Участие в Государственной экспериментальной площадке
выступления, итоговые рекомендации
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
eksperiment.doc | 54 КБ |
vystuplenie_na_metodicheskom_obedinenie_po_gep.docx | 353.54 КБ |
tablitsy_testirovaniya_fizicheskoy_podgotovnosti_po_gep.doc | 108.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Оценка физического развития младших школьников
Параметры физического развития | Нормативы развития | Проявление нарушений (признаки) | Рекомендации родителям и педагогам |
| Группы здоровья: I группа – не болеющие или редко болеющие; II группа – дети болеющие более двух раз в год и имеющие незначительные нарушения в состоянии здоровья; III группа - дети с хроническими заболеваниями в стадии ремиссии; IV группа – дети, имеющие хронические заболевания в стадии обострения. Симптомы соматического нарушения зависят от характера основного заболевания, степени его тяжести, этапа течения, уровня эффективности терапевтических воздействий, а также от таких индивидуальных свойств заболевшего, как наследственность, конституция, склад личности, возраст, иногда пол, реактивность организма, наличие предшествующих вредностей (возможность реакции «измененной почвы» - С. Г. Жислин). | -пропуски занятий в школе и различных внешкольных мероприятий; - вялое состояние; -отсутствие интереса на занятиях; -плохой сон; -отсутствие должного аппетита или наоборот переедание; -рассеянное внимание; -повышенная агрессивность или чрезмерная пассивность; -наличие наследственных заболеваний; -проблемы в общении со сверстниками и педагогами.
| - медицинское сопровождение учащегося, особенно имеющего хронические и наследственные заболевания; -обязательная диспансеризация по месту учебы или проживания; -режим обучения в соответствии с соматическим состоянием ( при необходимости надомное обучение или режим обучения рекомендуемый врачом); -соблюдение режима дня ( прогулки, здоровое питание 5-6 раз в день, чередование умственных и физических нагрузок -занятия ЛФК; - обучение плаванию в бассейне, закаливание ( кроме детей , имеющих медицинский отвод); - массаж 2 раза в год ( по направлению врача); -заинтересованность семьи в успешности ребёнка: поддержка ,помощь, похвала даже за малейший положительный результат. |
| Правильная осанка характеризуется: - симметричным развитием правой и левой частей тела; - при этом шейные и поясничный отделы позвоночника слегка прогнуты вперед грудной – назад; - естественные изгибы позвоночника выражены умеренно; - лопатки расположены симметрично, плечи на одном уровне и слегка развернуты, живот подтянут; -мускулатура рельефна, все суставы подвижны; -ноги прямые, смыкание бедер, коленей, голеней и пяток происходит без особого напряжения мышц, с небольшим просветом ниже коленей и над внутренними лодыжками; -внутренние части стоп не касаются пола. Формы стопы имеет большое значение для смягчения удара при прыжках, ходьбе, беге, толчках. Осанка формируется в процессе жизнедеятельности с момента рождения человека. Развитие осанки человека зависит от трех основополагающих факторов: - угла наклона таза; -силы мышц; -формы позвоночного столба, который при правильной осанке должен иметь три четко выраженных изгиба. | Признаками искривления позвоночника является: | 1.Занятия Лечебной физкультурой под руководством профессионального инструктора и с сопровождением врачей. 2.Массаж 2-3 раза в год по направлению врачей. 3.Занятия в бассейне. 4.Соблюдение режима дня. Обязательные ежедневные прогулки на свежем воздухе. 5.Ортопедическая обувь. 6.Организация рабочего пространства в соответствии с антропометрическими данными ребенка. Использование корригирующих положений при обучении (Парта, стол, стул – соответствуют росту ребенка). 7. Противопоказаны виды спорта усугубляющие ассиметричное развитие мышечного тонуса скелетной мускулатуры ребенка. (Теннис, гребля на каноэ, стрельба из лука и т.д.) 8.Сбалансированное питание, способствующее наращиванию мышечной массы. |
| -оценка работы рук (ведение мяча отдельно правой и левой рукой 7-15 раз; подбрасывание и передача мяча, вис на перекладине) -оценка работы ног (катить мяч ногой змейкой вокруг препятствий, не теряя мяч; мягкое пружинистое приземление при спрыгивании с гимнастической скамейки, прыжки через скакалку 12-20 раз) -оценка общей координации движений (езда на велосипеде, самокате, катание на лыжах; движение по шведской стенке вверх-вниз и в сторону через пролёт) -самообслуживание (еда, туалет, гигиена, внешний вид, одевание, общее самообслуживание), - домашняя работа (уборка дома, определенные домашние обязанности и др.) | -нежелание и неумение ребенка самостоятельно одеваться и раздеваться; -неловкое владение мячом; -нежелание самому преодолевать препятствия (перелезать через предмет); -неумение передвигаться на велосипеде, самокате, лыжах, прыгать через скакалку; -жесткое приземление при прыжке с гимнастической скамьи; -невыполнение (некачественное выполнение) нормативов, перечисленных в пункте «Нормативы развития». | 1.Соблюдение режима дня. (Обязательная утренняя гигиеническая гимнастика с о специально подобранным комплексом ОРУ) 2.Медицинское обследование 2 раза в год. 3.Наличие дома (по возможности) гимнастического комплекса, развивающего различные мышечные группы. 4. Занятия ЛФК. Массаж. 5.Обучение плаванию в бассейне. 6. Посещение спортивных секций 7.Проведение семейного спортивного досуга. (Походы, катание на лыжах, коньках, санках, роликовых коньках, велосипедах и т.д. 8.Вовлечение ребенка в помощь по дому. 9.Самообслуживание. |
Предварительный просмотр:
Особенности развития физических качеств у младших школьников
Установлено, что наибольший эффект в развитии физических качеств достигается в период их бурного естественного развития. Эффективность педагогических воздействий в другие возрастные периоды для данной способности может быть нейтральной или даже отрицательной. Поэтому при совершенствовании конкретных физических способностей очень важно не упустить наиболее благоприятные возрастные периоды, поскольку впоследствии сделать это будет намного сложнее.
Возрастной интервал от 6,5 до 10 лет объединяет школьников начальной школы. Этот период протекает с сокращением скорости роста в длину (лишь на 2-3 см в год), появлением избыточного веса, происходит снижение интенсивности обменных процессов, частоты сокращения сердца и дыхания в покое, возрастает величина ударного объёма сердца и резервных объёмов дыхания, завершается определённый этап формирования двигательного качества – ловкости, хотя, с другой стороны, они ещё далеко не достигают максимальных показателей быстроты (частоты повторений) в простейших движениях, их абсолютная и относительная сила сравнительно невелика. Физиологические функции стремительно развиваются, но во многом отличаются от окончательного, взрослого уровня. Объём выполняемой работы до появления признаков утомления составляет 40 кДж, а у взрослого в 40 раз больше. У них высоки ежедневные энергозатраты, остаётся недостаточно зрелой система регулирующих механизмов организма (нервных и эндокринных). Любое напряжение организма в этот период всегда связано с активной перестройкой работы чуть ли не всех органов и систем, и цена адаптации к изменению внешних условий особенно велика. В период от 6-7 до 9-10 лет изменяются структура и функции мозга, его адаптационные возможности.
Дети, принадлежащие к данной возрастной категории, отличаются повышенной сенситивностью к факторам среды и особо нуждаются в индивидуализации учебно-воспитательного процесса с учётом их возрастно-половых особенностей и индивидуальных свойств ЦНС.
Сенситивные периоды развития физических способностей у детей
(по А.П.Матвееву)
На рис. 1 приведены периоды интенсивного развития отдельных физических способностей у детей. Видно, что каждая из них имеет свой сенситивный период. Временные границы этих периодов у мальчиков и девочек неодинаковы. Обычно на момент начала интенсивного развития большинства способностей девочки обгоняют мальчиков на 1-2 года.
Необходимо отметить, что в научно-методической литературе у различных авторов можно встретить различные сенситивные периоды развития той или иной способности. Подобные различия могут быть обусловлены применением неодинаковых тестов для измерения какой-либо способности, использованием различных подходов и формул для определения прироста показателей физических способностей, неоднородностью обследуемой выборки испытуемых и т.п.
Младший школьный возраст благоприятен для развития всех координационных и кондиционных способностей. Однако особое внимание следует уделять всестороннему развитию координационных, скоростных (реакции и частоты движений), скоростно-силовых способностей, выносливости к умеренным нагрузкам.
К координационным способностям относятся точность воспроизведения и дифференцирования пространственных, временных и силовых параметров движений, равновесия, ритма, быстроты и точности реагирования на сигналы, согласования движения, ориентирования в пространстве.
Кондиционные способности: скоростные, скоростно-силовые, выносливость и гибкость.
Собственно силовые способности начинают развиваться у девочек с 10-11 лет , а у мальчиков только с 13-14 лет.
В настоящее время для характеристики двигательных возможностей человека используют термины “физические способности” и “физические качества”.
Физические способности – это комплекс морфологических и психофизиологических свойств человека, отвечающих требованиям какого-либо вида мышечной деятельности и обеспечивающих эффективность ее выполнения.
Физические качества – сложный комплекс морфофункциональных, биологических и психологических свойств организма, которые определяют силовые. Скоростные, скоростно-силовые и временные характеристики движения учащихся.
Физические качества, по существу, являются выражением достигнутого уровня отдельных физических способностей, их определенности, своеобразия, значимости. Физические качества органически связаны с физическими способностями человека и определяются особенностями их проявления в разных движениях.
В настоящее время принято различать пять основных физических способностей (качеств): силовые(сила), скоростные(быстрота), координационные (ловкость и равновесие), выносливость, гибкость.
Сила - способность преодолевать внешнее сопротивление или противодействовать внешним силам посредством мышечных усилий и напряжений. В первом случае человек стремится придать ускорение неподвижному объекту (спортивному снаряду — при метаниях, собственному телу — при прыжках и гимнастических упражнениях), во втором, наоборот, стремится сохранить в исходном положении тело или его части при действии сил, нарушающих статику.
Характеризуется: килограммы – оценивается абсолютная сила без учета собственного веса и относительная сила – абсолютная сила, деленная на вес человека.
Средства развития: упражнения с повышенной сопротивляемостью.Они делятся на две группы:
- упражнения с внешним сопротивлением. В качестве сопротивления используют вес предметов (например, набивные мячи), противодействие партнера, игры с перетягиванием, сопротивление внешней среды (бег по песку, глубокому снегу и т. п.), метание и толкание мячей.
- упражнения с преодолением тяжести собственного тела (например, упражнения в висах, упорах, лазание по канату).
В связи с возрастными особенностями школьников использование силовых упражнений на уроках физического воспитания ограничено. В младшем и среднем школьном возрасте не следует форсировать развитие собственно силовых способностей. Упражнения должны иметь скоростно-силовую направленность, с ограничением статических компонентов. Однако полностью исключать последние не следует, так как, например, упражнения, связанные с сохранением статических поз, полезны для выработки правильной осанки.
Основной задачей силовой подготовки в школе является развитие крупных мышечных групп спины и живота, от которых зависит правильная осанка, а также тех мышечных групп, которые в обычной жизни развиваются слабо (косые мышцы туловища, отводящие мышцы конечностей, мышцы задней поверхности бедра и др.).
Типичными средствами развития силы являются: в 7-9 лет — общеразвивающие упражнения с предметами, лазанье по наклонной скамейке, по гимнастической стенке, прыжки, метания; в 10-11 лет — общеразвивающие упражнения с небольшими отягощениями (набивными мячами, гимнастическими палками и пр.), лазанье по вертикальному канату в три приема, метание легких предметов на дальность и т.д.
Методы развития:
- метод серийных упражнений;
- метод интервальных упражнений.
Быстрота - способность человека совершать действия в минимальный ля данных условий отрезок времени.
Характеризуется временем двигательной реакции, скоростью одиночного движения, частотой движения.
Средства развития:
- упражнения комплексного воздействия: спортивные и подвижные игры, эстафеты, виды единоборств;
- упражнения, направленные на развитие отдельных компонентов скоростных способностей, обработка скорости отдельных движений, стартовая скорость, спурты, скоростная выносливость компонентов скоростных способностей, обработка скорости отдельных движений, старт;
- скоростно-силовые упражнения: метания, прыжки;
- упражнения в размахивании, кружении, ударах, бросании и толкании предметов, поворотах, выполняемых с максимальной частотой.
Если скоростная работа выполняется на фоне утомления, то развивается скоростная выносливость, а не максимальное проявление быстроты.
Возрастные особенности существенно ограничивают возможности развития быстроты движений. Наиболее благоприятным является возраст 11-12 лет у девочек и 12-13 лет у мальчиков.
При развитии быстроты движений у детей предпочтение следует отдавать естественным формам движений и нестереотипным способам их выполнения. Стандартное повторение упражнений с максимально возможной скоростью может уже в детском возрасте привести к образованию скоростного барьера. Подвижные игры в младшем школьном возрасте и спортивные игры в среднем и старшем имеют явное преимущество перед стандартными пробежками на быстроту.
В младшем школьном возрасте используют разнообразные упражнения, требующие быстрых кратковременных перемещений и локальных движений. Это упражнения с короткой и длинной скакалкой (вбегание и выбегание), эстафеты с бегом, упражнения с бросками и ловлей мяча и т.п.
Методы развития:
- повторный;
- переменный (с варьирующими ускорениями);
- игровой;
- соревновательный.
Ловкость (координация движений) - способность быстро овладевать новыми движениями и их сочетаниями, а также умение перестраивать двигательную деятельность в соответствии с требованиями меняющейся обстановки.
Характеризуется: “Координационные возможности (в статике, динамике, равновесии, ориентирование в пространстве, чистота движений в ограниченном пространстве.” (По А.И.Яроцкому)
Средства развития: Для развития ловкости могут быть использованы любые упражнения, но при условии, что они имеют элементы новизны.
- Гимнастические упражнения.
- Прыжки в длину и высоту.
- ОРУ с предметами различной формы, массы, объема.
- Подвижные игры.
- Совместные упражнения в парах, небольшой группой с мячами, гимнастическими палками, скакалками.
- Применение необычных исходных положений, быстрая смена различных положений (сесть, встать, лечь).
- Изменение скорости или темпа движений, введение различных ритмических сочетаний, различной последовательности элементов.
- Любые физические упражнения, выполняемые в различных сочетаниях, представляющих элементы координационной трудности.
Методы развития:
- соревновательный;
- метод повторных упражнений;
- игровой.
Развитие равновесия – еще один путь развития координированности человека.
Равновесие – способность человека сохранять устойчивое положение во время выполненияразнообразных движений и поз на уменьшенной и приподнятой над уровнем земли (пола) площади опоры.
Существует два способа развития этой способности: 1) упражнения в действиях, затрудняющих сохранение равновесия, например, в ходьбе на ограниченной опоре; 2) упражнения в действиях с прямолинейными и угловыми ускорениями, например, в кувырках с различными направлениями.
Методы развития:
- метод повторных упражнений;
- метод интервальных упражнений.
В младшем школьном возрасте имеются существенные морфологические и психофизиологические предпосылки координационных способностей. Именно в этом возрасте развитие координации дает наибольший эффект. Школьники младшего возраста очень легко схватывают технику довольно сложных физических упражнений, поэтому в технически сложных видах спорта отмечается ранняя спортивная специализация. В младшем и среднем школьном возрасте сравнительно легко развивается способность поддерживать равновесие тела, усиленно развивается точность движений (способность дифференцирования и воспроизведения пространственных, силовых и временных параметров движений). В дальнейшем в связи с наступлением периода полового созревания происходит либо замедление, либо даже ухудшение показателей, характеризующих это качество.
Выносливость - способность к длительному выполнению какой-либо деятельности без снижения ее интенсивности, способность организма противостоять утомлению при какой-либо деятельности.
Характеризуется временем, в течение которого человек выполняет физическую работу.
Средства развития: физические упражнения, требующие умеренного напряжения, но выполняемые продолжительное время:
- циклические упражнения: бег, ходьба,чередование ходьбы и бега в различном темпе,ходьба на лыжах в переменном темпе;
- подвижные игры с повышенной моторной плотностью.
У младших школьников целесообразно развивать выносливость, прежде всего к работе умеренной и переменной интенсивности, не предъявляющей больших требований к анаэробно-гликолитическим возможностям организма.
Методы развития:
- метод непрерывных упражнений небольшой интенсивности;
- повторных упражнений или более активных упражнений с небольшими интервалами.
Различают выносливость общую и специальную.
Общая выносливость – это способность к непрерывной двигательной деятельности с умеренным напряжением в течение длительного времени (например, ходьба на лыжах).
Специальная выносливость – выносливость в определенной деятельности:
- Скоростная выносливость – сочетание быстроты и выносливости (бег на короткую дистанцию), силовая выносливость – сочетание силы и выносливости (многократное выполнение приседаний, подтягиваний).
- Силовая выносливость – способность длительно выполнять сложно-координационные движения с максимальным напряжением мышц.
- Скоростно-силовая выносливость – способность длительно выполнять сложно-координационные движения с критической скоростью и максимальным напряжением мышц.
Гибкость - способность выполнять движения с большой амплитудой. Это свойство организма человека, характеризующееся подвижностью звеньев опорно-двигательного аппарата.
Характеризуется максимальной амплитудой движения.
Средства развития:
- Выполнение упражнений с большой амплитудой, так называемые упражнения в растягивании;
- Общеразвивающие упражнения с предметами и без;
- Прыжки в шаге, прыжки на месте, сгибая ноги к груди;
- Упражнения у гимнастической стенки;
- Глубокие приседания на всей ступне;
- Наклоны вперед, назад, в стороны;
- Махи ногами вперед-назад;
- “Стретчинг” – методика развития гибкости с помощью статических упражнений.
Методы развития:
- Основным методом развития гибкости является повторный метод, который предполагает выполнение упражнений на растягивание сериями, по нескольку повторений в каждой и интервалами активного отдыха между сериями, достаточными для восстановления. Этот метод имеет различные варианты: метод повторного динамического упражнения и метод повторного статического упражнения.
- В процессе физического воспитания не следует добиваться предельного развития гибкости, поскольку чрезмерное ее повышение ведет к деформации суставов и связок и затем к их “разболтанности”, нарушает осанку и отрицательно сказывается на проявлении других физических способностей. Ее надо развивать лишь до такой степени, которая обеспечит беспрепятственное выполнение необходимых движений.
- При развитии гибкости особое внимание следует обратить на увеличение подвижности позвоночника (прежде всего, грудного отдела), тазобедренных и плечевых суставов.
- К началу выполнения упражнений на гибкость необходимо хорошо разогреться до появления пота, чтобы избежать мышечных травм; упражнения следует выполнять, постепенно увеличивая амплитуду, причем вначале медленно, потом быстрее.
- Признаком прекращения упражнений на растягивание является появление сильных мышечных болей и снижение амплитуды движений.
- Работу по развитию гибкости нужно совместить с развитием силовых качеств, что обеспечит соответствующую соразмерность в их проявлении.
- Упражнения на гибкость удобно давать занимающимся в виде самостоятельных заданий на дом.
- В занятиях с детьми доля статических упражнений должна быть меньше, а динамических – больше.
- Растягивающие упражнения необходимо выполнять по наибольшей амплитуде и при этом резких движений надо избегать.
- Наибольшее увеличение пассивной гибкости наблюдается в возрасте 9-10 лет, активной в 10-14лет. У девочек наиболее высокие темпы прироста отмечены в 14-15 лет и 16-17 лет, у мальчиков – в 9-10, 13-14 и 15-16 лет. Возраст – 13-15 лет наиболее благоприятны для развития подвижности в различных суставах. У девочек во всех возрастах показатели гибкости на 20-30% выше , чем у мальчиков.
- Работа над развитием гибкости в младшем и среднем школьном возрасте оказывается в 2 раза более эффективной, чем в старшем. Амплитуда движений уменьшается с возрастом, и повысить уровень развития этого качества уже намного труднее.
Литература
1. “Комплексная программа физического воспитания учащихся. 1-11 классы”. В.И. Лях, А.А. Зданевич, Москва, “Просвещение”, 2011.
2. “Теория и методика физической культуры: Учебник” под ред. проф. Ю.Ф. Курамшина, М., Советский спорт, 2007.
3. “Поурочные разработки по физкультуре. 5-9 классы”. Ковалько В.И., М., ВАКО, 2005.
Предварительный просмотр:
Приложение 1
ПОКАЗАТЕЛИ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ДЕТЕЙ С 4 ДО 10 ЛЕТ.
№ п\п | Физические способности | Контрольные упражнения (тест) | Возраст | Результаты | |
мальчики | девочки | ||||
1 | Скоростные | Бег 30 м., сек. |
4. |
9.8-7.9 |
10.2-7.9 |
5. | 8.5-8.1 | 8.5-8.2 | |||
6. |
8.0-6.5 | 8.1-6.5 | |||
7. |
7.3-6.2 | 7.5-6.4 | |||
8. |
7.0-6.0 | 7.2-6.2 | |||
9. | 6.7-5.7 | 6.9-6.0 | |||
10. | 6.5-5.6 | 6.5-5.6 | |||
2 | Координа- ционные | Челночный бег 3*10м., сек. | 5. | 12.8-11.1 | 12.9-11.1 |
6. | 11.2-9.9 | 11.3-10.0 | |||
7. |
10.8-10.3 | 11.3-10.6 | |||
8. |
10.0-9.5 | 10.7-10.1 | |||
9. | 9.9-9.3 | 10.3-9.7 | |||
10. |
9.5-9.0 | 10.0-9.5 | |||
3 | Скоростно- силовые | Прыжок в длину с места, см. | 4. | 64.0-91.5 | 60.0-88.0 |
5. | 85.0-130 | 85.0-125 | |||
6. | 100-135 | 90.0-130 | |||
7. | 115-140 | 110-135 | |||
8. | 125-145 | 125-140 | |||
9. | 130-150 | 135-150 | |||
10. | 140-160 | 140-155 | |||
4 | Выносливость | Продолжительность бега: 5 лет.-3-5 мин.; 6 лет.-5-10мин.; 7-10 лет.-6мин Дистанция, м. |
5. | 500-750 | 500-750 |
6. | 750-1.500 | 750-1.500 | |||
7. | 750-900 | 600-800 | |||
8. | 800-950 | 650-850 | |||
9. | 850-1000 | 700-900 | |||
10. | 900-1050 | 750-950 | |||
5 | Гибкость | Наклон вперёд: 5-6лет - стоя на гимнастической скамейке, см; 7-10лет - из положения сидя на полу, см. | 5. | 3-6 | 6-9 |
6. | 4-7 | 7-10 | |||
7. |
3-5 | 6-9 | |||
8. | 3-5 | 5-8 | |||
9. |
3-5 | 6-9 | |||
10. | 4-6 | 7-10 | |||
6 | Силовые | 4-6лет-метание ме- шочка(150-200гр),м. 7-10лет-подтягива- ние на высокой перекладине из виса мальчики, раз; на низкой перекладине из виса лёжа девоч- ки, раз. | 4. | 4.1 | 3.4 |
5. | 5.7 | 4.4 | |||
6. | 7.9 | 5.4 | |||
7. | 2-3 | 4-8 | |||
8. | 2-3 | 6-10 | |||
9. | 3-4 | 7-11 | |||
10. | 3-4 | 8-13 |
Приложение 2
ПРОТОКОЛ ТЕСТИРОВАНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ДЕТЕЙ.
старшая группа (учебный год 20___-20___ гг)
№ | Фамилия, Имя ребёнка | 30м., сек. | 3*10м., сек. | 5-10мин., 750-1500м. | Прыжок в длину с места | Гиб- кость | Метание Пр.р Л.р. | Уровень Физической подготов- ленности | ||
1. | Нач. года | |||||||||
Кон. года | ||||||||||
2. | Нач. года | |||||||||
Кон. года | ||||||||||
3. | Нач. года | |||||||||
Кон. года |
Приложение 3
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ КАРТА ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ РЕБЁНКА.
Ф. И. ребёнка______________________________________________________________________________
Возраст, Вес, Рост. | Группа здоровья Физ. группа | Скоростные способности Бег на 30 м., сек | Координа-ционные способности Бег 3* 10 м., сек. | Вынос-ливость Бег до утомления, 6-мин. бег, м. | Скоростно- силовые способности Прыжок в длину с ме- ста, см. | Гибкость Наклон вперёд, см. | Силовые способности Метание мешочка (150-200г),м. Подтягива- ние, раз. | Уровень физической подготов- ленности |