Конкурс "Мастер-класс"
- представление на участие в Конкурс;
– заявка на участие и письменное разрешение на обработку персональных данных Участника;
– оценка педагогической деятельности от ОУ за последние 3 года;
– эссе на тему «Моё педагогическое мастерство»;
– портфолио Участника;
– фрагмент мастер-класса по родному языку или литературе;
– видеоролик или презентация на тему «Мой край, моя школа, моя профессиональная деятельость".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Представление на конкурс. Оценка деятельности | 27.52 КБ |
Заявление на конкурс. | 17.76 КБ |
Эссе "Моё педагогическое мастерство". | 20.66 КБ |
План урока по произведению "Кусака" | 23.76 КБ |
презентация по теме обособленные члены предложения 8 класс | 469.47 КБ |
статья в газету | 19.12 КБ |
ссылка на презентацию конкурса | 16.49 КБ |
ссылка на видео мастер-класс | 21.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Представление
на участие в конкурсе мастер-класса учителей родного языка и литературы «Туган тел».
- Фамилия, имя, отчество Хаирова Алсу Гаделевна
- Место работы, должность МБОУ «Казакларская основная общеобразовательная школа» Высокогорского муниципального района Республики Татарстан, учитель русского языка и литературы.
- Год рождения 14 января 1987 года
- Образование высшее, Татарский государственный гуманитарно- педагогический университет, учитель русского языка и литературы, 2011 г.
- Ученая степень, ученое звание ______________-_______________
Имеющиеся награды (поощрения) Диплом за подготовку призёра Всероссийского «Молодёжного филологического чемпионата», 2013 г., Диплом «Учитель цифрового века»,2012 г., Благодарственное письмо за активное участие в конкурсе «Я-лингвист» 2015г.
- Домашний адрес, телефон, факс, E-mail 422721 РТ Высокогорский район, дер. Средний Алат, ул. Заречная, д. 7, сот.:89874231272, alsu_xairova@mail.ru
- Общий стаж работы - 5 лет
Стаж работы в данном учреждении – 3 года
- Характеристика и оценка педагогической деятельности за последние 3 года:
Алсу Гаделевна - педагог, глубоко любящий свое дело. У педагога развиты такие личностные качества, как любовь к детям, общая культура, способность организовать свою работу, направленность на педагогическую деятельность. Педагогу также присуще нравственность, проявляющаяся в гуманности и служении людям. Такая позиция полностью согласуется с целевой установкой педагогической деятельности, направленной на поддержку, развитие, совершенствование человека. Алсу Гаделевна обладает педагогическим тактом и деликатна в общении; она умеет уделять внимание каждому ученику, своевременно прийти на помощь, поддержать, подбодрить, заставить поверить в свои силы. Творческий подход к каждому уроку, разнообразие используемых методических приемов позволяют учителю успешно решать используемые образовательные и воспитательные задачи. В деталях продуманный план, наглядный материал учителя на уроках русского языка и литературы сочетается с творческим трудом обучающихся. Каждый урок учитель стремится сделать уроком-открытием.
Алсу Гаделевна в совершенстве владеет базовым компонентом содержания преподаваемого предмета, основами управления образовательным процессом, знает и учитывает возрастные и психологические особенности школьников. Педагог владеет принципами перспективного и текущего планирования учебно-воспитательного процесса, критериями отбора учебно-методических пособий в соответствии с направленностью классов и уровнем учебных возможностей обучающихся.
В области реализации компетенции формирования мотивации у обучающихся на образовательную деятельность Алсу Гаделевна характеризуется хорошим уровнем подготовки. Учитель умеет создавать необходимые условия деятельности для поддержки обучающихся. Она способствует формированию и закреплению у обучающегося веры в свои силы, в возможность достижения успеха даже в сложных ситуациях. Учитель умеет формировать у учащихся привычки и мысли, ведущие к успеху путем использования позитивных утверждений, не использует в речи слов с частицей «не» или с любой другой формой отрицания. Умеет вызвать интерес у учеников к своему предмету, отмечает даже самый маленький успех обучающихся. Педагог умеет дифференцировать задания так, чтобы ученики почувствовали свой успех.
Алсу Гаделевна постоянно совершенствует свою квалификацию путём самообразования и на курсах. В 2015 году в ФГАОУ ВПО «Казанский (Приволжский) федеральный университет» обучалась по программе «Обновление содержания и методики обучения русскому языку и литературе в условиях введения ФГОС ООО» Работает над темой самообразования: «Использование ИКТ с целью повышения качества знаний учащихся на уроках русского языка и литературы»
Целеустремленность, трудолюбие, толерантность, постоянное стремление совершенствовать свое мастерство делают уроки учителя настоящей школой передового опыта. Алсу Гаделевна дает открытые уроки русского языка не только для учителей своей школы в своей школе, но и на районных конкурсах: 2014 год – урок в 8 классе на тему «Обособленные члены предложения», внеклассное мероприятие «Жизнь дана на добрые дела» 2015 г., 2016 год – урок в 9 классе на тему «Виды СПП с несколькими придаточными» в рамках районного конкурса. Алсу Гаделевна выступает с докладами, сообщениями на педагогических советах, а также участвует в районных образовательных программах (лекции по подготовке к олимпиаде); публикует свои материалы в сетевых образовательных сообществах http://nsпортал.ru / Педагог с 01.09.2014 года является руководителем ШМО учителей гуманитарного цикла .
Большое место в работе Алсу Гаделевны занимает подготовка обучающихся к ОГЭ по русскому языку. У учителя существует своя сложившаяся система подготовки. В системе работы учителя прослеживается стабильный педагогический рост, что подтверждает уровень знаний по русскому языку. Итогом работы учителя в этом направлении стали результаты ОГЭ по русскому языку: 2011-2012 учебный год средний балл – 31,2; 2014-2015 учебный год средний балл – 30.
Оформление кабинета соответствует учебным программам. В кабинете созданы благоприятные условия для творческой работы обучающихся и учителя, учитель чувствует себя гостеприимным хозяином, а ученик долгожданным гостем. Алсу Гаделевной собирается учебно-творческая лаборатория: индивидуальные карточки, тесты промежуточные и контрольные, тексты для разных видов анализа, электронные учебники по предмету, электронная база с разработками уроков, классных часов, внеклассных мероприятий, наглядно-демонстрационный материал. Все это активно используется на уроках и во внеурочное время.
Для оценки учебной деятельности обучающихся учитель применяет самооценку, само- и взаимоконтроль. Использует диагностику на различных этапах урока, соединяя её с учебным материалом и воспитательной работой.
Учитель обеспечивает устойчивые положительные результаты в учебно-воспитательном процессе. Прослеживается положительная динамика обучения. Воспитанники Алсу Гаделевны являются победителями и призёрами районных конкурсов, дистанционных олимпиад. 3 место во Всероссийском «Молодежном филологическом чемпионате» 2013 г., победитель в номинации «За глубину проникновения в образ» в муниципальном этапе конкурса «Живая классика», 2013, 3 место в муниципальном этапе Всероссийской акции «Спорт- альтернатива пагубным привычкам», 2014, 4 место в 4 республиканском конкурсе «Аксаковские чтения», 2014, призёр муниципального этапа всероссийской школьной олимпиады, 2012 и др.
Отзывчивая, ответственная, требовательная, Алсу Гаделевна пользуется уважением среди коллег, обучающихся, родителей.
Директор школы_________________/Исхаков Г.Р./
«______»__________2016г.
МП
Предварительный просмотр:
Заместителю Премьер-министра
Республики Татарстан –
Министру образования и науки
Республики Татарстан
Э.Н. Фаттахову
от учителя русского языка и
литературы МБОУ «Казакларская ООШ»
Высокогорского муниципального
района Республики Татарстан
Хаировой Алсу Гаделевны
заявление.
Прошу допустить меня к участию во Всероссийском конкурсе мастер-класса учителей родного языка и литературы «Туган тел».
С Положением о конкурсе и правилами его проведения ознакомлен.
Дата заполнения: 18 февраля 2016 г.
ФИО заявителя: Хаирова Алсу Гаделевна.
Предварительный просмотр:
Эссе «Моё педагогическое мастерство».
При знакомстве с людьми нередко возникает вопрос: «А кто вы по профессии?» Когда мне задают такой вопрос, я спрашиваю: «А кого вы во мне видите?» «Скорее всего, учителя».
Да, я – учитель.
Учитель – какое это слово!
Звучит, как звон колоколов в церкви.
Учитель – это ведь святое!
Он не таит от нас своей любви!
Профессия учителя – нелёгкая и очень ответственная, потому что в твоих руках жизнь ребёнка. Если врачам доверяют здоровье людей, то нам доверено в детях всё: и здоровье, и психика, и душевная красота. «Понимать чувства ребёнка – это значит понимать самые тонкие, порой скрытые, недоступные с первого взгляда побуждения, причины, стимулы его педагогических поступков» - сказал великий педагог В. А. Сухомлинский. Но какие бы трудности не вставали на пути моей педагогической деятельности, на душе становится радостно, когда ты видишь результаты своего труда, горящие глаза детей.
Учительский авторитет… Он добывается путём ежедневного труда. И лучшей наградой для меня, как учителю, становится улыбка, с которой ребята встречают меня в школе; радость в глазах, когда захожу в класс; когда ученики посвящают тебе стихи, пишут сочинения, благодарят за доброту, отзывчивость и мудрость…
Ради этого стоит быть учителем.
Учитель – это уникальная профессия. Являясь одной из древнейших, она остаётся востребованной по сегодняшний день. Так почему же я решила выбрать данную профессию?
Ещё маленькой девочкой я была очарована своей первой учительницей – Хуснутдиновой Гульфиёй Шафигуловной. Для меня она стала идеалом доброты, отзывчивости, справедливости, требовательности. Мне так хотелось быть похожей на неё. Таким образом, закончив в 2011 году Татарский Государственный Педагогический Университет, я начала осваивать азы педагогической деятельности в Альдермышской школе.
В первые годы работы мне было очень сложно. Я уже думала, что выбрала неправильный путь. Мне казалось, что я не справляюсь. Тогда поддержкой для меня стали слова благодарности девятого класса в виде стиха. В этот момент я поняла, что всё делаю правильно.
У меня ещё небольшой опыт работы (5 лет), но за это время я осознала, что преподавание должно быть искренним. Ведь только через призму своих мироощущений, своей системы ценностей, отношения ко всему, что происходит вокруг, сухой программный материал становится волшебным кристаллом, сверкающим всеми цветами радуги и зовущий к открытиям. Нужно быть честным перед собой и перед детьми. Искать вместе с ними всё новые и новые знания. Именно вместе, потому что человек, кем бы он ни был, всю жизнь должен стремиться к знаниям.
К. Д. Ушинский писал: «…ученье, лишённое всякого интереса, убивает в ученике охоту к ученью…». Свои уроки я стараюсь проводить интересно. Ведь это ключ к знаниям, и его необходимо поддерживать в детях, как огонь в костре. Умение увлечь учеников своим предметом – и есть педагогическое мастерство. Возможно, оно проявит себя ни через один или два дня, а даже через несколько лет в образе умных, ответственных, благодарных тебе детей.
Являясь учителем русского языка и литературы, для меня особенно важно воспитать Человека. Доброта, милосердие, честность, порядочность, толерантность, любовь к Родине – вот те качества, которые я стараюсь воспитать в детях на своих уроках. Эти качества во все века составляли непреходящую ценность человеческой культуры. В этом заключается моя педагогическая философия. А ещё это и мой стиль отношений с учениками и родителями, коллегами, с людьми, меня окружающими. Он состоит в том, чтобы отдавать и душу, и энергию детям, коллегам. Понимать их, сопереживать вместе с ними.
Таковы основные принципы, которыми я руководствуюсь в своей работе. В заключении хочу процитировать слова В. Ключевского «Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаёшь, и любить тех, кому преподаёшь…»
Предварительный просмотр:
План – конспект урока.
Тема: Леонид Андреев «Кусака».
Цели: показать, что Леонид Андреев – яркий самобытный писатель; продемонстрировать, как учащиеся владеют навыками пересказа, выразительного чтения, иллюстрирования прочитанного, устного рисования, сопоставительного анализа, умением разобраться в идейно-художественном своеобразии произведения и высказать аргументированное суждение о прочитанном; воспитывать у детей гуманное отношение к братьям нашим меньшим.
Оборудование: портрет писателя, иллюстрации учащихся к рассказу «Кусака», книжки с рассказами учащихся, учебники, презентации по теме урока.
Эпиграф:
Равнодушие, жестокость по отношению к природе – это прямой путь к бездуховности.
…В рассказе «Кусака» героем является собака, ибо всё живое имеет одну и ту же душу, всё живое страдает одними и теми же страданиями и в великом безличии и равенстве сливается воедино перед грозными силами жизни.
Л.Андреев
Ход урока.
I. Организационный момент, сообщение темы и целей урока.
II. Начинаю урок с чтения и толкования эпиграфов.
III. Анализ текста.
Работу с текстом провожу коллективно по плану. На дом всему классу было дано задание дочитать рассказ «Кусака» и закончить составление плана. Учащиеся зачитывают свои варианты, их ответы корректируются учителем.
1. План.
1) Жизнь собаки до встречи с «добрыми людьми».
2) Как Кусака получила своё имя.
3) Дружба Кусаки с Лёлей и другими детьми.
4) Отъезд дачников.
5) Кусака снова одна.
2. Беседа с классом.
- Кто является главным героем рассказа «Кусака»? Что об этом сказал сам автор? (Собака. Дети зачитывают высказывания Л.Андреева и комментируют его)
- Принадлежат ли перу Андреева другие рассказы о животных? (Да, рассказы «Друг», «Предстояла кража»)
- Вспомните, кто и русских писателей до Л.Андреева создал прекрасные образы четвероногих друзей? (Тургенев И.С. «Муму», А.П. Чехов «Каштанка», Л.Н. Толстой «Пожарные собаки», «Лев и собачка», «Бешеная собака» «Булька» и др.)
- Какой перед нами предстаёт собака во всех этих рассказах? (Верным, добрым, ласковым другом человека, надёжным его защитником и помощником)
3. Работа в группах.
I группа готовит ответы на вопросы к первому пункту плана «Жизнь собаки до встречи с «добрыми людьми».
- Обиды, наносимые собаке «добрыми людьми»
- Внешность собаки (… «грязная и некрасивая»)
- Какие чувства копила собака в одиночестве? (в одиночестве «копила она страх и злобу»)
- Какую роль в жизни собаки сыграл эпизод с пьяным мужиком? (« с тех пор
Собака не доверяла людям, которые хотели её приласкать, и, поджав хвост, убегала, а иногда со злобы набрасывалась и пыталась укусить, пока камнями и палками не удавалось отогнать её»)
-Где она поселилась?
-Какую роль в передаче настроения Кусаки играет природа? Какой мы видим природу, когда собака одна, голодная, «грязная и некрасивая»? (зима долгая, морозная, голодная; «зимняя ночь тянулась долго-долго, и чёрные окна пустой дачи угрюмо глядели на обледеневший неподвижный сад»)
II группа раскрывает содержание второго пункта плана.
- Наступление весны. Какие изменения происходят в природе и в образе жизни собаки? (пьянящий весенний воздух, тепло и свет, трава, горящее солнце)
- Реакция собаки на появление девочки в её владениях? ( «И в ту же минуту беззвучно подкравшаяся собака яростно вцепилась зубами в раздувавшийся подол платья, рванула и так же беззвучно скрылась в кустах крыжовника и смородины»)
- Какое приобретённое свойство Кусаки здесь проявляется? (злоба и страх)
- Какую кличку и почему дали собаке? Почему они её не истребили?
- Как Кусака преодолевала недоверие к людям?
- Почему Кусака полюбила Лёлю? (Она была к ней добра, ласкова с ней; проявляла настойчивость при приручении)
- Что произошло со злобой Кусаки?
III группа работает над заданиями к третьему пункту плана «Дружба Кусаки с Лёлей и другими детьми»
- Как изменилась внешность Кусаки и её привычки? Почему? («она расцвела всей своей собачей душою. У неё было имя» Она могла служить людям. Это самое главное для счастья собаки. «Изменилась до неузнаваемости длинная шерсть, прежде висевшая рыжими и сухими космами и на брюхе вечно покрытая засохшей грязью, очистилась, почернела и стала лосниться, как атлас).
- Изменилось ли отношение к собаке за пределами дачи после всех перемен с нею? (Да, теперь никому и в голову не приходило дразнить её или бросать в неё камень)
- Как реагировала собака на ласки окружающих? Почему собака была такая неловкая? (Ответ ребёнок подтверждает цитатой из текста)
IV группа освещает четвёртый пункт плана «Отъезд дачников».
- Какое чувство вызывает описание осенней природы? (Дети зачитывают цитаты. Их ответ: чувство щемящей тоски, предчувствие беды)
- Почему Кусаку не взяли в город?
- Проследите за настроением Лёли. (Лёля три раза повторяет слово «жалко», первый раз просто: «Жа-а-лко»; второй раз «Жалко» - повторила Лёля, готовая заплакать; третий – «Жа-а-лко» - но не заплакала_
- Как это характеризует Лёлю? (У неё не было глубокой привязанности к собаке, они приручила собаку от скуки; потому она слишком легко дала себя уговорить; это неглубокая натура, способная на предательство)
- Как действует на вас описание осенней слякоти? (Удручающе. Природа будто сочувствует собаке, скорбит вместе с ней)
-Попрощалась ли Лёля с собакой? (Нет)
V группа приготовила ответы к пункту плана «Кусака снова одна»
- Как теперь выглядит собак? (Промокшая, грязная)
- Как она ведёт себя?
- Как природа усугубляет состояние собаки?
- Почему собака выла?
Моя задача во время отчёта групп – руководить процессом общения автора с читателем с целью пробудить чувства и направить мысли детей в нужное русло.
4. Вопрос обобщающего характера для всего класса.
- Какую роль в передаче настроения собаки играет описание природы? (Когда Кусака одинока – в природе всё мрачно: холод, слякоть, дождь; когда Кусака любит и любима, то вокруг солнце, тепло, цветущие яблони и вишни. Зачитать отрывки: «Наступила весна…гл. 2; «Поднялся часты дождь…» гл. 5)
- Как Кусака выражает свою ненависть и любовь? (Зачитать отрывки «С тех пор собака не доверяла людям…»; «И в ту же минуту подкравшаяся собака…»; «Единственное, что могла Кусака…»)
- Почему Кусака боялась людей?
- Как вы думаете, кто будет больше скучать и почему: Кусака по Лёле или Леля по Кусаке?
- Давайте обсудим поступок Лёли. Понравилась ли вам девочка? Хорошо ли она поступила по отношению к своему другу? А как бы вы поступили в током случае? Что вы можете сказать о матери Лёли? (Она имеет чёрствую душу и равнодушна к судьбе одинокого животного)
- Итак, какой вывод из сказанного напрашивается сам собой? (Дети отвечают словами первого эпиграфа: «Равнодушия, жестокость по отношению к природе – прямой путь к бездуховности»; «Мы в ответе за тех, кого мы приручили» - сказал герой сказки «Маленький принц» Антуана де Сент-Экзюпери)
5. Проверка индивидуальных творческих заданий.
Отчёт художников-иллюстраторов. На доске – выставка детских рисунков – иллюстраций к тексту «Кусака». Каждый представляет свой рисунок и зачитывает фрагменты текста, соответствующие иллюстрации. Одноклассники оценивают мастерство «художников». Вместе выставляем оценку.
Отчётное выступление писателей. Отдельные учащиеся написали рассказы о своих четвероногих друзьях, оформили книжечки с иллюстрациями, зачитали эти рассказы. Другие зачитали сочинённое ими продолжение рассказа. Одни сочинили сон Кусаки, а другие описали ещё одно событие из жизни Кусаки, которое могло произойти после отъезда хозяев дачи.
IV. Подведение итогов. Выставление оценок.
V. Дифференцированное домашнее задание.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Доброе утро!
[ апста j' ат'ил'ства ]; [ апр'ид'ил'эн'и j' э]; [ дапалн'эн'и j' э] Какие слова затранскрибированы?
Ч( а,я )сто он в( с,з ) какивал , нервно ходил по комнате, тёр зам.. рзающие пальцы и снова возвр .. щался к рукописи. Сделайте синтаксический разбор предложения
Обособиться – как-то отделиться, выделиться. Они живут обособленно. В русском языке обособить – выделить по смыслу. (из «Толкового словаря» С. И. Ожегова). Однокоренные слова : особа, особенный, обособленный Значение слова обособление
ОБОСОБЛЕНИЕ –это ВЫДЕЛЕНИЕ
Впервые термин «обособление» начал использоваться в русском языке в 1914 году, и был введен лингвистом А. Пешковским . Были выделены следующие признаки существования обособления в предложении: Наличие слов, зависящих от обособления. Инверсивный порядок слов. Наличие дополняющих смысловых словесных оборотов Теория
В застывшем небе гасло облако, освещённое закатом . По дороге, зимней, скучной , тройка борзая бежит. На сосне, поросшей мхом , мелькает пушистый хвост белки Оленька, дочь отставного коллежского асессора , сидела у себя во дворе на крылечке.
Предоставление дополнительной характеристики лица, предмета или действия. Предложение наполняется уточняющим смысловым наполнением, т. к. детально объясняет то, о чем говорится в основной его части. Насыщает предложение экспрессивным характером. Функции обособления
?
Предложения с обособленными второстепенными членами. Обособленные определения. «Природа-храм. Он свят в любое время суток. Войди в него, будь сердцем чуток, не оскверняй её святынь». Четырнадцатое апреля.
По степи ( ), не успевшей остыть за ночь, уже тянется опять теплый ветер.(В. Короленко) Небо ( ), полное грозою, всё в зарницах трепетало. ( Ф.Тютчев )
По степи ( какой? ), не успевшей остыть за ночь , уже тянется опять теплый ветер.(В. Короленко) Небо ( какое? ), полное грозою , всё в зарницах трепетало. ( Ф.Тютчев )
Обособляются, выделяясь интонацией в речи и запятыми на письме, согласованные распространенные определения, выраженные причастными оборотами и прилагательными с зависимыми словами, если они стоят после определяемого слова. Правило
Дувший с моря ветерок трепал колючую хвою. (В. Баныкин ) По утрам можно видеть капли холодной, весенней росы. (В. Солоухин)
1. На поросшей мхом сосне мелькает пушистый хвост белки. 2. Несущиеся высоко в небе облака предвещали первую весеннюю грозу. Прочитайте предложения. Выделите определения и сделайте их обособленными.
Отечество всегда найдет горячих защитников. Они готовы для его спасения отдать жизнь.
Мартовская ночь ( ), облачная и туманная, окутала землю.
Мартовская ночь ( какая? ), облачная и туманная , окутала землю.
Обособляются, выделяясь интонацией в речи и запятыми на письме, два или несколько согласованных нераспространенных определения, стоящих после определяемого существительного. Правило
Узкая и тёмная тропинка вьётся между деревьями. Мелкие и крупные звёзды были ярки и чисты. Выделите определения и сделайте их обособленными .
А он ( ), мятежный, просит бури, как будто в бурях есть покой. (М. Лермонтов).
А он ( какой? ), мятежный , просит бури, как будто в бурях есть покой. (М. Лермонтов).
Обособляются, выделяясь интонацией в речи и запятыми на письме, любые определения ( согл-ые , распр.— нераспр ., стоящие впереди или позади определяемого слова), если они относятся к личному местоимению . Правило
Полный раздумья, шёл я однажды по большой дороге. ( И.Тургенев ) Весенней негой утомлён, Я впал в невольное забытье. (Ф. Тютчев) Выделите обособленные определения.
Физкультминутка.
По подсчетам специалистов, в России в среднем на душу населения ежегодно приходится более 300 кг твердых бытовых отходов. В результате захоронения мусора в земле токсические вещества отравляют почву и грунтовые воды в радиусе полутора километров от свалок, при его сжигании в атмосферу попадает огромное количество отравляющих и канцерогенных веществ, провоцирующих различные заболевания у людей и животных. Кроме того. Уничтожается ценнейшее полимерное сырьё, зачастую малоизношенное , которое при грамотном подходе может принести пользу народному хозяйству, а огромные территории, отводимые под свалки, отторгаются от полезного использования. Сократить выброс вредных веществ в окружающую среду помогает сортировка или раздельный сбор бытовых отходов. Не так давно на улицах Москвы появились фандоматы ( от нем. Pfand - залог)– аппараты по приёму алюминиевых банок и пластиковых бутылок( разработка российских и немецких специалистов). Это интересно
В пригороде Берлина стоит величественный памятник воинам, погибшим при штурме города. Это монумент славы армии, освободившей Европу от фашизма. …На высоком кургане возвышается бронзовая фигура советского солдата. Воин-освободитель попирает разбитую фашистскую свастику. Могучей рукой он держит меч, а другой нежно прислонил к груди спасённую им маленькую девочку. Сержант Николай Масалов был опытным воином, награждённым орденами и медалями, прошедшим войну, сражавшимся за Волгоград, Минск, дошедший до Берлина. Потерявший в войну своих близких, расстрелянных фашистами, Масалов был ранен в горящем, поверженном Берлине, спасая жизнь чужому немецком ребёнку. Прослушайте отрывок из статьи Б. Полевого, определите его стиль и тип, проведите словарную работу.
- возвышается – стоит, выделяясь среди чего-нибудь своей высотой; - попирает – (попрать – грубо нарушить), здесь в значении – наступил на обломки разрубленной свастики, - свастика – знак в виде креста с загнутыми под прямым углом концами – эмблема фашизма, ставшая символом варварства и насилия. Словарная работа по тексту Б. Полевого:
Е. В. Вучетич Памятник воинам Советской Армии, павшим в боях с фашизмом. Берлин. Главный монумент
Среди предложений 6-11 найдите предложение с обособленным распространённым согласованным определением . Напишите номер этого предложения . Обособленные определения в заданиях ОГЭ
Среди предложений 24-30 найдите предложение с обособленным согласованным определением . Напишите номер этого предложения.
Узнал ли я что-нибудь новое на уроке? Что? Где я могу употребить полученные знания? Что меня заинтересовало на уроке? Рефлексия
Выписать из поэмы А.Твардовского 5 предложений с обособленными определениями; графически их обозначить Домашнее задание
Спасибо за внимание
Предварительный просмотр:
Хуш киләсең, Фестиваль!(статья)
Балачак – ул кешенең тормыш дәверендәге иң гүзәл һәм күңелле вакыт. Балачакта безнең күңелләр, уй-фикерләребез ташып тора. Шушы чорда, мөгаен, үзебезне тулысынча ача алабыз.
Балачак мәктәп еллары белән бәйләнә. Гайлә бала тәрбияләүнең беренче чоганагы булса, мәктәп- икенчеседер. Белем алу йортларында укучылар үзләрен нинди яктан гына күрсәтмиләр: берсе белем ягыннан алдынгы, олимпиадаларда урыннар алса, икенчесе сәхнәдә үзен судагы балык кебек хис итә, ә өченчесенең инде кулларыннан ут чыгып торырга мөмкин.
Сүземне Казаклар мәктәбе укучылары һәм укытучылары турында дәвам итәсем килә. Мәктәпкә кергән кеше мондагы җылылык, бердәмлек атмосферасын бер керүдә күреп хәйран калыр иде. Авылның матур табигатен күреп үскәнгәме, мондагы балаларны ачык күңелле дип әйтә алам. Ә укытучыларга килгәндә, нинди генә ситуацияләр булмасын, киң колачларын җәеп, ярдәм кулын сузырга әзер торалар.
Шул бердәмлек атмосферасында үтте дә инде 20-нче балалар сәнгать үзешчән-фестивале. Инде традициягә кергән бу фестиваль быел Бөек җиңүнең 70 еллыгына багышланды. Анда мәктәптә укучы барлык балалар катнаштылар. Алар үзләрен җыр, бию һәм нәфис сүз ягыннан сынадылар. Кичәдә җырлар да, шигырьләр дә патриотик рухта булып, төрле халык биюләре белән үрелеп барды.
Сәхнәгә чыгу –ул, минемчә, зур батырлык. Күпме кеше карап тора бит сиңа залдан: әти-әниләр, абый-апалар, дуслар... Шулар янында жюри әгъзалары да бар бит әле. Алар ничек бәяләрләр икән? Әмма, темасы җитди булуына карамастан, һәр бала үзенең осталыгын күрсәтте.
Быелгы фестивальга алдагы елларда урын алып баручы укучылар чакырылган иде. Алар мәктәп елларын искә алып, матур чыгышлар ясадылар, укучыларга уңышлар теләделәр.
Кичә бик матур үтте. Казаклар мәдәният йортына җыелган кешеләрнең уйга калган вакытлары да, йолаган мизгелләре дә, дәртләнеп алган минутлары да булгандыр, мөгаен, Һәр номинация буенча җиңүчеләр билгеләнде. Алар мәктәп директоры Исхаков Г.Р. кулыннан мактау грамотасы һәм бүләкләр алдылар. Урын алмаган укучылар да игътибарсыз калмады. Шулай итеп, патриотик һәм әхлак тәрбиясен үстерүгә юнәлгән быелгы фестиваль үтеп тә китте.
Бу чара авыл халкын тагын да бердәм итте, тагын да берләштерде. Алдагы елларда да мондый чаралар булып торсын дигән теләктә калдылар. Укучыларга бары тик уңышлар!
Алсу Хаирова
Казаклар мәктәбе укытучысы.