Методическая работа, трансляция опыта практических результатов профессиональной деятельности
Выступления на методических объединениях, семинарах, конференциях
Скачать:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Комплексный подход в коррекции моторной неловкости детей с ОВЗ.
Особенности психофизического развития детей с ОВЗ
ОВЗ – ограниченные возможности здоровья. Лица с ОВЗ – это люди, имеющие недостатки в физическом и (или) психическом развитии, то есть глухие, слабослышащие, слепые, слабовидящие, с тяжёлыми нарушениями речи, нарушениями опорно-двигательного аппарата и другие.
Соответственно дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания. Группа школьников с ОВЗ так же чрезвычайно неоднородна. В нее входят дети с разными нарушениями развития: нарушениями слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы, с задержкой и комплексными нарушениями развития. Таким образом, самым главным приоритетом в работе с такими детьми является индивидуальный подход, с учетом специфики психофизического здоровья каждого ребенка.
Психофизическое развитие это понятие содержащее в себе 2 важные , равноценные составляющие - психическое развитие и физическое развитие. В детстве эти 2 составляющие связаны наиболее тесно и, обеспечивая ребенку полноценное психофизическое развитие мы создаем прочный фундамент для полноценного развития на последующих этапах жизни. И так, психическое и физическое развитие - это две взаимосвязанные и взаимообусловленные стороны одного и того же процесса.
В основе оценки физического развития лежат параметры роста, массы тела, пропорции развития отдельных частей тела, а также степень развития функциональных способностей его организма (жизненная емкость легких, мышечная сила кистей рук и др; развитие мускулатуры и мышечный тонус, состояние осанки, опорно-двигательного аппарата, развитие подкожного жирового слоя, ), которые зависят от дифференцировки и зрелости клеточных элементов органов и тканей, функциональных способностей нервной системы и эндокринного аппарата. Исторически сложилось, что о физическом развитии судят главным образом по внешним морфологическим характеристикам. Однако, ценность таких данных неизмеримо возрастает в сочетании с данными о функциональных параметрах организма. Именно поэтому для объективной оценки физического развития, морфологические параметры следует рассматривать совместно с показателями функционального состояния.
Психическое развитие - закономерное изменение психических процессов во времени, выраженное в их количественных, качественных и структурных преобразованиях. Психическое развитие предполагает появление новых качеств и функций, изменение их количественных и качественных характеристик и в тоже время преобразование уже существующих форм психики.
Психофизическое развитие включает ряд возрастных этапов, каждый из которых характеризуется своими особенностями.
На основании педагогического опыта и имеющихся психолого-физиологических исследований принято выделять следующие возрастные этапы психического развития детей: младенческий - от рождения до 1 года, преддошкольный - от 1 до 3 лет, дошкольный - от 3 до 7 лет, младший школьный - от 7 до I2 лет, подростковый - от 12 лет.
Психофизические особенности у детей в норме.
младенческий от рождения до 1 года
Уже к моменту рождения у ребенка сформированы врожденные безусловные рефлексы, на базе которых в младенческом возрасте формируется ряд подготовительных стадий для психофизического развития, в частности для развития моторики и речи. К концу первого года жизни ребенок начинает делать первые шаги, понимает, хотя и ограниченно, некоторые обращенные к нему слова и лепечет сам, становится способным произносить первые слова, хотя они нередко отличаются от слов, которыми пользуются взрослые, поскольку ребенок дает предметам и действиям свое собственное обозначение.
преддошкольный-от 1 до 3 лет;
В преддошкольном возрасте происходят особенно большие сдвиги в развитии, имеющие исключительное значение для формирования психических функций. Ребенок в этом возрасте в связи с развитием моторики, началом ходьбы активно действует с предметами, игрушками, усваивает в известной мере способы употребления различных предметов, что значительно расширяег его познавательный опыт. Особенно интенсивно в этом возрасте развивается речь (к концу третьего года словарь ребенка достигает примерно 1000 слов), которая играет исключительную роль в перестройке, совершенствовании и обогащении средств общения ребенка с окружающими, в восприятии и познании окружающего мира. Развитие речи обусловливает развитие мышления, поскольку слово соотносится с вещами, предметами и действиями. Имеющийся у ребенка уровень развития позволяет выполнять простейшие словесные указания взрослых. В свою очередь уровень развития мышления способствует обогащению словарного запаса и развитию речи в целом.
дошкольный-от 3 до 7 лет;
В дошкольном возрасте особенно интенсивно идет развитие психических функции и свойств личности. В этот период совершенствуется двигательная сфера. Движения становятся более координированными, ловкими, уверенными, что расширяет круг практической деятельности ребенка. Ребенок этого возраста способен к элементарному самообслуживанию и выполнению простейших обязанностей по дому или в детском саду, в состоянии справиться с такими видами деятельности, как лепка, рисование, наклеивание, вырезывание. Однако тонкие, наиболее дифференцированные движения пальцев рук развиты еще недостаточно. Так же в физическом развитии в этом возрасте несколько замедляется процесс роста, но активно совершенствуются функциональные возможности органов и систем. В 5 -6 лет начинается смена молочных зубов на постоянные. ребенок переходит на режим питания взрослого. В этом возрасте развиваются тонкие навыки: умение кататься на двухколесном велосипеде, на коньках, танцевать.
Исключительно бурно у дошкольника идет речевое развитие. К трехлетнему возрасту нормально развивающиеся дети обычно овладевают всей системой звуков родного языка и основными формами его грамматического строя. Значительно обогащается словарный запас, который к шести годам составляет свыше 3500 слов. В связи с расширением форм общения ребенка с окружающими у него появляется связная речь. В этом же возрасте начинает формироваться регулирующая функция речи. Такого уровня речевого и психического развития ребенок достигает в процессе речевого общения, активной деятельности, взаимодействия с внешней средой. Восприятие дошкольника приобретает черты самостоятельного целенаправленного процесса. Усиленно развивается непроизвольное запоминание и постепенно начинают складываться первые элементы произвольного активного запоминания.
Развитии мышления.
младший школьный-от 7 до I2 лет;
С переходом в школу у детей более четко начинают дифференцироваться игра и труд и каждый из этих видов деятельности занимает свое определенное место, имеет свой мотив, свою направленность. Но постепенно учение начинает занимать столь значительное место в деятельности ребенка, что само по себе становится чрезвычайно важным фактором, формирующим развитие его личности. В период обучения в школе особенно интенсивно развиваются и совершенствуются такие высшие психические функции, как логическая память, произвольное внимание, более сложные формы мышления и др. Значительно перестраивается к школьному возрасту и такая психическая функция, как внимание. Возникает способность активно и произвольно направлять свое внимание, удерживать и сосредоточивать его па определенном объекте деятельности. Появляется мышление, основанное на абстракции и обобщении. Большие изменения происходят в развитии эмоционально-волевой сферы по существу она регулирует всю интеллектуальную деятельность субъекта.
В этом возрасте отмечается наибольшее увеличение мозга - от 90 % мозга взрослого человека в 5 лет и до 95% в 10 лет. Продолжается совершенствование нервной системы. Развиваются новые связи между нервными клетками, усиливается специализация полушарий головного мозга. К 7 – 8 годам нервная ткань, соединяющая полушария, становится более совершенной и обеспечивает их лучшее взаимодействие. Эти изменение нервной системы закладывают основу для следующего этапа умственного развития ребенка.
Рост костей особенно заметен. Это касается в первую очередь лицевых, а так же длинных костей рук и ног. Молочные зубы полностью заменяются постоянными.
Несмотря на то, что мышцы в среднем детском возрасте становятся более сильными и прочными, все же у ребенка они функционируют не так как у взрослого. Неловкость, некоординированность движений, неспособность долго сидеть спокойно и быстрая утомляемость характерна для детей с незрелой достаточно развитой мышечной тканью. По мере того как мышцы наливаются силой, дети испытывают все большую потребность в движениях, физической активности.
У школьников в возрасте от 7 до 11 лет обычно не наблюдается столь резкого улучшения двигательных способностей, как это бывает в промежутке от рождения до пяти лет. Однако и в этом возрасте двигательные навыки развиваются, позволяя детям овладевать разнообразными сложными видами физической деятельности и совершенствовать свои двигательные навыки.
Подростковый от 12 лет
Главная новизна в психологическом развитии в этом возрасте – перенесенное внутрь себя социального сознания, ребенок видит себя частью общества. Эта особенность позволяет ему лучше понимать других, учит контролировать и регулировать свое поведение, дает почву для дальнейшего развития личности. Осознавая себя членом общества, подросток переходит на новую ступеньку в понимании себя и своего места в мире. Существенно расширяются рамки социальной жизни. Ребенок ищет себя, пробует в разных сферах, пытается определить социальную значимость той или иной позиции. Представления о морали и нравственности к подростковому возрасту объединяются в единую систему убеждений, которая существенно влияет на потребности и стремления растущего ребенка.
В физическом развитии этот период характеризуется выраженной перестройкой эндокринной системы, усиленным ростом. У девочек вторичные половые признаки обычно развиваются раньше, чем у мальчиков. В этом периоде часто встречаются функциональные расстройства сердечно-сосудистой, нервной систем, обусловленные, с одной стороны, быстрым, непропорциональным ростом всего тела и отдельных органов, с другой - неустойчивостью вегетативно-эндокринной системы.
Предварительный просмотр:
Практический подход к коррекции осанки.
Осанка – привычная поза непринужденно стоящего человека. При правильной осанке все части тела располагаются симметрично относительно позвоночника. При правильной осанке плечи у человека развернуты, голова немного приподнята, руки и ноги разогнуты в суставах, а живот подтянут. Правильность осанки может оценить врач.
Неправильная осанка негативно влияет на работу всех внутренних органов организма. Коррекция осанки – комплекс методов, предназначенных для формирования правильной осанки или исправления существующих ее дефектов. Методы коррекции осанки Нарушение осанки иногда путают со сколиозом. При сколиозе происходит искривление позвоночника в результате поворота позвонков вокруг своей оси. Сколиоз нельзя исправить, можно лишь приостановить его прогрессирование. А нарушения осанки легко исправить с помощью специальных методов коррекции осанки. Применение корсета для коррекции осанки – один из самых простых способов. Корсет для коррекции осанки помогает восстановить физиологически правильное положение плечевого пояса, а также избавить от чрезмерной нагрузки позвонки поясничного и грудного отделов позвоночника с сохранением нормального мышечного тонуса. Корсет для коррекции осанки фиксирует спину человека в правильном положении. Специальные упругие пластины корсета способствуют равномерному распределению нагрузки по обеим сторонам позвоночника и симметричному развитию мышечной системы. Для усиления эффекта при неправильной осанке врач помимо корсета может посоветовать занятия лечебной физкультурой, направленной на укрепление мышц. В дальнейшем упражнения корректирует инструктор, исходя из физической подготовки и состояния костно-мышечной системы пациента. Лучших результатов также можно добиться при совместном применении различных методов коррекции осанки – корсета, лечебной физкультуры и сеансов лечебного массажа. Для коррекции осанки полезно заниматься плаванием, волейболом и лыжным спортом. Упражнения для коррекции осанки Упражнения для коррекции осанки в какой-то степени помогают лучше владеть своим телом и исправлять недостатки фигуры. Для коррекции осанки и укрепления мышц спины подойдут следующие упражнения: встать, руки расположить за головой. С силой отвести руки в стороны, поднять руки вверх и прогнуться. Замереть на 2-6 секунд и вернуться в исходное положение; встать, поместить гимнастическую палку за спиной. Ее нижний конец прижать к тазу, а верхний – к голове. Наклониться вперед и вернуться в исходное положение, наклониться влево, затем вправо. Выполнить каждое движение 10-12 раз; лечь на живот. Прогнуться, опираясь на руки. Замереть в этом положении на 4-5 секунд, затем вернуться в исходное положение; встать на шаг от стены. Коснуться стены руками и прогнуться назад, подняв вверх руки, вернуться в исходное положение. Повторить 6-8 раз. К упражнениям можно добавить висы на гимнастической стене в течение пяти-шести минут. Упражнения для коррекции осанки (лежа на животе): руки вытянуть вперед, тело вытянуть в "струнку", тянуть кисти и носки в разные стороны в течение одной минуты; руки в упор, опереться на ладони и поднимать по очереди вверх прямую ногу (10 раз); руки над головой сложить в замок, поднять плечевой пояс и продержаться в таком положении от двух до десяти секунд (6 раз); поднять руки и голову вверх, прямыми руками делать "ножницы" в течение одной минуты; руки сложить в замок и вытянуть вперед, прямые ноги сложить вместе. Поднять ноги, руки и голову и держать в течение одной-двух минут; взяться руками за лодыжки и подняться вверх на животе, держаться в таком положении от двух до десяти секунд (10 раз). Следующие упражнения для коррекции осанки надо выполнять стоя на коленях: встать на колени, руки опустить вдоль туловища, а затем отклониться назад. Повторить 10-15 раз; садиться на пол справа и слева от ступней; достать до лба коленом, откинуть ногу и голову назад вверх. Повторить 10 раз. Все упражнения необходимо выполнять в среднем темпе, стараясь при этом максимально развернуть плечи назад.
Коррекция осанки у детей. Методы коррекции осанки у детей основаны на изучении осанки по основным элементам, устранении скованности и ненужного мышечного напряжения, на развитии запоминания правильной осанки и умении ее восстанавливать в различных условиях. Коррекция осанки у детей происходит путем сочетания мануальной терапии с лечебной физкультурой, массажа и психотренинга. Для коррекции осанки можно также включить хождение по бревну для тренировки мозжечка, вестибулярного аппарата, а также выработки чувствительности мышц конечностей, шеи и туловища. Детям младшего школьного возраста обязательно назначают упражнения, основанные на глубоком дыхании, так как в этом возрасте грудная клетка растет медленнее всего тела. Процесс коррекции осанки обязательно должен сопровождаться сознательно-волевым решением ребенка ко всем видам занятий. Только в этом случае овладение навыком правильной осанки будет происходить естественным путём.
Предварительный просмотр:
Способы коррекции моторной неловкости детей.
Проблема организации коррекционной работы на физкультурных занятиях и в свободной деятельности при обучении и воспитании дошкольников с задержкой психического развития (ЗПР) различного генеза особенно актуальна в условиях нынешнего экономического, экологического и социального неблагополучия, когда резко возросло количество детей, нуждающихся в коррекционной помощи.
Анализ общего моторного развития дошкольников с ЗПР, проведенный специалистами центра, позволяет говорить о том, что у детей этой категории страдают в разной мере и чисто операционные навыки и интеллектуальный компонент деятельности. Выявляются нарушения умственной работоспособности, произвольной деятельности и поведения, быстрая истощаемость, пресыщенность любым видом деятельности, двигательная расторможенность.
Так же моторное развитие детей с ЗПР осложняется целым рядом психофизических особенностей. Развитие двигательной сферы этих детей отстает от нормы и характеризуется своеобразием, проявляющимся в непропорциональности развития всех компонентов моторики. Следствием органического поражения головного мозга являются различные формы двигательных нарушений. Даже при небольших нарушениях движения качественно несовершенны – неточны, зажаты, сопровождаются большим количеством синкинезий. Дети с ЗПР характеризуются повышенной утомляемостью, они не могут длительное время находиться в одной позе, заниматься одним видом деятельности, выполнять однообразные задания.
Несовершенство моторного развития осложняется следующими факторами:
- недоразвитие зрительных и слуховых функций;
- недостаточная оптико-пространственная ориентировка;
- недостаточность дифференцированной моторики пальцев рук;
- нарушение тактильного и тактильно-кинестетического восприятия;
- замедленность процессов приема и переработки информации;
- недоразвитие тонкой моторики, зрительно-моторных и слухо-моторных координаций (парциальный моторный инфантилизм);
- ослабление памяти: речевой, зрительной, моторной, слуховой;
- значительное снижение способности к непроизвольному запоминанию;
- отставание в речевом развитии (ограничение словарного запаса, замедленность в овладении грамматическом строем речи);
- значительное отставание в развитии наглядно-действенного мышления и в формировании словесно-логического мышления.
Эти особенности необходимо учитывать при организации учебного процесса.
При планировании работы по физическому воспитанию дошкольников с ЗПР учитывается и то, что трудности формирования двигательных навыков связаны не столько с недостаточностью развития отдельных анализаторов (анализаторных систем), сколько с дискоординацией их взаимодействия. Неравномерность и мозаичность нарушений психических функций обуславливают высокие компенсаторные возможности детей с ЗПР. При организации индивидуального подхода и обеспечение ситуации успеха, опираясь на сохранные анализаторы, сформированные психические функции, дозированную подачу материала с опорой на «зону ближайшего развития», на реальный уровень и реальную мотивацию, дети с ЗПР могут достигнуть уровня нормального развития на конец дошкольного обучения.
Правильное физическое развитие, овладение двигательными умениями и навыками осуществляется одновременно с решением коррекционных задач по преодолению недостатков психофизиологического развития.
В настоящее время физическое воспитание детей с ЗПР осуществляется по программе Васильевой М.А. и Мастюковой Е.М. Однако, названные программы не всегда учитывают индивидуальные типологические особенности каждого ребенка с ЗПР – представляющие собой комплекс нарушений психического развития детей, зачастую осложненный отклонениями в развитии ЦНС и нарушением соматического здоровья. На основании обследования общего моторного развития и уровня физической подготовленности детей посещающих центр, педагоги нашего детского сада разработали систему работы по физическому воспитанию для этих детей, которая предполагает работу по следующим направлениям:
- ведение систематического учета физической подготовленности воспитанников;
- организация систематического врачебного контроля в течение всего года;
- дозировка физических нагрузок в соответствии с различной функциональной подготовленностью детей, тяжестью и характером нарушений;
- использование адекватных методов и средств физического воспитания с учетом особенностей развития дошкольников.
Эффективность коррекционной работы по устранению недостатков психофизического развития дошкольников определяется правильной организацией педагогического и врачебного контроля. Педагог и врач располагают данными об уровне физического развития и физической подготовленности детей, следят за их изменениями за определенный промежуток времени. Данные правильно организованных динамических наблюдений за физическим развитием каждого дошкольника служат объективными показателями влияния всей системы учебных мероприятий на его развитие.
Система физкультурных занятий с детьми с ЗПР предполагает следующее:
- обязательность повторений формируемых двигательных навыков;
- учет возрастных и индивидуальных возможностей детей;
- постепенное повышение требований (усложнение двигательных и словесных заданий);
- всестороннее воздействие на личность ребенка (изменения в функциональных системах организма, двигательной сфере);
- комплексность (взаимосвязь с основными видами деятельности).
В занятия по физической культуре включаются не только игры и упражнения, развивающие память, внимание, но и такие нетрадиционные методы, как вводная медитация, спонтанный танец, релаксация. Они помогают создавать на занятиях положительный эмоциональный настрой, устранить замкнутость, снять усталость. С помощью их у детей развиваются навыки концентрации, пластика, координация движений. Упражнения сопровождаются различными текстами, помогающими детям лучше представить тот или иной образ, войти в него.
Использование психогимнастики на занятиях позволяет включать в комплексы этюды, упражнения и игры, направленные на развитие и коррекцию познавательной и эмоционально-личностной сферы психики ребенка. Между телом и психикой человека, его сознанием существуют весьма сложные взаимосвязи. Учитывая это, физические упражнения можно использовать не только для физического совершенствования, но и для развития памяти, внимания, воли, воображения, развития творческих способностей.
Основной задачей коррекционной работы с детьми с ЗПР является интеграция их в среду нормально развивающихся сверстников, поэтому работа по физическому воспитанию носит комплексный характер и не ограничивается только проведением занятий. В режиме дня предусмотрены различные комплексы гимнастик: пальчиковая, дыхательная, артикуляционная, для мимической мускулатуры лица, утренняя, пробуждающая. Комплексы утренней гимнастики даются детям с ЗПР те же, что и нормально развивающимся детям, но с учетом специфики их моторного развития и их двигательной активности. Методика проведения утренней гимнастики разработана в соответствии с принципом пошагового планирования работы. В течение двух недель комплекс идет без изменений, а в последующие две недели для преодоления двигательного стереотипа (характерного для детей с ЗПР) в хорошо знакомый комплекс вводятся дополнительные движения, увеличивается количество выполняемых движений.
В течение всего дня предусмотрено время для проведения работы по обеспечению двигательной активности, закрепления изученных движений (действий). Подвижные игры на прогулке обеспечиваются соответствующим выносным материалом. Для двигательной активности в свободной и совместной деятельности организована развивающая среда группы и всего ДОУ в целом: оборудованный спортивным инвентарем зал, наличие классиков, спортивной площадки на участке детского сада, уголок физического воспитания в группе со стандартным и нестандартным оборудованием. К изготовлению нестандартного оборудования привлекаются родители, т.к. это обеспечивает заинтересованность всех участников образовательного процесса.
Регулярно с детьми проводятся физкультурные досуги, спортивные праздники, совместные с родителями спортивные развлечения.
Система комплексной коррекционно-воспитательной работы по физическому воспитанию учитывает специфику деятельности дошкольников с ЗПР:
- обучение органически связано с формированием сенсорных эталонов, обогащением и конкретизацией словарного запаса, развитием восприятия, внимания, памяти, зрительно-моторной и слухо-моторной координации, эмоционально-волевой сферы.
Такой подход к организации работы по физическому воспитанию позволяет оптимально организовать целенаправленную своевременную коррекцию нарушений деятельности детей с ЗПР, развить нарушенные психофизические функции, обеспечить социализацию, способствует общему умственному развитию.
Как известно, физическое развитие ребенка в целом и его моторное развитие в частности тесно связано с состоянием всей нервно-психической деятельности. Поэтому очень важно начать коррекционную работу как можно раньше, не упустить возраст, когда нервная система является наиболее пластичной.
При правильной постановке обучения физическое воспитание способствует также развитию личностных качеств детей с ЗПР, умению преодолевать трудности, контролировать себя: развитию целеустремленности, смелости, правильному отношению к оценке своих действий и положительному отношению к сверстникам.
Предварительный просмотр:
Роль обучения плаванию в коррекции детей с ОВЗ.
1.Значение плавания для здоровья ребёнка.
Вода - уникальный тренажёр, в сравнении с ветром её сопротивляемость в 10-15 раз больше. Мышцы работают с максимальной нагрузкой, тело находиться в горизонтальном положении, напоминающее невесомость, разгружая кости и суставы. Человек не чувствует собственного веса, происходит разгрузка позвоночника, снижается асимметричная работа межпозвоночных мышц, что способствует выполнению движений, которые уменьшают давление на зоны роста тел позвонков. Цель каждого занятия - разумно разгрузить позвоночник, стабилизировать сколиозный процесс, нарастить и укрепить мышцы спины, рук, живота, сформировать "мышечный корсет", который не позволил бы заболеваниям опорно-двигательного аппарата прогрессировать.
Каждое движение преодолевает сопротивление воды, а это стимулирует крово - и лимфоток, укрепляет мышцы позвоночника и всего скелета, улучшается лёгочная вентиляция. Одновременно сознание фиксирует не болевые ощущения, а тонизирующую систему организма (заряд энергии). Хотя плавание является универсальным способом разностороннего влияния на организм человека, определенные ограничения есть и тут. Тренер не должен требовать от занимающихся достижения "олимпийских" спортивных высот, здесь есть элементы игры, но не соревнования. Строго подобранная нагрузка дозируется индивидуально в зависимости от возраста, формы и степени тренированности мышечной системы, выносливости, состояния здоровья занимающихся.. Занятия в воде не похожи на развлечения в аквапарке, дети и по настоящему работают и за 40-минут успевают выполнить определенный объем нагрузки и проплыть до 300 метров. Энергозатраты при выполнении физических упражнений в воде превышают более, чем в 2 раза, энергозатраты при выполнении таких же упражнений на воздухе. Поэтому плавание является предпочтительным средством оздоровления людей с избыточной массой тела.
Вследствие повышенной теплоотдачи в воде активизируется обмен веществ в организме, в несколько раз больше расходуется энергия. Все это в комплексе способствует достижению оптимального веса тела, оптимального соотношения в нем мышечной и жировой тканей. Вода оказывает стимулирующее, укрепляющее воздействие на центральную нервную систему, стимулирует развитие дыхательных мышц, подвижность грудной клетки.
Взвешенное состояние тела в воде разгружает опорно-двигательный аппарат от статической нагрузки и способствует правильному процессу физического формирования человека. Создаются условия для коррекции нарушений осанки, восстановления двигательных функций, утраченных вследствие травмы или болезни и для предупреждения их последствий. Горизонтальное положение тела при выполнении плавательных движений, давление воды на подкожное венозное русло, глубокое диафрагмальное дыхание и взвешенное тело содействуют притоку крови к сердцу, что в целом существенно облегчает его работу. Поэтому плавательные упражнения при соответствующей дозировке допустимы для лиц с ограниченными возможностями здоровья: ослабленным сердцем и могут использоваться как одно из средств укрепления и развития сердечно-сосудистой системы.
Древнеиндийские философы выделили 10 преимуществ плавания, которые дают человеку: ясность ума, свежесть, бодрость, здоровье, силу, красоту, молодость, чистоту, приятный цвет кожи и внимание красивых женщин.
Таким образом, широкий диапазон воздействия плавания делает его эффективным средством разностороннего физического развития и совершенствования организма человека, а также средством оздоровления детей с ограниченными возможностями и даже лечения.
Симметричные движения в горизонтальном положении являются прекрасными корригирующими упражнениями, устраняющими различные нарушения осанки - сутулости, искривления позвоночного столба в различных плоскостях (сколиоз, кифоз), тугоподвижность суставов (контрактуры). Наибольший эффект при дефектах осанки даёт плавание брассом, несколько меньше - кролем на груди и на спине. Работа ног тренирует мышцы и связки голеностопного сустава, предупреждает деформацию стопы.
Упражнения с различными плавательными средствами уменьшают нагрузку на позвоночный столб.
Основная мотивация занятий плаванием с оздоровительной направленностью - развитие жизненно необходимого навыка самостоятельного передвижения в воде в нужном направлении; овладение элементами плавания; укрепление здоровья и физического развития. Известно, что пребывание человека в водной среде вызывает изменение терморегуляторных процессов, способствует закаливанию организма.
В плавании практически нет статических нагрузок, поэтому оно в первую очередь рекомендуется тем, чья работа связана с постоянной позой: сидением, стоянием и т. д. Плавание предотвращает венозный застой, облегчая возврат венозной крови в сердце, поскольку горизонтальное положение пловца и отсутствие сил гравитации значительно способствуют этому. Вот почему плавание является лечебным фактором для больных с варикозным расширением вен, хроническими тромбофлебитами нижних конечностей.
Регулярные занятия плаванием стимулируют газообмен в легких больше, чем гимнастика: увеличивается экскурсия диафрагмы за счет большей глубины и частоты дыхания. Специалисты определили, что простое стояние в воде в течение 3–5 минут при температуре 24–25°С увеличивает глубину дыхания вдвое, а обмен веществ — на 50–75 %. Следовательно, плавание является незаменимым видом физической активности для лиц, страдающих избыточной полнотой. Уменьшение веса тела человека в воде, согласно закону Архимеда, позволяет с меньшими усилиями выполнять движения, что облегчает достижение поставленной цели. Кроме того, определенная плавность движений в воде разгружает опорно-двигательный аппарат людей, страдающих ожирением, предотвращая травмы мышц и суставов. Плавание является наименее травматичным видом физических упражнений.
Эффект «гидроневесомости», возникающий в воде, освобождает хрящевые межпозвоночные диски от постоянного сдавливания их позвонками. В раскрепощенном состоянии в дисках лучше происходят обмен веществ, питание, восстановительные процессы. Это оказывает оздоравливающее действие при распространенных сейчас остеохондрозах, позволяет исправлять дефекты осанки, искривление позвоночника. В детском возрасте улучшение обмена веществ в дисках способствует более интенсивному росту. Замечено, что у тех, кто занимается плаванием с детства, наиболее правильное телосложение.
Считают, что для лечения и профилактики начальных стадий нейроциркуляторной дистонии, гипотонической болезни и атеросклероза нет более эффективного средства, чем купание в прохладной (17–20°С) воде. При этом активно стимулируется эндокринная система, тонизируются нервные центры. Не менее важно также благотворное действие гидродинамического массажа тела и кровеносных сосудов, которое происходит при плавании.
2.Практика работы с детьми ОВЗ в бассейне.
Обучение плаванию детей с ограниченными возможностями здоровья - система средств физической культуры, применяемых для профилактики и лечения различных заболеваний и их последствий. Занятия в бассейне направлены на выведение организма детей из патологического состояния, повышение его функциональных возможностей путем восстановления, коррекции и компенсации дефектов. Систематический дефицит движений приводит к снижению всех жизненно важных функций организма, ухудшает общее и местное кровообращение; нарушаются секреторная функция пищеварительного тракта и газообмен в тканях и легких, что ведет к ухудшению общего состояния здоровья, понижению зрительных функций и работоспособности детей.
Положительными последствиями занятий в бассейне являются:
1) глубокая биологичность - движения свойственны всему живому;
2) отсутствие отрицательного побочного действия (при правильной дозировке);
3) возможность длительного применения;
4) универсальность и широкий диапазон воздействия на организм;
5) положительное влияние на эмоциональное состояние ребенка;
6) стимулирующее влияние на все органы и системы организма.
Несмотря на индивидуализацию занятий по обучению плаванию детей с нарушениями в развитии, существуют общие правила и принципы, которых необходимо придерживаться во время занятий:
1. Следует применять строго дозированные физические нагрузки с учетом всех компонентов (интенсивности, числа повторений, интервалов отдыха, характера упражнений).
2. Постепенно увеличивать физические нагрузки при адаптации организма к ним.
3. Упражнения должны охватывать различные мышечные группы.
4. В занятие необходимо включать дыхательные и общеукрепляющие упражнения.
5. Перед занятием помещение бассейна надо хорошо проветривать.
6. Проводить строгий контроль за реакцией организма на физическую нагрузку (до занятий, в процессе занятий и после нагрузки).
7.При появлении признаков утомления детей в бассейне, занятие необходимо прекратить и в дальнейшем пересмотреть характер нагрузки.
8. Регулярно проводить врачебно-педагогический контроль за детьми на занятиях по обучению плаванию.
При планировании и проведении занятий в бассейне должны быть учтены особенности организма учащихся и воспитанников, их пониженные функциональные возможности, замедленность адаптации к физическим нагрузкам. В зависимости от вида и глубины зрительной патологии, деформаций опорно-двигательного аппарата, функциональных возможностей предполагается применение физических упражнений в разной последовательности и дозировке.
Систематические, разнообразные занятия по обучению плаванию в процессе всей коррекционно-воспитательной работы, планомерное повышение нагрузок при текущем медико-педагогическом контроле, преемственность применяемых средств дают устойчивое повышение двигательной активности детей, улучшение состояния здоровья.
3.Положительная динамика и прогнозы для детей.
Требования к результату освоения программы предъявляются в соответствии с индивидуальными возможностями и особенностями ребёнка. Даже небольшие достижения в коррекционном процессе (научился опускать голову в воду и делать выдох, научился тянуться на воде и т.п.) для детей с ОВЗ являются бесспорным позитивным сдвигом и оцениваются положительно. Но, несмотря на препятствия, которыми являются особенности в развитии детей с ОВЗ, педагог старается достичь наилучшего результата (обучить плаванию, улучшить крупную моторику, социализировать ребёнка).
Оценка качества заключается в анализе результатов двигательных умений и навыков педагогом вместе с детьми во время обучения.
Количественный анализ – посещаемость, фиксация занятий в рабочем журнале, отслеживание результата, статистические данные.
Качественный анализ – диагностика формирования навыков, анализ успешности деятельности в достижении целей, сравнительный анализ исходного и актуального состояния ребенка.
Педагог постоянно осуществляет наблюдение за освоением детьми программного материала и проводит тестирование плавательной подготовленности и совершенствования физических качеств с ОВЗ.
Выводы и рекомендации:
- Плавание является эффективным средством для коррекции развития детей с ОВЗ.
- При обучении плаванию дети с ОВЗ испытывают затруднения, вызванные, в основном, недопониманием заданий преподавателя. Поэтому на обучение тратится большое количество времени.
- Занятия плаванием способствуют значительному улучшению физического состояния детей с ОВЗ. Улучшаются показатели моторного развития, соответственно адаптация к обучению в общеобразовательных учреждениях становится более успешной.
- Использование в процессе занятий плаванием комплекса упражнений, включающего подвижные игры на воде, задания на развитие памяти, внимания, мышления, воображения, интеллектуальной деятельности позитивно влияет на психическую сферу детей с ОВЗ.
- Плавание благотворно влияет на развитие не только физических качеств у детей. Дети с ОВЗ, занимающиеся плаванием, более успешно осваивают общеобразовательную и коррекционную программу и у других специалистов.
Работникам коррекционных образовательных учреждений, имеющим на базе своего учреждения плавательный бассейн, процесс физического воспитания и развития целесообразно осуществлять в комплексе средств плавания, в результате чего, в большей мере, обеспечивается моторное, физическое и психическое развитие ребёнка.
Предварительный просмотр:
Спортивный досуг на воде.
Плаваем, ныряем, здоровье укрепляем!
Педагог дополнительного образования: Дука Ольга Игоревна.
Задачи
1. Способствовать наличию у детей положительного, высокого эмоционального настроя на празднике, развивать творческие способности, фантазию через сказочных героев (Нептун, русалки); укреплять здоровье детей с помощью плавания, двигательной активности в воде и на суше.
2. Закреплять у детей полученные умения и навыки на занятиях (дыхание в воде, все виды скольжения на воде, движения руками, ногами при плавании кролем и брассом).
3. Развивать у детей физические качества: силу, быстроту, выносливость, координацию движений.
4. Воспитывать у детей коммуникативные навыки, умение действовать по сигналу педагога, организованность, упорство в достижении цели.
Ход праздника: ведущий – Морская царица (Нептуна), помощницы (русалки).
Построение. Знакомство. Разминка на суше.
Дети садятся на стулья.
Ведущий : Здравствуйте ребята! Я-царица морская Нептуна, прибыла к Вам на праздник! Хочу посмотреть, чему вы научились на занятиях в бассейне.
А для этого мы с Вами поиграем в воде, посоревнуемся. Мне нужны помощницы – русалки! Выбирает помощниц и одевает на них костюмы. Давайте сначала разомнемся, разогреем ручки и ножки. Нептуна проводит зарядку под музыку.
1. Игра. Волшебный жезл Нептуны. Дети спускаются в воду. Царица морская стоит в центре чаши бассейна с волшебным жезлом. Задача детей переправиться с одного конца бассейна на другой, так чтобы их не коснулся жезл морской царицы и не заморозил их.
2. Воллейбол на воде.
3. Эстафета «Строим дом».
4. Эстафета «Передай кеглю».
5. Хоровод с погружением под воду.
6.Игра «Рыбаки и рыбки».
7. Восстанавливающие упражнения: «Звездочки на воде».