Учебно-исследовательская деятельность

Чуфенева Анастасия Юрьевна

Исследовательские работы младших школьников

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon issledovatelskaya_rabota_neverova_yulya.doc123.5 КБ

Предварительный просмотр:

Творческая работа ученика участника I-ого Всероссийского дистанционного конкурса «Творческий учитель года – 2015»

Береза как индикатор

загрязнения окружающей среды

(исследовательская работа по окружающему миру)

Выполнила:

Неверова Юлия Олеговна, ученица 2 класса,

МБОУ «СОШ №1»,

г. Бийск, Алтайский край

Введение

Береза является самым нежным и красивым деревом на нашей планете. Сегодня это дерево для человека стало настолько привычное растение, что, скорее всего, он пройдёт мимо этой стройной красавицы и даже на неё не взглянет.

Однако стоит отметить уникальность березы.

Это дерево имеет очень много полезных свойств. В древности люди верили, что береза, растущая рядом с домом, убережет их от болезней и несчастий.

На протяжении многих столетий листья, кора, сок, почки и древесина березы применяется для терапии множества заболеваний. В современное время целебная сила березы также используется как в народной, так и в официальной медицине.

В честь этого дерева написано множество стихов, песен, картин и музыкальных произведений.

На одном из уроков окружающего мира мы обсуждали проблему загрязнения окружающей природы, а также пути решения данной проблемы.

Последствия загрязнения окружающей среды отрицательно влияют на все живое: растения, животных, человека. Однако в природе существуют растения, которые реагируют на характер и степень загрязнения окружающей среды. У них может изменяться цвет и форма листьев.

Индикатором состояния окружающей среды является и уникальное дерево - береза. Это дерево является одним из лучших видов деревьев, которое способно поглощать пыль. По форме листьев этого дерева можно определить степень загрязнения воздуха. Оказывается, листья березы, растущей в неблагоприятных условиях, становятся асимметричными.

Цель исследования: определить степень загрязнения воздуха в районе школы.

Объект исследования: лист березы.

Предмет исследования: влияние неблагоприятных условий на форму березового листа.

Задачи:

  • познакомиться с описанием берёзы и строением ее листа; 
  • собрать образцы листьев березы в районе школы;
  • изучить признаки асимметрии листьев в условиях городской  среды.
  • сделать выводы о состоянии окружающей среды.

Гипотеза: чем сильнее загрязнена окружающая среда, тем больше изменена форма листьев.

Методы исследования:

  • выявить изменения формы листьев;
  • проанализировать результаты измерения;
  • обобщить полученные теоретические и практические знания;

Содержание исследования

1. Характеристика места исследования

Для исследования нами были взяты образцы листьев березы в районе школы, в которой я учусь. Школа находится в центральной части города, в спальном районе.

Не далеко от школы строят новые многоэтажные дома и детский сад. Рядом со школой расположены дороги.

Таким образом, степень загрязнения воздуха зависит от строительных работ и от автомобильных дорог возле школы.

2. Описание объекта исследования

В нашей стране широко распространена береза повислая (плакучая). Для исследования мы выбрали данный вид.

Жизненная форма: лиственное дерево.

Крона: овальная, плакучая.

Темп роста: быстрый. Годовой прирост составляет 50 см в высоту и 30-40 см в ширину.

Высота и диаметр кроны обычно 15 и 8 м., но вырастает до 30 с диаметром кроны 15 м.

Долговечность: 120-150 лет.

Листья: ромбические, весной и летом светло-зеленые, осенью желтые, от 3 до 7 см.

Декоративность: имеет декоративный ствол и красивую плакучую крону.

Отношение: светолюбивое, засухоустойчивое, не требовательное к почве, морозостойкое.

3. Описание опытно-экспериментальной работы

В качестве объекта исследования была выбрана берёза повислая. Для проведения исследования была определена территория вокруг школы. Сбор листьев проводился с 3 деревьев. Всего было изучено 10 листьев.

Для определения асимметрии листовой пластины были проведены измерения  слева и справа от главной жилки листа по признакам:

1 - Ширина левой и правой половинок листа. Для этого мы сложили лист пополам. Измерили расстояние от границы центральной жилки до края листа.

2 - Длина второй жилки от основания листа.

3 - Расстояние между основаниями первой и второй жилок второго порядка;

4 - Расстояние между концами этих жилок. Данные показатели измеряли с помощью линейки и выражали в мм;

5 - Угол между главной жилкой и второй от основания листа жилкой второго порядка. Этот показатель измеряли с помощью транспортира и выражали в градусах.

Провести измерения мне помогал учитель. Результаты измерений заносились в таблицу 1.

Таблица 1.

Результаты измерения листьев

№ листа

Ширина половинок листа, мм

Длина 2-й жилки, мм

Расстояние между основаниями 1-й и 2-й жилок, мм

Расстояние между концами 1-й и 2-й жилок, мм

Угол между центральной и 2-й жилкой, градусы

л

п

л

п

л

п

л

п

л

п

1

14

14

25

25

4

4

9

8

32

32

2

12

14

24

25

5

5

9

9

40

32

3

13

14

25

23

3

3

10

8

39

42

4

14

12

26

25

3

3

11

11

34

40

5

12

14

22

22

4

4

11

9

39

39

6

20

20

30

33

6

3

13

14

46

53

7

18

19

30

32

2

3

10

11

49

49

8

18

18

31

31

2

3

12

11

50

46

9

20

19

33

33

3

3

14

13

50

49

10

18

20

32

33

4

4

12

12

46

50

После измерений надо было высчитать разницу в значениях признаков слева и справа по каждому признаку.

Сначала мы использовали формулу:

(L – R) / (L + R),

чтобы определить асимметричный лист или нет по каждому признаку.

Далее мы вычислили общий показатель асимметрии для каждого листа. Для этого сложили значения, полученные по каждому признаку, и разделили на количество признаков.

Полученные данные представлены в таблице 2.

Таблица 2.

Асимметрия листьев

№ листа

1 признак

2 признак

3 признак

4 признак

5 признак

Средний показатель

различия

1

0

0

0

0,059

0

0,012

2

0,077

0,020

0

0

0,111

0,042

3

0,037

0,042

0

0,111

0,037

0,045

4

0,077

0,019

0

0

0,081

0,036

5

0,077

0

0

0,1

0

0,035

6

0

0,048

0,33

0,037

0,071

0,098

7

0,027

0,032

0,2

0,048

0

0,061

8

0

0

0,2

0,044

0,042

0,057

9

0,026

0

0

0,037

0,010

0,015

10

0,052

0,015

0

0

0,042

0,022

Далее мы сложили все средние показатели асимметрии для каждого листа и разделили на все количество листьев.

Общий показатель равен 0,042.

Свой результат мы сравнили с данными таблицы 2.

Таблица 2.

Шкала стабильности развития березы

Балл

Величина показателя стабильности развития

1

Меньше 0,040

2

0,040 – 0,044

3

0,045 – 0,049

4

0,050 – 0,054

5

Больше 0,054

 

Первый балл шкалы - условная норма. Растения находятся в благоприятных условиях.

Пятый балл шкалы критическое значение. Крайне неблагоприятные для растения условия. Растение находится в угнетающем состоянии.

Второй, третий и четвертый балл свидетельствуют о том, что растения испытывают влияние неблагоприятных факторов. Эти факторы постепенно увеличиваются.

В результате исследовательской работы было выявлено, что состояние березы зависит от неблагоприятного воздействия человека на окружающую среду.

На основе таблицы мы увидели, что в районе школы береза испытывает влияние неблагоприятной среды.

В будущем мы планируем продолжить свое исследование, чтобы сравнить состояние листьев березы в городе и в деревни,

Используемая литература:

  1. Потапова Т.В. Секрет зеленого листа (методические рекомендации по исследованию качества природной среды) / Под ред. д.ф.н. Ю.Ю. Галкина. – М.: РЭФИА, Фак-т биоинж. и биоинформ. МГУ, 2004. – 56 с.
  2. Шестакова Г.А., Стрельцов А.Б. и Константинов Е.Л. Методика сбора и обработки материала для оценки стабильности развития березы повислой. – Калуга, 1997.

Центр дистанционного образования «Эйдос», 2015              www.eidos.ru; e-mail: info@eidos.ru

Чуфенёва Анастасия Юрьевна, 2015