Методические материалы к урокам
На странице представлены собственные разработки уроков и презентаций к ним
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
suffiksy_prichastiy._6_klass.ppt | 74.5 КБ |
n_i_nn_v_suffiksah_prichastiy.pptx | 671.27 КБ |
v._p._astafev.ppt | 94.5 КБ |
5_klass._frazeologizmy._otkrytyy_urok.ppt | 1.93 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цели урока: Познакомить с образованием действительных причастий настоящего времени Сформировать навык написания суффиксов -ущ(-ющ), -ащ(-ящ) Повторить спряжение глагола
Повторение. Спряжение глагола Как определить спряжение глагола? На что оканчивается неопределённая форма глаголов 2 спряжения? Перечислите исключения 2 спряжения На что оканчивается неопределённая форма глаголов 1 спряжения? Перечислите исключения 1 спряжения
Алгоритм определения спряжения глагола
Понаблюдаем! Исчерпыв ать - 1 спр Исчерпыва ют - гл Исчерпыва ющ ий - действительное причастие настоящего времени Стро ить - 2 спр Стро ят - гл Стро ящ ий - действительное причастие настоящего времени
Правило Действительные причастия настоящего времени образуются от глаголов 1 спряжения при помощи суффиксов -ущ(-ющ), а от глаголов 2 спряжения при помощи суффиксов -ащ(-ящ)
Закрепим! С помощью каких суффиксов образуются действительные причастия настоящего времени? С помощью суффиксов -ущ(-ющ) от каких глаголов образуются причастия? С помощью -ащ(-ящ) от каких глаголов образуются причастия? Что надо знать, чтобы правильно писать суффиксы действительных причастий настоящего времени?
Потренируемся! Образуйте от глаголов 1 и 2 спряжения глаголы мн. Ч. 3 лица и действительные причастия настоящего времени Оправдыв ать - оправдыва…т - оправдыва…щий Перекрещив ать - перекрещива…т - перекрещива…щий Перерабатыв ать - перераьатыва…т - перерабатыв…щий пад ать - пада…т - пада…щий иск ать - ищ…т - ищ…щий плак ать - плач…т - плач…щий скак ать - скач…т - скач…щий дрем ать - дремл…т - дремл…щий Кле ить - кле…т - кле…щий Держать - держ…т - держ…щий Дышать - дыш…т - дыш…щий Зависеть - завис…т - завис…щий Видеть - вид…т - вид…щий Слышать - слыш…т - слыш…щий Знач ить - знач…т - знач…щий Та ить - та…т - та…щий
Алгоритм рассуждения Определяем, от какого глагола образовалось действительное причастие настоящего времени Определяем его спряжение Если глагол 1 спряжения, то пишем -ущ(-ющ) Если глагол 2 спряжения, то пишем -ащ(-ящ)
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Во всём мне хочется дойти До самой сути. В работе, в поисках пути, В сердечной смуте. До сущности протёкших дней, До их причины, До оснований, до корней, До сердцевины. Всё время, охватывая нить, Судеб, событий, Жить, думать, чувствовать, любить, Свершать открытия. Б.Л.Пастернак
«Верю – не верю» 1. Причастия могут быть действительными и страдательными. (ДА? НЕТ?) 2. Причастие, обозначающее признак того предмета, который сам совершает действие, называется страдательным. 3. –НН-, -ЕНН-(-ЁНН-), -Т- - это суффиксы страдательных причастий прошедшего времени. 4. Причастный оборот - это причастие + главное слово. 5. Причастный оборот в предложении всегда выделяется запятыми. 6. Причастие - особая форма глагола, которая обозначает признак по действию. 7. Страдательные причастия образуются с помощью суффикса –НН- от глаголов на –ать, -ять, -еть.
ДА: 1, 3, 6, 7 НЕТ: 2, 4, 5 ПРОВЕРЬ СЕБЯ!
РАБОТА ПО ОРФОГРАФИИ Тест: «Правописание причастий» 1. В словах какого ряда пишется Е? А) выкач_нный воздух, ставни затвор_ны Б) продемонстриров_нный , разгорож_нный В) сказ_нное , взлеле_нный Г) брош_нный , вывороч_нный 2. В словах какого ряда пишется А? А) узн_нный , заброш_нный Б) асфальтиров_нный , призн_нный В) прикле_нный , связ_нный Г) постриж_нный , выкач_нное колесо 3. В словах какого ряда пишется НН? А) застеклё .. ое окно, вяза.. ый бабушкой Б) тетради провере .. ы , украше .. ый стол В) покраше .. ый забор, история рассказа..а Г) портрет нарисова .., грибы собраны
Г 2)Б 3)А ПРОВЕРЬ СЕБЯ!
СИНТАКСИЧЕСКАЯ РАЗМИНКА Задание №1: начертите схему данного предложения, объясните знаки препинания Осе нн яя кладовка заполне нн ая стекля нн ыми банками карто нн ыми коробками сушё н ыми фруктами бездо нн ыми бочками с пчели н ым мёдом даёт ощущение необыкнове нн ого порядка и спокойствия. Задание №2: распределите слова с выделенными орфограммами в 5 столбиков в зависимости от написания, добавив по одному примеру. Н+Н АН ЯН ИН искл . ОНН ЕНН искл . ЕНН НН ЕН Н
ОРФОГРАФИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА Потушенные овощи Тушёные овощи Тушённые в духовке овощи ВНЕШНЕ СЛОВА ОДИНАКОВЫЕ, А ПИШУТСЯ ПО-РАЗНОМУ. ПОЧЕМУ?
Н И НН В СУФФИКСАХ СТРАДАТЕЛЬНЫХ ПРИЧАСТИЙ ПРОШЕДШЕГО ВРЕМЕНИ И ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ, ОБРАЗОВАННЫХ ОТ ГЛАГОЛОВ
Цели урока: Ознакомление с правилом написания –Н- и –НН- в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и прилагательных, образованных от глаголов. Формирование умения различать отглагольные прилагательные и причастия и правильно писать –Н- и –НН- в суффиксах.
РАБОТА В ГРУППАХ 1 группа Задание: определить вид выделенных слов, объясните написание н- нн . Кошеные травы, купленный товар, решенная задача, глаженая рубашка, брошенные скворечники, сказанное слово, моченые яблоки , рождённый младенец, стираное бельё 3 группа Задание: чем отличаются словосочетания первого столбика от словосочетаний второго столбика? Объясните написание н- нн . Тканый ковёр – тканный мастером ковёр Квашеная капуста – квашенная на зиму капуста Гружёные повозки – гружённые кирпичом повозки Варёный картофель – варённый в котелке картофель 2 группа Задание: разберите выделенные слова по составу. Сравните морфемный состав слов. Объясните написание н- нн . Кошеные травы – скошенные травы Мощёная улица – вымощенная улица Тканый ковёр – вытканный платок Резаный арбуз – изрезанный арбуз 4 группа Задание: выделите суффиксы, объясните написание н- нн . Утрамбованная дорога Замаскированный дом Фасованные сладости Концентрированный напиток Военизированная охрана Концентрированный сок - НН – - Н - - НН – - Н -
ОПОРНЫЙ КОНСПЕКТ Н НН 1. Образовано от глагола несовершенного вида ( топленый - что делать? топить) 1. Образовано от глагола совершенного вида ( брошенный - что сделать? бросить) 2 . Нет приставки (кроме НЕ, она роли не играет) 2. Есть приставка (растопленное масло) 3 . Нет зависимого слова (топленое масло) 3 . Есть зависимое слово (топленное на слабом огне масло) 4. Нет –ОВА-, -ЕВА-, -ИРОВА- 4 . Есть –ОВА-, -ЕВА-, -ИРОВА- (асфальтированный) Исключения: кованый, жёваный, смышлёный, незваный, названый, посажёный, невиданный, неслыханный, нежданный, негаданный, нечаянный, раненый, отчаянный, желанный, читанный, виденный.
07.01.2016
Задание: Составить с записанным словом простое предложение, осложнённое причастным оборотом. СЛОВАРНАЯ РАБОТА АЛГ О РИТМ [лат.] – последовательность проведения вычислительных операций для определения искомого результата, искомой величины. Последовательность действий для выполнения какой-либо задачи. порядок действий, правила, используемые в процессе какой-либо деятельности.
Приставка (кроме –не) Да (-нн-) нет - ова - - ева - Да (-нн-) нет Зависимое слово Да (-нн-) нет Сов. вид Несов. вид -нн- -н- Полное Краткое -н-
1) Ржа..ой хлеб, 2) фасова .. ые продукты, 3) вычище .. ый колодец, 4) купле.. ый в магазине,5) вяза.. ый шарф, 6) ягоды собра .. ы , 7) газирова .. ая вода, 8) гружё .. ые повозки, 9) варё.. ый в котелке, 10) неезже .. ые дороги, 11) усыпа .. ая тропинка, 12) кваше .. ая в бочке капуста, 13) неслыха .. ый успех, 14) купле.. ый карандаш, 15) льви .. ая грива, 16) ране.. ый в плечо . САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 н нн нн нн н н нн н нн н нн нн нн нн н нн КЛЮЧ
я приобрел… я научился… у меня получилось … я смог… я попробую… меня удивило… урок дал мне для жизни… мне захотелось… сегодня я узнал… было интересно… было трудно… я выполнял задания… я понял, что… теперь я могу… я почувствовал, что… РЕФЛЕКСИЯ
ДОМАШНЯЯ РАБОТА § 38, стр. 196-197. На выбор: Уровень А – упр. 449 Уровень С: творческая работа. Сочинение-миниатюра «За праздничным столом», «Я готовлю обед».
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ: 1. А.В.Кудинова. Правописание Н-НН в различных частях речи/ А.В.Кудинова. – М.: Издательство «Экзамен», 2010. 2. М.В.Федотова. Уроки русского языка в 7 классе: Кн. для учителя. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2000. 3.О.А.Фитнисова. Уроки русского языка в 6 классе по программе М.М.Разумовской. II полугодие/ сост. О.А.Фитнисова. – Волгоград: Учитель, 2007. 4. Ссылки сайтов: www . livelib . ru ; www . qwertyui 11. blogspot . com www . powerpt . ru www .1 september . ru www . gramota . ru
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Виктор Петрович Астафьев (1924 - 2001) Родился 1 мая 1924 года в селе Овсянка, недалеко от Красноярска, в семье Петра Павловича Астафьева.
. Его мать, Лидия Ильинична, погибла, когда сыну исполнилось семь лет. В школу В. Астафьев пошел с восьми лет. В первом классе учился в родном селе Овсянка.
В Игарке, куда переехал на заработки его отец, окончил начальную школу, а осенью 1936 года, когда надо было учиться в пятом классе, с ним случилась беда: остался он один. Учился кое-как и до марта беспризорничал, пока не попал в Игарский детский интернат.
В.П.Астафьеву исполняется 16 лет. Осенью с большими трудностями, так как шла война, он добирается до города и на станции Енисей поступает в ФЗУ. После его окончания он проработал на станции Базаиха 4 месяца и ушел добровольцем в армию. В 1945 году он демобилизовался вместе со своей будущей женой, Марией Семёновной Корякиной. Они переехали в родной город жены- Чусовой на Урале.
Тяжелые ранения лишили его одного глаза, плохо слушалась рука. Но однажды он попал на заседание литературного кружка при газете «Чусовой рабочий». После этого заседания он за одну ночь написал свой первый рассказ «Гражданский человек»(1951г.). Вскоре автор стал литературным работником газеты. Так быстро и круто изменилась жизнь В. П. Астафьева.
В качестве литературного сотрудника газеты он много разъезжает по краю, много видит. За четыре года работы в «Чусовом рабочем» В. Астафьев пишет более сотни корреспонденции, статей, очерков, свыше двух десятков рассказов. В 1959году он поступил на Высшие литературные курсы при Союзе писателей СССР. Его произведения привлекают внимание самого широкого читателя, они удостоены Государственных премий, переведены и изданы во многих странах.
Последнее время Виктор Петрович жил на родине, в селе Овсянка. Умер после тяжелой болезни 29 ноября 2001 года в г. Красноярске. Памятник В.П. Астафьеву
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Где раки зимуют Из кожи вон лезет Спит с открытыми глазами
Где раки зимуют - выражение угрозы Из кожи вон лезет – очень старается Спит с открытыми глазами – следит за кем-нибудь.
История одного фразеологизма
устойчивые словосочетания, близкие по лексическому значению одному слову. Фразеологизмы часто можно заменить одним словом, менее выразительным: рукой подать хоть пруд пруди спустя рукава на всех парусах Фразеологизмы -
Фразеоло́гия от греч. φράσις — «оборот речи» и λόγος — «учение»
Собери фразеологизмы Водить голову Втирать в переплет Заткнуть воду решетом Намылить вокруг пальца Носить за пояс Обвести очки Попасть за нос
Собери фразеологизмы Водить за нос Втирать очки Заткнуть за пояс Намылить голову Носить воду решетом Обвести вокруг пальца Попасть в переплет
На загадку дай отгадку Вешать нос Держать язык за зубами Набрать в рот воды Как грибы после дождя Как свои пять пальцев Как две капли воды Как с гуся вода
водить за нос
сесть в калошу
как из ведра
как курица лапой
Физминутка Игра «Аплодисменты» Отметьте хлопком фразеологический оборот
Фразеологизмы - синонимы Бить баклуши – Водить за нос – Зарубить на носу – С гулькин нос – Слова для справок: лодыря гонять, намотать на ус, обвести вокруг пальца, кот наплакал.
Фразеологизмы - антонимы Заварить кашу - Во весь дух - Душа в душу – Слова для справок: расхлебывать кашу, через час по чайной ложке, как кошка с собакой.
Работа с текстом На короткой ноге Встать с левой ноги Со всех ног Уносить ноги Ни ногой Ноги не будет
Готовимся к ЕГЭ В каком случае выражение является фразеологизмом? Черный муравей Белая ворона Белый заяц Рыжий лев
Готовимся к ЕГЭ 2. Какая пара фразеологизмов не является антонимами? Рукой подать, за тридевять земель Семи пядей во лбу, звезд с неба не хватает Капля в море, как с гуся вода Воспрянуть духом, повесить голову
Готовимся к ЕГЭ 3. Какой фразеологический оборот имеет значение «от скуки»? От случая к случаю От нечего делать От чистого сердца От корки до корки
Проверь себя 1 – 2) 2 – 3) 3 – 2) «5» - нет ошибок «4» - одна ошибка «3» - две ошибки
Домашнее задание На выбор: Подготовить сообщение «История одного фразеологизма» Или 2) Нарисовать фразеологизм на альбомном листе, составить с ним 3 предложения Или 3) Написать сочинение-миниатюру, включив в него 3-4 фразеологизма
Остров знакомств
Спать Взять себя Капля Принять Зарубить себе на носу в руки без задних ног в море За чистую монету
Сломя голову, сидеть сложа руки, втирать очки, во все лопатки, гонять лодыря, бить баклуши, водить за нос, вводить в заблуждение, со всех ног.
Втирать очки водить за нос вводить в заблуждение Сломя голову во все лопатки со всех ног Сидеть сложа руки гонять лодыря бить баклуши
Свистать всех наверх!
БУРЯ в стакане воды большое волнение по ничтожному поводу
СОБЕРИ ФРАЗЕОЛОГИЗМ
лясы кашу в пятки в рукавицах бить душа точить ежовых баклуши расхлебывать уходит
душа в пятки уходит в ежовых рукавицах лясы точить расхлебывать кашу бить баклуши
Бухта синонимов и антонимов
пальчики оближешь, развесить уши, потерять голову, попались на удочку, одним духом, морочить голову, слёзы в три ручья, ни в сказке сказать, ни пером описать Рыбацкая гавань
Кудыкины горы
Заповедник фразеологизмов
Пишет как лапой Делить шкуру неубитого На сердце скребут носа не подточит курица медведя кошки Комар
Загадочный закат Дружнее этих двух ребят На свете не найдёшь. О них обычно говорят: Водой не разольёшь. Мы исходили городок Буквально вдоль и поперёк И так устали мы в дороге, Что еле Волочили ноги. Товарищ твой просит украдкой Ответы списать из тетрадки. Не надо, ведь этим ты другу Окажешь Медвежью услугу. Фальшивят, путают слова, поют, Кто в лес, кто по дрова. Ребята слушать их не станут: От этой песни Уши вянут .
Будь смел и отважен, Прочти много книг, В большом море знаний Плыви, ученик. К заветной мечте и чудесной земле. В нагруженном знаниями корабле!