Инновационная деятельность на базе КФУ
В рамках республиканской инновационной площадки (РИП) «Инновационная образовательная программа дополнительного профессионального образования «Обеспечение реализации системно-деятельностного подхода в начальной школе» на базе Института психологии и образования Казанского (Приволжского) федерального университета работаю по теме «Развитие познавательной деятельности младших школьников на основе системно-деятельностного подхода».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
урок ОРКСЭ - Багманова З.Т. | 31.43 КБ |
приложение 1 к уроку | 13.85 КБ |
работа учащихся 4 -А класса Давлетшиной А, Романовой Ю, Закировой Р, Макаровой А. | 1.11 МБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: Обычаи и обряды иудеев.
Тип урока: урок обобщения изученного материала
Цель урока:
1. Обобщение учащимися знаний о религиозных ритуалах, обычаях и обрядах в религии иудеев.
2. Формирование толерантного отношения к обычаям и обрядам различных религиозных культур.
Планируемый результат:
Личностные: толерантность как социальная и личностная ценность.
Познавательные: навыки работы с информацией, построение самостоятельного процесса поиска, исследования и совокупности операций по обработке, систематизации и использованию полученной информации.
Регулятивные: умение определять цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.
Коммуникативные: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга.
Задачи урока:
предметные – продолжить формирование представлений об отечественной религиозной культурной традиции как духовной основе многонационального многоконфессионального народа России;
метапредметные – формировать умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять общие цели пути их достижений, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности;
личностные – формировать у обучающихся образ мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий; развивать доверие и уважение к истории и культуре всех народов; развивать доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, понимание и сопереживание другим людям.
Основные понятия: синагога, раввин, Рош-ашана, Песах, Йом-кипур, Шавуот.
Материалы и оборудование: компьютер, проектор, экран, листы формата А3, маркеры, фломастеры, цветные карандаши, клей-карандаш, учебник, иллюстрации и тексты для групповой работы по обычаям в иудаизме, магниты, фрагменты еврейской музыки.
Формы и виды учебной деятельности: беседа, комментированное чтение, устный рассказ по теме, самостоятельная работа, групповая работа.
Дидактическое обеспечение урока: презентация.
Список учебной и дополнительной литературы:
- учебник «Основы духовно- нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур народов России»: учебник для 4 класса общеобразовательных учреждений / А.Н. Сахаров, К. А. Кочегаров; под общ.ред.чл.-корр. РАН А. Н. Сахарова. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2011. – 144с.
- Членов М.А. Основы религиозных культур и светской этики. Основы иудейской культуры. 4-5 классы: учеб.пособие для общеобразоват. учреждений / М.А.Челнов, Г.А.Миндрина, А.В.Глоцер. – М. : Просвещение, 2010. – 95 с. : ил.
Организация пространства: кабинетная система, расстановка мебели (рабочие места для обучающихся) для работы в 5 группах.
1.Организационный момент.
Создание положительного настроя на урок.
- Здравствуйте ребята и уважаемые гости! Давайте поприветствуем друг друга улыбками и пожелаем мысленно удачи. Пусть этот урок несет нам радость общения, наполнит сердца благородными чувствами.
- В нашей стране живут люди, которые знают и бережно хранят разные традиции. Они нередко говорят на разных языках, но хорошо понимают друг друга и все вместе составляют одну дружную семью народов России.
- И в этой семье мы уважительно и бережно относимся к каждой традиции. Мы все разные, но мы все вместе живём, трудимся, учимся и гордимся своей Родиной.
2. Актуализация опорных знаний.
- Иудаизм – древнейшая в мире монотеистическая религия, то есть вера в единого Бога (от.греч. слов «монос»-один, « теос»-Бог). Иудаизм начал формироваться во 2 тысячелетии до н.э. и первым провозгласил единого Бога Творцом Вселенной. Основы иудаизма изложены в священной книге –Тора.
Тора содержит 613 заповедей – мицвот – добрых дел, которые приближают иудеев к Богу.
Однажды к еврейскому мудрецу Гилелю пришёл язычник и сказал: «Я приму иудаизм, если ты объяснишь мне суть Торы за то время, которое я смогу простоять на одной ноге». Гилель ответил: «Не делай другому того, что ненавистно тебе самому. Это вся Тора, остальное – толкования». Это «золотое правило Гилеля».
- По представлениям иудаизма, бог господствует над всем существующим: небом и землёй, живой и неживой природой, человечеством в целом и каждом человеком в отдельности.
- Иудаизм – религия одного народа – евреев или еврейская религия. В современном русском языке слово «еврей» обозначают национальность человека, а последователя иудаизма называют иудеем, но раньше эти слова были равнозначными.
- Евреи – один из древнейших народов среди населения Земли: его возраст почти 4 тысячи лет. Что же помогло евреям, живущим во многих странах мира и среди самых разных народов в иноязычном разнообразном окружении по вероисповеданию и обычаям, сохраниться как единому народу? Несомненно, их религия, которая постоянно поддерживает национальную память и национальную идентичность еврейского народа.
- Что такое обычаи, обряды, традиции, праздники? (дети зачитывают выписки из Словаря русского языка. Ожегова)
3. Обобщение и систематизация знаний.
- Мы продолжаем изучение темы «Обычаи и обряды иудеев».
- На доске эпиграф: «Никто не знает так много, как все мы вместе».
- На прошлом уроке вы получили задания для работы по группам. Чтобы представление о религиях было более полным, мы с вами были на экскурсии и посетили мечеть аль-Марджани, Казанско-Богородицкий мужской монастырь, Синагогу и Храм всех религий.
- Сегодня на уроке мы работаем в группах. Чтобы каждому было комфортно и чтобы урок прошёл с пользой для всех, нужно помнить основные правила работы в группах:
- Помни, что вы делаете общее дело.
- Умей каждого выслушать.
- Не согласен – предлагай!
- Если не согласен с мнением других: НЕ КРИЧИ, НЕ ПЕРЕБИВАЙ. Пользуйся вежливыми фразами.
- важен не только личный результат, но и результат работы всей группы.
Если ты оказался не прав, извинись, признай свою ошибку, не упрямься. Не смейся над чужими ошибками. Помни, что ты можешь оказаться в таком же положении.
- У вас на столах есть маршрутные листы. Они индивидуальные. Подпишите их. Оцените своё участие и работу на этапах создания проекта, используя следующие обозначения: зелёный круг – доволен своей работой,
жёлтый круг – мог бы лучше работать,
красный круг – не доволен своей работой.
- По каким критериям будем оценивать нашу работу? (информационный лист должен быть интересный, понятный, аккуратный, активно использован цвет, слова написаны без ошибок, самое главное – она должна быть информативной).
Учащиеся работают в группах и оформляют информационные листы.
ФКМ - Хорошее настроение.
- Сейчас оцените работу ваших коллег в маршрутных листах. Соберите маршрутные листы и сдайте.
- Итак, теперь вы поделитесь результатами своей работы с одноклассниками.
По группам учащиеся представляют свои работы и отвечают на вопросы «из зала» в следующем порядке:
- Презентация об экскурсии. Синагога и её устройство.
(на последнем слайде задать на дом: - С какой религией нам предстоит познакомиться на следующем уроке?
- Подумайте, что бы вам хотелось узнать о буддизме и подготовьте небольшое сообщение).
- Иудейский календарь.
- Праздники иудеев, связанные с Новым годом.
- Песах. Шавуот.
- Сейчас поработаем по учебнику. Откройте учебники на с. 117.
- Начинаем читать со второго абзаца. Читаем по цепочке. Отвечаем на вопросы.
- Шабат – это . . .
- Каким днём недели по счёту считается суббота у иудеев?
- Можно ли иудеям работать в субботу?
- Что должны делать иудеи в субботу?
- Какой день недели у христиан соответствует шабату?
- Понятие «Еврейские праздники» (то есть национальные праздники еврейского народа) и понятие «Праздники иудаизма» (то есть религиозные праздники) практически означают одно и то же. Для евреев история народа и религия неразрывно связаны и равно почитаемы, собственно история народа и составляет большую часть Священной истории.
- Еще одной из отличительных черт еврейских праздников, начиная с библейской эпохи, была их массовость, вовлеченность в праздничное действо всех, без различия пола, возраста и социального статуса. В Ветхом Завете предписывается праздновать и веселиться мужчинам и женщинам, свободным и несвободным, а также живущим «среди сынов Израиля» иноземцам.
- Каковы результаты нашей деятельности? (Мы создали презентацию и информационные листы по заданным темам).
- Как вы думаете, справились ли мы с нашей целью?
- Оцените работу своих одноклассников. У вас на столах есть стикеры. «Отдайте» свой голос за понравившуюся вам работу.
- Прошу от каждой группы по одному участнику для подсчёта голосов. Спасибо.
- Молодцы.
- Мы сегодня с вами обобщили все те знания, которые у вас уже были, в единое целое. И у вас теперь есть подсказка, которую вы для себя сделали. Посмотрев на информационные листы, через некоторое время, у вас в голове всплывет нужная информация.
4. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.
- Проведём небольшой тест.
1) Евреи молятся три раза в день с покрытой головой. (+)
2) Главный день недели - суббота. В этот день нужно молиться и нельзя работать.(+)
3) Праздник Песах – это праздник Нового года.( –)
4) Шофар – это национальная одежда. (–)
5) Синагога – молельный дом. (+)
- Проверьте свою работу. Кто ответил правильно на все вопросы? Поднимите руки. Молодцы. Кто допустил 1-2 ошибки? Поднимите руки. Хорошо. Остальные я думаю, найдут ответы на интересующие их вопросы у одноклассников.
- Рефлексия (подведение итогов занятия)
- Скажите, ребята, а зачем нам знать традиции, обычаи людей разных национальностей?
- Нужны ли эти знания в жизни? (Нужны, чтобы быть осведомлённым; знать, что происходит в обществе людей, в котором ты живёшь; чувствовать себя равноправным членом общества).
- Как нужно относиться к религиозным чувствам людей, исповедующих иную веру? (Чувства верующих людей нужно уважать!
Должны уважать традиции людей разных национальностей.
Толерантно относится к другим культурам и представителям этих культур.
Развивать добрососедские отношения
Ценить других людей за их человеческие качества, а не за национальность.
И просто говорить друг другу добрые слова.
- Ребята, переверните листочки с тестами. Подумайте и ответьте на вопрос.
- Довольны ли вы своей работой на уроке? Если да, то обведите свою ладонь зелёным цветом.
- Если вы считаете, что могли бы работать лучше, то обведите ладонь жёлтым цветом.
- Поднимите и покажите мне свои ладошки, а сейчас разверните ладошки нашим гостям.
- Молодцы.
- С каким настроением вы уходите с урока?
- Поаплодируйте себе. Вы молодцы! Спасибо за работу.
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Казанско-Богородицкий монастырь
Мечеть аль- марджани Мечеть украшена золочёными наконечниками с полумесяцами и минаретом. Первый этаж — служебный. В молельных залах второго этажа своды и стены украшены лепниной голубого, зелёного, золотистого цвета и позолоченными орнаментами растительной темы . В мечети хранится надмогильный камень Мухаммад- гали бека эпохи Казанского ханства.
Снаружи красиво, а внутри красивее. В мечете организована экспозиция вещей, книг и фотографий. информации о Марджани .
Мужской зал для молитвы Сначала мы вошли в мужской зал для молитвы. Здесь молятся только мужчины. Всем понравился рельеф на стенах. На полу лежат ковры которые по-татарски называют « намазлык ». Также по середине комнаты стоит « мембэр ». Это возвышение, на которое поднимается мулла и читает намаз.
Женский зал для молитвы В молельном зале для женщин молятся только женщины. З десь по телевизору можно видеть как проходит намаз в мужском зале. Также проводят никах . Никах – это обычай похожий на свадьбу.
Синагога
Храм всех религий Архитектурное сооружение в посёлке Старое Аракчино в городе Казани, возведение которого начато в 1994 году художником, архитектором, скульптором, целителем и общественным деятелем Ильдаром Хановым . По замыслу автора и владельца комплекса, он сооружён как архитектурный символ религий, культур и цивилизаций. Службы и обряды в комплексе не проводятся .
Купола очень красивы. На куполах есть знаки: Звезда Давида, крест и полумесяц. Это означает, что это храм всех религий.
Перед Вселенским храмом есть статуя Будды.