Метод проектов вэкологическом воспитании детей.
Использование метода проектов в экологическом воспитании дошкольников
Цели:
- Расширять представления об окружающем мире, актуализировать имеющиеся знания.
- Формировать жизненный опыт ребёнка.
- Формировать познавательную мотивацию и активность у дошкольника, прививать вкус к собственным открытиям в познании окружающего мира.
- Развивать подвижность, вариативность и гибкость мышления, умения находить решения поставленных задач.
- Учить находить причинно-следственные связи и зависимости, существующие в окружающей действительности.
- Формировать самосознание ребёнка, уверенность в собственных силах, воспитывать самостоятельность и инициативность.
Задачи:
.Развитие личностных качеств (умение работать в команде, переговорные навыки, организационные способности, умение доводить дело до конца, проявлять инициативу, презентовать и защищать результаты, стремление быть социально полезным и востребованным).
- Развитие у детей предметных ЗУНов.
- Формирование универсальных компетентностей (постановка задачи, анализ проблемной ситуации, выбор наиболее оптимального пути решения проблемы, поиск необходимой информации).
- Развитие творческих способностей детей.
Этапы работы:
1.Поисковый (поиск проблемы)
На данном этапе педагог помогает детям определить наиболее актуальную, и в тоже время, посильную для них задачу на более-менее продолжительный отрезок времени. Проводит предварительное занятие или серию занятий (по необходимости), где можно было бы помочь детям высказать волнующую их проблематику и проявить инициативу. Основная задача педагога на данном этапе создать условия, чтобы дети заговорили, и фиксировать их высказывания.
2.Стратегический (разработка плана деятельности по достижению намеченной цели)
На этом этапе педагог проводит занятие по планированию, на котором первоначальная инициатива может быть выращена до проекта. Обозначаются результаты и шаги для их достижения, а так же конкретные действия. Детям предстоит подумать, к кому придётся обратиться за помощью и советом, какие предметы и принадлежности пригодятся для выполнения проекта, с какими предметами предстоит научиться обращаться.
3.Выполнение проекта (конкретное практическое дело)
На данном этапе педагог проявляет максимум активности. Но не в том смысле, чтобы что- то делать за детей. Он подсказывает, корректирует действия детей так, чтобы они не были обескуражены какими-то неудачами, к которым может привести отсутствие опыта социального взаимодействия. Основная задача педагога на данном этапе не давить, а поощрять и мотивировать достижение результатов.
4.Подведение итогов (представление и защита проекта, презентация продукта проектной деятельности).
На данном этапе основная задача педагога показать детям реальную социально востребованную результативность их деятельности, продемонстрировать, какой путь ими был пройден, и какие открываются новые возможности преобразования этого проекта в следующие проекты.
Содержание и концептуальные идеи реализации метода проектов.
Дошкольный возраст - самоценный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребёнок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально – ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно – экологических позиций личности. Традиционно в дошкольном воспитании в общий процесс освоения природы включается и элемент её познания, выработка гуманного отношения к ней и осознанного поведения в природной среде. Эколого-социальная ситуация сегодняшнего дня выдвигает перед специалистами дошкольного воспитания задачу поиска универсальных средств экологического воспитания в современных условиях. Одним из таких средств может быть метод проектов. Метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике. Он зародился в конце 19 века в США. Его называли так же методом проблем, и связывался он с идеями гуманистического направления в философии и образовании, разработанными американским философом и педагогом Дж. Дьюи, а так же его учеником В. Х. Килпатриком. Дьюи предлагал строить обучение на активной основе, через сознательную активную деятельность ученика, соотносясь с его личным интересом именно в этом знании. Чрезвычайно важно было показать детям их личную заинтересованность в приобретаемых знаниях, которые могут и должны пригодиться им в жизни. Для этого необходима проблема, взятая из реальной жизни, знакомая и значимая для ребёнка, для решения которой ему необходимо приложить полученные знания и новые знания, которые необходимо приобрести. Килпатрик охарактеризовал метод проектов как метод планирования целесообразной деятельности в связи с разрешением какого-нибудь учебного задания в реальной жизненной обстановке, как деятельность, выполненную от всего сердца с высокой степенью самостоятельности детей, объединённых общим интересом. Специфика метода проектов заключается в том, что педагогический процесс накладывается на процесс взаимодействия ребёнка с окружающим миром, освоения ребёнком окружающей среды (природной и социальной); педагогическое воздействие осуществляется в совместной с ребёнком деятельности, опирается на собственный опыт ребёнка. Можно сказать, что работая по методу проектов, воспитатель осуществляет педагогическое сопровождение ребёнка в деятельности по освоению окружающего мира, во взаимодействии с окружающей средой.
Особая педагогическая значимость метода проектов заключается в том, что:
- Метод проектов, являясь методом практического целенаправленного воздействия, открывает возможности формирования собственного жизненного опыта ребёнка по взаимодействию с окружающим миром.
- Метод проектов является методом, идущим от детских потребностей и интересов, возрастных и индивидуальных особенностей детей, стимулирующим детскую самодеятельность.
- Метод проектов – один из немногих методов, выводящих педагогический процесс из стен детского учреждения в окружающий мир, природную и социальную среду.
Метод проектов это слияние теории и практики, он заключает в себе не только постановку определенной умственной задачи, но и практическое выполнение её.
Классификация проектов:
1.По составу участников.
- Большие или групповые: при наличии подгрупп участников проекта (дети и воспитатель; дети и родители; дети, воспитатель и специалисты дошкольного учреждения)
- Малые проекты небольшого коллектива, которые являются одновременно частью большого проекта.
- Индивидуальные проекты, каждого из участников малого и большого проектов.
2.По целевой установке:
- Созидательные
. Познавательные
- Общественно полезные
- Развлекательно-игровые и т.п.
3. По тематике:
- Экологические
- Патриотические
- Математические и т.п.
4. По сроку реализации:
- Кратковременные
- Долгосрочные
Учитывая психологические особенности детей дошкольного возраста, необходимо отметить следующее: их возрастные особенности не позволяют ставить слишком отдалённые задачи, предлагать дальние перспективы, требовать охватить одновременно несколько направлений деятельности и т.д. В связи с этим значимость метода проектов заключается в том, что маленький конкретный проект дошкольника может выступать именно тем «стёклышком калейдоскопа», из которого складывается общая картина – процесс экологического воспитания, процесс экологически обоснованного, грамотного воздействия ребёнка с окружающей средой.
Методические разработки.
Система экологического воспитания детей дошкольного возраста с нарушениями речи «Живица»
Цель: Формирование у дошкольников основ экологической культуры, раскрытие и развитие творческих способностей детей, обогащение словарного запаса.
«Природные мотивы в аппликации
и из готовых геометрических форм «Волшебные кружочки»
Цель: Формирование и совершенствование мелкой моторики пальцев рук, двигательных умений и навыков в манипуляции с различными предметами. Обучение анализу способов расположения частей, ориентируясь на образец, правильно располагать в пространстве геометрическую фигуру. Активизация в речи слов, обозначающих предметов: круг, полукруг. Обучение рассказу о предполагаемом способе размещения частей в составляемой фигуре, планировании хода действий. Уточнить представление о типичных, видовых, индивидуальных признаках предметов. Расширять и уточнять представления детей о живой природе. Воспитывать бережное отношение к объектам природы: животным, птицам, растениям. Развивать эстетическое восприятие.
Творческий проект «Загадки народных узоров»
Цель:Познакомить детей с природой родного края. Формировать экологически – осознанное отношение к природе. Учить рассматривать предметы народного творчества, выделяя элементы узоров и сопоставлять их с объектами природы. Развивать у детей художественный вкус и воспитывать любовь к народному творчеству. Развивать творческую фантазию.
Познавательный экопроект «Зелёная аптека» или «Если посмотреть на природу взглядом врача»
Цель:Познакомить детей с лекарственными растениями, выяснить какие из них произрастают на территории детского сада. Выяснить какими целебными свойствами они обладают и можно ли их вырастить самим.
Семейный проект «Экомир моей семьи»
Цель:Воспитание экокультуры дошкольников во взаимодействии двух образовательных сфер – семьи и ДОУ. Включение родителей в процесс экологического воспитания дошкольников. Формирование единой экологически воспитывающей среды.
Семейный творческий проект «Осеннее настроение»
Цель:Совершенствовать умение детей создавать поделки из природного материала, проявлять творческую фантазию и применять в создании поделок различные способы соединения деталей. Включение родителей в процесс экологического воспитания дошкольников. Формирование единой экологически воспитывающей среды.
Предполагаемый результат:
- Участие в проектной деятельности должно стать для детей способом удовлетворения познавательной активности, средством выражения и развития творческих способностей.
- Дети должны осознать многостороннее значение природы, получить практикум просветительской и природоохранной деятельности. Участники проекта должны получить не только новые знания, но и приобрести навыки бережного, созидательного отношения к окружающему миру.
- Родители должны освоить некоторые педагогические приёмы, необходимые в семейном воспитании; научиться объективно, оценивать возможности своих детей и сотрудничать с ними, как с равноправными партнёрами.
1131.gif