Консультации для родителей
Информация для родителей по воспитанию и развитию детей 2-3 лет.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Любовь к чтению | 23.07 КБ |
Психическое развитие ребенка третьего года жизни | 95.11 КБ |
Развитие речи детей 2-3 лет | 16.01 КБ |
Раннее интеллектуальное развитие детей. | 18.26 КБ |
Рекомендации родителям по тестопластике | 14.76 КБ |
Тесты для малышей | 16.38 КБ |
Часто болеющий ребенок | 25.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Как привить ребенку интерес к чтению книг.
Дети очень любят, когда им читают. Именно от родителей малыш слышит первые стихи и сказки, и если родители не игнорируют чтение даже самым маленьким, то с весьма большой вероятностью книга вскоре станет лучшим другом ребёнка. Почему? Потому что книга:
- расширяет представление ребёнка о мире
- знакомит со всем, что окружает ребёнка: природой, предметами и т. п.
- влияет на формирование предпочтений и читательских вкусов ребёнка
- развивает мышление — как логическое, так и образное
- расширяет словарный запас, память, воображение и фантазия
- учит правильно составлять предложения.
Дети, которым родители читают вслух регулярно, начинают понимать структуру литературного произведения (где начало, как разворачивается сюжет, в каком месте наступает конец). Благодаря чтению ребёнок учится слушать – а это немаловажно. Знакомясь с книгами, ребёнок лучше узнаёт родной язык.
«Читателями на всю жизнь становятся те дети, которым постоянно читали в детстве вслух, рассказывали сказки. А ещё – книгу любят те дети, чьи родители любят читать».
Обычно дети с нетерпением ждут, когда родители им почитают. Чтение вслух имеет большое значение и для тех детей, которые могут уже и сами прочесть книжку. Семейное чтение это залог благополучия, способ общения между родителями и детьми, метод воспитания и хороший досуг. Именно поэтому у мамы и папы всегда должно находиться время, чтобы почитать детям.
Психологи считают, что дети, которым читают книги родители, эмоционально уравновешены и уверенны в себе.
Вот что происходит в моменты совместного чтения:
- Дети, которым часто читают, чувствуют близость, защищённость, безопасность. Таким детям гораздо комфортнее жить, нежели тем, кто лишён радости чтения.
- Во время совместного чтения у детей формируется нравственное отношение у миру. Герои книг совершают разнообразные поступки, попадают в сложные ситуации, принимают решения – всё это ребёнок может обсудить с родителем, формируя при этом понимание добра и зла, дружбы и предательства, сочувствия, долга, чести.
- При активном слушании ребёнок ярко представляет себе то, о чём повествуется, и переживает. В эти моменты он эмоционально развивается и, нередко отождествляя себя с главным героем, преодолевает собственные страхи.
- Слушая литературное произведение, ребёнок наследует разнообразные модели поведения через книгу: например, как стать хорошим товарищем, как достичь цели или как разрешить конфликт. Роль родителей здесь – помочь сравнить ситуации из сказки с ситуациями, которые могут произойти в реальной жизни.
«Семейное чтение – это показатель хорошей, благополучной семьи».
Книга – ключ к развитию ребёнка
Книга формирует мировоззрение ребёнка и даёт ему знания
Раннее детство и дошкольный период – время, которые нужно не упустить, чтобы заложить в ребёнка самые ценные качества, ведь именно в это время формируется внутренний мир ребёнка. А здесь хорошим помощником выступает книга, которая помогает формировать мировоззрение ребёнка, его нравственность, ценности, общий уровень культуры.
Из первых книжек самые маленькие узнают о правилах вежливости и основах здоровья, а также о самых простых правилах жизни. Малышам часто читают короткие фольклорные произведения, незатейливые стихи, народная мудрость в которых представлена в доступных крохам формах.
Слушая чтение или читая самостоятельно, ребёнок:
- знакомится с прошлым, настоящим и даже возможным будущим мира
- учится размышлять, анализировать, творчески подходить ко всему
- развивает речь, стремясь сделать её правильной, красивой, богатой, чёткой, образной, всем понятной
- формирует душевные качества: сострадание, милосердие, сочувствие, радость успехам других, доброту, смелость
- знакомится с искусством, учится чувствовать и понимать красоту
- формирует позитивное отношение к жизни
- вырабатывает правильное восприятие природы, бережливое отношение ко всему живому
- учится ценить чужой труд и быть трудолюбивым.
Круг чтения детей разного возраста
Книги должны соответствовать возрасту, интересам, взглядам на мир, запросам, душевным порывам ребёнка.
Читатель в ребёнке сформируется в том случае, если книги будут соответствовать его возрасту, интересам, взгляду на мир, запросам, душевным порывам. Хорошо, если в книге — ответ на вопрос, который только ещё зреет в сознании ребёнка. Исходя из этого, круг чтения детей разного возраста — это круг тех литературных произведений, которые читают или слушают дети, адекватно их воспринимая.
Какие книги интересны детям разного возраста?
С 2 до 5 лет. Дошкольники явно предпочитают стихи прозе. Они очень любят ритмические произведения — стихи, песенки, частушки, рифмованные потешки, считалки. Множество детских произведений, в том числе и фольклорных, — динамичны и выразительны, поэтому так легко их воспринимают и запоминают дети младшего дошкольного возраста. Такие произведения лучшее всего соответствуют потребностям малышей, потому как являются удачным сочетание ритмики, интонации, мелодии и движения. А ещё малыши любят красочные книги.
Читаем и воспитываем
Приучая ребёнка к чтению и предлагая ему интересные, познавательные книги, мы воспитываем его.
Приучая ребёнка к чтению и предлагая ему интересные, познавательные книги, мы воспитываем его. Книги пробуждают интерес к учёбе, труду, самопознанию. Объясняйте ребёнку, что чем больше он читает, тем он лучше учится. С момента прихода в школу ребёнок должен осознать, что многие знания нужно добывать самому, а поможет в этом книга.
Не только от учителя зависит, будет ли ребёнок любить читать. Заслуга в этом, прежде всего, родителей. Если в доме царит атмосфера уважения к книге, а родители откликаются на просьбы ребёнка почитать, помочь в чём-то разобраться, то ребёнок будет ценить чтение как один из неотъемлемых компонентов жизни.
Чтобы воспитать у ребёнка любовь к чтению, психологи рекомендуют:
- Родители должны демонстрировать свой положительный пример людей, для которых чтение – это удовольствие. Цитируйте писателей, заучивайте наизусть, приводите примеры из литературы, обсуждайте прочитанное – и дети увидят, что без чтения – никуда.
- Запишите ребёнка в библиотеку. Наведывайтесь туда еженедельно. Позвольте ребёнку самостоятельно выбирать себе книжки и журналы.
- Посещайте книжные магазины. Соберите дома интересную детскую библиотеку.
- Заведите «Дневник читателя», где будет отражено, сколько книг, каких и в течение какого периода были они прочитаны.
- Оборудуйте дома уголок для чтения: удобная парта, книжная полка, игрушки в виде сказочных персонажей и пр.
- Приобретайте вдохновляющие книги, красочные и увлекательные, чтобы детям хотелось читать ещё больше.
- Читайте с детьми книги, по которым поставлены фильмы, и наоборот.
- Придумывайте досуг, связанный с чтением: литературные вечера, совместное чтение или театрализованные представления по произведениям.
- Поддерживайте дружбу ребёнка с детьми, любящими читать.
- Разгадывайте с детьми кроссворды, шарады, ребусы, интересные логические задачки.
- Побуждайте детей к чтению вслух, тренируйте технику чтения, выразительность.
- Обсуждайте с ребёнком прочитанное.
Хорошо, когда доме царит атмосфера уважения к книге.
«Совет. Не заставляйте ребёнка читать с раннего детства, ожидая от него суперрезультатов: это может вовсе отбить желание читать. Лучше найдите способы его заинтересовать».
Рекомендации по приобретению детской литературы
Выбирая книгу, задумайтесь: «Какое влияние она окажет на ребёнка? Что нового он узнает?».
Какие же книги заинтересуют детей?
- Независимо от возраста ребёнка, предлагайте книги, «проверенные временем», — те, которые мы сами читали в детстве. Они уж точно зарядят ребёнка положительными эмоциями, научат доброте, храбрости, честности. Конечно, время, в котором мы живём, тоже сказывается на подборе литературы. Это значит, что и у современных авторов есть достойные произведения, которые подойдут для чтения вашим детям.
- Выбирая книгу, задумайтесь: «Какое влияние она окажет на ребёнка? Что нового он узнает?».
- Дошколятам выбирайте иллюстрированные, тематические разнообразные книги: об играх и игрушках, природе, животном мире, взаимоотношениях между людьми, семье, правилах гигиены и поведения.
- Школьников заинтересует историческая и военная тематика, искусство, изобретения, фантастические приключения, путешествия и пр.
- Обращайте внимание на то, чтобы в круг чтения детей вошли произведения с гуманистической направленностью, утверждающие добро, справедливость, равенство, труд, мир во всём мире, ценность жизни, здоровья и счастья. Ведь основная задача литературы – научить ребёнка осмысливать прочитанное, анализировать и делать выводы. Чтение должно развивать ум и душу ребёнка.
Роль чтения в развитии каждого ребёнка велика. Ведь чтение оказывает огромное влияние на развитие ребёнка: его интеллект, творческое и логическое мышление, эмоциональное и социальное развитие. психологическое и психофизиологическое развитие. Чтение развивает речь ребёнка, способствует формированию правильного нравственного и эстетического отношения ко всему происходящему. Литература знакомит ребёнка с разными проявлениями жизни, с трудовой деятельностью, природой, развивая социальный опыт. Помните, что читая, ребёнок становится полноценно развитой личностью.
Предварительный просмотр:
Психическое развитие ребенка третьего года жизни. Куражева Н. Ю. и Вараева Н. В. |
Предварительный просмотр:
Уважаемые мамы и папы! Помните!
1.Развитие речи – главное в этом возрасте. Для этого необходимо делать ежедневно и многократно:
пальчиковую гимнастку, зарядку для язычка и губ
повторять звуки и слова, четко проговаривая и, глядя ребенку в лицо
читать стихи и сказки, рассматривать и называть предметы, игрушки, картинки
следить за соей речью, не подделываться под детскую речь
развивать мелкую моторику, используя для этого пуговицы, шнурки, пластилин, горох, конструктор, краски, прищепки и т.п.
2.Ведущим психическим процессом в раннем возрасте является восприятие. Для этого необходимо:
окружать ребенка яркими, красивыми игрушками, предметами
давать пробовать на вкус и запах, катать, кидать, разбирать, собирать, складывать, трогать, слушать, разглядывать все, что можно (что нельзя, лучше на время убрать из поля зрения ребенка)
обязательно называть предмет, его основные признаки (мяч круглый, катится, прыгает), побуждать ребенка к повторению.
3.Развивайте крупную моторику, создавая условия для двигательной активности:
бегать за мячом, за каталкой, за папой, за мишкой, от медвежонка, вместе с зайчиком
прыгать как зайчик, как кошечка, как мишка, выше мамы, к кукле Кате и т.п.
перелазить, залазить, пролазить как котенок под стол, за стол, на стул и т.п.
ходить по узкой дорожке, толкать паровозик, везти машинку с зайкой, пинать мяч.
4.Ребенок стремится к самостоятельности – удовлетворяйте эту потребность. Все, что ребенок может делать сам, пусть делает сам.
5.Помните, ребенка в этом возрасте легко отвлечь, берегите его нервную систему!
Памятка для родителей, чьим детям от 2 до 3 лет.
1.Знать цвета: красный, синий, желтый, зеленый. Назови, покажи, найди, что такого же цвета.
2.Знать формы предметов: круг (шарик), квадрат (кубик), треугольник (крыша), прямоугольник (кирпичик). Назови, найди.
3.Развитие речи:
-начинает употреблять сложные придаточные предложения
-проговаривает почти все звуки
-появляются вопросы: Где? Куда? Почему? Когда?
4.Деятельность:
-собирают пирамидку с учетом величины
-находят «домики» фигуркам, используя зрительное сравнение («Вкладыши»)
-с помощью пластилина и карандаша изображает простые предметы по показу, может нарисовать «головонога»
5.С предметами быта:
-самостоятельно одевается
-застегивает пуговицы и завязывает шнурки с небольшой помощью взрослого
-ест самостоятельно, аккуратно.
-Игра: появляются элементы сюжетно-ролевой игры
-Двигательная сфера: поднимается и спускается с лестницы самостоятельно
-Память: выполняет 4-5 действий по памяти
-Общение: любознателен, любопытен, доволен, когда хвалят, переживает, когда ругают, получает удовольствие от общения с взрослыми, эмоционально отзывчив.
Уважаемые мамы и папы, помните!
1.Развитие речи – главное в этом возрасте. Для этого необходимо делать ежедневно и многократно:
-пальчиковую гимнастку, зарядку для язычка и губ
-повторять звуки и слова, четко проговаривая и глядя ребенку в лицо
-читать стихи и сказки, рассматривать и называть предметы, игрушки, картинки
-следить за своей речью, не подделываться под детскую речь
-отвечайте на все вопросы ребенка, но конкретно и коротко.
2.Ведущим процессом является восприятие. Для этого необходимо:
-окружать ребенка яркими,красивыми игрушками, предметами, с которыми можно действовать – катать, кидать, разбирать, собирать, складывать, трогать, нюхать, слушать, пробовать.
3.Ведущий вид деятельности – игра. Обыгрывайте с ребенком разные ситуации, предлагайте выполнить то или иное задание от лица игрушки, для игрушки, например, пусть свое недовольство поведением ребенка высказывает любимый медвежонок.
4.Ребенок стремится к самостоятельности – удовлетворяйте эту потребность. Все, что ребенок может делать – пусть делает сам.
5.Помните! Желания ребенка неустойчивы и быстро преходящи, он не может их контролировать и сдерживать, ограничивают их только наказания и поощрения взрослых.
6.Будьте последовательны в требованиях, не бойтесь сказать «Нет».
7.Хвалите ребенка за хорошее поведение.
8.Ребенка можно отвлечь, берегите его нервную систему.
9.Любви и терпения!
Предварительный просмотр:
Раннее интеллектуальное развитие: польза или вред?
В каком возрасте начинать развивать интеллект ребенка? И в какой форме это лучше делать для достижения эффективного результата без вреда для здоровья малыша?
Раннее интеллектуальное развитие – это обучение ребенка в младенческом и дошкольном возрасте. Ему особенно важно уделять внимание в первые 3 года жизни, так как в этот период формируются структуры мозга.
Этот процесс полностью завершается к 8 годам. Поэтому родителям не стоит откладывать интеллектуальное развитие ребенка на школьный период, ведь так они рискуют упустить лучшее время.
Создание условий для раннего интеллектуального развития
Принуждать ребенка узнавать новое не надо – в юном возрасте в силу природного любопытства он учится сам. Кроха с момента рождения знакомится с окружающей его средой. Поэтому задача родителей – в создании гармонично развивающей обстановки для малыша.
Лучший способ учить ребенка новому – игра. Она позволяет удовлетворять любознательность детей в исследовании всего их окружающего. А чтобы занятия были эффективными и проходили на позитивном фоне, родителям необходимо завершать занятия до того момента, как ребенок устанет.
Типичные ошибки родителей
Все родители хотят, чтобы их ребенок рос любознательным, эрудированным. Но, стремясь к этой цели, многие допускают ошибки, которые рискуют свести к минимуму положительные результаты.
Наиболее распространенные неправильные действия пап и мам:
- Соблазн создать из своих детей более удачный вариант самих себя, видеть в них то, чего сами не сумели или не успели достичь.
- Навязывание занятий, к которым ребенок не испытывает влечения. Нередко взрослые принуждают детей к изучению того, чего не знают сами, но хотели бы знать. При этом игнорируют личные пожелания маленького человечка.
- Стремление добиться эффективности занятий любой ценой, что становится причиной появления проблем с детским здоровьем: невроза, головных болей, ухудшения зрения, сколиоза.
Лучший учитель: родитель или преподаватель?
Благодаря эмоциональной связи родители чувствуют своего ребенка и понимают, что ему необходимо в данный момент развития. Поэтому им не стоит слепо следовать методикам развития, даже успешно себя зарекомендовавшим. Важно учитывать индивидуальность ребенка, который будет смотреть на мир глазами того взрослого, кто его воспитывает и заботится о нем, постоянно находясь рядом.
А так как в детском возрасте ребенок доверяет только родителям, они и будут лучшими педагогами для него. Ведь посторонний человек, даже квалифицированный преподаватель, может вызвать негативную реакцию со стороны малыша: от зажатости и до испуга.
Слагаемые успешного раннего интеллектуального развития
- Инструментами раннего интеллектуального развития малыша должно быть все, что он видит вокруг.
- Окружающая развивающая среда ребенка должна постоянно трансформироваться от простого к сложному.
- Нельзя подгонять развитие ребенка под педагогические методики. Важно учитывать его индивидуальные особенности.
- Ранее интеллектуальное развитие не должно нарушать эмоциональное и социальное состояние ребенка.
- В случае потери детского интереса к процессу учебы его стоит временно прекратить. Продолжить нужно, лишь убедившись, что ребенок не только воспринимает получаемые знания, но и движется в их освоении вперед.
Риски раннего интеллектуального развития
- Фанатичное раннее интеллектуальное развитие вызывает приток крови к коре головного мозга и дефицит кровоснабжения центров, отвечающих за сердцебиение, дыхание и пищеварение. Возникают спазмы сосудов, вследствие чего ребенок начинает жаловаться на усталость, головную боль и боль в животе.
- Дети, успешно развивающиеся интеллектуально с раннего возраста, чаще всего не умеют или не любят общаться со сверстниками. В будущем это может повлиять на их неумение строить здоровые отношения в обществе и ведение одинокого образа жизни.
- Одаренные дети нередко становятся объектами насмешек со стороны сверстников, чье развитие происходило без акцента на интеллектуальное.
- Рано приобретенный багаж знаний может вызвать скуку во время учебы в школе и выработать негативное к ней отношение.
По статистике, один признанный гений приходится на 6 млн людей с обычными
способностями. Но генетики утверждают, что в числе каждых 100 тысяч
новорожденных появляется на свет одаренный ребенок.
Успех раннего развития – в мудром подходе
Занимаясь ранним интеллектуальным развитием ребенка, родителям важно не перешагнуть тонкую грань, которая вместо блага принесет вред физическому, эмоциональному и психологическому состоянию маленького человечка. Ведь знания должны давать пользу, а не становиться причиной дисбаланса во многих сферах жизни малыша.
Предварительный просмотр:
Рекомендации для родителей, занимающихся
с детьми тестопластикой
«Как организовать домашние занятия по лепке из соленого теста»
Первыми ступеньками в лепке из соленого теста должно быть знакомство. Пусть ребенок похлопает по тесту, ощутит, какое оно упругое и в то же время податливое, поймет, что тесто можно делить на маленькие и большие кусочки, расплющивать, катать «колбаски» в ладошках или одним пальчиком по столу.
Пусть первая встреча с соленым тестом будет очень короткая по времени. Ведь её задача – разбудить интерес, показать этот материал и процесс превращения его в предмет как чудо.
Не торопите события, старайтесь строить занятия так, чтобы они разворачивались от простого к сложному.
Понаблюдайте вместе с ребенком, как на тесте остаются отпечатки пальчиков или мелких предметов, таких как пуговицы, формочки, палочки. Попробуйте совместить тесто с другими материалами (горохом, фасолью, палочками, соломкой, вермишелью). Сделайте шары, «колбаски», «блины» и так далее. Покажите ребенку, как это делаете вы, потом немного помогите ему, направляя его руки и действия.
Ни в коем случае не вмешивайтесь в детское творчество слишком часто и не ждите немедленных результатов. Оказывайте ребёнку всяческую поддержку и почаще хвалите его за усердие, не оставляйте без внимания ни одной его работы.
Постоянно разговаривайте с ребенком, объясняйте, что вы делаете, отвечайте на вопросы. И не забывайте хвалить за удачи, не переживайте, если что–то не получилось сразу.
На первых этапах ребенок учится контролировать движения пальцев рук, постепенно этот навык переходит в умение, и ребенок учится ловко управляться с более мелкими предметами, затем идет совершенствование артикуляции. А все дальнейшее становление и развитие речевых реакций находится в прямой зависимости от степени тренировки и ловкости движений пальцев рук.
Для того чтобы дети не уставали, не успевали соскучиться и утомиться, не затягивайте время занятий, но никогда и не обрывайте его, дайте ребёнку возможность закончить начатое!
Научите детей работать аккуратно и убирать за собой после того, как работа закончена. Очень важно тут же научить ребёнка выполнению правил культуры труда.
Постарайтесь делать так, чтобы изделия ребенка не пылились в ящиках, они должны быть предметом его гордости или игр, дариться и показываться близким и друзьям.
Вероятно, мы убедим вас в том, что тестопластика не только увлекательное, но и полезное занятие. Тогда за дело! Дерзайте, творите! Желаем успеха!
Предварительный просмотр:
Тесты для детей
от двух с половиной до трех лет.
1. Тест с кубиками.
Определяет степень развития восприятия, способность осуществлять самостоятельный контроль за процессом выполнения задания.
Предложите ребенку построить из 9 кубиков (размером 8 кубических см) башню.
Ребенок выполняет это задание без предварительного показа.
Далее, после показа, делает модель поезда с трубой и строит, также после показа, - мост.
2. Тест с геометрическими фигурами.
Предложите ребенку знакомую для него доску с вырезанными геометрическими фигурами (круг, треугольник, квадрат), но теперь каждая фигура состоит их двух частей.
Ребенок самостоятельно справляется со сложением круга из двух частей и вкладыванием его в соответствующее отверстие. Оценивается начальное понимание отношения части и целого.
3. Тест с пирамидкой на оценку способностей к зрительному сравнению и дифференциации размеров объекта.
Ребенок самостоятельно собирает пирамидку из нескольких колец, ориентируясь на их размер. Также ребенок справляется с заданием на вложение трех матрешек одна в другую. Но требуется помощь для закрывания матрешек.
4. Тест с предметами быта на оценку понятливости.
Ребенок двух с половиной-трех лет выполняет в процессе игры подражательные действия с предметами быта, самостоятельно одевается, застегивает пуговицы, завязывает шнурки при небольшой помощи взрослых.
5. Тест на оценку памяти.
Попросите ребенка сказать вам, с кем он живет дома, что он ел на завтрак, во что любит играть, а также повторить фразу: "Летом в лесу было много грибов и ягод", а затем повторить подряд 3 цифры: 2,5,9.
Ребенок хорошо отвечает на вопросы, повторяет фразу из 6-7 слов, а также повторяет 3 цифры подряд.
6. Тест на развитие пространственных представлений.
Садитесь с ребенком за стол, напротив друг друга. Раскладываете по две одинаковых игрушки перед собой и перед ребенком: кукла справа, медвежонок слева от вас. Затем скажите: "Медвежонок с куклой пошли гулять", убираете со стола свои игрушки и игрушки ребенка. Далее посадите перед собой куклу слева, а медвежонка справа и попросите, чтобы ребенок сделал так же.
Теперь попросите малыша спрятать куклу под стол и достать бумажку из-под стула. Затем спросите, где верх, где низ, что значит пойти вперед, а что значит пойти назад, что лежит в коробке и под коробкой.
Ребенок двух с половиной - трех лет выполняет задания с некоторой помощью, может ошибиться в 1-2 направлениях.
В целом задание демонстрирует развитие у ребенка способности ориентироваться в пространстве по образцу и по слову.
7. Тест "Парные картинки" на оценку внимания и зрительного восприятия.
Подготовьте четыре пары предметных картинок (лягушонок и кораблик, зайчик и ведерко, мишка и рыбка, машинка и мячик и т. д.).
Положите перед ребенком две предметные картинки (с машинкой и с мячом). Точно такую же пару возьмите себе. Покажите ребенку, что у него и у вас картинки одинаковые. Затем уберите свои картинки, достаньте одну из них и, показывая ее ребенку, попросите показать такую же.
Ребенок справляется со всем заданием, сразу понимает инструкцию.
8. Тест на оценку словарного запаса.
Ребенок к трем годам называет все предметы, изображенные на картинках из теста № 7 для детей двух-двух с половиной лет.
9. Тест на развитие двигательной сферы (крупной моторики).
К трем годам ребенок может выполнять следующие действия: простоять несколько секунд на одной ноге; поднимаясь вверх по лестнице, ставить по одной ноге на каждую ступеньку; спускаясь, ставить на ступеньку обе ноги; прыгать на двух ногах; ездить на трехколесном велосипеде.
10. Тест на оценку тонкой моторики.
Ребенок уже может после показа нарисовать круг, крест, человечка, правда, пока без туловища.
Следует иметь в виду, что успехи в рисовании очень сильно зависят от обучения: если ребенок никогда раньше не видел, как держат карандаш, он вряд ли выполнит эти задания.
11. Тест-наблюдение "Культура общения".
В процессе общения с взрослыми и детьми ребенок двух-трех лет должен здороваться и прощаться, употреблять слова, выражающие просьбу, благодарность (спасибо, пожалуйста), проявлять внимание, сочувствие к другим детям (делиться игрушками, угощениями, уступать), отзываться на просьбу другого ребенка, помогать ему.
Если с большинством тестов ребенок не справляется, проконсультируйтесь у специалистов.
Поводом для обращения к специалистам по детской психологии могут быть также эмоциональные проблемы у ребенка:
- постоянная пугливость;
- неудачные попытки заговорить;
- неспособность сосредоточенно играть с чем-либо в течение десяти минут;
- избыточная активность;
- постоянная и повышенная агрессивность.
Предварительный просмотр:
Часто болеющий ребенок. Кто виноват и что делать?
✔ КТО В ЭТОМ ВИНОВАТ?
Раньше говорили: «Что поделать, такой уродился» и добавляли: «Потерпи, перерастет».
Сейчас говорят: «Плохой иммунитет» и, как правило, добавляют: «Надо полечить».
Давайте попробуем разобраться, что же все-таки надо делать - терпеть или лечить?
Родители должны знать, что врожденные нарушения иммунитета - т. н. первичные иммунодефициты - редкость. Они проявляются не просто частыми ОРВИ, а очень тяжелыми ОРВИ с опаснейшими бактериальными осложнениями, которые с трудом поддаются лечению. Врожденный иммунодефицит - это состояние смертельно опасное и оно не имеет никакого отношения к двухмесячному насморку.
Таким образом, частые ОРЗ - в подавляющем большинстве случаев следствие вторичного иммунодефицита - т. е. ребенок родился нормальным, но под действием определенных внешних факторов его иммунитет или не развивается, или чем-то угнетается.
✔ Главный вывод:
если нормальный от рождения ребенок не вылазит из болезней, значит, у него конфликт с окружающей средой. И есть два варианта помощи: попытаться с помощью лекарств примирить ребенка с окружающей средой или попробовать все-таки изменить окружающую среду, чтоб она ребенка устраивала.
Формирование и функционирование системы иммунитета обусловлено, прежде всего, внешними воздействиями. Всем тем, что прекрасно знакомо каждому, всем тем, что мы вкладываем в понятие «образ жизни»: питание, питье, воздух, одежда, физические нагрузки, отдых, лечение болезней.
Родители ребенка, часто болеющего ОРЗ, должны прежде всего понять, что виноват в этом не ребенок, а окружающие его взрослые, которые никак не могут разобраться с ответами на вопросы про хорошо и плохо. Очень трудно самим себе признаться в том, что это мы что-то делаем не так - не так кормим, не так одеваем, не так отдыхаем, не так помогаем при болезнях.
А самое печальное состоит в том, что помочь таким родителям и такому ребенку не может никто.
Судите сами. Дитя часто болеет. Куда маме податься за советом?
Начнем с бабушки. И что услышим: он у тебя плохо ест, тоже мне мать, ребенка накормить не в состоянии; кто ж так дитя одевает - совершенно голая шея; он раскрывается ночью, поэтому спать надо в теплых носках и т. д. С песнями и танцами накормим. Очень теплым шарфиком плотно замотаем. Носки наденем. Частота ОРЗ от всего этого не уменьшится, но бабушке легче.
Обратимся за помощью к друзьям, знакомым, сослуживцам. Главный совет (мудрый и безопасный) - потерпи. Но обязательно услышим историю о том, как «у одной женщины ребенок все время болел, но она не пожалела денег и купила ему специальный и очень биологически активный витаминный комплекс с добавками толченых рогов высокогорного тибетского козла, после чего все как рукой сняло - ОРЗ прекратились, аденоиды рассосались, а знаменитый профессор сказал, что он потрясен, и купил комплекс своему внуку». Кстати, последняя упаковка этих витаминов еще есть у Клавдии Петровны, но надо спешить - сезон охоты на козлов закончен, новые поступления будут только через год.
Поспешили. Купили. Начали дитя спасать. Ах, как стало легко! Нам, родителям, легко - все-таки мы для дитя ничего не жалеем, мы, родители, правильные. ОРЗ продолжаются? Ну, это такой ребенок.
Может все-таки обратимся к серьезным врачам?
- Доктор, у нас за год 10 ОРЗ. Мы уже съели за этот год 3 кг витаминов, 2 кг лекарств от кашля и 1 кг антибиотиков. Помогите! От нашего несерьезного педиатра Анны Николаевны толку никакого - требует ребенка закалять, а как же его такого «безиммунитетного» закалять! У нас наверняка какая-то страшная болезнь завелась...
- Ну что ж, давайте обследуем. Поищем вирусы, бактерии, глисты, определим состояние иммунитета.
Обследовали. Нашли герпес, цитомегаловирус, лямблии, а в кишечнике стафилококк. Анализ крови с умным названием «иммунограмма» показал многочисленные отклонения.
Теперь все понятно! Это не мы виноваты! Мы, родители, - хорошие, внимательные, заботливые. Ура!!! Мы нормальные! Бедная Леночка, сколько на нее сразу всего навалилось - и стафилококк, и вирусы, ужас! Ну да ничего! Нам уже рассказали про специальные лекарства, которые всю эту гадость обязательно изведут...
А еще что приятно, можно эти анализы продемонстрировать бабушке, она небось и слова такого не слышала - «цитомегаловирус»! Но хоть критиковать перестанет...
И обязательно покажем анализы Анне Николаевне. Пусть осознает свои заблуждения, хорошо, что мы ее не послушались и не стали с такой жуткой иммунограммой закаляться.
Самое печальное в том, что Анна Николаевна заблуждения признавать не хочет! Утверждает, что стафилококк - вполне нормальный обитатель кишечника у большинства людей. Говорит о том, что невозможно жить в городе и не иметь антител к лямблиям, герпесу и цитомегаловирусу. Упорствует! Настаивает на том, что все это ерунда, и лечить отказывается! Вновь и вновь пытается убедить нас в том, что виноваты во всем не стафилококки-герпесы, а мы - родители!!!
Автор отдает себе отчет в том, что вы можете очень расстроиться и даже закрыть эту книгу. Но Анна Николаевна абсолютно права с максимально возможной степенью вероятности - виноваты действительно вы, родители! Не по злому умыслу, не от вредности. По незнанию, по непониманию, по лености, по доверчивости, но виноваты вы.
Если ребенок часто болеет ОРЗ, никакими таблетками решить эту проблему невозможно. Устраняйте конфликт с окружающей средой. Изменяйте образ жизни. Не ищите виновных - это тупик. Ваши и вашего ребенка шансы вырваться из замкнутого круга вечных соплей - вполне реальны.
Еще раз повторюсь: волшебных таблеток «от плохого иммунитета» не существует. Но есть эффективный алгоритм реальных практических действий. Мы не будем рассказывать обо всем подробно - ответам на вопросы о том, как должно быть, и без того посвящено множество страниц, как в этой, так и в других книгах автора.
Тем не менее, наиболее принципиальные моменты мы сейчас перечислим и подчеркнем. Фактически это и будут ответы на вопросы о том, что такое хорошо и что такое плохо. Фиксирую внимание - это не разъяснения, а уже готовые ответы: разъяснений уже было столько, что если они не помогли, так значит, ничего не поделаешь.
ВОЗДУХ
Чистый, прохладный, влажный. Избегать всего, что пахнет - лаки, краски, дезодоранты, моющие средства.
ЖИЛЬЕ
При малейшей возможности организовать ребенку персональную детскую комнату. В детской комнате нет накопителей пыли, все подлежит влажной уборке (обычная вода без дезинфицирующих средств). Регулятор на батарее отопления. Увлажнитель воздуха. Пылесос с водяным фильтром. Игрушки в ящике. Книжки за стеклом. Складывание всего разбросанного + мытье пола + вытирание пыли - стандартные действия перед сном. На стене в комнате - термометр и гигрометр. Ночью они должны показывать температуру 18 °С и влажность 50-70%. Регулярное проветривание, обязательное и интенсивное - утром после сна.
СОН
В прохладной влажной комнате. По желанию - в теплой пижаме, под теплым одеялом. Белое постельное белье, постиранное с использованием детского порошка и тщательно выполосканное.
ПИТАНИЕ
Никогда и ни при каких обстоятельствах не заставлять ребенка есть. Идеально кормить не тогда, когда есть согласен, а тогда, когда еду выпрашивает. Пресекать кормление в промежутках между кормлениями. Не злоупотреблять заморскими продуктами. Не увлекаться разнообразием питания. Естественные сладости (мед, изюм, курага и т. п.) предпочесть искусственным (на основе сахарозы). Следить, чтоб во рту не было остатков пищи, особенно сладкой.
ПИТЬЕ
По желанию, но у ребенка всегда должна быть возможность утолить жажду. Обращаю внимание: не получить удовольствие от сладкого газированного напитка, а именно утолить жажду! Оптимальное питье: негазированная, некипяченая минеральная вода, компоты, морсы, фруктовые чаи. Температура напитков комнатная. Если ранее всё грели - постепенно уменьшать интенсивность нагревания.
ОДЕЖДА
Достаточный минимум. Помнить о том, что потливость вызывает болезни чаще, чем переохлаждение. На ребенке не должно быть предметов одежды больше, чем на его родителях. Уменьшение количества - постепенное.
ИГРУШКИ
Самым тщательным образом следить за качеством, особенно если ребенок берет их в рот. Любой намек на то, что данная игрушка пахнет или пачкается, - от покупки отказаться. Любые мягкие игрушки - накопители пыли, аллергенов и микроорганизмов. Предпочесть игрушки моющиеся. Моющиеся игрушки мыть.
ПРОГУЛКИ
Ежедневные, активные. Через родительское «устал - не могу - не хочу». Очень желательно перед ночным сном.
ЗАКАЛИВАНИЕ
СПОРТ
Идеальны занятия на свежем воздухе. Любые виды спорта, предусматривающие активное общение с другими детьми в замкнутом пространстве, не желательны. Плавание в общественных бассейнах нецелесообразно для часто болеющего ребенка.
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ
Хороши по месту постоянного жительства, когда состояние здоровья не позволяет выйти из дома. Сначала надо перестать быть часто болеющим и только потом начинать посещение хора, курсов иностранного языка, студии изобразительного искусства
и т. п.
Ребенок должен отдохнуть от контактов с множеством людей, от городского воздуха, от хлорированной воды и бытовой химии. В подавляющем большинстве случаев отдых «на морях» не имеет к оздоровлению часто болеющего ребенка никакого отношения, поскольку большинство вредных факторов сохраняется плюс добавляется общественное питание и, как правило, худшие, в сравнении с домашними, жилищные условия.
Идеальный отдых часто болеющего ребенка выглядит так (важно каждое слово): лето в деревне; надувной бассейн с колодезной водой, рядом куча песка; форма одежды - трусы, босиком; ограничение на использование мыла; кормить только тогда, когда закричит: «Мама, я тебя съем!». Грязный голый ребенок, который скачет из воды в песок, выпрашивает еду, дышит свежим воздухом и не контактирует с множеством людей за 3-4 недели восстанавливает иммунитет, поврежденный городской жизнью.
ПРОФИЛАКТИКА ОРЗ
Крайне маловероятно, чтоб часто болеющий ребенок постоянно переохлаждался или килограммами поедал мороженое. Таким образом, частые болезни - это не простуды, это ОРВИ. Если Петя в пятницу наконец-то здоров, а в воскресенье вновь имеет заложенный нос, так это значит, что в интервале пятница-воскресенье Петя нашел новый вирус. И в этом однозначно виноваты его родственники, в частности, дедушка, который воспользовался неожиданным выздоровлением, дабы срочно сводить внука в цирк.
Главная задача родителей - в полном объеме реализовать рекомендации, подробнейшим образом изложенные в главе 12.2 - «Профилактика ОРВИ». Всячески избегать ненужных контактов с людьми, мыть руки, поддерживать местный иммунитет, провести вакцинацию всех членов семьи от гриппа.
Если ребенок часто болеет ОРВИ, значит, он часто инфицируется.
Ребенок не может быть в этом виноват. Это модель поведения его семьи. Значит, надо менять модель, а не лечить ребенка.
ЛЕЧЕНИЕ ОРВИ
Лечить ОРВИ - это не значит давать лекарства. Это значит создать такие условия, чтоб организм ребенка максимально быстро и с минимальными потерями здоровья справился с вирусом.
Лечить ОРВИ - это значит обеспечить оптимальные параметры температуры и влажности воздуха, тепло одеть, не кормить, пока не попросит, активно поить. Солевые капли в нос и парацетамол при высокой температуре тела - вполне достаточный список лекарств. Любое активное лечение препятствует формированию иммунитета. Если ребенок часто болеет, так значит любой лекарственный препарат должен применяться лишь тогда, когда без него однозначно нельзя обойтись. Особенно это касается антибактериальной терапии, которая в большинстве случаев проводится без реальных на то оснований - от страха, от боязни ответственности, от сомнений в диагнозе.
ДЕЙСТВИЯ ПОСЛЕ ВЫЗДОРОВЛЕНИЯ
Очень важно помнить: улучшение состояния и нормализация температуры вовсе не свидетельствуют о том, что восстановился иммунитет. Но ведь сплошь и рядом ребенок идет в детский коллектив буквально на следующий день после улучшения состояния. А еще раньше, до детского коллектива, он отправляется в поликлинику, где его смотрит врач, который говорит, что ребенок здоров.
В очереди к врачу и на следующий день в школе или в детском саду ребенок обязательно встретится с новым вирусом. Ребенок с еще не окрепшим после болезни иммунитетом! Новая болезнь начнется в ослабленном организме. Она будет тяжелее предыдущей, с большей вероятностью осложнений, потребует применения лекарств.
Но и эта болезнь закончится. И вы пойдете в поликлинику, а затем в детский сад... А потом будете рассказывать про часто болеющего ребенка, который «таким уродился»!
Стало лучше - это значит надо начинать нормально жить. Нормальная жизнь - это не поход в цирк, не школа и уж тем более не детская поликлиника.
Нормальная жизнь - это прыганье-скакание на свежем воздухе, «нагуливание» аппетита, здоровый сон, восстановление слизистых оболочек.
При активном образе жизни и максимально возможном ограничении контактов с людьми полное восстановление требует, как правило, не более недели. Теперь можно и в цирк!
Не надо забывать о том, что контакты с людьми рискованны, прежде всего, в помещениях. Игры с детьми на свежем воздухе, как правило, безопасны (если не плеваться и не целоваться). Отсюда вполне приемлемый алгоритм посещения детского сада сразу после выздоровления - ходить туда тогда, когда дети выходят на прогулку. Погуляли, все на обед в помещение, а мы домой. Понятно, что реализовать такое получается далеко не всегда (мама работает, воспитательница не согласна, детский сад далеко от дома), но такой вариант по крайней мере можно иметь в виду.
И в заключение отметим очевидное: алгоритм «действий после выздоровления» распространяется на всех детей, а не только на часто болеющих. Это фактически одно из важнейших правил, которое помогает нормальному ребенку не стать часто болеющим.
Ну а коль скоро мы заговорили про «всех детей», заметим, что отправляясь после болезни в детский коллектив, надо думать не только о себе, но и о других детях. В конце концов, ОРВИ может протекать в легкой форме, когда температура тела остается нормальной. Побежали сопли, вы пару дней посидели дома, а потом отправились в детский сад, оставаясь при этом заразными!
Антитела к вирусу вырабатываются не ранее пятого дня болезни. Поэтому возобновлять посещение детского коллектива можно не ранее шестого дня от начала ОРВИ вне зависимости от ее тяжести, но в любом случае с момента нормализации температуры тела должно пройти не менее трех суток.