Программа кружка "Карандашик" по художественному творчеству
.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Программа кружка "Карандашик" по художественному творчеству (2 года с 5 до 7 лет) | 228.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МБ ДОУ «ЦРР- детский сад «Теремок»
(2 года с 5 – 7 лет)
Воспитатель :
Бирко Ольга Васильевна
с.Александровское 2014-2016
Пояснительная записка
Поиск новых форм и методов организации учебного и воспитательного процесса позволяет делать работу с детьми более разнообразной, эмоциональной и информационно насыщенной. Наличие материала для кружковой работы, его высокое качество, разнообразие способов рисования, поможет ребёнку увидеть и передать на бумаге то, что обычными способами сделать намного сложней. А главное, нетрадиционная техника рисования даёт ребёнку возможность удивиться и порадоваться миру.
С этой целью был создан кружок по нетрадиционной технике рисования "Карандашик"
Актуальность: Нетрадиционное рисование развивает у детей не только художественные способности, но и коммуникативные навыки .
Цель кружка: Развивать потенциальные способности детей в процессе комментированного рисования, интерес к собственным открытиям через поисковую деятельность.
Задачи кружка:
Образовательные:
-учить детей осваивать коммуникативные, интеллектуальные и художественные способности в процессе рисования.
-Развивать художественный вкус, фантазию, изобретательность, пространственное воображение.
- Формировать умения и навыки, необходимые для создания творческих работ.
- Развивать желание экспериментировать, проявляя яркие познавательные чувства: удивление, сомнение, радость от узнавания нового.
Развивающие:
-Закреплять и обогащать знания детей о разных видах художественного творчества.
- Знакомить детей различными видами изобразительной деятельности, многообразием художественных материалов и приёмами работы с ними, закреплять приобретённые умения и навыки и показывать детям широту их возможного применения.
Воспитательные:
- Воспитывать трудолюбие и желание добиваться успеха собственным трудом.
- Воспитывать внимание, аккуратность, целеустремлённость, творческую
самореализацию.
Программа разработана для детей 5-7 лет. Рассчитана на 2 учебных года. Включает в себя 64 занятия. Занятия проводятся во второй половине дня с подгруппой детей 1 раз в неделю. Длительность занятий составляет 25 минут.
Методы работы:
- Индивидуальный.
- Групповой.
- Наглядный.
Формы работы:
- Игры.
- Беседы, работа с наглядным материалом.
- Практические упражнения для отработки необходимых навыков.
- Чтение и заучивание художественной литературы.
- Рассматривание репродукций картин.
Способы проверки:
- диагностические задания;
- выставки детских работ.
Нетрадиционные техники рисования, используемые в реализации программы «Карандашик»
- Монотипия (Рисование по мокрой бумаге)
- Отпечатки листьев
- Рисование пальчиками
- Рисование ладошками
- Точечный рисунок «Пуантилизм»
- Бумажная чеканка (рисование ПВА)
- Пластилинография
- Граттаж
- Рисование манкой
- Рисование цветным песком
- Набрызг
- Рисование солью (аппликация, в бутылочках)
- Печать поролоном по трафарету
- 0ттиск печатками
- Рисование мыльными пузырями
- Скатывание бумаги
- Рисование молотком
- Рисование в технике «линогравюры»
- Рисование по ткани
- Рисование «Живыми красками»
- «Эбру» - рисование на воде (молоке)
- Рисование в стиле «zentagle» (черно-белое)
- Рисование на камнях
Каждый из этих методов – это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения. К тому же эта работа способствует развитию координации движений, внимания, памяти, воображения, фантазии.
Материал:
- акварельные краски, гуашь;
- восковые и масляные мелки, свеча;
- ватные палочки;
- поролоновые печатки;
- коктельные трубочки;
- палочки или старые стержни для процарапывания;
- матерчатые салфетки;
- Цветные нитки (шерсть)
- стаканы для воды;
- подставки под кисти; кисти.
- Соль, манка, крупы
- Пва
Методы и приёмы обучения нетрадиционному рисованию
1.Создание игровой ситуации.
2.Показ воспитателя.
3.Использование движения руки.
4.Сравнение двух техник.
5.Проговаривание последовательности работы.
6.Педагогическая диагностика.
Основные правила при проведении кружка:
- Использование приема транслирования информации,
- Отбор тематического содержания,
- Главный герой рисования – ребенок,
- Взрослый не стремится сразу исправить речь ребенка,
- Педагог создает схематические изображения,
- Не только рассказывает о том, что нарисовано, но и показать посредством изобразительных действий,
- В качестве «физкультминутки» - используются элементы драматизации, имитационные движения, сопровождаемые комментированной речью.
Все занятия строятся по коммуникативному принципу:
- Создание оптимальных условий для мотивации детской речи,
- Обеспечение главных условий общения,
- Стимуляция и поддержание речевой инициативы,
- Использование различных коммуникативных средств.
Занятия кружка имеют отличия в своей структуре:
- Создание положительного отношения к теме и способу ее реализации,
- Коммуникативное рисование с использованием имитационных движений и обсуждением создания и сюжета рисунка (не более 10 минут),
- Динамическая пауза с элементами логоритмики и психогимнастики,
- Рассказывание по картинке с моделированием коммуникативной ситуации,
- Словесные игры, игры – драматизации.
Форма проведения занятия: комбинированная (индивидуальная и групповая работа, самостоятельная и практическая работа).
Формы проведения итогов реализации рабочей программы:
- Организация ежемесячных выставок детских работ для родителей.
- Тематические выставки в ДОУ.
- Участие в районных конкурсах в течение года.
Показатели прохождения рабочей программы:
- Узнают много об окружающем мире, т.к занятия проходят в определенной теме.
- Учатся использовать в одной работе разные изобразительные материалы.
- Учатся рисовать различными материалами.
- Используют в работе разные дополнительные материалы (песок, камни).
- Развивать навыки по составлению сюжетов.
- используют цвет для создания различных образов.
- Экспериментируют.
- Развивается связная речь. ; развёрнуто комментируют свою творческую работу
- Учатся уважительному отношению к работам товарищей при этом объективно оценивать свою работу.
Оценка: результативности программы проводится два раза в год (декабрь, май) сформированности уровня художественно – эстетического развития детей.
Календарно-тематическое планирование
№ | Тема занятия | Нетрадиционная техника | Программное содержание | Оборудование | Методические приемы | |||
октябрь | ||||||||
1 | Сказка про краску | Вводное . смешивание красок | Закрепить понятия об основных и дополнительных цветах, создать эмоционально приподнятое настроение при решении изобразительных загадок. | Бумага А5, акварель, цветов, гуашь в мисочках, , кисти, палитра
|
Итог. | |||
В садах созрели яблоки | Рисование в стиле «Пуантилизм» (Рисование методом точечного рисунка) | Познакомить детей с методом точечного рисунка. Закреплять умение детей наносить один слой краски на другой методом тычка. | Лист бумаги формата А5, ватные палочки, набор гуаши, салфетки | 1. Вступительная беседа.
| ||||
Волшебные листья. | Печатание листьями | Учить создавать рисунки путем прикладывания листьев, формировать эстетическое отношение к действительности, развивать наблюдательность. | Сухие листья, краски, кисти, вода |
| ||||
Грибы на полянке | Рисунок из ладошки | Познакомить с техникой рисования с помощью руки. Развивать пространственное мышление. | Листы А5, краски |
| ||||
ноябрь | ||||||||
2 | Ежики | Тычок жесткой полусухой кистью, +аппликация «сухие листья» | Познакомить с техникой «тычок жесткой полусухой кистью», Учить раскрашивать детали рисунка кончиком кисти Учить дополнять изображение подходящими деталями, в том числе сухими листьями | Иллюстрации с изображением ежей, жесткая кисть, набор гуаши, кисть, сухие листья, клей. |
| |||
Лисичка-сестричка | Печать по трафарету | Развивать у детей способность создавать сюжетную композицию. Учить рисовать с помощью поролонового тампона по трафарету. Развивать чувство композиции | Листы А5, краски, поролон, трафарет лисы |
Итог. | ||||
Снежинки. | Примакивание поролоном по трафарету | Учить детей с помощью трафарета снежинок примакивать поролоном развивать чувство композиции. Развивать длительный плавный выдох. | Листы А5, голубая гуашь, поролон, трафарет снежинки |
Итог. | ||||
Дымковский конь. | Оттиск печатками | Познакомить с дымковской игрушкой, воспитывать эстетическое восприятие изделий народных мастеров Закрепить умение украшать дымковским узором простую фигурку. Развивать умение передавать колорит узора. | Листы А5, трафарет дымковского коня, печатки элементов узора |
Итог. | ||||
декабрь | ||||||||
Снеговик. | пластилинография | Учить передавать образ снеговика техникой пластилинографией. Развивать чувство композиции. | бумага, пластилин | 1. Чтение стихотворения 2. Беседа. 3. Загадывание загадки. 4. Физкультминутка. 5. Самостоятельная деятельность детей. Итог. | ||||
Золотая рыбка. | Рисунок из ладошки | Вызвать интерес к изображению. Учить обводить пальцы руки, простым карандашом, дорисовывать необходимые детали. | Карандаши, акварель, кисти, бумага. | 1. Чтение стихотворения. 2. Беседа. 3. Самостоятельная деятельность детей. 4. Пальчиковая гимнастика. Итог. | ||||
Узоры на тарелочке | Оттиск печатками | Познакомить с колоритом городецкой росписи. Составлять узор в круге. Развивать чувство композиции. | И Трафареты, краски Изделия городецких мастеров, бумага, гуашь, кисти. |
| ||||
Елочка – нарядная. | Оттиск печатками, рисование пальчиками | Учить рисовать ель, закрепить умение изображать елочные игрушки с помощью печаток. Воспитывать эстетическое восприятие природы. | Листы А5, краски, печатки, |
Итог. | ||||
январь |
| |||||||
Узоры на окне. | Рисование акварелью+ манка | Отрабатывать технику закрашивания и присыпание по мокрому манки. Продолжать закреплять правильно держать кисть и набирать краску, развивать творческие способности и воображение. | Листы А5, краски акварель, манка, кисти | |||||
Снегири на ветке рябины | Карандашный набросок, Раскрашивание гуашью + «живые краски»+ печатание штампами | Учить детей рисовать птиц, мазками изображать перья «живыми красками» передать форму ветки рябины, печатать ягоду; воспитывать любовь и заботу о зимующих птицах; радоваться полученному результату. | Листы А5, карандаши, ластики, гуашь, ватные палочки, «живая краска» - (мука, соль, красители, вода) |
| ||||
Зимняя сказка | Граттаж | Упражнять в печати по трафарету. Закреплять умение рисовать деревья сангиной, рисовать пальчиками. Развивать чувство композиции. | Листы А5, восковые мелки, свечка, черная гуашь, стержень |
| ||||
февраль | ||||||||
Зимние забавы | Рисование солью | Учить обводить по контуру рисунка клеем ПВА и выкладывать солью. Радоваться полученному результату | Листы А5 с рисунком, ПВА, Синяя соль с блестками |
| ||||
Подарок для папы | Рисование восковыми мелками и акварелью+ работа с картоном и фольгой | Учить рисовать восковыми мелками праздничное небо, красить всей кистью альбомный лист, создавать на этом фоне аппликацию. Развивать чувство композиции. Познакомить детей с техникой монотипии. | Восковые мелки, акварель, кисти, картон, фольга, трафареты, клей, вода и пр. |
| ||||
Небо при закате солнца | Монотипия пейзажная | Познакомить детей с новой техникой монотипии по- сырому. Продолжать учить детей отражать особенности изображаемого предмета, используя различные НТР. Развивать чувство композиции, совершенствовать умение работать в разных техниках. | Лист бумаги, гуашь, акварель, кисть, губки, ванночки и баночки с водой, салфетки. |
| ||||
Цирк | Пластилинография | Познакомить детей с новой техникой рисования пластилином. Закреплять с детьми скатывание мелких шариков. Развивать фантазию, воображение. Развитие мелкой моторики. | ЛистыА5, пластилин, горячая вода, |
| ||||
март | ||||||||
Ромашки для мамы | Ниткография | Познакомить детей с техникой ниткографией. Закреплять работу с ПВА по контуру, воспитывать желание приносить радость близкому человеку | Картон А5, разные виды ниток (в основном шерстяные цветные), клей ПВА |
| ||||
Бумажная чеканка | рисование клеем ПВА | Познакомить с новой техникой рисования ПВА | Плотный картон, простой карандаш, клей ПВА (бутылочка с носиком),аэрозольная краска-золотая, мягкая тряпочка |
| ||||
Лекарственные растения | Гипсопластика+рисование пластилином | Познакомить с новой техникой рисования гипсопластикой. Отрабатывать жгутовое рисование пластилином. Воспитывать правила обращения с лекарственными растениями | Гипсовый бинт, горячая вода, пластилин, гуашь |
| ||||
Картины из цветного песка | Цветной песок | Познакомить с новой техникой рисования цветным песком. Развивать мелкую моторику, воображение, творческую фантазию | бумага, раскраски с крупными деталями, ножницы, клей ПВА (густой) ; кисточка для клея, цветной песок. |
| ||||
апрель | ||||||||
Космос | (рисование цветными мыльными пузырями + аппликация) | Познакомить с новой техникой рисования с помощью мыльных пузырей . Развивать чувство прекрасного, желание создавать что-то нетрадиционное. Вызывать эмоциональное отношение к образу. Развивать умение самостоятельно располагать изображение на листе бумаги. | Вода в баночке, детский шампунь или жидкое мыло, гуашь, акварель или пищевые красители, плотная бумага, трубочки для коктейля, ложечка. | 1.Рассматривание картин с космосом, беседа 2.Рассматривание образца, показ приемов 3. Пальчиковая гимнастика 4.Физминутка «космонавты» 5. Сам.работа 6. Итог | ||||
Пасха | Объемные рисунки из мокрой салфетки | Познакомить с новой техникой рисования, развивать мелкую моторику, воспитывать уважение к народным праздникам | Салфетки бумага, листыА5, краска вода | 1.Худ.слово 2. Иллюстрации 3.показ, объяснение 4.сам.работа 5.физминутка 6. Итог | ||||
Мой платочек | Узелковый батик | Познакомить с новой техникой рисования. Воспитывать культуру поведения . | ткань, акварель и гуашь, кисть нитки, вода |
| ||||
Грачи прилетели | Рисование по-мокрому (монотипия) | Продолжать знакомить детей с пособом рисования «по мокрому».. Закрепить умение передавать композицию в сюжетном рисунке.
| Лист бумаги, акварель и гуашь, кисть №6, №3, губка. |
| ||||
май | ||||||||
Салют в День Победы | Рисование методом тычка сухой кистью | Продолжать знакомить детей со способом рисования тычком жёсткой сухой кистью; совершенствовать умение правильно держать кисть при рисовании, осваивать цветовую палитру: жёлтый, красный, зелёный, синий цвета; развивать эстетическое восприятие, расширять знания об окружающей действительности. | Лист бумаги, тонированный в черный цвет или темно-синий, жесткая кисть, тонкая кисть, гуашь, восковые мелки, акварель, кисть, вода. |
| ||||
Как я люблю одуванчики | Рисование мыльными пузырями+ оттиск смятой бумаги | Совершенствовать умение в данной технике. Учить отображать облик одуванчиков наиболее выразительно, использовать необычные материалы для создания выразительного образа
| вода в баночке, детский шампунь или жидкое мыло, гуашь, акварель или пищевые красители, плотная бумага, трубочки для коктейля, ложечка. |
| ||||
Трава-мурава | Рисование растений молотком | Познакомить с новой техникой рисования | Зеленые растения, молоток, листы |
|
Итого | 32 |
Календарно - тематический план занятий
кружка «Карандашик»
подготовительная к школе группа
Месяц | Тема занятия | Программное содержание | Методические приемы | Оборудование | |
Октябрь | Натюрморт (рисование манной крупой) | Учить отражать особенности изображаемого предмета при помощи манки, изучая смешивание цветов. используя манную крупу. |
| Краска, бумага, кисти Манная крупа | |
Кони расписные. («живые краски» -мука, соль, красители) | Закрепить умение украшать дымковским узором простую фигурку. Развивать умение передавать колорит узора. |
| Фигурки коня, гуашь, печатки, кисти, | ||
Маленькие камешки Рисование на камешках | Познакомить детей с новой техникой рисования – роспись камней. Развивать изображение, фантазию |
| Камни, гуашь, кисти. | ||
Пестрые кошки (рисование ватными палочками в стиле «пуантилизм») | Закреплять умение передавать колорит дымковских узоров.. |
| Бумага, краски, ватные палочки | ||
Украшение подноса узорами рябины рисование пальчиком | Учить составлять узор из рябины в круге. Закрепить приемы печатания пальцем, добиваясь четкого оттиска. Учить рисовать листья пальцами. |
| Бумага, краски. | ||
Ноябрь | Фруктовая мозаика Рисование на ткани | Продолжать учить составлять натюрморт из фруктов, определять форму, величину, цвет и расположение различных частей, отображать эти признаки в рисунке. Упражнять в аккуратном закрашивании изображений фруктов красками |
| краски, бумага | |
В подводном мире Рисование мыльными пузырями | Учить превращать отпечатки мыльных пузырей в рыб и медуз, рисовать различные водоросли. Развивать воображение, чувство композиции. |
| Фломастеры, бумага, карски, кисти | ||
Красивый пейзаж Рисование песком | Знакомить с жанром изобразительного искусства – пейзажем. Учить рисовать деревья, кусты, горы, реки с помощью песка. |
| Песок, картон, клей, карандаши | ||
Пластилинография «как мы играем» | Продолжать учить рисовать пластилином, не выходя за контур |
| Бумага. Пластилин влажные салфетки | ||
Декабрь | Полярное сияние Рисование пастелью. | Совершенствовать технику рисования пастелью, продолжать осваивать способы тушевки и штриховки. Вызвать интерес к изображению северного сияния в виде каскадов. |
| бумага, карандаши, фломастеры., ножницы, клей | |
Домик для Снегурочки свеча | Закрепить умение работать свечой. Развивать творческое воображение через создание сказочного домика. Уметь передавать личное отношение к объекту изображения. |
| Свеча, гуашь, бумага. | ||
Новогодняя маска монотопия | Учить видеть половину изображения. Наносить его на половину согнутого листа близко к сгибу, чтобы при складывании получилось целое изображение |
| Бумага, краски, кисти | ||
Январь | Рождественская ночь граттаж | Учить осваивать технику граттажа. Развивать глазомер и координацию движений. Развивать творческое воображение при использовании нетрадиционного материалов |
| Острая палочка. Свечи, тушь, картон | |
Я – рыжий Комментированное рисование | Осваивать прием словесного рисования и формировать художественно – конструктивные умения, совершенствовать умения составлять юмористические рассказы. |
| Бумага, карандаши, краски | ||
Волшебные кляксы кляксография | Развивать глазомер, путем покачивания листа с кляксой так, чтобы клякса развивалась в разные стороны |
| Карандаши, тушь, кисти, иллюстрации | ||
Февраль | Я рисую море Волшебные веревочки | Вызвать интерес к созданию образа моря различными нетрадиционными техниками. Создать условия для экспериментирования. Развивать воображение. | 1. Загадывание загадок 2.Вступительная беседа. 3.Самостоятельная работа детей. 4.Итог. | Бумага, гуашь, зубная щетка | |
Корабли пустыни трафарет | Учить детей отражать в рисунке представления о пустыне и ее обитателях. Продолжать освоение техники изготовления шаблона и трафарета. |
| Бумага, гуашь, трафареты, фломастеры. | ||
Мозаика Рисование по мятой бумаге | Учить рисовать, дуя через трубочку. Развивать творческую фантазию. |
| Краски, трубочки. | ||
Невиданные звери Рисование клеем ПВА | Продолжать знакомить со способом рисования клеем ПВА |
| Краски, бумага, кисти | ||
Март | Портрет мамы Рисование портретов с помощью шаблонов | Продолжать знакомить детей с жанром портрета. Закреплять умение изображать лицо человека, Развивать чувство композиции. |
| Карандаши, бумага, пастель | |
Мои любимые рыбки Рисование солью | Продолжать знакомить с техникой рисования солью. Учить тонировать лист акварелью разного цвета. Развивать цветоведение. |
| Восковые мелки, бумага, краски. | ||
Птицы волшебного сада Рисование на шишках | Продолжать закреплять знания детей о дымковской росписи. Развивать цветовое восприятие, чувство ритма. |
| Краски, бумага, дым игрушки. | ||
Натюрморт (ниткография | Закреплять умение составлять натюрморт, упражнять выкладывать рисунок цельной нитью на липкой основе |
| Карандаши, бумага, восковые мелки | ||
Весенний пейзаж Монотипия С использованием природного материала | Учить создавать образ весенней картины, дополняя рисунок природным материалом |
| Гуашь, бумага. | ||
Апрель | Космические дали (набрызг, печать поролоном по трафарету+ мыльные пузыри) | Учить создавать образ звездного неба, используя смешение красок, набрызг и печать по трафарету и мыльные пузыри 9планеты) |
| Поролон, краски, бумага, трафареты | |
Загадочные животные Рисование в стиле «zentagle@ (зентагл) (черно-белый рисунок) | Совершенствовать умение детей работать одной краской. Создавая темные и светлые оттенки |
5.Итог. | Бумага, гуашь, кисти, | ||
Вишня в цвету (тычкование) | Закреплять умение продумывать расположение рисунка на листе. Совершенствовать умение использовать способ рисования тычком для повышения выразительности рисунка. |
| Краски, бумага, карандаши | ||
Волшебные точки | Учить детей изображать контур рисунка простым карандашом, по его следу делать точечный рисунок тампоном. Познакомить с новым способом изображения. |
| Тампон из поролона, гуашь, простой карандаш. | ||
Май | Звездное небо | Воспитывать эстетическое восприятие природы ее изображение нетрадиционными худ техниками, развивать цветовосприятие и зрительно-двигательную координацию |
| Бумага, гаушь, кисти, свеча. | |
Путешествие в лес | Научить переносить умения и навыки комментированного рисования на себя. Упражнять в создании фигур из геометрических форм, использую приемы дополнения и изъятия лишнего. |
| Геометрические формы, иллюстрации, восковые мелки, карандаши, схемы, бумага | ||
На рыбалке Комментированное рисование | Формировать представление об особенностях рисования водной и воздушной перспектив, упражнять в создании изображения по замыслу. Развивать связную речь |
| Гуашь, бумага, кисти | Н.В Микляева стр 79 | |
Итоговая выставка рисунков | Рассмотреть с детьми рисунки. Рисование по замыслу. |
| Детские рисунки | ||
Итого | 32 |
Заключение
Использование нетрадиционной техники рисования стимулирует художественно-творческое развитие детей, положительно влияет на развитие способностей, умений и навыков детей. Художественно-творческая деятельность выполняет терапевтическую функцию, отвлекает детей от печальных событий, обид, вызывает радостное, приподнятое настроение, обеспечивает положительное эмоциональное состояние каждого ребенка. Принимая во внимание индивидуальные особенности, развитие творческих способностей у детей, педагог дает возможность активно, самостоятельно проявить себя и испытать радость творчества. Легко и непринужденно дошкольники пользуются всеми нетрадиционными техниками, развивая фантазию, восприятие цвета, навыки нежного и легкого прикосновения. Так же решаются задачи развития психических познавательных процессов: восприятия, воображения, мышления, внимания, памяти и речи. Различные технологии способствуют развитию мелкой мускулатуры пальцев руки, глазомера, координации движений. У детей формируется умение ориентироваться на листе бумаги. Дети получают знания о свойствах материалов и способе работы с ними, с помощью чего у ребят развивается познавательный интерес.
Нетрадиционные техники изобразительной деятельности – это своеобразные игры с различными материалами. В такой игре дети осваивают тот объем знаний, умений и навыков, который им малодоступен на обычных занятиях. Поэтому приемы нетрадиционной технике необходимо использовать для полноценного развития детей.
Нетрадиционные техники рисования помогают почувствовать себя свободным, увидеть и передать на бумаге то, что обычными средствами сделать труднее. А главное, они дают детям возможность удивиться и порадоваться миру. Ведь всякое открытие чего-то нового, необычного несет радость, дает новый толчок к творчеству.
Литература:
- Фатеева А.А. Рисуем без кисточки. – Ярославль: Академия развития, 2006. – 96с.
- Колль, Мери Энн Ф. Рисование красками. – М: АСТ: Астрель, 2005. – 63с.
- Казанова Р.Г., Сайганова Т.И., Седова Е.М. Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. – М: ТЦ «Сфера», 2004 – 128с.
- Алексеевская Н.А. Карандашик озорной. – М: «Лист», 1998. – 144с.
- Утробина К.К., Утробин Г.Ф. Увлекательное рисование методом тычка с детьми 3-7 лет: Рисуем и познаем окружающий мир. – М: Издательство «ГНОМ и Д», 2001. – 64с.
- Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. – М: «Карапуз – Дидактика», 2006. – 108с.
- Штейнле Н.Ф. Изобразительная деятельность. – Волгоград: ИТД «Корифей». 2006. – 128с.
- Колдина Д.Н. «Лепка и рисование с детьми 2-3 лет», М, издательство «Мозаика-Синтез», 2007г.
- Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. – СПб.: КАРО, 2007. - 96с.
- Микляева Н.В. Комментированное рисование в детском саду. – М.: ТЦ Сфера, 2010. – 128с.
- Комарова Т.С. «Изобразительная деятельность в детском саду», М, издательство «Мозаика-Синтез», 2006г.
- Методические рекомендации к программе воспитания и обучения в детском саду», под редакцией М.А.Васильевой.