Использование новых образовательных технологий в образовательном процессе на уроках русского языка и литературы
Современные и традиционные педагогические технологии, используемые на моих уроках, помогают мне достичь поставленной цели обучения – добиваться стабильных положительных результатов; выявлять и развивать способности обучающихся. На этой странице материал о том, как я это делаю. Конкретный материал применения той или иной технологи можно найти на других страницых сайта
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Использование новых образовательных технологий в образовательном процессе | 48.08 КБ |
Ссылка на школьную газету | 13 КБ |
Тесты на Googl.формах | 13.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование новых образовательных технологий в образовательном процессе
Тихонова В.А. МБОУ «Куйтунская ООШ»
Технология | Обоснование выбора | Системность использования (периодичность, тип урока, этап изучения темы, этап урока, вид деятельности (учитель-ученик) и т.д.) | Результат (методическая и практическая направленность использования) |
Личностно-ориентированная технология | В своей педагогической работе добиваюсь стабильных положительных результатов. Главная ее цель – развитие личности ребенка. Поэтому личностно-ориентированная технология является ведущей в моей практической деятельности. Она позволяет органично соединять элементы других педагогических технологий, а именно: технология дифференцированного обучения, индивидуализации обучения, гуманно – личностная технология. Реализуя личностный подход, учитывая индивидуальные особенности развития ребенка, стараюсь создать ученику ситуацию успеха, одобрения, поддержки, чтобы школьная жизнедеятельность, учеба приносили ученику радость. Стараюсь исключить прямое принуждение, а также акценты на отставание и другие недостатки ребенка, устранять причины детского непонимания, незнания, не принося ущерба достоинству. Предоставляю возможности и помогаю детям реализовывать себя в положительной деятельности. Стараюсь для каждого ученика выстроить свою индивидуальную образовательную траекторию. | Данная технология имеет место на каждом уроке. В сельской школе сегодня много детей из социально неблагополучных семей. Такие дети, как правило, отстают в учебе, так как не нацелены на конечный результат обучения. Им достаточно иметь удовлетворительную оценку. Задача учителя сформировать у ученика потребность в знаниях, желания учиться. К таким ученикам нужен особый подход на всех этапах урока. Так уже на этапе повторения ранее изученного материала необходимо создание атмосферы особой доброжелательности при проведении опроса; снижение его темпа, разрешение дольше готовиться у доски. Таким ученикам предлагаю примерный план ответа, разрешаю пользоваться опорным конспектом, помогающим излагать суть правила. В течение всего урока идет стимулирование оценкой, подбадриванием, похвалой Потребность в самовыражении через слово, умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремление к совершенствованию собственной речи происходит в том числе и через участие детей в творческих конкурсах живого слова, поэтической речи. Такие конкурсы на уровне школы провожу ко многим праздникам: «Мама – первое слово в каждой судьбе» (конкурс стихотворений и сочинений ко Дню Мам); «Учитель, перед именем твоим…»; «Россию защитим»; «Имена героев Великой Отечественной войны» и другие. На уровне школы проводим конкурс чтецов «Живая классика» и «Чудесный клад Бурятии». Лучшие чтецы становятся участниками и призерами районных и республиканских конкурсов. Среди метапредметных результатов по русскому языку важное место отводится умению создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения; способности свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.), а так же адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному. Среди форм работы, помимо упражнений по развитию связной речи на уроке, уроков творчества, организация конкурсов творческих работ по различной тематике в школе, участие лучших работ учащихся в муниципальных и республиканских конкурсах. Здесь учащиеся классов, в которых я преподаю, тоже добиваются определенных успехов. | Стабильные результаты ОГЭ по русскому языку. 100% допуск учащихся 9 класса к ГИА по результатам устного собеседования Результативное участие учащихся в творческих конкурсах. Всероссийский конкурс сочинений участники Калашникова Елизавета (2018-2019), Мясникова Валентина(2019-2020), Жарникова Злата (2020-21) Всероссийский конкурс, посвященный 75-летию Сталинградской битвы (Всероссийский центр гражданских и молодежных инициатив «Идея» (2018) Спиридонов Андрей (Сочинение «Мой прадед») – диплом I степени Сафронова Анастасия (художественное чтение) – диплом I степени Республиканский этап международного конкурса чтецов «Живая классика» 2017-2018 – Сафронова Анастасия (участник) 2018 -2019 – Амирова Яна (лауреат конкурса) 2019-2020 – Амирова Яна – участник Муниципальный этап международного конкурса чтецов «Живая классика» 2016 -2017 Амирова Яна (призер), Мишков Рамиль – участник, Сафронова Анастасия – участница; 2017-2018 Сафронова Анастасия (призер), Кыштымова Ксения, Амирова Яна (участники) 2018-2019 – Амирова Яна (призер), Родионова Алена, Сафронова Анастасия (участники) 2019-2020 – Амирова Яна (призер), Родионов Павел, Сафронова Анастасия (участники) Муниципальный конкурс чтецов «74 минуты тишины» (2019)
Дерябина Екатерина IIместо Мясникова Дарья – участие; Муниципальный конкурс чтецов, посвященный творчеству А.А.Ахматовой Амирова Яна – I место Тимофеева Татьяна – участие Муниципальный этап Республиканского конкурса «Чудесный клад Бурятии» 2018 – Амирова Яна II место Жарникова Злата – II место Калашникова Елизавета - IIместо, 2017 год – Амирова Яна II место, Кукушкина Hадежда – участие 2016 год Яковлев Александр – II место Муниципальный фестиваль-конкурс школьных театральных коллективов «Чудесный мир замечательного человека» (к 160-летию А.П.Чехова) (2020г) - II место Муниципальный конкурс журналистов и блогеров «Вместе в цифровое будущее» (2020) III место Муниципальный конкурс «Читаем Абрамова», посвященный 100-летию русского писателя Кузнецов Дмитрий – участие |
Технология проектной, учебно-исследовательской деятельности | Реализация личностного подхода предполагает и организацию проектной, учебно-исследовательской деятельности. В ходе ее реализации происходит позитивная социализация школьников и достижение качественных образовательных результатов, в том числе личностных и метапредметных. Учебные исследования помогают выявить интересы детей. Ученики учатся самостоятельно ставить и решать познавательные задачи, ориентироваться в информационных потоках, заниматься эффективным самообразованием. Исследования учащихся в нашей школе – важнейшая составляющая образования. Ученики задумываются над актуальными проблемами современности, учатся их анализировать, видят причины и последствия разных явлений. Именно эти качества необходимы современному человеку. | Идея создания системы работы по развитию способностей учащихся путем последовательной исследовательской деятельности на уроках и во внеурочное время возникла в процессе подготовки учащихся нашей школы к олимпиадам, научно – практическим конференциям, проектам и конкурсам. Доля одаренных учащихся составляет Мои ученики ежегодно в декабре защищают свои учебно – исследовательские проекты по выбранному направлению в рамках школьной НПК "Шаг в будущее". Сначала они выбирают предмет исследования, формулируют проблему и самостоятельно проводят исследование. В основном, ученики консультируются со мною в ходе исследования. Процент выполнения учебно – исследовательского проекта учениками довольно высокий. Лучшие работы получают рекомендации на районный НПК «Шаг в будущее», «Моя малая родина», «Серебряная альфа», всероссийские конкурсы, где получают высокие оценки и принимают участие в конференциях на республиканском уровне. Учебно-исследовательскую деятельность школьников в первую очередь организую на своих уроках. Выполнение учебного исследования предполагает проведение нетрадиционных уроков: урока-исследования, урока – защиты исследовательского проекта, урок - творческий отчет. Так на уроке «Предания как жанр устного народного творчества (на примере преданий бурятской земли о Байкале)» ученики, работая с различными источниками (учебник, словари, тексты преданий) создают кластер понятия «Предания», а затем сами пытаются создать предания о своем селе (Куйтун, улицах села: Турция, Подбрянка и т.д.), помня признаки жанра. Урок проходит с элементами проектной и исследовательской деятельности. Элементы исследовательской работы прослеживаются и на уроке литературы в 7 классе по повести Железникова «Чучело», когда ребята анализируют образ героини с разных позиций - самооценки, оценки дедушки, ее одноклассников. На уроках русского языка изучение практически любого правила также начинается с создание проблемной ситуации, позволяющей сконцентрировать внимание детей на определенном правиле, умении и необходимости его использования. Внеурочная деятельность предполагает широкие возможности для реализации учебно-исследовательской деятельности. Вместе с детьми на протяжении нескольких лет занимаемся изучением диалектных особенностей говора своего села. Вместе с детьми мы исследуем языковую ситуацию в селе, работаем над создание «Словаря диалектных слов села Куйтун», «Словаря антропонимов села», сравниваем диалектные особенности говора нашего села с соседними селами. Организация такой работы предполагает углубление знаний по русскому языку, знакомство с основами русской диалектологии, формирование у учащихся умения работать с местным материалом – диалектами своего села, воспитание бережного отношения к языку и культуре народа, формирование коммуникативных универсальных учебных действий. | В результате исследовательской деятельности учащиеся самостоятельно приобретают необходимые знания, эффективно применяют их на практике; учатся творчески мыслить, находить рациональные пути преодоления поставленных задач, выдвигать новые идеи; грамотно работать с информацией: уметь собирать необходимые для исследований факты, анализировать их, делать необходимые выводы; быть коммуникабельным, контактным в различных социальных группах. В течение ряда лет веду отслеживание динамики показателей роста призовых мест в конкурсах исследовательских работ на различных уровнях: Муниципальный этап Республиканской научной конференции молодых исследователей «Шаг в будущее» 2015-2016 – Спиридонова Наталья(I место) 2016-2017 Давыдов Иван (I место) 2017-2018 – Яковлев Александр (I место) 2018-2019 Калашникова Елизавета (II место) 2019 -2020 – Калашникова Елизавета (I место) Муниципальный этап Республиканского конкурса «Созвездие» (2019) Амирова Яна – I место; Сафронова Анастасия - участие Республиканская научная конференция молодых исследователей «Шаг в будущее» Спиридонова Наталья III место (2015) Калашникова Елизавета (I место)(2019) Яковлев Александр - участник(2018) Калашникова Елизавета - участник(2020) Республиканский конкурс «Школьный музей – новые возможности» Кузнецов Дмитрий – IIIместо («Литературное краеведение») (2019) Региональный этап Всероссийского конкурса обучающихся на знание государственных и региональных символов и атрибутов Российской Федерации и Республики Бурятия Калашникова Анастасия - III место («Литературное творчество»)2020 Региональный заочный конкурс юных краеведов-исследователей «Давыдовские чтения» в рамках Всероссийского конкурса исследвательских работ обучающихся «Отечество» («Литературное краеведение»)(2020) Кузнецов Дмитрий – участие Всероссийский заочный конкурс исследовательских работ «Формация» (2020) Калашникова Елизавета - диплом III степени Публикация в сборнике уроков учителей русского языка и литературы выпуск 5 «Мой лучший урок» предания как жанр устного народного творчества ( на примере преданий бурятской земли о Байкале). Диплом I степени Регионального конкурса учителей русского языка и литературы «Учитель-Учителю» в номинации «Элементы проектной и исследовательской деятельности при обучении русскому языку и литературе» |
Проблемное обучение | Помочь ученику раскрыться, лучше использовать свой творческий потенциал помогает создание проблемных ситуаций на уроке. Проблемная ситуация – состояние интеллектуального затруднения, которое требует поиска новых знаний и новых способов их получения. Ситуации интеллектуального затруднения чаще всего создаются с помощью проблемного вопроса. Отличительные черты проблемного (продуктивного) вопроса: 1) сложность, выступающая в форме противоречия; 2) ёмкое содержание; 3) увлекательная форма; 4) доступный для ученика уровень сложности. В процессе работы наиболее часто использую проблемные вопросы в форме познавательной (проблемной) задачи. | Педагогическая практика показывает, что возникновение проблемной ситуации и ее осознание учащимися возможно при изучении почти каждой темы. Подготовленность ученика к проблемному обучению определяется, прежде всего, его умением увидеть выдвинутую учителем проблему, сформулировать ее, найти решение и решить ее эффективными приемами. В проблемной ситуации ученик ставится перед противоречиями и потребностью самостоятельного поиска выхода из этих противоречий. Основными элементами проблемной ситуации являются вопросы, задача, задание. Вопрос имеет первостепенное значение, т. к. стимулирует и направляет мыслительную деятельность учащихся. Задача является важным фактом повышения познавательной активности учеников. Наглядность служит инструментом «схватывания» обобщенного «видения» содержания новых абстрактных понятий и представлений и облегчает формирование научных понятий. | Урок литературы в 9 классе по поэме Н.В.Гоголя «Мертвые души» 1) постановка проблемы, например, «для чего автор вставляет в свое произведение «Повесть о капитане Копейкине» 2) деление на группы - выдвижение гипотез 3) подтверждение гипотез текстом, цитатами, сравнительной характеристикой героев 4) защита; 5) выводы по решению проблемы. В своей работе использую такие способы создания проблемной ситуации: - подвожу учащихся к противоречию и предлагаю им самим найти способ его разрешения (Известно, что Пушкин отказал Чацкому в уме, упрекал его за то, что он адресует свои страстные монологи тем, кто никогда не согласится с ним (Скалозуб, Фамусов и др.), но разве не понимал этого Чацкий? Почему же всё-таки он спорил с этими людьми?) -излагаю различные точки зрения на один и тот же вопрос (характеристика Евгения Онегина разными критиками В.Г.Белинским и Д.И.Писарева – проблемный урок по литературе в 9 классе). |
Информационно-коммуникационные технологии | Применение компьютерной техники делает урок нетрадиционным, ярким, насыщенным. На этих уроках каждый ученик работает активно и увлечённо, у ребят развивается любознательность, познавательный интерес. Один из наиболее естественных и продуктивных способов вводить новые информационные технологии в школу состоит в том, чтобы непосредственно связать этот процесс с совершенствованием содержания, методов и организационных форм обучения. По данным исследований, в памяти человека остается ¼ часть услышанного материала, 1/3 часть увиденного, ½ часть увиденного и услышанного, ¾ части материала, если ученик привлечен в активные действия в процессе обучения. Компьютер позволяет создать условия для повышения процесса обучения. | Применять компьютерные программы можно на любом этапе урока: при изучении нового материала, закреплении, на обобщающих уроках, при повторении. Мною и моими учениками используются различные интернет-ресурсы при подготовке докладов, рефератов к различным конференциям, конкурсам и т.д. Кроме того, в современном мире требуются люди, умеющие работать с информацией. Поэтому использование ИКТ-технологий необходимо систематически, на многих уроках. Часто на уроках русского языка и литературы возникает необходимость работы не только с учебником, но и с интернет-источниками. Поэтому на некоторых этапах урока допустимо использование ноутбуков, планшетов. Учащиеся порой осуществляют поиск нужной информации быстрее, чем по учебнику. Использование ИКТ дает возможность для повышения мотивации обучения; индивидуальной активности; направленность на личность школьника; формирование информационной компетенции; свободу творчества; интерактивность обучении. | У меня в классе нет интерактивной доски. Но есть устройство mimio Studio, которое ее заменяет полностью. Использование мультимедиа-технологии mimio Studio позволяет сделать более эффективным каждый урок, создает идеальные условия для учебного процесса. Активное использование интерактивной системы Мimio-studio позволяет ставить учеников в центр образовательного процесса, чтобы они были активнее, с большей готовностью сотрудничали друг с другом и имели больше мотивации.
Эффективность использования мультимедиа-технологии и интерактивного оборудования проявляется на всех этапах учебного процесса. При изучении новой темы я провожу урок с применением мультимедийной интерактивной презентации. Это позволяет акцентировать внимание учащихся на значимых моментах излагаемой информации и самим принимать участие в создании некоторых ее компонентов. Ученик, который работает на интерактивной доске, не только воспринимает процесс формулировки какого-то вывода, но и сам для себя его открывает. Работу в программе провожу при повторении, закреплении учебного материала, для систематической проверки правильности выполнения домашнего задания всеми учениками класса, объяснение тех фрагментов, которые вызвали затруднения. Сегодня есть множество возможностей организации проверки усвоения материала. Для этого создаю свои тесты на платформе Google Формы. Это помогает организовать почти мгновенную проверку и работу над ошибками. Активно использую и интерактивную рабочую тетрадь Skysmart. Сегодня этот ресурс предлагает для работы и рабочие тетради по литературе, что облегчает работу на уроке. Девятиклассники активно работают в Во время дистанционного обучения работала в ZOOM. |
Технологии визуализации учебного материала | По классификации Г.К. Селевко, технология интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала относится к группе педагогических технологий на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся. По целевым ориентациям она направлена на: формирование знаний, умений, навыков; обучение всех категорий обучаемых, без селекции; ускоренное обучение | Работа с опорными конспектами позволяет ученику овладевать такими метапредметными результатами, как приемы отбора и систематизации материала на определенную тему, способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования. Работа с опорными конспектами настраивает ученика на вдумчивую и сосредоточенную работу на уроке. У них развивается память, логическое, аналитическое, пространственное мышление, достигается высокая степень усвоения материала, формируется вера в себя, состояние «могу и умею», чувство ответственности. | Поскольку универсальные учебные действия обеспечивают формирование навыков деятельности ученика по отношению к любой информации, я часто использую в практике систему опорных конспектов (по русскому языку основой для их создания служат опорные конспекты Ю.Меженко). Первые конспекты даются в готовом виде, последующие предлагается создать самим ученикам. Учащиеся должны собрать и изучить теоретический материал по одной или нескольким темам, выделить основные понятия, оформить их в виде символов, рисунков, схем, таблиц, помогающих вспомнить весь материал, расположить его в определенной последовательности на листе в зависимости от выбранной формы конспекта. Подобные зрительные образы при неоднократном обращении к ним не только быстрее запоминаются (а значит, усваивается важная учебная информация), но и помогают решать любые языковые задачи, а также формируют активную, самостоятельную и инициативную позицию школьников в учении. На уроке литературы создаем кластеры (альтернатива опорному конспекту) и пишем синквейны. |
Здоровьесберегаю-щие технологии | Сохранение и укрепление здоровья детей – одно из направлений моей работы. Только здоровый ребёнок способен на гармоничное развитие, поэтому свою работу строю на основе разнообразных форм и методов работы с учётом лечебно-профилактических и оздоровительных мероприятий. | На уроках я провожу дыхательную гимнастику, гимнастику для глаз, упражнения для укрепления позвоночника, кабинет перед занятием проветривается, в коллективе поддерживается доброжелательная атмосфера и др. | Таким образом, я решаю главные задачи здоровьесберегающих технологий: качественное обучение, развитие и воспитание учащихся не сопровождающееся нанесением ущерба их здоровью, воспитание культуры здорового образа жизни школьников. |
Электронные образовательные ресурсы | http://ege.edu.ru Портал информационной поддержки ЕГЭ http://www.9151394.ru/ - Информационные и коммуникационные технологии в обучении http://www.9151394.ru/projects/liter/uroksoch/index.html - Дистанционный семинар http://repetitor.1c.ru/ - Серия учебных компьютерных программ '1С: Репетитор' по русскому языку, Контрольно-диагностические системы серии 'Репетитор. Тесты' по пунктуации, орфографии и др. http://www.gramota.ru/- Все о русском языке на страницах справочно-информационного портала. Словари он-лайн. Ответы на вопросы в справочном бюро. Официальные документы, связанные с языковой политикой. Статьи, освещающие актуальные проблемы русистики и лингвистики. http://www.gramma.ru/ - Пишем и говорим правильно: нормы современного русского языка. Помощь школьникам и абитуриентам. Деловые бумаги - правила оформления. Консультации по русскому языку и литературе, ответы на вопросы. http://vschool.km.ru/ - виртуальная школа Кирилла и Мефодия (русский 5-6) http://som.fio.ru/ - сетевое объединение методистов http://www.ug.ru/ -«Учительская газета» http://www.school.edu.ru/ -Российский образовательный портал http://school-sector.relarn.ru/ -школьный сектор ассоциации РЕЛАРН http://pedsovet.alledu.ru/ -Всероссийский августовский педсовет http://schools.techno.ru/ - образовательный сервер «Школы в Интернет» http://www.1september.ru/ru/ - газета «Первое сентября» http://all.edu.ru/ - Все образование Интернета http://www.mediaterra.ru/ruslang/ - теория и практика русской орфографии и пунктуации Международная ассоциация преподавателей русского языка и литературы http://www.mapryal.org/ Навигатор. Грамота.ру http://www.navigator.gramota.ru/ Новый словарь русского язык http://www.rubricon.ru/nsr_1.asp Ресурсы сайта ФЦИОР Опорный орфографический компакт по русскому языку (пособие по орфографии) http://yamal.org/ook/ Русский филологический портал http://www.philology.ru/default.htm Русский язык и культура речи http://www.sibupk.nsk.su/Public/Chairs/c_foreign/Russian/kr_rus.htm#4 | Применять ЭОР можно на любом этапе урока: при изучении нового материала, закреплении, на обобщающих уроках, при повторении. Кроме того, сайт http://interneturok.ru/ мною используется активно уже не первый год. Этот сайт также используют и многие ученики при подготовке к урокам, особенно это полезно в случаях, если ребенок отсутствовал в школе, например, по причине длительной болезни. На сайте в доступной форме представлены видеоуроки ко всем школьным предметам. | Использование электронных образовательных ресурсов позволяет более эффективно проводить уроки. К тому же, многие дети мобильнее взрослых, использовать ЭОР им порой проще, чем взрослым. А многим детям понимать и запоминать материал проще только таким способом. К тому же самообразование бывает полезно в любом возрасте. |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Ссылка на тест «Обособленные обстоятельства» 8 класс
https://docs.google.com/forms/d/1fh9hIBBZxLQaRLOuvjgs7RlJWY-CF0WDeuMLuEem3T8/edit?usp=sharing
Тест по литературе «Никита» А.А.Платонов
https://docs.google.com/forms/d/1359YFGLx24S7YDsGS8aoeevBYu6H_6sZ-hwkdX6iAvo/edit
Подготовка к ОГЭ. Задание 5
https://docs.google.com/forms/d/1VIMP5Diy6pUEcFqauZQ9N01uZSk3Ibi7dWHPZj4ohPE/edit
Подготовка к ОГЭ Анализ средств выразительности
https://docs.google.com/forms/d/1wAp5hX8N-Y_uKlBwUu15B1VGDibalE22UW1-0n1_Ezw/edit