серия игр по цветоведению в ДОУ
Опубликовано 16.01.2017 - 15:37 - Русенко Наталья Геннадьевна
СЕРИЯ ИГР «ЦВЕТИК-СЕМИЦВЕТИК»
Игровое поле: Размеры – 50Х50см на прочной тканевой основе. Крупное изображение цветика – семицветика, серединка цветка выпуклая с веселым лицом. Ротик съемный, если лепестка нет, то рот переворачивается и улыбка становится грустной.
Игровой материал: лепестки цветов радуги: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый. Все лепестки съемные и крепятся к основе на липкую ленту.
Игра «Цветик – семицветик»
Цель: знакомство с цветами спектра; закрепление знаний цветов спектра по порядку. Знакомство с радугой.
Содержание: Воспитатель предлагает детям посмотреть на цветочек: белые лепестки и огорченное лицо. Что случилось? Разнообразные варианты ответов детей (не ограничивать в их фантазиях). Сопровождая свой рассказ, воспитатель постепенно выкладывает по одному цветному лепестку.
В помощь педагогу:
Сказка о том, как на свете появились краски и сказки (Л.Б. Дерягина)
Может, фея подарила
Сон волшебный, с чудесами,
Может, так оно и было
Наяву. Судите сами.
Мир окутан пеленою –
Клочья пыли носит ветер,
Даже солнышко с луною
Из-за плотных туч не светят.
Небо, горы и равнины
Будто в серой паутине.
Неуютно и пустынно,
Ярких красок нет в помине.
Ну. А где же эти краски?
Высоко, в краю небесном,
В тишине, закрывши глазки,
В замке спят они чудесном,
Замок звездами украшен.
Полон разных тайн заветных.
Там стоят в одной их башен
Семь кроваток разноцветных.
Облака подушкой служат,
И из воздуха перинка.
Из прозрачных лунных кружев
Серебристая простынка.
Видят краски сны цветные.
Сны на сказки так похожи,
И все бедствия земные
Их пока что не тревожат.
КРАСНОЙ краске среди прочих
Снов красивых, бесконечных
Снится аленький цветочек
С красной шапочкой беспечной.
А ОРАНЖЕВОЙ что снится?
Три волшебных апельсина,
В шубке рыженькой лисица
И в веснушках Чипполино.
ЖЕЛТОЙ краске, спящей крепко,
Снится Тим – утенок смелый
И еще, конечно, репка,
Что в земле уже поспела.
У ЗЕЛЕНОЙ, беспробудной,
Сны про девушку – лягушку,
Чудный город Изумрудный
И кикимору – болтушку.
ГОЛУБАЯ дремлет краска
На лазоревой перине.
Ей во сне приснилась сказка
О красавице Мальвине
СИНЕЙ краске сладко спится,
Сны мелькают чередою:
Вслед за дивной синей птицей –
Некто с синей бородою.
ФИОЛЕТОВАЯ ясно
Видит нежную фиалку.
Словом, так все спят прекрасно,
Что будить их просто жалко.
На Земле же в это время
Шли дожди, гроза шумела
И была такая темень…
Тут уж Солнце не стерпело!
Заострив лучи, как стрелы,
В краски сонные метало,
И тогда над миром целым
Арка радужная встала.
Бесподобными цветами
Все вокруг переливалось,
Разлетелись тучи сами,
Солнце звонко рассмеялось.
Загорелись алым цветом
Маки, розы и гранаты,
Созревают жарким летом
Краснощекие томаты.
Цвет оранжевый впитали
Абрикосы, мандарины –
Украшеньем ярким стали
Новой радостной картины.
До чего же желтокожи
И лимончик, и бананчик!
И на солнышко похожий
Расцветает одуванчик.
Сочной зеленью оделись
Все леса, сады, лужайки,
Разыгрались, расшумелись
Лягушат веселых стайки.
В голубую ткань озера
Нарядились и сверкают.
Берега сплошным узором
Незабудки покрывают.
Синий цвет окрасил море
В сто оттенков небывалых.
И резвится на просторе
Синий кит с китенком малым.
Баклажан на солнце греет
Фиолетовую спину
Словно радуга пестреет
Многоцветный хвост павлина.
Вместе с этим разноцветьем
На земле возникли сказки
Стали жить на белом свете
Чародеи без опаски.
С той поры по всей планете
Нам не счесть красот и красок
И цветет, на радость детям,
Мир волшебных мудрых сказок.
Игра «Семицветик и Радуга»
Цель: закрепление знаний цветов спектра по порядку. Формирование активного словаря ребенка.
Содержание: Воспитатель предлагает рассмотреть радугу. Как хочется Семицветику такие же лепесточки. Поможем разыскать все краски для цветика и поставить их по порядку. Закрепляя в конце их порядок знаменитой считалкой: Каждый Охотник Желает Знать Где Сидит Фазан.
В помощь педагогу:
Г.Лагздынь «Радуга»
В радуге – семь дужек,
Семь цветных подружек!
КРАСНАЯ дужка – ОРАНЖЕВОЙ подружка
ЖЕЛТАЯ дужка – ЗЕЛЕНОЙ подружка!
ГОЛУБАЯ дужка – СИНЕЙ подружка!
ФИОЛЕТОВАЯ дужка – всем дужкам подружка!
ЗАГАДКИ ПРО РАДУГУ
Над лугами, над водой
Хлынул дождик проливной,
А потом повисло
В небе коромысло
Ребятишек радует
Цветная… (радуга)
На минуту в землю врос
Разноцветный чудо – мост.
Чудо – мастер смастерил
Мост высокий без перил.
Крашеное коромысло
Через реку повисло!
Приказало солнце – стой,
Семицветный мост крутой!
Туча скрыла солнца свет –
Рухнул мост, а щепок нет.
Что за чудо – красота!
Расписные ворота
Показались на пути:
В них ни въехать, ни войти.
Через поля, через луга
Встала нарядная дуга.
Игра «Какого лепестка не хватает»
Цель: закрепление знаний цветов спектра по порядку. Развитие внимания. Формирование умения выбирать определенный цвет по словесному обозначению.
Содержание: Воспитатель предлагает рассмотреть цветик - семицветик. Одного лепестка не хватает, какого? В дальнейшем можно убрать и 2-3 лепестка. Когда дети включаются в игру, они сами по своему желанию убирают лепесток и предлагают назвать не достающий! В помощь (на первых этапах) всегда доступно изображение радуги, чтобы дети зрительно видели подсказку порядка расположения цветов.
В помощь педагогу:
Разноцветные ворота
На лугу построил кто-то,
Но пройти в них нелегко –
Те ворота высоко.
Постарался мастер тот,
Взял он красок для ворот
Не одну, не две, не три –
Целых семь, ты посмотри!
Г. Лагздынь
Как зовется, скажи,
Коромысло, что в небе дугой
Семицветной повисло?
Игра «Найди предмет по лепестку цветка»
Цель: развивать цветовое зрение при действии с предметами всех цветов спектра
Содержание: Воспитатель предлагает найти предметы в группе такого же цвета, что и предложенный лепесток.
… Лети – лети лепесток
Через Запад на Восток,
Через Север, через Юг
Возвращайся сделав круг,
Лишь коснешься ты Земли
Быть по-моему вели…
- вели, чтобы…..
В помощь педагогу:
А.Венгер «Цветные стихи»
Краски сегодня ужасно устали:
Радугу в небе они рисовали,
Долго трудились над радугой краски,
Радуга вышла красивой, как в сказке.
Вся разноцветная – вот красота!
Ты полюбуйся, какие цвета:
Красная редиска выросла на грядке,
Рядом помидоры – красные ребятки.
Красные тюльпаны на окне стоят,
Красные знамена за окном горят.
Оранжевой лисице
Всю ночь морковка снится –
На лисий хвост похожа:
Оранжевая тоже.
Желтое солнце на землю глядит,
Желтый подсолнух за солнцем следит.
Желтые груши на ветках висят.
Желтые листья с деревьев летят.
У нас растет зеленый лук
И огурцы зеленые,
А за окном зеленый луг
И домики зеленые.
Глаза голубые у куклы моей,
А небо над нами еще голубей.
Оно голубое, как тысячи глаз,
Мы смотрим на небо, а небо – на нас.
В синем море – островок,
Путь до острова далек.
А на нем растет цветок –
Синий – синий василек.
Фиолетовой фиалке надоело жить в лесу
Я сорву ее и маме в день рожденья принесу
С фиолетовой сиренью будет жить она
На столе в красивой вазе около окна.
Игра «Где же Чудо – красота?»
Цель: закрепление знаний цветов спектра по порядку. Формирование активного словаря ребенка.
Содержание: Воспитатель предлагает обратить внимание, что лепестки в Цветике-Семицветике перепутались, необходимо восстановить порядок – навести красоту! Закреплять, что сначала Красный лепесток, за ним ОРАНЖЕВЫЙ, Желтый и т.д. Варианты задания для старших групп: оставьте лепестки только теплых тонов, аналогично холодных тонов, возможно задания с основными и составными тонами.
В помощь педагогу:
Л.Г.Парамонова «Цветные картинки»
Беленькое платьице,
Синенький сачок,
Желтенькое креслице,
Черненький жучок.
Серенький мышонок,
Рыженький котенок,
Зелененький листок,
Голубенький цветок.
СЕРИЯ ИГР «СОБЕРИ БУКЕТ»
Игровое поле: Размеры – 50Х50см на прочной тканевой основе, поле разделено на две части одинаковыми вазами по форме, но разных по цвету : красная и синяя. В вазах зеленые силуэты листьев, на которых настрочены кружочки зеленой липкой ленты для крепления цветов.
Игровой материал: цветы разных оттенков красного и синего цветов. Материал для цветов разной фактуры. Размеры цветов одинаковые.
Игра «Собери букет»
Цель: развивать умение различать теплые и холодные цвета, закрепить в активном словаре название цвета. Развивать умение классифицировать по цвету и цветовым оттенкам.
Содержание: Воспитатель предлагает собрать два букета. В красной вазе должны стоять цветы теплого цвета, а в синей холодного цвета.
В помощь педагогу:
А.Шлыгина
Если б в поле расцветали
Только белые цветы,
Любоваться бы устали
Ими вскоре я и ты.
Хорошо, что есть ромашки,
Розы, астры, васильки,
Одуванчики и кашки.
Незабудки и жарки.
Если б в поле расцветали
Только желтые цветы,
Мы б с тобой скучать бы стали
От подобной красоты.
У ромашки – белый цвет.
У гвоздики – красный,
Цвет зеленый у листвы,
Это так прекрасно!
Игра «Наведи порядок в вазах»
Цель: закрепить умение подбирать предметы в определенной цветовой гамме, развивать умение ориентироваться в теплых и холодных тонах.
Содержание: Цветы в вазах «перепутались», воспитатель предлагает детям расставить цветы по вазам верно: в красную вазу – теплые оттенки, а в синюю вазу – холодные оттенки.
Теплые тона и их оттенки: красный, желтый, оранжевый, розовый, малиновый, алый, вишневый и т.д.
Холодные тона и их оттенки: голубой, синий, фиолетовый, сиреневый, лиловый, изумрудный и т.д.
В помощь педагогу:
Л.Г.Парамонова
Мне нравятся очень Цветы –
Тюльпаны, ромашки и лилии.
Надеюсь, их любишь и ты,
Они очень нежные, милые.
А вспомни-ка ландыш, жасмин,
Сирень и черемуху белую.
В траве колокольчик один
Вдруг поднял головку несмелую…
Любые цветы хороши
И даже простые подснежники.
Их рвать, никогда не спеши –
Они очень хрупкие, нежные!
Г.Лагздынь «Запах лугов»
Мчался ветер стороной,
Тронул запах луговой!
Колокольчик вдруг запел,
Мак с гвоздикой заалел,
Клевер шапочкой махнул,
Зверобой легко вздохнул!
Подсинили васильки
Свои глазки – огоньки…
Две глазастые букашки
Собирая мед на кашке,
Хоботками закрутили,
В небо глазки закатили.
А ромашки полевые,
А ромашки луговые
Желтым мотылькам кивают,
Улыбаясь, напевают…
Игра «Какого цвета – назови…»
Цель: закрепить умение подбирать предметы в определенной цветовой гамме, развивать умение ориентироваться в теплых и холодных тонах. Развивать монологическую речь детей: какие цветы встречаются в природе, и какого они цвета.
Содержание: Набор картинок с изображением цветов, назвать его и соотнести с группой холодных или теплых оттенков.
В помощь педагогу:
ЗАГАДКИ И СТИХИ О ЦВЕТАХ
Цветы холодных тонов
Синенький звонок висит.
Никогда он не звенит (КОЛОКОЛЬЧИК)
Под тенью сосновой
Цветок есть лиловый (ФИАЛКА)
Я – травянистое растение
С цветком сиреневого цвета,
Но переставьте ударение
И превращаюсь я в конфету (ИРИС)
Колокольчики.
Эх, звоночки, синий цвет,
С язычком, а звону нет.
Василек.
Колосится в поле рожь
Там во ржи, цветок найдешь
Ярко – синий и пушистый
Только жаль, что не душистый.
А.Майков «Подснежник»
Голубенький, чистый,
Подснежник – цветок!
А подле сквозистый
Последний снежок..
П.С.Соловьев «Подснежник»
В саду, где березки столпились гурьбой,
Подснежника глянул глазок голубой.
Сперва понемножку
Зеленую выставил ножку.
Потом потянулся из всех своих
Маленьких сил и тихо спросил:
«Я вижу, погода тепла и ясна;
Скажите, ведь, правда, что это весна?»
А.К.Толстой «Колокольчики мои»
Колокольчики мои,
Цветики степные!
Что глядите на меня, темно – голубые?
И о чем звените вы
В день веселый мая,
Средь некошеной травы,
Головой кивая?
В помощь педагогу:
ЗАГАДКИ И СТИХИ О ЦВЕТАХ
Цветы теплых тонов
«Одуванчик»
В летний солнечный денек
Золотой расцвел цветок.
На высокой тонкой ножке
Все дремал он у дорожки
Все дремал он у дорожки.
А проснулся – улыбнулся:
-Вот пушистый я какой!
Ах, боюсь, что разлечусь,
Тише, ветер луговой!
Желтые цветочки, синие листочки (ИВАН – да - МАРЬЯ)
Горел в траве росистой
Фонарик золотистый.
Потом померк, потух
И превратился в пух (ОДУВАНЧИК)
Был рыжий Ванек,
Кудрявый паренек;
Стал седой, белобрысый,
Ветер дунул, глядь – лысый (ОДУВАНЧИК)
Глазок золотой
На солнце глядит:
Как солнце нахмурится –
Глазок прищурится (ОДУВАНЧИК)
В тени березовой –
Султанчик розовый,
А на листочке – ржавые точки (КУКУШКИНЫ СЛЕЗКИ)
Хороша трава –
Красная голова:
И медку подарит,
И чайку заварит (ИВАН – ЧАЙ)
Белая корзинка –
Золотое донце,
В ней лежит росинка
И сверкает солнце (РОМАШКА)
Одуванчика сёстры
Шапочками пёстры:
Кто – в белой, кто – в красной,
Кто – в розовой (МАРГАРИТКА)
Был скован ознобом
И спал под сугробом,
Весной раскустился,
К лету распустился (ПИОН)
В степь пришла весна –
Степь желта, красна,
А цветник у меня
Запылал без огня (ТЮЛЬПАН)
Стебли – дынные,
Тонкие, длинные;
А под зеленым щитом –
Цветки, как атласные:
Желтые, красные (НАСТУРЦИЯ)
Солнце жжет мою макушку
Хочет сделать погремушку (МАК)
Голова на ножке
В голове горошки (МАК)
Золотой, молодой
За неделю стал седой
А денечка через два
Облысела голова,
Спрячу-ка в карманчик
Бывший…(ОДУВАНЧИК)
Все знакомы с нами:
Яркие, как пламя,
Мы однофамильцы
С мелкими гвоздями.
Полюбуйтесь дикими
Алыми…(ГВОЗДИКАМИ)
В плоское круглое донце
Вплели лепестки из солнца.
Черные бусинь – семечки в ряд –
Главное лакомство птиц и ребят!(ПОДСОЛНУХ)
Стоит цвет – семицвет,
Глазки – разноглазки (АНЮТИНЫ ГЛАЗКИ)
На клумбе у окошка
Посажена картошка,
Цветки ее огромные –
И светлые и темные (ГЕОРГИН)