Способы поощрения ребенка дошкольника в семье.

Михайлова Татьяна Александровна

Поощрение ребенка в семье-поистене волшебное средство:когда все прочие способы не работают, обещание награда немедленно приводит к желаемым результатам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar.docx18.33 КБ

Предварительный просмотр:

Михайлова Татьяна. Семинар «Семья»

Способы поощрения ребенка дошкольника в семье

Михайлова Т.А., воспитатель

Способы поощрения ребенка-дошкольника в семье

Поощрение ребенка в семье — поистине волшебное средство: когда все прочие способы не работают, обещание награды немедленно приводит к желаемым результатам. Если вы не поймете смысла поощрений и не научитесь ими пользоваться дорогие родители, остальные методы позитивного воспитания не принесут никакой пользы.

За что же следует поощрять детей?

Если ребенок радует вас своим поведением и определенными успехами, его, бесспорно, нужно похвалить или даже наградить. При этом важно учитывать не только конечные результаты его действий, но и, главное, затраченные усилия, проявленные трудолюбие и усидчивость. Не секрет, что по уровню своих способностей дети бывают разными. За одни только таланты поощрять не стоит: отмечать одобрением нужно старательность, усердие, прилежание. При этом родители должны быть особенно внимательны к детям, которым что-либо дается с трудом. Ведь их чаще укоряют, чем подбадривают, а между тем именно они более всех нуждаются в одобрении.

Вообще при поощрении следует внимательно подходить к индивидуальным особенностям того или иного ребенка. Если скромного, или потерявшего веру в свои силы подбодрить всегда бывает весьма полезно, то самоуверенного и заносчивого поощрять надо с осторожностью.

Поощрения в семье могут выражаться разнообразно: словесно или в виде наград и подарков (способы поощрения ребенка)

Похвала. Самый классический метод поощрений. При этом она бывает, как продуктивной, так и нет. В первом случае хвалятся реальные успехи и достоинства ребенка, а во втором — несуществующие. Очевидно, что следует прибегать к первому варианту и избегать второго. Однако, чрезмерная даже продуктивная похвала может способствовать формированию нарциссизма у ребенка или патологической зависимости от чужого мнения. Поэтому лучше хвалить не самого ребенка, а те действия, которые он совершает, не забывая напоминать, что он сам может испытывать чувство гордости за себя, чтобы не возникла потребность получать постоянное одобрение своих действий со стороны. Пример: «Ты помыл посуду! Ты такой молодец! Ты можешь собой гордиться так же, как я горжусь тобой».

Ласка. Она является самым явным проявлением любви к ребенку. Но ни в коем случае не поощряйте таким способом ребенка только «по делу». Ласка должна быть без всякого повода, безусловной.

Общие дела. Дети очень любят, когда родители проводят с ними много времени: гуляют, играют, что-то вместе придумывают и т. д. Это развивает чувство близости и доверия. Этот вид поощрений, как и ласка, должен быть безусловным и радостным для обоих сторон. В качестве наказания ребенка можно лишить совместной деятельности только, если он совершил осознанный проступок, понимая, что так делать нельзя.

Материальное вознаграждение. Другими словами — подарки. Очень эффективный способ стимулирования ребенка к успехам и хорошему поведению. Однако, опять же подарки не должны быть «привязаны» к конкретному достижению. Они просто должны быть, мотивируя ребенка потому, что он чувствует, что нужен и любим.

Добавление «взрослых» прав. Приучайте постепенно ребенка к тому, что вы ему доверяете и даете все больше и больше прав. Например, разрешение на час позднее отправляться ко сну. Это считается самым действенным методом, который также должен существовать безусловно, без привязки к определенным успехам.

Памятка для родителей.

Способы поощрения и поддержки ребенка дошкольного возраста.

  • Великолепно! Правильно! Хорошо! Необыкновенно! Прекрасно! Совершенно! Отлично! Замечательно! Превосходно! Чудно!
  • Ты делаешь это очень хорошо! Ты делаешь это очень красиво! Хорошая работа!
  • Ты делаешь это сегодня значительно лучше. Ещё немного времени, и у тебя получится. С каждым днем у тебя получается лучше. Я знала, что ты можешь сделать это. Твоя работа принесла мне много радости.
  • Это лучше всего! Это лучше, чем всегда! Так держать! Ты это сможешь! Ты смелее, умнее, сильнее!
  • Поздравляю! Мои поздравления! Я очень горжусь тобой! Это уже успех! Это твоя победа! Сердечно рада за тебя!
  • Ты настоящий мастер. Ты сейчас на правильном пути.
  • Молодец! Умница! Ты быстро учишься! Это то, что надо! Ты прав! Ты – чудо!

Как нужно поощрять детей дошкольного возраста.

  • Оценивать поступок, а не личность!
  • Давать особо почетные поручения (когда ребенку поручается нечто большее, чем обычно).
  • Поощрять не только за результат, но и за попытку достигнуть результата, за старание сделать хорошо.
  • Удачно подобранные слова и фразы могут служить поощрением.
  • Использовать минимальные вознаграждения, как символ успеха и достижения.
  • Чем разнообразнее и неожиданней поощрения, тем они действеннее!
  • Поощрения должны исполняться.
  • Можно использовать варианты «косвенного одобрения».
  • Если вы хотите чего-то добиться от ребенка, стоит начинать с похвалы!
  • Поощрения не должны быть чрезмерны!
  • Поощрений в количественном соотношении должно быть больше, чем наказаний!

Список литературы по теме:

1. Алексеева Е.Е. О наказаниях и поощрениях детей дошкольного возраста / Е.Е. Алексеева // Дошкольная педагогика. – 2006. – № 5. – С. 52-54.

2. Бурмистрова Е. Воспитание подростков в многодетной семье / Е. Бурмистрова // Многодетная семья. – 2010. – № 1. – С. 38-46.

3. Грэй, Джон  «Как поощрять ребенка» / Д. Грэй // Дети – с Небес: искусство позитивного воспитания. Как развить в ребенке дух сотрудничества, отзывчивость и уверенность в себе / Д. Грэй. – М., 2004. – С. 157-159.

4. Дель О. Хвала похвале? / О. Дель // Мой кроха и я. –2006. – № 11. – С. 110-113.

5. Дементьева Л. Ты против? / Л. Дементьева // Счастливые родители. – 2008. – № 1. – С.90-93.