Материалы конкурса "Учитель Оренбуржья"
Материалы конкурса "Учитель Оренбуржья"
https://youtu.be/avHaHNDfmro Внеурочное мероприятие в 4 классе «Дорогою Добра» (квест)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Технологическая карта урока по окружающему миру | 68.5 КБ |
Технологическая карта внеурочного мероприятия | 33.37 КБ |
Пояснительная записка к мастер-классу | 18.3 КБ |
Эссе "Я учитель будущего" | 16.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Дата 07.09.20 Окружающий мир
Тема: Природные объекты и предметы, созданные человеком.
Педагогические цели | сформировать представление учащихся о характерных особенностях объектов природы и предметов рукотворного мира. |
Тип урока | урок изучения нового материала |
Планируемые | анализировать иллюстрации и фотографии, называть объекты природы и предметы рукотворного мира по своим наблюдениям и рисунку учебника; различать объекты природы и рукотворного мира; |
Личностные | проявлять способность к самооценке на основе критерия успешной деятельности; |
Универсальные | познавательные: уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; умение устанавливать причинно-следственные связи; регулятивные уметь принимать и сохранять учебную задачу; адекватно воспринимать предложения и оценку учителя, товарищей; коммуникативные: уметь допускать возможность существования различных точек зрения; договариваться и приходить к общему решению. |
Ход урока
Формы, методы, методические приемы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Приемы контроля | |||||||
осуществляемые действия | формируемые умения | |||||||||
I. Мотивирование к учебной деятельности. (Организационный момент) | ||||||||||
Фронтальная. Словесный. Слово учителя Наглядный – просмотр видео. Прием «Зашифрованное послание» | Приветствие учащихся. - Скажите у вас есть какие то знаки приветствия, без слов ? - Ребята моего класса приготовили для вас зашифрованное послание, попробуйте его расшифровать…. | Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место. | Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя | |||||||
II. Актуализация знаний | ||||||||||
Индивидуальный Фронтальный Практический. Прием «Собери пазл» | 1 Работа с тестами разного уровня сложности по теме прошлого урока. 2Отвечают на вопросы учителя и собирают пазл. | Отвечают на вопросы теста | Осуществляют самоконтроль, оценивают свои достижения | Наблюдение. | ||||||
III. Изучение нового материала 3.1 Постановка и выдвижение гипотезы | ||||||||||
Фронтальная. Практический. Словесный. | Что вы видите на картинке? (медведь, цветок, машина, телевизор, солнце) - Кто из вас может ответить, на какие группы можно разделить эти предметы? -Почему у вас возникло затруднение? (Не знаем, не хватает знаний) -Кто догадался, о чем мы будем говорить на уроке? | Слушают учителя. Группируют картинки по различным признакам | Учатся отличать новое от уже известного с помощью учителя, устанавливать причинно-следственные связи. Формулируют тему урока совместно с учителем | |||||||
3.2 Беседа по теме урока | ||||||||||
Фронтальная. Словесный. Сообщение учителя. Наглядный. Объяснительно- иллюстративный. Презентация | – Вспомните, как называется все, что нас окружает? (окружающий мир) - Ребята, а как вы понимаете слово «Природа»? - В толковом словаре Ожегова о природе говорится так: природа – это весь многообразный мир, который окружает человека и существует без его участия. - Что вы знаете о природе? Что представляете себе, когда слышите это слово? - А вот как изобразили природу великие художники И.Шишкин и Константин Савицкий. Это полотно хранится в Третьяковской галерее в Москве. Репродукцию этой картины мы можем увидеть на обертке конфет «Мишка косолапый». | Отвечают на вопросы учителя. Работают с учебником, презентацией. | Учатся формулировать тему урока, прогнозировать содержание материала. Учатся выделять объекты природы. | Беседа | ||||||
IV. Первичная проверка понимания. | ||||||||||
Индивидуальная. Словесный. Наглядный. Структура « Конерс» Прием «Неожиданная радость» Игра «Продолжи цепочку» Работа в группах. Исследовательский. Наглядный. Словесный. Прием «Соты» Работа в парах. Наглядный. Словесный. Практический. | Перед Вами 4 картинки, вам нужно определить, какая из них лишняя и почему? Как только догадаетесь, сразу найдите стол с номером этого слова и подойдите к нему. - Проверяем, кто хочет поделиться своим мнением, какая картинка лишняя? Почему? - Назовите по очереди, начиная с первой парты, предметы рукотворного мира, которые вы видите в нашем классе. Следуйте правилу: нельзя повторять и тот, кто ошибается (называет объекты природы) выбывает из игры. -Я предлагаю вам поиграть в конструктор. Для этого разделимся на 2 группы по цвету листов у вас на столе. - У каждой группы есть несколько карточек, вам нужно убрать лишнюю и определить к какому миру относятся данные объекты. В группе вы можете обсуждать ваши мнения, как только догадаетесь, сразу мне сигнализируете. - А сейчас я предлагаю вам поработать в парах на ноутбуках. Вам нужно будет выполнить одно из заданий с сайта Учи.ру. | Выполняют задание предложенное учителем аргументируя свой выбор. | Учатся допускать возможность существования различных точек зрения; договариваться и приходить к общему решению. Учатся выделять предметы рукотворного мира из окружающих предметов. Учатся отличать объекты природы от предметов рукотворного мира. | Наблюдение. Беседа. Саморегуляция | ||||||
Индивидуальная. Словесный. Наглядный Структура «Микс фриз групп» | Работа в тетради, с. 10 № 1 | Работают с тетрадью. Взаимопроверка. | Работают с текстом. Учатся отличать объекты природы от предметов рукотворного мира. | Беседа по вопросам | ||||||
Физкультминутка. | ||||||||||
Практическая | По желанию учащихся | Выполняют движения по строкам стихотворения. | Наблюдение | |||||||
VI.Первичное закрепление. | ||||||||||
Фронтальная. Наглядный. Практическая. Работа в парах. Практическая. Фронтальная. Наглядный. Словесный. Просмотр видео клипа. Связь обучения с жизнью. Работа в макси-группах. Практическая. Словесный. | -Ребята, а хотели бы вы попробовать превратить объект природы в предмет окружающего мира? - Для этого нам понадобится немного вашего терпения и специальная компьютерная программа. - Я предлагаю Вам побыть в роли волшебников и самим превратить объекты природы в предмет рукотворного мира. У Вас на партах в коробочках лежат объекты природы из которых нужно за 2 минуты изготовить маленький сувенир – предмет рукотворного мира. - Превращая природный мир в рукотворный мы должны помнить одно важное правило, его Вы выведите сами просмотрев видеоролик «Все в твоих руках». - Какие чувства вызывает у вас увиденное? О каком правиле идет речь? (Не навреди!!!) - Я предлагаю вам превратиться в экологов. Ваша задача -рассмотрите знаки и найдите тот, который нужно доработать, так чтобы он запрещал наносить вред природе. Для этого вам понадобится маркер красного цвета. - Кто хотел бы защитить свою работу? К какой категории относятся знаки, которые вы изобразили? | Смотрят создание 3дмодели животных, занесенных в Красную книгу Оренбургской области. Изготавливают сувениры из природных материалов. Смотрят видео клип, отвечают на вопросы учителя. Изготавливают знаки защиты окружающего мира. | Учатся применять полученные знания на практике. Учатся допускать возможность существования различных точек зрения; договариваться и приходить к общему решению. Учатся выделять предметы рукотворного мира из окружающих предметов. Находят ответы на вопросы используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. | Наблюдение Саморегуляция. | ||||||
V. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог) | ||||||||||
Фронтальная. Словесный. Беседа. Структура «3-2-1» Словесный. Наглядный. Прием «Зеркало» Фронтальная. Словесный. Наглядный. Прием «Волшебная коробочка» Прием «Пятнашки» | – Ребята, назовите три важных момента, которые Вы сегодня узнали… - Назовите двух человек, которые по вашему мнению, сегодня отлично работали весь урок… - Ваш комментарий к уроку… - В Библии говорится «…если человек живет в мире с природой и своими делами не вредит ей, он обязательно будет счастливым» Сегодня я хочу сделать вас чуточку счастливее – … В этой коробочке сюрприз для вас – это летящие по воздуху и переливающиеся всеми цветами, прозрачные предметы рукотворного мира, в основу которых положено природное явление. Может кто-нибудь догадался, что у меня в коробке? Посмотрите, в каждом из этих пузырьков спряталась радуга, посмотрите, какие они хрупкие, как хрупок и окружающий нас мир, который мы с Вами должны беречь! Пусть в вашей жизни будет больше счастливых моментов, пусть Вам сопутствует успех!!! - Большое спасибо за урок. Вы молодцы!!! | Отвечают на вопросы | Открыто осмысливают и оценивают свою деятельность на уроке. Проявляют способность к самооценке на основе критерия успешной деятельности. | Беседа по вопросам. Саморегуляция | ||||||
VI. Домашнее задание. | ||||||||||
Фронтальная. Словесный. Объяснение | Обеспечивает понимание цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. Проверяет соответствующие записи | Слушают объяснение учителя. Делают соответствующие записи | Принимают учебное задание. Понимают цели, содержание |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта внеурочного мероприятия
Класс | 2 |
Тема | Дорогою добра |
Цель занятия | Обобщать представление детей о доброте, как о ценном качестве человека, развивать социальные чувства, взаимопомощь, навыки сотрудничества, культурного общения в повседневной жизни; формировать дружеские взаимоотношения, осознанное отношение к социальным нормам поведения. |
Задачи занятия | - раскрыть сущность понятий «добро» и «доброта», «добрые поступки». - активизировать словарь детей (милосердие, забота, добро, радость, счастье, толерантность, внимание). - развивать у детей логическое мышление, воображение и внимание, прививать интерес к новой форме игровой деятельности (квест-игра). - формировать представление у детей о доброте, воспитывать добрые чувства к окружающим людям, помогать понять детям, что все нуждаются в любви и доброжелательном отношении. |
Планируемые результаты | Личностные УУД - обеспечивать ценностно-смысловую ориентацию в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей; знание основных моральных норм и ориентированность обучающихся на их выполнение; формировать эмпатию как понимание чувств других людей и сопереживание им. Регулятивные УУД - принимать и сохранять поставленную задачу; - учитывать выделенные учителем ориентиры действия . - планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане; - адекватно воспринимать предложения товарищей и других людей; Познавательные УУД - осуществлять поиск необходимой информации для выполнения поставленной задачи, - строить диалог с людьми старшего возраста; Коммуникативные УУД - адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации; - допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии; - учитывать разные мнения, стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; - формулировать собственное мнение и позицию; - договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов. |
Форма проведения занятия | Квест-игра |
Методы воспитания | объяснительно-иллюстративный, проблемный, исследовательский, наглядный, частично-поисковый; фронтальная, групповая работа в парах и индивидуальная работа. |
Оборудование (средства воспитания) | Презентация «Дорогою добра», ключи-подсказки (3шт), жетоны (3шт), кубы, старинные грамоты, микрофон, шкатулка с зеркалом. |
Ход внеурочного мероприятия
Этапы воспитательного занятия | Деятельность учителя | Деятельность воспитанников | Методы воспитания |
1. Организационный момент (Мотивационно-целевая установка) | Организует приветствие. Добрый день, ребята. - Я знаю, что вы любите секреты, и предлагаю вам начать наше занятие с секрета. У вас на столе кружочки, возьмите их, переверните и с обратной стороны вы увидите этот секрет! Каждый из вас берет одну карточку и здоровается со своим соседом справа так, как показано на карточке. Последний здоровается с первым, таким образом круг замкнется. -Передайте свой «лучик» хорошего настроения. - Мне очень хочется узнать какие вы? Я буду задавать вам вопросы, если Ваш ответ утвердительный – вы громко говорите – да, если отрицательный – нет. - Вы смелые? Умелые? Ленивые? Красивые? Счастливые? Крикливые? Веселые? Милые? Послушные? Драчливые? Добрые? - Теперь я знаю о вас все. Приятнее всего было узнать, что вы добрые. - Садитесь, пожалуйста. Давайте еще раз улыбнемся друг другу и начнем наше занятие. | Приветствуют друг друга и учителя. Отвечают на вопросы. | Формирова- ние готовности восприятия материала. Игра «Секретное задание» Игра «Свободный микрофон» |
2. Вводная часть (Проблемная ситуация и целеполагание) | - Чтобы определить тему нашего мероприятия предлагаю внимательно посмотреть на экран. (Звучит песня о доброте. В это время на экране показаны картинки, где спасают черепаху, собаку, переводят через дорогу бабушку, помогают маме) - Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить? (Ответы детей) - Правильно! Сегодня мы поговорим с вами об одном из самых важных качеств человека. Это качество в сердце у многих живет - А зачем нужно быть добрым? Кому нужна доброта? - Я предлагаю Вам за 1 минуту нарисовать на белом листочке, что у вас ассоциируется со словом «добро». - Готовы? Приступаем. - Время закончилось, показываем свои работы. - Так что же такое доброта? (ответы детей) - В словаре Ожегова (показ словаря), доброта определяется как «отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим». Добро – всё положительное, хорошее, полезное. -Так какая-же, она – Доброта? -Я буду передавать микрофон, а вы попробуйте описать доброту: - Как она выглядит, форма? - Какого она цвета? - Какого размера? - Какой она излучает аромат? - Что вы ощущаете, прикасаясь к ней? Вывод: Доброта – это.. А французский поэт Виктор Гюго сказал очень красиво: «Во внутреннем мире человека доброта — это солнце». - Давайте сделаем проявления доброты нашей ежедневной привычкой, и тогда мир обязательно станет чуточку добрее! Смотрите, ребята, как только мы заговорили о доброте, к нам явилась птица счастья (на слайде – где маленькая птичка в ладошках), она становится большой и сильной, если ее окружают доброта и счастье людей. - А знаете ли вы, что есть такой праздник, который называется «Всемирный день доброты»? И отмечался он 13 ноября. Но дарить добро можно и нужно каждый день. | Слушают задание учителя. - Отвечают на вопросы. Рисуют Отвечают на вопросы учителя -Слушают учителя | Иллюстрация Беседа Фронтальный опрос Постановка проблемной ситуации Прием «Ассоциации» Работа со словарем Прием «Свободный микрофон» Беседа |
3. Основная часть (Операционно-деятельностный этап) | - Сегодня я предлагаю нашим командам попытаться пройти дорогою добра. Дорога ваша будет трудной, в пути встретятся разные препятствия. Но я уверена, что вы с ними справитесь. А птица счастья будет вашим помощником и защитой. - Всего вам придется преодолеть три препятствия, т. е. должны будете выполнить три заданий. За каждое правильно выполненное задание вы будете получать слово-подсказку. И чем больше вы наберете слов-подсказок, тем больше шансов будет правильно выполнить последнее задание. - Вы готовы отправиться в путь? Тогда вперед. И чтобы дорога была легкой, что мы обычно говорим? «В добрый путь». (музыка «Если с другом вышел в путь…») Давайте все вместе скажем: «В добрый путь!» СЛАЙД 7 - 1 задание называется «Свод законов доброты». - Представьте, что доброта - это наука, у которой есть свои законы. Задание: Перед Вами - старинная грамота. Половина фраз в «законах доброты», к сожалению, со временем исчезла, восстановите их. Время выполнения - 1 минута. - …. слово и кошке приятно. (доброе) - Жизнь дана на ….. дела. (добрые) - Без ….. дел нет …… имени. (добрых, доброго) - Итак, вы восстановили «Свод законов доброты», представьте нам, что у вас получилось. (Зачитывается «Свод законов Доброты») - Как вы их понимаете? - Я думаю, вы в своей жизни всегда будете придерживаться этих законов доброты. - Вы получаете первую подсказку и Задание 2: «Кот в мешке» - Да, непросто быть добрым человеком. Этому необходимо учиться всю жизнь. А помогают в этом не только ваши родители и учителя, но и старые добрые книжки. Ведь именно в них добро побеждает зло. - В этом мешке лежат предметы, относящиеся к героям или событиям какого-либо известного вам произведения, в котором было совершено добро. – Вам необходимо достать из мешка предмет и назвать кому он принадлежал и какое доброе дело совершил данный литературный герой. Предметы: (красная шапка, медицинский чемодан, тыква - Красная Шапочка, Доктор Айболит и Золушка) - Вы большие молодцы и получаете второй заветный ключ. - Как вы думаете, почему так важно читать ребенку хорошие сказки? - А на какого героя Вы хотели бы быть похожими? Почему? - Давайте представим себя актёрами театра, которые разыграют на сцене простую сказку, а называться она будет - «Доброе сердце». Учитель раздаёт роли детям (мама и сын), можно элементы костюма, консультирует «актёров», и обучающиеся инсценируют сказку. «Доброе сердце». Я как-то в дом принёс щенка, Бездомного бродягу, Чтоб подкормить его слегка, Голодного беднягу. - Ну, что ж, - сказала мама, - пусть он поживёт немножко, в глазах его такая грусть! Найдётся супа ложка… Однажды я принёс ежа, Ужа и черепаху, И заяц в нашу дверь вбежал, Наверное, со страху. Сказала мама: - Пусть живут – в квартире так чудесно, а если потесниться, тут и нам найдётся место! - Какие добрые поступки совершил мальчик? Сделаем вывод: Нельзя причинять даже самого маленького страдания ни одному живому существу. Достойны осуждения те бессердечные люди, которые выбрасывают на улицу кошек и собак, обрекая их на мучения. Проявляйте участие к бездомным животным, помогайте им выжить. И если кому–то поможет Твоя доброта, улыбка твоя, То день не напрасно был прожит, Значит, живёшь ты не зря. Давайте аплодисментами поблагодарим наших актёров за их актёрское мастерство. В чём урок данного произведения? (ответы обучающихся). Вывод: Значит, добрых слов недостаточно, они должны сопровождаться добрыми поступками. -А мы отправляемся дальше и получаем секретное Задание 3 Заколдованный куб (Прием Сторителлинг) - Перед вами куб, вам нужно всем вместе внимательно рассмотреть картинки на каждой стороне и определить, какие качества доброго человека в них спрятались. На выполнение данного задания дается 1 минута. - Время закончилось. Вам нужно познакомить нас с поступками, изображенными на кубе и назвать качества доброго человека. Начинаем с первого стола. Отвечает ученица с самой доброй улыбкой(?). (Прием Стаф Ринг)- Настоящая доброта всегда проявляется там, где есть правильное понимание того, как помочь другим людям, и там, где есть твердость характера, способная противостоять их недостаткам. – Примером настоящей доброты и человечности является подвиг наших солдат в годы Великой Отечественной войны! Например, - Николая Масалова, вынесшего на руках из зоны огня 3 летнюю немецкую девочку. Похожий подвиг совершил и Трифон Лукьянович. Именно эти солдаты и были прообразом памятника Воина освободителя в Берлине. – Война всегда приносила много горя, особенно страдали дети. Люди всячески старались им помочь, например, Ирена Сендлер, вынесшая 2500 детей из немецких гетто. Очень сложная для восприятия информация! - Китайский мудрец Конфуций сказал: «Только добро ведет к счастью». - Ребята, Вы большие молодцы, справились с этим трудным заданием и получаете третью подсказку. - Вы уже прошли большую часть дороги. И сейчас я вам предлагаю отдохнуть и устроить привал. - На привале путешественники садятся около костра, отдыхают, поют песни. Давайте и мы с вами встанем в три маленьких круга (вокруг своих столов), поделимся друг с другом своим теплом и споем песни о дружбе, которые вам нужно будет отгадать. «Песенный круг» МУЗЫКА 4. (Ребята встают в круг, слушают первые строки и продолжают петь первый куплет. Песни: Песня Кота Леопольда, Барбарики, Дорогою добра Шаинский) | -Слушают учителя -Выполняют задание – восстанавливают «Свод законов доброты» - Обьясняют пословицы -Выполняют 2 задание – отгадывают героев сказки. - Инсценировка произведения М.Садовского «Доброе сердце» - Слушают учителя - Выполняют задание «Заколдованный куб» Слушают рассказ учителя. Смотрят презентацию и слушают учителя.
-Поют песни, смотрят на слайд презентации | Рассказ, беседа Прием «Собери пословицу» Демонстрация Беседа Инсценировка Беседа Демонстрация Прием «Сторителлинг» Беседа Прием «Стаф Ринг» Работа в группе Беседа Работа в группах Воспитывающие ситуации Беседа |
4. Заключительная часть (Рефлексивно-оценочный этап) | Я поздравляю вас! Вы с честью справились со всеми испытаниями и доказали, что вы готовы идти дорогою добра, что знаете, как помочь тому, кто нуждается в вашей помощи. И сейчас с помощью слов – подсказок каждая команда должна собрать мудрое высказывание, которое, я надеюсь, станет девизом всей вашей жизни. - (Каждой команде дается высказывание, в котором пропущены слова. С помощью слов подсказок они должны собрать высказывание и прикрепить на доске (на время). Высказывание: «Чтобы сделать человека счастливым, не обязательно быть сильным и богатым, - достаточно быть добрым…» Симеон Афонский - Как вы понимаете эти слова - Вы выполнили все задания квеста и перед вами шкатулка Добра. - Ребята, я внимательно наблюдала за каждым из Вас, когда Вы выполняли задания и шли по дороге Добра и сейчас я вам хочу показать самого доброго человека в вашем классе. - Сейчас я дам вам волшебную шкатулку. Тот, кто получит шкатулку, должен открыть глаза и заглянуть внутрь. Там, в «маленьком волшебном озере», вы увидите самого доброго, дружелюбного человека на свете. Улыбнитесь ему. - Как ответил вам этот человек на вашу улыбку? Ответы детей - Мне очень приятно, что у вас в классе так много добрых детей. Звучит песня (фоном) «Твори добро» - Я хочу пожелать вам, чтобы каждый новый день своей жизни вы начинали с улыбки, с хорошего настроения. Надеюсь, что вы будете следовать законам доброты потому, что добрые дела и поступки живут вечно. Словом, идите дорогою добра. Творите добро! Будьте счастливы! | Дети собирают высказывание и зачитывают высказывание вслух - Отвечают на вопросы
- Все ученики садятся в круг и закрывают глаза. | Самооценка, беседа Прием «Волшебное озеро» |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка к мастер-классу
«Развитие soft skills– путь к успеху»
Чем технологичнее общество, тем выше ценится человечность, и потому сегодня мы всё больше говорим о так называемых soft skills, гибких навыках. Что это такое? Софт скиллс – это личные качества, надпрофессиональные навыки, которые позволяют эффективно и гармонично взаимодействовать с другими людьми.
База этой группы навыков формируется еще в раннем детстве и развивается в течение всей жизни. Но прогресс в зрелом возрасте будет более медленным и сложным, чем в школьный и дошкольный период. Поэтому особенно важно выстроить прочный фундамент для soft skills у ребенка в начальной школе.
В 2020 году критическое мышление и креативность вошли в топ самых востребованных навыков. Как раз эти умения относятся к основным приемам softskills.
Сомнений нет, что современному школьнику необходимо владеть навыками soft skills, их развитие является необходимой частью учебно - воспитательного процесса.
В настоящее время успех человека во многом зависит от его коммуникативных способностей, умения работать в команде, управлять собственными эмоциями, поэтому эти навыки получили отражение в стандартах ФГОС. Это связано с тем, что современному обществу необходим человек с новыми умениями и навыками.
Быть хорошим учителем - это значит ежедневно создавать ситуацию успеха для учеников на уроке и вне его. Об этом говорится в Федеральном проекте «Успех каждого ребенка», который направлен на достижение цели национального проекта по воспитанию гармонично развитой и социально ответственной личности. Счастье приходит к тем, кто видит скрытое от повседневных забот и мелочей. Наше учительское счастье – разглядеть в каждом ребенке талант, помочь ему реализовать себя, стать успешным.
В рамках мастер-класса подробно и показана роль гибких навыков в образовании и воспитании, приемы работы, которые способствуют развитию гибких навыков у младших школьников.
Оборудование – проектор, экран, компьютер, дидактические материалы для участников мастер-класса, презентация, видео.
Цель: рассмотреть создание ситуации успеха для ученика на уроке как одно из условий развития конкурентоспособной, творческой, успешной личности, снятие трудностей у ребенка.
Задачи:
1. Систематизировать приемы и методы создания ситуации успеха учащихся на уроке.
2. Проанализировать влияние успеха на различные аспекты деятельности учащихся.
3. Создать банк данных по проблеме.
4. Пополнить знания педагогов методическими приемами по развитию soft skills.
5.Применение педагогики сотрудничества для развитие коммуникативной компетентности педагогов.
Методы: эмпирические: наблюдение, тренинг.
В мастер классе представлены следующие приемы, способствующие развитию гибких навыков:
- Педагогическая игра «Здравствуйте». Приветствие — один из самых важных моментов общения. С его помощью устанавливается контакт между людьми. Многообразие приемов приветствия содержит игра «Здравствуйте», участвуя в которой дети расширяют свои представления о начале общения, развивают воображение, учатся создавать свои, оригинальные и уникальные приемы приветствия.
2 «Ассоциация». Ассоциативное мышление полезно сказывается на скорости и продуктивности мыслительных процессов. Это очень хорошая тренировка для ума, недаром ассоциативное мышление называют мышлением гениев. Благодаря ему, человек (ребенок в том числе) становится способным к созданию: новых оригинальных идей и смысловых связей. Развивается и поднимается на новый уровень воображение, интуиция. Большое значение ассоциации имеют для развития памяти. Значительно расширяется активный словарь ребенка. И, как следствие, развиваются все soft skills.
3 «Мозговой штурм» является одним из способов поиска новых идей. Он представляет собой способ решения проблемы или задачи на базе стимулирования творческой активности.
4 «Пентагон». Этот прием учит работать в команде, обсуждать и выдвигать разные версии, слышать друг друга, находить дополнительную информацию, думать критически. Он может стать способом организации коллективного творческого дела.
5 Скрайбинг- процесс визуализации сложного смысла простыми образами; эффективный метод развития для детей, который одновременно задействует слух, зрение и воображение человека.Овладев средствами знаково-графических схем, школьник учится структурировать свои мысли, интересно излагать, обосновывая выводы и заключения.
6 «Сторителлинг». Целесообразность использования данного приема ориентирована на формирование предметных, метапредметных и личностных результатов.
7 Создание мини-проекта «Лестница успеха учителя».
8 «Заверши фразу»
Данные приемы можно использовать как в урочной, так и во внеурочной деятельности, достигая посредством их личностных, метапредметных и предметных результатов образования.
Ожидаемый результат мастер класса: понимание его участниками важности развития гибких навыков у учащихся, практическое освоение педагогами важнейших навыков в рамках транслируемого опыта, повышение уровня профессиональной компетенции в рамках транслируемого опыта, формирование готовности педагогов к применению приемов, способствующих развитию гибких навыков в собственной педагогической практике.
Главная наша цель– обеспечить любому ребенку тот уровень развития, который позволит ему быть успешным при обучении не только в школе, но и в течение всей жизни.Счастье является источником внутренних сил ребенка, а успех рождает энергию для преодоления трудностей и желания учиться!
Эффективность: в результате участия в мастер-классе каждый педагог получает четкое представление о гибких навыках и о их роли в обучении и воспитании, а также о влияние развития гибких навыков на воспитание успешной личности современного ученика.
Предварительный просмотр:
Эссе
Я учитель будущего
На улице моросит несмелый осенний дождь, холодный, но животворящий, горят фонари, я медленно иду домой. Мои ученики со счастливой улыбкой на лице давно разбежались по домам. Они так спешат рассказать своим родителям о том, что сегодня узнали нового, как отвечали на уроках, с кем весело играли на переменах, кому помогали, кого поддержали… И при этом воспоминании у меня на лице вновь появляется счастливая улыбка. Конечно, я не вижу себя в зеркало, но понимаю это по взглядам прохожих.
Как же быстро летит время! Каждый год на первом родительском собрании я всегда спрашиваю у родителей: «А чего Вы ждете от меня? От школы?» И, как правило, слышу один и тот же ответ: «Мы хотим видеть своих детей счастливыми и успешными». Счастье и школа… какие разные и одновременно очень близкие понятия.
Получается, что в век развития инновационных технологий, многочисленных изобретений человеку не хватает счастья? А можно ли воспитать человека счастливым?
А.С. Макаренко писал: «Воспитать человека счастливым нельзя, но можно показать, как можно достичь счастья». В.А. Сухомлинский вторил ему: «Намного легче научить человека писать и считать, чем научить быть счастливым». Аристотель резюмировал: «Сделать кого-то счастливым – это бессмысленная трата времени и сил».
Как же учить так, чтобы наши дети росли счастливыми и успешными людьми? Или понятия «счастье в школе», «счастье от учения» невозможные и ненужные?
В «Стратегии развития образования до 2025 года» говорится о том, что «..нам нужно воспитывать здорового, счастливого человека, способного ставить цели и задачи и искать пути их решения».
Обратите внимание, что на первый план выходит не образование, а именно воспитание. Может быть потому, что изменились запросы общества или мы просто уже что-то упустили и нам необходимо это наверстать?! Когда и где мы занимаемся воспитанием наших детей?! Дома? Но ни для кого не секрет, что родители очень часто возвращаются с работы поздно и сил на разговор и беседу просто нет. Сухой вопрос: «Что получил сегодня?» И всё…
На улице? Мне кажется, дети поколения Z редко гуляют, еще меньше общаются «вживую». Но зато они очень сильно доверяют информации СМИ, которой стараются заполнить возникшую духовную пустоту. Поэтому последнее время очень часто можно увидеть в интернете страшные видеоролики, где дети напоказ избивают друг друга, издеваются над животными, оскверняют святыни и не стараются скрыть этого, а, наоборот, выставляют на всеобщее обозрение : «Смотрите, вот я какой! Вот, что я могу!» Мне кажется, это крик о помощи: «Ну хоть сейчас обратите на меня внимание!» Мы забыли о них, и дети стараются, как могут, напомнить нам о себе.
Так чем же я, учитель, могу помочь? Поговорить, посоветовать…Но предотвратить - не всегда в моих силах!
Поэтому с завидным постоянством я раз за разом объясняю родителям, что необходимо изначально растить человека, способного сопереживать, приходить на помощь, умеющего видеть боль других. Человека, способного радоваться успехам других. Человека, уважающего старших, который знает и гордится историей своей страны. «Это так понятно!» - скажут многие. «Но так трудно!» - с чувством ответят другие. Но главное - можно и нужно, не откладывая на завтра, чтобы в будущем вырастить настоящего Человека.
Дети поколения Z совершенно другие, они не хотят просто сидеть и смотреть, им нужно самим принять участие в процессе, иначе им неинтересно. А то, что неинтересно, не может быть постижимо. Они не могут долго ждать результата, им нужно все, сразу и сейчас. И еще им очень тяжело общаться друг с другом. Они не умеют слушать, выстраивать гармоничные отношения с окружающими, поэтому часто ссорятся.
Современным детям не хватает гибких навыков, поэтому, закладывая свой маленький кирпичик в поколение будущего, я стараюсь формировать коммуникативные навыки, учу своих маленьких воспитанников общаться, выстраивать взаимодействие с окружающими людьми, учу критически оценивать и анализировать информацию и различные ситуации, приветствую нестандартное мышление, помогаю осваивать различные функциональные роли – лидера, добросовестного исполнителя, координатора.
Ситуация, сложившаяся в период пандемии, показала всем нам, как важно уметь быстро перестраивать привычный уклад жизни, учить и учиться по-новому. Когда в нашу жизнь вошел дистант, мы в классе выстроили общение: писали диктанты, пели песни, рассказывали стихотворения о Великой Отечественной войне, снимали фильмы… И главное, поняли - как не хватает друг друга, напрасно кого-то обидел в ссоре, как хочется показать подруге новую куклу…. Во второй класс пришли, на мой взгляд, уже другие дети!
Учитывая коммуникативные особенности детей, я часто организую на уроках и во внеурочной деятельности работу в группах, где учимся работать сообща, создавать совместный продукт, учимся слышать, распределять ответственность, радоваться общей победе или переживать неудачу, ценить отношения.
Я учитель, наставник, помощник и…ученица! Ведь я тоже многому учусь у своих учеников! Их пытливый взгляд и желание узнать еще и еще, отряд ежедневных вопросов: «А почему…?», «А зачем…?», «А как было раньше…?» «А вы так можете?», мотивируют меня расширять свои знания, искать еще больше информации, использовать новые приемы, придумывать новые игры, организовывать внеклассные мероприятия….
И когда я вижу довольную улыбку на детском лице, я понимаю: все получилось! Я счастлива! Их озорной взгляд подсказывает мне, что это чувство взаимно.
Подхожу к двери своего дома. В окне тепло, мерцает свет… Не стучу, тихо нажимаю послушную ручку…Открыто. Здесь меня ждут. Радость встречи. Торопливые вопросы…Приятная домашняя суета…
А завтра… прочь усталость… Новый день… И работа…интересная, творческая, ответственная, ведь я прикасаюсь к будущему! Я учу!