующему ребёнку с тем же заданием. После этого дети делятся своими впечатлениями и ощущениями.

Тёплый дождик

Цель: Развитие эмоциональной сферы ребёнка, снятие психо-эмоционального напряжения.

Воспитатель рассказывает детям: дождик смочил землю, освежил траву и листья. Давайте поиграем с дождевыми каплями.

Вначале дети прячут руки за спину, затем выносим вперёд прямую правую руку ладонью вверх, левая остаётся за спиной. Затем руки меняем местами. Дети пытаются представить, что они чувствуют. Повторить 6 – 8 раз.

Моя любимая игрушка

Цель: Развивать умение слушать друг друга: описывать любимую игрушку, отмечая её выражение, настроение, свои чувства к этой игрушке.

Ребёнок выбирает игрушку, которая ему больше всего нравится и которую он будет описывать, но не называет её другим детям. Ребёнок начинает её описывать, а остальные дети угадывают.

Ракушка

Цель: Развивать эмоционально-личностную сферу психики ребёнка, память, внимание, воображение.

Воспитатель просит детей представить, что они находятся на берегу реки (моря). Дети свободно двигаются по «берегу», находят ракушки и, поднося их к уху, слушают шум моря, а так же предлагают послушать «голос» найденной ракушки товарищам и воспитателю.

Разноцветный букет

Цель: Учить детей взаимодействовать друг с другом, получая от этого радость и удовольствие.

Каждый ребёнок объявляет себя цветком по своему выбору и находит себе другой цветок  для букета. Свой выбор он должен объяснить. Затем все «букетики» объединяются в один большой «букет» и устраивают хоровод цветов.

Поделись своим теплом

Цель: Развитие эмоционально-волевой сферы личности ребёнка, доброжелательности, взаимопомощи.

Предложить детям найти своё сердце, прижав обе ладони к груди, и прислушаться, как оно стучит. Затем каждый должен представить, что у него вместо сердца кусочек ласкового солнышка. Тёплый свет его разливается по телу. Его так много, что он не помещается в груди. Воспитатель предлагает поделиться этим теплом с другими. Дети прикасаются  друг к другу со словами: я хочу поделиться с тобой своим теплом. Затем дети делятся своими ощущениями.

Волшебный стул

Цель: Воспитывать умение быть ласковым, активизировать в речи детей нежные, ласковые слова.

Один ребёнок садится в центр круга на «волшебный стул». Воспитатель предупреждает детей о том, что о сидящем на стуле можно говорить только хорошие слова. Дети говорят добрые, ласковые слова, комплименты. Можно погладить сидящего на стуле, обнять, поцеловать. Затем дети говорят, что им понравилось больше: сидеть и слушать или говорить.

Назови себя

Цель: Учить детей представлять себя коллективу.

Ребёнку предлагается представить себя. Назвать своё имя, как ему больше нравится, рассказать, как называют его дома, как он хотел бы, чтобы его называли в группе и почему.

Скульптор

Цель: Учить детей взаимодействовать в группе сверстников, считаться с их мнением.

Один ребёнок – скульптор, другие ( от 4 до 8 ) – глина. Скульптор «лепит» композицию из «глины», расставляя фигуры по задуманному проекту. Остальные дети ему помогают. Затем вместе рассматривают композицию и придумывают для неё название.

Перевоплощение

Цель: Учить детей умению перевоплощаться в предметы и животных, изображая их с помощью пластики, мимики, жестов.

Дети по очереди загадывают определённый «образ», изображают его, не называя. Остальные пытаются отгадать, давая словесный портрет.

Волшебный сон

Цель: Расслабление мышц, освоение позы покоя, коррекция эмоциональной сферы.

Дети лежат на полу, закрыв глаза. Воспитатель произносит слова: наши ноги отдыхают, наши руки отдыхают. Наши глазки отдыхают, отдыхают, засыпают. Напряжение улетело и расслаблено всё тело. И послушный наш язык быть расслабленным привык. Нам дышится легко, ровно и глубоко. Дети лежат так несколько минут.

Огонь – лёд

Цель: Коррекция психо-эмоциональной сферы ребёнка.

По команде «огонь» - стоящие в кругу дети начинают двигать всеми частями тела.

По команде « лёд» - дети застывают в позе, которую застала команда.

Кулачки

Цель: Расслабление мышц и освоение позы покоя.

Сжать пальцы рук в кулак, руки на коленях, косточки побелели от напряжения. Воспитатель говорит детям: «Нам так сидеть не удобно, расслабьте руки, они устали, отдыхаем. Легко и приятно стало.» Повторить это упражнение несколько раз со словами:

Руки на коленях, кулачки сжаты,

Крепко с напряжением пальчики прижаты.

Пальчики сильней сжимаем,

Отпускаем расслабляем.  

Знайте девочки и мальчики

Отдыхают наши пальчики.

Свечи

Цель: Развивать умение управлять своим эмоциональным состоянием, расслабляться, рассказывать о своих чувствах и переживаниях.

Дети в удобных позах рассаживаются вокруг свечи на безопасном расстоянии. 5-8 секунд смотрят на пламя, затем закрывают глаза на несколько секунд. В это время воспитатель гасит свечу. Дети открывают глаза и рассказывают о тех образах, которые увидели в пламени свечи.

Кувшинчик

Цель: Развитие и коррекция  познавательной и эмоциональной сферы психики ребёнка.

Дети представляют себя красивым расписным кувшинчиком, из которого можно вылить грязную воду, чтобы наполнить чистой водой. Дети наклоняются вперёд и «выливают» из себя то, чего там быть не должно: боль, обиду, злобу.

Хрустальная вода

Цель: Развитие и коррекция познавательной и эмоциональной сферы психики ребёнка.

Присесть, набрать в руки пригоршню «воды», поднять руки с «водой» вверх и вылить на себя, подпрыгивая на месте и произнося громко и радостно продолжительный звук «и – и – и».

Цветок

Цель: Развитие и коррекция эмоционально-личностной сферы психики ребёнка

Воспитатель произносит следующие слова, сопровождая их действиями:

- Тёплый луч упал на землю и согрел семечко. Из семечка проклюнулся росток. Из ростка вырос прекрасный цветок. Нежится на солнышке, подставляет теплу и свету каждый лепесток.

Дети передают своими движениями движения цветка.

Волшебники

Цель: Продолжать воспитывать дружелюбное отношение детей друг к другу, умение проявлять внимание и заботу.

Детям предлагается представить, что они волшебники и могут  исполнить свои желания и желания других. Каждому даётся возможность прибавить другому то, чего (на его взгляд) ему не хватает. Например: «Володе я прибавлю смелости, Алёше ловкости, Маше я прибавлю доброты и т.д.»

Пирамида любви

Цель: Воспитывать уважительное отношение к миру и людям, развивать коммуникативные способности.

Дети сидят по кругу. Воспитатель говорит детям: «Каждый из вас что-то или кого-то любит. Расскажите, кого и что вы любите. Давайте построим пирамиду любви из наших рук.»

Дети встают и ложа свою руку на руку предыдущего ребёнка говорят: «Я люблю море», «Я люблю маму», «Я люблю цветы» и т.д. Воспитатель подчёркивает, что пирамида получилась высокая, потому, что мы любим и любимы.

Солнечный зайчик

Цель: Развивать умение управлять своими эмоциями, воспитывать дружелюбное отношение детей друг к другу. Развивать атмосферу тепла, любви и ласки.

Воспитатель с зеркалом показывает «солнечного зайчика». Предлагает детям его поймать и передать по кругу, чтобы каждый приласкал его, согрел его своим теплом. Воспитатель обращает внимание на то, что «зайчик» вырос от тепла и любви. Зайчика выпускают.

Прочитай письмо

Цель: Развивать способности определять эмоциональное состояние по схематическим изображениям и объединять разные изображения единым сюжетом.

Разыгрывается следующая ситуация: почтальон приносит письма, но не обычные, зашифрованные. В каждом письме мимически изображено по 2-3 эмоциональных состояния и их надо расшифровать. Подгруппе детей вручается по письму, дети обсуждают и рассказывают, что они «прочитали» в своём письме.

Мыльные пузыри

Цель: Развитие воображения, выразительности движений, снятие эмоционального напряжения.

Воспитатель имитирует выдувание мыльных пузырей, а остальные дети изображают полёт этих пузырей. Дети свободно двигаются по всему свободному пространству. После команды «Лопнули», дети ложатся на пол.

Хочешь быть моим другом?

Цель: Развитие чувства общности, снятие эмоционального напряжения.

Дети встают по кругу. Каждый выбирает себе друга, при этом касаясь руками рук выбранного, проговаривая слова: «Ты хочешь быть моим другом?»  По взаимному выбору дети делятся на пары. После этого рассказывают свои чувства и эмоции.

Снеговик

Цель: Развитие выразительности движений, воображения, снятие эмоционального напряжения.

Все дети изображают снеговиков. По команде воспитателя «Наступила весна», «снеговики» начинают таять. Дети расслабляются, тело обмякает и дети постепенно опускаются на пол.

Проведи слепого

Цель: Развитие чувства общности, снятие эмоционального напряжения.

Ребёнок должен с помощью словесных команд довести игрока с завязанными глазами от  одного конца комнаты до другого так, чтобы он ни разу не натолкнулся ни на один предмет. За каждое касание команда получает штрафное очко.

Хоровод

Цель: Развитие чувства общности, выразительности движений, снятие эмоционального напряжения.

Дети встают в круг и по команде воспитателя показывают, двигаясь друг за другом, печального зайчика, злого волка, сердитого медведя, задумчивую сову, виноватую лису, счастливую ласточку.

Доктор Айболит

Цель: Развитие воображения, выразительности движений и речи, групповой сплоченности, снятие эмоционального напряжения.

Воспитатель или ребёнок исполняет роль доктора Айболита, остальные дети исполняют роль больных обезьян. Доктор подходит к каждой обезьянке, жалеет её, гладит, после этого обезьянки выздоравливают. Они радуются, что у них больше ничего не болит. Дети делятся своими эмоциями, что им больше нравится: когда жалеют их или жалеть самим.

Цветок кактуса

Цель: Расслабление мышц, эмоциональное равновесие, освоение позы покоя.

  1. Сидя по-турецки, опустив голову и руки. Медленно поднять голову, распрямить корпус, руки развести в стороны.
  2. Голову откинуть назад и медленно поворачивать за «солнцем».

При этом мимика – глаза закрыты, мышцы лица расслаблены.

Котята

Цель: Коррекция психо-эмоциональной сферы ребёнка, расслабление мышц, освоение позы покоя.

Дети лежат на ковре, свернувшись «клубочком» с закрытыми глазами. Воспитатель говорит слова:

На ковре котята спят. Мур - мур.

Просыпаться не хотят. Мур – мур.

Тихо спят спина к спине

И мурлыкают во сне.

Вот на спинку все легли. Мур – мур. (Дети выполняют)

Лапки вытянули. Мур – мур.

Потянулись и проснулись.



Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ  БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ Д/С №5 «ТЕРЕМОК» КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА

Тема: «Методика проведения подвижной  игры в возрастных группах ДОУ»

Подготовила:

инструктор по физической культуре

Смирнова О. Ю.

2021 г.

Методика проведения подвижной  игры в возрастных группах ДОУ.

Подвижная игра – одно из важных средств всестороннего воспитания детей дошкольного возраста. Активная двигательная деятельность игрового характера и вызываемые ею положительные эмоции усиливают все физиологические процессы в организме, улучшают работу всех органов и систем. В подвижных играх создаются наиболее благоприятные  условия для развития физических качеств.

Методика проведения подвижных игр в раннем возрасте

Выбор игр. Игры отбираются в соответствии с задачами воспитания, возрастными особенностями детей, их состоянием здоровья, подготовленностью. Принимается во внимание также место игры в режиме дня, время года, метеоролого-климатические и другие условия. Нужно учитывать и степень организованности детей, их дисциплинированность: если они недостаточно организованы, то сначала надо подобрать игру небольшой подвижности и проводить ее в кругу.

С детьми первого года жизни проводятся игры-забавы («Прятки», «Коза рогатая», «Сорока-белобока», «Поехали-поехали», «Догоню-догоню» и др.), вызывающие у детей звуки, движения, смех, радость, удовольствие.

На втором году жизни используются бессюжетные игры («Принеси мяч, игрушку», «Подними ноги выше», «Передай мяч», «Скати с горочки», «Догони собачку», «Все скорей ко мне», «Доползи до погремушки», «Кто дальше», «Спрячем игрушку», «Птицы машут крыльями», «Ловля бабочек», «Деревья качаются», «Паровоз», «Мишка» и др.). В этих играх дети выполняют одно движение (ходьба, бросание) в индивидуальном темпе, но постепенно они переходят от индивидуальных действий к совместным.
В дальнейшем в игры включаются более сложные движения и количество движений увеличивается.

Сюжеты игр также усложняются. Подвижные игры для малышей отличаются простотой сюжета (к примеру, птицы летают и возвращаются домой, автомобили едут и останавливаются).

Количество ролей в играх детей раннего возраста незначительно (1-2). Главную роль выполняет воспитатель, а малыши изображают одинаковые персонажи, например педагог - кот, все дети - мыши («Кот и мыши»).

Подвижные игры детей раннего возраста часто сопровождаются словами — стихами, песнями, речитативом, которые раскрывают содержание игры и ее правила; объясняют, какое движение и как надо выполнить; служат сигналами для начала и окончания; подсказывают ритм и темп («По ровненькой дорожке», «Лошадки» и др.). Текст задает ритм движению. Окончание текста служит сигналом к прекращению действия или к началу новых движений. Вместе с тем произнесение слов — это отдых после интенсивных движений.

Методика проведения подвижных игр в младших, средних группах ДОУ

Выбор игры. Игры отбираются в соответствии с задачами воспитания, возрастными особенностями детей, их состоянием здоровья, подготовленностью. Принимается во внимание место игры в режиме дня, время года, климатические и другие условия. Учитывать необходимо и степень организованности детей, их дисциплинированность: если они недостаточно организованны, то сначала надо подобрать игру небольшой подвижности и  проводить ее в кругу.

Сбор детей на игру. Собрать детей на игру можно разными способами. В младшей группе привлечь внимание детей можно звоном колокольчика или красивой игрушкой (зайчик, мишка), привлекая внимание малышей и тут же вовлекая их в игру.

Создание интереса к игре. Прежде всего, необходимо создать у детей интерес к игре. Тогда они лучше усвоят правила, будут четко выполнять движения, испытывать эмоциональный подъем. Можно, например, прочитать стихи, спеть песню на соответствующую тему, показать детям предметы, игрушки, которые встретятся в игре. Детям младшей группы можно показать флажок, зайчика, мишку и тут же спросить: «Хотите поиграть с ними?» Подвести к игре нередко удается и путем вопросов, загадывания загадок.

Организация играющих, объяснение игры. Объясняя игру, важно правильно разместить детей. Детей младшей группы чаще всего ставить нужно так, как это нужно для игры (в круг). Воспитатель должен стоять так, чтобы его видели все (лицом к детям рядом  с ними, если дети собраны в круг). В младшей группе все объяснения делаются, как правило, в ходе самой игры. Не прерывая ее, воспитатель размещает и перемещает детей, рассказывает, как нужно действовать. Большое значение при этом имеет интонация. Объясняя, особо нужно выделить правила игры. Движения можно показать до начала или в ходе игры. Это обычно делает сам взрослый, а иногда кто-либо из детей по его выбору. Объяснение часто сопровождается показом: как выезжает автомобиль, как прыгает зайчик. Успешное проведение игры во многом зависит от удачного распределения ролей, поэтому важно учитывать особенности детей: застенчивые, малоподвижные не всегда могут справиться с ролью ответственно, но подводить их постепенно к этому надо; с другой стороны, нельзя поручать ответственные роли всегда одним и тем же детям, желательно, чтобы все умели выполнять эти роли. В играх с детьми младшего возраста воспитатель сначала берет на себя исполнение главной роли (например, кота в игре «Кот и воробушки»). И только потом, когда малыши освоятся с игрой, поручает эту роль самим детям.  При разделении на колонны, звенья, команды надо группировать сильных детей с более слабыми, особенно в таких играх, где есть элемент соревнования («Мяч водящему», «Эстафета по кругу»). Инвентарь, игрушки, атрибуты раздают обычно перед началом игры.

Выбор водящего. Во многих играх необходимо выбирать ведущего. Это можно сделать с помощью жребия, считалок и загадок. Жребий - предложите ребенку (или всем детям, если играете в компании) вытянуть жребий. Например, возьмите спички (или зубочистки) и слегка укоротите одну из них. Затем предложите детям по очереди вытянуть спичку. Ведущим будет тот, кому достанется короткая. Считалки. Произносите их ритмично, указывая пальцем попеременно на всех участвующих в игре.

                 «Зайчик»

Раз, два, три, четыре, пять,

Негде зайцу поскакать,

Ждет его серый волк,

Он зубами щелк, щелк!

А мы спрячемся в кусты,

Прячься, заинька, и ты.

Можно выбрать ведущего с помощью загадок. Условие простое — кто первым загадку отгадает, тот и будет ведущим. Еще один способ выбор команды для эстафеты – раздать детям разного цвета жетоны, по цвету жетона формируется команда.

Проведение игры и руководство ею. Игровой деятельностью детей руководит педагог. Роль его зависит от характера самой игры, от численности и возрастного состава группы, от поведения участников: чем меньше возраст детей, тем активнее проявляет себя педагог. Играя  с младшими детьми, он действует наравне с ними, нередко выполняя главную роль, и то же время руководит игрой.  В средней группе воспитатель вначале тоже выполняет главную роль, а затем ее передает детям. https://ds03.infourok.ru/uploads/ex/0cd8/00011e47-dd7c4460/hello_html_m337fe6dc.jpg

Он участвует в игре и тогда, когда не хватает пары («Найди себе пару»). Непосредственное участие педагога в игре поднимает интерес к ней, делает ее эмоциональнее.

Воспитатель подает команды или звуковые и зрительные сигналы к началу игры: удар в бубен, барабан, музыкальный аккорд, хлопки в ладоши, взмах цветным флажком, рукой.  Звуковые сигналы не должны быть слишком громкими: сильные удары, резкие свистки возбуждают маленьких детей. Воспитатель дает указания, как в ходе  игры, так и  перед ее повторением, оценивает действия и поведения детей. Указания лучше делать в положительной форме, поддерживая радостное настроение, поощряя решительность, ловкость, находчивость – все это вызывает у детей желание точно выполнять  правила игры.

Педагог следит задействиями детей и не допускает длительных статических поз (сидение на корточках, стояние на одной ноге, поднятие рук вперед, вверх), вызывающих сужение грудной клетки и нарушение кровообращения, наблюдает за общим состоянием и самочувствием  каждого ребенка.

Педагог регулирует физическую нагрузку, которая должна увеличиваться постепенно.

Игры большой подвижности повторяются 3-4 раза,более спокойные 4-6 раз. Паузы между повторениями 0,3 – 0,5 мин. Общая продолжительность подвижной игры увеличивается с 5 мин в младшей до 15 мин в старших.

Окончание игры и подведение итогов. В младших группах педагог заканчивает игру предложением перейти к каким-либо другим видам деятельности более спокойного характера.

Методика проведения подвижных игр в старших, подготовительных группах ДОУ

Выбор игр. Игры отбираются в соответствии с задачами воспитания, возрастными особенностями детей, их состоянием здоровья, подготовленностью. Принимается во внимание также место игры в режиме дня, время года, метеоролого-климатические и другие условия. Нужно учитывать и степень организованности детей, их дисциплинированность: если они недостаточно организованы, то сначала надо подобрать игру небольшой подвижности и проводить ее в кругу.

Сбор детей на игру. С детьми старших групп следует заранее, еще до выхода на участок, договориться, где они соберутся, в какую игру будут играть и по какому сигналу ее начнут (слово, удар в бубен, колокольчик, взмах флажком и т. д.). В старшей группе воспитатель может поручить своим помощниками — наиболее активным детям собрать всех для игры. Есть и другой прием: распределив детей по звеньям, предложить по сигналу собраться в установленных местах как можно быстрее (отметить, какое звено скорее собралось).

Собирать детей надо быстро (1—2 мин), потому что всякая задержка снижает интерес к игре.

Создание интереса к игре. Прежде всего, нужно создать у детей интерес к игре. Тогда они лучше усвоят ее правила, более четко будут выполнять движения, испытывать эмоциональный подъем. Можно, например, прочитать стихи, спеть песню на соответствующую тему, показать детям предметы, игрушки, которые встретятся в игре. Подвести к игре нередко удается и путем вопросов, загадывания загадок. В частности, можно спросить: «Что вы сегодня рисовали?» Дети, например, ответят: «Весну, прилет птиц». «Очень хорошо, говорит воспитатель. - Сегодня мы будем играть в игру «Перелет птиц».

Организация играющих, объяснение игры. Старшую группу он может построить в шеренгу, полукругом или собрать около себя (стайкой) Воспитатель должен стоять так, чтобы его видели все (лицом к детям при построении в шеренгу, полукругом; рядом с ними, если дети собраны в круг).

Выбор водящего. Во многих играх необходимо выбирать ведущего. Это можно сделать с помощью жребия, считалок и загадок. Жребий - предложите ребенку (или всем детям, если играете в компании) вытянуть жребий. Например, возьмите спички (или зубочистки) и слегка укоротите одну из них. Затем предложите детям по очереди вытянуть спичку. Ведущим будет тот, кому достанется короткая. Считалки. Произносите их ритмично, указывая пальцем попеременно на всех участвующих в игре.

                 «Зайчик»

Раз, два, три, четыре, пять,

Негде зайцу поскакать,

Ждет его серый волк,

Он зубами щелк, щелк!

А мы спрячемся в кусты,

Прячься, заинька, и ты.

Можно выбрать ведущего с помощью загадок. Условие простое — кто первым загадку отгадает, тот и будет ведущим. Еще один способ выбор команды для эстафеты – раздать детям разного цвета жетоны, по цвету жетона формируется команда.

Проведение игры и руководство ею.

В старшей группах воспитатель вначале тоже выполняет главную роль сам, а затем http://900igr.net/up/datai/153217/0011-007-.png передает ее детям. Он участвует в игре и тогда, когда не хватает пары («Найди себе пару»). Непосредственное участие воспитателя в игре поднимает интерес к ней, делает ее эмоциональнее.
Воспитатель подает команды или звуковые и зрительные сигналы к началу игры: удар в бубен, барабан, погремушку, музыкальный аккорд, хлопки в ладоши, взмах цветным флажком, рукой. Звуковые сигналы не должны быть слишком громкими: сильные удары, резкие свистки возбуждают маленьких детей.

Воспитатель делает указания, как в ходе игры, так и перед ее повторением, оценивает действия и поведение детей. Однако не следует злоупотреблять указаниями на неправильность выполнения движений: замечания могут снизить положительные эмоции, которые возникают в процессе игры. Указания лучше делать в положительной форме, поддерживая радостное настроение, поощряя решительность, ловкость, находчивость, инициативу — все это вызывает у детей желание точно выполнять правила игры.

Педагог подсказывает, как целесообразнее выполнять движение, ловить и увертываться (изменять направление, незаметно проскочить или пробежать мимо «ловишки», быстро остановиться), напоминает, что читать стихи надо выразительно и не слишком громко.

Воспитатель следит за действиями детей и не допускает длительных статических поз (сидение на корточках, стояние на одной ноге, поднятие рук вперед, вверх), вызывающих сужение грудной клетки и нарушение кровообращения, наблюдает за общим состоянием и самочувствием каждого ребенка.

Воспитатель регулирует физическую нагрузку, которая должна увеличиваться постепенно. Игры большой подвижности повторяются 3-4 раза, более спокойные – 4-6 раз. Паузы между повторениями 0,3-0,5 мин. Во время паузы дети выполняют более легкие упражнения или произносят слова текста. Общая продолжительность подвижной игры постепенно увеличивается с 5 мин в младших группах до 15 мин в старших.

Окончание игры и подведение итогов. В старших группах подводятся итоги игры: отмечаются те, кто правильно выполнял движения, проявлял ловкость, быстроту, смекалку, сообразительность, соблюдал правила, выручал товарищей. Воспитатель называет и тех, кто нарушал правила и мешал товарищам. Он анализирует, как удалось достичь успеха в игре, почему «ловишка» быстро поймал одних, а другие ни разу не попались ему. Подведение итогов игры должно проходить в интересной и занимательной форме, чтобы вызвать желание в следующий раз добиться еще лучших результатов. К обсуждению проведенной игры надо привлекать всех детей. Это приучает их к анализу своих поступков, вызывает более сознательное отношение к выполнению правил игры и движений.



Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ  БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ Д/С №5 «ТЕРЕМОК» КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА

Тема: «Организация центра физического развития возрастных групп»

Подготовила:

инструктор по физической культуре

Смирнова О. Ю.

2021 г.

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ.

ЦЕНТР ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ГРУППОВОМ ПОМЕЩЕНИИ.

Рациональная предметно-пространственная развивающая среда в группе должна способствовать решению как специфических задач целенаправленного развития моторики детей, так и решению задач их всестороннего развития и формирования личности. Предметное окружение имеет огромное значение для развития активности детей, формирования их инициативного поведения, творчества, развития речи. Роль  развивающей среды заключается в том, что она стимулирует поисковую активность ребенка, побуждает к действенному познанию мира предметов, явлений, а также человеческих отношений и самого себя, своих сил и возможностей. Пространственная организация среды должна быть насыщенной, вариативной, доступной, обеспечивать безопасность, стимулировать двигательную активность.

Подготовительная к школе группа компенсирующей направленности детей с тяжелыми нарушениями речи (ТНР).

  1. Мячи малые, средние разных цветов, мячи-фитболы.
  2. Мячики массажные разных цветов и размеров.
  3. Обручи (малые и большие).
  4. Канат, толстая веревка, шнур.
  5. Флажки разных цветов.
  6. Кольцеброс.
  7. Кегли.
  8. «Дорожки движения» с моделями  и схемами выполнения заданий.
  9. Мишени на ковролиновой основе с набором дротиков и мячиков на «липучках».
  10. Детская баскетбольная корзина.
  11. Длинная и короткая скакалки.
  12. Бадминтон, городки.
  13. Томагавк, летающие тарелки.
  14. Ребристые дорожки.
  15. Нетрадиционное спортивное оборудование.
  16. Тренажер из двухколесного велосипеда.
  17. Гимнастическая лестница.
  18. Поролоновый мат.
  19. Комплекс «Батыр» (канат, веревочная гимнастическая лестница, лестница с металлическими перекладинами, гимнастические кольца на веревках, перекладина на веревках).

Старшая  группа компенсирующей направленности детей с тяжелыми нарушениями речи (ТНР).

  1. Мячи средние разных цветов.
  2. Мячи малые разных цветов.
  3. Мячики массажные разных размеров и цветов.
  4. Обручи.
  5. Канат, веревки, шнуры.
  6. Флажки разных цветов.
  7. Гимнастические палки.
  8. Кольцеброс.
  9. Кегли.
  10. «Дорожки движения».
  11. Мишени на ковролиновой основе с набором дротиков и мячиков на «липучках».
  12. Детская баскетбольная корзина.
  13. Длинная скакалка.
  14. Короткие скакалки.
  15. Летающая тарелка (для использования на прогулке).
  16. Нетрадиционное спортивное оборудование.
  17. Массажные и ребристые коврики.
  18. Тренажер из двухколесного велосипеда типа «Малыш».
  19. Поролоновый мат.
  20. Гимнастическая  лестница.

Дополнительный инвентарь.

  1. «Волшебный мешочек».
  2. Детали аппликатора Кузнецова, резиновые кольца.
  3. Диски с записью бытовых шумов, голосов живой и неживой природы (пение птиц, звуков леса, морского прибоя, вьюги, звуки транспорта, голоса животных, насекомых, «волшебные звуки»: космоса, новогодние и т. п.).
  4. Звучащие игрушки (кубики, колокольчики, мячики и т. д.)
  5. Игрушки и тренажеры для воспитания правильного физиологического дыхания (свистки, воздушные шары, мыльные пузыри, перышки, пушинки, сухие листочки, вертушки, птички-оригами, бабочки на палочке с ниткой и т. п.).
  6. Игрушки-моталочки (ленточки на палочке), бросалочки (ловушки с шариком на шнурке), раскидаи (шарики на тонкой резинке).
  7. Картинки с летними и зимними видами спорта.
  8. Маски, атрибуты для игр, соответствующих лексическим темам.
  9. Массажные коврики и дорожки.
  10. Мольберт с магнитами
  11. Таблицы, схемы, чертежи, пооперационные схемы для выполнения общеразвивающих упражнений, основных движений, эстафет, игр.

Первая группа раннего возраста

  1. Погремушки, осенние  листочки, флажки, ленточки, султанчики для ОРУ.
  2. Мячи  (диаметр 15 см, 8-10 см, 5-8 см), снежки (диаметр 8-10 см).
  3. Дуги  (высота 50 см).
  4. Кубики (размер 2*2 см).
  5. Лесенка-стремянка (высота 1 м).
  6. Мягкий коврик (поролоновый мат).
  7. Обруч (диаметр 1 м).
  8. Стойки (высота 50 см).
  9. Горка со скатом, либо наклонная доска (шириной 30 см).
  10. Гимнастические палки (длина 2 м).
  11. Бревно (длина 2 м, диаметр 30 см)
  12. Игрушки: дикие и домашние  животные, птицы, овощи и фрукты, и т. д.
  13. Звучащие игрушки (кубики, колокольчики, мячики и т. д.)
  14. Массажные коврики и дорожки.
  15. Диски с записью голосов живой и неживой природы (пение птиц, звуков леса, морского прибоя, вьюги, звуки транспорта, голоса животных).

Вторая группа раннего возраста.

  1. Погремушки, листочки, флажки, султанчики, снежки, ленточки с кольцами, цветные колечки, платочки для ОРУ.
  2. Мячи (диаметр 6-8 см, 8-10 см, 10-12 см, 20-25 см).
  3. Дуги (высота 50 см).
  4. Гимнастическая стенка.
  5. Обручи (диаметр 55-65 см, 1 м).
  6. Мягкий коврик (поролоновый мат).
  7. Наклонная доска.
  8. Стойки (высота 150-170 см).
  9. Вертикальные цели для метания.
  10. Игрушки: дикие и домашние  животные, птицы, овощи и фрукты, и т. д.
  11. Звучащие игрушки (кубики, колокольчики, мячики и т. д.).
  12. Массажные коврики и дорожки.
  13. Диски с записью голосов живой и неживой природы (пение птиц, звуков леса, морского прибоя, вьюги, звуки транспорта, голоса животных).
  14. Маски, атрибуты для игр, соответствующих лексическим темам.
  15. Игрушки и тренажеры для воспитания правильного физиологического дыхания (свистки, воздушные шары, мыльные пузыри, перышки, пушинки, сухие листочки, вертушки, птички-оригами, бабочки на палочке с ниткой и т. п.).

Младшая группа

  1. Воротца, дуги (высота 40-50 см)
  2. Шнур, канат (длинный, короткий).
  3. Гимнастическая стенка.
  4. Мешочки (вес 150 гр).
  5. Мячи малые, средние, большие разных цветов.
  6. Флажки разноцветные, ленточки, султанчики, кубики  для ОРУ.
  7. Мягкий коврик (поролоновый мат).
  8. Наклонная доска.
  9. Вертикальные цели для метания.
  10. Стойки (высота 150-170 см).
  11.  Обруч (большой, плоский).
  12. Игрушки: дикие и домашние  животные, птицы, овощи и фрукты, и т. д.
  13. Звучащие игрушки (кубики, колокольчики, мячики и т. д.).
  14. Массажные коврики и дорожки (прямые и извилистые).
  15. Диски с записью голосов живой и неживой природы (пение птиц, звуков леса, морского прибоя, вьюги, звуки транспорта, голоса животных).
  16. Маски, атрибуты для игр, соответствующих лексическим темам.
  17. Кольцеброс.
  18. Кегли.
  19.  Серсо.
  20. Игрушки и тренажеры для воспитания правильного физиологического дыхания (свистки, воздушные шары, мыльные пузыри, перышки, пушинки, сухие листочки, вертушки, птички-оригами, бабочки на палочке с ниткой и т. п.).
  21. Игрушки-моталочки (ленточки на палочке), бросалочки (ловушки с шариком на шнурке), раскидаи (шарики на тонкой резинке).

Средняя группа

  1. Воротца, дуги (высота 50 см)
  2. Мячи (диаметр 15-20 см, 25-30 см).
  3. Шнур, канат (длинный, короткий).
  4. Гимнастическая стенка.
  5. Мешочки (вес 150 гр).
  6. Флажки разноцветные, ленты, султанчики для ОРУ.
  7. Мягкий коврик (поролоновый мат).
  8. Наклонная доска.
  9. Вертикальные цели для метания.
  10. Стойки (высота 150-170 см).
  11. Обруч (большой, плоский).
  12. Скакалка короткая.
  13. Игрушки: дикие и домашние  животные, птицы, овощи и фрукты, и т. д.
  14. Звучащие игрушки (кубики, колокольчики, мячики и т. д.)
  15. Массажные коврики и дорожки (прямые и извилистые).
  16. Диски с записью голосов живой и неживой природы (пение птиц, звуков леса, морского прибоя, вьюги, звуки транспорта, голоса животных).
  17. Маски, атрибуты для игр, соответствующих лексическим темам.
  18. Кольцеброс.
  19. Кегли.
  20. Серсо.
  21. Игрушки и тренажеры для воспитания правильного физиологического дыхания (свистки, воздушные шары, мыльные пузыри, перышки, пушинки, сухие листочки, вертушки, птички-оригами, бабочки на палочке с ниткой и т. п.).
  22. Игрушки-моталочки (ленточки на палочке), бросалочки (ловушки с шариком на шнурке), раскидаи (шарики на тонкой резинке).
  23.  Картинки с летними и зимними видами спорта.

Старшая и подготовительная к школе группа

  1. Султанчики, обручи и флажки разноцветные, ленточки, резиновые ленты, мячи-фитболы, диски здоровья, медболы для ОРУ.
  2. Шнур (длинный, короткий).
  3. Стойки (высота 150-170 см).
  4. Гимнастическая стенка.
  5. Вертикальные цели для метания.
  6. Ворота или дуги (высота 50-70 см).
  7. Мешочки (вес 200 гр).
  8. Скакалка (длинная и короткая).
  9. Мячи малые, средние, большие  разных цветов.
  10. Балансир.
  11. Мягкий коврик (поролоновый мат).
  12. Обруч (малый, плоский, большой)
  13. Кегли
  14. Кольцеброс.
  15. Мячики массажные разных цветов и размеров.
  16. Серсо.
  17. Гантели.
  18. Мишени на ковролиновой основе с набором дротиков и мячиков на «липучках».
  19. Бадминтон, городки.
  1.  Детали аппликатора Кузнецова, резиновые кольца.
  2. Диски с записью бытовых шумов, голосов живой и неживой природы (пение птиц, звуков леса, морского прибоя, вьюги, звуки транспорта, голоса животных, насекомых, «волшебные звуки»: космоса, новогодние и т. п.).
  3. Звучащие игрушки (кубики, колокольчики, мячики и т. д.)
  4. Игрушки и тренажеры для воспитания правильного физиологического дыхания (свистки, воздушные шары, мыльные пузыри, перышки, пушинки, сухие листочки, вертушки, птички-оригами, бабочки на палочке с ниткой и т. п.).
  5. Игрушки-моталочки (ленточки на палочке), бросалочки (ловушки с шариком на шнурке), раскидаи (шарики на тонкой резинке).
  6. Картинки с летними и зимними видами спорта.
  7. Маски, атрибуты для игр, соответствующих лексическим темам.
  8. Массажные коврики и дорожки.
  9. Мольберт с магнитами
  10. Таблицы, схемы, чертежи, пооперационные схемы для выполнения общеразвивающих упражнений, основных движений, эстафет, игр.


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

«Физические упражнения в возрастных группах по ФОП ДО»

Подраздел

Содержание

1–2 года

Задачи:

  • создавать условия для последовательного становления первых основных движений: бросание, катание, ползание, лазанье, ходьба в совместной деятельности педагога с ребенком;
  • создавать условия для развития равновесия и ориентировки в пространстве;
  • поддерживать желание выполнять физические упражнения в паре с педагогом;
  • привлекать к участию в играх-забавах, игровых упражнениях, подвижных играх, побуждать к самостоятельным действиям;
  • укреплять здоровье ребенка средствами физического воспитания, способствовать усвоению культурно-гигиенических навыков для приобщения к здоровому образу жизни.

Основная гимнастика

Основные движения:

  • бросание и катание;
  • ползание, лазанье;
  • ходьба;
  • упражнения в равновесии.

Общеразвивающие упражнения:

  • упражнения из исходного положения стоя, сидя, лежа с использованием предметов и без них.
  • в комплекс включаются упражнения: поднимание рук вперед и опускание, повороты корпуса вправо и влево из положения сидя, наклоны вперед, сгибание и разгибание ног, приседание с поддержкой педагога или у опоры.

Подвижные игры

  • игры-забавы;
  • игровые упражнения;
  • подвижные игры, которые побуждают детей к активному участию и вызывают положительные эмоции

Основы ЗОЖ

Освоение элементарных КГН при приеме пищи, уходе за собой

2–3 года

Задачи:

  • обогащать двигательный опыт детей;
  • оказывать помощь в освоении упражнений основной гимнастики: бросание, катание, ловля, ползанье, лазанье, ходьба, бег, прыжки, общеразвивающие и музыкально-ритмические упражнения;
  • развивать психофизические качества, равновесие и ориентировку в пространстве;
  • поддерживать у детей желание играть в подвижные игры вместе с педагогом в небольших подгруппах;
  • формировать интерес и положительное отношение к выполнению физических упражнений, совместным двигательным действиям;
  • укреплять здоровье детей средствами физического воспитания, формировать культурно-гигиенические навыки и навыки самообслуживания, приобщая к здоровому образу жизни.

Основная гимнастика

Основные движения:

  • бросание, катание, ловля;
  • ползание, лазанье;
  • ходьба;
  • бег;
  • прыжки;
  • упражнения в равновесии

Общеразвивающие упражнения:

  • упражнения для кистей рук, развития и укрепления плечевого пояса;
  • упражнения для развития и укрепления мышц спины и гибкости позвоночника;
  • упражнения для развития и укрепления мышц брюшного пресса и гибкости позвоночника;
  • музыкально-ритмические упражнения, разученные на музыкальном занятии, включаются в содержание подвижных игр и игровых упражнений

Подвижные игры

  • Подвижные игры с простым содержанием;
  • подвижные игры с текстом;
  • подвижные игры с включением музыкально-ритмических упражнений

Основы ЗОЖ

  • Освоение элементарных КГН при приеме пищи, уходе за собой;
  • правила личной гигиены;
  • оценка внешнего вида; 
  • закаливание 

3–4 года

Задачи:

  • обогащать двигательный опыт детей, используя упражнения основной гимнастики, спортивные упражнения, подвижные игры;
  • оказывать помощь в согласовании своих действий с действиями других детей, соблюдать правила в игре;
  • развивать психофизические качества, ориентировку в пространстве, координацию, равновесие, способность быстро реагировать на сигнал;
  • формировать интерес и положительное отношение к занятиям физической культурой и активному отдыху, воспитывать самостоятельность;
  • укреплять здоровье детей средствами физического воспитания;
  • создавать условия для формирования правильной осанки, способствовать усвоению правил безопасного поведения в двигательной деятельности;
  • закреплять культурно-гигиенические навыки и навыки самообслуживания, формируя полезные привычки, приобщая к здоровому образу жизни.

Основная гимнастика

Основные движения:

  • бросание, катание, ловля, метание;
  • ползание, лазанье;
  • ходьба;
  • бег;
  • прыжки;
  • упражнения в равновесии.

Общеразвивающие упражнения:

  • упражнения для кистей рук, развития и укрепления мышц плечевого пояса;
  • упражнения для развития и укрепления мышц спины и гибкости позвоночника;
  • упражнения для развития и укрепления мышц ног и брюшного пресса;
  • музыкально-ритмические упражнения, разученные на музыкальном занятии, включаются в содержание подвижных игр и игровых упражнений.

Строевые упражнения:

  • построение в колонну по одному, в шеренгу, в круг по ориентирам;
  • перестроение в колонну по два, врассыпную, смыкание и размыкание обычным шагом, повороты направо и налево переступанием; 
  • упражнения из разных исходных положений с предметами

Подвижные игры

Сюжетные и несюжетные подвижные игры

Основы ЗОЖ

Поддержание порядка и чистоты

Спортивные упражнения

  • Катание на санках;
  • ходьба на лыжах;
  • катание на трехколесном велосипеде;
  • плавание

Активный отдых

  • Физкультурные досуги;
  • дни здоровья

4–5 лет

Задачи:

  • обогащать двигательный опыт детей, способствуя техничному выполнению упражнений основной гимнастики;
  • создавать условия для освоения спортивных упражнений, подвижных игр;
  • формировать психофизические качества: сила, быстрота, выносливость, гибкость, ловкость;
  • развивать координацию, меткость, ориентировку в пространстве;
  • воспитывать волевые качества, самостоятельность, стремление соблюдать правила в подвижных играх, проявлять самостоятельность при выполнении физических упражнений;
  • продолжать формировать интерес и положительное отношение к физической культуре и активному отдыху, формировать первичные представления об отдельных видах спорта;
  • укреплять здоровье ребенка, опорно-двигательный аппарат, формировать правильную осанку, повышать иммунитет средствами физического воспитания;
  • формировать представления о факторах, влияющих на здоровье, воспитывать полезные привычки, способствовать усвоению правил безопасного поведения в двигательной деятельности.

Основная гимнастика

Основные движения:

  • бросание, катание, ловля, метание;
  • ползание, лазанье;
  • ходьба;
  • бег;
  • прыжки;
  • упражнения в равновесии.

Общеразвивающие упражнения:

  • упражнения для кистей рук, развития и укрепления мышц плечевого пояса;
  • упражнения для развития и укрепления мышц спины и гибкости позвоночника;
  • упражнения для развития и укрепления мышц ног и брюшного пресса.

Ритмическая гимнастика:

  • музыкально-ритмические упражнения, разученные на музыкальном занятии, включаются в содержание подвижных игр и игровых упражнений.

Строевые упражнения:

  • построение в колонну по одному, по два, по росту, врассыпную;
  • размыкание и смыкание на вытянутые руки, равнение по ориентирам и без;
  • перестроение из колонны по одному в колонну по два в движении, со сменой ведущего;
  • перестроение из одной колонны или шеренги в звенья на месте и в движении;
  • повороты направо, налево, кругом на месте переступанием и в движении

Подвижные игры

  • Сюжетные и несюжетные подвижные игры;
  • соблюдение правил, инициатива

Основы ЗОЖ

  • Поддержание порядка и чистоты;
  • здоровое питание;
  • безопасность

Спортивные упражнения

  • Катание на санках;
  • ходьба на лыжах;
  • катание на трехколесном и двухколесном велосипеде, самокате;
  • плавание

Активный отдых

  • Физкультурные праздники и досуги;
  • дни здоровья;
  • досуги и праздники с социально значимой и патриотической направленностью

5–6 лет

Задачи:

  • обогащать двигательный опыт;
  • создавать условия для оптимальной двигательной деятельности, развивая умения осознанно, технично, точно, активно выполнять упражнения основной гимнастики;
  • осваивать спортивные упражнения, элементы спортивных игр, элементарные туристские навыки;
  • развивать психофизические качества, координацию, мелкую моторику, ориентировку в пространстве, равновесие, точность и меткость, воспитывать самоконтроль и самостоятельность, проявлять творчество при выполнении движений и в подвижных играх, соблюдать правила в подвижной игре, взаимодействовать в команде;
  • воспитывать патриотические чувства и нравственно-волевые качества в подвижных и спортивных играх, формах активного отдыха;
  • продолжать развивать интерес к физической культуре, формировать представления о разных видах спорта и достижениях российских спортсменов;
  • укреплять здоровье ребенка, формировать правильную осанку, укреплять опорно-двигательный аппарат;
  • повышать иммунитет средствами физического воспитания;
  • расширять представления о здоровье и его ценности, факторах, на него влияющих, оздоровительном воздействии физических упражнений, туризме как форме активного отдыха;
  • воспитывать бережное и заботливое отношение к своему здоровью и здоровью окружающих, осознанно соблюдать правила здорового образа жизни и безопасности в двигательной деятельности и во время туристских прогулок и экскурсий.

Основная гимнастика

Основные движения:

  • бросание, катание, ловля, метание;
  • ползание, лазанье;
  • ходьба;
  • бег;
  • прыжки;
  • прыжки на скакалке; 
  • упражнения в равновесии.

Общеразвивающие упражнения:

  • упражнения для кистей рук, развития и укрепления мышц плечевого пояса;
  • упражнения для развития и укрепления мышц спины и гибкости позвоночника;
  • упражнения для развития и укрепления мышц ног и брюшного пресса.

Ритмическая гимнастика:

  • музыкально-ритмические упражнения;
  • комплексы общеразвивающих упражнений.

Строевые упражнения:

  • построение по росту, поддерживая равнение в колонне, шеренге;
  • построение в колонну по одному, в шеренгу, в круг; перестроение в колонну по три, в две шеренги на месте и при передвижении;
  • размыкание в колонне на вытянутые вперед руки, в шеренге на вытянутые руки в стороны;
  • повороты налево, направо, кругом переступанием и прыжком;
  • ходьба «змейкой», расхождение из колонны по одному в разные стороны с последующим слиянием в пары

Подвижные игры

  • Сюжетные и несюжетные подвижные игры;
  • соблюдение правил, инициатива;
  • соревнования, эстафеты

Основы ЗОЖ

  • Поддержание порядка и чистоты;
  • здоровое питание;
  • безопасность;
  • виды спорта;
  • забота о здоровье

Спортивные упражнения

  • Катание на санках;
  • ходьба на лыжах;
  • катание на двухколесном велосипеде, самокате;
  • плавание;
  • развитие навыков

Активный отдых

  • Физкультурные праздники и досуги;
  • дни здоровья;
  • досуги и праздники с социально значимой и патриотической направленностью;
  • туристские прогулки и экскурсии

Спортивные игры

  • Городки;
  • элементы баскетбола;
  • бадминтон;
  • элементы футбола

6–7 лет

Задачи:

  • обогащать двигательный опыт детей с помощью упражнений основной гимнастики;
  • развивать умения технично, точно, осознанно, рационально и выразительно выполнять физические упражнения, осваивать туристские навыки;
  • развивать психофизические качества, точность, меткость, глазомер, мелкую моторику, ориентировку в пространстве; самоконтроль, самостоятельность, творчество;
  • поощрять соблюдение правил в подвижной игре, проявление инициативы и самостоятельности при ее организации, партнерское взаимодействие в команде;
  • воспитывать патриотизм, нравственно-волевые качества и гражданскую идентичность в двигательной деятельности и различных формах активного отдыха;
  • формировать осознанную потребность в двигательной деятельности, поддерживать интерес к физической культуре и спортивным достижениям России, расширять представления о разных видах спорта;
  • сохранять и укреплять здоровье детей средствами физического воспитания, расширять и уточнять представления о здоровье, факторах, на него влияющих, средствах его укрепления, туризме как форме активного отдыха, физической культуре и спорте, спортивных событиях и достижениях, правилах безопасного поведения в двигательной деятельности и при проведении туристских прогулок и экскурсий;
  • воспитывать бережное, заботливое отношение к здоровью и человеческой жизни, развивать стремление к сохранению своего здоровья и здоровья окружающих людей, оказывать помощь и поддержку другим людям.

Основная гимнастика

Основные движения:

  • бросание, катание, ловля, метание;
  • ползание, лазанье;
  • ходьба;
  • бег;
  • прыжки;
  • прыжки с короткой скакалкой;
  • упражнения в равновесии.

Общеразвивающие упражнения:

  • упражнения для кистей рук, развития и укрепления мышц плечевого пояса;
  • упражнения для развития и укрепления мышц спины и гибкости позвоночника;
  • упражнения для развития и укрепления мышц ног и брюшного пресса.

Ритмическая гимнастика:

  • музыкально-ритмические упражнения;
  • комплексы общеразвивающих упражнений.

Строевые упражнения:

  • педагог совершенствует навыки детей в построении, перестроении, передвижении строем: быстрое и самостоятельное построение в колонну по одному и по два, в круг, в шеренгу;
  • равнение в колонне, шеренге;
  • перестроение из одной колонны в колонну по двое, по трое, по четыре на ходу, из одного круга в несколько (2–3);
  • расчет на первый-второй и перестроение из одной шеренги в две;
  • размыкание и смыкание приставным шагом;
  • повороты направо, налево, кругом;
  • повороты во время ходьбы на углах площадки

Подвижные игры

  • Сюжетные и несюжетные подвижные игры;
  • соблюдение правил, инициатива;
  • соревнования, эстафеты;
  • игровое творчество;
  • командный дух

Основы ЗОЖ

  • Поддержание порядка и чистоты;
  • здоровое питание;
  • безопасность;
  • виды спорта;
  • забота о здоровье;
  • элементарная помощь

Спортивные упражнения

  • Катание на санках;
  • ходьба на лыжах;
  • катание на коньках;
  • катание на двухколесном велосипеде, самокате;
  • плавание;
  • развитие навыков

Активный отдых

  • Физкультурные праздники и досуги;
  • дни здоровья;
  • досуги и праздники с социально значимой и патриотической направленностью;
  • туристские прогулки и экскурсии;
  • пешеходные прогулки;
  • детский туризм 

Спортивные игры

  • Городки;
  • элементы баскетбола;
  • бадминтон;
  • элементы хоккея;
  • элементы настольного тенниса;
  • элементы футбола



«Справочная таблица «Физические упражнения в возрастных группах по ФОП ДО»» © Материал из Система Методист детского сада. Подробнее: https://1metodist.ru/#/document/16/143219/dfasl1wfkr/?of=copy-7e474d17ff