Районный профессиональный конкурс "Воспитатель годаЧувашии - 2021"
Конспект музыкального занятия в подготовительной к школе группе "В гостях у бабушки Агафьи"
Музыкально-дидактическая игра "Угадай инструмент" https://youtu.be/xV7OLGA8bEM
Видеозанятие в подготовительной к школе группе "В гостях у бабушки Агафьи "https://youtu.be/Ojx1nSaDC3U
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_otkrytogo_muz._zanyatiya.docx | 30.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект музыкального занятия в подготовительной группе
«В гости к бабушке Агафье»
Цель: развитие музыкальных и творческих способностей детей через приобщение к русскому народному искусству.
Задачи:
- закрепить и расширить знания о русских народных музыкальных инструментах, истории их создания, формировать умения определять на слух звучание русских народных музыкальных инструментов.
- развивать интерес к народной культуре, к музыкальной деятельности;
- воспитывать любовь и уважение к традициям и истории своей страны.
Материалы и оборудования: русские народные инструменты (балалайка, домра, баян, ложки, трещотка), музыкально-дидактическая игра «Угадай инструмент», аудиозапись оркестра русских народных инструментов.
Дети заходят в музыкальный зал.
Приветствие
Залетает сорока.
Сорока: У бабушки Агафьи музыкальные инструменты спор затеяли, который из них лучше звучит. День и ночь трендят, день и ночь трендят. Никак не могут разрешить спор. И бабушка Агафья не может их успокоить.
Муз. рук.: Ребята, вы слышали, что сорока сказала. Поможем бабушке помирить музыкальных инструментов?
Дети: да.
Муз. рук.: Тогда давайте поторопимся, нас ожидает дорога дальняя и нелегкая: по лесочку, по лугам, через речку, по холмам.
Шум леса
Ой, ребята, слышите, лес зашумел, видимо, не хочет нас пускать к себе. Ты, лесочек, не шуми,
Что нам делать, подскажи?
Голос леса: Здесь живут мои зверята,
Тише надо быть, ребята.
Перед вами карточки.
Хороводный шаг найдите,
По лесочку вы идите.
Дети показывают.
Муз. рук.: Хороводный шаг знаете. Молодцы.
Дети доходят до речки.
Шум речки.
Голос речки: Вижу, вижу, вы ребята
В гости к бабушке идете.
Мостик очень хрупкий мой,
Может треснуть, ой,ой,ой!
Семенящий шаг найдите, (карточки)
Тихо по мосту идите.
Дети находят рисунок.
Муз. рук.: Молодцы, ребята. Справились с заданием.
Дети идут семенящим шагом под музыку «Во поле береза стояла».
Останавливаются перед холмиком.
Голос холмика Ох, и смелые ребята,
Не боитесь вы холма.
Я стою очень высоко,
Подниматься, ох, непросто.
«Прыжки с отбрасыванием ног назад» найдите,
И к домику вы поднимитесь.
Муз. рук.: Молодцы, ребята! Все со всеми трудностями справились. Слышите, музыкальные инструменты спорят. Значит, мы правильно пришли. Давайте постучимся к бабушке.
Ребята стучатся. Дверь открывается.
Бабушка: Здравствуйте, ребята. Проходите. Мои музыкальные инструменты спор затеяли, который из них красивее играет. Никак не могу их успокоить.
Муз. рук.: Не переживайте, бабушка. Мы с ребятами пришли вам помочь. Правда, ребята.
Дети: Да.
Муз. рук. Ребята, чтобы узнать какие инструменты собрались у бабушки, я вам загадаю загадки. У нее есть три струны,
Их рукой щипать должны.
Можно под нее плясать
И по-русски танцевать.
Дети: Балалайка.
Муз. рук.: Что вы можете рассказать о балалайке?
Дети: Балалайка – русский народный щипковый музыкальный инструмент. Корпус треугольной формы, длинный гриф и него натянуты три струны. Играют на ней бряцанием и защипыванием отдельных струн.
Изготавливают ее из дерева, чаще всего из ели, без единого гвоздика, а детали соединяют специальным клеем.
Музыкантов, играющих на балалайках, называют балалаечниками.
Муз: Слово «балалайка» произошло, скорее всего, от русских слов «балакать», «балагурить», «болтать», т.е. весело и беззаботно проводить время. Действительно звучание инструмента веселое, легкое и беззаботное.
Муз. рук.: А теперь слушаем следующую загадку.
Целый день все трень да трень
И трещать-то ей не лень.
Дети: Трещотка
Муз. рук.: Кто расскажет о трещотке?
Дети: Трещотка – русский народный ударный музыкальный инструмент. Используются в народно-инструментальных ансамблях в сочетании с гуслями, гармонью, ложками и балалайкой. Имеют необычное звучание.
Для того чтобы извлечь звук, следует правильно держаться за ремешок и встряхивать трещотку с разным наклоном и силой. При игре трещотку нужно растянуть как гармошку, а затем с силой сжать. Держат трещотку обычно на уровне головы или груди, а иногда выше.
Муз. рук.: В прошлом трещотки служили не только как музыкальный инструмент, но и выполняли ещё мистическую функцию оберегания от злых духов.
Муз. рук.: Слушаем дальше. Вы на каждом музыкальном занятии слышите этот музыкальный инструмент, под нее выполняете танцевальные шаги и поете песни. Как называется он?
Дети: Баян.
Муз. рук.: Правильно, ребята, баян.
Дети: Дети рассказывают про баян.
Муз. рук.: Слушайте последнюю загадку.
Деревянные сестрички,
Друг о друженьку стучат,
Всю округу веселят.
Дети: Ложки. Есть они у бабушки Агафьи?
Дети: Да
Муз. рук.: Эти инструменты вам хорошо знакомы. Расскажете о них?
Дети: Ложки – это ударный музыкальный инструмент. Они имеют черенок и черпачок.
Чтобы ложки звучали красиво, их необходимо держать правильно.
Муз. рук.: А какие приемы игры на ложках вы знаете?
Дети: Возьмём ложки за черенки так, чтобы черпачки выпуклой стороной смотрели друг на друга и смогли поздороваться друг с другом. ( Показывают) Этот прием называется «Ладошки».
Обе ложки в правой руке, между их черенками находится указательный палец. Выпуклые стороны смотрят друг на друга, черенки ложек зажаты в ладони. Рука, держащие ложки, должна быть свободна. Нужно ударять по ладони левой руки (показывают).
Руки вытянуты вперед. Скользящие движения ложка о ложку. Этот прием называется «Качели».
Муз.рук.: Какие вы молодцы, ребята. А теперь давайте споем песню «Ложки деревенские».
Песня «Ложки деревенские»
Муз. рук.:А теперь аккуратно положите ложки на свои места. Музыкальные инструменты любят порядок.
Бабушка Агафья: Ребята, у меня еще один музыкальный инструмент есть. Я очень дорожу им, поэтому храню его в сундуке. (Достает из сундука домру.)
Муз. рук.: С этим инструментом вы знакомы, ребята?
Дети: Нет.
Муз. рук.: Название инструмента – домра. Давайте скажем все вместе «домра». Молодцы!
Русская домра - очень старинный инструмент.
Муз. рук.: Посмотрите, ребята, чем домра отличается от балалайки?
Дети: У балалайки треугольный корпус, у домры он круглый, как половина шара. Одинаковы тем, что у них три струны.
Муз. рук.: Да, все верно. Русская домра - очень старинный инструмент.
Ее жизнь была короткой и нелегкой. Хотите знать, почему?
Дети: Да.
Муз.рук.: Очень давно на домрах играли скоморохи, это были веселые музыканты, которые в своих песнях высмеивали царя. И тогда царь издал указ изломать и сжечь эти музыкальные инструменты. Но домра не погибла, на ней и сегодня играют музыканты.
Давайте послушаем звучание этого инструмента.
Ребята слушают звучание инструмента.
Муз.рук.: Понравилось звучание домры.
Дети: Да.
Муз. рук. Эти музыкальные инструменты русские народные. Как вы думаете, почему они называются народными.
Дети: Их придумал и создал народ.
Муз. рук. А теперь давайте послушаем звучание этих инструментов в оркестре.
Слушание народной плясовой песни «Камаринская».
Муз. рук. Давайте попробуем определить жанр прослушанного произведения.
Дети: Танец.
Муз рук. Какая по характеру музыка звучала?
Дети: Веселая, задорная.
Муз. рук. И коллектив, который играет на музыкальных инструментах называется оркестр. Руководит им дирижер. Дирижер показывает какой инструмент когда вступает. Как нужно играть в оркестре, чтобы все инструменты красиво звучали?
Дети: Надо слушать соседнего музыкального инструмента, музыку, смотреть на движения рук дирижера.
Муз.рук.: Все верно, ребята, тогда звучание каждого инструмента будет красивым.
А теперь, ребята, давайте поиграем в игру «Угадай инструмент»
Муз.рук.: Бабушка Агафья, вот и помирились ваши музыкальные инструменты. Теперь они будут жить дружно и звучать красиво.
Бабушка Агафья. Спасибо, ребята. Вы мне очень помогли.
Муз. рук. Ребята хотят вам подарить танец.
Танец «Ложкари»
Бабушка Агафья: Порадовали вы меня, ребята. А это вам от меня гостинец.
До свидания ребята.
Дети: До свидания.
Муз. рук.: А нам пора возвращаться. Обратно мы с вами хороводным шагом пойдем.