Педагогическая мастерская.Мой опыт работы.
Я, Вагапова Милена Анатольевна - учитель химии школы № 174 начала свою трудовую деятельность 02.09.1993 года в Военно-Антоновском детском доме. Затем, в связи с переездом на новое место жительства, была переведена в СОШ № 56 учителем химии, в данной школе возглавляла Методическое Объединение учителей естественно-математического цикла, 27.08.2012 года перешла на работу в школу – гимназию № 64 Октябрьского района г.Бишкек. В связи с производственной необходимостью, с 01.09.2012 года выполняла обязанности заместителя директора по научно-методической работе, работала учителем химии в 8-11 классах, естествознания в 5 классах, этики в 5-6 классах.
По результатам аттестации 2014 г мне была присвоена высшая квалификационная категория.
Я стараюсь постоянно повышать свой профессиональный уровень, стремлюсь принимать участие в работе городского методического объединения учителей химии и биологии. В целях самообразования изучаю методическую литературу, современные педагогические технологии, современные информационные ресурсы.
Особый упор я делаю на развитие мышления, творческих способностей, самостоятельности детей. Провожу дифференцированную работу с низко мотивированными и одаренными детьми. Учащиеся показывают 100% уровень обученности, при 58,4% -62,5% качестве знаний по химии; 79,8% -82,3% по естествознанию и почти 100% успеваемость по этике в 5-6 классах.
Одним из значимых критериев деятельности ,как учителя, рост мотивации к изучению предмета.
Владение современными образовательными технологиями и методиками;
Использование современных образовательных технологий в процессе обучения химии.
В своей педагогической деятельности, при преподавании химии использую такие технологии как:
- технология развития критического мышления
- тестовая технология
- проблемное обучение
-проектное обучение
- игровые технологии
- ИКТ.
Планируя применение образовательных технологий, исхожу из того, что каждый обучающийся на протяжении периода обучения должен поработать во всех педагогических технологиях. При этом учитываются:
- возрастные особенности учащихся;
-преемственность технологий;
-индивидуальные особенности ;
- возрастание доли самостоятельности учащихся;
Результатами внедрения современных образовательных технологий являются: стабильный уровень обученности на всех ступенях обучения (100%); положительная динамика по показателю «Качество знаний»; высокий рейтинг предмета, ежегодно химия находится в списке предметов, наиболее предпочитаемых выпускниками как экзамена по выбору; позитивная динамика числа учащихся, принимающих участие в предметных олимпиадах различных уровней.
Использование ИКТ в образовательном процессе.
С целью повышения компьютерной грамотности и более широкого внедрения информационных компьютерных технологий в учебно-воспитательный процесс, прошла дополнительную профессиональную подготовку по программе Intel «Обучение для Будущего». Информационно-коммуникативные технологии активно применяю в учебно-воспитательном процессе.
В своей профессиональной деятельности использую следующие информационные технологии: при оформлении результатов проектной деятельности использует :MS Word, MS Excel, MS PowerPoint; при составлении отчетности в учебно-воспитательном процессе (оценка качества знаний, средний балл) *MS Excel ; использование сервисов Internet для работы по теме самообразования; подготовка дидактического материала с использованием информационных технологий (карточки, контрольные работы, рисунки, тесты) * MS Word.; для создания собственной электронной медиатеки использую программы Camtasia studio 7 , Объясняшки.
Благодаря использованию ИКТ на уроках химии уровень мотивации учащихся достаточно изменился. Динамика развития учебной мотивации выражена в переходе от пассивного слушателя в активного участника учебного процесса.
Применение ИКТ на уроках химии позволило повысить качество знаний, уровень обученности и интереса к предмету, а также успешной сдаче ОГЭ и ЕГЭ.
Организация педагогической деятельности с учётом индивидуальных особенностей учащихся.
Использование технологий и методик личностно ориентированного обучения.
В своей работе использую технологии и методики личностно-ориентированного обучения и применяю критерии для оценки их результативности:
- Позволяю учащимся реально оценивать свои возможности;
-Повышаю интерес к предмету;
- Между учащимся и учителем устанавливаются партнёрские отношения;
- Снижаю психологическое напряжение учащихся на уроках;
- Повышается качество знаний и активность слабоуспевающих учащихся.
Дополнительная дифференцированная работа с различными категориями обучающихся.
Дополнительно веду дифференцированную работу с различными категориями учеников и имею неаудиторную нагрузку за этот вид деятельности. Организую свою педагогическую деятельность с учетом индивидуальных особенностей учащихся: провожу дополнительные занятия с низко мотивированными –(2 часа) и одаренными детьми –(2,5 часа) по разработанным программам.
Мною созданы и успешно применяются модифицированные программы по химии для учащихся 8 классов «Химия для любознательных»,авторский элективный курс «Химия и медицина» для учащихся 11 классов, для учащихся 10-11 классов введен курс «Решение расчетных задач повышенной сложности».Выпустила рабочие тетради по неорганической химии для учащихся 8 и 9 классов.
Наличие системы работы с одарёнными детьми.
Системно работаю с одарёнными детьми для создания необходимых условий для реализации интеллектуальных , творческих способностей обучающихся на уроках химии, овладение научно-исследовательской деятельностью, создание условий для реализации проектно-исследовательской деятельности учащихся, подготовка к олимпиадам.
Эффективность применения современных образовательных технологий (СОТ) и методик.
Позитивная динамика учебных достижений обучающихся.
Применение СОТ и методик дает возможность повышать качество знаний обучающихся и сохранять 100 % уровень обученности. Один из важнейших показателей учителя-предметника – это успеваемость учащихся. Показатели обученности учащихся приведены в педагогическом анализе работы за первое полугодие 2015-2016 учебного года.
Высокие достижения обучающихся по данным аттестаций учащихся различного типа.
Внутренней аттестации за отчётный период учащиеся подвергались в 2012- 2013 учебном году проводился мониторинг знаний по химии для учащихся 8, 9 классов Доля обучающихся , подтвердивших свои результаты в ходе мониторинговых исследований качества знаний по химии составляет- 89% . На основании плана внутришкольного контроля в первом полугодии 2015-2016 г были проведении административные контрольные работы по тестам администрации.
Цель контроль качества преподавания химии в 8-11 классах , качество усвоения учащимися 8-11 классов учебного материала по химии . Результаты административных контрольных работ : самый высокий уровень качества знаний показали учащихся 8-А класса -85%, в 9-Б-75%низкий в 8-Б-47% и 9-В классе-42 %., Знания учащихся в основном на допустимых и оптимальных уровнях.
. Достижения обучающихся в районных и городских предметных олимпиадах.
Обучающиеся ежегодно участвуют в предметных олимпиадах по химии муниципального уровня ( по химии 1 место – Горбатенко Полина -2012 г.), участие на городском уровне –Горбатенко Полина -3 место.
Достижения обучающихся в олимпиадах, конкурсах исследовательских работ, научно-практических конференциях, проводимых вузами и другими организациями.
Ученики школы ежегодно принимают участие в городском конкурсе научно-исследовательских проектов. На конкурс выставлялись исследовательские проекты по химии учащихся 9-11 классов.
Организация педагогом внеурочной социально-значимой деятельности
Внеклассную работу по предмету направляю на развитие познавательной активности, стремление ребенка находить свой способ работы, определить свой путь в реальной жизни. В течение последних 2 лет с творческой группой учащихся занимаюсь проектной деятельностью. Направлением их работы является программа « Я – исследователь». Каждому из участников проекта был определен свой спектр и своя тема работы. Первые результаты работы были представлены на школьной научно – практической конференции в 2012-2013 учебном году в форме проекта по теме: «Медовая акварель» Результат – 2 место (СаяковКуттубек. учащийся 11-В класса), В 2012 году учащиеся 11-а класса Горбатенко Полина, ДуденкоРадмила и Артющенко Ирина представили конкурсную исследовательскую работу « Органические и неорганические вещества в живописи. Акварель» на городском конкурсе проектов и заняли 4 место.
Стараюсь творчески подходить к организации и проведению предметных недель по химии. Мероприятия проводимые в рамках предметной недели направлены на повышение интереса к изучению химии и, вызова положительных эмоций, обогащение кругозора и интеллекта учащихся дополнительными знаниями. Интересны и разнообразны их формы проведения: химические викторины, олимпиады, интеллектуальные марафоны. Коллеги обращаются за помощью по самым разным вопросам: организационного, методического, психолого-педагогического характера.
Являюсь руководителем предметного кружка «Юный химик», «Химия и медицина». Работа кружка направлена на развитие и совершенствование познавательного процесса обучающихся, их творческих способностей, развитие внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления. Мною составлены рабочие программы кружка в соответствии с возрастными особенностями обучающихся. Ребята, занимающиеся в кружке, активно участвуют в олимпиадах, предметных неделях, химических викторинах и марафонах.
Мои правила на каждый день:
- Я не источник знаний на уроке – я организатор урока и помощник ребят;
- Ребёнок должен знать «зачем ему это?», т.е. цели занятия обязательно формулируем на уроке вместе с учениками и эти цели находятся в сфере интересов ребёнка;
- Исключила из своего лексикона слова «ошибочный ответ», «неправильно» и т.д. Вместо этого, постоянно обращаясь ко всем, предлагаю обсудить: «А как вы думаете…», «Я думаю, что…, но может, я ошибаюсь…».
- Никаких монологов на уроке! Только диалог, живой, в котором участвуют все.
- На каждом уроке – работа в группах: парах, четвёрках, больших группах. Учимся общаться, спорить, отстаивать своё мнение, просить помощи или предлагать её.
- Самое главное – мой эмоциональный настрой. Я умею управлять своими эмоциями и учу этому детей.
- Если после моего урока у ребёнка не осталось никаких вопросов, ему не о чем поговорить с товарищами или со мной, ничего не хочется рассказать тем, кто не был с ним на уроке – значит, даже если урок и был хорош с моей точки зрения, то у ребёнка он не оставил следа.
В последние годы я работаю над интеллектуальным развитием учащихся на уроках химии. Мною используются различные приёмы и средства, направленные на развитие этих способностей:
- проблемные и творческие задачи;
- специальные упражнения для развития эмоционально-волевой сферы личности;
-сочетаю словесные методы обучения с наглядными;
ü увеличение роли самих учащихся в организации учебной деятельности.
Химия наука не «меловая» и эксперимент необходим, но без риска для жизни. Я стараюсь насыщать информацией о новых химических открытиях каждую изучаемую тему, и как можно больше посещать экскурсий.
В результате применения такой системы работы у моих учеников меняется отношение к предмету, снижается уровень тревожности, возникает уважение друг к другу.
Хочу привести свои педагогические «заповеди». Конечно, эти высказывания шутка, но в каждой шутке есть доля правды:
- внуши ученику, что он талант и кладезь возможностей;
- удивляй ребёнка каждодневно;
- не повышай голоса, пока ученик не попросит;
- улыбайся! От этого хорошо всем, даже детям.
Педагогические задачи
1. Создать необходимые условия для развития способностей и талантов ребёнка.
2. Научить их самостоятельности.
3. Развить умение найти себя в нашей трудной, но прекрасной жизни.
4. Научить их любить себя и окружающий мир.
5. Создать ситуацию успеха каждому ученику на каждом уроке.
6. Уважать мысли, чувства и права своих питомцев, признавать его неповторимость.
7. Повышать качество работы:
- совершенствуя положительное
- развивая достигнутое
- преодолевая недостатки
- предупреждая ошибки
Моя педагогическая философия состоит в умении понимать ребёнка, его состояние.
Быть с ним искренним, не забывая, что:
если ребёнок живёт во вражде, он учится агрессии;
если ребёнка постоянно критиковать, он учится ненавидеть;
если ребёнка высмеять, он становиться замкнутым;
если ребёнок растёт в упрёках, он учится жить с чувством вины;
если ребёнок растёт в терпимости, он учится понимать других;
если ребёнка подбадривают, он учится верить в себя;
если ребёнка хвалят, он учится быть благородным;
если ребёнок растёт в безопасности, он учится верить в людей;
если ребёнок живёт в понимании и дружелюбии, он учится находить любовь в этом мире.