Методическая копилка
Разработки уроков, внеклассных мероприятий, презентации
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rod_prilagatelnyh.rar | 621.27 КБ |
Predlog_7r_v-2.rar | 2.09 КБ |
yubiley_shkoly.rar | 11.75 КБ |
Imya_chislitelnoe.rar | 405.31 КБ |
Ot_chistogo_serdca_svoimi_slovami...rar | 51.41 КБ |
vecher_Chto_v_imeni_tebe_moyom.rar | 15.39 КБ |
Gorod_krylatyh_vyrazheniy.rar | 10.79 КБ |
Literaturnye_igry.rar | 7.14 КБ |
правила хорошего тона | 26 КБ |
vidy_urokov.doc | 23.5 КБ |
samoanaliz_uroka.doc | 61 КБ |
схема пасиорта кабинета русского языка в малокомплектной школе | 332.5 КБ |
Подписи к слайдам:
Имя прилагательное
Кто это?
Какая?
Золотая
Красивая
Добрая
Волшебная
Морская
Какая? Какое? Какой?
Оно какое?
Она какая?
Он какой?
Снег
Небо
Солнце
Ель
Берёза
Тень
След
Ветка
Иней
Какой?
Какое?
Какая?
Лето
(какое?)
Облако
Небо
Радуга
Лес
Луг
Сено
Трава
Копна
Стог
Дерево
Берёза
Сенокос
Какое?
Какая?
Какой?
Спиши, подчеркни имена прилагательные , обозначь их род
ЛИСЁНОК
Звали лисёнка Рыжиком. Это был хорошенький маленький хищник. Рыжая шерстка его была так густа и мягка, что хотелось без конца гладить ее. Кончик длинного пушистого хвоста Рыжика был совсем белый. Узкие глаза лисёнка смотрели лукаво. (ПО Е. Ильиной.)
Предварительный просмотр:
МОУ «Уржумская основная общеобразовательная школа»
45-летний юбилей школы
2009 год
Смирнова Надежда Эксановна
Сценарий
Ведущий №1
Здравствуйте!
Всем сидящим в этом зале,
Шлём свой дружеский привет.
В нашей школе – день рожденья –
Ей 45 сегодня лет
Ведущий №2
А это значит – юбилей!
И вовсе нет у нас сомненья,
Что с радостью мы собрались
На сорок пятый день рожденья!
Ведущий №1
Сегодня школе 45!
Мало это или много?
Мало, если мерить век.
Счёт годам ведёт он строго.
Но ведь 9 школьных лет
В жизни каждого - эпоха.
Ведущий №2
Эти стены помнят всех
Пофамильно, без подвоха.
Всё здесь словно в первый раз:
Класс, учитель, дискотека…
В школе тянется подчас
День, как будто дольше века.
Смех, и слёзы, и тоска –
Наших юных грёз форватер.
Стены, парты и доска –
Наша альма матер.
Ведущий №1
Кто в нашей школе самый главный?
Это наш директор славный!
Она за всё в ответе:
За школьный ремонт, тепло, электричество,
За книги, пособия в нужном количестве,
За кадры очень высокого ранга
За все проверки с тыла и фланга.
И за этот прекрасный сверкающий бал.
Ведущий №2
Слово директору нашей школы Людмиле Ивановне Асеевой.
Директор
Добрый день, дорогие друзья!
Мы рады приветствовать вас в стенах родной школы. Пусть сегодняшний вечер встречи будет для вас праздником возвращения в детство. Сегодня в этом зале собралась большая семья. Собралась на семейное торжество юбилейный день рождения школы. Эти стены помнят ваши ошибки и победы, первые свидания и первые разочарования, вашу дружбу, которая осталась на годы.
Дежурный
Товарищ директор школы! На юбилей школы прибыло ____гостей: поимённо (перечислить гостей)
из 470 выпускников школы, на празднике присутствуют ____ человек.
Перекличка выпусков
Выпуск 1964года , прошу встать
Выпуск 1965
Ведущий 1
Вот и начало положено.
Ведущий №2
Продолжим наш вечер..
Ведущий №1
Подожди, подожди… Ты слышала, что дежурный объявил о том, что у нас на празднике присутствуют гости? Давай предоставим им слово.
Ведущий №2
Слово предоставляется главе Администрации Алейского района С. Я. Агарковой.
Ведущий №1
Слово предоставляется главе Администрации Дубровского сельсовета Н.В.Долженко
Ведущий №2
Слово предоставляется выпускнице 1992года Светлане Александровне Кривцовой – Парада.
Ведущий №1
Слово предоставляется первоклассникам, они будущее нашей школы и нашего села.
Первоклассники
Ведущий №2
Внимание! Внимание!
Затаите дыхание!
Как прошедшего времени отражение,
Демонстрируем школы достижения!
Награды общешкольные
- Кубок спортивных достижений спортсменов школы, физрук Лариса Александровна Суханова
-Почётные грамоты районо( Галина Хабибуловна Чуева, Людмила Ивановна Асеева, Лидия Христиановна Дорохова,Татьяна Николаевна Чуева, Анатолий Петрович Смирнов, Валентина Ивановна Зубченко.)
- Почётные грамоты крайоно (Лидия Христиановна Дорохова, Татьяна Николаевна Чуева, Людмила Ивановна Асеева, Надежда Эксановна Смирнова.)
Звание ветеранов педагогического труда
(Мария Алексеевна Князева, Валентина Дмитриевна Кривцова, Людмила Андреевна Гербер, Константин Иванович Гербер, Александра Васильевна Гербер, Надежда Михайловна Гамаюнова, Наталья Григорьевна Эммерих, Надежда Эксановна Смирнова)
Нагрудный знак «Почётный работник общего образования»( Надежда Эксановна Смирнова)
Ведущий №1
Хочу добавить, что весь коллектив трудится с энтузиазмом, творчески!
Исключительно с целью модернизации
В жизнь нашей школы входят инновации:
В вопросах детской адаптации
Недопустима профанация!
И, выстрадав аттестацию,
школа получила аккредитацию!
Теперь здесь каждый педсовет
Готовят через Интернет!
Все своё дело туго знают,
И время зря здесь не теряют.
Всё в центре нашего вниманья
С учётом тонких мотиваций
(при дефиците ассигнаций).
Есть ,правда, парочка проколов,
но это не для протокола.
Ведущий №2
Книга рекордов школы
- самый большой класс – 22 учащихся- выпуск 1975 года
- самый маленький класс 1 человек в 9 классе 2008 году
- самый лучший ученик Зайцев Иван Федотович, отличник школы, ныне «Заслуженный врач России», Фельк Раиса Давыдовна, отличница, закончила матфак Бийского пединститута
- самый длительный срок пребывания на должности директора школы: 22 года Людмила Андреевна Гербер
- Самый большой педстаж - 35 лет Валентина Дмитриевна Кривцова, Надежда Эксановна Смирнова.
-самый большой стаж на должности техничка школы 25 лет - Антонида Давыдовна Дерр - Эммерих, выпускница нашей школы.
Ведущий №1 На нашем празднике присутствует ветеран труда Валентина Дмитриевна Кривцова
Слово предоставляется ей.
Ведущий №2
Наставникам стихи и песни,
Сверканье вдохновенных строк,
Мудрейшей изо всех профессий,
Величью званья «Педагог»!
Ведущий №1
Всем ветеранам педагогического труда посвящается песня «Журавли» в исполнении выпускницы, ныне повара нашей школы, Лидии Валентиновны Санталовой - Коротких .
Ведущий №2
В школе – праздник, в школе – праздник,
Счастье, радость, звонкий смех!
И отличник, и проказник
Выступать будут для всех!
Чуева Лиза стих «Школу по имени зову»
Ведущий №1
Сценка «Сказка про школу»
Баба Яга
Что такое вдруг случилось?
Что со мною приключилось?
Ноги сами в пляс идут,
За собой меня ведут.
(частушки)
Рук своих не опускайте,
Дальше хлопать продолжайте!
Песни будем петь для вас,
Настройтесь слушать целый час!
Испугались? Успокойтесь!
Пошутили мы, не бойтесь!
Песня «Крылатые качели» (Уч-ся 2 кл Чуева Лиза и Асеева Марина)
Баба Яга
Мы довольны, получилось!
Ну а с вами что случилось?
Похвалите нас хороших,
Громко хлопайте в ладоши!
Песня «Песенка первоклассника» ( Асеева Марина, 2 кл)
Баба Яга
Я знаю, школа будет!
Я знаю, школе цвесть!
Когда такие люди
В Уржумской школе есть!
Ведущий 2
Наш праздник приближается к финалу.
И пожеланья наши будут вот такими:
Пусть все долгие дороги станут краткими
Каменистые тропинки будут гладкими
Роднички пусть встречаются полными
Пусть в пути минуют вас громы-молнии
Ведущий 1
От души желаем всем
Жить счастливо, без проблем.
Не стареть, не унывать,
Славу школы умножать.
И через пять лет будем
50-летье отмечать.
Ведущий 2
И мир будет вечен доколе
Во тьме, на ветру ледяном
Тропинка, ведущая к школе,
Мерцает на шаре земном.
Песня
На фоне музыки «Пусть бегут неуклюже»говорят ведущие
Ведущий 1
Дорогие друзья!
Сегодня праздник – день рождения школы. А какой же день рождения без торта со свечами?
Директор школы выносит торт, учащиеся выходят следом
Ведущий 2
Уважаемые выпускники и гости праздника, просим каждого из вас загадать желание.
Ведущий 1
Право задуть свечи на праздничном торте предоставляется директору школы и детям, участникам сегодняшнего мероприятия, будущим выпускникам школы.
Ведущий 2
А теперь праздник общения, радостных воспоминаний, , школьных песен и приятных сюрпризов продолжается……
Банкет
Аукцион
Конкурс
Защита анкет
1
Предварительный просмотр:
МОУ «Уржумская основная общеобразовательная школа»
Алейского района Алтайского края
«Имя числительное»
(Повторение по теме)
Урок русского языка в 6 классе
Учитель Смирнова Надежда Эксановна
с. Уржум
Русский язык 6 класс
Тема урока: Повторение по теме «Имя числительное»
Цель урока:1)создать условия для систематизации знаний учащихся об имени числительном
2) способствовать развитию логического мышления, памяти
3) способствовать воспитанию любви к своей маленькой родине
Оборудование: грамзапись песен «С чего начинается Родина» и «Родительский дом», презентация «Село моё неброское…»
План урока
1. Орг. момент
-Проверьте, пожалуйста, ребята, готовность рабочих мест.
2. Вступительное слово учителя (на фоне музыки песни « С чего начинается Родина» и слайдов презентации «Село моё неброское…») ( см. Приложение№1)
Здравствуйте, ребята. Рада вас видеть. Нас сегодня ждёт необычный урок. Я приглашаю вас совершить заочную экскурсию по прошлому и настоящему нашего села. Мы с вами перелистаем страницы истории села Уржума, вашей маленькой родины, откуда начнутся ваши пути-дороги в большую жизнь, а заодно убедимся, какая это важная часть речи – имя числительное, ведь задача нашего урока: повторить всё, что мы знаем об этой части речи. А знаем мы много, (обратить внимание на опорную схему). Ещё мы должны проверить, умеете ли вы применять на практике свои знания о склонении числительных, правильно ли вы употребляете их с другими частями речи, соблюдаете ли нормы произношения.
3. Словарная работа( см Приложение № 2 Презентация «Имя числительное»)
Слайд 2 перед вами словарные слова, с которыми мы познакомились в ходе изучения темы: «Имя числительное».
Бассейн, экземпляр, миллион, миллиард, тысяча, один, одиннадцать
- Составьте с данными словами словосочетания.
4. Комментированное письмо
Первые письменные упоминания об Уржуме мы находим в заметках второй половины восемнадцатого века.
Село Уржум было основано в тысяча семьсот восемьдесят седьмом году.
- С какими числительными мы встретились в предложениях?
-Произведите морфологический разбор любого из них
5. Расскажите о числительном как части речи (слайд 3 план рассказа о числительном )
1 уч-ся рассказывает, остальные записывают примеры и дают рецензию на ответ товарища
6. Числительные, обозначающие целые числа. (слайд 4)
Задание на карточках
Прочитайте, правильно выговаривая окончания числительных.
В 1964 году в нашем селе построено здание новой школы, в котором было 4 классных помещения, коридор и учительская. В 2008-2008 учебном году в школе обучается 26 учащихся. В школе имеется 4 компьютера. В школьной библиотеке 1907 экземпляров книг. Между 3 и 4 уроком учащиеся питаются в столовой с 42 посадочными местами.
7. Дробные числительные. (слайд 5)
Рассказать о дробных числительных
Выборочный диктант
Более 120 человек (1\3 населения села ) являются постоянными читателями библиотеки. В прошлом году ООО «Чистое» получило по 9,5 центнера пшеницы с гектара, гречихи – 8,6 центнера, подсолнечника – 6,7 центнера.
8.Собирательные числительные (слайд 6)
- Исправьте ошибки в употреблении собирательных числительных
В нашем классе трое девочек. В коридоре четверо окон.
Объяснительный диктант
Четверо юношей из нашего села служат в рядах Российской Армии. В селе проживает двое участников войн. ( Вов - Каляпин Ф.Е. и Афганской - Прищепа С.В.)
9. Порядковые числительные(слайд 7)
Запись под диктовку.
В 2008 году нашу школу закончили два ученика. В этом году в девятом классе – 1 учащийся. В этом году мы отмечали 230 годовщину победы нашего села. 85 – летию Алейского района посвящён наш классный час «Судьба моей семьи в судьбе района»
- Подчеркнуть порядковые числительные как члены предложения.
(мелодия песни «Родительский дом»)
10. Творческая работа
Слово учителя ( вступление к заданию)
В семейном кругу мы с вами растём.
Основа основ – родительский дом.
В семейном кругу все корни твои,
И в жизнь ты входишь из семьи.
Сочинение-миниатюра «Моя семья» (мелодия песни «Родительский дом»)
Расскажите о своей семье, используя имена числительные.
12. Итоги урока
- Почему числительные относятся к группе «именные части речи»?
13. Домашнее задание: составить рассказ «Моё село» (в любой форме: презентация, доклад, реферат, сообщение, письмо другу, фильм), используя числительные
А теперь оценим, ребята, сегодняшний урок (уч-ся поднимают карточки- , ), улыбнёмся друг другу и будем отдыхать
На память о сегодняшнем уроке я дарю вам закладки (см Приложение 3)
Приложение№3
Закладки
Имя числительное Количественные (сколько?) Порядковые (какой?) Числительные, обозначающие целые числа (пятый, седьмой) (пять, семь, сто двадцать три) Дробные (пять восьмых) Собирательные (двое, пятеро) |
Предварительный просмотр:
Мать и дочь. - У матери моей – Какое чудо! За два часа Уже прошла простуда, Дров наколола, Вот руки в тесте. Работает, а захворали вместе. Не знала дочь, Но крепко знала мать. Чтоб хлеб испечь, Кому-то надо встать. А. Дюкин Чтоб жизнь не жгла вас сквозь года, Чтоб от раскаянья не плакать, Вовек нигде и никогда Не заставляйте маму плакать. Я помню руки матери моей Хоть нет её давно уже на свете, Я рук не знал нежнее и добрей, Чем жёсткие, мозолистые эти. Я помню руки матери моей И я хочу, чтоб повторяли дети: «Натруженные руки матери, Светлее вас нет ничего на свете!» |
Она обидой не ответит, А только будет повторять: «Не простудись – сегодня ветер». …Легче всего обидеть мать. …Пройдут века, Мы станем выше. Но, кто-то губы сжав, опять Возьмёт бумагу и напишет: «Легче всего обидеть мать.» … И, может быть, его услышат. Сергей Плотов *** Сердце маленькое упрямо Бьётся, бьётся, глаза горят. Слово первое, слово «Ма-ма!» Ведь у белых, у чернокожих в первом слове – одна любовь, и недаром оно похоже На любом из земных языков. Неужели настанет время, сын забудет, как слово звенит, и тягчайшим из преступлений против детства, людей, растений сердце матери оледенит? Не дадим ему волчьей рысью Пробегать меж людей во мгле! Должен быть самым ясным, чистым материнский взгляд на земле. Джамалдин Ядиев
| ||
Я берегу тебя, родная, не бойся, очень берегу: я город наш обороняю со всеми вместе, как могу. Я берегу тебя от плена, позорнейшего на земле. Мне кровь твоя, чернея в венах, диктует – гибель, но не плен! Не бойся, мама, я не струшу, не отступлю, не побегу. Взращённую тобою душу непобеждённой сберегу. Ольга Бергольц. *** Милая, добрая, старая, нежная, С думами грустными ты не дружись Слушай – под эту гармонику снежную Я расскажу про свою тебе жизнь. Сергей Есенин. *** Вот опять ты мне вспомнилась, мама, и глаза твои, полные слёз, и знакомая с детства панама на венке поредевших волос. Дай же, милая, я поцелую, от волнения дыша горячо, эту бедную прядку седую и задетое пулей плечо. Ярослав Смеляков. Доброта В доме добрыми делами занята, тихо ходит по квартире доброта. утро доброе у нас, Добрый день и добрый час, добрый вечер, ночь добра, было доброе вчера. и откуда, спросишь ты, В доме столько доброты. Приживаются цветы, Рыбки, ёжики и птицы? Я тебе отвечу прямо: «Это мама, мама, мама!» Л. Николаенко Сердце. С единым телом я сравню семью: отец – глава, а руки- сыновья. И в теле этом мать, она – как сердце, и от неё зависит вся семья. крепки ли руки иль ослабли руки, в глазах угрюмость или счастья свет – всё чует сердце – радости и муки, всё первым узнаёт. Секретов нет. Спит человек, смежив устало веки. И руки спят. Всё тело в сонной неге. Лишь сердцу не дано в нём засыпать. Бессонно сердце бьётся в человеке, чтобы под утро бодрым стал опять. Как чутко сердце бьётся в человеке – так отдыха не знает мать. Камол. Перевод с таджикского С. Золотцева. | ||
Матушкин гнев, что весенний снег: и много его выпадает, да скоро тает. При солнышке светло, при матери добро. Нет милее дружка, чем родимая матушка. Птицы рада весне, а младенец матери.
|
Матушкин гнев, что весенний снег: и много его выпадает, да скоро тает.
При солнышке светло, при матери добро.
Нет милее дружка, чем родимая матушка.
Птицы рада весне, а младенец матери.
Предварительный просмотр:
МОУ «Уржумская основная общеобразовательная школа»
ВЕЧЕР «ЧТО В ИМЕНИ ТЕБЕ МОЁМ…»
Учитель: Смирнова Надежда Эксановна.
ЦЕЛЬ ВЕЧЕРА: -создать условия для расширения знаний уч-ся об этимологии русских имён;
- способствовать нравственному воспитанию уч-ся.
ОФОРМЛЕНИЕ: стенгазеты «Наши имена», плакаты с высказываниями поэтов и писателей о роли имени человека.
Ведущий1:Cегодняшний наш вечер мы бы хотели посвятить нашим именам. Задумывались ли вы когда-нибудь, когда возникло ваше имя, что оно означает? Именами занимается целая наука, - антропономика . Какое имя было самым первым? Ни первого, ни последнего не было. В далёком прошлом не существовало разделения на имена собственные и нарицательные.
Ведущий2. Первоначально, в Древней Руси, детям давались имена, в которых закреплялись значительные признаки: Несмеяна,Чернава, Беляй. Некоторые имена были в зависимости от того, каким родился ребёнок по счёту: Малюта, Долгой, Сухой. Детям давали имена, чтобы отогнать нечистую силу: Дурак, Негодяй, Воевода, Волчий Хвост. Иногда на пятках писали имена врагов, чтобы делать зло носителям этих имён. Добавочные имена появлялись в связи с самыми разнообразными событиями : Варёные Ноги, Гроховод. В некоторых семьях были свои традиции присвоения имён, например, в семье Линёвых они были рыбьи: Окунь Иванович, Сом Иванович. В семье Травкиных преобладали «ботанические» имена: Осока, Отава, Пырей, Щавей.
Ведущий 1. С введением христианства у русских на протяжении долгих лет не могло быть чисто национальных имён т. к. запрещалось выходить за рамки «святцев».
Был в старину такой обычай:
Нести младенца в церковь. Там
В страницы святцев пальцем тыча ,
Коль ты родился в день Ефима
То назван именем таким,
Но если в день Иеронима
То хошь- не хошь –Иероним.
Ведущий 2. Ольга и Олег -скандинавские имена, Иван и Марья- древне-греческие, Сергей и Татьяна- из латинского. Они давно уже стали русскими. С древности в русской деревне не употребляли женских имён /Ярославна-дочь Ярослава/, по отчеству величали только знать. А всем остальным хватало производного от имени мужа- Иваниха, Павлиха.
Ведущий 1. Интересны факты из жизни других стран. В одних из племен Северной Америки берущий долг теряет имя, пока не расплатится. У многих народов меняли имя после болезни, чтобы прогнать недуг. Эскимосы Канады меняли имя после неудачной охоты.
У ряда народов Западной Европы принято давать несколько имён: Эрих Мария. В Англии торговец назвал сына Вильям-Эдуард-Стюард-Тревор-Генри-Эдван-Мартин. Он был болельщиком футбольной команды Вэст-Гэм и дал имя по начальным буквам.
Ведущий 2. Но вернёмся к «святцам». Именной состав старых календарей был богат мужскими именами- их было 900, женских- не более 250. Некоторые мужские имена значились до 35 раз в году. Иван –79 раз, зато другие по 1-2 раза, Анна –18 раз, Мария-12.
Ведущий 1.У русской церкви есть 12 престольных праздников, в такие дни не крестили, поэтому не бывает именинников. В России были наиболее распространёнными имена Иван и Мария.
Ведущий 2. А вот Юрий ,Георгий ,Егор- различны по звучанию, но значение имеют одно и тоже. Сейчас эти имена считаются разными. Юрий, Георгий произошли от Георгий \ победоносец\.
Ведущий 1. О, русских женщин имена-
Бушующая сила.
Какая светлая страна их к жизни породила.
Здесь и Людмила, и Любовь, Светлана, Вера, Ольга.
Какая ширь, какая новь, какой простор раздольный
Далёкой веет стороной, воинственною славой,
От тех, кто назван Волховой, Надеждой и Любавой.
Им ясность наших рек дана,
Безмерность нашей сини…
О, русских женщин имена, вы вещий свет России.
Ведущий2. В последнее время женских имён стало больше, чем мужских. Как вы думаете, какие имена у нас наиболее распространённые? Валентина- это женская форма от древнерусского мужского имени Валентин, к нам пришло из Византии.
Ведущий1. Татьяна! Имя-то какое!
Произнесёшь его и в миг
Услышишь, будто над покоем
Запел ликующий родник
А повторишь его – другая картина грезится вдали.
Как будто осень догорает и тихо стонут журавли,
Но сколько б имя не звучало,
В нём те же звуки , та же даль,
В которых вечны два начала: восторг и вечная печаль.
Ведущий2. Происхождение имени спорно. По мнению одних, оно произошло от древне-греческого “тать- утверждать, определять”, других- от древне-римского царя Сабин-Татиуса из Византии .
Звучит песня М. Тухманова «Галина».
Ведущий 1. Галина-спокойная, тихая, имя одной из морских нимф – нереид. До 20 века было мало известно у русских, широко распространено в 20-ые годы нашего столетия.
Валентины, Татьяны, Галины, скажите нам рецепт вашего любимого блюда.
Звучит песня «Катя, Катерина».
Ведущий2. Этимология множества имён утрачена безвозвратно. Ни одна из тысяч Екатерин не имела представления о происхождении имени от древне-греческого «непорочная».Слово, став именем , начинает новую жизнь .До 17 века имя оставалось непризнанным, сказывалось и отрицательное отношение к российским императрицам. Сейчас оно получило вторую жизнь.
Чтец: Оправдай своё имя, Людмила,
Для друзей, для детей, для любви.
Своей доброй и нежной силой
Наши горести отзови.
Отзови расставание с летом, отзови наших дней листопад
Отзови роковые приметы, что являются за 50.
Ты продли нам застолья и встречи,
Вздохи леса и свежесть полей,
Ты продли наш удел человечий, на чертовски прекрасной земле.
Ты покуда душа не остыла,
Людям милость до капли отдай:
Оправдай своё имя, Людмила,
Заклинаю тебя оправдай.
Ведущий1. Людмила- милая людям- старинное славянское имя. В «святцы» проникло имя как имя чешской княгини 922 года.
Ведущий 2. Наталья- древнеримское Наталиа- рождённая.столетиями –это имя удерживало лидерство.
Чтец: Пока огнями смеётся бал,
Душа не уснёт в покое.
Но имя Бог мне иное дал:
Морское оно, морское.
В круженье вальса, под нежный вздох
Забыть не могу тоски я
Мечты иные мне подал Бог,
Морские они, морские!
Поёт огнями манящий зал,
Поёт и зовёт, сверкая.
Но душу Бог мне иную дал:
Морская она, морская.
Ведущий 2. Кто автор этих строк и о каком имени идёт речь ? \ М. Цветаева\ Марина - от древнеримского « моряк, морской».
Задание для Марин, Наташ, Людмил, Катерин- рассказать анекдот.
Ведущий 1. Вера, Надежда, Любовь- эти три русских имени занесены в «святцы» в виде исключения. Имена появились благодаря легенде о римлянке-христианке Софии, трех малолетних дочерей которой подверг пыткам и казни император – истребитель христиан.
Чтец: Надежда – не просто имя, Надежда – зовущий свет.
Звезды бирюзово- синей над бездной бегущих лет.
Рождает она идеи и силам даёт прилив,
Пока ты живёшь, надеясь, а значит Надеждой жив.
С Надеждой надёжней людям.
С Надеждой любовь верней !
Ничто её не остудит, если ты вместе с ней.
Нас вихри пытают, злея и пробуя на разрыв.
Но если я жив-надеюсь. Покуда с Надеждой-жив.
Небо хмурое, небо серое, небо, полное горьких бед.
Мне не страшно, со мною Вера, Вера в то, что за тучей свет.
Вера в солнце, в зарю, в доверие, вера добрая на года.
Вера в то ,что сердца и двери у друзей открыты всегда.
Ты сестра моя, Вера, смелая, убеждённая в правоте
Вера, ставшая добрым делом, Вера, верная красота.
Эта Вера со мной останется, без елея и без вранья
Если Вера слепая странница, этой Вере не нужен я.
Звучит песня «Люба, Любовь».
Чтец: Знать буянила в русских жилах молодая хмельная кровь,
Когда слово это сложилось, слово солнечное – Любовь,
Оно было необходимо, чтобы сплавить свет и тепло,
Всё , что мило и что любимо, всё, что на сердце нам легко.
Этим словом красу-девицу стали ласково величать
С этим словом лучи зарницы за околицу шли встречать
И слились они с человечьим сердцем трепетно молодым
С чувством радостным, чувством вечным
Без которого жизнь как дым.
Вот летит это слово песней, будто русский крылай струг
И становится повсеместно любо-дорого всё вокруг.
Ведущий2. А теперь задание для Веры, Надежды, Любови: похвалить себя и не засмеяться.
Ведущий 1. Имя Светлана найдено в сопотском имениннике в 15 веке.
Чтец: Светлана! Над Русью всходит заря.
В лугах загораются росы
И солнце всплывает куском янтаря,
Туманы плывут по откосам.
Светлана! И сразу светлей на душе, и радость, как солнечный заяц.
И ночь , словно стая летучих мышей, во тьму чердаков исчезает.
Светлана! Из юности брызжущий свет,
Свет,в каждом из нас оставляющий след до самого горького часа.
Светлана! Постой, задержись, не спеши
Не гасни ночным звездопадным пунктиром
Оставь мне раскованность русской души
И юное чувство открытия мира.
Ведущий 2 .Анна- одно из древнейших имён. Было частым в древнегреческом языке. По мнению одних учёных означает «милость»(божья), по мнению других – «грация, миловидная» или «слава»,. Пришло к нам из Византии. Краткое, легко произносимое стало часто употребляться с 17-19 в.
Ведущий1. Нина- древнейшее имя возникло более 3 тыс. лет назад в Месопотамии. В Грузии – имя царицы, которая в 4 в. ввела христианство, за что её занесли в «святцы».
Чтец: Ольга – имя вольготное, непокорное, как Русь
В нём и радость полёта, в нём и сила, и грусть.
Имя, взятое в Волге и волглой траве
У дороженьки долгой, у тугой тетевы,
У раздольного поля в сентябре золотом.
Оля! Слышится воля в смелом имени том
Проплывёт сквозь безвременье, сквозь глухие века.
Ольга – русского имени Половодье-река.
Ведущий2. Ольга- имя скандинавское, «хельга»- святая. Стало первым церковным именем русской женщины, в «святцы» вошло благодаря княгине Ольге, матери Владимира1, которая приняла христианство.
Задание: Анны, Светланы и Ольги спойте частушки.
Чтец: Есть женское имя – как нежно оно,
Печаль в нём, любовь и надежды какие,
Весенним дыханьем напоено- Мария.
Как запах фиалки осенней порой,
Как девичья песня сквозь сны снеговые
Звёздою сияет над тёмной землёй - Мария
И пусть я святое в себе погашу
И пусть не увижу, сражаясь, зари я,
Последнее слово, что я напишу-Мария.
Ведущий 1. Мария – древнеевропейское имя, перешло к грекам, от них к русским. Одни предполагают «горькая»,другие – госпожа. Было малоупотребительным. С 18 в. понравилось дворянам, подхвачено крестьянками, с 19 в. вышло на 1 место, но было выставлено из светских гостиных. Сейчас оно опять возвращается.
Ведущий 2. Самые редкие имена у нас: Зоя, Раиса, Инесса, Антонина, Лариса. Зоя- жизнь (древнегреческое), Алла- английская форма от имён с основой Адель – благородный, Инесса- древнегреческая, Агнесс- девственная, чистая. К нам пришло из Испании в 30-ые годы. Раиса от греческого «Радиа» - лёгкое , но это предположение сомнительно. Антонина-древнеримское, форма от имени Антон ( 1в. н. э.), Лидия – территория в Малой Азии.Елена древнегреческое светлаяВ «святцы» попало благодаря жене византийского императора Константина, указывает на происхождение из народа т.к. женщинам из высшего общества давали составные имена. Имя прославлено величайщим произведением «Иллиадой». Ксения-гостеприимная чужеземка (укр.Оксана) , Лилия- название цветка ( тюрскоязызычное), Анастасия – воскресшая (каноническое имя), Олеся- уменьшительное от Александра ( укр., белорусск.), Виктор – победитель, Алексей- защита, помощь (древнегреческое), Андрей-мужественный (древнегреческое), Александр- защитник людей , Виталий- жизненный (древнеримское), Антон – медведь (кельтское происхождение), Дмитрий- посвящённый Деметре –богине плодородия, Евгений – благодарный, Владимир-владеть миром. Вошло в «святцы» как имя киевского князя . Илья- древнеевропейское (имя пророка), Эдуард –древнеанглийское ( эад –имущество, богатство, веардь-стража), Иван-древнеевропейское (бог милосердия) – 6 святых с этим именем.
Ведущий 1. В неофициальных ситуациях- дома, в кругу друзей людей называют сокращёнными именами : Наталья- Ната, Наташа, Наточка, Натусенька. Мария – Мара, Манюра, Муся, Руся, Маруся, Машута. Александр – Алик , Саша, Сашура, Санюша, Алексаша; Коля-Кока, Люба-Буся, Галя- Гуся.
Ведущий 2. «Судьба человека может преобразить для нас звук и смысл имени » -говорит в своей книге .Л.Успенский.
« Не смотри на кличку, а смотри на птичку»,- говорится в народной пословице. Красота имени проистекает из красоты человека. Имя начинает казаться красивым, если напоминает человека красивого, умного, знакомого лично или по литературе. Так давайте будем носить свои имена с гордостью, с достоинством и тогда они будут казаться людям самыми красивыми.
Предварительный просмотр:
МОУ «Уржумская основная общеобразовательная школа»
Алейского района Алтайского края
ПУТЕШЕСТВИЕ
В ГОРОД
КРЫЛАТЫХ ВЫРАЖЕНИЙ.
Цель игры-путешествия: 1) создать условия для расширения знаний учащихся по фразеологии, обогатить речь учащихся фразеологическими оборотами;
2) способствовать воспитанию интереса к русскому языку;
3) способствовать развитию логического мышления уч-ся.
Оборудование: карта-схема города Крылатых Выражений, медиапроектор;
высказывания великих людей о русском языке; выставка рисунков учащихся.
Путешествие проводится в кабинете русского языка .У ворот стоят стражники, одетые в костюмы древнерусских воинов. Вместо оружия в руках у одного бутафорская ручка, а у другого – карандаш.
Ведущий1. (на фоне слайдов, изображающих древнерусский город, сказочных и былинных персонажей)
Итак, мы перед воротами одного из удивительных городов страны Русского Языка, города Крылатых Выражений. Как видите, нас встречает грозная стража.[Стража скрещивает оружие, преграждая путь.]
Ведущий2. (к стражникам) В чём дело?
Стражники. Дело? Дело в шляпе. Вы можете пройти в наш город в том случае, если ответите на наш вопрос. Мы просим вас рассказать, откуда произошло выражение дело в шляпе.
Учащиеся. Очень давно, когда почты не было, все важные документы из одного города в другой или из одной страны в другую перевозили специальные люди - гонцы. Иногда гонцы хранили эти письма в сумке, но их , как вы убедились , легко было найти или подложить другие. Гонцы старались спрятать документы так, чтобы их нельзя было найти и подложить другие.
Гонцы старались спрятать документы так, чтобы их нельзя было найти сразу, и в пути хранили их часто в шляпах. Вот отсюда и пошло дело в шляпе.
Уч-ся входят в класс, размещаются. Столы поставлены своеобразно, необычно. Ребята размещаются как им удобно.
Ведущий1: Вокруг нас холмы, склоны, покрытые прекрасными лесами…
Взбираемся на один из холмов. Перед нами чудесный город. Над его стенами причудливо возвышаются башни, резные флюгеры хлопают сказочными крыльями \слайды\.
Ведущий 2. Кто же это нас встречает? Ах! Крылатое выражение водить за нос!
Выражение:/ в костюме королевы, через плечо лента с надписью водить за нос, на голове - корона/
Я – королева, а это мои приближённые \приближённые раскланиваются\: лопнуть от зависти и дело в шляпе.
А теперь прошу в мой чудный замок.
1-ый подданный.. А вот и наш козёл отпущения.
Ведущий 2 .Спасём , ребята, козла отпущения? Что значит это выражение?
\Уч-ся дают объяснение.\
2-ой подданный. А вот юноша, который ходит гоголем. \пантомима\.
Ведущий 1.А есть ли связь последнего фразеологизма с фамилией известного русского писателя Н. В. Гоголя?
\уч-ся объясняют\
Королева. А вот мой зоопарк: белая ворона, глухая тетеря, кот в сапогах,мокрая курица, кот в мешке.\уч-ся, одетые в костюмах\.
\уч-ся объясняют значения и один из них изображают пантомимой\
Подданный. Поглядите в окна дворца, вы увидите школу, где юные крылатые выражения учатся заговаривать зубы и точить лясы.
Ведущий.. Объясните, чему учатся юные крылатые выражения?
Королева. А теперь прошу вас, достопочтенные девочки и мальчики, на площадь Народного Юмора, где проходит Праздник Пословиц.
Звучит праздничная весёлая музыка.
Ведущий2. Давайте , ребята, и мы включимся в этот праздник. Предлагаю разбиться на 2 команды и провести состязание.
Подданные. Мы тоже хотим состязаться. Мы ведь с вами уже подружились, не правда ли, ребята?
Создаётся 2 команды.
Ведущий1. Внимание! Внимание! Через несколько минут состоится состязание!
Ведущий.2. Прежде чем начать состязание команды приветствуют друг друга.
Королева. Мой приз команде-победительнице - сборник пословиц.
Ведущий.1. Задания капитанам команд \ вручаются пакеты\.
Пакет1. Назовите сколько сможете пословиц о труде.
Пакет2. Назовите сколько сможете пословиц о хлебе.
Ведущий2. Инсценируйте одну из пословиц:
Без труда не вынешь рыбку из пруда.
Кто в лес, кто по дрова.
Ведущий.1 Подбери к пословице близкую по смыслу песню:
Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
Дружно за мир стоять - войне не бывать.
Ведущий.2 А теперь команды обмениваются вопросами.
Жюри \ в составе языковеда, королевы города Крылатых выражений, родителей\ подводит итоги награждает победителей.
Ведущий..1 Последние лучи заходящего солнца освещают улицы сказочного города Крылатых выражений. Пора, ребята, возвращаться.
Ведущий2. .Наш путь домой пройдёт по улице ремесленников, где живут выражения:
Бить баклуши -иначе говоря, бездельничать, заниматься пустяковой работой. Произошло из буквального словосочетания: бить баклуши т.е. раскалывать полено на баклуши; иначе говоря, делать пустую работу. \Баклуши – чурки для токарной выделки ложек и деревянной посуды\
Тянуть канитель -заниматься каким-либо однообразным, надоедливым, утомительным делом.
Блоху подковать – обнаружить необыкновенную изобретательность, выдумку в каком –либо деле, получило это выражение крылатость после появления рассказа Н. С. Лескова «Левша», который создан на основе народной прибаутки: «Англичане блоху из стали сделали, а наши туляки её подковали, да и назад отослали».
Попасть впросак –оказываться в неприятном , неловком положении из-за своей неловкости или неосведомлённости.
Ведущий1. .И вот мы уже у городских ворот. О! Опять нас встречают уже знакомые стражники.
Ведущий2. .В чём дело?
Стражники.. Дело табак.
\уч-ся объясняют значение этого фразеологизма: чьё- либо положение, дела очень плохи.\ Стража пропускает путешественников.
Литература
- Фразеологический словарь русского языка.
- Внеклассная работа по русскому языку. М, 1996г
3
Предварительный просмотр:
Литературные игры.
Викторина. А.С.Пушкин.
1.Назовите произведения, из которых приведены следующие строки:
Там русский дух, там Русью пахнет…
Пора ,красавица, проснись…
Тоска, предчувствия, заботы
Теснят твою всечасно грудь..
И вымолвить хочет: давай улетим!
Ветер по морю гуляет
И кораблик подгоняет;
Он бежит себе в волнах
На раздутых парусах…
… оно,
Соку спелого полно,
Так свежо и так душисто,
Так румяно - золотисто,
Будто мёдом налилось…
Улыбкой ясною природа
Сквозь сон встречает утро года…
Дела давно минувших дней,
Преданья старины глубокой…
Встаёт заря во мгле холодной;
На нивах шум работ умолк;
С своей волчихою голодной
Выходит на дорогу волк…
Сквозь волнистые туманы
Пробирается луна,
На печальные поляны
Льёт печально свет она…
Спой мне песню, как синица
Тихо за морем жила…
О ком говорится?
Идёт, бредёт сама собой…
Голубка дряхлая моя…
Ступает бережно на лёд,
Скользит и падает…
Плетётся рысью, как – нибудь…
Да голос мой душе твоей
Дарует то же утешенье…
За столом сидит она царицей,
Служат ей бояре да дворяне,
Наливают ей заморского вина,
Заедает она пряником печатным…
Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит;
А сама –то величава,
Выступает, будто пава…
С ним одним она была
Добродушна, весела…
Смолоду был грозен он…
Ему и больно и смешно,
А мать грозит ему в окно…
Ты встаёшь во тьме глубокой,
Краснолицый , светлоокий,
И, обычай твой любя,
Звёзды смотрят на тебя…
Раз он позднею порой,
Весь в поту, от страха бледный,
Чрез кладбище шёл домой…
В пирах никем не побеждённый,
Но воин скромный средь мечей…
Белолица, черноброва,
Нраву кроткого такого…
Княжны испуганной бледнее;
Зажавши уши поскорее,
Хотел бежать, но в бороде
Запутался, упал и бьётся…
Предварительный просмотр:
Десять нельзя
- Нельзя бездельничать, когда все трудятся
- Нельзя смеяться над старостью и старыми людьми; в мире есть три вещи, которые ни при каких условиях не могут быть подвергнуты осмеянию: патриотизм, истинная любовь к женщине и старость.
- Нельзя вступать в пререкание со взрослыми людьми, особенно со старшими.
- Нельзя выражать недовольство тем, что у тебя нет той или иной вещи. От своих родителей ты не имеешь права требовать ничего.
- Нельзя допускать, чтобы мать давала тебе то, что она не даёт себе, - лучший кусочек на столе, лучшую конфетку, лучшее платье. Умей отказаться от подарка, если ты знаешь, что вещь, которую тебе дарят, мать отрывает от себя
- Нельзя делать то, что осуждают старшие – ни на глазах у них, ни где-то в стороне, каждый свой поступок рассматривай с точки зрения старших: что подумают они; не напоминай лишний раз о себе, не выставляй напоказ себя; мать и отец никогда не забывают о тебе, если ты не на глазах у них, они думают тебе больше, чем когда ты вертишься рядом.
- Нельзя оставлять старшего родного человека в одиночестве, особенно мать, если у неё нет никого, кроме тебя; в радостные дни, в праздничные дни не оставляй её одну, ты сам твоё слово, твоя улыбка, твоё обращение бывают единственной радостью её бытия
- Нельзя садиться обедать, не пригласив старшего.
- Нельзя сидеть, когда стоит взрослый (старший)
- Нельзя ожидать, когда с тобой поздоровается старший, ты должен первый приветствовать его, а провожая, расставаясь, пожелать доброго здоровья, в этих правилах есть глубокая внутренняя сущность уважения человеческого достоинства , не умея уважать его, ты позоришь себя.
Предварительный просмотр:
Виды уроков
- Урок-лекция.
- Урок-беседа.
- Киноурок.
- Урок теоретических или практических самостоятельных работ (исследовательского типа).
- Урок самостоятельных работ (репродуктивного типа – устных или письменных упражнений).
- Урок лабораторных работ.
- Урок практических работ.
- Урок-экскурсия.
- Урок – семинар.
- Дидактическая игра.
- Анализ ситуаций.
- Устный опрос.
- Письменный опрос.
- Контрольная работа.
Предварительный просмотр:
Самоанализ урока
1.Дать характеристику класса ( уровень подготовки, степень сформированности знаний, умений, навыков.)
2. Указать тему урока, охарактеризовать её местоположение в общей системе других уроков, тем.
3.Степень трудности изучаемой темы, её особенности.
4.Триединые задачи урока:
Цель обучения : формирование у уч-ся новых понятий и способов действий, системы научных знаний, её нужно конкретизировать, например:
-обеспечить усвоение уч-ся законов, признаков, свойств, особенностей;
-обобщить и систематизировать знания о…(по конкретной теме)
-отработать навыки(какие)
устранить пробелы в знаниях (какие)
-добиться усвоения уч-ся каких-либо понятий (вопросов).
Цель развития:
Развитие психических качеств уч-ся: интеллекта (мышления, познавательных , общетрудовых и политических умений), воли и самостоятельности.
Развитие мышления:
аналитического – формирование умения выделять существенные признаки и свойства;
Синтезирующего: развитие умения устанавливать единые, общие признаки и свойства целого, составлять план узучаемого материала;
Аналитико-синтезирующее мышление – умение классифицировать факты, делать обобшающие выводы
Абстрактное мышление – развитие умений выделять общие и существенные признаки , отличать несущественные, развитие умений применять знания на практике.
Развитие познавательных умений. (формирование умений выделять главное, составлять план, тезисы, вести конспект, наблюдать , делать опыты)
Развитие общетрудовых и политехнических умений (развитие коммуникативно-технических умений – нешаблонно творчески подходить к решению самых разных задач , развитие операционно-контрольных умений – умение пользоваться приборами и инструментами)
Развитие умений учебного труда – развитие умения работать в должном темпе – читать, писать, вычислять, чертить, конструировать, развитие приёмов наблюдения.
Развитие воли и самостоятельности (развитие инициативы, уверенности в своих силах, развитие настойчивости, умения преодолевать трудности для достижения цели, развитие умения владеть собой – выдержка, самообладание).
Цели воспитания: предполагают формирование у уч-ся определённых свойств личности и черт характера:
- воспитание патриотизма;
- воспитание интернационализма
- \\ = =\== гуманности;
- __// ==// = мотивов труда, добросовестного отношение к труду;
- // == // мотивов учения, положительного отношения к знаниям;
- // == // дисциплинированности;
- // == // эстетических взглядов
5.Сопоставить задачу с конечным результатом, обосновать достижение цели.
6.Тип урока: уроки изучения нового учебного материала (сюда входят вводные, вступительные, уроки наблюдений и сбора материала)
Уроки совершенствования знаний, умений и навыков (сюда входят уроки формирования умений и навыков, целевого применения усвоенного)
Уроки обобщения и систематизации знаний, умений и навыков.
Комбинированные уроки
Контрольные уроки. ( уроки учёта и оценки знаний и умений)
7.Определить этапы урока и решение дидактических задач урока.
8.Методы обучения.
9.Удачные и неудачные места урока.
ТРЕБОВАНИЯ К ДОМАШНИМ ЗАДАНИЯМ.
1.Учитель дает домашнее задание до звонка, давая необходимые разъяснения
по его выполнению.
2.Во избежание перегрузки учащихся учитель обеспечивает правильную
дозировку заданий по объему и сложности.
3.Учитель обязан ежедневно записывать в журнал содержание
заданного на дом.
4.В качестве домашнего задания учителю необходимо использовать
творческие работы по предмету.
5.Каждое задание должно быть проверено с помощью различных
методов работы.
6.Продумывать дифференцированные индивидуальные домашние
задания для сильных и слабоуспевающих учащихся.
ТРЕБОВАНИЯ К РАБОТЕ
СО СЛАБОУСПЕВАЮЩИМИ УЧАЩИМИСЯ.
1Учителю необходимо выяснить причины отставания по предмету.
2.Учителю необходимо вести тетрадь по ликвидации пробелов в знаниях
учащихся ,где он учитывает ошибки учащихся и отражает работу по их
устранению.
3.Закрепить за слабым учеником сильного, контролировать их работу.
4.Учитель сам проводит индивидуальную работу со слабоуспевающими
учениками на уроке и вне его.
5.Учитель учит учащихся,как готовить домашнее задание по своему
предмету.
6.Учитель должен предвидеть возможные затруднения по своему предмету
и обучать способам их преодоления.
Требования к проведению урока
Несмотря на многообразие типов уроков, все они должны отвечать некоторым общим требованиям, соблюдение которых способствует повышению эффективности обучения.
- Учитель должен сформулировать тему и цель урока.
- Каждый урок должен быть обучающим, развивающим и воспитывающим.На уроке должно быть сочетание коллективной и индивидуальной работы учащихся.
- Учитель должен подбирать наиболее целесообразные методы обучения с учётом уровня подготовленности учащихся.
- Учитель должен добиваться, чтобы усвоение учебного материала осуществлялось на уроке .
- Соблюдать санитарно-гигиенические нормы.
Структура системы работы учителя
1. Характер отношения учителя к ученикам.
2. Понимание законов познания.
3. Постоянное повышение психолого-педагогической и методической квалификации.
4. Работа над развитием и совершенствованием своих педагогических способностей.
5. Системная педагогическая работа учителя над совершенствованием педагогической техники.
6. Работа учителя по ознакомлению с опытом педагогов-новаторов, с новыми педагогическими технологиями.
7. Систематическое изучение учащихся.
8. Изучение государственных программ и учебников.
9. Составление календарного плана на год.
10. Подготовка учителя к каждому уроку.
11. Проведение урока.
12. Самоанализ урока. Рефлексия.
13. Анализ письменных работ учеников.
14. Внеурочная работа по предмету.
15. Работа учителя как классного руководителя.
16. Общественная работа педагога.
С т р у к т у р а у р о к а
Структура | -устойчивая взаимосвязь его элементов, в которой определяются примерный порядок и способы действий учителя и учащихся |
Основные элементы урока |
|
Формы организации урока | - индивидуальная ;
|
Приёмы |
|
Методы обучения |
|
Общедидактические методы |
|
По дидактическим задачам выделяют методы |
|
Цели урока
Цель обучения : формирование у уч-ся новых понятий и способов действий, системы научных знаний, её нужно конкретизировать, например:
-обеспечить усвоение уч-ся законов, признаков, свойств, особенностей;
-обобщить и систематизировать знания о…(по конкретной теме)
-отработать навыки(какие)
устранить пробелы в знаниях (какие)
-добиться усвоения уч-ся каких-либо понятий (вопросов).
Цель развития:
Развитие психических качеств уч-ся: интеллекта (мышления, познавательных, общетрудовых и политических умений), воли и самостоятельности.
Развитие мышления:
аналитического – формирование умения выделять существенные признаки и свойства;
Синтезирующего: развитие умения устанавливать единые, общие признаки и свойства целого, составлять план узучаемого материала;
Аналитико-синтезирующее мышление – умение классифицировать факты, делать обобшающие выводы
Абстрактное мышление – развитие умений выделять общие и существенные признаки , отличать несущественные, развитие умений применять знания на практике.
Развитие познавательных умений. (формирование умений выделять главное, составлять план, тезисы, вести конспект, наблюдать , делать опыты)
Развитие общетрудовых и политехнических умений (развитие коммуникативно-технических умений – нешаблонно творчески подходить к решению самых разных задач , развитие операционно-контрольных умений – умение пользоваться приборами и инструментами)
Развитие умений учебного труда – развитие умения работать в должном темпе – читать, писать, вычислять, чертить, конструировать, развитие приёмов наблюдения.
Развитие воли и самостоятельности (развитие инициативы, уверенности в своих силах, развитие настойчивости, умения преодолевать трудности для достижения цели, развитие умения владеть собой – выдержка, самообладание).
Цели воспитания: предполагают формирование у уч-ся определённых свойств личности и черт характера:
-воспитание патриотизма;
-воспитание интернационализма
-воспитание гуманности;
-воспитание мотивов труда; добросовестного отношения к труду;
-воспитание мотивов учения, положительного отношения к знаниям;
-воспитание дисциплинированности;
-воспитание эстетических взглядов
Предварительный просмотр:
ПАСПОРТ УЧЕБНОГО КАБИНЕТА
Предмет Русский язык и литература
Ответственный Смирнова Надежда Эксановна
- Оборудование кабинета
Технические средства обучения
№ п/п | Наименование | Имеется в наличие | Необходимо приобрести | Сроки |
1. | Графопроектор «Лектор» | + | ||
2. | Фильмоскоп | + | ||
3. | Компьютер | - | + | 2008-09 |
4. | Медиапроектор | - | + | 2008-09 |
Оформление постоянное
№ п/п | Наименование | Имеется в наличие | Необходимо приобрести | Сроки |
1. | Портреты лингвистов | + | ||
Стенд «Правильно выполняй работу над ошибками» | + | |||
Стенд «Образец подписи тетрадей» | + | |||
Стенд «Говори правильно» | + | |||
Стенд «Умен ты или глуп» | + | |||
Стенд «Части речи» | + | |||
Стенд «Падежи» | + | |||
Стенд «Члены предложения» | + | |||
Стенд «Разделы науки о языке» | + | |||
Репродукция картины «Золотая осень» | + | |||
Репродукция картины «Три богатыря» | + | |||
Лингвистические тренажёры: «Имя существительное», «Имя прилагательное», «Глагол» | + | |||
План анализа на уроке русского языка | ||||
АНАЛИЗ РАБОТЫ КАБИНЕТА
В течение уч. года была проведена предметная неделя, олимпиада по русскому языку, беседы в плане программы «Клуба любознательных».
Учителем были созданы тематические папки с поурочными планами и наглядным материалом по русскому языку и начата работа по литературе.
Велась работа по систематизации и ремонту наглядного и дидактического материала, изготовлены транспаранты словарных слов по всему курсу русского языка, которые хранятся в тематических папках.
Была изготовлена силами уч-ся и учителя труда полка и разделители для хранения тематических папок. Для выставки работ и поделок ими же изготовлены карманы.
За прошедший учебный год была проведена достаточно большая работа по накоплению и систематизации дидактического, наглядного материала. В основном, эта работа выполнялась зав. Кабинетом, иногда привлекались ребята, входящие в актив кабинета. Оказывала помощь в работе кабинета школьный библиотекарь: проводились беседы с уч-ся. Родители выполняли только ремонтные работы (наклеены обои и потолки».
ПЛАН РАБОТЫ КАБИНЕТА
Обучение русскому языку и литературе в школе служит общим целям образования и воспитания личности: вооружить учащихся знаниями, необходимыми для их развития; готовить их к практической работе и продолжению образования; формирования научного мировоззрения.
Задачи: - развитие творческих способностей;
- формирование умений самостоятельно приобретать и применять знания;
- формирование научных знаний учащихся о языке и литературе;
1. Для этого провести в учебном году следующие мероприятия:
- Провести согласно календарю предметную неделю (январь);
- Выставка новинок литературы;
- Выставка поделок, рисунков учащихся;
- Конкурс чтецов;
- Олимпиада по русскому языку;
- Сохранность мебели и оборудования кабинета и его оформления.
- Накопление методической и материальной базы.
- Увеличение оснащенности кабинета ТСО.
- Анализ проведенной работы за учебный год.
- Методическое обеспечение кабинета
Наглядный материал
№п/п | Наименование | Имеется в наличии | Необходимо приобрести | Сроки |
Дидактический материал для индивидуальной работы
№ п/п | Наименование | Имеется в наличие | Необходимо приобрести | Сроки |
1 | ||||
2 | ||||
3 | ||||
4 | ||||
5 | ||||
6 | ||||
7 |
Раздаточный материал
№ п/п | Наименование | Имеется в наличие | Необходимо приобрести | Сроки |
1 | Перфокарты по синтаксису и пунктуации | |||
2 | Перфокарты по орфографии | |||
3 | Ракетки | |||
4 | Карточки для идивидуальной работы | |||
5 | ||||
6 | ||||
Поурочные, тематические, календарно-тематические планы
№ п/п | Наименование | Имеется в наличие | Необходимо сделать | Сроки обновления |
1 | тематические планы русскому языку | ежегодно | ||
5 кл | + | ежегодно | ||
6кл | + | ежегодно | ||
7кл | + | ежегодно | ||
8 кл | + | ежегодно | ||
9кл | + | ежегодно | ||
2 | тематические планы по литературе | ежегодно | ||
5 кл | + | ежегодно | ||
6кл | + | ежегодно | ||
7кл | + | ежегодно | ||
8 кл | + | ежегодно | ||
9кл | + | ежегодно | ||
3 | Поурочные планы русскому языку | |||
5 кл | + | ежегодно | ||
6кл | + | ежегодно | ||
7кл | + | ежегодно | ||
8 кл | + | ежегодно | ||
9кл | + | ежегодно | ||
4 | Поурочные планы по литературе | |||
5 кл | + | ежегодно | ||
6кл | + | ежегодно | ||
7кл | + | ежегодно | ||
8 кл | + | ежегодно | ||
9кл | + | ежегодно |
Учебно-методические комплексы
По русскому языку и литературе.
№ п/п | Наименование | Имеется в наличие | Необходимо приобрести | Сроки |
1 | Т.А. Ладыженская. Русский язык. 5 кл. | + | ||
2 | Дидактический материал по русскому языку. 5 кл. | + | ||
3 | Т.А. Ладыженская. Обучение русскому языку в 5 кл. | + | ||
4 | Г.А. Богданова. Уроки русского языка в 5 классе | + | ||
5 | М.Т.Баранов. Русский язык. 6 кл. | + | ||
6 | М.Т.Баранов. Обучение русскому языку в 6 кл. | + | ||
7 | Г.А. Богданова. Уроки русского языка в 6 классе | + | ||
8 | Дидактический материал по русскому языку. 6 класс | + | ||
9 | М.Т.Баранов. Русский язык. 7 кл. | + | ||
10 | Дидактический материал по русскому языку. 7 класс | + | ||
11 | Г.А. Богданова. Уроки русского языка в 7 классе. | + | ||
12 | М.В. Фёдорова. Уроки русского языка в 7 классе. | + | ||
13 | С.Г.Бархударов. . Русский язык. 8 кл. | + | ||
14 | Дидактический материал по русскому языку. 8 класс | + | ||
15 | Г.А. Богданова. Уроки русского языка в 8 классе | + | ||
16 | Н.В. Егорова. Поурочные разработки по русскому языку в 8 классе. | + | ||
С.Г.Бархударов. . Русский язык. 9кл | + | |||
17 | Дидактический материал по русскому языку. 9 класс | + | ||
18 | Н.В. Егорова. Поурочные разработки по русскому языку в 9 | + | ||
19 | В.Я. Коровина Литература 5 класс | + | ||
20 | В.Я. Коровина Читаем, думаем, спорим. 5кл | + | ||
21 | В.П.Полухина Литература 6 класс | + | ||
22 | В.П.Полухина. Читаем, думаем, спорим. 6кл | + | ||
23 | В.Я. Коровина Литература 7 кл. | + | ||
24 | Читаем, думаем, спорим. | + | ||
25 | В.Я. Коровина Рабочие тетради №1-4 7 кл | + | ||
26 | В.Я. Коровина Литература 8 класс | + | ||
27 | В.Я. Коровина Читаем, думаем, спорим. 8кл | + | ||
28 | В.Я. Коровина Рабочие тетради №1-3 8 кл | + | ||
29 | В.Я. Коровина Литература 9 класс | + | ||
Материалы к олимпиадам
№ п/п | Наименование | Имеется в наличие | Необходимо приобрести | Сроки |
1. | Задания для олимпиады по русскому языку | + | ||
2 | Задания для олимпиады по литературе | + | в течение года | |
Каталог библиотеки кабинета
Русский язык
№ п/п | Наименование | Имеется в наличии | Необходимо приобрести | Сроки |
1. | Д.Э Розенталь Русский язык для 9-11 кл. | + | ||
2. | Н.Н.Ушаков. Внеклассные занятия по русскому языку в нач. Кл. | + | ||
Т. А. Ладыженская Развивайте дар слова. | + | |||
Л.М.Зельманова. Кабинет русского языка в средней школе 2 шт | + | |||
Л.М.Зельманова. Наглядность в преподавании русского языка. | + | |||
Н.Н.Ушаков. Внеурочная работа по русскому языку. | + | |||
Современный русский язык ( сборник упражнений) | + | |||
Р.А.Московкина. Изучение сложных предложений в школе. | + | |||
З.А. Потиха. Лингвистические словари. | + | |||
М.Т. Баранов. 2шт | + | |||
Т.В.Краузе. Сборник диктантов по пунктуации. | + | |||
Хлебникова. Сборник текстов для закрепления навыков правописания. | + | |||
Г.К. Лидман-Орлова. Сборник задач и упражнений по русскому языку в 6 классе. | + | |||
П.Ф.Ивченко. Обучение изложениюв 5 – 9 классах | + | |||
Э.Ш. Бенцианова. Сборник диктантов по русскому языку в 8 классе. | + | |||
Г.П. Соколова. Уроки русского языка в 5 классе. | + | |||
+ | ||||
Т.А. Ладыженская Обучение русскому языку в 7 – 8 кл. | + | |||
+ | ||||
В.В.Бабайцева. Русский язык в 7 кл | + | |||
И.Д. Морозова. Виды изложений и методика их проведения. | + | |||
Ю.С.Пичугов. Обучение сочинению на свободную тему. | + | |||
Т.А. Ладыженская. Система обучения сочинениям на уроках русского языка. | + | |||
М.Т.Баранов. Русский язык в 5-6кл. | + | |||
А.В.Дудников. Методика синтаксиса и пунктуации. | + | |||
А.В.Дудников Методика изучения грамматики в восьмилетней школе. | + | |||
В.П. Озёрская «Изучение морфологии на синтаксической основе» | + | |||
Н.М. Шанский Русский язык. Лексика. Словообразование. 2 шт. | + | |||
Г.И. Блинов. Методика изучения пунктуации в школе. | + | |||
А.Ф.Ломизов. Трудные вопросы пунктуации. | + | |||
Разумовская Русский язык в 8 кл. | + | |||
Т.А. Ладыженская. Уроки русского языка в 5 классе. | + | |||
Г.А. Богданова. Уроки русского языка в 5 классе. | + | |||
Г.А. Богданова. Уроки русского языка в 6 классе. | + | |||
Г.А. Богданова. Уроки русского языка в 7 классе. | + | |||
Г.А. Богданова. Уроки русского языка в 8 классе. | + | |||
М.В. Фёдорова. Уроки русского языка в 7 классе. | + | |||
Старовойтова Уроки русского языка в 8 классе. | + | |||
Н.В. Егорова. Поурочные разработки по русскому языку в 8 классе. | + | |||
Н.В. Егорова. Поурочные разработки по русскому языку в 9 | + | |||
Бабайцева. Обучение русскому языку в 9 классе. классе. | + | |||
Л.М.Рыбникова. Сборник текстов для изложения. | + | |||
Изложение по русскому языку в 9 кл. (справочное пособие) | + | |||
Г.М. Шипицына. Изложения, сочинения, творческие задания, анализ текста, словарная работа. 5 кл. | + | |||
Г.М. Шипицына. Изложения, сочинения, творческие задания, анализ текста, словарная работа. 6 кл. | + | |||
Г.М. Шипицына. Изложения, сочинения, творческие задания, анализ текста, словарная работа. 7 кл. | + | |||
Г.М. Шипицына. Изложения, сочинения, творческие задания, анализ текста, словарная работа. 8 кл. | + | |||
П.Ф.Ивченков. Обучение изложению в 5-9 кл. | + | |||
Е.К.Францман. Сборник диктантов по русскому языку 5-9 кл. | + | |||
Л.А.Виноградова. Сборник текстов для изложения4-8кл | + | |||
М.М.Стракевч. Сборник диктантов по русскому языку 7кл. | + | |||
И. Галлингер. Работа над умениями, навыками по русскому языку в 4-8 кл.. | + | |||
А.И.Купалова Самостоятельная работа по русскому языку в 8 кл. | + | |||
И.С.Кастроль. Сборник диктантов по пунктуации 7-8 кл. | + | |||
В.Н.Горшкова. Сборник диктантов по русскому языку в 5 классе. | + | |||
И.М. Подгаецкая. Воспитание у уч-ся интереса к изучению русского языка. | + | |||
Л.М.Рыбченкова. Программно-методические материалы | + | |||
Л.А. Орлова. Методическое пособие по русскому языку 5-8 кл. (таблицы, схемы) | + | |||
В.М. Бурмако Русский язык в рисунках | + | |||
И.Г.Харченко. Сборник текстов для изложения в 5-8 кл. | + | |||
Русский язык в таблицах 5-11 кл. | + | |||
Г.Г.Грани. Секреты орфографии. | + | |||
Н.М.Лебедев. Обощающие таблицы и упражнения по русскому языку. | + | |||
Каталог библиотеки кабинета
Литература
№ п/п | Наименование | Имеется в наличии | Необходимо приобрести | Сроки |
1 | Д.И.Фонвизин. Сочинения. | + | ||
2 | А.Грибоедов. Горе от ума. | + | ||
3 | Август. Поэты Алтая о В.О. войне. | + | ||
4 | Присягаем победой. ( Сборник стихов о В.О войне) | + | ||
5 | А.Гайдар. Школа. | + | ||
6 | А.И.Герцен. Детские годы. | + | ||
7 | А.Пьянов. Под голубыми небесами. | + | ||
8 | В.Близнец. Звук паутинки. | + | ||
9 | А. Журавлёва. Михаил Шолохов. | + | ||
10 | А.В.Десницкий. Иван Андреевич Крылов. | + | ||
11 | Одноактные комедии. | + | ||
12 | М.Ю.Лермонтов. Произведения на кавказские темы. | + | ||
13 | М.Ю.Лермонтов. Во всём дойти до совершенства. | + | ||
14 | А.П.Чехов. Повести и рассказы. | + | ||
15 | А.П.Чехов. Рассказы | + | ||
16 | Родные поэты | + | ||
17 | В.Г. Короленко. Повести и рассазы. | + | ||
18 | И.А.Крылов. Басни | + | ||
19 | Читаем Житие Сергия Радонежского. | + | ||
20 | М.В.ломоносов. Стихотворения. | + | ||
21 | Ю.М. Лотман. Роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин» | + | ||
22 | А.Н.Некрасов. Стихотворения. Поэмы. | + | ||
23 | И.А.Крылов. Басни. | + | ||
24 | И.А.Бунин. Антоновские яблоки. | + | ||
25 | + | |||
26 | С.фомичёв Комедия «Горе от ума» | + | ||
27 | А.Д.Алёхин. Когда начинается художник. | + | ||
28 | Л.П.Прессман. Кабинет литературы. | + | ||
29 | История русской литературы 19 века. | + | ||
30 | М.Г.Качурин. Русская литература. 9 кл. | + | ||
31 | Русская литература. Хрестоматия 9 кл (1 ч) | + | ||
32 | Русская литература. Хрестоматия 9 кл (2 ч) | + | ||
33 | Зарубежная литература. Хрестоматия 9 кл (1 ч) | + | ||
34 | Зарубежная литература. Хрестоматия 9 кл (2 ч) | + | ||
35 | В.П.Полухина. Читаем, думаем, спорим. 6кл | + | ||
36 | В.Я. Коровина. Пушкин в школе. | + | ||
37 | Е.Н.Ильин. Путь к ученику. | + | ||
38 | + | |||
39 | Н.В. Егорова. Поурочные разработки по зарубежной литературе. 5-9 кл. | + | ||
40 | В.Я. Коровина. Методическое руководство к учебнику « Родная литература для 5 кл. » | + | ||
41 | Т.С. Зепалова. Методическое руководство к учебнику « Родная литература для 6 кл. » | + | ||
42 | М.А. Снежевская. Методическое руководство к учебнику « Родная литература для 7 кл. » 2шт | + | ||
43 | Г.И.Беленький. Методическое руководство к учебнику « Родная литература для 8 кл. » | + | ||
44 | Н.А.Дёмин. Изучение творчества А.С.Пушкина в 9 кл. | + | ||
45 | Н.И.Громов. изучение русской литературы в 9кл. 2 шт. | + | ||
46 | В. Петрович. Литературные викторины для детей. | + | ||
47 | Круглый год. ( Русский земледельческий календарь | + | ||
48 | Ф.Г.Кутузов. В мире литературы. 6 кл | + | ||
49 | М.Б. Ладыгин Литература. 6 кл | + | ||
50 | Т.Ф.Курдюмова Литература 9 Кл. | + | ||
51 | Б.И.Турьянская. Литература в 7 кл. Урок за уроком | + | ||
52 | О.А.Абрамова. Русская традиционная культура Алейского района Алтайского края. | + | ||
53 | Сочинения выпускников Алтайского края. | + | ||
54 | ||||
Каталог библиотеки кабинета
Предметный указатель
Учебники
№ п/п | Наименование | Имеется в наличие | Необходимо приобрести | Сроки |
1. | Т.А. Ладыженская. Русский язык. 5 кл. | + | ||
2. | М.Т.Баранов. Русский язык. 6 кл. | + | ||
3. | М.Т.Баранов. Русский язык. 7 кл. | + | ||
С.Г.Бархударов. . Русский язык. 8 кл. | + | |||
С.Г.Бархударов. . Русский язык. 9кл | + | |||
В.Я. Коровина Литература 5 класс | + | |||
В.П.Полухина Литература 6 класс | + | |||
В.Я. Коровина Литература 7 класс | + | |||
В.Я. Коровина Литература 8 класс | + | |||
В.Я. Коровина Литература 9 класс | + | |||
Адаптированная и научно-популярная литература
№ п/п | Наименование | Имеется в наличие | Необходимо приобрести | Сроки |
1 | В.В.Одинцов. Лингвистические парадоксы. | |||
2 | Н.Г. Михайловская. Путь к русскому слову. | |||
3 | А.Кондратов. Звуки и знаки. | |||
4 | К. Яковлев. Как мы портим русский язык. | |||
5 | А.А.Леонтьев. Путешествие по карте языков мира. | |||
6 | В.И.Кодухов. Рассказы о синонимах. О.Б.Сиротинина.. Современная разговорная речь и её особенности. | |||
7 | Л.П. Крысин. Иноязычные слова с в современном русском языке. | |||
8 | В.Г. Ветвицкий»современное русское письмо» | |||
Периодические издания по предмету
№ п/п | Наименование | Имеется в наличии | Необходимо приобрести | Сроки |
1 | Русский язык в школе. Журнал | + | ||
2 | Литература в школе Журнал | + | ||
3 | Первое сентября. Русский язык. СД | + | ||
4 | Русский язык в школе. СД | - | + | В течение года |
5 | Литература в школе. СД | - | + | В течение года |
6 | ||||
7 |