Конкурсное задание "Я - учитель"

Бобровская Татьяна Васильевна

Конкурсное задание "Я - учитель".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon esse_ya_-uchitel_1_variant.doc51.5 КБ

Предварительный просмотр:

Эссе

"Моя педагогическая философия, или каким сегодня  должен быть учитель? "

Многому я научился у своих наставников,
ещё более – у своих товарищей,
но более всего – у своих учеников.

Талмуд

              Я – учитель. Преподаю один из самых необходимых, по моему мнению, учебных дисциплин – технологию. Именно этот предмет учит девочек на практике полезному – владеть многими женскими знаниями и умениями, учит быть настоящими хозяйками и хранительницами семейного очага. Что может быть важнее для будущих жён и мам? Теперь знаю, это мое призвание, мой жизненный путь.  Во мне живет желание учить детей и учиться самой, творить и побуждать к творчеству.   Я наслаждаюсь общением с учениками, их любовь согревает душу, их энергия придает сил.

  Я - учитель, который входит в жизнь ребёнка и его семьи. Родители доверяют мне самое дорогое, что у них есть, – своих детей. Наверное, нет на свете ни одного родителя, которого бы не волновало, как его ребёнок будет учиться в школе, какие отношения у него сложатся с учителем, со сверстниками, насколько учение будет для него радостным и полезным. И от меня зависит, как сложится школьная жизнь ребёнка. От меня зависит, как родители будут относиться к школе, станут ли они верными соратниками, единомышленниками. Много лет я буду незримо присутствовать в семье каждого ученика. И, возможно, стану хорошим другом семьи на всю жизнь. Как же не расплескать, не растерять то доверие, которое так щедро дарят мне мои ученики и их родители?

У  Л.Н.Толстого есть высказывание: «Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, - он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он - совершенный учитель». Действительно, имея отличные знания, но не чувствуя душу своего ученика, не любя детей, педагог не будет Учителем для своих  учеников.

          Считаю, что воспитание и обучение, в процессе которого главным образом осуществляется воспитание, должны быть направлены на личностное развитие школьников, формирование высоконравственной, культурной, творчески активной и социально – зрелой личности каждого ученика.

        Нельзя ребёнка научить чему – либо, нельзя развить его способности, нельзя его воспитать, если он сознательно и эмоционально не участвует в процессе обучения, воспитания.

        Моя задача - организовать и создать условия для раскрытия способностей ребёнка с учётом его интересов, сформировать и развить мобильную саморазвивающуюся личность, способную к обучению на протяжении всей жизни, индивидуальные возможности через разные виды деятельности: познавательную, творческую, трудовую, исследовательскую. Необходимо учить ребёнка  учиться, чтобы ученик не просто действовал, но и ставил цели, умел контролировать и оценивать свои и чужие действия, творчески подходил к выполнению работы, видел продукт своей деятельности.

        Через разные виды деятельности  приобретается личный жизненный опыт, и чем он богаче, тем легче ребёнку строить взаимоотношения между собой и людьми, тем гуманнее отношение к окружающему миру,  тем содержательнее его внутренний мир.

Основной двигатель обучения – радость познания, чувство комфорта и положительные эмоции. Надо не только научить, но и заинтересовать учеников, сделать так, чтобы детям нравилось то, что они делают. Только тогда ученик с удовольствием идет на урок и с радостью выполняет поставленную задачу. Все люди в любом возрасте любят играть, рисовать, творить. Важно, чтобы дети были раскрепощены, вместе с учителем «творили» урок. Ведь не только и не столько знания определяют эффективность процесса обучения, сколько готовность и желание детей участвовать в общении, работать в группах..

Нет другого профессионала, к которому предъявляют столько требований: он должен быть честным, правдивым, знающим свое дело, компетентным, любящим свою страну, любящим своих детей, психологом человеческой души, помощником своих подопечных, вторым «родителем», морально устойчивым, требовательным, добрым, строгим, готовым к компромиссу…

Современный учитель – это профессионал, владеющий комплексом качеств. Когда надо, он артист, художник, потребуется – писатель, певец.   Учитель не только должен учить детей, но и сам способен  и должен учиться у своих учеников. Цель учителя сегодняшнего дня - не только формировать знания, умения, навыки, но и помочь каждому ребенку сформироваться как личности, развить желание и стремление в преодолении жизненных трудностей, умение правильно оценивать свои поступки, результаты своего труда. 

Быть современным учителем трудно, но возможно. Так какой же должен быть  современный учитель?  На мой взгляд, важными качествами личности учителя являются, во – первых, гуманизм, толерантность, активная жизненная позиция, педагогический такт и оптимизм, ответственность; современность педагога – стремление быть в курсе событий, происходящих во всех сферах жизни и изучение, внедрение в работу положительных новинок современного мира. Учитель, не идущий в ногу со временем, не интересен ученикам.

Думаю, что учитель должен при любых обстоятельствах уважать чувство собственного достоинства каждого ученика. Только глубокое уважение и доверие, искренняя любовь к детям, бережное отношение к их чувствам могут создать обстановку взаимопонимания. Нужно учить детей отстаивать свои убеждения, основанные на чётком представлении о добре и зле.

Как и любой человек, я люблю шутить и улыбаться, потому что в атмосфере скуки и недоброжелательности мне очень неуютно. Я всегда вспоминаю замечательные слова Мюнхгаузена: « Серьезное лицо – еще не признак ума, господа. Все глупости на Земле делаются именно с этим выражением. Вы улыбайтесь, господа, улыбайтесь!». Что можно к ним добавить? Современный учитель – человек, способный улыбаться и интересоваться всем тем, что его окружает, ведь школа жива, пока учитель в ней интересен ребенку.

Я уверена, что главное в работе учителя – развитие души, формирование характера, воспитание настоящего Человека. Для меня  очень важно никогда не останавливаться на достигнутом, а обязательно идти вперед, ведь труд учителя – это великолепный источник для безграничного творчества. Творчеством своим называю урок и вместе с детьми учусь творить.   Ведь школа - чрезвычайно важный, самостоятельный и ценный этап жизненного пути. Будут ли эти годы счастливыми и творческими или же останутся в памяти школьника заполненными мелкими конфликтами, унылой зубрежкой и скукой, - во многом зависит от атмосферы, царящей в школе, от его собственных отношений с учителями и учениками.  Все эти мысли позволяют мне придумывать, совершать и реализовывать.

Во-вторых, учитель - это профессионал. Профессионал должен дать шанс раскрыться каждому ребенку; не давить, не делить на слабых и сильных, а помочь. Ведь каждый из наших учеников – маленькая звездочка, и мы должны стараться помочь каждой звездочке стать яркой звездой. Настоящий профессионал с вниманием и уважением относится к каждому ребенку.

  Профессионал тот, кто знает, как работать в такой обстановке, кто умеет справиться с сомнениями, обладает опытом и смелостью принимать ответственные решения на основе имеющихся фактов и может, используя свое мастерство, эффективно реализовать принятые решения или восстановить ситуацию в прежнем положении, если первоначальные решения оказались неправильными, нежелательными или недейственными.  Профессионал выступает в роли мастера-практика, который оценивает сложные ситуации и использует свое видение, интуицию и здравый смысл, чтобы вынести правильное суждение и принять адекватные меры в сложившихся педагогических ситуациях.

Человечество не стоит на месте в своем развитии, оно идет вперед. Я думаю, что и современный учитель должен обладать новыми знаниями и идти в ногу со временем. Сейчас информационно-коммуникационными технологиями должен владеть любой современный учитель. Для того, чтобы уроки проходили более продуктивно, я использую в своей работе компьютер, мультимедиа, не только сама создаю презентации, но и учу детей самостоятельно подготавливать их. У них загораются глаза, они становятся более активными и сообразительными. С удовольствием отвечают на вопросы и выполняют творческие задания.

Развивается и педагогическая наука, появляются новые педагогические технологии. И тем не менее,  какие бы технологии ни изобретал человек, многое зависит и будет зависеть всегда от личности учителя, от его профессионализма, его нравственных и моральных качеств. Именно сейчас, когда многое изменилось в мире, и далеко не в лучшую сторону, когда с экранов телевизоров не сходит жестокость, насилие, пошлость, когда произошла дезориентация человека в мире ценностей, идеалов и, как следствие, наблюдаем снижение значимости гражданской и общественной культуры, как никогда возрастает роль учителя в формировании нравственно здоровой личности. И поэтому в моем представлении современный учитель – это не только профессионал своего дела, идущий в ногу с прогрессом, но это, прежде всего, человек, живущий по нравственным законам, не отступающий от моральных принципов, своего рода эталон порядочности, пример для подражания. Только формируя у себя подобные качества, учитель способен работать в современном учебном учреждении.

В-третьих, учитель - это ученик. Чтобы учить других, нужно постоянно учиться самому. Подготовка педагога в профессиональном плане — это постоянное профессиональное совершенствование. Учитель должен всю жизнь считать себя студентом педагогики, должен быть постоянно готов к переменам в соответствии с требованиями современной динамичной жизни. Об этом и говорится в национальной образовательной инициативе «Наша новая школа».

Л.Н. Толстой верно заметил: «Не тот учитель, кто получает воспитание и образование учителя, а тот, у кого есть внутренняя уверенность в том, что он есть, должен быть и не может быть иным…».

Вдохновение – это основная составляющая настоящего учителя, способного стать неповторимым.  Где же искать эти источники вдохновения?

Я нахожу вдохновение, в первую очередь, в детях, в постоянном  общении с ними. Важно общение не только на уроке, но и во внеурочное время, когда из учителя мы превращаемся в собеседника,  друга, которому  можно открыть свои тайны.  

Второй источник вдохновения – это  опыт и энтузиазм коллег.  Мне  повезло с учителями и коллегами, частицы их педагогического опыта бережно добавляю в свою  педагогическую копилку.

М. Горький утверждал: «Плох тот учитель, который не учится или учится совсем мало». Я учусь, работая над собой, учусь, когда передаю свои знания другим. Поэтому третьим источником вдохновения для меня является общение с наукой,  поиск интересного материала не только в книгах, но и  в современных условиях развития технологий мирового информационного пространства.

 В работу подключаю свою семью, потому что это неотъемлемое звено моих задумок.  Мой муж, Бобровский Виктор Николаевич, пишет стихи. Видя, сколько времени я уделяю своей работе, он написал эти строки:

Ученье – свет, а неученье – тьма,

Но школа знаний базовых обитель,

Нам в ней дорога в жизнь была дана

Людьми с высоким званием Учитель.

       А ещё он отлично рисует, мастерит, поэтому часто помогает в создании классных и внеклассных мероприятий, за что я ему очень благодарна. Получается, что он незримо участвует в воспитании моих десятиклассников.

   Чем больше я работаю, тем больше понимаю, что вершины педагогического мастерства не существует. Постигая одну истину,  стремлюсь к другой. Поэтому я в постоянном поиске педагогических решений. Для реализации задуманных планов, проектов занимаюсь самообразованием, изучаю лучшие педагогические труды, принимаю участие во всевозможных конкурсах, помогаю готовить школьные мероприятия, конкурсы и олимпиады.

В-четвертых, учитель - это исследователь. На мой взгляд, смысл педагогических исследований состоит не в поиске частных нововведений косметического характера, не в замене одной «плохой» технологии на другую «хорошую», а в стремлении к глубинному, сущностному изменению образования, прежде всего через постоянное переосмысление своих собственных ценностей, изменение ценностных ориентаций. Учитель-исследователь постоянно находится в процессе осмысления через самопознание, самооценку и самопрогнозирование. Творческая активность и вдохновение являются «пусковым механизмом» в становлении учителя - исследователя.  Именно на это современного учителя ориентирует «Профессиональный стандарт педагога».                                 

        Я убеждена, что процесс развития личности ребёнка должен строиться на тесном духовном общении, когда учитель вместе с учениками переживает радость побед и горечь утрат, когда учитель любит своих учеников такими, какие они есть, когда общение построено на доверии и уважении, когда учитель делает свои знания достоянием учеников. И тогда тот огонёк души, который дан детям  от рождения, будет разгораться, становиться ярче и теплее, согревая нашу жизнь.

Учитель – гражданин – это пятая составляющая слова «учитель». Придумывай, твори и пробуй, но помни, что все это для детей, для школы, в которой ты работаешь, для общества, в котором выступаешь как публичная личность.

Учитель - гражданин должен не только сам совершенствуется в профессиональном плане, но и помогает развиваться своим коллегам, делится накопленным опытом. Стаж моей работы учителем более тринадцати лет. Всегда рада поделиться накопленным опытом и научиться чему-то новому от коллег.

Таким образом, могу сказать, что для меня учитель это не просто профессия – это образ жизни. Стараюсь в своей жизни и работе не забывать о пяти составляющих понятия «учитель»: личность, профессионал, ученик, исследователь и гражданин.

 Путь настоящего современного учителя - это путь Данко, отдавшего свое сердце людям. Этот веление души, это призвание – служить детям и помнить: ученик – это не чистый лист, куда учитель может записать свое представление о мире. Это неповторимая уникальная личность, имеющая свой жизненный опыт и свое мировосприятие, поэтому только совместный путь, познание мира вместе. Ежедневное и ежеминутное сотворчество на уроках рождает атмосферу доброты и понимания, желание идти дальше по этой дороге Добра.
        В этом и состоит смысл моей жизни — гореть желанием учить, зажигать сердца моих учеников успехом, радостью познания мира и, конечно, любовью. Закончить свою работу хочется словами из стихотворения Петелиной Г.П.:

« В нашей жизни все неповторимо,
Так ведется издавна, в веках,
            Только лишь одно бесспорно, зримо:
 Кто учил – живет в учениках».