Рекомендации по изготовлению тактильных дощечек

Варикова С.Е.

Здесь вы сможете получить рекомендации по изготовлению тактильных дощечек

Скачать:


Предварительный просмотр:


ТАКТИЛЬНЫЕ ДОЩЕЧКИ

Тактильная память это способность запоминать ощущения от прикосновения к различным предметам. Основа работы с «тактильными дощечками» — развитие тактильной памяти.

Цели. Развитие восприятия окружающего мира; развитие воображения, фантазии; развитие речи, умения выражать словами свои ощущения от прикосновения.

Материал. Набор из 10—45 дощечек с разной шероховатостью поверхностей.

Изготовление дощечек:

а) вырезать из толстого картона или любого другого жест кого материала 10—15 дощечек размером 5x10 см;

б) на одной стороне каждой дощечки написать ее порядковый номер от 1до15;

в) все дощечки должны быть разными на ощупь, для этого следует:

  • на дощечку №1 наклеить кусочек натурального или искусственного меха;
  • на дощечку №2 - наждачную бумагу (она должна быть жесткой и шершавой);
  • на дощечку №3 - кусочек мягкой ткани (байка, фланель);
  • на дощечку №4 накапать расплавленный воск
  • от свечи, чтобы на поверхности образовались застывшие капли;
  • на дощечку №5 наклеить кусок веревки или толстый шнурок (зигзагообразно):
  • на дощечку №6 - спички или маленькие тонкие палочки;
  • на дощечку №7 - скорлупки ел орехов;
  • на дощечку №8 — фольгу или целлофан, ее поверхность должна быть гладкой:
  • на дощечку №9 наклеить бархат или бархатистую ткань;
  • на дощечку №10 - рубчатую ткань (вельвет);
  • на дощечку №11 - крупу (греча или перловка);
  • на дощечку №12 - чешуйки от шишки;
  • на остальные дощечки можно наклеить те материалы, которые сочтете нужным (мелкая крупа, разломанные кусочки палочек, засушенный листок и т.п.).

Этапы работы:

  1. Дать сигнал ребенку, чтобы он закрыл глаза.
  2. Вложить в его руки дощечку с установкой ее потрогать.
  3. Спросить у ребенка, что ему это напоминает, когда он трогает (гладит) дощечку (пушистого котика, колючего ежа, зубастого волка и др.).
  4. Взять у ребенка дощечку и дать установку, чтобы он открыл глаза.

Правило: для игры с ребенком желательно использовать от 1 до 3 дощечек, в зависимости от возраста.



Предварительный просмотр:

Игры с тактильными дощечками

Игра №1:

        - Разложите дощечки в ряд по порядку номеров от 1 до 10.

        Предложить ребёнку закрыть глаза и тщательно, не торопясь ощупать поверхность каждой дощечки. Пусть малыш запомнит, какие они на ощупь и в каком порядке лежат. Затем ребёнок пробует на ощупь разложить дощечки в прежнем порядке.

Игра №2:

      Ребёнок берёт  дощечку №1(на которой мех). С закрытыми глазами ощупывает. Спросите, что напоминает поверхность? Он может сказать, что кошку или шубу или даже газон, с коротко подстриженной травой. Пусть малыш фантазирует!

      Теперь трогаем дощечку №4. Прикасаясь к ней можно представить кочки на болоте или капли варенья на блюдце и пр. Спросите вашего ребёнка, что представляет он, когда дотрагивается до этих дощечек? Не торопите малыша, он должен сосредоточиться и представить картинку перед глазами. Игру можно усложнить, если попросить ребёнка нарисовать, то, что напоминала ему та или иная дощечка.

Игра №3:

      У вас и вашего ребёнка, наверняка много знакомых и родственников (детей и  взрослых). Поиграйте с ребёнком в весёлую игру. Представляйте, что каждая дощечка – это кто – то из знакомых. Дощечка №1, например, папа (или  дед). Потому что у него такая же мягкая пушистая борода. Дощечка №8  (пустая) – сосед Вася, потому что лысый. Детвора с удовольствием играет в смешные «представлялки».  Игру можно усложнить, если предложить нарисовать, кого напоминает дощечка.

Игра  №4:

       Более сложная игра для детей, с которыми вы уже развивали память и воображение. Предложите ребёнку составить сказку или мультфильм из дощечек. Например: «Я иду по мягкой траве (берёт дощечку №1). Вижу дом с шершавой стеной (берёт дощечку № 2). В домике есть окно (дощечка с гладкой поверхностью). Вдруг пошёл дождик и на стекле появились капли (дощечка с воском). И так далее. Побуждайте ребёнка фантазировать.                              

Игра №5:

      Предложите ребёнку ощупать дощечки и разложить их на приятные и неприятные. Попросите объяснить, почему. Например: дощечки №1,8,3 – приятные, потому что они мягкие, пушистые, гладкие и т.д. Дощечки №2 и 7 – неприятные, потому что колючие, шершавые и т.д. Игру можно усложнить, предложив ребёнку разложить дощечки от самой неприятной до самой приятной.