Презентации.
презентация
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Дисграфия -это нарушение письменной речи, проявляющиеся в специфических ошибках, не связанных с незнанием орфографических правил. Оптическая дисграфия связана с недоразвитием оптико- пространственных представлений и зрительного анализа и синтеза.
Зрительно-пространственные ошибки Зеркальность букв Зрительно-моторные ошибки Смешения оптически сходных букв З меля Е ко כ ть с в уб у ача д д Примеры оптических ошибок
Ошибки двигательного запуска д арабан п анго б т Лишни элементы при воспроизведении букв. Недописывание отдельных элементов букв. у х к у но и ж Моторные ошибки Примеры оптических ошибок
Как и любое другое речевое нарушение, оптическую дисграфию легче предупредить , чем устранить. Поэтому важно провести профилактику данной патологии еще в дошкольном возрасте . И начинать можно с самого раннего возраста.
Профилактика оптической дисграфии осуществляется по 4 направлениям: Развитие зрительного восприятия (гнозиса) Расширение объема и уточнение зрительной памяти Формирование пространственных представлений Развитие зрительно-моторной координации
уточнение представлений о цвете, форме и величине 1. Развитие зрительного гнозиса Развитие предметного гнозиса
выделение и группирование предметов 1. Развитие зрительного гнозиса Развитие предметного гнозиса Чья это тень? Соедини фигуры стрелочками
узнавание не дорисованных предметов узнавание перечёркнутых предметов 1. Развитие зрительного гнозиса Развитие предметного гнозиса
выделение изображений, наложенных друг на друга 1. Развитие зрительного гнозиса Развитие предметного гнозиса
знакомство с зрительным образом буквы (конструирование, реконструирование букв из элементов) Развитие зрительного гнозиса Развитие буквенного гнозиса
узнавание букв в усложненных условиях (на зашумленном фоне, наложенных изображений, недописанных букв или неправильно написанных) Развитие зрительного гнозиса Развитие буквенного гнозиса
2. Развитие зрительной памяти Проведение различных игр, например: «Чего не стало?»
2. Развитие зрительной памяти Проведение различных игр, например: «Чего не стало?»
2. Развитие зрительной памяти «Запомни и найди» Запомни 3 фигуры, найди их на второй картинке
2. Развитие зрительной памяти «Фотограф» Посмотри, запомни и нарисуй
3. Формирование пространственных представлений ориентирование в схеме собственного тела: понятия «правая сторона», «левая сторона», «верх», «низ»
3. Формирование пространственных представлений ориентирование в окружающем пространстве: понятия о направлении - вперед, назад, налево ,направо, вверх, вниз Игра «паучок» В центре сетки находится паучок, его можно перемещать только на одну клетку в пределах поля. Для усложнения игры нужно мысленно представлять перемещение паучка, глядя на таблицу.
4. Развитие зрительно-моторной координации графические диктанты
4. Развитие зрительно-моторной координации работа над пространственными предлогами
4. Развитие зрительно-моторной координации пальчиковые игры по развитию у детей ручной моторики и подготовке руки к письму, так как подобные упражнения помогают развивать у детей внимательность, зрительную память, зрительно — пространственные ориентировки.
4. Развитие зрительно-моторной координации конструирование картинок и букв Санки Санки зимой с горок летят, в санках ребята хохочут визжат .
4. Развитие зрительно-моторной координации рисование узоров и орнаментов
упражнения, направленные непосредственно на обучение письму элементов букв 4. Развитие зрительно-моторной координации
Благодаря этим упражнениям ребята учатся ориентироваться на листе бумаги, у них развивается зрительный контроль, закрепляются знания о геометрических формах, они учатся писать элементы букв и дифференцировать их друг от друга. Все это чрезвычайно важно для предупреждения оптической ди c графии.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Мимическая гимнастика
Мимическая гимнастика
Мимическая гимнастика
Мимическая гимнастика
Мимическая гимнастика
Мимическая гимнастика
Мимическая гимнастика
Гимнастика с Крошем
Гимнастика с Крошем
Гимнастика с Крошем
Артикуляционная гимнастика
Артикуляционная гимнастика Заборчик
Артикуляционная гимнастика Трубочка
Артикуляционная гимнастика Лошадка
Артикуляционная гимнастика Барабанчик
Артикуляционная гимнастика Качели Часики
Упражнения на формирование воздушной струи
Упражнения на формирование воздушной струи «Чей одуванчик раньше улетит?» Цель: выработать сильную, направленную, длительную, плавную, ротовую воздушную струю. Выполнение: «Посмотри какой пушистый одуванчик, но подул ветерок и одуванчик стал худеньким». Дуем на одуванчик. Инструкция: «Улыбнись. Покажи зубы. Приоткрой рот. Вытяни губы трубочкой. Подуй на одуванчик».
Упражнения на формирование воздушной струи «Ветерок» Цель: выработать сильную, направленную, длительную, плавную, ротовую воздушную струю. Выполнение: « Это дерево с листочками. Когда ветер дует, то листочки колышутся вот так...» Дуют на листочки. Инструкция : «Улыбнись. Покажи зубы. Приоткрой рот. Вытяни губы трубочкой. Подуй на листочки».
Формирование интонационной выразительности Сила голоса Высота голоса Темп Тембр Логическое ударение
Приёмы формирования логического ударения Мама мыла раму. Мама мыла раму. Мама мыла раму .
Приёмы формирования логического ударения Кто хочет много знать – тому надо мало спать! Кто хочет много знать – тому надо мало спать !
Приёмы формирования логического ударения Вы мне утром звонили? – (Я). Вы мне утром звонили? – (Вам). Вы мне утром звонили? – (Нет, вечером). Вы мне утром звонили ? – (Звонил).
Приёмы формирования силы голоса КУ КА РЕ КУ КУ КА РЕ КУ
Приёмы формирования высоты голоса Прочтите фразу , каждое слово которой необходимо произнести тоном выше. сушку и сосала по шоссе Саша Шла
Приёмы формирования темпа речи Упражнения на совершенствования темпа и ритма речи Ходьба на месте в медленном темпе. Произносить чистоговорки , пословицы. На каждый шаг – слог. Ехал Грека через реку, Видит Грека в реке рак, Сунул Грека руку в реку. Рак за руку Греку цап.
Приёмы формирования тембра Произнесите одну и ту же фразу «голосами разных животных»: коня, мыши , медведя и т.д.- так , чтобы изменялся тембр. Сегодня очень хорошая погода. Сколько у нас шариков! Я люблю шоколад.
Упражнения на совершенствования темпа и ритма речи Отхлопывание ритма слов и предложений с одновременным произнесением .Каждый удар ладони приходится на гласный звук. Мама пришла. Маленькая черепаха. Смешная обезьяна. Ритмизированное произнесение имен, названий деревьев, животных под хлопки.
Упражнения для работы над голосом Произнесите слитно на одном выдохе четыре слова, исключив «лишнее» по тематике. Грабеж, кража, поджог, землетрясение, нападение. Молоко, сливки, сыр, сало, сметана. Береза, сосна, дерево, дуб, ель. Лист, почка, кора, дерево, сук.
Упражнения для работы над голосом
Упражнения для работы над голосом Определите варианты прочтения следующих фраз. Поездку отложить нельзя выезжать. На утес одинокий орел садиться. Резать нельзя лечить. Прочитайте следующие пары предложений правильно делая паузы. Что, болит? - Что болит? Ну что, споем? – Ну, что споем? Как вы закончили? – Как, вы закончили?
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Презентация на тему «Спецтехника» Цели: Обобщить знания детей о транспорте. расширение и активизация словаря существительных, глаголов и прилагательных Развитие умения составлять небольшие по объему тексты Уточнение названий профессий Воспитывать бережное отношение к технике
Есть и водный, и воздушный, Тот, что движется по суше, грузы возит и людей что это? скажи скорей!
Транспорт
Специальная техника это техника, которая может выполнять ограниченный диапазон функций
Бетономешалка
каток
ЭКСКАВАТОР
бульдозер
АВТОКРАН
трейлер
молоковоз
машины дорожных служб
Снегоочистительная машина
Мусоровоз
Трактор
культиваторы
борона
комбаин
План опорные слова Внешний вид Особенности транспорта Назначение, где применяется Профессия Смешивает, вращается, асфальтоукладчик, роет, загружает, огромный, подъемный, кузов, кабина, отвал, гусеницы, колеса, сеялка, чистит, убирает, поднимает, разравнивает, моет, посыпает.
Например трактор: Трактор – мощный, сильный. У него есть большие колеса или гусеницы. Он перевозит большие грузы и громко работает. Еще он бывает синего или желтого цвета. На нем работают в полях, на стройке. Человека, работающего на тракторе, называют трактористом
Посмотри и назови трейлер Бетономешалка борона самосвал мусоровоз
Длтлтттттттттттттттттььььььььь.23 этт \\ Спасибо за внимание!!!
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Игра – путь детей к познанию мира, в котором они живут и который призваны изменить. Максим Горький
Значение игр с мячом в развитии детей с нарушениями речи Игры с мячом отвлекают внимание ребенка от речевого дефекта и побуждают к общению. Освобождают детей от утомительной, неестественной для их возраста неподвижности на занятиях. Помогают разнообразить виды деятельности детей на коррекционном занятии по всем разделам программы, включая в работу различные уровни регуляции. Развивают общую и мелкую моторику, ориентировку в пространстве. Помогают проводить работу над развитием просодических компонентов речи. Регулируют силу и точность движения. Активизируют непроизвольное внимание и формируют произвольное. Развивают и нормализуют эмоционально – волевую сферу, что особенно важно для гипервозбудимых детей. Развивают глазомер, силу, ловкость, быстроту реакции. Развивая мышечную силу, усиливают работу важнейших органов – легких, сердца, улучшают обмен веществ. Развивают коммуникативные навыки, снижающие проявление робости и застенчивости. Развивают внимание, память и восприятие.
Уровневая теория организации движений (по Н.А.Берштейну ) А. Руброспинальный уровень регуляции движений При нарушениях этого уровня у детей наблюдается: тремор органов артикуляционного аппарата тремор кончиков пальцев (в состоянии покоя или при письме)
Уровневая теория организации движений (по Н.А.Берштейну ) В. Таламопаллидарный уровень, регулирующий вспомогательные движения При нарушениях: неловкость трудности во внешней увязке целостности движений (при рисовании затрудняются удерживать лист бумаги) ослабление выразительности движений и мимики обедняется голос при письме разновысокие буквы Сущность коррекции заключается в согласовании составных частей большого сложного движения.
Уровневая теория организации движений (по Н.А.Берштейну ) С. Пирамидно-стриальный уровень пространственного поля Обеспечивает согласованность движения с внешним пространством при помощи зрения Есть два подуровня: С-1 – осуществляет оценку направления движения и дозировку силы по ходу движения С-2 – регулирует максимальную целевую точность движения При нарушениях: порезы нарушения координации движений (ребенок не может попасть ногой по мячу, поставить точку в квадрате, поставить язык в точно указанное место при выполнении артикуляционных упражнений)
Уровневая теория организации движений (по Н.А.Берштейну ) Д . Теменно-премоторный кортикальный уровень организации движений Обеспечивает пространственную осмысленность движения. При нарушении апраксия и диспраксия нарушение ориентрировки в пространстве (лево-право) затруднена выработка любого двигательного навыка
Уровневая теория организации движений (по Н.А.Берштейну ) Е. Уровень символической организации С ним связано понимание чужой и собственной речи, письменное и устное выражение своих мыслей.
Виды игр с мячом, используемые в работе учителя - логопеда ДОО игры и упражнения с мячом, направленные на развитие общей моторики игры и упражнения с мячом, направленные на развитие мелкой моторики игры и упражнения с мячом, направленные на развитие ориентировки игры и упражнения с мячом, направленные на развитие фонематического восприятия и закрепление правильного произношения, дифференциацию звуков игры и упражнения с мячом, направленные на обобщение и расширение словарного запаса , развитие грамматического строя речи
Игры и упражнения с мячом, направленные на развитие общей моторики
Игры и упражнения с мячом, направленные на развитие мелкой моторики
Игры и упражнения с мячом, направленные на развитие мелкой моторики
Игры и упражнения с мячом, направленные на развитие ориентировки
Игры и упражнения с мячом, направленные на развитие речевого выдоха
Игры и упражнения с мячом, направленные на развитие фонематического восприятия и закрепление правильного произношения, дифференциацию звуков
Игра “Проложи маршрут”
Игры и упражнения с мячом, направленные на развитие фонематического восприятия и закрепление правильного произношения, дифференциацию звуков
Игры и упражнения с мячом, направленные на обобщение и расширение словарного запаса , развитие грамматического строя речи
Использованная литература
Благодарю за внимание!
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Методы и приемы обучения: Метод проблемного обучения; Метод дискуссий; Метод самостоятельной работы; Метод самостоятельной работы с дидактическим материалом ; Метод проблемного изложения .
1. Использование сигнальных карточек при выполнении заданий. Я О Ё А
2. Использование вставок на доску (буквы, слова, картинки) при выполнении задания.
3. Работа с мнемотаблицами .
4. Работа с карточками. Найди все одинаковые буквы. О — обведи в кружок, У — в квадрат, И — подчеркни. Подчеркни «правильные» буквы и прочти слово.
5. Использование здоровьесберегающих технологий на логопедических занятиях. артикуляционная гимнастика; физкультурные минутки; кинезиологические упражнения.
Дидактическая игра — деятельность, организуемая в процессе обучения с целью развития познавательного интереса за счет эмоциональной окрашенности игровых действий, которые основаны на имитационном или символическом моделировании изучаемых явлений, процессов.
Игры для развития фонетико-фонематической стороны речи.
Игры для развития лексико – грамматических представлений (обогащение словаря).
«Умные паровозики»
«Загадочные животные»
«Скажи наоборот»
«Один – мнгого » «Большой - маленький» «Кто? Что?»
«Четвертый лишний»
Игры для развития связной речи.
«Логопедические тренинги»
Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаешь, и любить тех, кому преподаешь. В. Ключевский
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Развитие речи – ее звуковой стороны, словарного состава, грамматического строя – одна из важнейших задач воспитания детей с ограниченными возможностями. Работа по развитию речи является составной частью логопедического воздействия на детей, коррекционно-развивающим по своей направленности.
При любом речевом нарушении логопедическая работа не может ограничиваться только коррекцией того недостатка, который явно бросается в глаза. Каким бы ни был дефект речи, его преодоление должно предусматривать работу, направленную не только на формирование звуковой стороны речи, но и на развитие словаря, грамматического строя, развернутой фразовой речи. Это необходимо для общего психического развития ребенка, для его успешного обучения в школе.
При организации занятий по развитию речи нужно исходить из того, что работа по формированию отдельных компонентов речи одновременно служит и формированию высказывания, которое является единицей речевой деятельности, причем каждое занятие кроме отработки техники речи одновременно ориентируется и на развитие коммуникативных возможностей детей .
Игра – это «дитя труда». Наблюдая за деятельностью взрослых, ребенок переносит ее в игру. Ребенок играет сначала с окружающими предметами, затем с воображаемыми, которые ему физически недоступны. В игре ребенок овладевает элементами абстракции. Он познает предметы окружающего его мира и как бы овладевает ими. Игры детей чаще всего отражают профессиональную деятельность взрослых.
Дидактическая игра является ценным средством воспитания умственной активности детей, она активизирует психические процессы, вызывает у детей живой интерес к познанию, к процессу познания. В игровой деятельности дети преодолевают значительные трудности, тренируют свои силы и возможности, развивают свои умения и способности.
Игра помогает сделать учебный материал увлекательным, вызывает у детей глубокое удовлетворение, создает радостное рабочее настроение, ускоряет процесс усвоения занятий, облегчает преодоление трудностей. В дидактической игре ее замысел, правило, действие и включенная в нее умственная задача представляют собой единую систему формирующих воздействий. Дидактические игры особенно необходимы при воспитании и обучении детей с общим недоразвитием речи или задержкой психического развития.
Подбирая игры, необходимо помнить, что они должны соответствовать полноценному и всестороннему развитию психики детей, их познавательных способностей, воспитанию навыков правильной речи, опыта и умения общаться со сверстниками и взрослыми, прививать интерес к учебным занятиям, формировать умения и навыки учебной деятельности, помочь ребенку анализировать, сравнивать, абстрагировать.
Психологи установили, что усвоение детьми знаний начинается с материальных действий с предметами или их моделями, рисунками, схемами. При этом образы предметов, их свойства, признаки и действия с ними переносятся в план представлений. Так, практические действия дети описывают словесно. Это отражает их взаимодействие с познаваемым ими материалом, то есть осуществляется связь между материальной и внешнеречевой формами действия. Опора же на действия с предметами или их моделями, схемами постепенно сокращается, уходит. Проговаривание игровых действий переносится во внутренний план (действие в уме). Таким образом, материальная форма действия является исходной, внешнеречевая – предполагает рассуждения, умственная же форма действия (проговаривание про себя) осуществляется тогда, когда у детей сформированы представления или понятия. Эти три формы действия влияют на развитие различных сторон мышления: наглядно-действенного, наглядно-образного, словесно-логического.
Рекомендации для организации речевых игр и упражнений игры не должны быть длительными по времени (7-10 минут) ; они должны проводиться в неторопливом ритме; игра должна быть живой, интересной и привлекательной для детей; в игре должен присутствовать элемент соревнования; выигравший должен быть отмечен; в игре необходимо добиваться активной речевой деятельности всех детей, максимально используя возможности речедвигательной активности; в процессе игры необходимо развивать у детей навыки контроля за своей и чужой речью; особое место в игре отводится учителю-логопеду. Он должен коррегировать речь детей в соответствии с их речевыми возможностями, задачами и условиями игры.
Игры, проводимые на логопедических занятиях, можно условно разделить на 3 группы в соответствии с их целями Обучающие игры. Игры на выявление у детей простейших представлений и умений различать окружающие их предметы по цвету, форме и расположению в пространстве, уточняющие представления детей о размере и числе предметов. Игры, помогающие формированию грамматического строя речи, формированию связной речи.
Благодарю за внимание!
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
На двери он глядит в тревоге Умывальник хромоногий, Всех мочалок командир В чудесной сказке …
С грядки старушка цветок сорвала, Девочке Жене его отдала. В цветке, лепестках есть волшебная сила Их девочка Женя о чем-то просила Что надо сказать, лепестки отрывая? Как называется сказка такая?
Сейчас потолкуем о книжке другой - Тут синее море, Тут берег крутой … Старик вышел к морю. Он невод забросил. Кого он поймает? И что он попросит?
Появилась девочка в чашечке цветка. А была та девочка чуть больше ноготка. В ореховой скорлупке девочка спала Вот какая девочка как она мала! Кто читал такую книжку, Знает девочку малышку?
С букварем шагает в школу Деревянный мальчуган, Попадает вместо школы В деревянный балаган. Как зовется эта книжка? Как зовется сам мальчишка?
В птичник повадится — жди беды, Рыжим хвостом заметает следы.
Всех он любит неизменно, Кто б к нему ни приходил. Догадались? Это Гена….
Кто-то за кого-то ухватился крепко: - Ох, никак не вытянуть, Ох, засела крепко. Но ещё помощники скоро прибегут. Победит упрямицу дружный общий труд. Кто засел так крепко? Может это …
Несет меня лиса за темные леса, За быстрые реки, за высокие горы... Кот! Дрозд! Спасите меня!
На солнечной поляне стоит зеленый дом, А в доме том зеленом живет веселый…
Многим долго неизвестный, Стал он каждому дружком. Всем по сказке интересной Мальчик - Луковка знаком. Очень просто и недлинно он зовется
Всех на свете он добрей, Лечит он больных зверей. И однажды бегемота Вытащил он из болота. Всем известен, знаменит, Добрый доктор …
Он дружок зверям и детям, Он живое существо, Но таких на целом свете Больше нет ни одного. Потому, что он не птица, Не тигренок, не лисица, Не котенок, не щенок, Не волчонок, не сурок … Но заснято для кино и известна всем давно Эта милая мордашка, что зовется …
Молодцы!
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
В перечень логопедической документации входит речевая карта, которая является необходимым документом логопедической диагностики детей с речевыми нарушениями. Мы сегодня остановимся на специальных формулировках, отражающих структуру речевого дефекта. Данные формулировки могут использоваться специалистами при заполнении логопедических представлений, листов динамических наблюдений и другой специальной документации.
Говоря о функциональных обязанностях учителя – логопеда, можно выделить одну очень значимую и не менее важную обязанность, чем все остальные. Это - оформление необходимой документации по установленной форме. Ее ведение является одним из существенных показателей профессионализма .
Структура речевой карты Речевая карта — это структурированный внутренний документ, включающий следующие разделы: логопедическое обследование; логопедическое заключение; перспективный план коррекционной работы; наличие динамики логопедической коррекции и ее особенности; анализ результатов коррекционного воздействия.
Строение и подвижность артикуляционного аппарата
Состояние мелкой моторики Движение рук неточное; пробы Хеда выполняет выборочно; с трудом овладевает навыками самообслуживания (застегивание пуговиц, завязывание шарфа и т.д ) навыками самообслуживания не владеет; недостаточно развита моторика мелких мышц рук; произвольная моторика не сформирована; ведущая рука - правая; предпочитает работать левой рукой; все движения выполняет правильно; мышечный тонус повышен; неправильно держит карандаш; моторная неловкость при работе с пластилином; испытывает трудности при овладении графическими навыками; наблюдается замедленный темп письма.
Состояние общей моторики Двигательно неловок, медлителен; ограничен объем активных движений; отстает в темпе, ритме, переключаемости движений; испытывает трудности при имитации движений “как идет солдат, летит птица, как режут хлеб” и т.д.; мышцы быстро утомляются при функциональных нагрузках; отмечаются трудности при выполнении упражнений на динамическую организацию движений; замен движений и синкенезий не наблюдается.
Особенности понимания речи.
Состояние звукопроизношения и слоговой структуры слова.
Фонематические процессы Фонематический слух недостаточно сформирован; фонематический синтез сформирован, правильно производит слова из последовательно названных звуков; фонематические представления сформированы, правильно придумывает слова на заданные звуки, отбирает картинки; затрудняется придумать слово на заданный звук; слабо дифференцирует оппозиционные фонемы; неправильно дифференцирует слова: бочка – почка, малина – Марина; фонематическое восприятие, фонематический анализ и синтез в основном сформированы; при выполнении более сложных форм фонематического анализа наблюдаются значительные трудности.
Владение звуко – буквенным анализом и синтезом Навыки звуко -буквенного анализа и синтеза недостаточно сформированы; допускает ошибки при определении количества звуков в слове; имеются затруднения в определении количества и последовательности звуков; определение места звука в слове сформировано; место звука по отношению к другим звукам определяет не всегда верно; имеются затруднения при определении количества и последовательности звуков на более сложном речевом материале.
Темп, внятность речи, характеристика голоса и дыхания Темп высказываний замедленный; речь неразборчивая, маловыразительная, невнятная, малопонятная для окружающих; звуки произносятся нечетко; голос сильный, звонкий, глухой, сдавленный, хриплый; дыхание свободное, затрудненное, поверхностное, неглубокое, неровное); темп и ритм речи в пределах нормы; словесное ударение употребляет правильно; интонационная речь недостаточно выразительн а.
Словарный запас
Грамматический строй речи, фразовая речь
Связная речь.
Письмо Имеются многочисленные ошибки разного характера; испытывает трудности при овладении письмом и чтением (т.к. имеется большое количество специфических – дисграфических ошибок на фоне большого количества разнообразных других); при списывании наблюдаются единичные ошибки; при письме под диктовку допускает большое количество ошибок (замены д-т, б-п, ж-ш и др., пропуски, добавления, пропуски предлогов, слитное написание слов).
Чтение Способ чтения побуквенно – слоговой; чтение замедленное, послоговое , словами; понимание прочитанного с неточностями; чтение послоговое , простые слова читает целостно; делает запинки при чтении многосложных слов; чтение с большим количеством ошибок (пропуск букв, слогов, усечение слова, наращивание, угадывание окончаний, смешение оптически сходных букв, аграмматизмы и др.); не отвечает на вопросы по тексту; при чтении слова произносит неотчетливо.
Координация и пространственная ориентировка Нечеткая координация движений; затрудняется определить правую, левую сторону; зрительно - пространственные представления сформированы недостаточно; причинно – следственные связи (отношения) выстраивает только с помощью взрослого; неправильно располагает написанное на листе бумаги; схема тела не сформирована; правильно определяет части тела.
Краткая – психолого – педагогическая характеристика Ошибки часто обусловлены невнимательностью, импульсивностью; охотно принимается за выполнение заданий не дослушав объяснения; легко заинтересовывается, но быстро охладевает к работе; имеет стойкую неуспеваемость по основным предметам; испытывает трудности при усвоении материала по русскому языку; внимание неустойчивое, часто отвлекается; значительно снижен объем кратковременной и долговременной памяти; с трудом овладевает необходимым объемом знаний; запас знаний и представлений об окружающей действительности значительно снижен; инструкции по выполнению задания требуется повторять неоднократно.
Литература Трубникова Н. М. Структура и содержание речевой карты. Учебно-методическое пособие. Екатеринбург: Уральский государственный педагогический университет. 1998. - 51 с. Иншакова О.Б Альбом для логопеда / О.Б. Иншакова. – 2-е ид., испр . И доп. – М.: Гуманитар . изд. центр ВЛАДОС, 2011.- 279 с.: ил.- ( Коррикционная педагогика). Иванова, Ю.В. Дошкольный логопункт . Раздаточный материал для работы с детьми 5-7 лет: приложение к книге « Логопункт . Документация, планирование и организация работы» / Ю.В. Иванова.- М.: Издательство ГНОМ, 2014.- 64 с.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цель деятельности учителя-логопеда создание условий, способствующих выявлению и преодолению нарушений речевого развития, а также дальнейшему развитию устной и письменной речи, совершенствованию коммуникации детей с ОВЗ для успешного усвоения академической составляющей образовательной программы.
Первичные задачи, стоящие перед учителем- логопедом, работающим с ребенком с ОВЗ: Проведение логопедического обследования с целью определения структуры и степени выраженности речевого нарушения: установление психолого-педагогического заключения (диагноза), позволяющего судить об уровне речевого и коммуникативного развития ребенка с ОВЗ. Разработка перспективного плана коррекционно-логопедической работы (индивидуальной программы развития) с детьми, нуждающимися в логопедической помощи.
Организация коррекционной работы по оказанию логопедической помощи ребенку с ОВЗ разработка и реализация коррекционно-развивающих, индивидуально-ориентированных программ с учетом возраста и особенностей развития детей, структуры дефекта оказание помощи педагогическому коллективу, работающему с данной категорией детей определение направлений, методов и приемов логопедической работы по коррекции нарушений речевого развития, подбор дидактических и методических материалов.
Комплектование групп для занятий с учетом психофизического состояния дошкольников с ОВЗ. Проведение индивидуальных, подгрупповых и фронтальных занятий по коррекции нарушений речи . Участие в разработке адаптированных образовательных программ, методических рекомендаций по обучению детей с ОВЗ . Определение разнообразных методов, форм и средств обучения в рамках государственного стандарта, повышающих усвоение учебного материала.
Проведение систематического 2-3 раза в год изучения динамики речевого развития ребенка с ОВЗ в процессе освоения образовательной программы позволяет скорректировать имеющуюся индивидуальную программу коррекционно-логопедического воздействия и акцентировать внимание на наиболее стойких проблемах речевого развития . Осуществление итоговой диагностики , охватывающей все компоненты речевой системы и выявляющей сформированность предпосылок всех видов универсальных учебных действий.
Взаимодействие между специалистами психолого-педагогического сопровождения ребенка с ОВЗ и его семьей. Совершенствование научно-методического потенциала. Разработка предложений по повышению эффективности диагностической, коррекционной работы. Обобщение и распространение наиболее эффективного опыта логопедической работы. Разработка и внедрение новых технологий обучения, позволяющих при инклюзивной практике осуществлять коррекцию детей с ОВЗ. Обеспечение и контроль за соблюдением здоровьесберегающих условий обучения и воспитания детей с ОВЗ в общеобразовательной организации.
Консультативная работа по формированию психолого-педагогической компетентности по вопросам онтогенеза детской речи, проявлений вариантов дизонтогенеза; обучение родителей специализированным приема преодоления имеющихся расстройств устной речи и подбор комплексов коррекционно-развивающих упражнений, направленных на предупреждение нарушения письма и чтения. Консультирование педагогических работников, администрацию образовательной организации и педагогов по вопросам организации специальных образовательных условий для ребенка с ОВЗ, по использованию специальных методов и приемов оказания помощи ребенку с ОВЗ, имеющему речевые нарушения. Профилактическая работа заключается в своевременном предупреждении у ребенка с ОВЗ возможных вторичных речевых нарушений, создании условий для их полноценного речевого развития на каждом уровне общего образования.
Каждое направление деятельности учителя-логопеда включается в единый процесс психолого-педагогического сопровождения и в рамках инклюзивного образования приобретает особое значение, так как ориентировано не только на преодоление речевых расстройств у обучающихся с ОВЗ, но и на их социализацию и адаптацию в среде нормально развивающихся сверстников .
Особые образовательные потребности детей с тяжелыми нарушениями речи Потребность в обучении различным формам коммуникации (вербальным и невербальным); в формировании социальной компетентности. Развитие всех компонентов речи, языковой компетентности. Трудности в усвоении лексико-грамматических категорий создают потребности в развитии понимания сложных предложно-падежных конструкций, в целенаправленном формировании языковой программы устного высказывания, навыков лексического наполнения и грамматического конструирования, связной диалогической и монологической речи; Дети с ТНР нуждаются в специальном обучении основам языкового анализа и синтеза, фонематических процессов и звукопроизношения, просодики. Формирование элементарных навыков чтения и письма. Развитие пространственной ориентировки, внимания, восприятия, памяти, мыслительных процессов.
Специальные образовательные условия обучения, воспитания и развития детей с ТНР раннее выявление детей с речевой патологией и организация логопедической помощи; систематическая коррекционно-логопедическая помощь в раннем, дошкольном возрасте; взаимосвязь и преемственность содержания и методов логопедической работы в условиях дошкольного и школьного образования и воспитания, ориентированных на нормализацию (полное преодоление) или сглаживание отклонений речевого и личностного развития; получение обязательной систематической логопедической помощи в условиях учреждения массового или специального типа; возможность обучаться на дому и/или дистанционно (в случае тяжелых форм речевой патологии при сочетанных нарушениях развития);
Специальные образовательные условия обучения, воспитания и развития детей с ТНР взаимодействие и координация педагогических, психологических и медицинских средств воздействия при тесном сотрудничестве учителя-логопеда, учителя-дефектолога, педагога-психолога, учителей и врачей разных специальностей; наличие адаптированной образовательной программы для детей с тяжелыми нарушениями речи ; реализация индивидуального дифференцированного подхода к обучению ребенка с ТНР (учет структуры речевого нарушения, речевых и коммуникативных возможностей ребенка, его индивидуального темпа обучения и продвижения в образовательном пространстве и т.п.); применение индивидуально ориентированных специфических приемов и методов логопедической коррекции при различных по формах речевой патологии;
Специальные образовательные условия обучения, воспитания и развития детей с ТНР применение специальных методов, приемов и средств обучения и коррекционно-логопедической работы, в том числе специализированных компьютерных технологий, дидактических пособий, визуальных средств, обеспечивающих реализацию “обходных путей” коррекционного воздействия на речевые процессы, повышающих контроль за устной и письменной речью, тщательный отбор и комбинирование методов и приемов обучения с целью смены видов деятельности обучающихся, изменения доминантного анализатора, включения в работу большинства сохранных анализаторов; использование ориентировочной основы действий (опорных сигналов, алгоритмов, образцов выполнения задания); выбор индивидуального темпа обучения, с возможным изменением сроков продвижения в образовательном пространстве; особая организация диагностических, проверочных и контрольно-оценочных средств: сокращение объема контрольных заданий, адресные пошаговые задания, с более подробными инструкциями; щадящий , здоровьесберегающий , комфортный режим нагрузок.
Спасибо за внимание!
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Произвольные движения и действия Владение собственным телом. Формирование навыков (бытовых, профессиональных, спортивных, и пр ). Координированность, согласованность, четкость движений («моторный интеллект»). Освоение окружающего пространства. Экспрессивная речь (четкое артикулирование и плавность речевых переключений). Письмо, чтение. Сфера искусства («интеллектуальные двигательные акты») - игра на музыкальных инструментах, художественно-изобразительная деятельность и др. Раскрепощенность, уверенность в себе.
Гармонично развитая моторная сфера ▪ Нормализация уровня активации ребенка. ▪ Развитие зрительного и слухового внимания. ▪ Формирование межполушарного взаимодействия (разнонаправленные движения). ▪ Развитие произвольного контроля, речи, памяти, внимания, умение преодолевать стереотипии в поведении. ▪ Освоение пространства движений, развитие чувства физической дистанции. ▪ Чувство уверенности в себе, коммуникативные навыки Ребенок развивается в движении!
Виды двигательной активности 1. Мелкая моторика (ловкость) – способность выполнять мелкие и точные движения кистями и пальцами рук и ног; формируется на базе крупных движений. 2. Крупная моторика (общая моторика) • физическая активность человека • связана с перемещением тела в пространстве • осуществляется за счет работы крупных мышц тела: переворачивание, наклоны, ходьба, ползание, бег, прыжки. 3. Моторика органов
Крупная моторика Развитие - сверху вниз: Движения глаз, Голова (повороты и вращения), Плечевой пояс (подъем на локтях) Туловище (переворот на живот и на спину) Ноги (сидение, ползание и ходьба, наклоны, прыжки) Основа для реализации более сложных и тонких движения мелкой моторики.
Крупная моторика: этапы развития 1 – 6 лет ( Мастюкова Е. М., 1997) 1 – 2 года : ходит и наклоняется вперед и поднимает предмет с пола; бросает мяч; относит предмет на короткое расстояние; ходит задом; короткое время стоит на одной ноге; с поддержкой ходит вниз по лестнице и поднимается; крутит педали трехколесного велосипеда 2 – 3 года : учится бегать, ходить на носочках, сохранять равновесие на одной ноге. Сидит на корточках. Прыгает на двух ногах. Бросая мяч вверх, может его поймать. Отбивает мяч. 3 – 4 года : бросает мяч через голову. Спускается вниз по лестнице. Прыгает на одной ноге. Стоит на одной ноге около 10 минут. Сохраняет равновесие при качании на качелях. 4 – 5 лет : прыгает на одной ноге, ходит по бревну, по доске. Прыгает попеременно на одной и на другой ноге. Поднимается вверх по лестнице 5 – 6 лет : хорошо прыгает, бегает, бегает на носках. Ходит на пятках. Катается на 2-х колесном велосипеде. Учится кататься на коньках.
Если общую моторику не развиваем, то… Неразвитие общее физическое (дыхание, сердечнососудистая система, обмен веществ), «вторичное» нежелание активности Неотработанное межполушарное взаимодействие Недоразвитие пространственных представлений (схема тела, бытовые навыки, игра, зрительно- слухомоторные координации - рисунок, графема (письмо и чтение), счет, словоизменение и словообразование, грамматика, мышление Недоразвитие речи как ВПФ Непонимание своего тела – трудности овладения своим поведением, сниженная самооценка «Телесное» и «психическое» единство!
Двигательное и интеллектуальное развитие «В онтогенезе развитие психомоторики намного опережает формирование речи и мышления, составляя базис для их становления. Вот почему коррекционная работа должна быть направлена «снизу вверх», от движения к мышлению, а не наоборот…» Н. К. Корсакова, Ю. В. Микадзе , Е. Ю. Балашова, 2001
Работа на вертикальных поверхностях Свободное рисование; Раскрашивание; Работа с трафаретами; Конструирование из деталей; Манипулирование намагниченными объектами; Мягкая поверхность – отпечатки; Штриховка, письмо
Материалы и приспособления На чем работаем: • Стена; • Рулон обоев; • Дверь холодильника, шкафа; • Мольберт, • Кусок пластика; • Зеркало; • Пробковая доска; • Магнитная доска; • Доски с отверстиями; • Настенная плитка Чем работаем: • Карандаши; • Краски; • Маркеры, мелки; • Маркеры для стекла; • Цветные кнопки и магниты; • Пластилин; • Магнитные картинки и фишки; • Трафареты
Работа на вертикальных поверхностях: зачем? Развитие схемы тела и устойчивости: голова поворачивается независимо от тела подъем головы ощущения себя вне зрительного контроля за телом мощная вестибулярная афферентация 2. Внимание, зрительное внимание и зрительно-моторная координация: положение стоя – экологично для ребенка: меньше статичности, меньше утомления, выше работоспособность дольше удерживается внимание зрительно-моторные связи, произвольный контроль
Работа на вертикальных поверхностях: зачем? 3. Сила мышц спины (развитие мышечного корсета позвоночника – осанка, в дальнейшем - правильная посадка за столом, дыхание и пр ) 4. Развитие силы и стабильности верхних конечностей: подготовка плечевого пояса к школьным нагрузкам; развитие силы и гибкости лучезапястного сустава – будущее письмо 5 . Преодоление утомления: - смена положения тела – активация и концентрация внимания - выполнение упражнение стоя, стоя на коленях, сидя
Работа на вертикальных поверхностях: зачем? 6. Билатеральная координация – сила, устойчивость, точная проприорецепция (ощущение взаиморасположения частей тела), внимание на объекте; 7. Развитие пространственных представлений (движение – слово - изменение положения тела), знакомство с листом бумаги; 8. Пересечение средней линии тела: – профилактика мышечной зажатости, двигательных стереотипий, психологической зажатости, тренировка здоровой спонтанности
Примеры заданий Конструирование на весу, на прикрепленном вертикально поле (конструктор, мозаика); Работа с трафаретами (обведение трафаретов, ладоней, бытовых предметов и пр ); Свободное рисование (один – группа; вместе поочередно); Игры с намагниченными объектами (ребенок прикасается к тем объектам, которые называет взрослый; усложнение по цвету, форме, размеру, взаиморасположению: над/под, выше/ниже; малышам – «Звери ходят в гости» Изображение линий (вертикальных, горизонтальных, наклонных; параллельных), кругов и зигзагов
Важно: подготовка ребенка к письму • Овладение навыком подражания, развитие интереса к данному виду деятельности. • Овладение предварительными навыками : конструктивная деятельность, рисование пальцем, тренировка позы, внимания и произвольности и пр. • Развитие умения складывать пальцы «в щепотку» (работа с мелкими предметами), следить глазами за своей рукой . • Умение держать толстый мелок, карандаш и водить им по бумаге (проведение вертикальных и горизонтальных линий, копирование геометрических фигур, соединение точек, обучение раскрашиванию с помощью шаблонов). Безруких М. М. Обучение письму. Екатеринбург, 2009
Изображение линий, кругов, спиралей, зигзагов Слева направо - справа налево; Сверху вниз - снизу вверх; Снизу до середины – от середины вниз; Сверху до середины – от середины вверх; В одном направлении – в разных направлениях; Одновременно – поочередно; Обеими руками – одной рукой; Выполнение штриховки, параллельных линий на вертикальной поверхности
Примеры заданий: соединение точек, проведение линий в разных направлениях проведение линий в разных направлениях, параллельных линий проведение линий без отрыва проведение параллельных линий, линий без отрыва проведение параллельных линий, штриховка в разных направлениях
Дидактический материал для детей Доступность, понятность детям; Компактность материала, четкость и краткость инструкций; Полиинформативность ; Соответствие возрастным психологическим особенностям детей; Наличие конкретной обучающей задачи, смысла; Наглядность материалов, их разномодальность ; Эстетичность пособий и методик; Безопасность материалов; Не допускать перевозбуждения, гиперстимуляции ; Положительная окраска деятельности
Рекомендуем родителям: развитие крупной моторики Общая физическая активность (повороты и наклоны, хождение на носках и пятках, махи и приседания, прыжки ). Подвижные игры с мячом (катать, бросать и ловить, приседать и наклоняться с мячом, упражнения под контролем взрослых на гимнастическом мяче ). Удержание равновесия (стоя на одной ноге, закрыв глаза, движение по тонкой линии, балансировка на специальных качелях, неустойчивых поверхностях ). Игры со скакалкой и резинкой, классики. Спортивные снаряды (вис на кольцах, ходьба по бревну с поддержкой, лазание по канату)
Рекомендуем родителям: развитие крупной моторики Игры на бросание и попадание в цель (в мишени, коробки, стойки и пр ) - мячи, кольца, игра в городки, бадминтон. Прохождение «полосы препятствий» (перепрыгивание, ползание, приседания ). Символические игры (имитация движений животных, транспорта ). Танцы и спортивные игры. Езда на велосипеде, самокате, освоение роликов и коньков.
Рекомендуем родителям: развитие крупной моторики Упражнения для стоп с мячом (из положения сидя) – см лечебная физкультура и профилактика плоскостопия ! Игры с текстурами (ходьба босиком по земле, песку, камушкам в воде, «рисование» ногой, узоры из собственных следов ). Приобщение детей к домашнему труду (подмести пол, пропылесосить, помыть посуду, развесить белье на веревочку, полить цветы, уход за домашними животными ) Игры на свежем воздухе!
Развитие крупной моторики: рекомендации инструкторов ЛФК Детей надо заставлять двигаться и специально организовывать их активность . Обеспечивать 15 – 20 минут подвижных игр в день ! Бытовой комфорт ограничивает движения ребенка (избыточный вес, ограничение круга интересов, снижение познавательной активности ) Стимуляция интеллектуального развития превалирует над физической активностью! Интересно: метод рисования на вертикальных поверхностях
Литература Семенович А. В. Метод замещающего онтогенеза. Сборник нейропсихологических программ. Казань, 2016 Колганова В. С. Пивоварова Е. В., Нейропсихологические занятия с детьми, Ч. 1, 2. М., 2015 Безруких М. М. Обучение письму. Екатеринбург, 2009 Аверина И. Е. Физкультурные минутки и динамические паузы в ДОУ. М., 2006 Гребова Л. П. Лечебная физическая культура при нарушениях опорно-двигательного аппарата у детей и подростков : учебное пособие. М., 2006 Зуев В. И. Волшебная сила растяжки. М., 1993
Спасибо за внимание!
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья - физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий.
По классификации, предложенной В.А.Лапшиным и Б.П.Пузановым , к основным категориям аномальных детей относятся: Дети с нарушением слуха (глухие, слабослышащие, позднооглохшие); Дети с нарушением зрения (слепые, слабовидящие); Дети с нарушением речи (логопаты); Дети с нарушением опорно-двигательного аппарата; Дети с умственной отсталостью; Дети с задержкой психического развития; Дети с нарушением поведения и общения; Дети с комплексными нарушениями психофизического развития, с так называемыми сложными дефектами (слепоглухонемые, глухие или слепые дети с умственной отсталостью).
Факторы влияющие на развитие ребенка с ОВЗ Вид (тип) нарушения. Степень и качество первичного дефекта. Срок (время) возникновения первичного дефекта. Условия окружающей социокультурной и психолого-педагогической среды.
Работа учителя-логопеда в условиях инклюзивного образования имеет ряд особенностей Логопед путем тщательного специального обследования выясняет характер нарушения речевой деятельности ребенка при помощи специальных методик . На основе диагностики логопеда, совместно с другими специалистами, с учетом особенностей ребенка, составляется план индивидуального развития, определяется образовательный маршрут, вырабатываются стратегии и меры по устранению или предотвращению причин неуспеваемости детей с особыми образовательными потребностями.
Совместное сопровождение ребенка учителем – логопедом, педагогом психологом, педагогами ДОУ. Диагностическое определение уровня речевого и психологического развития ребенка; анализ полученных результатов Коррекционно – развивающее личностно – ориентированный подход; принципы системности; учет структуры дефекта Аналитическое выделение положительных и отрицательных сторон деятельности; отслеживание динамики развития ребенка.
Работа учителя-логопеда в условиях инклюзивного образования имеет ряд особенностей Специфика работы учителя-логопеда логопункта предполагает оказание помощи разным категориям детей с ОВЗ и проводится с учетом личности ребенка, как ее отрицательных сторон, так и положительных, которые используются в процессе компенсации, т.е. используется привлечение здоровых анализаторов для компенсации деятельности неполноценных. В центре внимания логопедической работы все время остается наиболее пострадавший компонент речи. Так, например, при алалии—словарь, при тугоухости – фонематическое восприятие, при дизартрии - звукопроизношение и т. д.
Планирование коррекционно – развивающего обучения детей 6 -7 лет с ОНР – III уровня состоит из трех модулей: Формирование фонетической стороны речи. Совершенствование лексико - грамматических представлений. Развитие навыков звуко - слогового анализа и синтеза, обучение грамоте.
Индивидуальные логопедические занятия. Основная задача занятий — максимальное развитие речевой функции с опорой на возможности ребенка. Количество занятий: 2-3 занятия в неделю (по 20 – 30 мин). Занятия проводятся по коррекционным программам, которые подбираются для детей в соответствии с речевым нарушением и возрастом .
Добиться высоких результатов в логопедической работе позволят: тщательный отбор дидактического и наглядного материала к занятиям; оптимальное распределение времени на каждый этап занятия; компетентная, научно-обоснованная подача учебного материала; использование разнообразных форм и методов логопедического воздействия; использование компьютерных технологий и технических средств обучения и т.д.
Благодарю за внимание!
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Бетономешалка
каток
ЭКСКАВАТОР
бульдозер
АВТОКРАН
Грузовик – это автомобиль для перевозки различных грузов.
самосвал
фургон
рефрижератор
автоцистерна
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Снегоочистительная машина
Мусоровоз
Трактор
Плуг
культиваторы
борона
Современный комбайн 2010 года
Тракторист Бульдозерист Экскаваторщик Крановщик Комбайнер Водитель машинист
Катились колёса Катились колёса, колёса, колёса (руки согнуты, толкающие движения) Катились колёса всё в лево, всё косо (руки на поясе, вращательные движения туловищем) Скатились колёса на луг под откос (вращательные движения в другую сторону) И вот, что осталось от этих колёс (выпрямиться, развести руки в стороны). физминутка
План опорные слова Внешний вид Особенности транспорта Назначение, где применяется Профессия Смешивает, вращается, асфальтоукладчик, роет, загружает, огромный, подъемный, кузов, кабина, отвал, гусеницы, колеса, сеялка, чистит, убирает, поднимает, разравнивает, моет, посыпает.
Например трактор: Трактор – мощный, сильный. У него есть большие колеса или гусеницы. Он перевозит большие грузы и громко работает. Еще он бывает синего или желтого цвета. На нем работают в полях, на стройке. Человека, работающего на тракторе, называют трактористом
Посмотри и назови трейлер Бетономешалка борона самосвал мусоровоз
молодцы
Спасибо за внимание!!!