Воспитательная система (10-11 классы)
Воспитательная система "Технология сотрудничества" для учащихся 10-11 классов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vosp.programma.docx | 30.85 КБ |
Предварительный просмотр:
(для учащихся 10 – 11 классов)
Автор:
учитель 1 категории
Кочеткова Л.В.
Нижний Новгород
2013 год
Пояснительная записка.
Социальные и экономические процессы, проходящие в российском обществе, накладывают свой отпечаток на образовательные учреждения. Всё более высокие требования предъявляет жизнь современному выпускнику школы. Множество реформ и нововведений пережило советское и российское образование. Понятие «педагогические новации» прочно вошло в темы педагогических дискуссий. К сожалению, многие новации остаются всего лишь пожеланиями, не обеспеченными никакими механизмами. Л.С.Выготский шутил по этому поводу: «Их объём приблизился к бесконечности, а содержание - к нулю».
Долгое время приоритет в общеобразовательной школе отдавался процессу обучения. Сегодня остро встал вопрос о воспитанности школьников, возрождении их духовности. Главной задачей школы становится повышение её роли как центра воспитательной деятельности общества.
Педагогика воспитательных отношений должна активно проникать и в учебный процесс, и во внеурочную деятельность школы. При этом не надо изобретать велосипед. Для организации совместной деятельности и педагогически ценных отношений во внеурочной работе уже существует методика, которая в 1950-е годы получила название методики коллективного творческого воспитания. Она впитала в себя лучшие идеи гуманистической педагогики. Большой вклад в её развитие внесли классики российской педагогики С.Т. Шацкий и А.С. Макаренко. Последние 60 лет внесли коррективы в данную методику, обогатив её новыми технологиями. Неизменным остаётся деятельностно-отношенческий подход к воспитанию, который является фундаментом методики.
Психолого-педагогические основы
воспитания старшеклассников в школе.
Ранняя юность – время реального перехода к настоящей взрослости, первые признаки которой появляются в подростковом возрасте. И если подросток – это в основном ещё полуребёнок, то юноша – более чем наполовину взрослый.
На период ранней юности приходится становление нравственного самосознания. Благодаря опережающему развитию их интеллекта, старшеклассники задумываются над вопросами, волнующими взрослых. Их интересуют проблемы добра и зла, справедливости и беззакония, порядочности и беспринципности.
Однако нынешнему поколению молодых людей присущ трезвый, разумно-практический взгляд на жизнь, независимость и самостоятельность. Современное поколение способно самостоятельно делать выбор, лично ориентироваться во всём и занимать вполне независимые позиции.
К окончанию школы большая часть юношей и девушек представляют собой людей, практически нравственно сформированных, обладающих зрелой и устойчивой моралью.
Старший школьный возраст характеризуется продолжающимся развитием общих и специальных способностей на базе основных ведущих видов деятельности: учения, общения и труда. В учении формируются общие интеллектуальные способности, особенно понятийное теоретическое мышление. В общении формируются и развиваются коммуникативные способности, включающие умение вступать в контакт с незнакомыми людьми, добиваться их расположения и взаимопонимания. В труде идёт активный процесс становления тех практических умений и навыков, которые в будущем могут понадобиться в профессиональной деятельности.
Ранний юношеский возраст – это время профессионального самоопределения. Очень важно именно в эти годы окончательно выявить и развить те способности, на основе которых старший школьник мог бы разумно и грамотно выбрать профессию.
Отличительная особенность подросткового и раннего юношеского возраста – это тяга к общению со сверстниками и некая изолированность от взрослых. Психологически изолированные от взрослых, старшеклассники образуют замкнутые возрастные группировки. Через общение они усваивают жизненные цели и ценности, нравственные идеалы, нормы и формы поведения. Но очень важно, чтобы школьники взаимодействовали не только между собой, но и со взрослыми. Желательно, чтобы такие группировки были на виду у взрослых с той целью, чтобы педагогически и психологически умело руководить ими, усиливая положительное влияние на детей. Для этого можно создавать ученическое самоуправление и дискуссионные клубы. Благоприятные возможности для межвозрастного общения детей и взрослых создаёт их совместный труд.
Не менее важным в воспитании старших школьников являются средства массовой информации и культура. Желательно, чтобы информирование о социальных и культурных событиях в семье и школе стало регулярным и взаимным.
Одно из наиболее примечательных явлений старшего школьного возраста – это тяга к самовоспитанию (физическому, нравственному, социально-мировоззренческому, самореализации). Заинтересованное, доброжелательное и деятельное участие взрослого в самовоспитании школьника помогает ему поверить в свои силы и преодолеть кризисные явления и комплексы. Большую роль в самовоспитании играет пример взрослого.
Основные этапы организации воспитательной деятельности.
Для того чтобы процесс воспитания был продуктивным, необходимо учитывать пять основных этапов организации воспитательной деятельности.
- Осознание воспитанниками основных ценностей жизни.
На этом этапе необходима планомерная работа педагога по осмыслению вместе с воспитанниками основных ценностей жизни, привнесение их в ученическое сообщество, обеспечение условий для их принятия. Большую помощь могут оказать информационные классные часы, тренинги, спортивно-оздоровительные мероприятия, личный пример педагога.
- Включение воспитанников в совместную внутренне мотивированную деятельность, в диалогическое общение, в совокупность ценных отношений.
Этот этап связан с мотивацией школьников на участие в совместной деятельности, с откликом на решаемую проблему. Результативное участие школьников в доступных, значимых для них видах деятельности позволит воспитателю в дальнейшей работе ставить и решать более сложные педагогические задачи по развитию социальных потребностей воспитанников. Возможно участие школьников в самоуправлении, в праздничных и спортивных мероприятиях, в агитбригадах.
- Проявление учениками значимых для них отношений, усиление позитивных, корректировка негативных.
Степень проявления школьниками отношений будет зависеть от степени их включённости в деятельность, от общего уровня активности личности. Иногда необходимо искусственно создавать ситуации, в которых учащиеся неизбежно выражают своё ценностное отношение к чему-либо, например, вовлекать в дискуссию.
- Стабилизация позитивных отношений с целью закрепления их в социально-психологических свойствах личности.
Если удалось включить воспитанников в педагогически ценные отношения, если они нашли отклик во внутреннем состоянии детей, проявились в их деятельности, то эти отношения необходимо закрепить. На этом этапе возможно создание дискуссионного клуба, научного общества и т.п.
- Реализация лучших свойств личности в поведении и поступках человека в процессе социально значимой деятельности.
Принципы методики совместного творческого воспитания.
- вера в неограниченные потенциальные возможности каждого участника совместного дела, восприятие его как неповторимой индивидуальности, лица активного и инициативного;
- учёт индивидуальных и типологических особенностей всех участников совместного творческого дела, а также потребностей и интересов участников конкретной группы;
- добровольность участия воспитанников, свобода выбора как формы, содержания дела, так и способов его реализации;
- выстраивание всего процесса – от рождения идеи до её воплощения – с учётом высказанных участниками предложений на основе принципа « от мнения каждого – к общему мнению»;
- реализация доминантной позиции воспитателя, когда он не диктует, но и не наблюдает со стороны, а включается в совместную работу;
- наличие гибких, часто обновляющихся органов самоуправления, позволяющее каждому участнику овладеть управленческими и исполнительскими функциями;
- рефлексивное осмысление собственных действий, что позволяет активно включить механизмы самовоспитания.
Значение совместной воспитательной деятельности.
- Совместная деятельность как процесс духовного творчества является основным условием организации воспитательных отношений.
- Совместная деятельность является стимулом личностного развития и самоутверждения растущего человека.
- В процессе совместной деятельности у школьников закрепляется отношение к ней как к интересной, нужной, личностно-значимой.
- В процессе совместной деятельности у школьников закрепляется отношение к себе как к яркой индивидуальности, проявляется уверенность в решении достаточно сложных дел, вера в успех, увлечённость, оптимизм, стремление стать лучше.
- Ситуативное лидерство, взаимопомощь в ходе совместной работы создают возможность для творческого самоутверждения участников.
- В деятельности возникают творческое обучение, товарищеское уважение, требовательность друг к другу, взаимопонимание, взаимовыручка.
- Открываются широкие возможности для активизации личностного развития за счёт информационного обмена, интенсивного взаимообогащения воспитанников и воспитателей.
- Сотворчество, проявление внимания к каждому участнику, его потребностям и интересам позволяет гуманизировать отношения внутри школы в целом.
- Создаются благоприятные условия для роста профессионального мастерства воспитателя.
Виды и формы воспитательной деятельности. | |
Вид и основные задачи деятельности | Активные формы организации деятельности |
Познавательная.Обогащение представлений учащихся об окружающей действительности. Формирование потребности в образовании, содействие интеллектуальному развитию. | Устные журналы, обзоры, экскурсии, конкурсы, турниры, олимпиады, лектории, конференции, защиты проектов, викторины, игры. |
Трудовая.Формирование уважительного отношения к материальным ценностям как средствам для существования человека. Содействие созданию, сохранению и приумножению ценностей. | Уборка кабинета, благоустройство пришкольной территории, дежурство по школе. |
Общественная.Содействие социализации школьников, включение в жизнь страны и города и активную общественно полезную деятельность. | Круглые столы, дискуссии, информационные часы, встречи с интересными людьми, брифинги, митинги. |
Ценностно-ориентировочная.Формирование рационального осмысления общечеловеческих и социальных ценностей мира, осознания личностной причастности к миру во всех его проявлениях, осознание своего я. | Диспуты, уроки культуры поведения, доверительные разговоры, день добрых сюрпризов. |
Художественная.Развитие чувственного мироощущения. Потребности в прекрасном, способности к художественному мышлению, реализация индивидуальных способностей. | Конкурсы, выставки, школьные балы, фестивали, праздники, экскурсии, концерты, вернисажи, ярмарки. |
Спортивно-оздоровительная.Формирование здорового образа жизни, физическое развитие и совершенствование учащихся. | Спортивные и подвижные игры, соревнования, спортивные секции, малые олимпийские игры, весёлые старты, турниры. |
Свободное общение.Организация взаимнообогащающего досуга учащихся. | «огоньки» для именинников, вечера отдыха, походы, клубы по интересам. |
Примерная тематика информационных классных часов.
- Два полюса общения.
- Конфликты и взаимопонимание.
- Личность.
- Выбор профессии.
- Самовоспитание и проблема выбора.
- Гражданственность.
- Земля – наша общая забота.
- Добро и зло.
- Земля без войны.
- Честь и достоинство.
- Культура мира.
- Культура личности – духовная ценность.
- Берегите друзей.
- Найди себя.
Примерная тематика родительских собраний.
- Культура поведения.
- Психология воспитания старшего школьника.
- Профессиональное самоопределение.
- Нравственное и духовное становление молодёжи.
- ЕГЭ: как пережить без стресса.
- Современные требования к выпускнику школы.
Психодиагностика.
- Самоанализ «Что я знаю о себе».
- Модифицированный тест Холланда на профессиональное самоопределение.
- Определение созависимости.
- Определение уровня овладения универсальными учебными действиями.
- Определение уровня воспитанности.
Условия успешной реализации программы.
- Поддержка идеи программы учащимися, родителями и учителями.
- Привлечение к реализации программы школьного психолога.
- Организация активной, эмоционально насыщенной деятельности детей и родителей.
- Сотрудничество с учителями, работающими в классе.
Прогнозируемые результаты.
Реализация программы позволит воспитать Личность:
- социально активную, выбирающую здоровый образ жизни;
- умеющую делать нравственный выбор и нести за него ответственность;
- имеющую потребность в творческой самореализации;
- умеющую видеть перспективу своей жизни и строить планы на будущее.
Литература.
- Ксензова Г.Ю. Педагогические основы воспитательной деятельности учителя. - М.: Центр «Педагогический поиск»,2004.
- Кулинич Г.Г.Классные часы: Культура общения. Личностный рост. Самовоспитание.10-11 классы. - М.:ВАКО,2007.
- Мишакина Т.Л., Шестырёва Н.П., Андрюхина И.Н. Портфолио учащегося средней школы. – М.: Издательство «Ювента»,2012.
- Немов Р.С. Психология. Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений. В 3 кн. Кн.2. Психология образования. – М.: Просвещение: ВЛАДОС,1995.
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» -М.: Эксмо, 2014.