Что написано пером... (мои публикации)
1. MAAM.ru: Психолого-педагогические рекомендации для гармонизации общего эмоционального состояния ребенка.
2.MAAM.ru: Эмоциональное благополучие детей, как фактор и показатель их физического и психического здоровья.
Скачать:
Предварительный просмотр:
MAAM.ru:
Психолого-педагогические рекомендации для гармонизации общего эмоционального состояния ребенка.
Эмоциональное ощущение мира ребенком мы часто можем видеть в детских работах (рисунках, аппликации, лепке). Если ребенок спокоен и счастлив, то в его работах присутствует позитивный, радостный фон, если же ребенок находится под влиянием негативных эмоций работы зачастую неаккуратны, в них прослеживается и подавленность, и агрессивность, и негативный настрой к окружающему.
Плохое поведение ребенка как дома, так и в детском саду часто бывает вызвано его страхами, тревожностью, заниженной самооценкой. Каждый из этих факторов можно преодолеть с помощью специальных занятий. Однако, чтобы гармонизировать общее эмоциональное состояние ребенка, нужны комплексные методы.
Родителям можно порекомендовать следующее:
• мамам и папам необходимо чаще общаться со своим ребенком, отвечать на все его вопросы. Ребенок должен чувствовать заинтересованность родителей в его проблемах;
• хорошо если у ребенка и мамы (папы) будет общее увлечение, совместная деятельность, в контексте которой будет происходить общение между родителями и ребенком. Как следствие такой совместной деятельности будет повышаться уровень сплоченности семьи, крепнуть межперсональные связи и как следствие повышаться уровень эмоционального благополучия;
• маме необходимо рассказывать своему малышу как сильно она его любит, не смотря ни на что. Таким образом, ребенок все больше убеждается, что он любим и нужен;
• родителям необходимо научиться справляться с собственными перепадами настроения и помогать ребенку справляться с его эмоциями, переживаниями.
• необходимо также и папам уделять больше внимания своим детям, гулять с ними, читать им книги, рисовать или же просто общаться на темы интересные ребенку;
• родителям важно интересоваться проблемами ребенка, вникать во все возникающие в его жизни сложности и помогать развивать свои умения и таланты.
В свою очередь педагоги, с которыми ребенок общается на протяжении большей части дня, также должны способствовать эмоциональному благополучию детей:
- необходимо привлекать детей к различным играм и поручениям, в которых ребенок может самореализовываться.
• нужно организовывать с родителями индивидуальные консультации, круглые столы, родительские собрания на которых будут обсуждаться проблемы эмоционального благополучия детей.
• необходимо организовывать совместную деятельность и совместные досуги детей и родителей.
http://www.maam.ru/detskijsad/psihologo-pedagogicheskie-rekomendaci-dlja-garmonizaci-obschego-yemocionalnogo-sostojanija-rebenka.html
Предварительный просмотр:
Эмоциональное благополучие детей, как фактор и показатель их физического и психического здоровья.
Здоровье - это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов (ВОЗ) .
Здоровьесберегающая технология - это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития. В концепции дошкольного образования предусмотрено не только сохранение, но и активное формирование здорового образа жизни и здоровья воспитанников.
Одним из показателей здоровья детей является эмоциональное благополучие.
Эмоциональное благополучие человека — уверенность в себе, чувство защищенности, положительное самоощущение и жизненные успехи — во многом зависит от того, как складываются его отношения с окружающими людьми.
Эмоции и чувства господствуют буквально над всеми сторонами жизни дошкольника, придавая им особую окраску и выразительность. По-этому эмоции, которые испытывает малыш, легко прочитать на его лице, в позе, в жестах, во всем его поведении.
Жизнь человека немыслима без эмоций как положительных так и отрицательных, и ограждать ребенка от них невозможно, да и нет надобности. Ведь наш мозг нуждается в напряжении, тренировке, закаливании в такой же степени, как и мышцы. Для человека важно не сохранение однообразно положительных эмоциональных состояний, а постоянный динамизм в рамках определенной, оптимальной для данного индивида интенсивности.
Тревогу вызывает позиция, которой придерживаются многие: единственное направление эмоционального развития детей - воспитание способности контролировать свои чувства. Отсюда вытекает и со-ответствующая воспитательная позиция: жестко подавлять любые проявления эмоций. К чему это может привести? Как правило, к формированию личности, неспособной понимать не только чужие чувства, но и свои, не владеющей так называемым словарем эмоций, т. е. не умеющей выражать (или сдерживать) свои эмоции. Как следствие - психосоматические заболевания, неудовлетворенность межличностными взаимоотношениями. [1]
А. Д. Кошелева, В. И. Перегуда, И. Ю. Ильина, Г. А. Свердлова, Е. П. Арнаутова определяют эмоциональное благополучие как устойчиво-положительное, эмоционально – комфортное состояние ребенка, являющееся основой отношения ребенка к миру и влияющее на особенности переживаний, познавательную и эмоционально-волевую сферу, стиль переживания стрессовых ситуаций, отношение со сверстниками.
Ключевым словом для описания эмоционального благополучия является «гармония» или «баланс». Прежде всего, это гармония между эмоциональным и интеллектуальным, между телесным и психическим благополучием. Только согласованное функционирование этих систем, их единство может обеспечить успешное выполнение любых форм деятельности. [4]
Как и любое интегральное понятие, эмоциональное благополучие зависит от многих причин. А. Д. Кошелева особо среди них выделяет: [3]
• состояние здоровья ребенка в период посещения детского сада;
• особенности взаимодействия ребенка со взрослыми, работающими в дошкольном учреждении;
• особенности взаимодействия с детьми группы, которую ребенок посещает;
• эмоциональная обстановка и уклад жизни в детском саду в целом;
• обстановка в семье ребенка.
Совокупное влияние вышеперечисленных факторов в тех или иных вариациях и является патогенным комплексом, на базе которого изменяется самоощущение ребенка и развивается заболевание.
Рост эмоционально-психического напряжения среди взрослых приводит к распространению невротических явлений среди детей. Проблема состоит ещё и в том, что дети легко перенимают образцы агрессивного поведения взрослых, повсеместно демонстрируя их в группах детского сада. В связи с этим перед психологом встает задача развития умения детей жить в обществе сверстников и взрослых, уметь отозваться на чужие переживания. [2]
Г. Г. Филиппова предлагает рассматривать эмоциональное благополучие как показатель оптимальности общего развития ребенка и его психического здоровья и безопасности.
Вследствие нарушения психологической безопасности у ребенка могут развиваться признаки стрессового состояния, проявляющиеся:
• в трудностях засыпания и беспокойном сне;
• в усталости после нагрузки, которая совсем недавно его и не утомляла;
• в беспричинной обидчивости или, наоборот, повышенной агрессивности;
• в рассеянности, невнимательности, в беспокойстве и непоседливости;
• в отсутствии уверенности в себе, которая выражается в том, что ребенок все чаще ищет одобрения у взрослых;
• в проявлении упрямства;
• в еде без разбора, заглатывая при этом пищу (иногда, наоборот, отмечается стойкое нарушение аппетита);
• в боязни контактов, стремлении к уединению, отказе участвовать в играх сверстников;
• в подергивании плеч, качании головой, дрожании рук, в повышенной тревожности;
• в снижении массы тела или, напротив, начинающих проявляться симптомах ожирения;
• в дневном и ночном недержании мочи, которого ранее не наблюдалось и т. д. [5]
Все вышеперечисленные признаки могут говорить о том, что ребенок находится в состоянии психоэмоционального напряжения.
Возникает вопрос как же выявить то или иное эмоциональное состояние ребенка. Существует множество методик по выявлению эмоционального состояния, но наиболее комфортными для детей дошкольного возраста являются методики связанные с изобразительной деятельностью. Эмоциональное ощущение мира ребенком мы часто можем видеть в детских работах (рисунках, аппликации, лепке). Если ребенок спокоен и счастлив, то в его работах присутствует позитивный, радостный фон, если же ребенок находится под влиянием негативных эмоций, работы зачастую неаккуратны, в них прослеживается и подавленность, и агрессивность, и негативный настрой к окружающему.
Как же справиться с проявлениями эмоционального неблагополучия у ребенка и какие существуют профилактические меры? В своей работе с детьми старшего дошкольного возраста я использую различные здоровьсберегающие технологии направленные на улучшение как физического так и психического состояния воспитанников:
- Технологии сохранения и стимулирования здоровья
• Ритмопластика:
Время проведения в режиме дня: Не раньше чем через 30 мин. после приема пищи, 2 раза в неделю по 30 мин.
Особенности методики проведения: Обратить внимание на художественную ценность, величину физической нагрузки и ее соразмерность возрастным показателям ребенка.
• Динамические паузы:
Время проведения в режиме дня: Во время занятий, 2-5 мин., по мере утомляемости детей
Особенности методики проведения: Рекомендуется для всех детей в качестве профилактики утомления. Могут включать в себя элементы гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики и других в зависимости от вида занятия
• Релаксация:
Время проведения в режиме дня: В зависимости от состояния детей и целей определяется интенсивность технологии.
Особенности методики проведения: Можно использовать спокойную классическую музыку (Чайковский, Рахманинов, звуки природы
• Гимнастика бодрящая:
Время проведения в режиме дня: Ежедневно после дневного сна, 5-10 мин.
Особенности методики проведения: Форма проведения различна: упражнения на кроватках, обширное умывание; ходьба по ребристым дощечкам.
• Гимнастика корригирующая:
Время проведения в режиме дня: В различных формах физкультурно-оздоровительной работы
Особенности методики проведения: Форма проведения зависит от поставленной задачи и контингента детей.
2. Технологии обучения здоровому образу жизни
• Проблемно-игровые (игротреннинги и игротерапия) :
Время проведения в режиме дня: В свободное время, можно во второй половине дня. Время строго не фиксировано, в зависимости от задач.
Особенности методики проведения: Занятие может быть организовано не заметно для ребенка, посредством включения педагога в процесс игровой деятельности
• Коммуникативные игры:
Время проведения в режиме дня: 1-2 раза в неделю по 30 мин. со старшего возраста
Особенности методики проведения: Занятия строятся по определенной схеме и состоят из нескольких частей. В них входят беседы, этюды и игры разной степени подвижности, занятия рисованием, лепкой и др.
• Самомассаж:
Время проведения в режиме дня: В зависимости от поставленных педагогом целей, сеансами либо в различных формах физкультурно-оздоровительной работы.
Особенности методики проведения: Необходимо объяснить ребенку серьезность процедуры и дать детям элементарные знания о том, как не нанести вред своему организму
• Сказкотерапия:
Время проведения в режиме дня: 2-4 занятия в месяц по 30 мин. со старшего возраста
Особенности методики проведения: Занятия используют для психологической терапевтической и развивающей работы. Сказку может рассказывать взрослый, либо это может быть групповое рассказывание, где рассказчиком является не один человек, а группа детей
• Технологии воздействия цветом:
Время проведения в режиме дня: В течение всего дня.
Особенности методики проведения: Необходимо уделять особое внимание цветовой гамме интерьеров ДОУ. Правильно подобранные цвета снимают напряжение и повышают эмоциональный настрой ребенка
• Психогимнастика:
Время проведения в режиме дня: 1-2 раза в неделю со старшего возраста по 25-30 мин.
Особенности методики проведения: Занятия проводятся по специальным методикам.
Эмоциональное благополучие способствует нормальному развитию личности ребенка, выработке у него положительных качеств, доброжелательного отношения к другим людям. Именно в условиях взаимной любви в семье ребенок начинает учиться любви сам. Чувство любви, нежности к близким людям, прежде всего к родителям, братьям, сестрам, дедушкам и бабушкам, формирует ребенка как психологически здоровую личность. Самое важное в воспитании – любить детей и отдавать им время и силы. Однако, хотя любовь – самое главное, это еще далеко не все. Если родители не понимают особых потребностей своего ребенка, то не могут в полной мере дать ему то, что нужно современным детям. Бывает, что родители щедро дарят любовь своему чаду, но не так, как это было бы наиболее полезно для его развития.
В свою очередь педагоги, с которыми ребенок общается на протяжении большей части дня, также должны способствовать эмоциональному благополучию детей:
• необходимо привлекать детей к различным играм и поручениям, в которых ребенок может самореализовываться.
Следует отметить, что только совместные действия родителей и педагогов могут принести, положительный результат и внести в душу ребенка мир и гармонию, а используемые в комплексе здоровьесберегающие технологии в итоге сформируют у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни.
Список литературы:
1. Довгая, Н. Об особенностях развития эмоциональной сферы / Н. Довгая, О. Перелыгина // Дошкольное воспитание -2007. № 12.- С. 12-17
2. Кошелева, А. Д. Мелодия душевной жизни ребенка/. А. Д. Кошелева // Дошкольное воспитание. - 2003.- № 8. С. 91-96.
3. Кошелева, А. Д. Эмоциональное развитие дошкольников/ А. Д. Кошелева, В. И. Перегуда, О. А. Шаграева– М. : Академия, 2003.- 176с.
http://www.maam.ru/detskijsad/-yemocionalnoe-blagopoluchie-detei-kak-faktor-i-pokazatel-ih-fizicheskogo-i-psihicheskogo-zdorovja.html