Исследовательские проекты для детей с нарушениями зрения

Грибова Олеся Петровна

Предварительный просмотр:

Всероссийский конкурс им. Л.С.Выготского

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ  ПРОЕКТ

для детей с глубокими нарушениями зрения

старшего дошкольного возраста

«АХ,  КАК  ПАХНЕТ!»

Картинки по запросу ребенок в очках нюхает

 

Автор-разработчик:

Грибова Олеся Петровна,

учитель-дефектолог

МБДОУ МО г. Краснодар

«Детский сад

комбинированного вида № 13»

г. Краснодар

2019 год

Актуальность:

Дети познают окружающий мир при помощи всех органов чувств: зрительные, слуховые, кожные, обонятельные, вкусовые и вибрационные ощущения, взаимно дополняя друг друга, дают более полное и правильное представление о предметах и явлениях окружающей действительности.

Обоняние является частью сенсорной системы человека, это способность к восприятию и различению запахов. Обычные люди часто не задумываются, какую информацию получают при помощи обоняния, а ведь нос человека способен различать до 10 000 запахов.

 Обоняние дает людям возможность наслаждаться приятными запахами и избегать вредных веществ, узнавать по аромату многие продукты питания и не употреблять в пищу испорченную еду, дистанционно определять свое местонахождение по постоянным запахам-ориентирам (булочная, аптека и пр.), вовремя реагировать на опасность в случае пожара или утечки газа.

Говорят, что у детей с глубокими нарушениями зрения все органы чувств обострены, что у них уровень слуха, осязания, обоняния выше, чем у нормально видящего, что эти чувства у него развиваются сами по себе, как бы автоматически. К сожалению, это не так.

Слепого или слабовидящего ребенка нужно специально обучать умению пользоваться сохранными анализаторами. Спонтанно эти знания не накапливаются и навыки полисенсорного восприятия не формируются. Без необходимых тренировок ребенок не сумеет правильно пользоваться слуховой, осязательной или обонятельной информацией, поступающей к нему из окружающего мира. И чем раньше начинать соответствующее обучение, тем выше и качественнее будет результат.

Активная тренировка сохранных анализаторов компенсирует недостатки зрения в процессе познания окружающего мира, когда дети уверенно двигаются в пространстве, делают меньше ошибок при узнавании предметов, быстрее адаптируются в незнакомом месте.

Тифлологом Плаксиной Л.И. разработаны специальные (коррекционные) программы для детей с нарушениями зрения, в том числе программы по развитию зрительного восприятия, осязания и мелкой моторики. В программы по социально-бытовой ориентировке и ориентировке в пространстве автором включены отдельные задачи по развитию сохранных анализаторов.

Целостной программы по развитию обонятельного восприятия слепых и слабовидящих дошкольников не существует. А ведь дети с нарушением зрения имеют обедненный запас обонятельных представлений, слабо дифференцируют запахи, не осознают возможностей анализаторных функций органа обоняния. Умение пользоваться информацией, получаемой с помощью обоняния, расширит познавательные возможности детей с нарушениями зрения, облегчит их пространственную, бытовую и социальную ориентировку, обогатит представления об окружающем мире, наполнит ребенка новыми эмоциональными переживаниями.

Содержание проекта:

Опыт и история:

По сенсорному воспитанию детей с нарушениями зрения в настоящее время написаны и утверждены Министерством образования и науки только две программы: по развитию у детей зрительного восприятия и по развитию осязания и мелкой моторики. При разработке проекта «Ах, как пахнет!» мы опирались на программу по развитию обоняния у детей с нарушениями зрения, составленную и апробированную на базе ГОУ «Начальная школа – детский сад» для детей с нарушением зрения № 1697 г. Москвы и школы № 39 для слепых и слабовидящих детей г. Новосибирска.

Тип проекта:

Долговременный, исследовательский, межпредметный, групповой.

Целевая группа: Дети старшего дошкольного возраста, имеющие глубокие нарушения зрения (слабовидящие и слепые), и их родители.

Срок реализации проекта: 1 учебный год (9 месяцев).

Цель проекта:

Создание условий для формирования у детей с глубокими нарушениями зрения недостающих поисковых способов ориентировки в окружающем мире – ориентировки с помощью обоняния.

Задачи проекта:

1) Расширять элементарные представления об обонянии как органе чувств, строении носа и его функциях.

2) Способствовать осознанному бережному отношению к органу обоняния и уходу за ним.

3) Пробудить интерес к миру запахов и активному использованию обонятельной чувствительности для получения информации о предметах и явлениях окружающего мира.

4) Совершенствовать обонятельное восприятие через:

- развитие умения различать запахи и дифференцировать их;

- развитие умения определять источник запаха, его направление и удаленность;

- развитие обонятельной памяти и обонятельного внимания;

- использование обоняния в процессе общения с другими людьми и при ориентировке в окружающей среде.

5) Отработать навыки техники безопасности при вдыхании незнакомых запахов.

6) Обогащать активный словарь детей через описание запахов различных предметов и явлений окружающего мира.

7) Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, привычку сообща заниматься выбранным делом.

8) Развивать наблюдательность и любознательность дошкольников с глубокими нарушениями зрения.

9) Развивать первичные навыки проектно-исследовательской деятельности, оказывать помощь в оформлении ее результатов.

10) Привлекать родителей к участию в исследовательской деятельности детей.

Распределение деятельности по этапам проекта «Ах, как пахнет!»:

Этап

Деятельность педагогов

Деятельность детей

Этап 1. Формулировка проблемы и исследовательской задачи

Создают проблемную ситуацию.

Формулируют проблему.

Определяют задачи.

Осознают и личностно воспринимают проблему.

Обсуждают с родителями, уточняют и принимают задачи проекта.

Этап 2. Поиск ответов на вопросы. Использование обонятельной чувствительности в познавательной деятельности

Организуют работу над проектом.

Побуждают детей к решению проблемных ситуаций, активизируют их инициативу.

Оказывают практическую помощь.

Дают необходимые консультации и рекомендации.

Следят за выполнением правил техники безопасности при вдыхании незнакомых запахов.

Планируют совместную деятельность.

Отбирают необходимые вещества и приспособления для экспериментирования и продуктивной деятельности.

Ищут решение задач.

Этап 3. Презентация полученных результатов. Конкурсно-игровая программа «Этот удивительный мир запахов»

Организуют проведение конкурсно-игровой программы совместно с родителями дошкольников «Этот удивительный мир запахов»

Участвуют в конкурсно-игровой программе. Делают вывод о решении проблемы.

Этап 4. Закрепление и систематизация знаний. Постановка новой проблемы

Создают условия для постановки новой проблемы.

Применяют полученный опыт в самостоятельной познавательно-практической деятельности.

Определяют цель нового проекта.

Описание этапов реализации проекта:

Этап 1. Формулировка проблемы и исследовательских задач.

На реализацию первого этапа проекта отводится 1 неделя.

Педагоги (воспитатель и учитель-тифлопедагог) создают проблемные ситуации, в ходе которых слепые и слабовидящие дети приходят к выводу о том, что им не хватает обонятельных представлений, что они не соотносят запах с издающим его предметом, не знают многих ароматов, не локализуют источник запаха в пространстве.

Ребята получают задание обсудить данные проблемные ситуации дома с родителями и попытаться сформулировать исследовательские вопросы.

Далее происходит коллективное обсуждение с детьми сформулированных дома с родителями исследовательских вопросов, совместное определение исследовательских задач и планирование исследовательской деятельности.

Этап 2. Поиск ответов на вопросы. Использование обонятельной чувствительности в познавательной деятельности.

В течение 8 месяцев в послеобеденное время педагоги (воспитатель и учитель-тифлопедагог) организуют с дошкольниками игровые ситуации, в ходе которых дети в экспериментально-исследовательской деятельности самостоятельно получают ответы на свои вопросы и формулируют результаты исследований.

Количество проведенных в неделю экспериментов будет зависеть от тематического плана, составленного педагогами (см. Приложение 1), от уровня сформированности у дошкольников коррекционно-компенсаторных знаний, умений и навыков, от начального уровня развития обонятельного восприятия.

Структура проведения игр-экспериментирований следующая:

1) постановка, формулирование проблемы (познавательной задачи);

2) выдвижение предположений, отбор способов проверки, выдвинутых детьми;

3) проверка гипотез;

4) подведение итогов, вывод;

5) фиксация результатов;

6) вопросы детей.

Важно помнить, что обонятельные ощущения имеют предметный характер. Каждому веществу присущ свой, характерный только для этого вещества запах. Поэтому обонятельные ощущения приобретают для слепых и слабовидящих детей сигнальное значение и несут им информацию о наличии в окружающем пространстве тех или иных веществ, предметов, объектов.

Каждое вещество и каждый предмет, издающий запах, должны быть обследованы с помощью осязания (руками) или с помощью специальных инструментов. Только после обследования источника запаха у дошкольника с нарушением зрения возникает образ реального вещества, предмета. Надо, чтобы дети обследовали с помощью осязания как можно больше предметов, издающих запахи.

Следует также учитывать, что обонятельные ощущения обладают способностью быстрой адаптации. Поэтому, проводя упражнения по развитию обонятельной чувствительности, необходимо часто сменять изучаемые пахучие вещества. Одновременное восприятие нескольких запахов приводит к ослабленному ощущению каждого из них или ощущению как одного нового.

Второй этап проекта начинается с формирования представлений о возможностях органа обоняния. Дети узнают, зачем им нужен нос, знакомятся с внешними признаками этого органа обоняния и его функциональными возможностями при различении обонятельных характеристик предмета путем активного обследования его осязаемых признаков.

Обсуждается значение обоняния для слепых и слабовидящих людей. Отрабатываются правила ухода за полостью носа (умение правильно сморкаться и пользоваться носовым платком, правильно дышать).

Отдельно изучается техника безопасности при вдыхании запахов незнакомых веществ: держа емкость с запахом на небольшом расстоянии от носа, втягивая ноздрями воздух, нагоняя запах из пузырька к носу ладонью руки.

Проводится беседа с дошкольниками о последствиях воздействия на организм человека запахов, вредных для здоровья, о проявлении аллергической реакции на запах.

Примерный перечень игр-экспериментирований:

- «Как мы дышим и зачем?»;

- «Кто чем дышит?» (сравнение органов обоняния человека, животных, птиц, насекомых);

- «Такие разные носы» (сравнение носов разных людей);

- «Что будет, если исчезнут запахи?»;

- «Как правильно ухаживать за носом?»;

- «Как обоняние оберегает нас?»;

- «Вредные запахи»;

- «Чем полезна дыхательная гимнастика?»;

- «Рассуждалки» (обсуждение пословиц, поговорок, крылатых фраз, отгадывание загадок о носе и запахах).

Далее начинается самая интересная работа по изучению запахов. Ребенок учится концентрироваться на запахе, узнавать его, запоминать и потом называть.  Для более легкого запоминания запахи можно ранжировать на определенные группы:

- пищевые запахи (продукты питания);

- непищевые запахи (материалы, из которых изготовлены предметы);

- растительные запахи (овощи, фрукты, цветы комнатные и садовые, кустарники, деревья, лекарственные травы и т.д.);

- парфюмерные запахи (дезодорант, духи, одеколон и др.);

- медицинские запахи (мази, микстура, спирт, капли, корвалол и др.);

- запахи моющих средств (стиральные порошки, сорта мыла и т.д.);

- бытовые запахи (хозяйственное мыло, шампунь, зубная паста и т.д.);

- технические запахи (лак, краска, ацетон, бензин, технические масла);

- приятные и неприятные запахи, запахи человеческого тела;

- «топографические» запахи (т.е. запах мыла соотносится с ванной комнатой, запах глины – с мастерской);

- запахи улицы (городской, сельской), сквера (парка, леса, поля) в различное время года;

- запахи опасности (гарь, дым, газ, химические вещества и т.д.).

Если работа по узнаванию и дифференциации запахов проходит успешно, детям можно предложить более высокий уровень поисковых заданий – учиться различать составные, более сложные ароматы (например, обычный чай и чай с добавлением мяты, салат со свежим огурцом и без него, свежевыстиранный надушенный и ненадушенный носовой платок и др.).

Примерный перечень игр-экспериментирований:

- «Фрукт или овощ?»;

- «Съедобное – несъедобное»;

- «Узнай по запаху»;

- «Какой предмет держали в руках?»;

- «Понюхай и найди предмет, который так пахнет»;

- «Расскажи, как пахнет названный предмет»;

- «Опиши запах»;

- «Изменится ли вкус из-за запаха?»;

- «Назови вид запаха»;

- «Подбери пару»;

- «Пахнет – не пахнет»;

- «Разложи предметы на группы по запаху, который они издают»;

- «Подбери по запаху овощи на салат»;

- «Какой продукт испортился?»;

- «Купи на рынке только свежие продукты»;

- «Подбери нужный предмет по запаху ароматической свечи»;

- «Что повар приготовил на обед?»;

- «Приятный – неприятный»;

- «На какую часть тела товарищу нанесли крем (духи, глину, эфирное масли и т.п.)?»;

- «Успокаивающие и раздражающие запахи»;

- «Найди платок, который пахнет цветами»;

- «Покажи рукой, как движется ароматическая палочка»;

- «Определи по описанию, о каком запахе идет речь»;

- «Чистая и грязная одежда»;

- «Кому принадлежит эта вещь?»;

- «Близко или далеко пахнет?»;

- «Покажи мимикой свое отношение к данному запаху»;

- «Назови 10 предметов, не имеющих запаха»;

- «Любимые и нелюбимые запахи»;

- «Кто как пахнет?»;

- «Чем пахнет улица?»;

- «Что растет на участке?»;

- «Чем пахнут ремесла?».

Огромную роль в формировании обонятельного восприятия ребенка играет его семья, поскольку она не только помогает ему в практическом овладении обонятельными эталонами, сформированными в процессе реализации проекта, но и способствует расширению представлений ребенка об окружающем мире. Родители, по заданию педагогов, проводят со своими детьми экскурсии в различные магазины, аптеки, прачечные, организуют выезды в лес и т.д., чтобы расширять обонятельные представления дошкольников и продолжать формировать у них умение использовать обоняние при ориентировке в окружающей среде.

Этап 3. Презентация полученных результатов. Конкурсно-игровая программа «Этот удивительный мир запахов».

На реализацию третьего этапа отводится 1 неделя.

В это время готовится и проводится совместная с родителями воспитанников конкурсно-игровая программа «Этот удивительный мир запахов», в ходе которой слепые и слабовидящие дети презентуют полученный обонятельный опыт. Две команды (дети и их родители) соревнуются в умении использовать свое обоняние. Для родителей и слабовидящих ребят используются индивидуальные повязки для глаз. Конкурсные испытания составляются из игр-экспериментирований, которые были организованы для детей в процессе реализации проекта.

Этап 4. Закрепление и систематизация знаний. Постановка новой проблемы.

Последующие 2 недели посвящены организации педагогами игровых ситуаций, в ходе которых происходит перенос ранее известного детям обонятельного опыта в новые условия.

Происходит поэтапное включение ребенка в совместную, а затем самостоятельную деятельность, требующую опоры на обонятельную чувствительность. Проводятся дидактические игры и тренинги для использования обоняния в различных ситуациях и процессах: в учебе, игре, бытовой и пространственной ориентировке.

Примерный перечень игр-экспериментирований:

- «Что расскажет запах?»;

- «Какие воспоминания вызывает запах?»;

- «Что готовят на обед?»;

- «Покажи рукой, откуда ты чувствуешь запах»;

- «Угадай по запаху, где ты находишься»;

- «Можно ли сделать освежитель воздуха своими руками?»;

- «Узнай по запаху из окна, какая на улице погода»;

- «Найди, откуда идет запах»;

- «Что нам подскажет запах?»;

- «Идем в поход за поиском запахов»;

- сюжетно-ролевые игры «Салон красоты», «Аптека», «Магазин парфюмерии», «Супермаркет» и др.

В этот же период происходит обсуждение нового исследовательского проекта по раскрытию секретов собственного тела («О чем расскажут звуки», «Магия вкуса», «Секреты нашего организма» или др.).

Оснащение – игровой материал для сюжетно-ролевых игр и оборудование для опытно-экспериментальной деятельности:

- герметично закрывающиеся емкости;

- тематические предметы и их кусочки (части), издающие запах;

- одноразовая посуда;

- индивидуальные повязки для глаз (для слабовидящих детей);

- плакаты (для слабовидящих детей) и рельефные пособия (для незрячих дошкольников) о строении органа обоняния.

В результате реализации проекта предполагается, что:

1) ребенок с глубокими нарушениями зрения будет:

- уметь ухаживать за полостью носа, правильно сморкаться, пользоваться носовым платком и дышать через нос свободно, без затруднений;

- использовать обоняние для поддержания чистоты и опрятности собственного тела и одежды;

- соблюдать правила техники безопасности при вдыхании незнакомых запахов;

- уметь сосредотачивать внимание на запахе, узнавать и правильно называть запахи;

- уметь соотносить запах с соответствующим предметом, объектом или явлением;

- уметь дифференцировать запахи, локализовать их в замкнутом и свободном пространстве;

- использовать обонятельную чувствительность в практической деятельности (при ориентировке в быту, в знакомом и незнакомом пространстве, в процессе узнавания людей и общения с ними);

- уметь высказывать предположения и делать простейшие выводы, аргументировать свою точку зрения;

2) родители дошкольников освоят новые педагогические приемы взаимодействия с собственными детьми на основе партнерского сотрудничества.

Дальнейшее развитие проекта:

Стимулируя ребенка на использование обоняния для познания окружающей действительности, мы расширяем объем его представлений, помогаем избежать серьезных трудностей в правильном использовании информации, поступающей к нему из внешнего мира.

Проект «Ах, как пахнет!» через год его реализации не заканчивается. По совместному решению детей он может продолжать реализовываться на следующий учебный год, при этом тематический план проекта будет расширен, добавлены новые, не изученные ранее темы, а также дополнены темы, о которых дошкольники уже имеют представление.

Другим вариантом продолжения исследовательской работы может стать новый проект по раскрытию иных возможностей детского организма: развитию слухового восприятия, вкусовых ощущений и др.

Кроме того, проект «Ах, как пахнет!» актуален для использования в обычных детских садах для формирования полноценных представлений об окружающей действительности дошкольников, не имеющих нарушения зрения, т.к. обонятельный анализатор функционально полностью формируется только к 6 годам.

В условиях интегрированного или инклюзивного образования опыт данной работы окажет помощь массовым дошкольным учреждениям в адаптации и социализации воспитанников, имеющих нарушения зрения, как внутри образовательной организации, так и за ее пределами.

Приложение № 1

Примерное тематическое планирование реализации проекта «Ах, как пахнет!» при проведении игр-экспериментирований 2 раза в неделю:

Месяц

Неделя

Тема

Сентябрь

1-я неделя

Этап 1. Формулирование проблемы и исследовательских задач

Этап 2. Поиск ответов на вопросы. Использование обонятельной чувствительности в познавательной деятельности

2-я неделя

«Зачем человеку нос?»

«Кто чем дышит?»

3-я неделя

«Такие разные носы»

«Значение обоняния для слепых и слабовидящих людей»

4-я неделя

«Как правильно ухаживать за носом?»

«Техника безопасности при вдыхании запахов незнакомых веществ»

Октябрь

1-я неделя

«Как влияют на организм человека вредные для здоровья запахи?»

«Что будет, если исчезнут запахи?»

2-я неделя

«Как обоняние оберегает нас?»

«Пищевые запахи» (продукты питания). Узнавание, называние, локализация, дифференцировка, группировка запахов

3-я неделя

4-я неделя

«Непищевые запахи» (материалы, из которых изготовлены предметы; запахи, присущие определенным профессиям людей).

Узнавание, называние, локализация, дифференцировка, группировка запахов

Ноябрь

1-я неделя

2-я неделя

«Пищевые и непищевые запахи» (обобщение и закрепление)

3-я неделя

«Растительные запахи» (овощи, фрукты, цветы комнатные и садовые, кустарники, деревья, лекарственные травы и т.д.). Узнавание, называние, локализация, дифференцировка, группировка запахов

4-я неделя

Декабрь

1-я неделя

«Парфюмерные запахи» (дезодорант, духи, одеколон и др.). Узнавание, называние, локализация, дифференцировка, группировка запахов

2-я неделя

3-я неделя

«Растительные и парфюмерные запахи» (обобщение и закрепление)

«Медицинские запахи» (мази, микстура, спирт, капли, корвалол и др.). Узнавание, называние, локализация, дифференцировка, группировка запахов

4-я неделя

Январь

2-я неделя

«Запахи моющих средств» (стиральные порошки, сорта мыла и т.д.). Узнавание, называние, локализация, дифференцировка, группировка запахов

3-я неделя

4-я неделя

«Медицинские запахи и запахи моющих средств» (обобщение и закрепление)

Февраль

1-я неделя

«Бытовые запахи» (хозяйственное мыло, шампунь, зубная паста и т.д.). Узнавание, называние, локализация, дифференцировка, группировка запахов

2-я неделя

3-я неделя

«Технические запахи» (лак, краска, ацетон, бензин, технические масла). Узнавание, называние, локализация, дифференцировка, группировка запахов

4-я неделя

Март

1-я неделя

«Бытовые и технические запахи» (обобщение и закрепление)

«Приятные и неприятные запахи. Запахи человеческого тела». Узнавание, называние, локализация, дифференцировка, группировка запахов

2-я неделя

3-я неделя

«Топографические» запахи» (т.е. запах мыла соотносится с ванной комнатой, запах глины – с мастерской). Узнавание, называние, локализация, дифференцировка, группировка запахов

4-я неделя

Апрель

1-я неделя

«Запахи улицы». Узнавание, называние, локализация, дифференцировка, группировка запахов

2-я неделя

3-я неделя

«Запахи опасности» (гарь, дым, газ, химические вещества и т.д.). Узнавание, называние, локализация, дифференцировка, группировка запахов

4-я неделя

Май

1-я неделя

«О чем расскажут запахи?». (обобщение и систематизация)

2-я неделя

Этап 3. Презентация полученных результатов. Конкурсно-игровая программа «Этот удивительный мир запахов»

3-я неделя

Этап 4. Закрепление и систематизация знаний.

Проведение дидактических игр и тренингов для использования обоняния в различных ситуациях и процессах: в учебе, игре, бытовой и пространственной ориентировке.

Постановка новой проблемы.

4-я неделя



Предварительный просмотр:

Исследовательский проект

«Секреты неживой природы. Вода»

Учреждение: МБДОУ МО г. Краснодар «Детский сад комбинированного вида № 13».

Авторы: Грибова Олеся Петровна, учитель-дефектолог,

                Перадзе Виктория Александровна, воспитатель.

Участники проекта: слепые и слабовидящие дети среднего дошкольного возраста (4-5 лет).

Срок реализации проекта: 1 месяц.

Описание проекта:

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования определяет целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования, одними из которых являются любознательность, наблюдательность, попытки самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы, экспериментировать.

Среди условий, необходимых для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста, называется поддержка индивидуальности и инициативы детей в разных видах деятельности (в том числе исследовательской, проектной, познавательной и т.д.), взаимодействие с родителями посредством создания образовательных проектов.

Данные требования крайне сложно применить к детям, имеющим глубокие нарушения зрения, в силу специфики их развития.

Органические расстройства зрительного анализатора, нарушая социальные отношения, изменяя статус ребенка со зрительной недостаточностью, провоцируют возникновение у него ряда специфических установок. Неудачи и трудности, с которыми ребенок сталкивается в обучении, в игре, пространственной ориентировке, вызывают сложные переживания и негативные реакции, проявляющиеся в неуверенности, пассивности, самоизоляции, неадекватном поведении и даже агрессивности.

У детей с деривацией зрения ослаблены зрительные ощущения, а восприятие внешнего мира ограничено. Эти затруднения сказываются на степени полноты, целостности образов отображаемых предметов и действий.

Дети с нарушением зрения не имеют возможности воспринимать окружающую ситуацию в целом, им приходится анализировать ее на основании отдельных признаков, доступных их восприятию. У детей данной категории сужены понятия об окружающем мире, суждения и умозаключения могут быть не вполне обоснованы, так как реальные субъективные понятия недостаточны или искажены.

Одним из методов формирования, расширения и систематизации представлений дошкольников, имеющих нарушения зрения, является метод проектов, где ребята путем опытно-экспериментальной деятельности самостоятельно добывают знания.

Проект «Секреты неживой природы. Вода» рассчитан на месяц его реализации. Ежедневно в послеобеденное время педагоги (воспитатель и тифлопедагог) организуют с детьми познавательные игровые ситуации.

Структура проведения игр-экспериментирований следующая:

1) постановка, формулирование проблемы (познавательной задачи);

2) выдвижение предположений, отбор способов проверки, выдвинутых детьми;

3) проверка гипотез;

4) подведение итогов, вывод;

5) фиксация результатов;

6) вопросы детей.

В результате реализации проекта предполагается:

- расширение представлений слепых и слабовидящих детей об окружающем мире;

- обогащение представлений дошкольников с нарушениями зрения об объектах неживой природы;

- развитие познавательной активности детей в условиях зрительной депривации;

- освоение детьми простых форм наглядно-действенного и наглядно-образного мышления;

- освоение родителями дошкольников новых педагогических приемов взаимодействия с собственными детьми на основе партнерского сотрудничества.

Цели проекта:

Проект «Секреты неживой природы. Вода» организован с целью обогащения представлений слепых и слабовидящих детей об объектах неживой природы, встречающихся, прежде всего, в ближайшем окружении, развития у дошкольников в условиях зрительной депривации познавательной активности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению.

Задачи проекта:

1) Создавать условия для расширения представлений детей об объектах окружающего мира, о неживой природе.

2) В процессе опытно-экспериментальной деятельности расширять представления детей о свойствах воды.

3) Формировать обобщенные представления о предметах и явлениях, умение устанавливать простейшие связи между ними.

4) Совершенствовать восприятие детей путем активного использования
всех органов чувств (осязание, зрение, слух, вкус, обоняние).

5) Поощрять попытки детей самостоятельно обследовать предметы,
используя знакомые и новые способы.

6) Обогащать чувственный опыт и умение фиксировать полученные впечатления в речи.

7) Развивать наблюдательность и любознательность.

8) Развивать первичные навыки в проектно-исследовательской деятельности, оказывать помощь в оформлении ее результатов и создании условий для их презентации сверстникам и родителям.

9) Привлекать родителей к участию в исследовательской деятельности детей.

Оснащение – игровой материал и оборудование для опытно-экспериментальной деятельности с водой:

- разнообразные совочки, ведерки, формочки, лейки, воронки;

- инвентарь для экспериментов, сделанный из бросового материала.

Этапы реализации проекта «Секреты неживой природы. Вода»:

№ п/п

Этап

Описание

1

Формулировка исследовательской задачи

На реализацию первого этапа проекта отводится 2 дня.

В первый день педагоги создают проблемные ситуации, в ходе которых слепые и слабовидящие дети приходят к выводу о том, что им не хватает знаний о неживой природе. Ребята получают задание обсудить данные проблемные ситуации дома с родителями и попытаться сформулировать исследовательские вопросы.

Во второй день происходит коллективное обсуждение с детьми сформулированных дома с родителями исследовательских вопросов, совместный выбор единой исследовательской задачи.

2

Поиск ответов на вопросы

В течение 11 дней в послеобеденное время педагоги организуют игровые ситуации, в ходе которых дети в экспериментально-исследовательской деятельности самостоятельно получают ответы на свои вопросы и формулируют результаты опытов.

3

Презентация полученных результатов

На реализацию третьего этапа отводится 2 дня.

В первый день педагоги организуют обсуждение хода реализации проекта, происходит выбор каждым ребенком опыта с водой для презентации родителям. В этот же день ребята подготавливают и репетируют проведение выбранного опыта в домашних условиях под руководством родителей.

Во второй день дошкольники показывают опыты с водой присутствующим на презентации родителям, дают научное объяснение результатам опытов.

4

Закрепление и систематизация знаний

Последующая неделя посвящена организации педагогами игровых ситуаций, в ходе которых происходит перенос ранее известного детям опыта взаимодействия с водой в новые условия.

В этот же период происходит обсуждение нового исследовательского проекта по раскрытию секретов неживой природы (звук, воздух, запах, песок, глина, камень, магнетизм и пр.).

Перспективный план работы по проекту «Секреты неживой природы. Вода»:

Период

Этап реализации проекта

Тема и задачи игровых ситуаций, содержание деятельности

1 неделя

Понедельник

1 этап. Формулировка исследовательской задачи

1) Создание ситуации, в ходе которой дети приходят к выводу о том, что им не хватает знаний о неживой природе.

2) Обсуждение проблемной ситуации с родителями в домашних условиях, попытка формулировки исследовательского вопроса.

Вторник

1) Обсуждение исследовательских вопросов.

2) Совместный выбор исследовательской задачи.

Среда

2 этап. Поиск ответов на вопросы

«Какая бывает вода?»

Задачи: уточнить представления детей о свойствах воды (прозрачная, без запаха, имеет вес, не имеет собственной формы); познакомить с принципом работы пипетки; развивать умение действовать по алгоритму.

Четверг

«Какие предметы могут плавать?»

Задачи: дать детям представление о плавучести предметов, о том, что плавучесть предмета зависит не от его размера, а от его тяжести.

Пятница

«Водяная мельница»

 Задачи: дать представление о том, что вода может приводить в движение другие предметы.

2 неделя

Понедельник

«Звенящая вода»

Задачи: показать детям, что количество воды в стакане влияет на издаваемый звук.

Вторник

«Что растворяется в воде?»

Задачи: показать детям растворимость и нерастворимость в воде различных веществ.

Среда

«Горячо – холодно»

Задачи: научить определять температуру воды безопасными способами.

Четверг

«Вода – растворитель. Очищение воды»

Задачи: выявить вещества, которые растворяются в воде; познакомить со способом очистки воды – фильтрованием; закрепить знания о правилах безопасного поведения при работе с различными веществами.

Пятница

«Почему не тонут корабли?»

Задачи: выявить зависимость плавучести предметов от равновесия сил: соответствие размера, формы предмета с весом.

3 неделя

Понедельник

«Делаем мыльные пузыри»

Задачи: познакомить детей со способом изготовления мыльных пузырей, со свойством жидкого мыла: может растягиваться, образуя пленочку.

Вторник

«Твердая вода. Почему не тонут айсберги?»

Задачи: уточнить представления детей о свойствах льда: прозрачный, твердый, имеет форму, при нагревании тает и превращается в воду; дать представление об айсбергах, их опасности для судоходства.

Среда

«Путешествие капельки»

Задачи: познакомить с круговоротом воды в природе; объяснить причину выпадения осадков в виде дождя и снега; расширить представления детей о значении воды для жизни человека.

Четверг

3 этап. Презентация полученных результатов

1) Обсуждение, выбор каждым ребенком опыта с водой для презентации родителям.

2) Подготовка и репетиция проведения опытов в домашних условиях.

Пятница

Показ детьми опытов с водой присутствующим на презентации родителям, научное объяснение результатов опытов.

4 неделя

Понедельник

4 этап. Закрепление и систематизация знаний

1) Организация игровых ситуаций, в ходе которых происходит перенос ранее известного детям опыта взаимодействия с водой в новые условия.

2) Обсуждение нового исследовательского проекта по раскрытию секретов неживой природы (звук, воздух, запах, песок, глина, камень, магнетизм и пр.).

Вторник

Среда

Четверг

Пятница



Предварительный просмотр:

C:\Users\олеся\Desktop\рамка-при-руки-ержа-много-инструментов-кухни-33696771.jpg

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение муниципального образования город Краснодар

«Детский сад комбинированного вида № 13»

ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ  ПРОЕКТ

для детей с нарушениями зрения

старшего дошкольного возраста

«ЧЕМ  ПАХНУТ  РЕМЁСЛА?»

Картинки по запросу профессии

Авторы:

учитель-дефектолог Грибова О.П.,

воспитатель Перадзе В.А.,

г. Краснодар

2020 год

Актуальность:

Еще в начале ХХ века знаменитый психолог Л.С.Выготский сделал вывод о том, что «если зрячий ребенок многое усваивает по подражанию в естественном жизненном опыте, то ребенок с нарушенным зрением должен специально этому обучаться».

Действительно, в условиях зрительной депривации у дошкольников часто формируются неправильные представления о предметах и явлениях окружающей действительности, о действиях и трудовых процессах. И если ребенка специально не научить пользоваться всеми возможностями своей сенсорной системы, у него так и будет преобладать вербализм знаний.

Фраза из знаменитого стихотворения Дж.Родари: «У каждого дела запах особый», - приобретает для детей с нарушениями зрения актуальное значение, ведь предметный и трудовой мир слепые и слабовидящие дети познают при помощи сохранных анализаторов: слуха, осязания, обоняния, вкуса. Работа по социализации дошкольников с нарушениями зрения требует проведения специальных мероприятий, направленных на формирование у слепых и слабовидящих необходимых трудовых навыков, включая навыки контроля, развития или восстановления мобильности, навыков общения и др.

 В старшем дошкольном возрасте необходимо начинать работу по подготовке детей с нарушениями зрения к школе. Одним из направлений такой деятельности является приобщение к труду взрослых. Это направление выделено отдельным разделом в программе по социально-бытовой ориентировке (Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для детей с нарушением зрения) под редакцией Л.И.Плаксиной). Но того времени, что указано в программе, недостаточно для более полного и качественного погружения дошкольников с нарушениями зрения в трудовой мир.

Одним из методов формирования, расширения и систематизации представлений дошкольников, имеющих зрительные дефекты, является метод проектов, где ребята путем познавательно-исследовательской деятельности самостоятельно добывают знания. Участие в игровой, учебной и трудовой деятельности повышает их активность, развивает мотивационную сферу, стабилизирует чувствительность сохранных и нарушенных анализаторных систем, положительно сказывается на развитии высших психических функций.

Содержание проекта:

Опыт и история:

При разработке проекта были использованы Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для детей с нарушением зрения) под редакцией Л.И.Плаксиной.

Тип проекта:

Долговременный, познавательно-исследовательский, межпредметный, групповой.

Целевая группа: Дети старшего дошкольного возраста, имеющие нарушения зрения, и их родители.

Срок реализации проекта: январь – май 2020 года.

Цель проекта:

Создание условий для формирования первичных навыков социализации у детей с нарушениями зрения через знакомство с трудом взрослых.

Задачи проекта:

1) Способствовать расширению и уточнению представлений детей, имеющих нарушения зрения, о деятельности человека, о разных видах труда; воспитывать уважение к труду взрослых и его результатам.

2) Через наблюдение за трудовыми процессами уметь выделять отдельные трудовые действия и их последовательность.

3) Уточнять представления детей с нарушениями зрения об орудиях труда, их назначении, использовании, хранении.

4) Создавать условия для посильного участия детей в труде взрослых.

5) Дать возможность сориентироваться в типах профессий, выявить свои стремления, желания и наклонности.

6) Расширять словарный запас детей, активизировать речевую деятельность.

7) Помочь дошкольникам приобрести практический опыт решения проблем путем использования различных вариантов.

8) Привлекать родителей к участию в познавательно-исследовательской деятельности детей.

В соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного образования, при разработке проекта «Чем пахнут ремесла?» мы опирались на системно-деятельностный подход, который включает в себя 4 компонента: мотив, план, дело, анализ. Эту же структуру имеет и наш проект.

Распределение деятельности по этапам проекта «Чем пахнут ремесла»:

Этап

Деятельность педагога

Деятельность детей

Этап мотивации

Создает проблемную ситуацию.

Формулирует проблему.

Определяет задачи.

Осознают и личностно воспринимают проблему.

Обсуждают с родителями, уточняют и принимают задачи проекта.

Этап планирования

Побуждает детей к решению проблемных ситуаций, активизирует их инициативу.

Дает необходимые консультации и рекомендации.

Ищут решение задач.

Планируют совместную деятельность.

Этап реализации замысла

Организует работу над проектом.

Оказывает практическую помощь.

Готовятся к приему гостей.

Принимают гостей, организуют беседу, готовят ответное слово.

Этап рефлексии

Создает условия для рефлексии и постановки новой проблемы.

Готовит и проводит совместное с родителями дошкольников мероприятие «Когда я вырасту, то стану…»

Применяют полученный опыт в самостоятельной познавательно-практической деятельности.

Готовят презентацию выбранной профессии на мероприятии «Когда я вырасту, то стану…».

Определяют цель нового проекта.

Описание этапов реализации проекта:

1) Этап мотивации «Для чего мне это?».

На реализацию первого этапа проекта отводится 1 неделя.

Через беседы, организацию разнообразных игр воспитатель создает проблемные ситуации, в ходе которых дошкольники с нарушениями зрения убеждаются, что:

- не имеют четких представлений о разнообразии трудовой деятельности взрослых, даже своих близких родственников;

- не знают о конкретных действиях некоторых профессий;

- нечетко представляют, какие существуют особенности в той или иной профессии;

- не могут назвать конкретные предметы (атрибуты, инструменты), необходимые той или иной профессии.

Ребята получают задание выяснить более подробную информацию о труде близких взрослых, совместно с родителями попытаться сформулировать познавательно-исследовательские вопросы, подумать, о каких еще профессиях детям хотелось бы узнать.

2) Этап планирования «Как я это буду делать?».

На реализацию второго этапа проекта также отводится 1 неделя.

Воспитатель побуждает детей к планированию дальнейших действий по решению проблемы. Например:

а) Каким образом мы можем получить информацию о той или иной профессии? (Пригласить гостя и послушать его рассказ, прочитать в книге, узнать из кинофильма, сходить на экскурсию и т.д.)

б) Можем ли мы пригласить ваших родителей, чтобы они рассказали нам о своей профессии? (Составляется список профессий родителей.)

в) О каких еще профессиях вам хотелось бы узнать побольше? (Список профессий дополняется.)

г) Обсуждается календарь знаменательных дат, посвященных празднованию дней работников определенных профессий, выбираются профессии, наиболее интересные детям.

3) Этап реализации замысла «Я делаю сам!».

В течение 4,5 месяцев по составленному детьми плану один раз в неделю организуются мероприятия, посвященные профессиям, встречи с людьми определенных профессий. Предпочтительно, чтобы это были родители воспитанников.

Перед каждым мероприятием ведется тщательная подготовка по ознакомлению детей, имеющих нарушения зрения, с особенностями одной из профессий. Подготовка включает в себя различные виды деятельности детей, сбор информации о конкретной профессии через различные источники:

- чтение художественной литературы, изучение научно-популярной литературы;

- рассматривание иллюстраций, фотографий, альбомов, книг;

- просмотр кинофильмов, мультфильмов;

- экскурсии;

- сюжетно-ролевые игры;

- тематические физкультминутки, гимнастики для глаз, пальчиковые и дыхательные гимнастики;

- подвижные игры;

- дидактические игры;

- разгадывание шарад, ребусов;

- речевые игры;

- продуктивная деятельность;

- инсценирование;

- музыкальное воспитание;

- самостоятельная игровая деятельность;

- работа с родителями.

Особую роль в организации 3-го этапа проекта играют родители воспитанников. Они, под руководством воспитателя, расширяют знания своих детей об изучаемой профессии, организуя в отведенный промежуток времени тематические экскурсии в лес, аптеку, магазин и т.д. и знакомя дошкольников с работой человека в естественных профессиональных условиях.

4) Этап рефлексии «Зачем мне это?».

На реализацию четвертого этапа отводится 1 неделя. В это время проводится:

а) Собственно рефлексия:

- Воспитатель возвращает детей к обсуждению цели проекта: «Зачем мы это делали?».

- Задает открытые вопросы, стимулирующие анализ: «Какие были трудности?», «Как с ними справлялись?», «Что было самым интересным?», «Если можно было бы повторить, что бы вы сделали по-другому?» и т.д.

- Задает открытые вопросы, стимулирующие целеполагание: «С кем вы поделитесь полученной информацией?», «Где вам может пригодиться приобретенный опыт?».

б) Воспитатель беседует с детьми о важности выбора каждым человеком профессии. Дошкольники получают задание подумать, какую бы они профессию хотели приобрести, когда станут взрослыми.

в) Заканчивается проект совместным с родителями дошкольников праздником «Кем быть?», где дети в творческой форме презентуют одну из выбранных профессий. Презентация включает в себя рассказ о профессии, показ трудовых операций, практических действий с инструментами и т.д.

г) Дети с нарушениями зрения применяют полученный профессиональный опыт в совместной или самостоятельной игровой и познавательно-практической деятельности.

Оснащение:

- игровой материал, атрибуты, предметы-заместители для сюжетно-ролевых игр и инсценирования;

- тематический демонстрационный наглядный материал;

- подборка художественной и научно-популярной литературы;

- материалы для продуктивной деятельности детей.

В результате реализации проекта предполагается, что:

1) ребенок с нарушениями зрения будет:

- иметь представление о многообразии профессий, структуре трудового процесса, понимать взаимосвязь между компонентами трудовой деятельности;

- активно использовать в играх, свободной творческой деятельности новые виды человеческого труда, трудовые действия, орудия труда;

- уметь слушать, поддерживать беседу, спокойно идти на контакт со сверстниками и взрослыми;

- высказывать собственные суждения, делать логические выводы;

- активно использовать в речи новую профессиональную лексику;

- уважать результаты труда и труд взрослых, посильно принимать в нем участие.

2) родители дошкольников освоят новые педагогические приемы взаимодействия с собственными детьми на основе партнерского сотрудничества.

Дальнейшее развитие проекта:

Проект «Чем пахнут ремёсла?» по желанию детей может быть пролонгирован на еще один учебный год, при этом в план мероприятий будут включены новые, не изученные еще дошкольниками профессии.

Другим вариантом продолжения познавательно-исследовательской работы может стать новый проект по расширению и углублению знаний детей о профессиях, например, «Калейдоскоп профессий» (экскурсии на предприятия и в учреждения города).

Проект «Чем пахнут ремёсла?» может быть использован в массовых детских садах общеразвивающей направленности для формирования полноценных представлений о мире профессий у дошкольников, не имеющих нарушения зрения.

В условиях интегрированного или инклюзивного образования опыт данной работы окажет помощь массовым дошкольным учреждениям в адаптации и социализации воспитанников, имеющих нарушения зрения, как внутри образовательной организации, так и за ее пределами.

Календарно-тематический план Проекта:

Этап

Сроки

Дата

Мероприятие

Этап мотивации

09-10.01.20

Этап планирования

13-17.01.20

Этап реализации замысла

20.01-15.05.20

22.01.20

День детского телевидения (профессии на ТВ)

29.01.20

День цветных карандашей (профессия художника)

05.02.20

Международный день стоматолога (профессия стоматолога)

12.02.20

День артиста (профессии артистов разных жанров)

19.02.20

День защиты млекопитающих животных (профессии, связанные с животными)

26.02.20

День защитника Отечества (военные профессии)

04.03.20

Всемирный день писателя (профессия писателя)

11.03.20

День моряка-подводника (профессия моряка-подводника)

18.03.20

День метеоролога (профессия метеоролога)

25.03.20

Международный день театра (профессии работников театра)

01.04.20

Международный день памятников и исторических мест (профессия экскурсовода)

08.04.20

Всемирный день авиации и космонавтики (профессии летчика и космонавта)

15.04.20

День английского языка (профессия учителя)

22.04.20

День ветеринара (профессия ветеринара)

29.04.20

День радио (профессии работников радиовещания)

06.05.20

День посадки леса (профессия лесника)

13.05.20

Международный день медицинских сестер (профессия медицинской сестры)

Этап рефлексии

18-22.05.20

20.05.20

Совместное с родителями воспитанников мероприятия – презентация профессий «Кем быть?»


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение муниципального образования город Краснодар

«Детский сад комбинированного вида № 13»

Всероссийский педагогический фестиваль межпредметных проектов

по безопасности дорожного движения

ПРОЕКТ

«ПРАВИЛА ДОРОЖНЫЕ

ЗНАТЬ КАЖДОМУ ПОЛОЖЕНО!»

C:\Users\User\Desktop\Фестиваль ПДД\Фото\Фото с мероприятий.jpg

Авторы и организаторы:

Зайцева Елена Владимировна, воспитатель,

Сташ Фатима Инверовна, воспитатель,

Юрова Наталия Александровна, воспитатель

г. Краснодар

2023 год

Номинация: «Внимание, дети!»

Категория: А

Целевая аудитория проекта: дети дошкольного возраста (3-7 лет) с нарушениями зрения различной степени (слепые, слабовидящие, с амблиопией и косоглазием), родители воспитанников, педагоги, социальные партнеры.

Срок реализации проекта: 2 месяца.

Вид проекта: групповой, многопредметный, разнотиповой.

Актуальность проекта:

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования определяет целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования, одними из которых являются способность к волевым усилиям, следование социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, соблюдение правил безопасного поведения.

Среди условий, необходимых для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста, называется поддержка индивидуальности и инициативы детей в разных видах деятельности (в том числе исследовательской, проектной, познавательной и т.д.), взаимодействие с родителями посредством создания образовательных проектов.

Данные требования достаточно сложно применить к детям, имеющим глубокие нарушения зрения, в силу специфики их развития.

Органические расстройства зрительного анализатора, нарушая социальные отношения, изменяя статус ребенка со зрительной недостаточностью, провоцируют возникновение у него ряда специфических установок. Неудачи и трудности, с которыми ребенок сталкивается в обучении, в игре, пространственной ориентировке, вызывают сложные переживания и негативные реакции, проявляющиеся в неуверенности, пассивности, самоизоляции, неадекватном поведении и даже агрессивности.

У детей в условиях зрительной депривации ослаблены зрительные ощущения, а восприятие внешнего мира ограничено. Эти затруднения сказываются на степени полноты, целостности образов отображаемых предметов и действий.

Дети с нарушением зрения не имеют возможности воспринимать окружающую ситуацию в целом, им приходится анализировать ее на основании отдельных признаков, доступных их восприятию. У детей данной категории сужены понятия об окружающем мире, суждения и умозаключения могут быть не вполне обоснованы, так как реальные субъективные понятия недостаточны или искажены.

Одним из методов формирования, расширения и систематизации представлений дошкольников, имеющих нарушения зрения, является метод проектов, где ребята путем исследовательской деятельности самостоятельно добывают знания.

Цель проекта:

Проект «Правила дорожные знать каждому положено!» организован с целью создания условий для формирования у дошкольников с нарушениями зрения необходимых практических умений и навыков, выработки положительных, устойчивых привычек безопасного поведения на улице и дорогах.

Задачи проекта:

Тематические задачи:

- Познакомить детей с правилами дорожного движения, строением улиц, дорожными знаками.

- Сформировать у дошкольников представления о назначении светофора, его типах и сигналах.

- Научить детей предвидеть опасное событие, уметь по возможности его избегать, а при необходимости – действовать.

Образовательные задачи:

1) Социально-коммуникативное развитие:

- развивать коммуникативные способности детей через развитие общения, готовности к сотрудничеству, формирование детско-взрослого сообщества;

- развивать регуляторные способности дошкольников через освоение общепринятых правил и норм;

- формировать социальные представления, умения и навыки через развитие игровой деятельности и формирование основ безопасности.

2) Познавательное развитие:

- развивать познавательные действия через тренировку умения добывать информацию различными способами, определение оптимального способа получения необходимой информации в соответствии с условиями и целями деятельности;

- развивать проектную деятельность всех типов.

3) Речевое развитие:

- развивать речь детей через совершенствование речи как средства общения, приучение детей к самостоятельности суждений, продолжение совершенствования диалогической и монологической форм речи;

- приобщать дошкольников к художественной литературе через развитие интереса детей к чтению, пополнение литературного багажа, совершенствование художественно-речевых исполнительских навыков.

4) Художественно-эстетическое развитие:

- развивать изобразительную деятельность через поддержку интереса детей к данному виду деятельности, совершенствование коллективного творчества;

- организовать музыкальное развитие через обогащение музыкальных впечатлений детей;

- развивать самостоятельность детей в организации театрализованных игр.

5) Физическое развитие:

- формировать потребность в ежедневной двигательной деятельности;

- развивать интерес к спортивным играм и упражнениям;

- воспитывать умение сохранять правильную осанку в различных видах деятельности.

Коррекционно-развивающие задачи:

- Развивать зрительное восприятие, остаточное зрение детей.

- Развивать зрительно-моторную координацию.

- Способствовать развитию мелкой моторики и осязания.

- Формировать практические умения ориентировки в микро- и макропространстве с помощью нарушенного зрения, с помощью вспомогательных средств и сохранных анализаторов.

Воспитательные задачи:

- Воспитывать навыки личной безопасности и чувство самосохранения.

- Воспитывать чувство ответственности.

- Содействовать приобретению дошкольниками практического опыта решения проблем путем использования различных вариантов.

- Привлекать родителей к участию в познавательно-исследовательской деятельности детей.

Межпредметные связи и интеграция содержания учебных предметов, предметных областей знаний, видов учебной, внеучебной, творческой деятельности обучающихся в структуре и процессе реализации педагогического проекта:

Объединение в одной деятельности знаний и умений из разных образовательных областей является осуществлением на практике межпредметных связей. В процессе реализации проекта «Правила дорожные знать каждому положено!» была использована интеграция:

1) содержания пяти образовательных областей:

- социально-коммуникативное развиттие;

- познавательное развитие;

- речевое развитие;

- художественно-эстетическое развитие;

- физическое развитие;

2) коррекционно-развивающей тифлопедагогической области:

- развитие зрительного восприятия и остаточного зрения;

- развитие социально-бытовой ориентировки;

- развитие ориентировки в пространстве;

- развитие осязательного восприятия и мелкой моторики;

3) а также различных видов детской деятельности (игровой, исследовательско-познавательной, театрализованной, изобразительной и др.).

Этапы реализации проекта «Правила дорожные знать каждому положено!»:

Проект был реализован в течение июня и июля 2023 года.

1) Подготовительный этап (05-09.06.23):

Содержание работы:

- мотивация детей и их родителей к изучению данной темы;

- подбор необходимой методической, научно-популярной, энциклопедической, художественной литературы;

- подбор иллюстративного материала, цифровых образовательных ресурсов;

- подбор игрового оборудования, материалов для сюжетно-ролевых, настольных игр, для изобразительной и продуктивной деятельности детей;

- тематические консультации, памятки, оформление стендов для родителей воспитанников («Осторожно, дети!», «Безопасность детей в ваших руках», «Дети и дорога», «Безопасное поведение детей на улицах города», «Причины детского дорожно-транспортного травматизма» и т.д.);

- привлечение родителей воспитанников к организационной деятельности, изготовлению дидактических материалов и костюмов.

- совместное составление плана реализации проекта (в каких источниках можно найти информацию, к кому обратится за помощью, какие предметы использовать (принадлежности, оборудование), с какими предметами научиться работать для достижения цели, с кем поделиться полученной информацией и т.д.).

2) Основной этап (13.06-21.07.23):

Содержание работы – совместная с воспитанниками и их родителями, социальными партнерами реализация проекта (подготовка и проведение тематических мероприятий).

Дата

Мероприятие

Цель

Ответственные

13-16.06

Просмотр тематических мультфильмов «Уроки тетушки совы», «Дорожное королевство», «Азбука безопасности», беседы с детьми

Формирование представлений у дошкольников о правилах дорожного движения

Воспитатели групп

20.06

Информационная встреча «Собака-поводырь»

Ознакомление детей с нарушениями зрения о существовании специальных помощников для незрячих и слабовидящих людей при передвижении в открытом макропространстве

Учитель-дефектолог, Краснодарская краевая специальная библиотека для слепых им. А.П.Чехова

27.06

Сюжетно-ролевые игры «Внимание, дети!»

Закрепление представлений у дошкольников о правилах дорожного движения

Воспитатели групп

30.06

Тематические прогулки «День безопасности»

Совершенствование представлений детей о правилах дорожного движения

Воспитатели групп

03-07.07

Коррекционно-развивающие занятия с учителем-тифлопедагогом «Загадки «Дорожного королевства»

Закрепление знаний о правилах дорожного движения через коррекционно-развивающую работу

Учитель-дефектолог (тифлопедагог)

11.07

Встреча с инспекторами ГИБДД

Закрепление знаний о правилах дорожного движения, профилактика детского дорожно-транспортного травматизма

Старший воспитатель, ОПБДД ОГИБДД УМВД России по городу Краснодару

14.07

Квест «В стране дорожных знаков»

Закрепление знаний правил дорожного движения через игру

Воспитатели групп

20.07

Театрализованная деятельность «Новые приключения Колобка»

Закрепление знаний правил дорожного движения через театрализованную деятельность

Воспитатели групп

в течение основного этапа

Чтение художественной литературы; изучение научно-популярной, энциклопедической литературы; проведение бесед; рассматривание иллюстраций, фотографий, альбомов, книг; сюжетно-ролевые игры, настольно-печатные игры; тематические физкультминутки, гимнастики для глаз, пальчиковые и дыхательные гимнастики; подвижные игры, речевые игры, викторины, конкурсы; продуктивная деятельность, самостоятельная игровая деятельность; пополнение предметно-развивающей среды по тематике проекта

Воспитатели групп, родители воспитанников

в течение основного этапа

Тематические экскурсии с родителями по улицам и дорогам нашего города, а также других населенных пунктов

Родители воспитанников

3) Заключительный этап (24-28.07.23):

Содержание работы:

- изготовление детьми совместно с воспитателями и родителями продуктов деятельности (лэпбук «Наш друг – светофор», коллективная творческая работа «Перекресток»);

- презентация продуктов деятельности с выполнением практических задач по безопасности дорожного движения.

Планируемые результаты межпредметного проекта:

В результате реализации проекта «Правила дорожные знать каждому положено!» предполагается, что:

1) ребенок с нарушением зрения будет:

- осознанно заботиться о безопасности собственной жизнедеятельности;

- соблюдать элементарные правила поведения на улице и в транспорте, правила дорожного движения;

- уметь оценивать свои возможности по преодолению опасности, уметь обратиться за помощью к взрослому;

- различать и называть специальные виды транспорта, объяснять их назначение;

- понимать значения сигналов светофора, различать светофоры по виду;

- узнавать и называть дорожные знаки;

- различать проезжую часть, тротуар, подземный и надземный пешеходные переходы, пешеходный переход «зебра» и др.;

2) родители дошкольников освоят новые педагогические приемы взаимодействия с собственными детьми на основе партнерского сотрудничества.

Ресурсы проекта:

1) Материальные ресурсы:

- дидактические материалы (настольно-печатные игры, художественная литература, фотографии, иллюстрации, плакаты и т.д. по ПДД, дорожные знаки);

- уголки по безопасности дорожного движения в групповых помещениях;

- мультимедийная аппаратура, презентации, мультфильмы по теме проекта;

- театральные костюмы.

2) Информационные ресурсы:

- энциклопедии;

- детская художественная литература;

- буклеты;

- папки-передвижки;

- методические разработки;

- сайт ДОО.

3) Интеллектуальные ресурсы:

- творческие и инициативные педагоги;

- заинтересованные родители воспитанников;

- социальные партнеры (Краевое отделение ВОС, библиотека для слепых им. А.П.Чехова, ГИБДД и др.).

4) Организационные ресурсы:

- проведение мероприятий;

- работа по управлению деятельностью участников проекта;

- расходы на подготовку к мероприятиям за счет бюджетных средств, а также спонсорских средств социальных партнеров и родителей воспитанников;

- призы для награждения участников викторин и конкурсов.

Результаты проекта, индикаторы и показатели в соответствии с целью и задачами проекта:

Чтобы установить начальный и конечный уровень знаний, умений и навыков детей по теме безопасности дорожного движения, проведено входящее и исходящее:

1) анкетирование родителей воспитанников;

2) заполнение вопросников для детей;

3) наблюдение педагогами за самостоятельной игровой деятельностью воспитанников по теме проекта.

 Итоги исследований показывают положительную динамику в развитии знаний и умений дошкольников, а также результативность организованной проектной деятельности:

Методы, приемы, средства оценки результативности проекта:

Метод

Приемы

Словесный

Рассказ педагога, рассказ ребенка, объяснение, беседа, чтение художественной литературы, инсценирование, словесные дидактические игры и др.

Наглядный

Рассматривание иллюстраций, книг, просмотр мультфильмов, презентаций, наблюдение за правильностью действий других детей, рассматривание и оценка продуктов детского творчества, целевые прогулки и пр.

Практический

Различные виды игр и упражнений, моделирование, продуктивная деятельность

В силу наличия особенностей познавательной деятельности дошкольников с нарушениями зрения при использовании общедидактических методов обязательно применение специальных приемов:

1) Приемы, обеспечивающие  доступность познавательной информации для детей с различным характером и степенью нарушения зрения:

• приемы использования специальных, изготовленных в соответствии с особенностями познавательной и зрительной деятельности дошкольников с нарушениями зрения наглядных пособий (моделей, макетов, рельефных изображений и др.);

• приемы адаптации к особенностям познавательной и зрительной деятельности детей с различными нарушениями зрения пособий, предназначенных для детей с нормальным зрением (увеличение, детализация, упрощение, т.е. снижение уровня сложности наглядной информации, усиление контрастности, четкости изображения и др.).

2) Приемы специфической организации процесса обучения, отвечающей своеобразию познавательной и зрительной деятельности дошкольников, находящихся в условиях зрительной депривации:

• приемы создания  необходимых дошкольникам с различным характером и степенью нарушения зрения, определенных офтальмо-гигиенических условий, обеспечивающих оптимальное восприятие ими познавательной информации;

• приемы, обеспечивающие полисенсорное восприятия материала за счет использования всех сохранных  органов чувств (зрения, слуха, осязания и др.);

• приемы снятия зрительной и тактильной утомляемости дошкольников (сочетание зрительных и устных видов работ, проведение зрительных физкультминуток, соблюдение регламента зрительных нагрузок и др.);

• приемы, направленные на уяснения детьми специальной символики и цветовой унификации дорожных знаков;

• приемы, обеспечивающие создание условий для целенаправленного восприятия информации слепыми и слабовидящими дошкольниками;

• приемы замены демонстрационных показов индивидуальной работой с ребенком, имеющим глубокие нарушения зрения и др.

3) Приемы формирования и развития компенсаторных способов деятельности дошкольников с нарушениями зрения:

• приемы развития зрительного восприятия (прием наложения, прием перекрытия и др.);

• приемы по развитию осязательного восприятия и кожной чувствительности (прием двуручного обследования объекта, прием ладонного обследования объекта и др.);

• приемы по формированию предметных действий (прием сопряженных действий, прием отраженных сопряженных действий и др.);

• приемы пополнения и коррекции предметных представлений (прием установления аналогии по образцам, прием продуцирования образов памяти) и др.

4) Приемы использования тифлотехники, специальных приборов и оборудования:

• приемы, обеспечивающие возможность детям с нарушениями зрения проводить зрительную работу, осуществлять собственные наблюдения, самостоятельно выполнять творческие работы и др.;

• приемы, позволяющие использовать специальные приборы и оборудование для работы детей с разной степенью и характером зрительных нарушений с пособиями, предназначенными для зрячих.

Средства оценки результативности проекта – анкеты для родителей, вопросники для детей, анализ самостоятельной игровой деятельности воспитанников по теме проекта.

Риски и ограничения по достижению целей проекта:

Внешние факторы – несоблюдение правил дорожного движения родственниками и друзьями воспитанников, низкая активность социальных партнеров.

Внутренние факторы – слабая заинтересованность некоторых детей темой проекта или отдельными видами занятий, малая активность родителей воспитанников или педагогов.

Перспективы развития проекта, в том числе в онлайн формате:

- Продолжение работы по изучению воспитанниками правил дорожного движения в других формах.

- Представление результатов проекта на городских методических мероприятиях.

- Написание и тиражирование методических пособий по теме проекта.