Индивидуальный план самообразования
Индивидуальный план самообразования учителя начальных классов
Мухаметовой Ларисы Анатольевны
Тема по самообразованию: «Реализация системно-деятельностного подхода в начальной школе посредством интерактивных методов обучения».
Образование: высшее
Педагогический стаж: 28 лет
Цели профессионального развития:
- В течение учебного года продолжать внедрять (применять, использовать, изучать) современные технологии, методики для организации учебно-познавательной деятельности, поддержания, сохранения здоровья, повышения качества обучения на уроке.
2. Изучить нормативные документы, регламентирующие исполнение требований
федерального государственного стандарта второго поколения по математике.
3. Разработать рабочие программы в соответствии с ФГОС НОО.
- Обучение внутри учреждения (семинары, консультации, круглые столы)
- Посещение занятий и воспитательных мероприятий у коллег.
- Обучение и повышение квалификации.
Изучение литературы, связанной с проблемами реализации ФГОС
Литература, нормативно -правовые документы | Задачи использования литературных источников | Сроки
| Форма отчетности Где, кем и когда заслушивается отчет о выполнении |
Приказ № 4133 от 17.05. 2012 год Минобрнауки России « Об утверждении федерального Государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования» | Детальное изучение основополагающего документа
| 2014г.
| Выступление Заседание МО |
Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" | Детальное изучение основополагающего документа
| 2014 | Педагогические советы. Ведение документации. Аттестационное тестирование |
«Как построить урок в соответствии ФГОС» А.В.Миронов, 2014 г. | Повышение уровня профессионализма в связи с введением новых стандартов. | 2014 | Планирование уроков, методические заседания, педагогические советы. |
Задачи:
- придание результатам образования социально и личностно значимого характера;
- повышение мотивации и интереса к учению;
- более гибкое и прочное усвоение знаний учащимися, возможность их самостоятельного движения в изучаемой области;
- развитие интеллектуальной инициативы учащихся в процессе обучения;
- формирование личности, нужной обществу, коммуникативной, ответственной за свои поступки,
- обеспечение условий для общекультурного и личностного развития на основе формирования универсальных учебных действий, обеспечивающих не только успешное усвоение знаний, умений и навыков, но и формирование картины мира, компетентностей в любой предметной области познания.
- использование на уроках новых информационных технологий и средств коммуникаций;
- повышение своего методического уровня.
Ожидаемые результаты самообразования
- Повысить качество преподавания предмета.
- Научить детей работать с Интернетом, грамотно использовать полученный материал в творческих работах.
- Разработать и провести и открытые уроки по собственным, новаторским технологиям.
- создать комплекты педагогических разработок с применением новых технологий и поместить их на школьном сайте.
- Периодически проводить самоанализ своей профессиональной деятельности, отчитываться о результатах работы над темой на МО и педсоветах.
- Разработать дидактические материалы, тесты, видеопособия, способствующие личностно-ориентированному подходу в изучении предмета.
- Результаты работы над темой самообразования поместить на школьном сайте.
Обобщить опыт по исследуемой теме.
Исходя из основной общеобразовательной проблемы школы, индивидуальной темы по самообразованию я наметила основные направления работы по самообразованию.
Направления самообразования:
Основные направления | Действия и мероприятия | Сроки реализации |
Профессиональное | 1. Изучить новые программы и учебники, уяснить их особенности и требования 2.Знакомиться с новыми педагогическими технологиями через предметные издания и Интернет. 3.Систематически знакомиться со статьями в журналах и газете «Первое сентября». 4. Повышать квалификацию на курсах для учителей начальных классов | 2015- 2016 регулярно регулярно
регулярно
|
Психолого-педагогическое | Совершенствовать свои знания в области классической и современной психологии и педагогики.
|
регулярно |
Методическое | 1.Совершенствовать знания современного содержания образования учащихся 2. Знакомиться с новыми формами, методами и приёмами обучения в начальной школе. 3. Принимать активное участие в работе школьного МО. 4. Организовать работу с одарёнными детьми и принимать участие в научно-практических конференциях, конкурсах творческих работ, олимпиадах. 5. Изучать опыт работы лучших учителей своей школы, района, области через Интернет. 6. Посещать уроки коллег и участвовать в обмене опытом. 7. Периодически проводить самоанализ профессиональной деятельности. 8. Создать собственную базу лучших сценариев уроков, интересных приемов и находок на уроке 9. Составить собственную коллекцию видеоприложений для уроков. 9. Проводить открытые уроки для коллег по работе. 10. Выступать с докладами по теме самообразования. | регулярно регулярно регулярно ежегодно
регулярно регулярно 2014-2019 2014-2019 согласно плана МО
согласно плана МО
|
Информационно-технологические технологии | 1.Изучать ИКТ и внедрять их в учебный процесс. 2. Обзор в Интернете информации по предметам, педагогике и психологии. | регулярно регулярно
|
Охрана здоровья | Внедрять в образовательный процесс здоровьесберегающие технологии. | регулярно
|
Перспективный план по самообразованию:
Этапы | Содержание работы | Сроки | Практическая деятельность |
Диагностический | Изучение литературы по проблеме и имеющегося опыта | 2014-2017 | 1.Пройти курсы повышения квалификации в 2017 году. 2.Выступление на заседании школьного МО 3.Подписка на методическую литературу 4.Изучение литературы по данной теме. |
Прогностический | 1.Определение целей и задач темы. 2.Разработка системы мер, направленных на решение проблемы. 3.Прогнозирование результатов. | 2014-2018 | 1.Выступление на заседании школьного МО
|
Практический | 1.Внедрение опыта работы. 2.Формирование методического комплекса. 3.Корректировка работы. | 2014-2019 | 1.Выступление на заседании педагогического совета. 2.Открытые уроки на муниципальном уровне. 3.Участие в олимпиадах, конкурсах, конференциях. |
Обобщающий | 1.Подведение итогов. 2.Оформление результатов работы. | 2018-2019 | 1.Выступление на заседании муниципального МО по теме«Организация внеурочной деятельности на ступени начального общего образования в рамках внедрения ФГОС НОО ».2. Результативное участие на муниципальных и региональных олимпиадах, конкурсах, конференциях. 3.Мастер-класс «Эффективное использование системно - деятельностного подхода в подготовке к олимпиадам, конкурсам и конференциям». 4.Консультативная помощь учителям и учащимся. |
Внедренческий | Распространение опыта работы. | 2014-2019 | 1.Принять участие в фестивале педагогических идей «Открытый урок», «Всероссийский фестиваль педагогического творчества», конкурсе «Учитель года». 2.Результаты работы над темой самообразования разместить на личном сайте или сообществе. |
В ходе реализации поставленных задач в первую очередь предстоит:
1.Изучение педагогических программных средств по своему предмету и оценке их достоинств и недостатков.
2.Внедрение в свою практику новых технологий обучения таких как:
Метод проектов - это такой способ обучения, при котором учащийся самым непосредственным образом включен в активный познавательный процесс; он самостоятельно формулирует учебную проблему, осуществляет сбор необходимой информации, планирует варианты решения проблемы, делает выводы, анализирует свою деятельность, формируя “по кирпичикам” новое знание и приобретая новый учебный и жизненный опыт.
Компьютерные технологии обучения - совокупность методов, приемов, способов, средств создания педагогических условий на основе компьютерной техники, средств телекоммуникационной связи и интерактивного программного продукта, моделирующих часть функций педагога по представлению, передаче и сбору информации, организации контроля и управления познавательной деятельностью.
Дифференциация обучения - обучение строю на основе дифференциации, позволяющей учитывать индивидуальный темп продвижения школьника, корректировать возникающие трудности, обеспечить поддержку его способностей.
Мультимедиа технологии - способ подготовки электронных документов, включающих визуальные и аудиоэффекты. Применение мультимедиа технологий открывает перспективное направление развития современных компьютерных технологий обучения.
Учебная исследовательская работа:
1.Включить в план по реализации проектной деятельности в начальной школе и предложить для разработки учащимся примерные темы проектов.
2. Разработать программу и задания по диагностике знаний учащихся (использовать ресурсы Интернет, использовать материал сайтов образовательных ресурсов) – проводить диагностику 1-2 раза в год.
3. Изучение опыта учителей – новаторов, методистов, передового опыта.
- Изучить опыт учителей новаторов из методических газет и журналов, образовательных сайтов Интернета
- Использовать материалы сайта «Сеть творческих учителей».
4. Участие в системе школьной методической работы:
- Провести открытые уроки, на которых показать применение указанных технологий.
- Установить творческое сотрудничество с учителями-предметниками по вопросам темы самообразования.
- Изучить передовой опыт учителей района по применению технологий.
- Участие в заседаниях ШМО, педагогических советах.
- Практические выходы (доклады, рефераты) – на муниципальной секции учителей, на занятиях школьного методического объединения, на заседаниях педагогического совета школы.
- Взаимные посещения уроков с целью обмена опытом работы.
Литература по теме самообразования
Книги, брошюры
- Воровщиков С.Г. Развитие учебно-познавательной компетентности учащихся: опыт проектирования внутришкольной системы учебно-метод. и управленческого сопровождения. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: 5 за знания, 2010. - 304 с. - (Методкнига). - ISBN 978-5-458292-344.
- Конаржевский Ю.А. Анализ урока. - М.: Педагогический поиск, 2000. - 336 с. - ISBN 5-901030-26-5.
- Конаржевский Ю.А. Система. Урок. Анализ. - Псков: ПОИПКРО, 1996. - 440 с. - (Управление образованием). - ISBN 5-7522-0006-7.
- Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно ориентированной парадигмы образования // Ученик в обновляющейся школе: Сб. науч. трудов / Под ред. Ю.И.Дика. А.В.Хуторского. М., 2002.
- Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / под ред. Е.С. Полат-М.:2004
- Развитие исследовательской деятельности учащихся. Методический сборник. — М.: Народное образование, 2001. — 272
Статьи
- Артемьева Л.Н. Системный подход к научной деятельности учащихся // Стандарты и мониторинг в образовании. - 2005.- N3. - С. 52-56.
- Асмолов А.Г. Культурно-историческая системно-деятельностная парадигма проектирования.
- Асмолов А.Г. Системно-деятельностный подход к разработке стандартов нового поколения // Педагогика. - 2009. - № 4. - С. 11-14.
- Атанов Г.А. Деятельностный подход к проектированию обучения // Образовательные технологии // . - 2004.- N2.
- Ахвердов А.А. Развитие творческих способностей детей во внеурочной деятельностной среде // Методист. - 2008. - № 3. - С. 35-39.
- Базовые технологии стандартов второго поколения как основа достижения нового образовательного результата // Управление школой: изд. дом Первое сентября. - 2011. - № 9. - С. 10-15.
- Белобородов Н.В. Технология социального творчества учащихся // Народное образование. - 2011. - № 1. - С. 226-232.
- Бершадский М.Е. Национальные образовательные проекты и современная психология обучения // Народное образование. - 2011. - № 9. - С. 185-194.
- Боровая Л. Педагогический опыт: мастерство плюс практика // Управление школой: изд. дом Первое сентября. - 2007. - № 13. - С. 24-26.
- Боровских А.В. Деятельностные принципы и педагогическая логика // Педагогика. - 2010. - № 8. - С. 10-19.
- Булин-Соколова Е. Внедрение информационно-компьютерных технологий в систему общего образования: деятельностный подход // Учитель. - 2005. - № 3. - С. 63-66.
- Валеев Г.Х. Обобщение передового педагогического опыта с позиций системно-целостного подхода // Педагогика // . - 2005.- N5.
- Воровщиков С.Г. Технология проблемно-деятельностной игры // Справочник заместителя директора школы. - 2011. - № 8. - С. 80-96.
- Воровщиков С.Г. Технология проблемно-деятельностной игры // Справочник заместителя директора школы. - 2011. - № 9. - С. 92-104.
- Габитова А.А. Теоретические основы обеспечения преемственности экологического образования // Начальная школа: плюс до и после. - 2010. - № 4. - С. 82-84.
- Гаврилюк Л.В. Талантливый человек талантлив во многом? // Педагогические технологии. - 2008. - № 2. - С. 113-114.
- Гайнеев Э.Р. Деятельностно-компетентностный подход в реализации ФГОС как средство повышения квалификации педагогов профессионального образования // Методист. - 2013. - № 1. - С. 44-49.
- Гриценко Л.И. Деятельностная основа педагогики А.С.Макаренко // Педагогика. - 2010. - № 8. - С. 79-84.
- Дмитриев С.В. Системно-деятельностный подход в технологии школьного обучения // Школьные технологии // . - 2003.- N6.
- Дятлова К.Д. Системный подход в педагогическом тестировании // Педагогическая диагностика. - 2005. - № 5. - С.23-30.
- Захарова В.А. Роль информационно-коммуникационных технологий в реализации системно-деятельностного подхода к обучению // Начальная школа. - 2011. - № 8. - С. 20-23.
- Иванов Д.А. Мысли о педагогике, или С чего начинается школа? // Народное образование. - 2011. - № 1. - С. 149-152.
- Камболов Т. Новые вызовы времени: системный подход - вот что нужно для воспитания культурных традиций // Учительская газета. - 2007. - 10. - С. 5.
- Кравцова И.Л. Критериальное оценивание входит в практику отечественной школы // Народное образование. - 2012. - № 2. - С. 163-168.
- Крылова Н. Ребенок в открытой и закрытой школьной системе // Народное образование. - 2009. - № 9. - С. 185-192.
- Крылова Н.Б. Педагогика дела: продуктивное учение против аудиовизуального обучения // Народное образование. - 2012. - № 2. - С. 28-35.
- Кудрявцева Н.Г. Системно-деятельностный подход как механизм реализации ФГОС нового поколения // Справочник заместителя директора школы. - 2011. - № 4. - С. 13-27.
- Купавцев А.В. Деятельностная альтернатива в образовании // Педагогика. - 2005. - № 10. С. 27-32.
- Леонтьева О.М. Деятельностный подход в образовании // Школьные технологии. - 2007. - № 2. - С. 83-96.
- Лисина Л. Деятельностный подход в обучении // Учитель. - 2008. - № 4. - С. 69-70.
- Львовский В. Реализация деятельностного подхода при повышении квалификации учителя развивающего обучения // Начальная школа: изд. дом Первое сентября. - 2004.- N46. - С. 24.
- Лямасова Г. Создаем школу нового поколения // Учитель. - 2009. - № 4. - С. 35-38.
- Лях Ю.А. Проектирование системы педагогического мониторинга качества обучения на основании деятельностного подхода // Стандарты и мониторинг в образовании. - 2010. - № 1. - С. 23-26.
- Марютина Т.М. Индивидуализация психического развития в контексте системного подхода // Психологическая наука и образование. - 2004. - № 3. - С. 44-54.
- Митрофанов К.Г., Голубкин И.В., Беликова Ю.И. и др. Проектирование информационно-коммуникационных гуманитарных образовательных ресурсов нового поколения. / К.Г. Митрофанов и др. – М.: МГПУ, 2010.
- Панов В.И. Деятельное (практикоориентированное) образование // Дополнительное образование // . - 2003.- N8.
- Панова О.В. Роль социального проектирования в воспитании школьников // Воспитание школьников. - 2011. - № 8. - С. 31-34.
- Петерсон Л.Г. Механизмы реализации Государственных образовательных стандартов второго поколения на основе дидактической системы деятельностного метода "Школа 2000..." // Методист. - 2010. - № 1. - С. 6-10.
- Петерсон Л.Г. Непрерывное образование на основе деятельностного подхода // Педагогика // . - 2004.- N9.
- Петрова О.Г. Информационно-образовательная среда современной школы как условие реализации ФГОС общего образования // Информатика и образование. - 2012. - № 9. - С. 18-22.
- Погребняк Е.В. Здоровьесберегающие возможности деятельностного подхода в образовании в аспекте изменения позиции учителя // Начальная школа: плюс до и после. - 2010. - № 3. - С. 26-29.
- Полякова Н.В. Перспективные школьные технологии // Завуч // . - 2005.- N5. - С. 38-56.
- Пономарева Е.А. Деятельностный подход к формированию системы понятий учебных предметов // Методист. - 2013. - № 1. - С. 54-57.
- Ривкин Е.Ю. Системно-деятельностный подход как условие обеспечения современного образовательного результата // Управление качеством образования: теория и практика эффективного администрирования. - 2013. - № 5. - С. 3-9.
- Сайфуллин Ф.А. Миф о деятельностном подходе // Школьные технологии. - 2012. - № 2. - С. 172-179.
- Сергеев С.Ф. Теоретико-методологические проблемы педагогики образовательных сред // Народное образование. - 2011. - № 1. - С. 187-195.
- Серебрякова Л.А. Системно-деятельностный подход как условие формирования ключевых компетенций школьников // Методист. - 2011. - № 2. - С. 14-17.
- Сумнительный К.Е. Презентация как методическая основа педагогики М.Монтессори // Методист. - 2012. - № 4. - С. 4-8.
- Титова Е.Т. ФГОС на этапе основного общего образования: первый опыт // Методист. - 2013. - № 5. - С. 38-43.
- Юдин В.В. Концепция педагогической технологии (элементы теории) // Педагогические технологии. - 2007. - №1. - С.37--45.
- Юсупова Г.Р. Системный подход к деятельностному повышению квалификации работников образования // Педагогические технологии. - 2004. - № 4. - С.25-31.
- Ярославцева М. Системный подход к внедрению инновационных технологий // Управление школой: изд. дом Первое сентября. - 2010. - № 7. - С. 8-11.
- 63. Развитие исследовательской деятельности учащихся. Методический сборник. — М.: Народное образование, 2001. — 272 с.
Достижения за межаттестационный период
Результаты предметных олимпиад школьников:
- очная республиканская метапредметная олимпиада «Мир вокруг нас», ГАОУ «РОЦ», призер, 4 класс, 2016 г;
- очная республиканская олимпиада по математике, ГАОУ «РОЦ», 2 призера, 1 класс, 2017;
- очная республиканская метапредметная олимпиада «Мир вокруг нас», ГАОУ «РОЦ», призер, 1 класс, 2017 г.;
- очная республиканская олимпиада по математике, ГАОУ «РОЦ», победитель, 1 класс, 2018;
- очная республиканская олимпиада по литературному чтению, ГАОУ «РОЦ», 2 призера, 1 класс, 2018 г.;
- очная олимпиада WINKID по математике, ФГАОУ ВО «К(П)ФУ», призер, 1 класс, 2018 г.;
- муниципальный этап Всероссийской олимпиады школьников по русскому языку, 4 класс, победитель, 2016г.;
- муниципальный этап Всероссийской олимпиады школьников по математике, 3 призера, 4 класс. 2016г.
Результаты участия в НПК:
- XII Региональный конкурс исследовательских работ для младших школьников «Наше наследие», г. Елабуга, призер, 1 класс, 2018 г.;
- Международный конкурс исследовательских и творческих работ младших школьников «Открытие», К(П)ФУ, участие, 4 класс, 2016 г.;
- VӀӀ республиканский конкурс исследовательских работ и проектов школьников «Дебют в науке», г. Нижнекамск, участие, 4 класс, 2016 г.;
- Всероссийский конкурс исследовательских и творческих работ учащихся «Портфолио» издательского дома «Первое сентября» г. Москва, участие, 4 класс, 2017 г.
Результаты участия в творческих конкурсах:
- Всероссийская игра- конкурс «Русский медвежонок- языкознание для всех», 1 место в РФ, 2 класс, 2014 г;
- Всероссийский конкурс фотографий «Край родной, навек любимый!» в рамках Всероссийской акции гражданско-патриотической направленности «Красная гвоздика», 1 место, 2 класс, 2015 г.;
- I Всероссийский конкурс для детей и подростков «Умные и талантливые», номинация «Фотография и видео», 1 место, 3 класс, 2015 г.;
- республиканский конкурс «Литературный Татарстан», призер, 3 класс, 2015 г.;
- республиканский этап Всероссийского конкурса юных фотолюбителей «Юность России», номинация «Репортаж», 3 место, 4 класс, 2017 г.
Результаты участия в профессиональных конкурсах:
- республиканский конкурс «50 лучших инновационных идей для Республики Татарстан», номинация «Инновации в образовании», образовательный проект «Формирование навыков здорового питания у обучающихся 1 – 4 классов на основе системно – деятельностного подхода», участие, 2016г.
- районный конкурс «Калейдоскоп методических идей», 2 место в номинации «Реализация проектов учителями-победителями Гранта «Наш лучший учитель», 2014 г.;
- муниципальный этап республиканского методического конкурса «Развитие познавательных навыков у учащихся при реализации программы «Разговор о правильном питании», победитель, 2017 г.;
- международная олимпиада для учителей «Профессиональный стандарт педагога: новые требования к педагогу», призер, 2017 г.;
- международный конкурс педагогического мастерства «Педагог года-2018», финалист, 2018г.
Обобщение и распространение педагогического опыта учителя:
- выступление «Обучающие структуры как инструмент повышения эффективности современного урока» на Общероссийском методическом семинаре «Начальная школа как основа формирования умения учиться» для учителей начальных классов, г. Санкт-Петербург, 2016г.;
- мастер-класс ««Способы организации деятельности учащихся на уроке: копилка методических приемов. Фрагменты уроков по математике и русскому языку» в рамках Общероссийского методического семинара «Начальная школа как основа формирования умения учиться» для учителей начальных классов, г. Санкт-Петербург, 2016г.;
- выступление на II Всероссийской научно-практической конференции «Опыт реализации ФГОС в образовательных учреждениях», ФГБОУ высшего профессионального образования «Башкирский государственный университет», г. Сибай, 2014 г.;
- открытый урок по математике «Деление круглых чисел на круглые десятки», 4 класс, на республиканском семинаре заместителей директоров и учителей Школ Превосходства в рамках республиканского проекта « Инновационный потенциал Школ Превосходства Республики Татарстан (распространение лучших практик)», 2016г.;
- мастер-класс «Система оценки планируемых результатов в условиях реализации ФГОС НОО» в рамках реализации программы повышения квалификации учителей начальных классов, ГАОУ ДПО ИРО РТ, г. Казань, 2014г.;
- выступление «Использование интерактивных методов обучения как средство активизации познавательной деятельности обучающихся» на республиканском семинаре «Инновационная деятельность учителя начальных классов: опыт и перспективы» в рамках республиканской инновационной площадки «Обеспечение реализации системно-деятельностного подхода в начальной школе», г. Казань, 2018г.
- выступление «Формирование УУД на уроках в начальной школе» на районном семинаре «Реализация ФГОС в начальной школе. Требования к современному уроку» для учителей начальных классов, 2018г.
Публикации:
- сборник II Всероссийской научно-практической конференции «Опыт реализации Федерального государственного образовательного стандарта в образовательных учреждениях», Башкирский государственный университет. Доклад на тему: «Система оценки планируемых результатов в условиях реализации ФГОС НОО», 2014г.;
- сборник Отдела образования Исполнительного комитета Нурлатского муниципального района РТ «Первый республиканский конкурс авторских дополнительных программ мастер – классов «Педагог – мастер» (методические разработки), конспект урока математики «Умножение и деление в пределах 100», 3 класс, 2015г.;
- сборник методических разработок МКУ «Управление образования исполнительного комитета» Нурлатского муниципального района РТ «Интерактивные методы обучения – средство активизации познавательной деятельности обучающихся», мастер-класс «Система оценки планируемых результатов в условиях реализации ФГОС НОО», 2016г.;
- сборник научно-исследовательских, методических и творческих работ учителей, Общероссийский инновационный проект «Моя Россия», конспект урока «Второстепенные члены предложения. Дополнение», электронная версия, 2017г.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Индивидуальный план самообразования | 40.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №2» г. Нурлат Республики Татарстан
Индивидуальный план самообразования учителя начальных классов
Мухаметовой Ларисы Анатольевны
на 2014-2019 учебный год.
Нурлат, 2014
Тема по самообразованию: «Реализация системно-деятельностного подхода в начальной школе посредством интерактивных методов обучения».
Образование: высшее
Педагогический стаж: 28 лет
Цели профессионального развития:
- В течение учебного года продолжать внедрять (применять, использовать, изучать) современные технологии, методики для организации учебно-познавательной деятельности, поддержания, сохранения здоровья, повышения качества обучения на уроке.
2. Изучить нормативные документы, регламентирующие исполнение требований
федерального государственного стандарта второго поколения по математике.
3. Разработать рабочие программы в соответствии с ФГОС НОО.
- Обучение внутри учреждения (семинары, консультации, круглые столы)
- Посещение занятий и воспитательных мероприятий у коллег.
- Обучение и повышение квалификации.
Изучение литературы, связанной с проблемами реализации ФГОС
Литература, нормативно -правовые документы | Задачи использования литературных источников | Сроки | Форма отчетности Где, кем и когда заслушивается отчет о выполнении |
Приказ № 4133 от 17.05. 2012 год Минобрнауки России « Об утверждении федерального Государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования» | Детальное изучение основополагающего документа | 2014г. | Выступление Заседание МО |
Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" | Детальное изучение основополагающего документа | 2014 | Педагогические советы. Ведение документации. Аттестационное тестирование |
«Как построить урок в соответствии ФГОС» А.В.Миронов, 2014 г. | Повышение уровня профессионализма в связи с введением новых стандартов. | 2014 | Планирование уроков, методические заседания, педагогические советы. |
Задачи:
- придание результатам образования социально и личностно значимого характера;
- повышение мотивации и интереса к учению;
- более гибкое и прочное усвоение знаний учащимися, возможность их самостоятельного движения в изучаемой области;
- развитие интеллектуальной инициативы учащихся в процессе обучения;
- формирование личности, нужной обществу, коммуникативной, ответственной за свои поступки,
- обеспечение условий для общекультурного и личностного развития на основе формирования универсальных учебных действий, обеспечивающих не только успешное усвоение знаний, умений и навыков, но и формирование картины мира, компетентностей в любой предметной области познания.
- использование на уроках новых информационных технологий и средств коммуникаций;
- повышение своего методического уровня.
Ожидаемые результаты самообразования
- Повысить качество преподавания предмета.
- Научить детей работать с Интернетом, грамотно использовать полученный материал в творческих работах.
- Разработать и провести и открытые уроки по собственным, новаторским технологиям.
- создать комплекты педагогических разработок с применением новых технологий и поместить их на школьном сайте.
- Периодически проводить самоанализ своей профессиональной деятельности, отчитываться о результатах работы над темой на МО и педсоветах.
- Разработать дидактические материалы, тесты, видеопособия, способствующие личностно-ориентированному подходу в изучении предмета.
- Результаты работы над темой самообразования поместить на школьном сайте.
Обобщить опыт по исследуемой теме.
Исходя из основной общеобразовательной проблемы школы, индивидуальной темы по самообразованию я наметила основные направления работы по самообразованию.
Направления самообразования:
Основные направления | Действия и мероприятия | Сроки реализации |
Профессиональное | 1. Изучить новые программы и учебники, уяснить их особенности и требования 2.Знакомиться с новыми педагогическими технологиями через предметные издания и Интернет. 3.Систематически знакомиться со статьями в журналах и газете «Первое сентября». 4. Повышать квалификацию на курсах для учителей начальных классов | 2015- 2016 регулярно регулярно
регулярно
|
Психолого-педагогическое | Совершенствовать свои знания в области классической и современной психологии и педагогики. | регулярно |
Методическое | 1.Совершенствовать знания современного содержания образования учащихся 2. Знакомиться с новыми формами, методами и приёмами обучения в начальной школе. 3. Принимать активное участие в работе школьного МО. 4. Организовать работу с одарёнными детьми и принимать участие в научно-практических конференциях, конкурсах творческих работ, олимпиадах. 5. Изучать опыт работы лучших учителей своей школы, района, области через Интернет. 6. Посещать уроки коллег и участвовать в обмене опытом. 7. Периодически проводить самоанализ профессиональной деятельности. 8. Создать собственную базу лучших сценариев уроков, интересных приемов и находок на уроке 9. Составить собственную коллекцию видеоприложений для уроков. 9. Проводить открытые уроки для коллег по работе. 10. Выступать с докладами по теме самообразования. | регулярно регулярно регулярно ежегодно
регулярно регулярно 2014-2019 2014-2019 согласно плана МО
согласно плана МО |
Информационно-технологические технологии | 1.Изучать ИКТ и внедрять их в учебный процесс. 2. Обзор в Интернете информации по предметам, педагогике и психологии. | регулярно регулярно |
Охрана здоровья | Внедрять в образовательный процесс здоровьесберегающие технологии. | регулярно
|
Перспективный план по самообразованию:
Этапы | Содержание работы | Сроки | Практическая деятельность |
Диагностический | Изучение литературы по проблеме и имеющегося опыта | 2014-2017 | 1.Пройти курсы повышения квалификации в 2017 году. 2.Выступление на заседании школьного МО 3.Подписка на методическую литературу 4.Изучение литературы по данной теме. |
Прогностический | 1.Определение целей и задач темы. 2.Разработка системы мер, направленных на решение проблемы. 3.Прогнозирование результатов. | 2014-2018 | 1.Выступление на заседании школьного МО |
Практический | 1.Внедрение опыта работы. 2.Формирование методического комплекса. 3.Корректировка работы. | 2014-2019 | 1.Выступление на заседании педагогического совета. 2.Открытые уроки на муниципальном уровне. 3.Участие в олимпиадах, конкурсах, конференциях. |
Обобщающий | 1.Подведение итогов. 2.Оформление результатов работы. | 2018-2019 | 1.Выступление на заседании муниципального МО по теме«Организация внеурочной деятельности на ступени начального общего образования в рамках внедрения ФГОС НОО ».2. Результативное участие на муниципальных и региональных олимпиадах, конкурсах, конференциях. 3.Мастер-класс «Эффективное использование системно - деятельностного подхода в подготовке к олимпиадам, конкурсам и конференциям». 4.Консультативная помощь учителям и учащимся. |
Внедренческий | Распространение опыта работы. | 2014-2019 | 1.Принять участие в фестивале педагогических идей «Открытый урок», «Всероссийский фестиваль педагогического творчества», конкурсе «Учитель года». 2.Результаты работы над темой самообразования разместить на личном сайте или сообществе. |
В ходе реализации поставленных задач в первую очередь предстоит:
1.Изучение педагогических программных средств по своему предмету и оценке их достоинств и недостатков.
2.Внедрение в свою практику новых технологий обучения таких как:
Метод проектов - это такой способ обучения, при котором учащийся самым непосредственным образом включен в активный познавательный процесс; он самостоятельно формулирует учебную проблему, осуществляет сбор необходимой информации, планирует варианты решения проблемы, делает выводы, анализирует свою деятельность, формируя “по кирпичикам” новое знание и приобретая новый учебный и жизненный опыт.
Компьютерные технологии обучения - совокупность методов, приемов, способов, средств создания педагогических условий на основе компьютерной техники, средств телекоммуникационной связи и интерактивного программного продукта, моделирующих часть функций педагога по представлению, передаче и сбору информации, организации контроля и управления познавательной деятельностью.
Дифференциация обучения - обучение строю на основе дифференциации, позволяющей учитывать индивидуальный темп продвижения школьника, корректировать возникающие трудности, обеспечить поддержку его способностей.
Мультимедиа технологии - способ подготовки электронных документов, включающих визуальные и аудиоэффекты. Применение мультимедиа технологий открывает перспективное направление развития современных компьютерных технологий обучения.
Учебная исследовательская работа:
1.Включить в план по реализации проектной деятельности в начальной школе и предложить для разработки учащимся примерные темы проектов.
2. Разработать программу и задания по диагностике знаний учащихся (использовать ресурсы Интернет, использовать материал сайтов образовательных ресурсов) – проводить диагностику 1-2 раза в год.
3. Изучение опыта учителей – новаторов, методистов, передового опыта.
- Изучить опыт учителей новаторов из методических газет и журналов, образовательных сайтов Интернета
- Использовать материалы сайта «Сеть творческих учителей».
4. Участие в системе школьной методической работы:
- Провести открытые уроки, на которых показать применение указанных технологий.
- Установить творческое сотрудничество с учителями-предметниками по вопросам темы самообразования.
- Изучить передовой опыт учителей района по применению технологий.
- Участие в заседаниях ШМО, педагогических советах.
- Практические выходы (доклады, рефераты) – на муниципальной секции учителей, на занятиях школьного методического объединения, на заседаниях педагогического совета школы.
- Взаимные посещения уроков с целью обмена опытом работы.
Литература по теме самообразования
Книги, брошюры
- Воровщиков С.Г. Развитие учебно-познавательной компетентности учащихся: опыт проектирования внутришкольной системы учебно-метод. и управленческого сопровождения. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: 5 за знания, 2010. - 304 с. - (Методкнига). - ISBN 978-5-458292-344.
- Конаржевский Ю.А. Анализ урока. - М.: Педагогический поиск, 2000. - 336 с. - ISBN 5-901030-26-5.
- Конаржевский Ю.А. Система. Урок. Анализ. - Псков: ПОИПКРО, 1996. - 440 с. - (Управление образованием). - ISBN 5-7522-0006-7.
- Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно ориентированной парадигмы образования // Ученик в обновляющейся школе: Сб. науч. трудов / Под ред. Ю.И.Дика. А.В.Хуторского. М., 2002.
- Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / под ред. Е.С. Полат-М.:2004
- Развитие исследовательской деятельности учащихся. Методический сборник. — М.: Народное образование, 2001. — 272
Статьи
- Артемьева Л.Н. Системный подход к научной деятельности учащихся // Стандарты и мониторинг в образовании. - 2005.- N3. - С. 52-56.
- Асмолов А.Г. Культурно-историческая системно-деятельностная парадигма проектирования.
- Асмолов А.Г. Системно-деятельностный подход к разработке стандартов нового поколения // Педагогика. - 2009. - № 4. - С. 11-14.
- Атанов Г.А. Деятельностный подход к проектированию обучения // Образовательные технологии // . - 2004.- N2.
- Ахвердов А.А. Развитие творческих способностей детей во внеурочной деятельностной среде // Методист. - 2008. - № 3. - С. 35-39.
- Базовые технологии стандартов второго поколения как основа достижения нового образовательного результата // Управление школой: изд. дом Первое сентября. - 2011. - № 9. - С. 10-15.
- Белобородов Н.В. Технология социального творчества учащихся // Народное образование. - 2011. - № 1. - С. 226-232.
- Бершадский М.Е. Национальные образовательные проекты и современная психология обучения // Народное образование. - 2011. - № 9. - С. 185-194.
- Боровая Л. Педагогический опыт: мастерство плюс практика // Управление школой: изд. дом Первое сентября. - 2007. - № 13. - С. 24-26.
- Боровских А.В. Деятельностные принципы и педагогическая логика // Педагогика. - 2010. - № 8. - С. 10-19.
- Булин-Соколова Е. Внедрение информационно-компьютерных технологий в систему общего образования: деятельностный подход // Учитель. - 2005. - № 3. - С. 63-66.
- Валеев Г.Х. Обобщение передового педагогического опыта с позиций системно-целостного подхода // Педагогика // . - 2005.- N5.
- Воровщиков С.Г. Технология проблемно-деятельностной игры // Справочник заместителя директора школы. - 2011. - № 8. - С. 80-96.
- Воровщиков С.Г. Технология проблемно-деятельностной игры // Справочник заместителя директора школы. - 2011. - № 9. - С. 92-104.
- Габитова А.А. Теоретические основы обеспечения преемственности экологического образования // Начальная школа: плюс до и после. - 2010. - № 4. - С. 82-84.
- Гаврилюк Л.В. Талантливый человек талантлив во многом? // Педагогические технологии. - 2008. - № 2. - С. 113-114.
- Гайнеев Э.Р. Деятельностно-компетентностный подход в реализации ФГОС как средство повышения квалификации педагогов профессионального образования // Методист. - 2013. - № 1. - С. 44-49.
- Гриценко Л.И. Деятельностная основа педагогики А.С.Макаренко // Педагогика. - 2010. - № 8. - С. 79-84.
- Дмитриев С.В. Системно-деятельностный подход в технологии школьного обучения // Школьные технологии // . - 2003.- N6.
- Дятлова К.Д. Системный подход в педагогическом тестировании // Педагогическая диагностика. - 2005. - № 5. - С.23-30.
- Захарова В.А. Роль информационно-коммуникационных технологий в реализации системно-деятельностного подхода к обучению // Начальная школа. - 2011. - № 8. - С. 20-23.
- Иванов Д.А. Мысли о педагогике, или С чего начинается школа? // Народное образование. - 2011. - № 1. - С. 149-152.
- Камболов Т. Новые вызовы времени: системный подход - вот что нужно для воспитания культурных традиций // Учительская газета. - 2007. - 10. - С. 5.
- Кравцова И.Л. Критериальное оценивание входит в практику отечественной школы // Народное образование. - 2012. - № 2. - С. 163-168.
- Крылова Н. Ребенок в открытой и закрытой школьной системе // Народное образование. - 2009. - № 9. - С. 185-192.
- Крылова Н.Б. Педагогика дела: продуктивное учение против аудиовизуального обучения // Народное образование. - 2012. - № 2. - С. 28-35.
- Кудрявцева Н.Г. Системно-деятельностный подход как механизм реализации ФГОС нового поколения // Справочник заместителя директора школы. - 2011. - № 4. - С. 13-27.
- Купавцев А.В. Деятельностная альтернатива в образовании // Педагогика. - 2005. - № 10. С. 27-32.
- Леонтьева О.М. Деятельностный подход в образовании // Школьные технологии. - 2007. - № 2. - С. 83-96.
- Лисина Л. Деятельностный подход в обучении // Учитель. - 2008. - № 4. - С. 69-70.
- Львовский В. Реализация деятельностного подхода при повышении квалификации учителя развивающего обучения // Начальная школа: изд. дом Первое сентября. - 2004.- N46. - С. 24.
- Лямасова Г. Создаем школу нового поколения // Учитель. - 2009. - № 4. - С. 35-38.
- Лях Ю.А. Проектирование системы педагогического мониторинга качества обучения на основании деятельностного подхода // Стандарты и мониторинг в образовании. - 2010. - № 1. - С. 23-26.
- Марютина Т.М. Индивидуализация психического развития в контексте системного подхода // Психологическая наука и образование. - 2004. - № 3. - С. 44-54.
- Митрофанов К.Г., Голубкин И.В., Беликова Ю.И. и др. Проектирование информационно-коммуникационных гуманитарных образовательных ресурсов нового поколения. / К.Г. Митрофанов и др. – М.: МГПУ, 2010.
- Панов В.И. Деятельное (практикоориентированное) образование // Дополнительное образование // . - 2003.- N8.
- Панова О.В. Роль социального проектирования в воспитании школьников // Воспитание школьников. - 2011. - № 8. - С. 31-34.
- Петерсон Л.Г. Механизмы реализации Государственных образовательных стандартов второго поколения на основе дидактической системы деятельностного метода "Школа 2000..." // Методист. - 2010. - № 1. - С. 6-10.
- Петерсон Л.Г. Непрерывное образование на основе деятельностного подхода // Педагогика // . - 2004.- N9.
- Петрова О.Г. Информационно-образовательная среда современной школы как условие реализации ФГОС общего образования // Информатика и образование. - 2012. - № 9. - С. 18-22.
- Погребняк Е.В. Здоровьесберегающие возможности деятельностного подхода в образовании в аспекте изменения позиции учителя // Начальная школа: плюс до и после. - 2010. - № 3. - С. 26-29.
- Полякова Н.В. Перспективные школьные технологии // Завуч // . - 2005.- N5. - С. 38-56.
- Пономарева Е.А. Деятельностный подход к формированию системы понятий учебных предметов // Методист. - 2013. - № 1. - С. 54-57.
- Ривкин Е.Ю. Системно-деятельностный подход как условие обеспечения современного образовательного результата // Управление качеством образования: теория и практика эффективного администрирования. - 2013. - № 5. - С. 3-9.
- Сайфуллин Ф.А. Миф о деятельностном подходе // Школьные технологии. - 2012. - № 2. - С. 172-179.
- Сергеев С.Ф. Теоретико-методологические проблемы педагогики образовательных сред // Народное образование. - 2011. - № 1. - С. 187-195.
- Серебрякова Л.А. Системно-деятельностный подход как условие формирования ключевых компетенций школьников // Методист. - 2011. - № 2. - С. 14-17.
- Сумнительный К.Е. Презентация как методическая основа педагогики М.Монтессори // Методист. - 2012. - № 4. - С. 4-8.
- Титова Е.Т. ФГОС на этапе основного общего образования: первый опыт // Методист. - 2013. - № 5. - С. 38-43.
- Юдин В.В. Концепция педагогической технологии (элементы теории) // Педагогические технологии. - 2007. - №1. - С.37--45.
- Юсупова Г.Р. Системный подход к деятельностному повышению квалификации работников образования // Педагогические технологии. - 2004. - № 4. - С.25-31.
- Ярославцева М. Системный подход к внедрению инновационных технологий // Управление школой: изд. дом Первое сентября. - 2010. - № 7. - С. 8-11.
- 63. Развитие исследовательской деятельности учащихся. Методический сборник. — М.: Народное образование, 2001. — 272 с.
Достижения за межаттестационный период
Результаты предметных олимпиад школьников:
- очная республиканская метапредметная олимпиада «Мир вокруг нас», ГАОУ «РОЦ», призер, 4 класс, 2016 г;
- очная республиканская олимпиада по математике, ГАОУ «РОЦ», 2 призера, 1 класс, 2017;
- очная республиканская метапредметная олимпиада «Мир вокруг нас», ГАОУ «РОЦ», призер, 1 класс, 2017 г.;
- очная республиканская олимпиада по математике, ГАОУ «РОЦ», победитель, 1 класс, 2018;
- очная республиканская олимпиада по литературному чтению, ГАОУ «РОЦ», 2 призера, 1 класс, 2018 г.;
- очная олимпиада WINKID по математике, ФГАОУ ВО «К(П)ФУ», призер, 1 класс, 2018 г.;
- муниципальный этап Всероссийской олимпиады школьников по русскому языку, 4 класс, победитель, 2016г.;
- муниципальный этап Всероссийской олимпиады школьников по математике, 3 призера, 4 класс. 2016г.
Результаты участия в НПК:
- XII Региональный конкурс исследовательских работ для младших школьников «Наше наследие», г. Елабуга, призер, 1 класс, 2018 г.;
- Международный конкурс исследовательских и творческих работ младших школьников «Открытие», К(П)ФУ, участие, 4 класс, 2016 г.;
- VӀӀ республиканский конкурс исследовательских работ и проектов школьников «Дебют в науке», г. Нижнекамск, участие, 4 класс, 2016 г.;
- Всероссийский конкурс исследовательских и творческих работ учащихся «Портфолио» издательского дома «Первое сентября» г. Москва, участие, 4 класс, 2017 г.
Результаты участия в творческих конкурсах:
- Всероссийская игра- конкурс «Русский медвежонок- языкознание для всех», 1 место в РФ, 2 класс, 2014 г;
- Всероссийский конкурс фотографий «Край родной, навек любимый!» в рамках Всероссийской акции гражданско-патриотической направленности «Красная гвоздика», 1 место, 2 класс, 2015 г.;
- I Всероссийский конкурс для детей и подростков «Умные и талантливые», номинация «Фотография и видео», 1 место, 3 класс, 2015 г.;
- республиканский конкурс «Литературный Татарстан», призер, 3 класс, 2015 г.;
- республиканский этап Всероссийского конкурса юных фотолюбителей «Юность России», номинация «Репортаж», 3 место, 4 класс, 2017 г.
Результаты участия в профессиональных конкурсах:
- республиканский конкурс «50 лучших инновационных идей для Республики Татарстан», номинация «Инновации в образовании», образовательный проект «Формирование навыков здорового питания у обучающихся 1 – 4 классов на основе системно – деятельностного подхода», участие, 2016г.
- районный конкурс «Калейдоскоп методических идей», 2 место в номинации «Реализация проектов учителями-победителями Гранта «Наш лучший учитель», 2014 г.;
- муниципальный этап республиканского методического конкурса «Развитие познавательных навыков у учащихся при реализации программы «Разговор о правильном питании», победитель, 2017 г.;
- международная олимпиада для учителей «Профессиональный стандарт педагога: новые требования к педагогу», призер, 2017 г.;
- международный конкурс педагогического мастерства «Педагог года-2018», финалист, 2018г.
Обобщение и распространение педагогического опыта учителя:
- выступление «Обучающие структуры как инструмент повышения эффективности современного урока» на Общероссийском методическом семинаре «Начальная школа как основа формирования умения учиться» для учителей начальных классов, г. Санкт-Петербург, 2016г.;
- мастер-класс ««Способы организации деятельности учащихся на уроке: копилка методических приемов. Фрагменты уроков по математике и русскому языку» в рамках Общероссийского методического семинара «Начальная школа как основа формирования умения учиться» для учителей начальных классов, г. Санкт-Петербург, 2016г.;
- выступление на II Всероссийской научно-практической конференции «Опыт реализации ФГОС в образовательных учреждениях», ФГБОУ высшего профессионального образования «Башкирский государственный университет», г. Сибай, 2014 г.;
- открытый урок по математике «Деление круглых чисел на круглые десятки», 4 класс, на республиканском семинаре заместителей директоров и учителей Школ Превосходства в рамках республиканского проекта « Инновационный потенциал Школ Превосходства Республики Татарстан (распространение лучших практик)», 2016г.;
- мастер-класс «Система оценки планируемых результатов в условиях реализации ФГОС НОО» в рамках реализации программы повышения квалификации учителей начальных классов, ГАОУ ДПО ИРО РТ, г. Казань, 2014г.;
- выступление «Использование интерактивных методов обучения как средство активизации познавательной деятельности обучающихся» на республиканском семинаре «Инновационная деятельность учителя начальных классов: опыт и перспективы» в рамках республиканской инновационной площадки «Обеспечение реализации системно-деятельностного подхода в начальной школе», г. Казань, 2018г.
- выступление «Формирование УУД на уроках в начальной школе» на районном семинаре «Реализация ФГОС в начальной школе. Требования к современному уроку» для учителей начальных классов, 2018г.
Публикации:
- сборник II Всероссийской научно-практической конференции «Опыт реализации Федерального государственного образовательного стандарта в образовательных учреждениях», Башкирский государственный университет. Доклад на тему: «Система оценки планируемых результатов в условиях реализации ФГОС НОО», 2014г.;
- сборник Отдела образования Исполнительного комитета Нурлатского муниципального района РТ «Первый республиканский конкурс авторских дополнительных программ мастер – классов «Педагог – мастер» (методические разработки), конспект урока математики «Умножение и деление в пределах 100», 3 класс, 2015г.;
- сборник методических разработок МКУ «Управление образования исполнительного комитета» Нурлатского муниципального района РТ «Интерактивные методы обучения – средство активизации познавательной деятельности обучающихся», мастер-класс «Система оценки планируемых результатов в условиях реализации ФГОС НОО», 2016г.;
- сборник научно-исследовательских, методических и творческих работ учителей, Общероссийский инновационный проект «Моя Россия», конспект урока «Второстепенные члены предложения. Дополнение», электронная версия, 2017г.