ПМ 06 МДК 06.01 Выполнение работ по профессии Кассир

Чинарова Ирина Николаевна

Конспект лекций по модулю ПМ 06

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tema_1.1.doc116.5 КБ
Microsoft Office document icon tema_1.2.doc150.5 КБ
Microsoft Office document icon tema_1.3.doc121.5 КБ
Microsoft Office document icon tema_1.4.doc28.5 КБ
Microsoft Office document icon tema_1.5.doc35.5 КБ
Microsoft Office document icon tema_1.6.doc34.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема 1.1.

Общие (методологические) вопросы ведения кассовых операций

Основные правила ведения кассовых операций в РФ.

Обзор основных нормативных документов, регулирующих порядок ведения кассовых операций.

Практическая работа № 1

Работа с нормативными документами, регулирующими порядок ведения кассовых операций

Понятие кассы. Организация работы кассы как структурного подразделения и требования предъявляемые к ней. Требования к помещению кассы.  Оборудование помещения кассы.

Должностные обязанности кассира. Договор о полной материальной ответственности

Практическая работа № 2

Составление должностной инструкции кассира

Практическая работа № 3

Заполнение договора о материальной ответственности.

Лимит кассы. Порядок расчёта лимита кассы

Порядок хранения денег в кассе. Предельные размеры расчетов наличными

Практическая работа № 4

Определение лимита денежных средств.

Практическая работа № 5

Определение лимита денежных средств.

Практическая работа № 6

Расчет суммы приёма денежной наличности.

Практическая работа № 7

Расчет суммы выдачи денежной наличности.

 Ответственность за ведение кассовых операций и несоблюдение расчетно- кассовой дисциплины.


 «Основные правила ведения кассовых операций в РФ»

В процессе регулирования наличного денежного обращения ЦБ РФ осуществляет такую функцию, как определение порядка ведения кассовых операций.

К кассовым операциям относятся операции юридических лиц в процессе их деятельности по приему, хранению и выдаче наличных денежных средств РФ.

В целях ограничения налично-денежного обращения все юридические лица независимо от их организационно-правовой формы:

  • обязаны хранить свои денежные средства в учреждениях банков;
  • должны производить расчеты по своим обязательствам с другими организациями в безналичном порядке через учреждения банков;
  • могут иметь в своей кассе наличные деньги в пределах лимитов, установленных учреждениями банков по согласованию с руководителями организаций;
  • обязаны сдавать в банк всю денежную наличность сверх установленных лимитов остатка наличных денег в кассе в порядке и сроки, согласованные с учреждениями банков;
  • имеют право хранить в своих кассах наличные деньги сверх установленных лимитов только для оплаты труда, выплаты пособий по социальному страхованию, стипендий, пенсий и только на срок не свыше трех рабочих дней, включая день получения денег в банке.

В соответствии с ограничениями по осуществлению расчетов в наличной форме ЦБ РФ установил порядок ведения кассовых операций предприятиями, организациями, а также кредитными организациями на территории РФ.

Все наличные деньги, поступающие на предприятия, в организации и учреждения, а также наличные деньги, выдаваемые юридическими лицами, должны документально оформляться. Основными денежными документами в данном случае выступают приходный и расходный кассовые ордера, которые оформляются на основе первичных документов (договоров и т.п.).

В кассовой книге отражаются все операции по приему и расходованию денег по каждому операционному дню. Приходные и расходные ордера, а также чеки на получение денег в кредитных организациях подписывает получатель средств, которым выступает руководитель предприятия, учреждения, организации или специально уполномоченное им лицо.

У юридических лиц наличные деньги могут храниться лишь в пределах лимита, который устанавливает банк, обслуживающий данное юридическое лицо. По окончании рабочего дня сверхлимитные суммы наличных денег должны сдаваться в банк. В кассе предприятия, учреждения или организации может оставаться в пределах лимита лишь такая сумма денег, которая необходима для осуществления на следующий день неотложных небольших платежей. Исключения из этого правила специально оговариваются в соответствующих нормативных актах Правительства РФ или Банка России.

В целях сохранности средств помещения кассы должны быть соответствующим образом оборудованы.

Ответственность за соблюдение правил ведения кассовых операций возлагается на руководителей предприятий, главных (старших) бухгалтеров, руководителей финансовых служб и кассиров.

Банки обязаны систематически проверять соблюдение предприятиями действующего порядка ведения кассовых операций и в случае выявления нарушений принимать необходимые меры к их устранению.

Особый порядок ведения кассовых операций предусмотрен для юридических лиц, принимающих наличные деньги от населения за продаваемые товары, оказанные услуги и выполненные работы, что позволяет осуществлять финансовый контроль за законностью проводимых операций, а также за полнотой и своевременностью уплаты налогов хозяйствующими субъектами.

Федеральный закон от 22 мая 2003 г. № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» установил, что денежные расчеты с населением по торговым операциям или оказанию услуг производятся всеми предприятиями (в том числе физическими лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в случае осуществления ими торговых операций или оказания услуг), организациями, учреждениями, их филиалами и другим              и обособленными подразделениями с обязательным применением контрольно-кассовой техники.

Перечисленные юридические лица, в том числе и индивидуальные предприниматели, обязаны иметь зарегистрированную контрольно-кассовую технику в исправном состоянии, выдавать покупателю (клиенту) вместе с покупкой (после оказания услуги) отпечатанный техникой чек, подтверждающий исполнение обязательства по договору купли-продажи, и обеспечивать беспрепятственный доступ к этим машинам сотрудников налоговых органов.

Организации и индивидуальные предприниматели в соответствии с порядком, определяемым Правительством Российской Федерации, могут осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники в случае оказания услуг населению при условии выдачи ими соответствующих бланков строгой отчетности.


 Обзор основных нормативных документов, регулирующих порядок ведения кассовых операций

Нормативная база:

1.Указание Банка России от 11.03.2014 N 3210-У "О порядке ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенном порядке ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства" (Зарегистрировано в Минюсте России 23.05.2014 N 32404

2. Положение о порядке ведения кассовых операций и правилах хранения, перевозки и инкассации банкнот и монеты Банка России в кредитных организациях на территории Российской Федерации утверждено ЦБ РФ 24 апреля 2008 г. N 318-П (в ред. Указаний Банка России от 27.02.2010 N 2405-У, от 13.05.2011 N 2632-У, от 07.02.2012 N 2783-У)

3. Постановление Госкомстата РФ от 18.08.1998 N 88 (ред. от 03.05.2000) "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету кассовых операций, по учету результатов инвентаризации"

 

 

ИЗВЛЕЧЕНИЕ

ИЗ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 06.12.2011

N 402-ФЗ "О БУХГАЛТЕРСКОМ УЧЕТЕ":

 

1. Каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом. Не допускается принятие к бухгалтерскому учету документов, которыми оформляются не имевшие места факты хозяйственной жизни, в том числе лежащие в основе мнимых и притворных сделок.

(в ред. Федерального закона от 21.12.2013 N 357-ФЗ)

2. Обязательными реквизитами первичного учетного документа являются:

1) наименование документа;

2) дата составления документа;

3) наименование экономического субъекта, составившего документ;

4) содержание факта хозяйственной жизни;

5) величина натурального и (или) денежного измерения факта хозяйственной жизни с указанием единиц измерения;

6) наименование должности лица (лиц), совершившего (совершивших) сделку, операцию и ответственного (ответственных) за ее оформление, либо наименование должности лица (лиц), ответственного (ответственных) за оформление свершившегося события;

(в ред. Федерального закона от 21.12.2013 N 357-ФЗ)

7) подписи лиц, предусмотренных пунктом 6 настоящей части, с указанием их фамилий и инициалов либо иных реквизитов, необходимых для идентификации этих лиц.

3. Первичный учетный документ должен быть составлен при совершении факта хозяйственной жизни, а если это не представляется возможным - непосредственно после его окончания. Лицо, ответственное за оформление факта хозяйственной жизни, обеспечивает своевременную передачу первичных учетных документов для регистрации содержащихся в них данных в регистрах бухгалтерского учета, а также достоверность этих данных. Лицо, на которое возложено ведение бухгалтерского учета, и лицо, с которым заключен договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета, не несут ответственность за соответствие составленных другими лицами первичных учетных документов свершившимся фактам хозяйственной жизни.

(в ред. Федерального закона от 21.12.2013 N 357-ФЗ)

4. Формы первичных учетных документов определяет руководитель экономического субъекта по представлению должностного лица, на которое возложено ведение бухгалтерского учета. Формы первичных учетных документов для организаций государственного сектора устанавливаются в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.

(в ред. Федерального закона от 21.12.2013 N 357-ФЗ)

5. Первичный учетный документ составляется на бумажном носителе и (или) в виде электронного документа, подписанного электронной подписью.

6. В случае, если законодательством Российской Федерации или договором предусмотрено представление первичного учетного документа другому лицу или в государственный орган на бумажном носителе, экономический субъект обязан по требованию другого лица или государственного органа за свой счет изготавливать на бумажном носителе копии первичного учетного документа, составленного в виде электронного документа.

7. В первичном учетном документе допускаются исправления, если иное не установлено федеральными законами или нормативными правовыми актами органов государственного регулирования бухгалтерского учета.

8. В случае если в соответствии с законодательством Российской Федерации первичные учетные документы, в том числе в виде электронного документа, изымаются, копии изъятых документов, изготовленные в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, включаются в документы бухгалтерского учета.


Организация работы кассы как структурного подразделения и требования предъявляемые к ней

1. Понятие кассы. Организация работы кассы как структурного подразделения

Касса (итал. cassa — ящик) —подразделение предприятия, осуществляющее операции с наличными деньгами; а также помещение, где расположено такое подразделение.

Хранение в кассе наличных денег и других ценностей, не принадлежащих данному предприятию, запрещается.

Перед открытием помещения кассы кассир обязан проверить сохранность замков, дверей, оконных решеток и печатей. В случае повреждений, снятия печатей и других поломок кассир обязан немедленно сообщить об этом руководителю предприятия, который ставит в известность ОВД. После получения разрешения ОВД руководитель предприятия и кассир могут войти в кассу и провести проверку денежных и других средств, хранящихся в кассе. Проверка оформляется актом, который составляется в 4 экземплярах (по 1 экземпляру получают страховая компания, вышестоящая организация, ОВД и само предприятие).

Вопросы организации кассы, учета наличных денежных средств в кассе предприятия регламентируются Инструкцией Центрального Банка РФ “Порядок ведения кассовых операций в РФ” № 18 от 4 октября 1993 года. В соответствии с этой инструкцией все предприятия вне зависимости от организационно–правовой формы должны хранить свободные денежные средства в учреждениях банков. Для учета расчетов наличными деньгами предприятие должно иметь кассу. При этом нужно отметить, что количество наличных денег в кассе предприятия ограничивается установленными лимитами банков (зависит от размеров предприятия и др.),

Предприятие обязано обеспечивать сохранность денег как в помещении кассы, так и при транспортировке. Если по вине руководителя предприятия не были созданы необходимые условия безопасности, то ответственность лежит на руководителе.

Предприятие должно иметь одну кассу, но если предприятие имеет большое количество подразделений, находящихся на различных территориях, то в тех предприятиях должны быть оборудованы кассы-филиалы, и в их функции входит выдача зарплаты и других выплат работникам предприятия. Кассы–филиалы получают деньги из главной кассы предприятия.

Наличные денежные средства на предприятии должны храниться в несгораемых шкафах, сейфах. Материальную ответственность за сохранность наличных денежных средств в кассе несет кассир.

  1. Требования к помещению и  оборудованию кассы.  

Помещение кассы должно:

– быть изолировано от других помещений;

– располагаться на промежуточных этажах многоэтажных зданий. В двухэтажных зданиях кассы размещаются на верхних этажах, в одноэтажных окна кассового помещения оборудуются внутренними ставнями;

– иметь капитальные стены, прочные перекрытия пола и потолка, надежные внутренние стены и перегородки;

– закрываться на две двери: внешнюю, открывающуюся наружу, и внутреннюю, изготовленную в виде стальной решетки, открывающейся в сторону внутреннего расположения кассы;

– оборудоваться специальным окошком для выдачи денег;

– иметь сейф (металлический шкаф) для хранения денег и ценностей, прочно прикрепленный к конструкциям пола и стены стальными ершами;

– располагать исправным огнетушителем.

Во втором разделе данных Требований указаны параметры стен, перекрытий и перегородок, которые должны быть в помещении касс. Также в данном разделе подробно изложены требования к окнам, дверям, решеткам, замкам, запирающимся устройствам, вентиляционным шахтам, коробам и дымоходам.

В третьем разделе Требований определено, что один из основных факторов, определяющих уровень надежности охраны помещения кассы, оборудованного техническими средствами, – структура комплекса охранной сигнализации.

На рабочих местах кассиров необходимо установить кнопки тревожной сигнализации, которые предназначены для передачи сигнала тревоги в дежурную часть органов внутренних дел или на пульт охраны, находящийся в самой организации.

Двери в кассу во время совершения операций с наличными деньгами должны быть заперты с внутренней стороны.


 Должностные обязанности кассира. Договор о полной материальной ответственности

1. Кассир – должностное лицо, непосредственно выполняющее кассовые операции. При назначении кассира на работу руководитель предприятия знакомит кассира с правилами ведения кассовых операций и заключает с ним договор о полной индивидуальной материальной ответственности за сохранность денег в кассе. Кассир несет ответственность за всякий ущерб, причиненный предприятию, как в результате умышленных действий, так и из-за неосторожности. Кассиру запрещается передавать выполнение своих обязанностей другим лицам. В случае болезни и других случаев, когда кассир не может выполнять свои обязанности, исполнение обязанностей кассира по письменному распоряжению руководителя возлагается на другого работника. Бухгалтера и другие работники, которые пользуются правом подписи финансовых документов, не могут исполнять обязанности кассира.

Кассир должен знать: 

- нормативные правовые акты, положения, инструкции, другие руководящие материалы и документы по ведению кассовых операций; 

- правила приема, выдачи, учета и хранения денежных средств и ценных бумаг;

- формы кассовых и банковских документов; 

- порядок оформления приходных и расходных документов; 

- лимиты остатков кассовой наличности, установленной для предприятия, правила обеспечения их сохранности; 

- порядок ведения кассовой книги, составления кассовой отчетности; 

- основы организации труда; 

- правила эксплуатации вычислительной техники; 

- основы законодательства о труде; 

- правила внутреннего трудового распорядка; 

- правила и нормы охраны труда.

Должностные обязанности

Кассир:

  1. Осуществляет операции по приему, учету, выдаче и хранению денежных средств и ценных бумаг с обязательным соблюдением правил, обеспечивающих их сохранность.
  2. Получает по оформленным в соответствии с установленным порядком документам денежные средства и ценные бумаги в учреждениях банка для выплаты рабочим и служащим заработной платы, премий, оплаты командировочных и других расходов.
  3. Ведет на основе приходных и расходных документов кассовую книгу, сверяет фактическое наличие денежных сумм и ценных бумаг с книжным остатком.
  4. Составляет описи ветхих купюр, а также соответствующие документы для их передачи в учреждения банка с целью замены на новые.
  5. Передает в соответствии с установленным порядком денежные средства в сейф Общества (инкассаторам).
  6. Составляет кассовую отчетность.

2.В соответствии со ст. 242 ТК РФ полная материальная ответственность работника состоит в его обязанности возместить причиненный ущерб в полном размере. Материальная ответственность в полном размере причиненного ущерба может возлагаться на работника лишь в случаях, предусмотренных ТК РФ или иными федеральными законами. Кодексом предусмотрен ряд оснований для полной материальной ответственности работника, которые можно разделить на две категории: договорные и происходящие из императивных норм ТК РФ или других законов, т.е. подлежащих применению независимо от того, предусмотрена договором полная материальная ответственность или нет.
Для кассира заключается договор о полной материальной ответственности, .т.е имеют место быть договорные отношения по поводу возмещения ущерба. Для возникновения обязанности полностью компенсировать ущерб, понесенный организацией, обычно не требуется установления той или иной формы вины работника, достаточно установления факта, что произошедшее предусмотрено условиями договора.

Требования к договору о полной индивидуальной материальной ответственности определены в ст. 244 ТК РФ:

- заключается в письменной форме;

- заключается с работниками не моложе 18 лет;

- работник, занимает должность или выполняет работы, непосредственно связанные с обслуживанием или использованием денежных, товарных ценностей или другого имущества (при этом стоит обратить внимание: данный договор не может заключаться с уборщицами, сторожами и бухгалтерами складов, которым материальные ценности непосредственно не вверяются);

- перечень таких должностей и работ, а также типовой договор, предусматривающий индивидуальную материальную ответственность, утверждаются в порядке, определяемом Правительством РФ.


Тема урока:  «Порядок хранения денег в кассе»

В конце каждого календарного года юридические лица самостоятельно рассчитывают лимит кассы. Эта обязанность возложена на них положением Центробанка РФ от 11.04.14 № 3210-У 

Лимитом остатка кассы называют максимально допустимую сумму наличных денег, которая может храниться в кассе на конец рабочего дня. То есть это так называемый переходящий остаток.

Если лимит не установлен, считается, что он равен нулю. В этом случае организация не имеет права хранить деньги в кассе на конец дня. Если же лимит, который будет установлен, окажется заниженным относительно потребностей организации, придется периодически думать о том, куда вечером деть деньги, если банк уже закрыт.

Дело в том, что хранение денег в кассе сверх лимита является нарушением, за которое могут привлечь к административной ответственности. Штраф для юрлиц составляет от 40 000 до 50 000 руб., для предпринимателей и должностных лиц организаций — от 4000 до 5000 руб. (ст. 15.1 КоАП РФ).

Однако в некоторых случаях в кассе разрешается оставлять деньги сверх установленного лимита. Так, накопление наличных денег в сумме, превышающей лимит, допускается в дни выдачи заработной платы, стипендий, а также выплат социального характера и некоторых других выплат физическим лицам. Также хранить «лишние» деньги можно в выходные дни и нерабочие праздники, если фирма ведет деятельность в это время, а отделение банка соответственно не работает.

Сроки установления лимита

Если в приказе установлен срок действия лимита и он еще не истек, то период действия приказа можно просто продлить. Для этого оформляется приказ о продлении срока действия старого лимита. Либо можно составить аналогичный новый документ, где указать текущий период — 2015 год. Если в приказе срок действия лимита не указан, это означает, что организация вправе применять установленные показатели как в 2015 году, так и далее, бессрочно. При этом никакой новый приказ готовить не нужно. Потому как обязанности ежегодно переустанавливать лимит нет.

Расчет лимита кассы

Для расчета лимита остатка в кассе на 2015 год можно пользоваться одной из двух формул.

Вариант 1. Расчет исходя из объема поступлений в кассу наличных денег за проданные товары (работы, услуги).

Формула выглядит так:

Лимит остатка наличных денег в рублях при наличии кассовой выручки

=

Объем поступлений наличных за реализованные товары (работы, услуги) за расчетный период в рублях

:

Расчетный период, за который учитывается объем наличных поступлений, в рабочих днях

×

Период времени между днями сдачи наличных денег в банк

Вариант 2. Расчет исходя из выдач наличных денег из кассы. Данный вариант будет единственным, если постоянных наличных поступлений нет, однако при этом наличные используются, например, для расчетов со своими поставщиками.

Формула выглядит так:

Лимит остатка наличных денег в рублях, рассчитанный исходя из объема выдач денег из кассы

=

Объем выданных наличных денег за расчетный период в рублях

:

Расчетный период, за который учитывается объем наличных выдач, в рабочих днях

×

Период времени между получением наличных денег в банке в рабочих днях


Ответственность за ведение кассовых операций и несоблюдение расчетно-кассовой дисциплины

Рассмотрим меры ответственности, которые предусмотрены за несоблюдение условий работы с денежной наличностью, а также порядка ведения кассовых операций на территории Российской Федерации в законодательных и нормативных документах.

Административная ответственность

В статье 15.1 КоАП РФ прямо указано: нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, выразившееся в осуществлении расчетов наличными деньгами с другими организациями сверх установленных размеров, неоприходовании (неполном оприходовании) в кассу денежной наличности, несоблюдении порядка хранения свободных денежных средств, а равно в накоплении в кассе наличных денег сверх установленных лимитов, влечет за собой наложение административного штрафа:

- на должностных лиц в размере от 4000 до 5000 руб.;

- на юридических лиц – от 40 000 до 50 000 руб.

Неоприходование или неполное оприходование в кассу наличных денег является искажением данных бухгалтерского и налогового учета, а также отчетности.  Указанное нарушение подпадает под действие статьи 15.11 КоАП РФ «Грубое нарушение правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности». За это правонарушение предусмотрено наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 2000 до 3000 руб.

Согласно примечанию к статье 15.11 КоАП РФ, под грубым нарушением правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности понимается:

- искажение сумм начисленных налогов и сборов не менее чем на 10%;

- искажение любой статьи (строки) формы бухгалтерской отчетности не менее чем на 10%.

Материальная ответственность

Материальная ответственность работника заключается в возмещении работодателю вреда, причиненного действиями (или бездействием) работника. Согласно части 1 статьи 238 ТК РФ, работник обязан возместить работодателю причиненный ему прямой действительный ущерб.

В части 2 данной статьи определено, что под прямым действительным ущербом понимается реальное уменьшение наличного имущества работодателя или ухудшение состояния указанного имущества (в том числе имущества третьих лиц, находящегося у работодателя, если последний несет ответственность за сохранность этого имущества), а также необходимость для работодателя произвести затраты либо излишние выплаты на приобретение, восстановление имущества либо на возмещение ущерба, причиненного работником третьим лицам.

Для привлечения работника к материальной ответственности необходимо соблюдение условий, предусмотренных статьей 233 ТК РФ:

- наличие прямого действительного ущерба, подтвержденного соответствующими документами;

- вина работника в причинении работодателю такого ущерба. Под виной понимаются умысел или неосторожность в действиях работника, которые привели к возникновению ущерба у работодателя. Умысел состоит в том, что работник знал (предполагал) о возникновении у работодателя прямого действительного ущерба от его действий;

- совершение работником неправомерных действий (или бездействия), то есть нарушающих нормы законодательства;

- наличие причинной связи между действиями работника и возникшим у работодателя прямым действительным ущербом.

Работодатель имеет право обратиться в суд по спорам о возмещении работником ущерба, причиненного работодателю, в течение одного года со дня обнаружения причиненного ущерба (ч. 2 ст. 392 ТК РФ). Однако работодатель и работник могут заключить соглашение о возмещении ущерба с рассрочкой платежа на срок более одного года, поскольку продолжительность такого соглашения законом не ограничена.



Предварительный просмотр:

«Документирование поступления в кассу и выбытия наличных денег из кассы: ПКО и РКО»

  1. Понятие денежных документов, их виды 

Денежные документы - документы, имеющие стоимостную оценку, приобретенные организацией и хранящиеся в его кассе. 

К денежным документам НЕ относятся:

  • документы на нематериальные активы
  • ценные бумаги
  • бланки строгой отчетности
  • выкупленные у акционеров акции

Денежные документы учитываются в сумме фактических затрат на их приобретение. Приобретение денежных документов может осуществляться за наличный и безналичный расчет. 

Оприходованные в кассе денежные документы (путем оформления приходного кассового ордера) выдаются подотчетным лицам для использования или реализуются сотрудникам организации по льготным ценам (выбытие оформляется расходным кассовым ордером). 

В кассовой книге движение денежных документов отражается обособленно. Ежемесячно кассир сдает отчет о движении денежных документов. 

  1. Документирование поступления в кассу и выбытия наличных денег из кассы: ПКО и РКО

        Наличные деньги поступают в кассу организации:

  • с банковских счетов организации
  • от покупателей (выручка от продаж)
  • от подотчетных лиц (возврат неиспользованных сумм)
  • в оплату за денежные документы
  • от сотрудников организации (возврат займов, возмещение ущерба)
  • от учредителей (внесение уставного капитала) и т.д.

Операции по поступлению денежных средств в кассу оформляются унифицированным первичным документом - Приходным кассовым ордером (форма КО-1). Бухгалтер выписывает (оформляет на компьютере) 1 экземпляр приходного кассового ордера. Отрывную часть (квитанцию) необходимо заверить печатью и выдать лицу, внесшему деньги в кассу.

Деньги, которые поступают в кассу как выручка за товары, работы, услуги нужно оформлять с применением кассового аппарата, т.е. помимо квитанции к приходному ордеру покупателю должен быть выдан кассовый чек. Если в течение дня таких операций совершается несколько (например, работа магазина), то покупатель получает только чек, а в конце дня на сумму общей выручки оформляется один приходный ордер.

Выписанный приходный ордер регистрируется в Журнале регистрации приходных и расходных кассовых документов (форма КО-3), и подшивается к отчету кассира (отрывной лист Кассовой книги).

Одним из основных направлений выбытия денежных средств является их зачисление на расчетный счет.

Денежные средства сдаются в банк кассирами организаций или через инкассаторов. Денежные средства, выданные кассиру для сдачи в банк, оформляют расходным кассовым ордером. В банке оформляется объявление на взнос наличными. 

  1. Порядок заполнения ПКО и РКО, требования к заполнению.

Порядок заполнения ПКО

В заголовке ПКО указывают названия организации и структурного подразделения (при его наличии). Если структурное подразделение отсутствует, строка не заполняется.

«Коды» выбираются из справки Госкомстата.

«Номер документа» указывается в соответствии с журналом регистрации приходных и расходных кассовых документов. Кассовые документы нумеруются по порядку с начала календарного года.

«Дата составления» оформляется арабскими цифрами в следующей последовательности: день месяца, месяц, год. Например, дату 1 января 2010 г. следует записывать так: 01.01.2010.

Записи в графах "Дебет" и "Кредит" делает бухгалтер, который будет обрабатывать первичный документ.

В графе "Сумма, руб. коп." сотрудник, заполняющий документ, указывает денежную сумму (цифрами), получаемую в кассу организации.

В графе "Код целевого назначения" записывается код назначения использования поступивших средств. Эта графа используется, если организация применяет соответствующую систему кодирования.

"Принято от ________": если деньги принимаются от работника организации (в которой составлен приходный кассовый ордер), то в этой строке указываются фамилия, имя и отчество этого работника в родительном падеже; если деньги принимаются от работника сторонней организации, то в этой строке пишем "Принято от "наименование организации" через "Фамилия, имя, отчество"".

В строке "Основание" указывается источник поступления наличных денег,

В строке "Сумма" записывают сумму денежных средств, которые поступают в кассу. При этом рубли указывают прописью с заглавной буквы и с начала строки, а копейки - цифрами.

В строке "Приложение" перечисляются прилагаемые первичные и другие документы. Квитанция к приходному кассовому ордеру заполняется аналогично самому ордеру.

При получении расходного кассового ордера кассир проверяет:

  1. наличие подписи главного бухгалтера или бухгалтера (при их отсутствии – наличие подписи руководителя) и ее соответствие образцу, соответствие сумм наличных денег, проставленных цифрами, суммам, проставленным прописью.
  2. наличие подтверждающих документов, перечисленных в расходном кассовом ордере.

Кассир выдает наличные деньги только после проведения идентификации получателя наличных денег по предъявленному им паспорту или другому документу, удостоверяющему личность, либо по предъявленным получателем наличных денег доверенности и документу, удостоверяющему личность.

Выдача наличных денег осуществляется кассиром непосредственно получателю наличных денег, указанному в расходном кассовом ордере (расчетно-платежной ведомости, платежной ведомости) или в доверенности.

После выдачи наличных денег по расходному кассовому ордеру кассир подписывает его.


 Тема урока:  «Правила ведения кассовой книги, требования к ее ведению»

1. Общие правила заполнения кассовой книги

Кассовая книга должна быть заведена в обязательном порядке для индивидуального предпринимателя в следующих случаях:

  1. если бизнесмен получает денежные средства, поступающие от клиентов, проводит расходование для собственных нужд, для осуществления предпринимательской деятельности, куда входит наличие собственного банковского счета;
  2. если предприниматель пользуется только безналичными расчетами с клиентами, поставщиками, при этом собственные расходы оплачиваются наличными;
  3. если бизнесмен снимает и вносит денежные средства наличными со своего банковского счета, при этом финансовые средства не являются частью дохода от осуществления предпринимательской деятельности.

Кассовая книга – это документ, где отображаются все расходные и доходные операции наличных денежных средств предпринимателя.

В таком документе обязательно должна содержаться информация обо всех зачислениях от поставщиков, клиентов, о выдаваемых денежных средствах бизнесменом подрядчикам, кредиторам и так далее.

Конфигурация кассовой книги имеет унифицированный характер, что существенно облегчает ее заполнение.

Однако необходимо соблюдать следующие требования по ее оформлению:

  1. титульный лист обязан содержать полные реквизиты бизнесмена, фирмы, предприятия;
  2. бланк книги имеет свой срок использования, который равен одному календарному году. Запрещается ведение одной книги в течение нескольких лет;
  3. все страницы необходимо нумеровать и прошивать, на последней странице должно быть их количество.

Каждый лист в кассовой книге делится на две части. В первой части содержится сама кассовая книга, во второй находится отчет кассира.

Если должность кассира в фирме отсутствует, то предприниматель самостоятельно заполняет обе части.

2. Порядок ведения кассовой книги в электронном виде

Порядок ведения этого документа одинаков для юридических и физических лиц.

Книга может вестись в электронном формате и в бумажном виде. Электронный формат предусматривает использование различных программных продуктов, которые автоматизируют весь бухгалтерский учет на предприятии.

При ведении кассовой книги электронным способом, кассиру необходимо в начале каждого последующего рабочего дня приготовить два одинаковых листа, содержащие «Вкладной лист кассовой книги» и «Отчет кассира» соответственно.

В них должны быть указаны:

  • все нужные реквизиты,
  • содержать нумерацию по возрастанию, с начала календарного года,
  • последний вкладной лист месяца и года должен содержать общее количество листов за прошедший месяц либо год.

Хранение вкладных листов в кассе должно быть равно одному году.

В бухгалтерию передается отчет кассира, содержащий все расходные и приходные кассовые ордера.

По мере необходимости вкладные листы прошиваются, подвергаются опечатыванию. Такую процедуру делают в конце года в обязательном порядке.

Руководитель и главный бухгалтер заверяют кассовую книгу, указывают общее количество листов.

3. Порядок ведения кассовой книги в бумажном виде

В ручном способе ведения кассовой книги документ заводится на определенный промежуток времени, исходя из числа операций.

Нумерация листов в книге происходит перед ее использованием.

Руководитель и главный бухгалтер, как и в электронном способе, заверяют ее и указывают общее количество листов на самой последней странице.

Затем кассовая книга подвергается прошивке и опечатыванию посредством мастичной или сургучной печати.

Самостоятельно произвести оформление кассовой книги фирмы не является особо сложным делом, однако для осуществления такого процесса требуются дополнительные документы.

Этими документами являются:

  • приходно-кассовый ордер, посредством которого осуществляется поступление денежных средств в кассу предпринимателя,
  • расходно-кассовый ордер, с помощью которого выдаются денежные средства из кассы.

Их формы, также утверждены и имеют свои особенности эксплуатации в обязательном порядке физическими и юридическими лицами.

Заполняя графы в кассовой книге, нужно опираться на данные ордера, которые необходимо прикреплять ко второй части кассового документа, то есть к отчету кассира.

Обязательный характер носит заполнение графы «остаток на конец дня», где суммируются все финансовые средства в кассе, взятые по данным приходно-кассовых ордеров.

Если за день не произошло поступлений наличных денег в кассу, либо не было произведено операций по выдаче средств из кассы, надобность заполнять журнал за день отпадает.


 «Книга учета принятых и выданных кассиром денег, порядок ее ведения»

На больших предприятиях и организациях, где есть подразделения на отделы, обслуживаемые главными кассами, ведутся книги учета кассира по форме КО-5.

Книга учета принятых и выданных кассиром денежных средств КО-5 отражает сведения о денежных суммах, выданных главным кассиром кассирам подразделений под отчет. Также в ней указываются сопроводительные документы возврата денег в центральную кассу и учет этого возврата.

Деньги из центральной кассы выдаются в начале смены или дня кассирам отделов организации. Данная операция имеет отражение в книге учета формы КО-5. А в конце смены в ней ставится отметка о произведенном возвращении средств, не использованных за день. Так же заносятся номера расходных и приходных ордеров.


Заполнение книги учета кассира

В самом верху бланка заполняются данные о предприятии – наименование, код по ОКПО, наименование подразделения ( если на предприятии они имеются). Указываются Ф.И.О. лица ответственного за ведение книги. Книга учета по форме КО-5 заводится на один рабочий год, поэтому на титульном листе проставляется текущий год.

В бланке формы КО-5 заполняется сама таблица по графам. В первой половине которой указываются сведения о выдаваемых наличных средствах:

1 – вписывается дата выдачи наличности.

2 – заносится цифрами остаток денег на начало смены в кассе.

3 – вносится запись числами и прописью о выданной наличности.

4 – в данной графе расписывается кассир, получивший деньги.

5 – вносятся цифрами суммы денег, которые были получены по приходным операциям.

Вторая часть таблицы бланка книги учета принятых и выданных кассиром денежных средств формы КО-5  содержит сведения о возврате наличных в кассу:

6 – записывается числами наличная сумма, которая была возвращена в кассу.

7 – делается запись цифрами денежные суммы, которые были оплачены документами.

8 – указывается запись прописью и цифрами итоговой суммы, полученной путем сложения данных 6,7 граф.

9 – делает подпись кассир, который принимает возврат наличности.

10 – делается запись числами остатка денег на конец смены.

Если на конец дня имеется остаток неиспользованных наличных, то их необходимо вернуть назад в главную кассу предприятия. Такое бывает в  тех случаях, когда деньги выдаются на какие либо нужды и указывается срок, в который кассир обязан отчитаться об их использовании. Пока данный срок не истек остаток по ведомости сдается в центральную кассу по всем правилам. Деньги сдаются в специальных опечатанных сумках старшему кассиру. Передача оформляется распиской, в которой указывается размер суммы.


 «Выдача денег по платежным и расчетно-платежным ведомостям. Документы по депонированию сумм»

1. Выдача денег по платежным и расчетно-платежным ведомостям

Платежная ведомость - это вид бухгалтерской документации, на основе которой выдается заработная плата работникам.

Имеет четко определенную структуру документа, может составляться на предприятие полностью, либо по подразделениям.

Источником информации для ее составления служат расчетные ведомости или индивидуальные листки расчета заработной платы. Для подтверждения факта получения заработной платы в ней имеется графа для подписи каждого из сотрудников.

Форма заполнения титульных листов таких ведомостей регламентирована, содержит определенный набор реквизитов, обязательных для такого рода документов.

В табличной части ведомости формируется список сотрудников, которым должна быть выдана заработная плата. Обычно таблица состоит из порядкового номера сотрудника, табельного номера, за которым он закреплен в организации, ФИО полностью и суммы, которая подлежит выплате. Еще одна графа таблицы оставлена для подписи сотрудника, которая удостоверяет получение зарплаты. Такая ведомость действительна в течение определенного времени, в случае неполучения каким-либо сотрудником заработной платы кассир должна прописать в соответствующей графе «депонировано» и закрыть ведомость. Дополнительно кассир может затребовать определенные документы, на основе которых будет выдавать денежные средства, например, паспорт или удостоверение сотрудника. Если они не были представлены, ставятся прочерки в соответствующей графе, но все графы ведомости должны быть заполнены, чтобы исключить факт подделки данных.

Расчетно-платежная ведомость применяются для расчета и выплаты заработной платы работникам организации.

На работников, получающих заработную плату с применением платежных карт, составляется только расчетная ведомость, а расчетно-платежная и платежная ведомости не составляются. Ведомости составляются в одном экземпляре в бухгалтерии. Расчетно-платежная ведомость является документом первичной учетной документации по труду и его оплате. Предназначена для расчета и выплаты заработной платы работникам организации. Имеет унифицированную форму № Т-49. Компания вправе самостоятельно выбрать, какую именно форму ведомости ей применять: расчетно-платежную ведомость (форма № Т-49), платежную ведомость (форма № Т-53), расчетную ведомость (форма № Т-51).

  1. Выдача денег по доверенности

Доверенность на получение денежных средств – это документ, который выдается физическим лицом либо организацией и содержит в себе предоставление права на получение денег от имени доверителя (того, кто выдает доверенность).

Форма доверенности на получение денег – произвольная. Бланк доверенности на получение денежных средств подобен доверенности на получение заработной платы и содержит следующую информацию:

  • наименование документа;
  • место, дата составления;
  • данные доверителя (кто предоставляет права и обязанности): ФИО, паспортные данные физического лица / наименование организации, ФИО руководителя юридического лица;
  • полные данные доверенного лица (кому передаются права и обязанности): ФИО, паспортные данные физического лица / наименование организации, ФИО руководителя юридического лица;
  • само предоставление права;
  • подпись доверителя / печать организации.

Доверенность на получение денежных средств требует удостоверения. Заверить ее может нотариус, в некоторых случаях – другие организации.

3. Депонированные суммы. Реестр и книга депонированной зарплаты

В настоящее время, когда заработная плата в основном начисляется работникам на карты, понятие депонированной зарплаты встречается крайне редко.

Но для организаций, в которых выплаты производятся наличными через кассу, этот вопрос актуален до сих пор.

Депонированная зарплата – это определенная часть начисленной к выдаче суммы в качестве оплаты труда, которая была не получена в сроки установленные организацией для этих целей. Во избежание нарушения Положения Банка России о лимите денежных средств в кассе организации, сумму надо депонировать и передать на хранение в обслуживающий банк на расчетный счет предприятия.

Депонированная зарплата возникает в случае неполучения ее работником в течение 3-х дней после получения необходимых сумм из банка. Причины могут быть самые разнообразные: командировка, отпуск, больничный гибель работника и прочее.

Согласно абзацу 7 пункта 18 Порядка ведения кассовых операций суммы депонированной зарплаты нужно отразить в реестре. Этот документ составляет кассир.

Реестр. Унифицированной формы реестра нет, поэтому можно воспользоваться формой (код 0504047). В реестре указывают табельный номер работника, его фамилию, имя и отчество, а также депонированную сумму.

Реестр составляется после каждой выдачи зарплаты, если кто-то из работников ее не получил.

Книга учета депонентов. 

В книге приводят данные о депонированной зарплате за год. Для отметок о выдаче депонированных сумм предусмотрено 12 граф — по количеству месяцев. В каком месяце была произведена выплата депонированной зарплаты, в той графе и ставится отметка. Если к концу года в книге продолжают числиться невыданные суммы, эти сведения переносят в новую книгу.


 Ответы:

Задание 1.

Верно ли утверждение?

  1. Отчёт кассира составляется отдельно от кассовой книги – нет. 
  2. Книга учета принятых и выданных кассиром денежных средств КО-5 отражает сведения о денежных суммах, выданных главным кассиром кассирам подразделений под отчет - да
  3. Расчётно-платёжная ведомость не содержит сумм удержаний из заработной платы - нет
  4. Реестр депонированных сумм составляется после каждой выдачи зарплаты, если кто-то из работников ее не получил. - да
  5. Форма доверенности на получение денег – произвольная - да

Задание 2.

        Допишите недостающие слова:

Кассовая книга – это документ, где отображаются все расходные и доходные операции наличных денежных средств предпринимателя.

Депонированная зарплата – это определенная часть начисленной к выдаче суммы в качестве оплаты труда, которая была не получена в сроки установленные организацией для этих целей.

Доверенность на получение денежных средств – это документ, который выдается физическим лицом либо организацией и содержит в себе предоставление права на получение денег от имени доверителя (того, кто выдает доверенность).

Платежная ведомость - это вид бухгалтерской документации, на основе которой выдается заработная плата работникам.

Задание 3.

Соотнесите номер формы документа с его названием:

1-5

2-4

3-3

4-1

5-2


Тема урока:  «Документирование и порядок получения и сдачи наличных денег в банке»

1. Порядок открытия расчётного счёта

Юридические лица (ООО, ЗАО, ОАО) для открытия расчетного счета должны предоставить в банк следующий пакет обязательных документов:

  • учредительные документы;
  • свидетельство о регистрации юридического лица;
  • свидетельство о постановке на учет в налоговом органе;
  • карточку с образцами подписей и оттиском печати (форма № 0401026 по ОКУД);
  • документы, подтверждающие полномочия лиц, указанных в карточке, на распоряжение денежными средствами, находящимися на банковском счете (приказы о назначении, доверенности, протокол (решение) или выписка из него и т.п.), а также копии паспортов уполномоченных лиц;
  • заявление на открытие расчетного счета (форма № 0401025 по ОКУД). Бланк заявления предоставляется банком, поскольку унифицированной формы не существует.
  • анкета юридического лица. Как и в случае с заявлением форма анкеты разрабатывается каждым банком индивидуально.

Приведенный перечень является стандартным и минимально необходимым. В некоторых случаях, определенных внутренними положениями и инструкциями банка, от клиента могут быть также затребованы следующие документы:

  • выписка из Реестра акционеров общества (для акционерных обществ);
  • справка (информационное письмо) из органов статистики о присвоении кодов по общероссийским классификаторам;
  • банк также вправе запросить у организации лицензии (разрешения) (которые выданы ей для осуществления лицензируемой деятельности), но только в том случае, если данные лицензии имеют непосредственное отношение к правоспособности клиента заключать договор банковского счета соответствующего вида;
  • если расчетный счет для организации открывается доверенным лицом, необходимо предоставить соответствующую доверенность, на право осуществления им необходимых действий;
  • документ, подтверждающий нахождение органа управления по фактическому адресу (свидетельство о собственности, договор аренды, договор субаренды и т.п.).
  • прочие документы.

Расчетный счет считается открытым с момента внесения банком соответствующей записи в книгу регистрации открытых счетов.

2. Документирование и порядок получения наличных денег в банке.

Получение наличных денег в банке осуществляется по предъявляемому в банк чеку.

Форма денежного чека законодательно не установлена, поэтому каждый банк вправе сам разработать собственную форму, сохранив при этом обязательные реквизиты.

Чтобы получить чековую книжку организация должна подать соответствующее заявление в банк, который осуществляет расчетно-кассовое обслуживание ее расчетного счета. Обычно в чековой книжке содержится 25 или 50 страниц, каждая из которых состоит из двух частей: собственно чека, подлежащего сдаче в банк, и корешка, который остается в организации. Денежная чековая книжка хранится у главного бухгалтера под ключом, а корешки оплаченных и испорченных чеков (а также сами испорченные чеки) должны храниться чекодателем не менее трех лет.

Заполнение и ведение чековой книжки

Заполняется чек только от руки (шариковой ручкой или чернилами) и одним почерком (т.е. одним человеком).

Заполняя лицевую сторону следует избегать ошибок и помарок, поскольку в данном случае чек будет считаться недействительным. Испорченные бланки должны оставаться в чековой книжке, подклеиваться к корешку и погашаться надписью "Испорчен".

Наименование чекодателя, то есть владельца расчетного счета и чековой книжки, и номер его счета проставляются при получении книжки в банке от руки либо оттиском штампа организации одновременно на всех чеках.
В строке "Чек... на..." указывается сумма (цифрами), на которую он выписывается. При этом свободные места впереди и после суммы рублей должны быть прочеркнуты двумя линиями. 

Чек подписывают сотрудники организации-чекодателя, имеющие право первой и второй подписи, обязательно чернилами или шариковой ручкой.
Фамилии и подписи этих сотрудников должны быть зафиксированы в "Карточке с образцами подписей и оттиска печати".

В левом нижнем углу лицевой стороны чека ставится печать организации, оттиск которой также зафиксирован в карточке. Печать не должна заходить за границы предназначенного участка.

На оборотной стороне в таблице указываются цели расхода получаемых денежных средств (в виде соответствующих им символов), а также ставятся подписи сотрудников организации-чекодателя (имеющих на то право).  Далее следует подпись кассира (получателя средств) о получении на руки указанной в настоящем чеке суммы.

Корешок остается в чековой книжке, являясь подтверждением использования чека на определенную сумму. Лицевая сторона корешка заполняется при выдаче документа на руки кассиру организации.

Кассир предъявляет заполненный чек операционисту банка, который проверяет его достоверность (правильность оформления). Если замечаний по оформлению нет, операционист вырезает контрольную марку в правом верхнем углу и отдает ее получателю, а сам чек передает для оплаты в кассу банка.

Получатель денег предъявляет кассиру банка документ, удостоверяющий личность, отдает контрольную марку и называет общую сумму к получению.
Полученные в банке деньги приходуются в кассу организации 
приходным кассовым ордером (ПКО), после чего на оборотной стороне корешка чека проставляются номер и дата ПКО. Эта отметка подписывается главным бухгалтером.

3. Документирование и порядок сдачи наличных денег в банк.

Внесение наличных денег из кассы на собственный расчетный (текущий) счет в обслуживающий банк  организациями оформляется с помощью объявления на взнос наличных.

Объявление на взнос, заполнение которого возлагается на бухгалтера организации или работника банка, оформляется от руки, либо при помощи компьютера, с сохранением всех реквизитов бланка. При этом в объявлениях могут обозначаться штампами такие реквизиты как: владелец счета, номер счета и название банка. Исправления и помарки не допускаются!

Стоит обратить внимание, что при заполнении объявления:

Основные коды (символы) источников поступления:

  • 02 Поступления торговой выручки от продажи потребительских товаров независимо от каналов их реализации;
  • 05 Поступления выручки пассажирского транспорта;
  • 08 Поступления квартирной платы и коммунальных платежей;
  • 09 Поступления выручки зрелищных предприятий;
  • 11 Поступления выручки от предприятий, оказывающих прочие услуги;
  • 12 Поступления налогов и сборов;
  • 15 Поступления от реализации недвижимости;
  • 16 Поступления на счета по вкладам граждан (кроме Сберегательного банка Российской Федерации);
  • 17 Поступления от предприятий Государственного комитета Российской Федерации по связи и информатизации;
  • 18 Поступления от учреждений Сберегательного банка Российской Федерации;
  • 19 Поступления на счета граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица;
  • 20 Поступления наличных денег от реализации государственных и других ценных бумаг (кроме Сберегательного банка Российской Федерации)
  • 28 Возврат заработной платы и других приравненных к ней выплат;
  • 30 Поступления наличных денег в кассы кредитных организаций от валютно-обменных операций с физическими лицами;
  • 32 Прочие поступления.

Проверка правильности заполнения объявления на взнос осуществляется операционным и кассовым работниками банка. Кассир имеет право принять наличные деньги только в том случае, если документ заполнен без ошибок и фактически вносимая сумма совпадает с заявленной в объявлении. После принятия наличности кассир подписывает, ставит печать и выдает на руки вносителю денег квитанцию, которая в дальнейшем прикладывается к расходному ордеру и используется в качестве оправдательного денежного документа.

В случае обнаружения кассиром несоответствия фактически вносимой и указанной в документе денежной суммы, объявление на взнос наличными подлежит переоформлению и исправлению клиентом.


 «Приёмка, проверка и бухгалтерская обработка кассовых документов»

1. Приёмка, проверка и бухгалтерская обработка документов. Проверка по существу, по форме, арифметическая

Учетная обработка документов в бухгалтерии производится по форме, по существу и арифметическая проверка.

В ходе проверки по форме (формальная проверка) бухгалтерских документов устанавливают правильность и своевременность их оформления, соответствие форм применяемых документов и наличие подписей ответственных лиц за совершенные хозяйственные операции. Некачественно составленные документы не имеют юридической и доказательной силы, а поэтому проведенные по ним операции считаются недействительными или незаконными. Формальная проверка способствует повышению ответственности лиц составляющих и подписывающих документы.

Арифметическая проверка (счетная проверка) проводится для определения правильности арифметических подсчетов (путем подсчета итогов, проверки правильности осуществления расчетных процедур, например, расчета распределения косвенных расходов, начисления амортизации, определения накидок, скидок и т.п.).

При проверке по существу устанавливают, правильно ли определена хозяйственная операция, соответствует ли она требованиям экономической и хозяйственной целесообразности. При обнаружении в документах ошибок, неясностей и других недостатков, бухгалтерия возвращает их для исправления или для пересоставления. Документы, в которых обнаружены подделки, не возвращаются, а лица, виновные в их совершении, могут быть привлечены к ответственности.

В процессе учетной регистрации данных бухгалтерских документов проводится их таксировка, группировка и контировка (проставление корреспонденции счетов).

Таксировка – это определение денежной оценки хозяйственных операций зафиксированных в документе. Для проведения таксировки в документах проставляются цены, определяют суммы. Многие поступившие в бухгалтерию документы имеют только натуральные показатели, поэтому их необходимо перевести в денежный измеритель.

Группировка – предусматривает объединение документов по однородным признакам и за определенный период. Ее целью является подготовка сводных данных за какой-либо период. Группировку проводят по однородности содержания хозяйственных операций, в разрезе материально-ответственных лиц и структурных подразделений, а также отдельно по поступлению (приходу) и расходованию материальных ценностей и денежных средств.

Контировка – это указание в документе взаимосвязи между счетами, она обозначается на самих документах проставлением корреспонденции счетов исходя из содержания хозяйственных операций. После проставления корреспонденции счетов документы используются для записи операции по счетам в учетные регистры. От правильности указанных корреспондирующих счетов зависит правильное отражение операций в бухгалтерском учете и получение достоверной информации о хозяйственной деятельности предприятия.

2. Реквизиты документов

Реквизит лат. requisitum нужное, требуемое единая, неделимая, строго оговоренная часть документа. Это по сути своей информационный элемент, несущий самостоятельную содержательную нагрузку. Например, единица измерения, код материала и т. п.

Реквизиты подразделяются на признанные и содержательные.

Признанные реквизиты отображают объекты учета наименование основных средств и пр.

Содержательные реквизиты раскрывают характеристику объекта учета сорт, типоразмер и пр.  

Для удобства чтения документа реквизиты размещаются в нем компактно, в одном месте. Нередко они обводятся жирными линиями. Реквизиты, которым присущ постоянный признак наименование организации, подпись и т. П. печатаются типографским способом.

Первичные документы должны содержать следующие обязательные реквизиты (реквизит от лат. - требуемое):

  1. наименование документа, код формы
  2. наименование организации
  3. содержание хозяйственной операции
  4. измерители хозяйственной операции
  5. дата составления операции
  6. наименование должностных лиц, ответственных за совершение операции, подписи и их расшифровки.

К дополнительным реквизитам могут относится адрес, телефон, факс и т.д.

Документы должны составляться своевременно, как правило, в момент совершения операции и содержать все реквизиты, отражающие достоверные данные. Документы могут составляться как шариковой ручкой, так и автоматизированным путём.


 «Основные требования и рекомендации по обеспечению сохранности денежных средств и денежных документов при их хранении и транспортировке»

Мероприятия по обеспечению сохранности наличных денег при ведении кассовых операций, хранении, транспортировке, порядок и сроки проведения проверок фактического наличия наличных денег определяются юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем.

В связи с этим существуют типовые требования:

- кассир в соответствии с действующим законодательством о материальной ответственности рабочих и служащих несет полную материальную ответственность за сохранность всех принятых им ценностей и за ущерб, причиненный предприятию

- кассиру запрещается передоверять выполнение порученной ему работы другим лицам

- на предприятиях, имеющих одного кассира, в случае необходимости временной его замены исполнение обязанностей кассира возлагается на другого работника по письменному приказу руководителя предприятия (решению, постановлению).

- в случае внезапного оставления кассиром работы (болезнь и др.) находящиеся у него под отчетом ценности немедленно пересчитываются другим кассиром, которому они передаются, в присутствии руководителя и главного бухгалтера предприятия или в присутствии комиссии из лиц, назначенных руководителем предприятия.

Перед открытием помещения кассы и металлических шкафов кассир обязан осмотреть сохранность замков, дверей, оконных решеток и печатей, убедиться в исправности охранной сигнализации. В случае повреждения или снятия печати, поломки замков, дверей или решеток кассир обязан немедленно доложить об этом руководителю предприятия, который сообщает о происшествии в органы внутренних дел и принимает меры к охране кассы до прибытия их сотрудников.

Доступ в помещение кассы лицам, не имеющим отношения к ее работе, воспрещается. Запрещается также хранение в кассе наличных денег и других ценностей, не принадлежащих данному предприятию.

При транспортировке денежных средств кассиру, сопровождающим его лицам и водителю транспортного средства запрещается:
- разглашать маршрут движения и размер суммы доставляемых денежных средств и ценностей;
- допускать в салон транспортного средства лиц, не назначенных руководителем предприятия для их доставки;
- следовать пешком, попутным или общественным транспортом;
- посещать магазины, рынки и другие подобные места;
- выполнять какие-либо поручения и любым иным образом отвлекаться от доставления денег и ценностей по назначению.
Прием наличных денег кассами предприятий производится по приходным кассовым ордерам, подписанным главным бухгалтером или лицом, уполномоченным на это письменным распоряжением руководителя предприятия.




Предварительный просмотр:

«Синтетический учет кассовых операций»

  1. Схема счета «Касса»

Для учёта кассовых операций Планом счетов бухгалтерского учёта предусмотрен АКТИВНЫЙ счёт 50 «Касса»

Схема активного счёта

Дебет

Кредит

С-до нач – остаток денежных средств вкассе на начало дня

 

Увеличение остатка в результате хозяйственных операций (+)
Поступление денежных средств вкассу предприятия из разных источников

Уменьшение остатка в результате хозяйственных операций (-)

Выдача денежных средств из кассы предприятия

Оборот по дебету счета (сумма всех операций)

Оборот по кредиту счета (сумма всех операций)

С-до кон – остаток денег в кассе на конец дня

С-до кон = С-до нач + Оборот Д-т – Оборот К-т

 

Счет 50 "Касса"

корреспондирует со счетами:

         по дебету                           по кредиту

50 Касса                           50 Касса

51 Расчетные счета                 51 Расчетные счета

52 Валютные счета                  52 Валютные счета

55 Специальные счета в             55 Специальные счета в

   банках                             банках

57 Переводы в пути                 57 Переводы в пути

60 Расчеты с поставщиками и        58 Финансовые вложения

   подрядчиками                    60 Расчеты с поставщиками и

62 Расчеты с покупателями и           подрядчиками

   заказчиками                     62 Расчеты с покупателями и

66 Расчеты по краткосрочным           заказчиками

   кредитам и займам               66 Расчеты по краткосрочным

67 Расчеты по долгосрочным            кредитам

   кредитам и займам               68 Расчеты по налогам и

71 Расчеты с подотчетными             сборам

   лицами                          69 Расчеты по социальному

73 Расчеты с персоналом по            страхованию и обеспечению

   прочим операциям                70 Расчеты с персоналом по

75 Расчеты с учредителями             оплате труда

76 Расчеты с разными               71 Расчеты с подотчетными

   дебиторами и кредиторами           лицами

79 Внутрихозяйственные             73 Расчеты с персоналом по

   расчеты                            прочим операциям

80 Уставный капитал                75 Расчеты с учредителями

86 Целевое финансирование          76 Расчеты с разными

90 Продажи                            дебиторами и кредиторами

91 Прочие доходы и расходы         79 Внутрихозяйственные

98 Доходы будущих периодов            расчеты

99 Прибыли и убытки                80 Уставный капитал

                                   81 Собственные акции (доли)

                                   94 Недостачи и потери от

                                      порчи ценностей

                                   99 Прибыли и убытки

2. Синтетический учет кассовых операций

К счету 50 могут быть открыты субсчета:

50.1 «Касса организации» - учитывают денежные средства в кассе организации.

50.2 «Операционная касса» - учитывает наличие и движение денежных средств в кассах товарных контор, эксплуатационных участков, остановочных пунктов, речных переправ, судов, билетных и багажных кассах. Он открывается организациями при необходимости (в частности, организациями транспорта и связи).

50.3 «Денежные документы» - учитывают находящиеся в кассе организации почтовые марки, марки государственной пошлины, вексельные марки, оплаченные авиабилеты, путевки в дома отдыха и санатории, единые и проездные билеты.


Тема урока:  «Типовые операции по учёту денежных средств в кассе»

50-1

50-2

Передача наличных денежных средств из операционной кассы в кассу организации (при наличии нескольких касс).

"Приходный кассовый ордер" (КО-1),
"Справка - отчет кассира - операциониста" (КМ-6)                 "Журнал кассира-операциониста" (КМ-4 ).

50

51

Поступление наличных денежных средств с расчетного счета по чеку в кассу организации.

"Приходный кассовый ордер" (КО-1),
Выписка банка по расчетному счету,
Корешок чека из чековой книжки.

50

52

Поступление наличных денежных средств с валютного счета в кассу организации.

"Приходный кассовый ордер" (КО-1),
Выписка банка по валютному счету.

50

55

Поступление наличных денежных средств со специального счета в кассу организации.

"Приходный кассовый ордер" (КО-1),
Выписка банка по специальному счету.

50

62

Получение аванса от покупателей в счет поставки товаров (работ, услуг).

"Приходный кассовый ордер" (КО-1),
Чек ККМ.

50

62

Получены наличные за проданный товар, работы, услуги (если применяется счет 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками").

"Приходный кассовый ордер" (КО-1),
Чек ККМ.

50

70

Возврат в кассу излишне выданных сумм заработной платы.

"Приходный кассовый ордер" (КО-1),

50, 50-3

71

Возврат в кассу неиспользованных подотчетных сумм и денежных средств.

"Приходный кассовый ордер" (КО-1),

50

73-2

Поступление наличных в кассу в счет погашения материального ущерба, причиненного работниками.

"Приходный кассовый ордер" (КО-1),

50

73-1

Поступление платежей от сотрудников предприятия по выданным займам.

"Приходный кассовый ордер" (КО-1),

50

75-1

Взносы учредителей в уставный капитал предприятия наличными деньгами.

Учредительные документы,
"Приходный кассовый ордер" (КО-1),

50

76-3

Поступление наличных денежных средств:- от долевого участия в других организациях.
- в счет прибыли, полученной от совместной деятельности,

Решение участников, собрания акционеров,
"Приходный кассовый ордер" (КО-1)

50

76-2

Поступление в кассу организации суммы по претензиям.

"Приходный кассовый ордер" (КО-1)

50

79

Поступление наличных денежных средств от обособленного подразделения предприятия.

"Приходный кассовый ордер" (КО-1)

50

91-1

Продажа за наличный расчет основных средств и прочих активов.

"Приходный кассовый ордер" (КО-1)
Чек ККМ.

50

91-1

Отражение положительных курсовых разниц (на основании изменений курса рубля по отношению к иностранной валюте, находящейся в кассе организации).

Бухгалтерская справка-расчет

70

50

Выдача заработной платы из кассы.

"Расходный кассовый ордер" (КО-2), "Платежная ведомость" (Т-53).

70

50

Выплата из кассы доходов от участия в организации работникам этой же организации.

"Расходный кассовый ордер" (КО-2)

71

50, 50-3

Выдача подотчетных сумм и денежных документов из кассы.

"Расходный кассовый ордер" (КО-2)

73-1

50

Выдача займа работнику.

"Расходный кассовый ордер" (КО-2)

75-2

50

Выплата из кассы доходов от участия в организации лицам, не являющимся сотрудниками организации.

"Расходный кассовый ордер" (КО-2)

76-4

50

Выплата депонированных сумм.

"Расходный кассовый ордер" (КО-2),
Карточка депонированных сумм.

76-3

50

Выдача денежных средств в погашение убытка от совместной деятельности.

"Расходный кассовый ордер" (КО-2)

79-2

50

Выдача денежных средств структурным подразделениям предприятия.

"Расходный кассовый ордер" (КО-2)

81

50

Выкуп за наличный расчет собственных акций у акционеров.

"Расходный кассовый ордер" (КО-2)

91-2

50

Отражение отрицательных курсовых разниц (на основании изменений курса рубля по отношению к иностранной валюте, находящейся в кассе организации).

Бухгалтерская справка-расчет

94

50

Недостача денежных средств в кассе.

"Акт инвентаризации наличных денежных средств" (ИНВ-15),
"Ведомость учета результатов, выявленных инвентаризацией"(ИНВ-26)


Тема урока:  «Учёт переводов в пути»

При реализации товаров выручка на лицевой счет предприятия зачисляется банком не в день ее сдачи, а в последующие дни. От момента сдачи в банк до ее зачисления на счет она находится в пути, поэтому такую выручку и другие денежные суммы (депонированная зарплата, неиспользованные подотчетные суммы, сумма обязательной продажи валюты) предприятия учитывают на активном счете 57 "Переводы в пути".

Основанием для записей на этом счете служат сопроводительные ведомости на сдачу выручки через инкассаторов банка, квитанции банка или почтового отделения связи о приеме наличными.

Аналитический учет ведется по каждому документу в отдельности. Денежные переводы в иностранной валюте учитываются обособленно.

Согласно Типовому плану счетов к счету 57 "Переводы в пути" открываются следующие субсчета:

57-1 "Инкассированные денежные средства" - используется для зачисления на расчетный счет выручки через инкассаторов или в отделении связи;

57-2 "Денежные средства для покупки валюты" - используется для отражения перечисленных денежных средств для приобретения на торгах иностранной валюты;

57-3 "Валютные средства для продажи" - используется для учета направленной для продажи на торгах валюты;

57-4 "Переводы в пути по банковским картам" - применяется в торговых организациях, осуществляющих продажу товаров по банковским картам.


Таблица 10. Корреспонденция счетов по счету 57 "Переводы в пути"

Дт

Кт

Содержание хозяйственных операций

57-1

50

Отражена сумма наличных денег, сданных из кассы предприятия инкассатору или на почту

57-1

90

Отражена выручка, сданная в банк, но не зачисленная на расчетный счет

51

57-1

Зачислены на расчетный счет денежные средства, сданные инкассатору, на почту, в кассу банка

57-2

51

С расчетного счета перечислены денежные средства для покупки валюты

52-3

57-2

Зачислена приобретенная валюта на текущий валютный счет

98 (57)

98

57 (98)

92

Отражена курсовая разница по проданной валюте

Курсовая разница зачислена во внереализационные доходы

57-4

90

Продана продукция (работы, услуги) с оплатой в порядке списания денег с пластиковых банковских карт

51

57-4

Зачислены на расчетный счет денежные средства, снятые с пластиковой банковской карты



Предварительный просмотр:

«Основы производства денежных знаков. Защита банкнот»

Для изготовления банкнот применяется специальная высокосортная бумага (подложка), в значительной мере определяющая их качество и износоустойчивость. Лист бумаги состоит из обработанных особым образом мелких растительных волокон, которые прочно соединяются между собой за счет механического переплетения и химических связей. Бумага формуется (отливается) из жидкой бумажной массы на сетке бумагоделательной машины, в процессе чего, после удаления избыточной воды – сначала прессованием, а потом высушиванием – получается бумага.

Длина машины – несколько десятков метров, а скорость движения бумажной ленты в ней составляет более 50 метров в минуту. При этом, одновременно на сетке машины формируется водяной знак. Далее полотно разрезается на листы заданного формата, которые упаковываются и поступают на печатные фабрики.

Бумажные деньги представляют собой не только весьма ценный вид продукции, но и свидетельствуют о престиже государства, и поэтому как их качество, так и внешний вид должны быть безупречными. Благодаря специально принимаемым мерам продолжительность циркуляции банкнот в обращении может составлять от 5 до 8 месяцев для мелких купюр, а для крупных — до 5 лет.

Процесс изготовления монеты включает в себя такие основные этапы, как переработка металлических руд, выделка монетных заготовок, гурчение (обжим краев монетной заготовки для нанесения рисунка на боковую поверхность – гурт) и чеканка монеты. Чеканка – это сложная технологическая операция, в результате которой после удара штемпеля чеканочной машины на заготовке появляется четкое выпуклое рельефное изображение с хорошо проработанными мелкими деталями. Современные чеканочные автоматы совершают до 12 ударов в секунду, обеспечивая высокую производительность потока. Вместе с тем процессы разработки и гравировки рисунка на рабочих штемпелях машины, контроль их качества и состояния являются длительными, очень трудоемкими и сложными.

Далее монеты поступают на пересчет, контроль качества (выборочный или сплошной) и упаковку для доставки в хранилище готовой продукции и т. д.



Предварительный просмотр:

 «Порядок ведения учета наличных денег в иностранной валюте»

Наличные деньги, полученные с валютных счетов в банках, учитываются на субсчете 50-4 «Касса в иностранной валюте». Бухгалтерский учет кассовых операций в иностранной валюте ведется в общем порядке, установленном ЦБ РФ. Материально ответственным лицом является кассир. С ним заключается договор о полной индивидуальной материальной ответственности. По кассе устанавливается лимит в иностранных валютах. Организации получают валютные средства для оплаты служебных командировочных расходов. Выплата и расходование валюты на другие цели запрещены.

Учет расходов по загранкомандировкам является одной из наиболее распространенных кассовых операций в иностранной валюте. Время пребывания работника в заграничной командировке устанавливается по отметкам в загранпаспорте. Командировочное удостоверение при этом не требуется. По возвращении из командировки работник обязан в течение трех дней представить руководителю организации для утверждения авансовый отчет с приложением документов, подтверждающих достоверность расходов.

Задолженность работника по выданным ему под отчет в качестве аванса суммам в иностранной валюте числится в бухгалтерском учете организации как валютная задолженность. В связи с изменением текущего валютного курса рубля по отношению к иностранной валюте, выданной под отчет, могут возникать курсовые разницы, которые в корреспонденции со счетом 71 относятся на финансовый результат – на счет 91.

Если документально подтвержденные расходы командированного за границу работника превысили сумму, выданную ему под отчет, то по распоряжению руководителя организации они могут быть возмещены по распоряжению руководителя организации.

Задолженность работнику может погашаться следующим образом:

• перевод средств в иностранной валюте с текущего валютного счета организации на валютный счет указанного работника-резидента в уполномоченном банке или на валютный счет работника-нерезидента в уполномоченном банке или банке-нерезиденте;

• выдача суммы задолженности в наличной иностранной валюте;

• выдача эквивалента суммы задолженности в рублях, исчисленного по курсу к иностранным валютам, установленному ЦБ РФ на дату погашения задолженности.

Счет 71 «Расчеты с подотчетными лицами» дебетуется на выданные под отчет суммы в корреспонденции со счетами учета денежных средств и кредитуется на суммы расходов по командировке по источникам возмещения.

Основные бухгалтерские записи по учету командировочных расходов в иностранной валюте следующие:

Д-т 50-4 К-т 52-1 – с валютного счёта получено в кассу;

Д-т 71 К-т 50-4 - выдано под отчёт в валюте

Д-т 50-4, К-т 71 подотчётное лицо вернуло деньги в кассу

Кассовые операции в иностранной валюте также оформляются типовыми формами первичной учетной документации. При поступлении иностранной валюты в кассу составляется приходный кассовый ордер. Выдача производится по расходным кассовым ордерам.

Операции с иностранной валютой отражаются в той же кассовой книге, что и операции в рублях.

В данном случае в кассовой книге сумма указывается как в валюте, так и в рублях. Чтобы пересчитать валюту в рубли, нужно взять курс Банка России на день совершения операции. При подведении итогов за день суммы указывают отдельно по каждой валюте, а также общий итог в переводных рублях (то есть сумму всех валют, пересчитанных по курсу Банка России в рубли).

Если курс иностранной валюты меняется, в учете возникает курсовая разница по валютной кассе. Ее нужно показать отдельной строкой и записать в приход или расход. Кроме того, к кассовым документам подшивается справка по расчету курсовой разницы.

Чтобы дополнительных курсовых разниц не возникало, выдачу в подотчет иностранной валюты целесообразно осуществлять в день ее поступления в кассу с валютного счета

Рассмотрим порядок отражения в бухгалтерском учете операций по получению в кассу иностранной валюты на следующем примере:

ООО «Межсезонье» направило своего работника в зарубежную командировку. Для этих целей кассир ООО «Межсезонье» снял 16.02.2014 с валютного счета организации 500 долларов США. Этой же датой валюта была выдана в подотчет сотруднику. 19.02.2014 сотрудник предоставил в бухгалтерию авансовый отчет и возвратил неистраченную сумму аванса в сумме 50 долларов США в кассу предприятия. Руководитель ООО «Межсезонье» утвердил авансовый отчет 19.02.2014. Валюта сдана в уполномоченный банк 20.02.2014.

Курс доллара США 16.02.2014 составлял 54,5578 руб./$

Курс доллара США 19.02.2014 составлял 52,4267 руб./$

Курс доллара США 20.02.2014 составлял 54,0910 руб./$

В бухгалтерском учете ООО «Межсезонье» подлежат отражению следующие проводки (не рассматриваются курсовые разницы по переоценке задолженности подотчетного лица и расчеты с подотчетным лицом):

16.02.2014

Дебет 50/4        Кредит 52 27278 руб. (500 долларов США по курсу 54,5578 руб./$) – с валютного счета в кассу организации получена наличная валюта

Дебет 71 Кредит 50/4         27 278,90 руб. (500 долларов США по курсу 54,5578 руб./$) – наличная валюта из кассы выдана в подотчет сотруднику

19.02.2014

Дебет 50/4        Кредит 71        1 2621 руб. (50 долларов США по курсу 52,4267руб./$) – отражен возврат подотчетным лицом остатка денежных средств, полученных ранее в подотчет

20.02.2014

Дебет 91        Кредит 50/4        82 руб. (50 долларов США х (52,4267 руб./$- 54,0910 руб./$)) – отражена курсовая разница от переоценки наличной валюты в кассе организации

Дебет 52        Кредит 50/4 2704 руб. (50 долларов США по курсу 54,0910 руб./$) – наличная валюты из кассы внесена на валютный счет организации



Предварительный просмотр:

Тема урока:  «Понятие и учёт ревизии»

В сроки, установленные руководителем предприятия, а также при смене кассиров на каждом предприятии производится внезапная ревизия кассы с полным полистным пересчетом денежной наличности и проверкой других ценностей, находящихся в кассе. Остаток денежной наличности в кассе сверяется с данными учета по кассовой книге.

Для производства ревизии кассы приказом руководителя предприятия назначается комиссия, в состав которой входят председатель комиссии, главный бухгалтер и кассир организации. В состав комиссии могут входить аудитор и его ассистенты, осуществляющие аудиторскую проверку в организации, если это предусмотрено условиями договора с аудиторской фирмой. По результатам ревизии комиссия составляет акт. При обнаружении ревизией недостачи или излишка ценностей в кассе в акте указывается их сумма и обстоятельства возникновения.

В условиях автоматизированного ведения кассовой книги должна производиться проверка правильности работы программных средств обработки кассовых документов.

Результаты такой инвентаризации отражаются в описях:

ИНВ-15 «Акт инвентаризации наличных денежных средств»;

- ИНВ-16 «Инвентаризационная опись ценных бумаг и бланков документов строгой отчетности».

Акт инвентаризации наличных денежных средств (форма № ИНВ-15) применяется для отражения результатов инвентаризации фактического наличия денежных средств, разных ценностей и документов (наличных денег, марок, чеков (чековых книжек) и других), находящихся в кассе организации.

Результаты инвентаризации оформляются актом в двух экземплярах и подписываются всеми членами комиссии и лицами, ответственными за сохранность ценностей, и доводятся для сведения руководителя организации. Один экземпляр акта передается в бухгалтерию организации, второй – остается у материально ответственного лица.

При смене материально ответственных лиц акт составляется в трех экземплярах. Один экземпляр передается материально ответственному лицу, сдавшему ценности, второй – материально ответственному лицу, принявшему ценности, и третий – в бухгалтерию.

Во время инвентаризации операции по приему и выдаче денежных средств, разных ценностей и документов не производятся.

Не допускается проведение инвентаризации при неполном составе инвентаризационной комиссии. Никаких подчисток и помарок в описях не допускается. Исправления оговариваются и подписываются членами комиссии и материально ответственным лицом.

Инвентаризационная опись ценных бумаг и бланков документов строгой отчетности (форма № ИНВ-16) применяется для отражения результатов инвентаризации фактического наличия, ценных бумаг и бланков документов строгой отчетности и выявления количественных расхождений их с учетными данными.

Опись составляется в двух экземплярах, подписывается ответственными лицами инвентаризационной комиссии и материально ответственным(и) лицом(ами). Один экземпляр описи передается в бухгалтерию организации, второй – остается у материально ответственного(ых) лица (лиц), который(е) принимает(ют) ценные бумаги или бланки документов строгой отчетности на ответственное хранение.

При смене материально ответственных лиц опись составляется в трех экземплярах. Один экземпляр передается материально ответственному лицу, принявшему ценные бумаги и бланки документов строгой отчетности; второй экземпляр – материально ответственному лицу, сдавшему ценные бумаги и бланки документов строгой отчетности; третий экземпляр – бухгалтерии.

На последней странице формы перед подписью председателя комиссии даны две свободные строки для записи последних номеров документов в случае движения ценных бумаг и бланков документов строгой отчетности во время инвентаризации.

По результатам инвентаризации кассы наличные деньги, не подтвержденные приходными кассовыми ордерами, считаются излишком кассы и зачисляются в доход организации, при этом в учете производится запись:
     Дт 50 Кт 91 – обнаружены излишки денежных средств в кассе.
     При обнаружении недостачи в учете должна быть отражена запись:
     Дт 94 Кт 50 - учтена недостача денежных средств в кассе, а в последующем:
    
Дт 73/2 Кт 94 - отнесена сумма недостачи на виновное лицо.

В дальнейшем виновное лицо должно будет погасить недостачу:

Путём удержания из заработной платы: Дт 70 Кт 73/2

Внесения денег в кассу: Дт 50 Кт 73/2

Если виновное лицо не установлено, то недостача списывается на прочие расходы предприятия Дт 91 Кт 94