Это интересно
Зимняя И. А. "Педагогическая психология" (отрывок).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Обращение к студенту - будущему педагогу. | 19.81 КБ |
Интересные факты об Англии | 382.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Обращение к студенту — будущему педагогу (вместо предисловия)
Хорошо известны основные нравственно-этические, профессиональные заповеди медиков, соотносимые с предостережением великого мыслителя и врачевателя Востока Ибн Сины (Авиценны) (980—1037): «Не навреди». Они выражены в клятве Гиппократа (IV в. до н.э.), которую дают выпускники медицинских вузов. Возникает вопрос, существуют ли в педагогике профессиональные заповеди, которые определяют характер и эффективность педагогического воздействия. По нашему глубокому убеждению, в качестве таковых можно назвать два совета начинающим педагогам: «пойми ученика» и «помоги ему научиться». Следование им с учетом всей сложности образовательного процесса, знание механизмов и закономерностей педагогического воздействия способствуют выполнению основной задачи образования — развития и становления личности ученика.
Сложность образовательного процесса заключается в том, что он, занимая значительное место в жизни человека, не дает ощутимо зримого конкретного результата сразу по его завершении. Результатом образования (конечно, с учетом воздействия и других факторов, в частности наследственности, семейного воспитания, самовоспитания и др.) является все последующее поведение, деятельность, образ жизни человека. Поэтому влияние педагогического воздействия любого образовательного учреждения не может контролироваться непосредственно.
Каждый, кто выбирает профессию педагога, берет на себя ответственность за тех, кого он будет учить и воспитывать, вместе с тем отвечая за самого себя, свою профессиональную подготовку, свое право быть Педагогом, Учителем, Воспитателем.Достойное выполнение профессионального педагогического долга требует от человека принятия ряда обязательств.
Во-первых, следует объективно оценивать собственные возможности, знать свои слабые и сильные стороны, значимые для данной профессии качества (особенности саморегуляции, самооценки, эмоциональные проявления, коммуникативные, дидактические способности и т.д.). Например, такое позитивное профессиональное качество, как умение человека адекватно оценивать и корректировать свое поведение, есть одна из предпосылок адекватного воздействия на других людей. Формирование этого качества требует от будущего педагога развития рефлексивного мышления, высокого уровня познавательной активности и волевой саморегуляции.
Во-вторых, будущий педагог должен овладеть общей культурой интеллектуальной деятельности (мышления, памяти, восприятия, представления, внимания), культурой поведения, общения и педагогического общения в частности. Педагог — это образец, которому сознательно, а чаще неосознанно, подражают ученики, перенимая то, что делает учитель. Соответственно отрефлексированный и корректируемый образ «Я» студента — будущего педагога требует постоянного личностного, коммуникативного и профессионального тренинга.
В-третьих, обязательной предпосылкой и основой успешной деятельности педагога являются уважение, знание и понимание своего ученика как «Другого». Ученик должен быть понят педагогом и принят им вне зависимости от того, совпадают ли их системы ценностей, модели поведения и оценок; это также предполагает знание психологических механизмов и закономерностей поведения, общения.
В-четвертых, педагог является организатором учебной деятельности обучаемых, их сотрудничества и в то же время выступает в качестве партнера и человека, облегчающего педагогическое общение, т.е. «фасилитатора», по К. Роджерсу. Это обязывает студента — будущего педагога развивать свои организаторские, коммуникативные способности для того, чтобы уметь управлять процессом усвоения учениками знаний, включая их в активные формы учебного взаимодействия, стимулирующего познавательную активность его участников. Развитие таких профессиональных умений предполагает не только глубокие психолого-педагогические знания, но и постоянный, систематический профессиональный тренинг студентов.
Таким образом, профессиональные качества педагога должны соотноситься со следующими постулатами — заповедями его психолого-педагогической деятельности:
— уважай в ученике Человека, Личность (что является конкретизацией золотого правила древности — относись к другим так, как ты хотел бы, чтобы относились к тебе);
— постоянно ищи возможность саморазвития и самосовершенствования (ибо известно, что тот, кто не учится сам, не может развивать вкус к учению, «умственный аппетит» у других);
— передавай ученику знания так, чтобы он хотел и мог их осваивать, был готов их использовать в различных ситуациях и в своем самообразовании.
Эти постулаты суть конкретизация общеизвестного тезиса: только личность воспитывает личность, только характер формирует характер. Педагог обязан быть Личностью, это его профессиональная характеристика.
Рассматриваемые нами проблемы педагогической психологии анализируются на основе личностно-деятельностного подхода в общем контексте основных тенденций развития современного образования. Согласно этому подходу, а) в центре образовательного процесса находится сам обучающийся, формирование его личности средствами данного конкретного учебного предмета, б) учебный процесс подразумевает организацию и управление учебной деятельностью обучающихся, направленной на их всестороннее развитие и освоение ими предметных знаний. В соответствии с личностно-деятельностным подходом к обучению в книге рассмотрен ряд проблем, которые сегодня составляют фундамент педагогической психологии. Из них ключевыми являются: взаимодействие преподавателя и обучаемых как учебное сотрудничество равных партнеров, направленное на решение учебно-познавательных задач; психологическая характеристика педагога и обучаемых как субъектов учебной деятельности и педагогического общения; психологические особенности самой учебной деятельности; психологические механизмы и закономерности усвоения и др.
В заключение отметим, что любой учебник представляет собой структурированную совокупность научных знаний, точек зрения, концепций и теорий, излагаемых с определенной авторской позиции, в данном случае с позиции личностно-деятельностного подхода. Этот подход сформировался в отечественной психологии благодаря усилиям таких ученых, как К.Д. Ушинский, М.Я. Басов, П.Ф. Каптерев, Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев и многие другие. Данный подход созвучен и основным положениям гуманистической психологии К. Роджерса.
Принося извинения читателю за допущенные в тексте первого издания опечатки, смысловые искажения и другие редакционно-издательские погрешности, автор предлагает обратить внимание на целый ряд уточнений и дополнений, внесенных в текст второго издания и на другую форму цитирования и представления литературы.
При цитировании и ссылках на текст учебника автор просит пользоваться вторым его изданием.
Автор признателен всем, кто выразил свое заинтересованное отношение к дальнейшей доработке первоначального текста книги.
Зимняя Ирина Алексеевна
Предварительный просмотр:
Интересные факты из истории Англии
Достоевский отмечал такую особенность у русских, как талант воспринимать культуру других стран и народов как свою собственную. То есть не просто интерес к теме, а умение глубоко погружаться в нее. Что касается Англии, то ее влияние на мировую культуру трудно переоценить. И для русских герои Диккенса, По и Конан-Дойля такие же родные, как и персонажи Достоевского, Чехова и Гончарова. Сегодня мы поговорим об интересных фактах из истории и повседневности Англии.
От окраины до империи
С XVI по XX века Британия была крупнейшей колониальной империей, без преувеличения – центром мира. Пётр I ездил туда учиться корабельному мастерству, английский чай пили во всех аристократических кругах, не важно, в какой стране. Английский язык давно считается интернациональным, а еще почти у каждой страны есть своя экранизация Шерлока Холмса (и Советская версия с Ливановым считается одной из самых лучших, это даже сами англичане признают!).
Но так было не всегда. В начале первого тысячелетия Британия являлась окраиной Римской империи. Что касается английского, то некоторое время официальным вообще считался французский! Точнее говоря, он длился с 1066 года по 1362-ой. Девиз монарха, выгравированный на его Гербе, написан по-французски. Звучит так: «Dieu et mon droit», что переводится как «Бог и мое право». Понятно, что речь идет о богом данной власти.
Рождество
Еще один факт. Рождество – традиционно один из любимейших праздников англичан. Но был период, когда он находился под запретом. Это середина XVII века, когда Англия находилась под властью протектората Кромвеля.
Не очень приятный, но любопытный факт. Когда речь заходит о геноциде, мы сразу же вспоминаем Холокост и турецкую резню армян, ну еще планомерное уничтожение американцами коренного населения Нового света. Но были и в истории Англии свои кровавые периоды. В течение нескольких столетий в Британии велся геноцид ирландского населен
Еще раз упомянем Кромвеля и вот в связи с чем. Когда войска лорда-протектора вошли в Ирландию в 1649 году, он приказал уничтожить подчистую не только ирландский гарнизон, но и священников-католиков. Еще один крупный случай произошел в Уэксфорде, но там уже войско обошлось без приказов, самостоятельно проявив столь бесчеловечную инициативу.
Пленных ирландцев превращали в рабов и обращались с ними не лучше, чем американцы с чернокожими рабами. Какое-то время Англия просто лидировала по показателям в мировой работорговле. Белыми рабами были не только ирландцы, но и шотландцы. Также в Англию привезли примерно тринадцать миллионов африканских рабов.
Точно так же, как испанцы, португальцы и собственно они же сами, выменивали у индейцев золото на безделушки, сметливые купцы получали у китайцев золото, серебро и мех за опиум. Китайцы начали этому сопротивляться, что вылилось в вооруженное противостояние. Этот период получил название «Опиумных войн».
Самой короткой войной англичан была война с Занзибаром, которая длилась всего тридцать восемь минут. Победила, естественно, Англия.
История слишком кровожадна. Давайте, пожалуй, еще один факт и все. Он, кстати, не такой мрачный, скорее - напротив.
Скинхеды
Субкультура скинхедов ассоциируется в массовом сознании исключительно с негативными ее сторонами: избиение национальных меньшинств, агрессия, милитаризм, национализм и нетерпимость в целом. Но изначально это была музыкальная тусовка, варившаяся в собственном котле и другим не мешавшая. Появились они, естественно, в Англии. Первоначально назывались как «HardMod’s» (производная от «модов» - другой английской субкультуру, грубо говоря – модников).
Английские skin's действительно походили по внешнему стилю на модов, а также имели сходство с ямайской субкультурой рудбоев. Социальный состав – выходцы из небогатых слоев населения (кстати, в Англии особо обостренная классовая дифференциация, там не популярно такое понятие, как self made man в США). Скинхеды слушали музыку регги, а также ска и отдыхали в своих клубах. Это была изначально совершенно деидеологизированная и аполитичная субкультура. Более того: среди лондонских скинов встречались и чернокожие парни.
То есть никакого расизма изначально и не было. Но это была так называемая «первая волна». А вот вторая как раз и сделала агрессию своим атрибутом. Агрессия эта родилась на почве неприязни к пакистанцам, хотя и она изначально была больше классовой, так как не любили скины пакистанцев, которые занимались торговлей. Оттуда пошло «понаехали», а потом оно обросло идеологическими моментами. Кстати, герои "Заводного апельсина" срисованы с именно со скинхедов.
Самые интересные факты об Англии
Чарли, Чарли, смешной чудак
Все знают великого Чарли Чаплина, пожалуй, самого известного актера. Но знаете ли вы, что он родом из Англии. Он родился в Лондоне, в бедной его части, попросту – в трущобах. С детства у Чарли крепло желание вырваться из безысходной нищеты. Его мать была актрисой, не очень успешной, впрочем. К артистической жизни мальчик был приучен с детства. Начал с мюзик-холлов и подмостков любительских театров. Настоящая слава к нему пришла в Америке, когда он решил попробовать себя в кино.
Уже скоро образ «маленького человека» стал интернациональным узнаваемым во всех уголках мира: маленькие эскимосы, турки, немцы, русские, индийцы – радостно хихикали, наблюдая за выкрутасами маленького смешного человечка с тросточкой и усиками. Гитлер считал Чаплина своим врагом номер один, так как тот высмеял его в своем «Великом диктаторе» и по сути предсказал начало Второй мировой, а также крах бесчеловечных идей фюрера. Чаплин, точно как английский язык, стал достоянием мира, хотя изначально пришел из Англии.
Еда и напитки
Интересный факт: англичане не кастрируют свиней, так что фирменный стейк и бекон, с которого они любят начинать день, специфически пахнет (ну вы знаете). И вообще в утренние часы над улицами стоит вот эта самая хрячья вонь, потому что рестораны готовят свои фирменные блюда. Национальная кухня Англии достаточно убогая, большей популярностью там пользуются индийские ресторанчики. Кстати, вопреки стереотипу, завтракают англичане отнюдь не овсянкой (Овсянка, сэр!) и не яичком всмятку, а жирной пищей.
Запах бекона...
Стейк, который и так весьма жирный, жарится еще в большой количестве масла. Уровень ожирения в стране колоссальный, по этому показателю Англия лидирует в мире. Лично мы раньше не знали об этом факте и англичане в массе своей представлялись нам такими подтянутыми и элегантными, ну как ваш Шерлок Холмс!
Если уж мы заговорили о кухне, то вот стереотип с чаем попадает в самое яблочко. Англичане очень любят пить чай, они жизни себе без него не представляют.
По уровню потребления чая они впереди планеты всей. Обычно этот продукт покупают в маленьких магазинчиках-салонах, так как в обычных супермаркетах в продаже в основном пакетированный ширпотреб. Надо сказать, что традиция с чайным гурманством потихоньку приживается и в России, что не может не радовать!
Кстати, о других напитках. В Англии безумно любят пиво и предпочитают его пить в пабах. В пятницу вечером в них просто не протолкнуться. А те несчастные, что не нашли себе свободное место, заказывают пиво и пьют его на улице, даже если там холодно.
Факты о школах в Англии
Уголовное наказание за непосещение школы... родителям
К этому социальному институту традиционно серьезное отношение. За непосещение отпрыском занятий родителей даже могут привлечь к уголовной ответственности. Правда, видимо, нужно прилично пропустить. Школьники обязаны носить школьную форму. Причем по ней можно судить о статусе учебного заведения. В школах, которые попроще, стандартизированная униформа и она одна и та же везде. Форма же каждой элитной школы - уникальна. Интересно в связи с этим вспомнить фильм Линдсея Андерсона «Если». Герой Малкольма Макдауэлла – ученик одного из интернатов. Порядки там царят жесткие, любое неповиновение карается.
Показательна сцена порки главного героя. А в фильме Питера Уира «Общество мертвых поэтов» также рассказывается об учебном заведении с консервативными преподавателями. В общем, данная тема весьма популярна в английском кинематографе. Известно, что школа является моделью общественной жизни, только более утрированной. Англия тэтчеровского периода сполна воплотилась в английских школах. Кстати, телесные наказания в школах отменили совсем недавно. В государственных школах – в 1987 году, а в частных – в 1999-м. Что касается Шотландии, то там это сделали и того позже.
Не pupil, а student!
Частная школа в Англии называется Public school, а государственная – State school. Это у нас студентами называют только учащихся Вузов (и, возможно, техникумов). А в Англии студенты (student’s) – это еще и школьники.
Нас приучили в средней школе, что ученик у них «pupil», но сами англичане не употребляют это слово. Да и слово school – это не только «школа», это вполне может быть вуз. Впрочем, у нас университеты тоже иногда называют «высшей школой».
В школе там все строго, но вот выпускники имеют право на полную анархию в день выпускного. В этот день пиво и другие алкогольные напитки льются рекой, а пьяные вусмерть юноши и девушки – нормальное украшение любого газона. Полиция присматривает за ними, но не с целью упрятать в кутузку, а чтобы с ними ничего не случилось, а после еще и по домам развезут. Не знаем точно насчет этого факт, но вообще так утверждают очевидцы.
Вот такие интересные факты мы вам сегодня рассказали. А вывод у нас простой. Различия культур и национальные особенности делают народы интересными для других. И в то же время у жителей Англии больше общего с русскими, чем может показаться на первый взгляд.