Предложена серия дидактических игр для развития мышления детей старшего дошкольного возраста
Мастер-класс на тему:
«Развитие мышления детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master_klass_po_didakticheskim_igram.docx | 30.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
Подсинский детский сад «Радуга»
Мастер-класс на тему:
«Развитие мышления детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр»
Подготовил: воспитатель Васильева Лилия Васильевна
2022 г.
Цель мастер-класса:
повышение профессионального умения педагогов – участников в процессе активного общения по освоению опыта работы педагога – мастера с дошкольниками по развитию логического мышления в познавательной деятельности.
Задачи мастер-класса:
- Познакомить педагогов с опытом работы по использованию дидактических игр с детьми дошкольного возраста;
- Обучить участников мастер-класса методам и приемам использования развивающих игр в педагогическом процессе;
- Развивать интерес к оригинальным образовательным технологиям, инициативу, желание применять на практике данные технологии;
- Вызвать желание к сотрудничеству, взаимопониманию.
Раздаточный материал: Дидактические игры «Кольца Луллия», «Поезд», «Четвертый лишний», «Закономерности», материал для создания игры: доска, шнурки, зацепки, листы бумаги, карандаши.
План проведения мастер-класса:
- Начало
- Вводная часть: Психолого - педагогическое обоснование темы
- Основная часть: Практическое занятие с участниками мастер-класса по использованию дидактических игр для развития логического мышления.
- Заключительный этап: Рефлексия для педагогов.
Учебно–методическое обеспечение. | |
1 | Популярное пособие для родителей и педагогов. И учеба, и игра: математика. Ярославль «Академия развития», 1997г. |
2. | 2. Васильева Н. Н. Развивающие игры для дошкольников. Ярославль, 1997г |
3. | Венгер Л. А., Венгер А. Л. Домашняя школа мышления М., 1984г. |
4. | 4. Гурьянова Ю. Математические игры и головоломки для детей 2-5 лет. М., 2008г. |
5. | 5. Ковалько В. И. Азбука физкультминуток для школьников. М., 2008г. |
6. | Копытов Н. Задачи на развитие логики. М., 1998г. |
7. | Немов Р. С. Психология. Книга 1. М., 2001г. |
Здравствуйте, уважаемые коллеги! Представляю вашему вниманию мастер – класс на тему «Развитие мышления детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр»
Дошкольный возраст – оптимальный период для развития творческих способностей. Многие ученые – дидакты в своих трудах утверждают, что развивая мышление детей, воспитывая творческую личность, научат детей самостоятельно решать свои маленькие проблемы.
Опираясь на Федеральные государственные образовательные стандарты, в нашем дошкольном учреждении возникла необходимость обновления и повышения качества образования, направленное на развитие творческого воображения и познавательных способностей детей. Обучение через творчество, через решение нестандартных задач ведет к выявлению талантов и развитию способности детей и их уверенность в своих силах.
Работая с детьми, я обратила внимание, что во время непосредственно образовательной деятельности дети отвлекаются, не могут сделать простейшие выводы, быстро устают, поэтому они плохо усваивают материал. Передо мной встала проблема, как сделать так, чтобы развить мышление в дидактической игре и при том, заставить детей самостоятельно мыслить, а так же доставить им радость от процесса познания, что бы им было это интересно, вместе с тем развивать мелкую моторику. В дошкольном возрасте интенсивно развивается структура и функции головного мозга ребенка, что расширяет его возможности. А именно со среднего возраста развивается образное мышление, активно развивается воображение, а внимание становится устойчивым. Это говорит о том, что с этого возраста необходимо целенаправленно развивать такие процессы как мышление, воображение, память, внимание и речь, чтобы развить предпосылки умственных способностей, заложенных в природе ребенка и получить должное развитие.
Цель и задачи.
Для того, чтобы раскрыть достижения результатов в дидактической игре, необходимо напомнить, что выделяют три вида мышления: предметно- действенное мышление, наглядно-образное мышление, словесно-логическое мышление
Я не преподношу детям готовые знания и не раскрываю перед ними истину, а учу её находить. Логически мыслить ребенок начинает тогда, когда видит противоречия, а педагог должен побуждать ребёнка находить противоречия и учить их разрешить. Для этого существует целая система игровых задач. (Игра с залом) Давайте поиграем? Например, возьмём задачу « Как можно перенести воду в решете?» Выслушиваем рассуждения коллег. Строим рассуждения следующим образом: Перенести воду в решете нельзя, т.к. она вытекает. Значит нужно изменить какой - то из объектов, или устранить отверстия в решете, или изменить состояние воды. А как можно изменить? А изменить состояние воды можно, заморозить её и превратить в лёд. Таким образом, мы учим детей видеть противоречия и находить пути решения.
Для того чтобы ребенок мог добиться поставленной цели в игре, он совершает мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстрагирование, конкретизация, классификация. Это игра ярко показывает, что существует такое понятие как мыслительная операция.
Схема достижения результата в дидактической игре. Предлагаю вашему вниманию схему достижения результата в дидактической игре: традиционную и инновационную.
Традиционная. По схеме видно, что ребенок достигает результата при помощи мыслительных операций. Эта схема проста.
А теперь рассмотрим инновационную схему. Здесь очень хорошо видно, что помимо мыслительных операций эффект усиливается при помощи мелкой моторики рук. В инновационной схеме прослеживается двойное воздействие на достижение результата. Всем известно, что развитие мелкой моторики рук ускоряет, улучшает мыслительные процессы и оказывает положительный эффект в достижении цели ребенком в игре.
Дополнив дидактическую игру элементами для развития мелкой моторики рук была создана новая форма игры, которая включает мыслительные операции и мелкую моторику рук, и тем самым оказывает двойное усиливающее воздействие на достижение цели в дидактической игре. По этой схеме были созданы дидактические игры, которые я предлагаю вашему вниманию.
Д/игра «Четвертый лишний»
Цель: развивать логическое мышление, умение классифицировать и обобщать, развивать связную речь, внимание, самоконтроль, мелкую моторику рук.
Помимо мыслительных операций, которые совершает ребенок при выполнении задания идет усиление воздействия при помощи мелкой моторики рук.
В данной игре используется бросовый материал, крышки с горлышками от бутылок. В этой игре необходимо найти лишнюю картинку, открутить от нее крышку и заменить ее на красную, выделив лишнюю картинку другим цветом крышки.
Д/игра «Закономерности»
Цель: развивать мышление, упражнять в установлении несложных закономерностей. Продолжать ряд рисунков, выбрав для этого подходящую фигуру, которая не нарушит данной закономерности, развивать мелкую моторику рук.
В этой игре ребенку необходимо внимательно проследить картинки и установить несложную закономерность. Выяснить, какая картинка отсутствует. Далее открутить крышку с необходимой картинкой и поместить на место недостающей. В этой игре так же идет усиление достижение результата при помощи мелкой моторики рук.
Таким образом, в предложенных вам играх, прослеживается инновационный подход к дидактической игре.
Практическое занятие с участниками мастер-класса по использованию дидактических игр для развития логического мышления
Чем раньше начать развивать у детей логическое и абстрактное мышление, фантазию, наблюдательность, внимание, тем лучше разовьются творческие способности ребенка. В этом нам поможет дидактическая игра «Кольца Луллия», в которой присутствуют элементы РТВ. Цели РТВ и моих дидактических игр совпадают в развитии системного мышления.
Цель: Развитие логического и творческого мышления, уточнение имеющихся знаний в определенных областях; развивать творческое воображение, речь, мелкую моторику рук.
Игры с «Кольцами Луллия» можно разделить на 3 типа:
1. ИГРЫ НА ПОДБОР ПАРЫ
В одном из окошек устанавливается картинка, пара к которой подбирается путем прокручивания второго кольца. В этих играх одной картинке 1-го кольца обязательно должна соответствовать одна картинка 2 – го кольца.
ИГРЫ: «Найди, где живет»
«Назови детеныша»
«С чьей ветки детки? »
«Крылья, ноги и клювы"
2 ИГРЫ С ЭЛЕМЕНТАМИ СЛУЧАЙНОСТИ В УСТАНОВКЕ КОЛЕЦ
В этих играх дети одновременно раскручивают оба кольца. Ответ ребенка зависит от того, какая комбинация выпадает в окошко. В таком варианте игр любая картинка 1 – го кольца сочетается с любой картинкой 2 – го кольца и наоборот.
3 ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ
Для этих игр подбираются кольца как для первого типа игр, но при этом раскручиваются оба кольца. Далее обсуждается несовместимая на первый взгляд комбинация. Например, совпали из взрослых животных зайчиха из детенышей лисята: «Как могло случиться, что зайчиха стала воспитывать лисят, как она будет о них заботиться, чему станет учить». Заранее сказать детям, что ситуации сказочные, нереальные, значит можно дать волю фантазии.
- А теперь вопрос к вам. Как можно усилить эффект достижения результата в этой игре с помощью мелкой моторики рук? (Ответы участников мастер-класса).
(Показ и объяснение данной игры)
Предлагаю Вашему вниманию еще одну игру «Поезд»
Цель: Развивать мышление сравнивать предметы и находить общий признак, развивать речь и мелкую моторику.
- Как эту, всем знакомую игру «Поезд» можно усилить с помощью мелкой моторики рук? (Высказывания, предположения) Показ и объяснение данной игры.
А сейчас вам предлагается создать дидактическую игру по инновационной схеме, используя доску, шнурки, зацепки от бутылок. Сформулируйте, название созданной игры и цель. (Создание игры участниками мастер-класса) (Слайд №13)
Конечно, можно создать дидактическую игру по инновационной схеме, взяв за основу любую традиционную дополнив ее элементами для развития мелкой моторики. Например: Д/игра «Что сначала, что потом», связывая шнурком последовательность событий , действий и т.д. Цель данной игры – развивать логическое мышление, умение последовательно выстраивать логическую цепочку, развивать мелкую моторику рук.
Если поменять подход к дидактическим играм, применяя инновационную схему, можно добиться в работе с детьми по развитию мышления больших результатов.
«Духовная жизнь ребенка полноценна, лишь тогда, когда, он живёт в мире игры, сказки, музыки, фантазии, творчества. Без этого он запущенный цветок». В.А. Сухомлинский
Я предлагаю оценить нашу работу сегодня, Перед вами яркая, солнечная полянка. Не хватает бабочек.
-Понравился мастер класс. Буду принимать в своей работе данный материал, прилетит на полянку бабочка красного цвета.
- Неплохо было. Но о том, буду ли я применять в своей работе данный материал, не знаю, пусть прилетят бабочки желтого цвета.
- Ничего не поняла по теме. Было скучно, тоскливо, прилетят бабочки синего цвета.
Спасибо за внимание!