Учебно-исследовательская деятельность
Исследовательские работы младших школьников
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
issledovatelskaya_rabota_neverova_yulya.doc | 123.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Центр дистанционного образования «Эйдос»
I Всероссийский дистанционный конкурс «Творческий учитель года – 2015»
Творческая работа ученика участника I-ого Всероссийского дистанционного конкурса «Творческий учитель года – 2015»
Береза как индикатор
загрязнения окружающей среды
(исследовательская работа по окружающему миру)
Выполнила:
Неверова Юлия Олеговна, ученица 2 класса,
МБОУ «СОШ №1»,
г. Бийск, Алтайский край
Введение
Береза является самым нежным и красивым деревом на нашей планете. Сегодня это дерево для человека стало настолько привычное растение, что, скорее всего, он пройдёт мимо этой стройной красавицы и даже на неё не взглянет.
Однако стоит отметить уникальность березы.
Это дерево имеет очень много полезных свойств. В древности люди верили, что береза, растущая рядом с домом, убережет их от болезней и несчастий.
На протяжении многих столетий листья, кора, сок, почки и древесина березы применяется для терапии множества заболеваний. В современное время целебная сила березы также используется как в народной, так и в официальной медицине.
В честь этого дерева написано множество стихов, песен, картин и музыкальных произведений.
На одном из уроков окружающего мира мы обсуждали проблему загрязнения окружающей природы, а также пути решения данной проблемы.
Последствия загрязнения окружающей среды отрицательно влияют на все живое: растения, животных, человека. Однако в природе существуют растения, которые реагируют на характер и степень загрязнения окружающей среды. У них может изменяться цвет и форма листьев.
Индикатором состояния окружающей среды является и уникальное дерево - береза. Это дерево является одним из лучших видов деревьев, которое способно поглощать пыль. По форме листьев этого дерева можно определить степень загрязнения воздуха. Оказывается, листья березы, растущей в неблагоприятных условиях, становятся асимметричными.
Цель исследования: определить степень загрязнения воздуха в районе школы.
Объект исследования: лист березы.
Предмет исследования: влияние неблагоприятных условий на форму березового листа.
Задачи:
- познакомиться с описанием берёзы и строением ее листа;
- собрать образцы листьев березы в районе школы;
- изучить признаки асимметрии листьев в условиях городской среды.
- сделать выводы о состоянии окружающей среды.
Гипотеза: чем сильнее загрязнена окружающая среда, тем больше изменена форма листьев.
Методы исследования:
- выявить изменения формы листьев;
- проанализировать результаты измерения;
- обобщить полученные теоретические и практические знания;
Содержание исследования
1. Характеристика места исследования
Для исследования нами были взяты образцы листьев березы в районе школы, в которой я учусь. Школа находится в центральной части города, в спальном районе.
Не далеко от школы строят новые многоэтажные дома и детский сад. Рядом со школой расположены дороги.
Таким образом, степень загрязнения воздуха зависит от строительных работ и от автомобильных дорог возле школы.
2. Описание объекта исследования
В нашей стране широко распространена береза повислая (плакучая). Для исследования мы выбрали данный вид.
Жизненная форма: лиственное дерево.
Крона: овальная, плакучая.
Темп роста: быстрый. Годовой прирост составляет 50 см в высоту и 30-40 см в ширину.
Высота и диаметр кроны обычно 15 и 8 м., но вырастает до 30 с диаметром кроны 15 м.
Долговечность: 120-150 лет.
Листья: ромбические, весной и летом светло-зеленые, осенью желтые, от 3 до 7 см.
Декоративность: имеет декоративный ствол и красивую плакучую крону.
Отношение: светолюбивое, засухоустойчивое, не требовательное к почве, морозостойкое.
3. Описание опытно-экспериментальной работы
В качестве объекта исследования была выбрана берёза повислая. Для проведения исследования была определена территория вокруг школы. Сбор листьев проводился с 3 деревьев. Всего было изучено 10 листьев.
Для определения асимметрии листовой пластины были проведены измерения слева и справа от главной жилки листа по признакам:
1 - Ширина левой и правой половинок листа. Для этого мы сложили лист пополам. Измерили расстояние от границы центральной жилки до края листа.
2 - Длина второй жилки от основания листа.
3 - Расстояние между основаниями первой и второй жилок второго порядка;
4 - Расстояние между концами этих жилок. Данные показатели измеряли с помощью линейки и выражали в мм;
5 - Угол между главной жилкой и второй от основания листа жилкой второго порядка. Этот показатель измеряли с помощью транспортира и выражали в градусах.
Провести измерения мне помогал учитель. Результаты измерений заносились в таблицу 1.
Таблица 1.
Результаты измерения листьев
№ листа | Ширина половинок листа, мм | Длина 2-й жилки, мм | Расстояние между основаниями 1-й и 2-й жилок, мм | Расстояние между концами 1-й и 2-й жилок, мм | Угол между центральной и 2-й жилкой, градусы | |||||
л | п | л | п | л | п | л | п | л | п | |
1 | 14 | 14 | 25 | 25 | 4 | 4 | 9 | 8 | 32 | 32 |
2 | 12 | 14 | 24 | 25 | 5 | 5 | 9 | 9 | 40 | 32 |
3 | 13 | 14 | 25 | 23 | 3 | 3 | 10 | 8 | 39 | 42 |
4 | 14 | 12 | 26 | 25 | 3 | 3 | 11 | 11 | 34 | 40 |
5 | 12 | 14 | 22 | 22 | 4 | 4 | 11 | 9 | 39 | 39 |
6 | 20 | 20 | 30 | 33 | 6 | 3 | 13 | 14 | 46 | 53 |
7 | 18 | 19 | 30 | 32 | 2 | 3 | 10 | 11 | 49 | 49 |
8 | 18 | 18 | 31 | 31 | 2 | 3 | 12 | 11 | 50 | 46 |
9 | 20 | 19 | 33 | 33 | 3 | 3 | 14 | 13 | 50 | 49 |
10 | 18 | 20 | 32 | 33 | 4 | 4 | 12 | 12 | 46 | 50 |
После измерений надо было высчитать разницу в значениях признаков слева и справа по каждому признаку.
Сначала мы использовали формулу:
(L – R) / (L + R),
чтобы определить асимметричный лист или нет по каждому признаку.
Далее мы вычислили общий показатель асимметрии для каждого листа. Для этого сложили значения, полученные по каждому признаку, и разделили на количество признаков.
Полученные данные представлены в таблице 2.
Таблица 2.
Асимметрия листьев
№ листа | 1 признак | 2 признак | 3 признак | 4 признак | 5 признак | Средний показатель различия |
1 | 0 | 0 | 0 | 0,059 | 0 | 0,012 |
2 | 0,077 | 0,020 | 0 | 0 | 0,111 | 0,042 |
3 | 0,037 | 0,042 | 0 | 0,111 | 0,037 | 0,045 |
4 | 0,077 | 0,019 | 0 | 0 | 0,081 | 0,036 |
5 | 0,077 | 0 | 0 | 0,1 | 0 | 0,035 |
6 | 0 | 0,048 | 0,33 | 0,037 | 0,071 | 0,098 |
7 | 0,027 | 0,032 | 0,2 | 0,048 | 0 | 0,061 |
8 | 0 | 0 | 0,2 | 0,044 | 0,042 | 0,057 |
9 | 0,026 | 0 | 0 | 0,037 | 0,010 | 0,015 |
10 | 0,052 | 0,015 | 0 | 0 | 0,042 | 0,022 |
Далее мы сложили все средние показатели асимметрии для каждого листа и разделили на все количество листьев.
Общий показатель равен 0,042.
Свой результат мы сравнили с данными таблицы 2.
Таблица 2.
Шкала стабильности развития березы
Балл | Величина показателя стабильности развития |
1 | Меньше 0,040 |
2 | 0,040 – 0,044 |
3 | 0,045 – 0,049 |
4 | 0,050 – 0,054 |
5 | Больше 0,054 |
Первый балл шкалы - условная норма. Растения находятся в благоприятных условиях.
Пятый балл шкалы критическое значение. Крайне неблагоприятные для растения условия. Растение находится в угнетающем состоянии.
Второй, третий и четвертый балл свидетельствуют о том, что растения испытывают влияние неблагоприятных факторов. Эти факторы постепенно увеличиваются.
В результате исследовательской работы было выявлено, что состояние березы зависит от неблагоприятного воздействия человека на окружающую среду.
На основе таблицы мы увидели, что в районе школы береза испытывает влияние неблагоприятной среды.
В будущем мы планируем продолжить свое исследование, чтобы сравнить состояние листьев березы в городе и в деревни,
Используемая литература:
- Потапова Т.В. Секрет зеленого листа (методические рекомендации по исследованию качества природной среды) / Под ред. д.ф.н. Ю.Ю. Галкина. – М.: РЭФИА, Фак-т биоинж. и биоинформ. МГУ, 2004. – 56 с.
- Шестакова Г.А., Стрельцов А.Б. и Константинов Е.Л. Методика сбора и обработки материала для оценки стабильности развития березы повислой. – Калуга, 1997.
Центр дистанционного образования «Эйдос», 2015 www.eidos.ru; e-mail: info@eidos.ru
Чуфенёва Анастасия Юрьевна, 2015