Конкурсное задание "Методический семинар".
Предварительный просмотр:
Обобщение опыта работы.
Выдающийся американский ученый, педагог, философ профессор Джон Дьюи сказал: «Если мы будем сегодня учить так, как мы учили вчера, мы украдем у наших детей завтра». В наши дни преподавательское искусство четко диктует необходимость новых подходов к обучению. Старые методики, бывшие когда-то единственно верными, уходят в прошлое, а их место занимают новые, креативные техники преподавания, основанные на понимании пройденного материала и заинтересованности в его изучении. Современный урок технологии не может обходиться без действенных методик преподавания.
Федеральные государственные стандарты общего образования второго поколения, Закон «Об образовании», Комплексный проект модернизации образования ставят перед образованием новые задачи, направленные на воспитание нового поколения, способного к саморазвитию и совершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта, а не только освоения конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин.
Еще Ананьев Б.Г., Леонтьев А.В., Бажович Л.И. говорили о том, что, детей обучать нужно развития их познавательную активность. Харламов И.В., Шамова Т.И., Матюшкин А.М., считали, что «результативность деятельности, вызывая положительные эмоции, способствует сохранению познавательных интересов, стимулируя дальнейшую познавательную деятельность». И моя задача как учителя - не дать объем знаний, а научить учиться. Я выступаю как вдохновитель учащихся, незаметно управляющий процессом обучения. Основной принцип познавательной активности состоит в том, что знания не преподносятся в готовом виде. Учащиеся получают информацию, самостоятельно участвуя в исследовательской, проектной деятельности. Задача учителя при введении или обработке материала и во внеклассной деятельности состоит в том, чтобы все доступно объяснить и дать готовый материал. Учитель должен организовать работу учеников, чтобы они сами нашли решение проблемы.
Главная идея моей методической работы: построение такого образовательного пространства, которое позволило бы активизировать познавательную деятельность учащихся на уроках технологии с использованием ИКТ.
Актуальность. Обучение с использованием средств ИКТ позволяет создать условия для формирования таких социально значимых качеств личности как активность, самостоятельность, креативность, способность к адаптации в условиях информационного общества, для развития коммуникативных способностей и формирования информационной культуры личности. Педагогические технологии не остались в стороне от всеобщего процесса компьютеризации, поэтому, я считаю что использование информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в учебном процессе является актуальной проблемой современного школьного образования. Сегодня необходимо, чтобы каждый учитель по любой школьной дисциплине мог подготовить и провести урок с использованием ИКТ, так как теперь учителю представилась возможность сделать урок более ярким и увлекательным.
В настоящее время существует серьезная тенденция к угасанию интереса школьников к учебной деятельности. Мы живем в мире высоких информационных технологий. Проведения уроков в школе не возможно без использования компьютеров. Использование ИКТ на уроках, не только облегчает усвоение нового материала, но и представляет новые возможности для развития творческих способностей учащихся. Ученик становится активным участником учебного процесса, что проявляется в появлении стремления учиться, преодолевая трудности на пути приобретения знаний, в приложении учеником максимума собственных волевых усилий и энергии в умственной работе. Для того чтобы процесс обучения был эффективным, в центре обучения должен находиться сам ученик, т.е субъект, личность, овладевающая содержанием обучения, речевой деятельностью и речевым поведением, характерным для этого возраста. Учителю необходимо активизировать познавательную активность ученика и создать для него ситуацию успеха.
Информационно-коммуникационные технологии на уроках «Технология» применяем при изучении отдельных тем и разделов программы технологии трудового обучения. Это обуславливается следующими факторами:
1. Предусматривает, прежде всего, формирование и совершенствование практических умений, навыков учащихся в экономном ведении домашнего хозяйства, заготовке и хранении продуктов, уходе за жилищем, в способах художественной обработки материалов, моделирования и пошива одежды. Соответственно, большее количество времени должно уделяться практической деятельности учащихся на уроке.
2. Недостаточное количество наглядных пособий, нехватка инструментов и материалов для уроков технологии. Соответственно без этого невозможно достичь всех целей, поставленных учителем на уроке.
На уроке, как правило, мы практикуем выступления учителя или учеников с использованием компьютера, проектора, звуковых колонок. Чаще всего для выступления используем Microsoft Power Point в качестве программной оболочки, в которой создается мультимедийная презентация. В зависимости от выступления можем включать в свою презентацию (мультимедийный проектор) текстовые или графические фрагменты, анимацию, видеофильмы, а также музыкальное или голосовое сопровождение. Презентация может быть построена таким образом, чтобы наиболее оптимально решать поставленные на уроке задачи.
Одним из приемов активизации деятельности является сопоставление научных и житейских толкований отдельных явлений, свойств. Например, при определении свойств горячих напитков и связи этих свойств с веществами, содержащимися в чае, кофе и какао и их влияние на организм человека.
Разнообразие занимательных форм обучения на уроках (игры-упражнения, состязания, конкурсы, сигнальные карточки, образное описание событий, эпизода, рассказ-задача, игры-путешествия, шарады, загадки, курьёзы, шутки, конкурс на быстрое отыскание ошибок и т.д.) создаёт положительный эмоциональный фон деятельности, располагает к выполнению тех заданий, которые считаются трудными и даже непреодолимыми. Все формы обучения, перечисленные выше, реализовываем с помощью ИКТ, отражаем в презентации. Сочетание занимательности и иллюстративности особым образом окрашивает материал, делает процесс овладения знаниями более привлекательным.
Презентация позволяет реализовать метод кратковременных фронтально-групповых работ, которые одновременно выполняются всеми учащимися класса в группах под руководством учителя. При этом на слайдах может находиться план выполнения работы, бланк отчета о проделанной работе и форме вывода, видеосюжет, иллюстрирующий опыт или эксперимент.
Исходя из вышесказанного, можно сделать следующий вывод: использование презентации на уроке есть применение наглядного метода иллюстраций во взаимосвязи с другими методами, позволяющими развивать мышление учащихся и активизировать их познавательную деятельность. Информация, размещенная на слайде и появляющаяся в нужные моменты объяснения, заставляет учащихся пройти через все этапы мышления, использовать различные мыслительные операции.
Меня привлекает в этом методе возможность развития активности, самостоятельности, творчества, индивидуальности учащихся. На поисково-исследовательском этапе перед учащимися ставится задача реализации полученных знаний и умений на практике по выполнению изделия. Учащиеся выбирают тему проекта и выбирают модель изделия, описывают его в соответствии с планом и занимаются поиском и обработкой дополнительной информации по проекту. В частности, для 5-9 классов – это изучение истории возникновения и развития данного вида одежды, просмотр журналов мод, выбор и анализ моделей, способов обработки изделий, украшений и аксессуаров. Для 10-11 классов – подробное изучение особенностей различных видов рукоделия, различных технологий обработки материалов, поиск иллюстраций к ним, поиск, обработка и распечатка схем, рисунков. Источником информации могут быть как классические (специальные книги по рукоделию, иллюстрированные каталоги и альбомы музеев, журналы), так и современные (медиадиски, Интернет). С целью сохранности бумажной литературы учащиеся копируют нужную информацию, используя сканер, ксерокс и цифровой фотоаппарат, принтеры. Таким образом, они экономят время и силы. Доступ в Интернет предоставляет громадные возможности выбора источника информации: базовая информация на серверах сети; оперативная информация, пересылаемая по электронной почте; разнообразные базы данных ведущих библиотек, научных и учебных центров, музеев; информация о гибких дисках, компакт-дисках, видео- и аудиокассетах, книгах и журналах, распространяемых через Internet–магазины. Перед учащимися встает проблема поиска и отбора необходимой для исследования информации, решение которой во многом зависит от умения осуществлять информационный поиск в сети Internet.
Помимо поиска и обработки информации учащиеся используют ИКТ для создания банка идей (в графическом редакторе Paint, Photoshop создаются разнообразные фасоны или обрабатываются фото, в текстовом редакторе WordPad, Word пишется характеристика, резюме, в электронных таблицах Excel проводятся предварительные расчеты себестоимости изделия.)
Технический этап - самый длительный этап по времени, в ходе которого учащиеся создают свой объект проекта (изделие). Если объект проекта – вещь, созданная своими руками, то использование компьютера на данном этапе проектной деятельности не предусматривается.
На заключительный этапе учащиеся рассчитывают себестоимость изделия с помощью таблиц Excel, сравнивают с предварительными расчетами и анализируют полученные результаты. Затем проводится защита проекта. В зависимости от темы проекта, класса, уровня подготовки учащиеся могут использоваться те или иные способы защиты. Так, если это мини-проект по кулинарии, то для защиты учащиеся могут создать буклет в Microsoft Publisher, WordPad или Word. Для защиты крупных проектов используются другие технологии, в частности учащиеся используют презентации как один из видов защиты своего проекта.
В старших классах учащиеся могут заниматься проектной деятельностью на основе компьютерных технологий, что позволяет разнообразить учебную деятельность, повысить мотивацию учащихся к самостоятельному изучению предмета. При этом учащиеся не только углубляют и расширяют свои знания по теме, но и активно мыслят, привлекают для решения проблемы, ранее полученные знания, проводят синтез, анализ, обобщение и выводы, способствующие всестороннему самостоятельному рассмотрению поставленной задачи. Все это стимулирует мыслительную активность, развивает творческие способности учащихся, способствует эмоциональному удовлетворению и самоутверждению в глазах окружающих. В этом случае компьютер выступает как инструмент творчества, и одновременно идет процесс его освоения, изучения его богатых, часто скрытых возможностей.
Обучение с использованием средств ИКТ позволяет создать условия для формирования таких социально значимых качеств личности как активность, самостоятельность, креативность, способность к адаптации в условиях информационного общества, для развития коммуникативных способностей и формирования информационной культуры личности.
Поиск и обработка информации могут рассматриваться как интерактивное диалоговое взаимодействие учащихся с компьютером, при котором преследуются реальные цели коммуникации (запрос и получение информации), т.е. как человеко-машинный диалог, в котором компьютер выступает в роли партнера по коммуникации. При работе с большими объемами информации у учащихся формируются умения и навыки критического мышления, способности осуществлять выбор и нести за него ответственность, оценивать эффективность информационного поиска, определять грамотно объем предлагаемой информации, читать быстро, осмысленно текст, графики, схемы, чертежи, формулировать мысли ясно, кратко, по делу, излагать мысли в письменном виде, выполнять анализ, сравнение, классификацию.
Найденную и обработанную информацию на уроке обязательно требуется прослушать, просмотреть, проанализировать, сравнить и оценить. Ученики могут обмениваться мнениями, информацией, задавать вопросы друг другу и преподавателю. Учащиеся при этом получают навыки публичных выступлений, участия в дискуссиях, умение устанавливать и поддерживать контакты, сотрудничать и работать в команде, что предполагает учет различных точек зрения, умение анализировать.
Коммуникативные способности развиваются в проектной деятельности учащихся. Во-первых, возможность при выполнении проекта группой, способствует развитию как традиционных коммуникативных умений и навыков, так и умений и навыков, связанных с использованием для организации общения через Интернет (скайп). Во-вторых, комплексность выполняемой работы. Выполнение проекта позволяет формировать не только отдельное коммуникативное умение, но целую группу, порой разнородных коммуникативных умений, связанных, прежде всего с широтой тем проектов и использованием огромного спектра инструментов для его выполнения. В-третьих, метод проектов позволяет возвращаться к действиям, которые ученики выполняли раньше, повторять и закреплять. Организовывается цикличность в формировании коммуникативных умений, те ученики, которые не освоили тот или иной вид умений на начальных стадиях обучения имеют возможность догнать более успешных.
Информационно-коммуникационные технологии способны решать многие педагогические задачи, предоставляют совершенно новые возможности для творчества, приобретения и закрепления профессиональных навыков, позволяют реализовать новые формы и методы обучения. Мультимедийные уроки поднимают процесс на новый качественный уровень, благодаря чему у учащихся развивается исследовательский интерес. Они чувствуют себя способными и готовыми к коммуникации на основе полученных знаний и опыта. Современному ученику намного интереснее воспринимать информацию именно в такой форме, нежели при помощи устаревших схем и таблиц. Использование компьютера на уроке повышает эффективность усвоения материала.
Эффективность представленной мной системы работы подтверждается результатами конкурсов, выставок.
В перспективе для развития познавательной активности учащихся в интеграции урочной и внеурочный работы по технологии я планирую продолжить работу над усовершенствованием своих возможностей.
«Кто постигает новое, лелея старое, тот может быть учителем». Конфуций.