Беседа с детьми в старшей группе на тему: "Наш дом-природа"

Селиверстова Светлана Николаевна

Наш дом родной, наш общий дом -

Земля, где мы с тобой живём!

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл beseda_nash_dom_-_priroda.docx21.48 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 55 комбинированного вида»

Беседа с детьми в старшей группе  на тему:

 «Наш дом - природа»

                                                                                        Подготовила и  провела:

                                                                               воспитатель 1 кв.кат.

                                                                           Селиверстова С.Н.

                                                                                 

Саранск, 2021

Цель: Дать детям понять, что природа – это наш общий дом, расширять знания детей о природе, продолжать формировать представление о роли природы в жизни человека.

Задачи:

 Образовательные:

1.Уточнять и расширять имеющиеся представления детей о лесе.

2. Формировать осознанно – правильное отношение к объектам природы.

 Развивающие:

1.Развивать у детей познавательный интерес к жизни леса и его обитателям, используя художественное слово (пословицы, загадки, стихотворения).

2. Развивать в детях чувства сопричастности ко всему живому и прекрасному.

3.Развивать связную речь, обогащать словарный запас детей.

 Воспитательные:

1.Воспитывать эстетические и нравственные чувства, заботливое отношение к природе.

2.Воспитывать эмоционально – доброжелательное отношение к живым объектам природы.

Предварительная работа: загадывание загадок, чтение художественной литературы, беседы.

Ход беседы:

(Воспитатель читает стихотворение)

Наш дом родной, наш общий дом -

Земля, где мы с тобой живём!

Чудес нам всех не перечесть,

Одно у них названье есть:

Леса и горы и моря-

Всё называется - земля!

Воспитатель: Ребята, посмотрите, что это?

 (Ответы детей.)

Воспитатель: Правильно, это наша земля. Наша земля это наш общий дом.

Как вы думаете, ребята, что мы оставляем на нашей планете Земля?

Вот такие следы остаются после вас на земле. Даже если вы их не видите, земля помнит их. И каждый человек, живущий на этой планете, оставляет свой след. Посмотрите, какие следы вы видите на земле.

(Ответы детей.)

Воспитатель: Сегодня мы с вами поговорим о том, какой же след мы должны оставить на земле.

Если природа - общий дом, то каждый из вас имеет свой дом. И каждый старается в своём доме поддерживать чистоту и порядок.

«Люблю я бегать босиком,

Разбрызгивая лужи,

И оставлять следы потом.

Но солнце землю сушит.

Я на асфальте обведу

Свои следы мелками.

Но ветер тучи принесёт

И смоет их дождями.

А может, краски попросить

И, извозив сандалии, так на дороге наследить,

Чтоб все об этом знали?

А мне в ответ: Земля твой дом.

Грязь разводить не стоит в нём.»

Воспитатель: Дети, какой можно сделать вывод?

 (Ответы детей.)

Воспитатель: Земля - общий дом человека. Все люди на свете одна большая семья. И все стараются, что–то сделать для неё, у кого- то получается, у кого-то нет.

Природа позаботилась о том, чтобы Земля всегда была в «порядке».

Ребята, назовите, какие вы знаете природные явления.

(Ответы детей.)

Воспитатель: Подумайте, как эти различные природные явления помогают Земле выглядеть так?

Например, такое природное явление, как ветер как помогает?

 (Ответы детей.)

 Воспитатель: Ветер приносит прохладу, очищает воздух. А что, даёт дождь?

(Ответы детей.)

Воспитатель: Как помогает Земле снег?

 (Ответы детей.)

Воспитатель: А как солнце помогает Земле выглядеть именно так?

 (Ответы детей.)

Воспитатель:  Солнце даёт свет всему живому. Но солнце не только светит, что ещё делает?

Ребята, каждый из вас живёт в доме со стенами, но как только мы выходим за порог нашего дома, мы попадаем в другой дом.

«Словно крыша над землёю,

Голубые небеса.                          

А под крышей голубою -

Горы, реки и леса,

И поляны и цветы, и, конечно я и ты».

Так, в какой мы дом попадаем? Правильно в дом – природу.

Посмотрите, ребята, на эти рисунки обычного дома и дома природы, и сравним эти дома. (Картины.)

Отчего в нашем доме бывает светло? (От лампы.)

А что можно сравнить с лампой в природе? (Солнце.)

Но солнце не только греет, с мем его можно еще сравнить?... с плитой, батареей.

В природе идёт дождь, а в нашем доме, что напоминает дождь? (Душ.)

В природе ветер, а в доме? (Вентилятор.)

В доме есть пол, а в природе? (Земля.)

На полу у нас лежит ковёр, ан на земле? (Растёт трава.)

В обычном доме бывают каменные и деревянные стены, а в доме природы? (Горы и деревья.)

У нас горит пламя на газовой плите, а в природе огонь откуда выходит? (Вырывается из вулкана.)

В природе выпадает снег, накапливается лёд на высоких горах, а у себя в обычном доме человек научился делать снег где? (В холодильнике.)

В природе живут какие животные? (Дикие.)

В обычном доме? (Домашние.)

В природе дикорастущие растения, а в доме? (комнатные растения)

Ребята, почему в обоих домах художник оставил часть рисунка не закрашенным, это что? (Воздух.)

А зачем нужен воздух, что произойдёт если не будет воздуха? (Ответы детей.)

Воспитатель:  Проведём небольшой опыт и узнаем, что произойдёт, если не будет поступать воздух в наш организм. Закройте рукой нос. Вы можете дышать? почему? Воздух нам нужен, без него мы не сможем жить.

Скажите, пожалуйста, кому ещё нужен воздух, кто ещё не сможет жить без воздуха? (Животные, птицы.)

А теперь мы отдохнём и немножко поиграем. 

Игра с мячом: «Воздух, земля, вода, огонь»

(Играющие становятся в круг, у одного игрока мяч, он–ведущий. Ведущий бросает мяч кому-нибудь из играющих, произнося при этом одно из слов: «земля», «вода», «воздух», «огонь». Если водящий сказал «земля! », тот, кто поймал мяч, должен быстро назвать того, кто обитает в этой среде; на слово «вода! » играющий отвечает названием рыб; на слово «воздух! » - названием птиц. При слове «огонь! » игрок, поймавший мяч, быстро передаёт его соседу, тот – следующему и т. д., пока мяч не возвращается водящему).

Игрок, который ошибся, не передал мяч по команде «огонь! » или уронил мяч, выбывает из игры.

Д/и  «Подбери знак»

(Ребенок подходит к столу и показывает  рисунок)

- «Не разводить костёр»,

- «Не шуметь»,

- «Не ломать ветки»,

- «Не рвать растения»,

- «Не разорять птичьи гнёзда»,

- «Не трогать детёнышей животных».

Воспитатель: Лес – это большой дом. В нём есть место для всех лесных жителей. Лес кормит своих жителей, защищает от сильного ветра, палящего солнца, в лесу чистый ароматный воздух. Хозяин всего этого огромного лесного царства – дедушка лесник. Он следит за порядком в лесу, за чистотой, охраняет лес от браконьеров и пожаров.

Если вы знаете правила поведения в лесу, то дедушка лесник всегда вам будет рад. Вы знаете как нужно себя вести в лесу, чего нельзя делать.

Воспитатель: Дети, а теперь вспомним правила поведения в лесу.

Ходить в лес можно только со взрослыми.

Закончить поход и покинуть лес необходимо до заката, так как находиться ночью в лесу очень опасно.

Ни в коем случае нельзя поджигать сухую траву.

Обязательно забирайте весь образовавшийся мусор с собой, берите не только свой мусор, но и оставленный нерадивыми туристами.

Постарайтесь сильно не шуметь в лесу, не включать громкую музыку.

Не бейте стекло в лесу, осколки могут вас поранить.