Опыт работы учителя ИЗО
«Повышение мотивации на уроках изобразительного искусства»
Цель учебного предмета «Изобразительное искусство» – формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной. Предмет «Изобразительное искусство» в силу своей специфики имеет благоприятную почву для того, чтобы ребенок мог на уроке почувствовать себя успешным, что способствует в свою очередь повышению мотивации к познавательной деятельности в целом. На мой взгляд, эта тема сегодня актуальна, так как мотивация к учебной деятельности, в том числе и к изобразительной, у школьников за последнее время заметно снизилась. Особенно это видно среди учащихся среднего звена. Почему так происходит? Ученики в этом возрасте сравнивают более развитые формы изображения со своими рисунками. Их не всегда устраивает конечный результат – хочется лучше, а лучше не получается. Неудовлетворенность своими работами приводит некоторых ребят к наиболее легкому пути – отказу от изобразительной деятельности.
Вот почему очень важно, чтобы ученик чувствовал себя успешным и цель педагога – создать все условия для успешной деятельности.
Формирование мотивации учения – это решение вопросов развития и воспитания личности. Поэтому проблема учебной мотивации считается одной из центральных в педагогике и педагогической психологии. Эта проблема актуальна для всех участников учебно-воспитательного процесса: учащихся, родителей и учителей. Изобразительное искусство, как один из учебных предметов общеобразовательной школы, занимает важное место в воспитании учащихся, а значит – может способствовать развитию учебной мотивации. А.В. Луначарский в книге «Основные принципы единой трудовой школы» писал: «Предметы эстетические: лепка, рисование, пение и музыка – отнюдь не являются чем-то второстепенным: трудовое и научное образование, лишенное этого элемента, было бы бездушным, ибо радость жизни в любовании и творчестве есть конечная цель и труда, и науки». Уроки изобразительного искусства дают широкие возможности для развития познавательно-творческой активности детей. Это объясняется тем, что, с одной стороны, занятия требуют творческой активности, с другой – для занятий изобразительным искусством характерна выраженная эстетическая направленность. Радость и наслаждение, которые испытывает ребенок при встрече с прекрасным, способствуют воспитанию в нем доброты, сопереживания и сочувствия окружающему его миру.
Актуальность данного опыта заключается в том, что повышение мотивации учебно-познавательной деятельности учащихся на уроках изобразительного искусства способствует формированию мировоззрения школьников, интенсификации учебно-воспитательного процесса и, как следствие, формированию личности, соответствующей требованиям современного общества.
Мотивация – это система побудительных причин человеческого поведения, теоретической и практической деятельности.
Уровни развития учебной мотивации:
- Отрицательное отношение к учению.
- Нейтральное отношение к учению.
- Положительное, но аморфное отношение к учению.
- Положительное отношение к учению.
- Активное, творческое отношение к учению.
- Личностное, ответственное отношение к учению.
Мотив учения – это направленность школьника на отдельные стороны учебной работы, связанная с внутренним отношением ученика к ней.
Современные подходы к преподаванию изобразительного искусства и технологии предполагает актуализацию, в числе следующих направлений деятельности учителя - творца.
- организация проектной, художественно-творческой и исследовательской – деятельности учащихся, с использованием различных художественных технологий;
- использование информационно-коммуникативных средств в обучении и поисковой деятельности учащихся;
- формирование информационной грамотности учащихся через активацию их языковой компетентности в области изобразительного творчества.
Выше сказанное требует, применение традиционного оборудования и демонстрационных материалов, введения современных средств обучения таких как, мультимедийное оборудование с необходимым программным обеспечением.
Новизна идеи также состоит и в том, что грамотное использование возможностей современных информационных технологий на уроках изобразительного творчества способствует:
- активизации познавательной деятельности;
- повышению качественной успеваемости школьников;
- достижению целей обучения с помощью современных электронных учебных материалов, предназначенных для использования на уроках;
- развитию навыков самообразования и самоконтроля;
- повышению уровню комфортности обучения;
- развитию творческо-информационного мышления.
Для повышения мотивации к творческой деятельности школьников уроки изобразительного искусства следует организовывать таким образом, чтобы дети, с одной стороны, имели возможность многое делать своими руками, с другой стороны – могли самостоятельно логически выстраивать свою мысль (в слове, изображении, звуке), быть раскованными в творчестве, не бояться нового, неожиданного.
Что дает высокая мотивация учения ребенку:
·Чувство уверенности в собственных силах после решения трудной задачи;
·Повышение собственной значимости;
·Признание учителей и сверстников;
·Развитие творческих способностей;
·Гордость собой и своими успехами;
·Статус успешного человека.
Как оживить урок? Как поддержать интерес к предмету и желание изучать то, что кажется хорошо знакомым или наоборот бесполезным в реальной жизни?
Уроки изобразительного искусства должны быть наиболее разнообразными и современно-технологичными, а не представлять собой стандартный школьный урок. Большое значение для проведения современного познавательного урока имеет его жанр. Жанр урока искусства является органичной частью художественной педагогики. Урок искусства может быть представлен в жанре урока - путешествия, урока - прогулки, урока – спектакля, урока – викторины, урока - импровизации, деловой или ролевой игры, интервью. Возможен урок-репортаж из музея, с выставки, панорама. На уроках вводится игровая драматургия по изучаемой теме, прослеживаются связи с музыкой, литературой, историей, трудом.
Для повышения мотивации к творческой деятельности школьников уроки изобразительного искусства следует организовывать таким образом, чтобы дети, с одной стороны, имели возможность многое делать своими руками, с другой стороны – могли самостоятельно логически выстраивать свою мысль (в слове, изображении, звуке), быть раскованными в творчестве, не бояться нового, неожиданного.
Что дает высокая мотивация учения ребенку:
·Чувство уверенности в собственных силах после решения трудной задачи;
·Повышение собственной значимости;
·Признание учителей и сверстников;
·Развитие творческих способностей;
·Гордость собой и своими успехами;
·Статус успешного человека.
Как оживить урок? Как поддержать интерес к предмету и желание изучать то, что кажется хорошо знакомым или наоборот бесполезным в реальной жизни?
Примеры проведения уроков:
Урок – виртуальная прогулка/путешествие. Данный урок можно провести по знаменитым местам, рассматривая архитектуру, скульптуру, парковые зоны с их ландшафтами. На таком уроке учащиеся знакомятся с культурным наследием своего города, страны, других стран, через архитектуру и скульптуру они узнают новые имена архитекторов и скульпторов. Примерами таких уроков могут быть уроки в 7 классе по темам «Крупнейшие музеи изобразительного искусства и их роль в культуре», «Эрмитаж – сокровищница мировой культуры», «Кижи – деревянная сказка» .На уроках связанных с этой темой мы с ребятами изучаем и выполняем эскизы архитектурных деталей памятников народного зодчества, проводится беседа, в ходе которой рассматриваются характерные детали и фрагменты построек. Здесь же проводится словарная работа.
Урок – репортаж с выставки. Данный урок проводится после урока – виртуального путешествия, где используется предварительное домашнее задание. Учащиеся подготавливают репортаж в форме сообщения или презентации по теме о выставке, музее, дополняя свой рассказ рисунками, фотографиями, репродукциями, подбирают музыку, стихи.
Урок – панорама. Этот урок может проходить так же после предварительного домашнего задания или вместе с детьми на уроке, по заготовленным учителем репродукциям картин на определенную тему, предметов декоративно-прикладного искусства или работ учащихся. Ярким примером такого урока может быть урок по теме «Пейзаж – настроение. Природа и художник» в 6 классе, на котором можно раскрыть образный и содержательный смысл понятия «Пейзажная живопись»
Урок – викторина. На таком уроке учащиеся разбиваются на команды или работают индивидуально, проявляют свои знания в области жанров, видов, стилей изобразительного искусства, знание художников и их картин, показывают свои умения и знания в изобразительном искусстве, музыки, литературы. Ребята отвечают на вопросы подготовленные учителем, выполняют определенные задания, а для командных викторин самостоятельно заготавливают вопросы. Один из таких уроков можно провести в 5 классе как итоговый урок «Народные промыслы».
Урока - игра. Здесь учащиеся становятся дизайнерами, художниками - оформителями при изучении нового материала. Очень интересно проходил урок в 5 классе «Русский костюм и современная мода». Учащиеся с удовольствием разрабатывали модели одежд для кукол.
Уроки-конкурсы: на уроках ведется опрос в игровой соревновательной форме. В ходе урока подводятся итоги, как усвоен материал теоретический, практический. Пример такого урока – урок в 6 классе по теме «Жанры в изобразительном искусстве».
Уроки-познания: учащиеся пополняют свой багаж новыми знаниями, терминами, техникой исполнения, изобразительной грамотностью.
Уроки-знакомства с различными техниками рисования (в том числе нетрадиционными): монотиия, восковые карандаши + акварель, рисование пальчиками, набрызг, кляксография, рисование нитками, рисование солью и прочее, позволяет учащимся почувствовать материал, создать свое, проявляя фантазию. Одна из главных задач таких занятий рисованием – помочь детям познавать окружающую действительность, развивать наблюдательность, научить правильно видеть, развивать мышление, воображение и творческие возможности ребенка.
Одна из форм поощрения, которую я часто использую – это участие в школьной выставке. Выставки проводятся регулярно, для школьников, для родителей, на праздники и т.д.
Периодическая организация выставок дает детям возможность заново увидеть и оценить свои работы, ощутить радость успеха. Выполненные на уроках работы учащихся могут быть использованы как подарки для родных и друзей, применяются в оформлении школы и становятся прекрасным ее украшением
На занятиях ИЗО происходит освоение учениками различных художественных материалов (краски, гуашь и акварель, карандаши, ткани, пластилин, бумага, картон). В наше время появилось очень много новых художественных материалов для обогащения творческого процесса: разнообразные фломастеры, гелиевые ручки, бумага разного качества, разной структуры и фактуры. Разнообразие инструментов позволяет расширить диапазон видов творческих работ. От урока к уроку происходит постоянная смена художественных материалов, овладение их выразительными возможностями. Многообразие видов деятельности и форм работы с учениками стимулирует их интерес к предмету, изучению искусства и является необходимым условием формирования личности ребенка.
Урок искусства стремлюсь сделать для каждого ребёнка ярким событием в жизни, побуждающим к самостоятельному творчеству. Это особый урок. Он должен быть каждый раз новым, непохожим на предыдущий, с особой эмоциональной атмосферой увлечённости. Я создаю её при помощи живого слова, ярких диалогов с учениками, музыки, зрительных образов, поэтического текста, игровых ситуаций, использования компьютерных программ.
Стараюсь творчески подойти к методике проведения уроков, организовывать индивидуальные, групповые, коллективные, игровые формы работы, выстраиваю систему уроков таким образом, чтобы учащиеся могли оригинально мыслить, многое делать своими руками, предлагать нестандартные решения, быть раскованными в своём творчестве, не бояться нового и неожиданного.
Не буду останавливаться на важности проведения интегрированных уроков, хочется только отметить, что при интеграции уроков ИЗО происходит использование потенциала нескольких учебных дисциплин, открываются дополнительные возможности для решения учебных и воспитательных задач, уплотнение количества информации в уроке и мыслительной деятельности учеников по усвоению этой информации. Пример такого урока – «Русская матрешка» (изо + рус. язык), на котором дети узнали об истории русской матрешки, выполнили рисунки и написали мини-сочинения по теме.
Интересна и, на мой взгляд актуальна, такая проблема как развитие познавательной активности на уроках ИЗО с применением информационно – коммуникационных технологий. Процесс обучения изобразительному искусству школьников может быть эффективным, познавательным и интересным если при объяснении определенных тем будет использован компьютер. За годы работы у меня накопилось много презентаций по различным темам, которые я создала сама или мои ученики. Информационные технологии, в совокупности с правильно подобранными технологиями обучения, являются дополнительным стимулом повышения мотивации к занятию творчеством обучающихся.
На занятиях ИЗО происходит освоение учениками различных художественных материалов (краски, гуашь и акварель, карандаши, ткани, пластилин, бумага, картон). В наше время появилось очень много новых художественных материалов для обогащения творческого процесса: разнообразные фломастеры, гелиевые ручки, бумага разного качества, разной структуры и фактуры. Разнообразие инструментов позволяет расширить диапазон видов творческих работ. От урока к уроку происходит постоянная смена художественных материалов, овладение их выразительными возможностями. Многообразие видов деятельности и форм работы с учениками стимулирует их интерес к предмету, изучению искусства и является необходимым условием формирования личности ребенка.
Урок искусства стремлюсь сделать для каждого ребёнка ярким событием в жизни, побуждающим к самостоятельному творчеству. Это особый урок. Он должен быть каждый раз новым, непохожим на предыдущий, с особой эмоциональной атмосферой увлечённости. Я создаю её при помощи живого слова, ярких диалогов с учениками, музыки, зрительных образов, поэтического текста, игровых ситуаций, использования компьютерных программ.
Стараюсь творчески подойти к методике проведения уроков, организовывать индивидуальные, групповые, коллективные, игровые формы работы, выстраиваю систему уроков таким образом, чтобы учащиеся могли оригинально мыслить, многое делать своими руками, предлагать нестандартные решения, быть раскованными в своём творчестве, не бояться нового и неожиданного.
Не буду останавливаться на важности проведения интегрированных уроков, хочется только отметить, что при интеграции уроков ИЗО происходит использование потенциала нескольких учебных дисциплин, открываются дополнительные возможности для решения учебных и воспитательных задач, уплотнение количества информации в уроке и мыслительной деятельности учеников по усвоению этой информации. Пример такого урока – «Русская матрешка» (изо + рус. язык), на котором дети узнали об истории русской матрешки, выполнили рисунки и написали мини-сочинения по теме.
Интересна и, на мой взгляд актуальна, такая проблема как развитие познавательной активности на уроках ИЗО с применением информационно – коммуникационных технологий. Процесс обучения изобразительному искусству школьников может быть эффективным, познавательным и интересным если при объяснении определенных тем будет использован компьютер. За годы работы у меня накопилось много презентаций по различным темам, которые я создала сама или мои ученики. Информационные технологии, в совокупности с правильно подобранными технологиями обучения, являются дополнительным стимулом повышения мотивации к занятию творчеством обучающихся.