Педагогическое ЭССЕ

Наталья Юрьевна Титова

В материале указаны причины и следствия работы воспитателя.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Эссе16.39 КБ

Предварительный просмотр:

«Мотив познания намного сильнее и эффективнее, если он обусловлен самим процессом познания, а не внешними причинами или силовым давлением»

Эссе.

    Выбор своей специальности я сделала в раннем детстве, наблюдая за своей любимой бабушкой, которая оставила работу и переехала к нам растить меня. Мне казалось, что нет ничего важнее, чем возиться с детьми, учить их и помогать им. Потом родился мой младший брат, и я все силы бросила на его воспитание. Были пробы и ошибки: ругались, мирились, но брат вырос хорошим человеком. И я с гордостью замечаю, что в этом есть и моя заслуга.

    Поэтому вопрос о том, кем мне быть был решен уже к моменту окончания школы.

   Мне было необыкновенно интересно учиться в университете, потому что я уже многое «умела», мне хотелось найти подтверждение тому, все ли я делала правильно, «воспитывая» своих кукол и своего брата.

   У меня были замечательные, интересные преподаватели. И я хотела быть, как они. Поэтому я много читала, наблюдала и рассуждала. А потом пришла работать в детский сад, да не простой, а, как в сказке «золотой». Не потому что из золота, а потому что там работают золотые люди. Сад этот инновационный, а работают в нем профессионалы своего дела. А что же я? Не смогу говорить с ними на одном языке, быть лучшей среди равных? А детки какие! Все разные, но все замечательные! Все хотят быть любимыми, первыми, значимыми для своих друзей.

   Время меняется очень стремительно, детство современного малыша наполняется новым содержанием, по сравнению с тем, что не было несколько десятилетий. Ребенок 21 века очень рано знакомится с реалиями жизни, сталкивается с необходимостью интеграции уже в детском саду. Как сделать так, чтобы ребенку было комфортно среди других людей, в любом месте Земного шара? Громко сказано? Отнюдь! Жизнь диктует свои условия: хочешь жить в мире с людьми разных стран, хочешь, чтобы тебя понимали и уважали, научись понимать и принимать других, пусть непохожих на тебя. Поэтому я с удовольствием включилась со своими коллегами- педагогами в проект «Диалоги культур».

   «Диалог культур»- это «перекличка» двух культур: своей и иной. «Диалог культур»- это еще и технология, которая меняется по отношению к анализу явлений культуры, искусства и литературы.

   Поликультурное воспитание- концепция и практика воспитания и образования в процессе взаимодействия культур. Оно направлено на установление благоприятных отношений взаимообмена и взаимопонимания между представителями различных культур страны, учитывает культурную принадлежность, содействует усвоению знаний об иных культурах, осознанию различий и сходств между культурами, традициями, образом жизни, формирует положительное отношение к многообразию культур, рассматривает культурное многообразие как позитивное условие педагогической деятельности, представляет равные образовательные возможности представителями всех культурных групп.

   Поликультурное воспитание должно начинаться как можно раньше, в   идеале - с рождения.

   Дошкольный возраст является наиболее сензитивным для формирования положительного отношения к другим культурам, вступающим в диалог. Для маленького ребенка не существует понятия «свой»- «чужой» в национальном смысле, он открыт любой культуре на познавательном и деятельном уровнях. Миссия дошкольного образования- сформировать основу, фундамент для успешной интеграции ребенка в многонациональное общество, его социализации в современном мире.

   Формирование общечеловеческих нравственных ценностей связано с такими понятиями как уважение, дружба, взаимовыручка и, наконец, толерантность.

   Реализация этих двух направлений связана с формированием основных компетенций, определенных ФГОС ДО, а именно: становление гражданина, любящего свой народ, свой край, свою Родину, толерантно относящегося к культуре, традициям и обычаям других народов.

   Формирование поликультурной личности определяют конкретные задачи поликультурного воспитания дошкольников:

   - развитие представлений о развитии человечества, об образе жизни человека в древности;

   - формирование у детей представлений о многообразии культур в России и мире, приобщение детей к культурному богатству русского народа через традиции и обычаи, игры, фольклор, воспитание позитивного отношения к различным культурам;

   - привитие дошкольникам умений и навыков продуктивного взаимодействия с носителями различных культур;

   - воспитание в детях патриотизма, толерантности, гуманности по отношению к другим культурам;

   - воспитание уважения к личности и правам другого человека, общественных норм и правил поведения.

   Для его реализации всего вышесказанного я использую самые разнообразные средства:

   - общение с представителями разных национальностей;

   - устное народное творчество;

   - художественную литературу;

   - игру, национальную игрушку, национальную куклу;

   - декоративно- прикладное искусство, живопись;

   - музыку;

   - этнические мини-  музеи.

   Одним из синтезивных средств приобщения дошкольника к гуманистическим культурным традициям своего и других народов является сказка. Что ж, стала знатоком сказок, изучаю, читаю вслух, нахожу общих героев, ставлю спектакли.

   Для того, чтобы полностью погрузиться в познавательный и воспитательный процесс был найден достойный партнер – ассоциированная школа ЮНЕСКО «Интерлингва» и школа иностранных языков «Лоэнгрин». В основе нашего взаимодействия – синтез изучения иностранных языков и детского творчества, так же запатентованная программа «Лингвотворчество», которая является уникальной и реализуется в нашем дошкольном отделении. Пришлось мне «подтянуть» иностранные языки и профессионально заняться декоративно- прикладным творчеством. Вот и соглашусь с тем, что мотив познания намного сильнее и эффективнее, если он обусловлен самим процессом познания, а не внешними причинами.

   Я, действительно, люблю свою работу и даже не представляю, чем могла бы заниматься еще. Профессия «воспитатель» дает мне импульс развиваться, постоянно учиться и даже открывать в себе новые и новые творческие способности. И это обусловлено моим желанием быть полезной, лучшей для своих воспитанников.

   Мне очень нравятся слова Ш.А.Амонашвили «Кому нравится детский шум, тот склонен к педагогической деятельности; кто уже пристрастился к нему, тот приобретает профессиональное счастье». Вот так каждое утро спешу к своим любознательным, шумным, интересным шалунам.