Воспитательная система (5-9 классы)

Кочеткова Любовь Владимировна

Воспитательная сисема для учащихся с 5 по 9 классы "Воспитание - только творчески". Будет интересна и педагогам, и родителям моих учеников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma.docx135.99 КБ

Предварительный просмотр:

                                                          Учитель 1 категории                                                          

                                                          Кочеткова Любовь Владимировна.

Нижний Новгород

2009 год

Моё воспитательное кредо:

«Эффективность работы классного руководителя во многом зависит от того, насколько организованное детское сообщество он может создать из класса. Только развитый и сплочённый коллектив может оказать значительное воспитывающее воздействие на детей. Только в творческой деятельности ребята вырастают, не приспосабливаясь к жизни, а преобразуя её вокруг себя».

Концептуальная часть.

Воспитание-вторая после научения сторона социализации ребёнка, приобретения им человеческого жизненного опыта. В отличие от обучения, где центром внимания является становление познавательных процессов человека, его способностей, приобретение им знаний, умений и навыков, воспитание нацелено на формирование человека как личности, его отношения к миру, обществу, людям. Воспитание начинается с определения его целей. Главная задача воспитания- формирование и развитие ребёнка как личности, обладающей теми полезными качествами, которые ей необходимы для жизни в обществе.

К разряду непреходящих ценностей, не имеющих исторических и государственных границ, относятся общечеловеческие нравственные ценности. Они-то и определяют собой цели воспитания на всех этапах социальной истории. Такие цели связаны с понятиями добра и зла, порядочности, гуманности и любви к природе. Это ещё и духовность, свобода, ответственность личности за то, что происходит с ней и вокруг неё, порядочность, скромность, человечность, бескорыстие, доброта.  

Наряду с общей целью возникают и специальные социальные цели воспитания, которые состоят в том, чтобы вырастить школьников инициативными, предприимчивыми людьми, честолюбиво стремящимися к достижению успехов.  

Сотрудничество с семьёй - залог успеха в воспитании детей.

Семья была, есть и будет главным фактором и условием развития и воспитания человека. На каких основах должны складываться отношения школы и семьи, чтобы воспитание детей было успешным? Ответ на этот вопрос есть у В.А.Сухомлинского: « Как можно меньше вызовов в школу матерей и отцов для моральных нотаций детям, для устрашения сыновей отцовской «сильной рукой» для предупреждения об опасностях, « если и дальше так будет продолжаться», - и как можно больше такого духовного общения детей с родителями, которое приносит радость матерям и отцам. Всё, что у ребёнка в голове, в душе, в тетради, дневнике - всё это мы должны рассматривать с точки зрения взаимоотношения детей и родителей и совершенно недопустимо, чтобы ребёнок приносил матери и отцу одни огорчения- это уродливое воспитание».  

В своей педагогической деятельности стремлюсь устанавливать тесный контакт с семьями учащихся, вовлекать их в совместную деятельность по воспитанию учащихся. В содержание сотрудничества с родителями следует включить следующие направления:

  • психолого-педагогическое просвещение родителей;
  • вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс;
  • оказание психолого-педагогической помощи родителям;
  • участие родителей в управлении делами класса.

Воспитательное пространство:

        

        

Принципы построения воспитательной работы:

  • безусловное принятие каждого ученика, его сильных и слабых сторон;
  • беспристрастность в оценке поступков учащихся;
  • терпение и терпимость в достижении результативности педагогического воздействия;
  • диалогичность и открытость в общении с учащимися;
  • отсутствие страха у педагога признать свою неправоту, свои непрофессиональные действия;
  • использование чувства юмора как неотъемлемого методического средства в работе с учащимися;
  • умение управлять своим настроением, не поддаваться влиянию предвзятого мнения;
  • умение признавать ошибки.

Заповеди классного руководителя:

  • никогда не унижать и не оскорблять детей;
  • стараться больше времени проводить с классом, бывать на разных уроках, на экскурсиях, в музеях, просто разговаривать;
  • стремиться понять расстановку сил в своём классе, определить микрогруппы класса, выяснить, кто является лидерами;
  • стараться отталкиваться от положительных черт характера конкретного ребёнка, отличать успехи и положительные сдвиги в учёбе, в каком-либо деле;
  • не брать на себя больше, чем в состоянии сделать;
  • работать в тесном сотрудничестве с родителями учащихся;
  • поощрять детскую самостоятельность, учить их этой самостоятельности;
  • быть гибким в отношениях с ребятами, уметь определить, где нужно быть строгим, а где можно посмеяться;
  • стремиться быть справедливым ко всем и во всём, никогда не доводить ситуацию до конфликта.

Ведущие роли классного руководителя:

  1. « Контроль», обеспечивающий включение учащихся в учебно-воспитательный процесс (контроль за посещением, поведением, дежурством, питанием, работа с учащимися и родителями ).  
  2. « Проводник по стране знаний», создающий условия для развития познавательного интереса и желания учиться (информирование учащихся и родителей о требованиях школы, воспитательные мероприятия познавательного характера, координация усилий всех учителей, работающих в классе).
  3. « Нравственный наставник», содействующий соблюдению учащимися норм и правил, разрешению возникающих конфликтов (обучение этике и этикету, беседы на нравственные, социальные, правовые темы, оценка поступков ученика).
  4. « Носитель культуры», помогающий освоить культурные ценности (экскурсии, походы в театры, музеи, выставки, вечера и беседы о культуре).
  5. «Социальный педагог», который способствует решению различных социальных проблем учащихся (создание нормальных условий общения в школе и дома, защита прав ребёнка, формирование навыков социальной жизни).
  6. « Старший товарищ»,  который помогает включиться в различные виды деятельности, берёт на себя часть заботы об учащихся (формирование коллектива класса, организация коллективной творческой деятельности).
  7. « Фасилитатор», оказывающий помощь учащимся в самопознании, самоопределении, самореализации (беседы, тренинги, игры, индивидуальная работа с учащимися).

Функциональный компонент.

Основными профессиональными функциями классного руководителя, как воспитателя класса, являются следующие:

аналитическая функция

классный руководитель изучает и анализирует:

  • индивидуальные особенности учащихся;
  • состояние и условия семейного воспитания учащихся в классе;
  • уровень воспитанности учащихся;

прогностическая функция

классный руководитель:

  • прогнозирует логику становления и развития коллектива учащихся;
  • определяет перспективы жизни и деятельности учащихся;
  • проектирует модель воспитательной системы класса;

организационно-координирующая функция

  • изучает особенности развития учащихся класса, их эмоциональное самочувствие;
  • защищает права и свободы учащихся класса, несёт ответственность за их жизнь и здоровье, безопасность во время учебных занятий и внеклассных мероприятий;
  • способствует созданию благоприятной атмосферы и морально-психологического климата для каждого учащегося класса;
  • организует жизнедеятельность коллектива;
  • развивает классное самоуправление;
  • контролирует посещаемость, дисциплину, успеваемость учащихся;
  • взаимодействует с учителями-предметниками, работающими в классе;
  • взаимодействует с семьями учащихся;
  • организует работу малого педсовета по проблемам учащихся класса;
  • содействует профессиональному самоопределению учащихся;

коммуникативная функция

классный руководитель:

  • содействует созданию благоприятных взаимоотношений «учитель-ученик», «учитель-родители», «родители-ученик»;
  • помогает учащимся установить отношения с окружающими людьми;
  • помогает учащимся сформировать навыки бесконфликтного общения, адаптироваться в классе, школе.

Механизм реализации программы.

Реализация данной программы осуществляется по трём основным направлениям:

  • первое направление - «Давайте познакомимся!»

(изучение индивидуальных и групповых характеристик класса);

  • второе направление – «Давайте жить дружно и интересно!»

(организация самоуправления);

  • третье направление – «Давайте помечтаем!»

(совместная работа педагога, учащихся и родителей по проектированию жизнедеятельности класса).

Виды и формы воспитательной деятельности.

Вид и основные задачи деятельности

Активные формы организации деятельности

Познавательная

Обогащение представлений учащихся об окружающей действительности, формирование потребности в образовании, содействие интеллектуальному развитию

Устные журналы, обзоры, обсуждение научно-популярных статей, экскурсии, конкурсы, турниры, олимпиады, лектории, конференции, защиты проектов, игры-путешествия, аукционы, викторины.

Трудовая

Формирование уважительного отношения к материальным ценностям как средствам для существования человека, содействие созданию, сохранению и приумножению материальных ценностей

Трудовые операции, акции, «десанты», музей трудовой славы, «город мастеров».

Общественная

Содействие социализации школьников, включение в активную общественно-полезную деятельность

Круглые столы, дискуссии, информационные часы,  встречи с интересными людьми, брифинги, вахты памяти, митинги.

Ценностно-ориентировочная

Формирование рационального осмысления общечеловеческих и социальных ценностей мира, осознания личностной причастности к миру во всех его появлениях, осознание своего я

Диспуты, уроки культуры поведения, часы вопросов и ответов, философский стол

Художественная

Развитие чувственного мироощущения, потребности в прекрасном, способности к художественному мышлению, реализация индивидуальных способностей

Конкурсы, выставки, школьные балы, фестивали, праздники, экскурсии, концерты, смотры талантов.

Спортивно-оздоровительная

Формирование здорового образа жизни, физическое развитие и совершенствование учащихся

Спортивные соревнования, подвижные игры, спортивные секции, весёлые старты, турниры, малые олимпийские игры.

Свободное общение

Организация досуга учащихся

«Огоньки», дни именинников, праздники, игры, викторины, походы.

Тематика библиотечных уроков.

5 класс.

  1. По страницам Пушкинианы.
  2. Великие путешественники и их открытия.
  3. Русские поэты о родной природе.
  4. Любимые книжки и их герои.

6 класс.

  1. Люди, подарившие миру книгу.
  2. Книги и их авторы.
  3. Книжная азбука.
  4. Мир приключений в книгах.

7 класс.

  1. Истории, которые претерпела книга на пути к читателю.
  2. Моя настольная книга.
  3. Из жизни замечательных авторов.
  4. Как работать с книгой в библиотеке.

8 класс.

  1. Писатели – лауреаты книжных премий.
  2. Научно-популярные книги. Чем они интересны?
  3. Книги, без которых было бы грустно жить.
  4. Мой любимый автор.

9 класс.

  1. Писатели-фантасты.
  2. Книжные предпочтения моей семьи.
  3. Энциклопедии и словари на моём столе.
  4. Что я ищу на книжной выставке.

Тематика родительских собраний.

5 класс.

  1. Давайте познакомимся.
  2. Адаптация учащихся к новым условиям обучения.
  3. Роль семьи в формировании интересов и увлечений школьников.
  4. Воспитательная система класса как условие успешного развития каждого учащегося.

6 класс.

  1. Этот трудный подростковый возраст.
  2. Здоровый образ жизни – основа успешной жизнедеятельности.
  3. Как развить у ребёнка работоспособность.
  4. Поощрение и наказание в воспитании детей.

7 класс.

  1. Роль семьи в воспитании моральных качеств личности.
  2. Свободное время подростка.
  3. Плохие отметки и их причины.
  4. Воспитание ненасилием в семье.

8 класс.

  1. Нравственные ценности в семье.
  2. Подросток и закон.
  3. «Защити своего ребёнка» ( о профилактике алкоголизма и наркомании).
  4. Ученик и коллектив.

9 класс.

  1. На пороге взрослости.
  2. Выбор дальнейшего пути. Профессиональное самоопределение учащихся.
  3. Как подготовить себя и ребёнка к будущим экзаменам.
  4. «Выпускник» (итоговое родительское собрание).

Профориентация.


   Целью профориентации учащихся общеобразовательной школы является формирование у них устойчивых мотивов самореализации в профессиональной деятельности с учетом общественных интересов и требований рынка труда. Особо значимой является проблема актуализации знаний учащихся о мире труда и профессий, приобретение адекватных пред-

ставлений о профессиональной деятельности и собственных возможностях. Ориентация на профессиональный труд и выбор учащимися профессионального будущего выступает как неотъемлемая часть всего учебно-воспитательного процесса, включая информационную и

консультационную работу, а также практическую деятельность по развитию склонностей и способностей школьников. 

   С учетом отечественных и зарубежных исследований (К.М. Гуревич, Е.А. Климов, К.К.Платонов, А. Маслоу, Д. Съюпер, С. Фукуяма и др.), а также результатов экспериментальной работы   выделяются следующие основные компоненты содержания профессиональной ориентации в школе:

- формирование «Образа Я»;

- анализ профессий;

- профессиональные пробы. 

   Важнейшим условием формирования «Образа Я» является знание учащимся собственных индивидуальных особенностей. Это знание и выступает движущей силой саморазвития личности.  

   Один из основных методов изучения индивидуальных особенностей учащихся в процессе профессионального самоопределения - психологическая диагностика, которая включает в себя изучение основных психологических качеств, профессиональных намерений, черт характера, особенностей эмоционально-волевой сферы, общих интеллектуальных способностей и проявлений темперамента личности. 

   Следующий компонент содержания профессиональной ориентации в школе – анализ профессий. Для обоснованного выбора профессии школьник должен обладать знаниями не только о своих возможностях, но и о требованиях основных классов профессий к человеку. С этой целью им анализируются все возможные роды занятий путем наблюдения и

изучения. Изучение учащимися мира труда предполагает наблюдение,  анализ профессионально важных качеств, самостоятельную работу со справочно-информационной литературой, моделирование профессиональной деятельности и др. 

   И, наконец, профессиональная проба - завершающий технологический цикл учебно-трудовой, познавательной деятельности учащихся, выполняемой в условиях, максимально приближенным к реальным. Это - одно из средств развития интереса и способностей учащегося к конкретному виду профессиональной деятельности, проверки осознанности и обоснованности выбора профессии. В процессе профессиональной пробы конкретизируются, актуализируются сформировавшиеся у учащегося знания и представления о данном виде профессиональной деятельности, группе смежных или родственных профессий, формируются первоначальные профессиональные умения, приобретается опыт практической работы. 

  Задача школы состоит в том, чтобы помочь ученикам прежде всего усвоить объем знаний о профессиях, возможностях дальнейшего образования, особенностях будущей трудовой деятельности, состоянии и перспективах развития рынка труда; познать собственные возможности и соотнести их со своим профессиональным выбором; принимать правильные решения и подготовиться к переходу в послешкольную среду. Уже сегодня необходимо больше внимания уделять проблемам «выживания» выпускников школ в

условиях конкуренции на рынке труда и растущей безработицы, формировать у учащихся такие умения и навыки, которые помогут им в дальнейшем адаптироваться в производственной среде, в реальной жизни.

Для реализации данной задачи в своей работе применяю курс уроков самоопределения для учеников 5-9 классов психолога Галины Резапкиной.

Тематика профориентационных занятий.

5 класс.

  1. Мои интересы (диагностика профессиональных интересов по опроснику «Или-или»).
  2. Что я знаю о профессиях.
  3. Творческая работа «Профессии моих родителей».
  4. Круг чтения. Сказка «Самоходные лапти».
  5. Творческая работа «Кем быть? Каким быть?»
  6. «Из первых рук». Экскурсии на предприятия. Встречи с профессионалами.

6 класс.

  1. Я мыслю, значит, существую. Определение типа мышления.
  2. Интересы и склонности в выборе профессии. Опросник профессиональных склонностей.
  3. Классификация профессий. Формула профессии.
  4. «Из первых рук». Экскурсии на предприятия. Встречи с профессионалами.

7 класс.

  1. Я чувствую, значит, существую. Тест эмоций.
  2. Определение типа будущей профессии.
  3. Творческие способности. Мыслитель или художник.
  4. «Из первых рук». Экскурсии на предприятия. Встречи с профессионалами.

8 класс.

  1. Темперамент и профессия.
  2. Эмоциональный интеллект. Опросник Н.Холла.
  3. Методика «Карта интересов».
  4. Коммуникативные способности. Профессии социальной сферы.
  5. Профессионально важные качества.
  6. «Из первых рук». Экскурсии на предприятия. Встречи с профессионалами.

9 класс.

  1. Способности и профессиональная пригодность.
  2. Профессиональный тип личности. Опросник  Холланда.
  3. Методика «Матрица профессионального выбора».
  4. Мотивы выбора профессии. Направленность личности.
  5. Человеческий фактор.
  6. Свобода и ответственность.
  7. «Из первых рук». Экскурсии на предприятия. Встречи с профессионалами.

Организация самоуправления в классе.

Система воспитания, сложившаяся в нашей стране за последние десятилетия, получила название коллективистической. Она годами строилась и развивалась на основе тезиса, согласно которому воспитание и полноценное развитие личности возможно только в коллективе и через коллектив. Соответствующая мысль была высказана А.С.Макаренко: «Коллектив должен быть первой целью нашего воспитания». Своими практическими делами А.С.Макаренко в своё время действительно доказал, что развитый детский коллектив играет важную роль в воспитании личности. Не менее важную роль призвано сыграть участие детей в управлении своим коллективом. Развитие самоуправления помогает им почувствовать всю сложность социальных отношений, сформировать социальную позицию, определить свои возможности в реализации лидерских функций.

Структура самоуправления:

В основе классного самоуправления лежит совместная творческая деятельность классного руководителя, детей и их родителей.  Высшим органом является собрание, которое проводится два раза в четверть. На собрании учащиеся ставят задачи на будущее, распределяют обязанности, планируют совместную деятельность. Развитие навыков самоуправления осуществляется  через систему постоянных поручений. Каждый ученик в классе отвечает за определённые поручения. Практическая деятельность осуществляется в пяти комитетах. Разработкой коллективных творческих дел занимается инициативная группа. Инициативная группа – это временный орган коллектива, состоящий из добровольцев, изъявивших желание взяться за разработку и организацию какого-либо дела. Состав инициативной группы постоянно обновляется. В классе может работать одновременно несколько инициативных групп по интересам. Координирует и направляет работу комитетов и инициативных групп актив класса. В обязанности старосты и его заместителей входит подготовка и проведение классных собраний, участие в заседании актива, оформление классного уголка вместе с комитетом печати.

Ключевые принципы организации самоуправления.

Надёжность – выбери себе дело по душе и выполняй его без напоминаний.

Активность – активно познавай окружающий мир.

Добровольность – ты можешь многое сделать своими руками, проявив немного старания.

Единство – мы все в ответе за себя и друг за друга, можно выражать своё мнение, не ущемляя свободу и достоинство других.

Желание – успех любого дела зависит от участия каждого.

Дружба – все трудности можно преодолеть вместе.

Анализ – выполнив работу, проанализируй результат.

                     Девиз:   Вступаем в жизнь с надеждой!

                                               Шагаем с ней по жизни!

                                               И в будущем надежду

                                               Мы в сердце сбережём!

Устав класса.

  1. Соблюдать устав школы и установленные в школе правила для учащихся.
  2. Уважать права и считаться с интересами других людей.
  3. Заниматься в меру своих способностей.
  4. Принимать активное участие в жизни коллектива.
  5. Стремиться к взаимопониманию с одноклассниками, учителями.
  6. Соблюдать правила техники безопасности, гигиены и санитарии во время учебного процесса и на переменах.
  7. Соблюдать дисциплину и порядок на уроках и на переменах.
  8. Не опаздывать на уроки.
  9. Не пропускать школу без уважительной причины.
  10. Не покидать школьное здание, не получив на это разрешение классного руководителя.

Психодиагностика.

Одним из основных средств, направленных на реализацию самоопределения школьника, является развивающая психологическая диагностика. «Изучение психологического облика личности, - писал С.Л.Рубинштейн, - включает три основных вопроса. Первый вопрос, на который мы стремимся получить ответ, когда хотим узнать, что представляет собой тот или иной человек, гласит : чего хочет человек, что для него привлекательно, к чему он стремится? Это вопрос о его направленности, о его установках и тенденциях, потребностях, интересах и идеалах. Но вслед за вопросом о том, чего хочет человек, естественно встаёт второй : а что он может? Это вопрос о способностях, о дарованиях человека, о его одарённости. Однако способности – это сперва только возможности; для того, чтобы знать, как реализует и использует их человек, нам нужно ещё знать, что он есть, что закрепилось в качестве стержневых особенностей его личности. Это вопрос о характере человека».

Психолог Р.С.Немов выделяет следующие задачи психодиагностики:

  • Изучение динамики возрастного психологического (познавательного, интеллектуального, личностного, межличностного) развития детей,
  • Выяснение индивидуальных особенностей психического и поведенческого развития каждого ребёнка, его отклонений от стандарта,
  • Определение одарённости ребёнка, его задатков, индивидуальных способностей и склонностей,
  • Получение разносторонней информации  о наличном состоянии психологии ребёнка, полезной для учителей и родителей, с задачей выбора наиболее подходящих для данного ребёнка содержания и методов обучения и воспитания.

В своей работе использую следующие методы психодиагностики : психологические тесты, анкетирование, психологические тренинги.

Примерный план проведения диагностики:

5 класс.        

  • Методика изучения мотивации при переходе в основную школу;
  • Оценка уровня тревожности пятиклассников;
  • Оценка степени удовлетворённости школьной жизнью;
  • Социометрия;
  • Диагностика профессиональных интересов по опроснику «Или-или»;
  • Анкета для изучения успешности воспитательной работы;
  • «Автопортрет класса».

6 класс.

  • Определение типа мышления;
  • Опросник профессиональных склонностей;
  • Анкета «Наши общие дела»;
  • Анкета «Воспитательная работа в классе глазами родителей».

7 класс.

  • Изучение взаимоотношений в коллективе;
  • Методика изучения мотивации учения для подростков;
  • Социометрия;
  • Оценка степени удовлетворённости школьной жизнью;
  • Тест эмоций;
  • Тест «Мыслитель или художник»;
  • Анкета «Поставь оценку классу».

8 класс.

  • Методика «Мои ценности»;
  • Тест «Оценка собственного поведения в конфликтной ситуации»;
  • Карта интересов;
  • Эмоциональный интеллект. Опросник Н.Холла;
  • Определение типа темперамента;
  • Методика «Скрытая камера».

9 класс.

  • Методика изучения мотивации обучения старших подростков на этапе окончания школы;
  • Профессиональный тип личности. Опросник Холланда;
  • Изучение психологического комфорта ученического коллектива.

Заключение.

В качестве заключения хочу привести два высказывания, которые необходимо знать и помнить каждому педагогу.

  1. « Мы рождены, чтобы жить совместно; наше общество – свод из камней, который обрушился бы, если бы один не поддерживал другого».

                                                        Сенека.

  1. «Душа ребёнка чиста, как белый снег, падающий с неба. И писать на ней надо белой палочкой, такой же чистой, как она сама. Проведёшь один раз чёрной палочкой, уже всю душу замараешь…»

                                                         М.Юхма.

Список литературы.

  1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»  - М.2014
  2. Алоева М.А., Бейсова В.Е. Настольная книга классного руководителя.5-8 кл. Ростов н/Д, 2004.
  3. Апостолов О.П. Профориентация в России (опыт, проблемы, перспективы). 2011,CD
  4. Артюхова И.С. Воспитательная работа с подростками : занятия, игры, тесты.-М.,2004.
  5. Гайдукаева И.Ю., Юдина И.Г. Живая оценка : Программа «Портфолио в школе». Волгоград,2006.
  6. Дереклеева Н.И., Савченко М.Ю., Артюхова И.С. Справочник классного руководителя(5-9 кл.) - М.,2007.
  7. Евсина А.А. Полугодие с перспективой летней радости : Принципы КТД в деятельности классных руководителей. -М.,2009.
  8. Жиренко О.Е., Гайдина Л.И. и др. Дневник классного руководителя:5-11 кл.,-М.,2007.
  9. Касаткин В.Н. Здоровье : Предупреждение употребления алкоголя и наркотиков в школе.-М.,2005.
  10. Касаткин В.Н. Здоровье : Предупреждение насилия в школе.-М.,2005.
  11. Касаткин В.Н. Здоровье : Программа профилактики курения в школе.-М.,2005.
  12. Кулинич Г.Г. Вредные привычки : профилактика зависимостей:8-11 кл.-М.,2008.
  13. Немов Р.С. Психология. Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений.-В 3 кн. Кн.2 Психология образования.-М.,1995.
  14. Резапкина Г. Профориентация школьников/ «Классное руководство и воспитание школьников». №18,2007.
  15. Степанов Е.Н. Классному руководителю о воспитательной системе класса : Методическое пособие.-М.,2000.
  16. Цыбина О. Город «Надежда»: система самоуправления в классном коллективе/ «Классное руководство и воспитание школьников». №11,2008.