Воспитательная система (5-9 классы)
Воспитательная сисема для учащихся с 5 по 9 классы "Воспитание - только творчески". Будет интересна и педагогам, и родителям моих учеников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma.docx | 135.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Учитель 1 категории
Кочеткова Любовь Владимировна.
Нижний Новгород
2009 год
Моё воспитательное кредо:
«Эффективность работы классного руководителя во многом зависит от того, насколько организованное детское сообщество он может создать из класса. Только развитый и сплочённый коллектив может оказать значительное воспитывающее воздействие на детей. Только в творческой деятельности ребята вырастают, не приспосабливаясь к жизни, а преобразуя её вокруг себя».
Концептуальная часть.
Воспитание-вторая после научения сторона социализации ребёнка, приобретения им человеческого жизненного опыта. В отличие от обучения, где центром внимания является становление познавательных процессов человека, его способностей, приобретение им знаний, умений и навыков, воспитание нацелено на формирование человека как личности, его отношения к миру, обществу, людям. Воспитание начинается с определения его целей. Главная задача воспитания- формирование и развитие ребёнка как личности, обладающей теми полезными качествами, которые ей необходимы для жизни в обществе.
К разряду непреходящих ценностей, не имеющих исторических и государственных границ, относятся общечеловеческие нравственные ценности. Они-то и определяют собой цели воспитания на всех этапах социальной истории. Такие цели связаны с понятиями добра и зла, порядочности, гуманности и любви к природе. Это ещё и духовность, свобода, ответственность личности за то, что происходит с ней и вокруг неё, порядочность, скромность, человечность, бескорыстие, доброта.
Наряду с общей целью возникают и специальные социальные цели воспитания, которые состоят в том, чтобы вырастить школьников инициативными, предприимчивыми людьми, честолюбиво стремящимися к достижению успехов.
Сотрудничество с семьёй - залог успеха в воспитании детей.
Семья была, есть и будет главным фактором и условием развития и воспитания человека. На каких основах должны складываться отношения школы и семьи, чтобы воспитание детей было успешным? Ответ на этот вопрос есть у В.А.Сухомлинского: « Как можно меньше вызовов в школу матерей и отцов для моральных нотаций детям, для устрашения сыновей отцовской «сильной рукой» для предупреждения об опасностях, « если и дальше так будет продолжаться», - и как можно больше такого духовного общения детей с родителями, которое приносит радость матерям и отцам. Всё, что у ребёнка в голове, в душе, в тетради, дневнике - всё это мы должны рассматривать с точки зрения взаимоотношения детей и родителей и совершенно недопустимо, чтобы ребёнок приносил матери и отцу одни огорчения- это уродливое воспитание».
В своей педагогической деятельности стремлюсь устанавливать тесный контакт с семьями учащихся, вовлекать их в совместную деятельность по воспитанию учащихся. В содержание сотрудничества с родителями следует включить следующие направления:
- психолого-педагогическое просвещение родителей;
- вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс;
- оказание психолого-педагогической помощи родителям;
- участие родителей в управлении делами класса.
Воспитательное пространство:
Принципы построения воспитательной работы:
- безусловное принятие каждого ученика, его сильных и слабых сторон;
- беспристрастность в оценке поступков учащихся;
- терпение и терпимость в достижении результативности педагогического воздействия;
- диалогичность и открытость в общении с учащимися;
- отсутствие страха у педагога признать свою неправоту, свои непрофессиональные действия;
- использование чувства юмора как неотъемлемого методического средства в работе с учащимися;
- умение управлять своим настроением, не поддаваться влиянию предвзятого мнения;
- умение признавать ошибки.
Заповеди классного руководителя:
- никогда не унижать и не оскорблять детей;
- стараться больше времени проводить с классом, бывать на разных уроках, на экскурсиях, в музеях, просто разговаривать;
- стремиться понять расстановку сил в своём классе, определить микрогруппы класса, выяснить, кто является лидерами;
- стараться отталкиваться от положительных черт характера конкретного ребёнка, отличать успехи и положительные сдвиги в учёбе, в каком-либо деле;
- не брать на себя больше, чем в состоянии сделать;
- работать в тесном сотрудничестве с родителями учащихся;
- поощрять детскую самостоятельность, учить их этой самостоятельности;
- быть гибким в отношениях с ребятами, уметь определить, где нужно быть строгим, а где можно посмеяться;
- стремиться быть справедливым ко всем и во всём, никогда не доводить ситуацию до конфликта.
Ведущие роли классного руководителя:
- « Контроль», обеспечивающий включение учащихся в учебно-воспитательный процесс (контроль за посещением, поведением, дежурством, питанием, работа с учащимися и родителями ).
- « Проводник по стране знаний», создающий условия для развития познавательного интереса и желания учиться (информирование учащихся и родителей о требованиях школы, воспитательные мероприятия познавательного характера, координация усилий всех учителей, работающих в классе).
- « Нравственный наставник», содействующий соблюдению учащимися норм и правил, разрешению возникающих конфликтов (обучение этике и этикету, беседы на нравственные, социальные, правовые темы, оценка поступков ученика).
- « Носитель культуры», помогающий освоить культурные ценности (экскурсии, походы в театры, музеи, выставки, вечера и беседы о культуре).
- «Социальный педагог», который способствует решению различных социальных проблем учащихся (создание нормальных условий общения в школе и дома, защита прав ребёнка, формирование навыков социальной жизни).
- « Старший товарищ», который помогает включиться в различные виды деятельности, берёт на себя часть заботы об учащихся (формирование коллектива класса, организация коллективной творческой деятельности).
- « Фасилитатор», оказывающий помощь учащимся в самопознании, самоопределении, самореализации (беседы, тренинги, игры, индивидуальная работа с учащимися).
Функциональный компонент.
Основными профессиональными функциями классного руководителя, как воспитателя класса, являются следующие:
аналитическая функция
классный руководитель изучает и анализирует:
- индивидуальные особенности учащихся;
- состояние и условия семейного воспитания учащихся в классе;
- уровень воспитанности учащихся;
прогностическая функция
классный руководитель:
- прогнозирует логику становления и развития коллектива учащихся;
- определяет перспективы жизни и деятельности учащихся;
- проектирует модель воспитательной системы класса;
организационно-координирующая функция
- изучает особенности развития учащихся класса, их эмоциональное самочувствие;
- защищает права и свободы учащихся класса, несёт ответственность за их жизнь и здоровье, безопасность во время учебных занятий и внеклассных мероприятий;
- способствует созданию благоприятной атмосферы и морально-психологического климата для каждого учащегося класса;
- организует жизнедеятельность коллектива;
- развивает классное самоуправление;
- контролирует посещаемость, дисциплину, успеваемость учащихся;
- взаимодействует с учителями-предметниками, работающими в классе;
- взаимодействует с семьями учащихся;
- организует работу малого педсовета по проблемам учащихся класса;
- содействует профессиональному самоопределению учащихся;
коммуникативная функция
классный руководитель:
- содействует созданию благоприятных взаимоотношений «учитель-ученик», «учитель-родители», «родители-ученик»;
- помогает учащимся установить отношения с окружающими людьми;
- помогает учащимся сформировать навыки бесконфликтного общения, адаптироваться в классе, школе.
Механизм реализации программы.
Реализация данной программы осуществляется по трём основным направлениям:
- первое направление - «Давайте познакомимся!»
(изучение индивидуальных и групповых характеристик класса);
- второе направление – «Давайте жить дружно и интересно!»
(организация самоуправления);
- третье направление – «Давайте помечтаем!»
(совместная работа педагога, учащихся и родителей по проектированию жизнедеятельности класса).
Виды и формы воспитательной деятельности.
Вид и основные задачи деятельности | Активные формы организации деятельности |
Познавательная Обогащение представлений учащихся об окружающей действительности, формирование потребности в образовании, содействие интеллектуальному развитию | Устные журналы, обзоры, обсуждение научно-популярных статей, экскурсии, конкурсы, турниры, олимпиады, лектории, конференции, защиты проектов, игры-путешествия, аукционы, викторины. |
Трудовая Формирование уважительного отношения к материальным ценностям как средствам для существования человека, содействие созданию, сохранению и приумножению материальных ценностей | Трудовые операции, акции, «десанты», музей трудовой славы, «город мастеров». |
Общественная Содействие социализации школьников, включение в активную общественно-полезную деятельность | Круглые столы, дискуссии, информационные часы, встречи с интересными людьми, брифинги, вахты памяти, митинги. |
Ценностно-ориентировочная Формирование рационального осмысления общечеловеческих и социальных ценностей мира, осознания личностной причастности к миру во всех его появлениях, осознание своего я | Диспуты, уроки культуры поведения, часы вопросов и ответов, философский стол |
Художественная Развитие чувственного мироощущения, потребности в прекрасном, способности к художественному мышлению, реализация индивидуальных способностей | Конкурсы, выставки, школьные балы, фестивали, праздники, экскурсии, концерты, смотры талантов. |
Спортивно-оздоровительная Формирование здорового образа жизни, физическое развитие и совершенствование учащихся | Спортивные соревнования, подвижные игры, спортивные секции, весёлые старты, турниры, малые олимпийские игры. |
Свободное общение Организация досуга учащихся | «Огоньки», дни именинников, праздники, игры, викторины, походы. |
Тематика библиотечных уроков.
5 класс.
- По страницам Пушкинианы.
- Великие путешественники и их открытия.
- Русские поэты о родной природе.
- Любимые книжки и их герои.
6 класс.
- Люди, подарившие миру книгу.
- Книги и их авторы.
- Книжная азбука.
- Мир приключений в книгах.
7 класс.
- Истории, которые претерпела книга на пути к читателю.
- Моя настольная книга.
- Из жизни замечательных авторов.
- Как работать с книгой в библиотеке.
8 класс.
- Писатели – лауреаты книжных премий.
- Научно-популярные книги. Чем они интересны?
- Книги, без которых было бы грустно жить.
- Мой любимый автор.
9 класс.
- Писатели-фантасты.
- Книжные предпочтения моей семьи.
- Энциклопедии и словари на моём столе.
- Что я ищу на книжной выставке.
Тематика родительских собраний.
5 класс.
- Давайте познакомимся.
- Адаптация учащихся к новым условиям обучения.
- Роль семьи в формировании интересов и увлечений школьников.
- Воспитательная система класса как условие успешного развития каждого учащегося.
6 класс.
- Этот трудный подростковый возраст.
- Здоровый образ жизни – основа успешной жизнедеятельности.
- Как развить у ребёнка работоспособность.
- Поощрение и наказание в воспитании детей.
7 класс.
- Роль семьи в воспитании моральных качеств личности.
- Свободное время подростка.
- Плохие отметки и их причины.
- Воспитание ненасилием в семье.
8 класс.
- Нравственные ценности в семье.
- Подросток и закон.
- «Защити своего ребёнка» ( о профилактике алкоголизма и наркомании).
- Ученик и коллектив.
9 класс.
- На пороге взрослости.
- Выбор дальнейшего пути. Профессиональное самоопределение учащихся.
- Как подготовить себя и ребёнка к будущим экзаменам.
- «Выпускник» (итоговое родительское собрание).
Профориентация.
Целью профориентации учащихся общеобразовательной школы является формирование у них устойчивых мотивов самореализации в профессиональной деятельности с учетом общественных интересов и требований рынка труда. Особо значимой является проблема актуализации знаний учащихся о мире труда и профессий, приобретение адекватных пред-
ставлений о профессиональной деятельности и собственных возможностях. Ориентация на профессиональный труд и выбор учащимися профессионального будущего выступает как неотъемлемая часть всего учебно-воспитательного процесса, включая информационную и
консультационную работу, а также практическую деятельность по развитию склонностей и способностей школьников.
С учетом отечественных и зарубежных исследований (К.М. Гуревич, Е.А. Климов, К.К.Платонов, А. Маслоу, Д. Съюпер, С. Фукуяма и др.), а также результатов экспериментальной работы выделяются следующие основные компоненты содержания профессиональной ориентации в школе:
- формирование «Образа Я»;
- анализ профессий;
- профессиональные пробы.
Важнейшим условием формирования «Образа Я» является знание учащимся собственных индивидуальных особенностей. Это знание и выступает движущей силой саморазвития личности.
Один из основных методов изучения индивидуальных особенностей учащихся в процессе профессионального самоопределения - психологическая диагностика, которая включает в себя изучение основных психологических качеств, профессиональных намерений, черт характера, особенностей эмоционально-волевой сферы, общих интеллектуальных способностей и проявлений темперамента личности.
Следующий компонент содержания профессиональной ориентации в школе – анализ профессий. Для обоснованного выбора профессии школьник должен обладать знаниями не только о своих возможностях, но и о требованиях основных классов профессий к человеку. С этой целью им анализируются все возможные роды занятий путем наблюдения и
изучения. Изучение учащимися мира труда предполагает наблюдение, анализ профессионально важных качеств, самостоятельную работу со справочно-информационной литературой, моделирование профессиональной деятельности и др.
И, наконец, профессиональная проба - завершающий технологический цикл учебно-трудовой, познавательной деятельности учащихся, выполняемой в условиях, максимально приближенным к реальным. Это - одно из средств развития интереса и способностей учащегося к конкретному виду профессиональной деятельности, проверки осознанности и обоснованности выбора профессии. В процессе профессиональной пробы конкретизируются, актуализируются сформировавшиеся у учащегося знания и представления о данном виде профессиональной деятельности, группе смежных или родственных профессий, формируются первоначальные профессиональные умения, приобретается опыт практической работы.
Задача школы состоит в том, чтобы помочь ученикам прежде всего усвоить объем знаний о профессиях, возможностях дальнейшего образования, особенностях будущей трудовой деятельности, состоянии и перспективах развития рынка труда; познать собственные возможности и соотнести их со своим профессиональным выбором; принимать правильные решения и подготовиться к переходу в послешкольную среду. Уже сегодня необходимо больше внимания уделять проблемам «выживания» выпускников школ в
условиях конкуренции на рынке труда и растущей безработицы, формировать у учащихся такие умения и навыки, которые помогут им в дальнейшем адаптироваться в производственной среде, в реальной жизни.
Для реализации данной задачи в своей работе применяю курс уроков самоопределения для учеников 5-9 классов психолога Галины Резапкиной.
Тематика профориентационных занятий.
5 класс.
- Мои интересы (диагностика профессиональных интересов по опроснику «Или-или»).
- Что я знаю о профессиях.
- Творческая работа «Профессии моих родителей».
- Круг чтения. Сказка «Самоходные лапти».
- Творческая работа «Кем быть? Каким быть?»
- «Из первых рук». Экскурсии на предприятия. Встречи с профессионалами.
6 класс.
- Я мыслю, значит, существую. Определение типа мышления.
- Интересы и склонности в выборе профессии. Опросник профессиональных склонностей.
- Классификация профессий. Формула профессии.
- «Из первых рук». Экскурсии на предприятия. Встречи с профессионалами.
7 класс.
- Я чувствую, значит, существую. Тест эмоций.
- Определение типа будущей профессии.
- Творческие способности. Мыслитель или художник.
- «Из первых рук». Экскурсии на предприятия. Встречи с профессионалами.
8 класс.
- Темперамент и профессия.
- Эмоциональный интеллект. Опросник Н.Холла.
- Методика «Карта интересов».
- Коммуникативные способности. Профессии социальной сферы.
- Профессионально важные качества.
- «Из первых рук». Экскурсии на предприятия. Встречи с профессионалами.
9 класс.
- Способности и профессиональная пригодность.
- Профессиональный тип личности. Опросник Холланда.
- Методика «Матрица профессионального выбора».
- Мотивы выбора профессии. Направленность личности.
- Человеческий фактор.
- Свобода и ответственность.
- «Из первых рук». Экскурсии на предприятия. Встречи с профессионалами.
Организация самоуправления в классе.
Система воспитания, сложившаяся в нашей стране за последние десятилетия, получила название коллективистической. Она годами строилась и развивалась на основе тезиса, согласно которому воспитание и полноценное развитие личности возможно только в коллективе и через коллектив. Соответствующая мысль была высказана А.С.Макаренко: «Коллектив должен быть первой целью нашего воспитания». Своими практическими делами А.С.Макаренко в своё время действительно доказал, что развитый детский коллектив играет важную роль в воспитании личности. Не менее важную роль призвано сыграть участие детей в управлении своим коллективом. Развитие самоуправления помогает им почувствовать всю сложность социальных отношений, сформировать социальную позицию, определить свои возможности в реализации лидерских функций.
Структура самоуправления:
В основе классного самоуправления лежит совместная творческая деятельность классного руководителя, детей и их родителей. Высшим органом является собрание, которое проводится два раза в четверть. На собрании учащиеся ставят задачи на будущее, распределяют обязанности, планируют совместную деятельность. Развитие навыков самоуправления осуществляется через систему постоянных поручений. Каждый ученик в классе отвечает за определённые поручения. Практическая деятельность осуществляется в пяти комитетах. Разработкой коллективных творческих дел занимается инициативная группа. Инициативная группа – это временный орган коллектива, состоящий из добровольцев, изъявивших желание взяться за разработку и организацию какого-либо дела. Состав инициативной группы постоянно обновляется. В классе может работать одновременно несколько инициативных групп по интересам. Координирует и направляет работу комитетов и инициативных групп актив класса. В обязанности старосты и его заместителей входит подготовка и проведение классных собраний, участие в заседании актива, оформление классного уголка вместе с комитетом печати.
Ключевые принципы организации самоуправления.
Надёжность – выбери себе дело по душе и выполняй его без напоминаний.
Активность – активно познавай окружающий мир.
Добровольность – ты можешь многое сделать своими руками, проявив немного старания.
Единство – мы все в ответе за себя и друг за друга, можно выражать своё мнение, не ущемляя свободу и достоинство других.
Желание – успех любого дела зависит от участия каждого.
Дружба – все трудности можно преодолеть вместе.
Анализ – выполнив работу, проанализируй результат.
Девиз: Вступаем в жизнь с надеждой!
Шагаем с ней по жизни!
И в будущем надежду
Мы в сердце сбережём!
Устав класса.
- Соблюдать устав школы и установленные в школе правила для учащихся.
- Уважать права и считаться с интересами других людей.
- Заниматься в меру своих способностей.
- Принимать активное участие в жизни коллектива.
- Стремиться к взаимопониманию с одноклассниками, учителями.
- Соблюдать правила техники безопасности, гигиены и санитарии во время учебного процесса и на переменах.
- Соблюдать дисциплину и порядок на уроках и на переменах.
- Не опаздывать на уроки.
- Не пропускать школу без уважительной причины.
- Не покидать школьное здание, не получив на это разрешение классного руководителя.
Психодиагностика.
Одним из основных средств, направленных на реализацию самоопределения школьника, является развивающая психологическая диагностика. «Изучение психологического облика личности, - писал С.Л.Рубинштейн, - включает три основных вопроса. Первый вопрос, на который мы стремимся получить ответ, когда хотим узнать, что представляет собой тот или иной человек, гласит : чего хочет человек, что для него привлекательно, к чему он стремится? Это вопрос о его направленности, о его установках и тенденциях, потребностях, интересах и идеалах. Но вслед за вопросом о том, чего хочет человек, естественно встаёт второй : а что он может? Это вопрос о способностях, о дарованиях человека, о его одарённости. Однако способности – это сперва только возможности; для того, чтобы знать, как реализует и использует их человек, нам нужно ещё знать, что он есть, что закрепилось в качестве стержневых особенностей его личности. Это вопрос о характере человека».
Психолог Р.С.Немов выделяет следующие задачи психодиагностики:
- Изучение динамики возрастного психологического (познавательного, интеллектуального, личностного, межличностного) развития детей,
- Выяснение индивидуальных особенностей психического и поведенческого развития каждого ребёнка, его отклонений от стандарта,
- Определение одарённости ребёнка, его задатков, индивидуальных способностей и склонностей,
- Получение разносторонней информации о наличном состоянии психологии ребёнка, полезной для учителей и родителей, с задачей выбора наиболее подходящих для данного ребёнка содержания и методов обучения и воспитания.
В своей работе использую следующие методы психодиагностики : психологические тесты, анкетирование, психологические тренинги.
Примерный план проведения диагностики:
5 класс.
- Методика изучения мотивации при переходе в основную школу;
- Оценка уровня тревожности пятиклассников;
- Оценка степени удовлетворённости школьной жизнью;
- Социометрия;
- Диагностика профессиональных интересов по опроснику «Или-или»;
- Анкета для изучения успешности воспитательной работы;
- «Автопортрет класса».
6 класс.
- Определение типа мышления;
- Опросник профессиональных склонностей;
- Анкета «Наши общие дела»;
- Анкета «Воспитательная работа в классе глазами родителей».
7 класс.
- Изучение взаимоотношений в коллективе;
- Методика изучения мотивации учения для подростков;
- Социометрия;
- Оценка степени удовлетворённости школьной жизнью;
- Тест эмоций;
- Тест «Мыслитель или художник»;
- Анкета «Поставь оценку классу».
8 класс.
- Методика «Мои ценности»;
- Тест «Оценка собственного поведения в конфликтной ситуации»;
- Карта интересов;
- Эмоциональный интеллект. Опросник Н.Холла;
- Определение типа темперамента;
- Методика «Скрытая камера».
9 класс.
- Методика изучения мотивации обучения старших подростков на этапе окончания школы;
- Профессиональный тип личности. Опросник Холланда;
- Изучение психологического комфорта ученического коллектива.
Заключение.
В качестве заключения хочу привести два высказывания, которые необходимо знать и помнить каждому педагогу.
- « Мы рождены, чтобы жить совместно; наше общество – свод из камней, который обрушился бы, если бы один не поддерживал другого».
Сенека.
- «Душа ребёнка чиста, как белый снег, падающий с неба. И писать на ней надо белой палочкой, такой же чистой, как она сама. Проведёшь один раз чёрной палочкой, уже всю душу замараешь…»
М.Юхма.
Список литературы.
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» - М.2014
- Алоева М.А., Бейсова В.Е. Настольная книга классного руководителя.5-8 кл. Ростов н/Д, 2004.
- Апостолов О.П. Профориентация в России (опыт, проблемы, перспективы). 2011,CD
- Артюхова И.С. Воспитательная работа с подростками : занятия, игры, тесты.-М.,2004.
- Гайдукаева И.Ю., Юдина И.Г. Живая оценка : Программа «Портфолио в школе». Волгоград,2006.
- Дереклеева Н.И., Савченко М.Ю., Артюхова И.С. Справочник классного руководителя(5-9 кл.) - М.,2007.
- Евсина А.А. Полугодие с перспективой летней радости : Принципы КТД в деятельности классных руководителей. -М.,2009.
- Жиренко О.Е., Гайдина Л.И. и др. Дневник классного руководителя:5-11 кл.,-М.,2007.
- Касаткин В.Н. Здоровье : Предупреждение употребления алкоголя и наркотиков в школе.-М.,2005.
- Касаткин В.Н. Здоровье : Предупреждение насилия в школе.-М.,2005.
- Касаткин В.Н. Здоровье : Программа профилактики курения в школе.-М.,2005.
- Кулинич Г.Г. Вредные привычки : профилактика зависимостей:8-11 кл.-М.,2008.
- Немов Р.С. Психология. Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений.-В 3 кн. Кн.2 Психология образования.-М.,1995.
- Резапкина Г. Профориентация школьников/ «Классное руководство и воспитание школьников». №18,2007.
- Степанов Е.Н. Классному руководителю о воспитательной системе класса : Методическое пособие.-М.,2000.
- Цыбина О. Город «Надежда»: система самоуправления в классном коллективе/ «Классное руководство и воспитание школьников». №11,2008.