3. Конкурс "Воспитатель года России -2018"
Методические материалы по проведению муниципального этапа конкурса "Воспитатель года России -2018"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Информационная карта Лазарева Л.М. | 409 КБ |
Эссе на тему "Я - педагог" | 702.07 КБ |
Методическая разработка образовательной деятельности "Методическая находка" | 2.37 МБ |
АПО Формирование речевых навыков у детей с общим недоразвитием речи на основе технологии наглядного моделирования с применением | 89.65 КБ |
Приложение №1 | 52.5 КБ |
Приложение №2 | 15.53 КБ |
Приложение №3 | 30.18 КБ |
Приложение №4 | 493 КБ |
Приложение №5 | 19.05 КБ |
Предварительный просмотр:
В оргкомитет
регионального этапа Всероссийского
конкурса «Воспитатель года России – 2018»
ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА
УЧАСТНИКА РЕГИОНАЛЬНОГО ЭТАПА ВСЕРОССИЙСКОГО КОНКУРСА «ВОСПИТАТЕЛЬ ГОДА РОССИИ – 2018»
(бумажный и электронный варианты)
Лазарева (фамилия) Любовь Михайловна (имя, отчество) | |||||
1. Общие сведения | |||||
Субъект Российской Федерации | РФ | ||||
Населенный пункт | п.Чернняка | ||||
Дата рождения (день, месяц, год) | 18 сентября 1974г. | ||||
Место рождения | Белгородская область, п. Чернянка | ||||
2. Работа | |||||
Место работы (наименование образовательного учреждения в соответствии с уставом) | муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Россияночка» п.Чернянка Белгородской области» | ||||
Занимаемая должность | учитель-логопед | ||||
Общий трудовой и педагогический стаж (полных лет на момент заполнения анкеты) | общий трудовой стаж - 21, педагогический стаж- 14 лет | ||||
Квалификационная категория | первая | ||||
Почетные звания и награды (наименования и даты получения) | не имеет | ||||
Послужной список (места и сроки работы за последние 5 лет) | с 12.01.2004г. воспитатель детский сад № 3 «Колокольчик» п. Чернянка, с 02.09.2013г. учитель - логопед МДОУ «Детский сад «Колокольчик» комбинированного вида п. Чернянка Белгородской области», с 02.11.2015г. учитель – логопед МБДОУ «Детский сад «Россияночка» п. Чернянка Белгородской области». | ||||
3. Образование | |||||
Название, год окончания учреждения профессионального образования, факультет | высшее Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «БелГУ», 2009г., дошкольное образование | ||||
Специальность, квалификация по диплому | специальность - «Дошкольная педагогика и психология» с дополнительной специальностью «Логопедия», квалификация – «Преподаватель дошкольной педагогики и психологии, учитель-логопед» | ||||
Дополнительное профессиональное образование за последние три года (наименования образовательных программ, модулей, стажировок и т.п., места и сроки их получения) | диплом о профессиональной переподготовке - АНО ДПО «УрИПКиП» по программе «Специальное (дефектологическое) образование», в объеме 580 часов, 2018г., - повышение квалификации в ОГАОУДПО «Белгородский институт развития образования» по программе «Современные подходы к организации коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда дошкольной образовательной организации» в объеме 72 часов, 2017г., - онлайн-семинар «ИКТ-компетентность педагога и практические вопросы внедрения и эксплуатации информационной системы образовательного учреждения в соответствии с требованиями ФГОС», 2 академических часа, АНО «Санкт-Петербургский центр дополнительного профессионального образования», 2016г. | ||||
Основные публикации (в т.ч. брошюры, книги) | Статьи в сборнике: - I заочная межрегиональная научная конференция «Вот ребёнок – вот человек» по теме «Внедрение инклюзивного образования ДОО. Первые результаты и перспективы», январь 2018г., - региональная научно-практическая конференция «Реализация ФГОС ДО, как условие повышения качества дошкольного образования» по теме «Использование здоровьесберегающих приёмов Су-джок терапии в коррекционно-образовательной деятельности с детьми с ОВЗ», май 2018г. | ||||
4. Конкурсное задание «Интернет-портфолио» | |||||
Адрес персонального Интернет-ресурса (только один). Интернет-адрес должен быть активным при открытии при входе через любой браузер (Internet Explorer, Mozilla Firefox, Google Chrome, Opera). | http://logoped18.ru/logopedist/logoped-v-belgorodskoy-oblasti-lazareva-lyubov-mikhaylovna.php | ||||
5. Общественная деятельность | |||||
Членство в Профсоюзе (наименование, дата вступления) | Чернянская районная организация Профсоюза работников народного образования и науки РФ, 1996г. | ||||
Участие в других общественных организациях (наименование, направление деятельности и дата вступления) | - | ||||
Участие в работе методического объединения | Член рабочей группы «Об оказании логопедической и психолого-педагогической помощи несовершеннолетним сельских поселений на территории муниципального района «Чернянский район», приказ управления образования администрации Чернянского района №332 от 23.03.18г. | ||||
Участие в разработке и реализации муниципальных, региональных, федеральных, международных программ и проектов (с указанием статуса участия) | Член рабочей группы регионального проекта «Развитие туризма на базе дошкольных образовательных организаций области «Белгородские тропы», приказ ДОО № 76 от 14.11.17г. | ||||
6. Досуг | |||||
Хобби | Туризм | ||||
7. Контакты | |||||
Рабочий адрес с индексом | 309560, Белгородская область, п. Чернянка, пл. Наримана, 25 | ||||
Домашний адрес с индексом | 309560, Белгородская область, п. Чернянка пер. Свердлова, 1 | ||||
Рабочий телефон с междугородним кодом | 8-47-(232) 5-76-03 | ||||
Домашний телефон с междугородним кодом | нет | ||||
Мобильный телефон с междугородним кодом | 8-960-620-15-42 | ||||
Факс с междугородним кодом | - | ||||
Рабочая электронная почта | |||||
Личная электронная почта | |||||
Адрес личного сайта в Интернете | https://nsportal.ru/lyubov-mihaylovna-lazareva | ||||
Адрес сайта дошкольного образовательного учреждения в Интернете, где можно познакомиться с участником и публикуемыми им материалами | http://dourossianochka.ucoz.net/ | ||||
8. Документы | |||||
Паспорт (серия, номер, кем и когда выдан) | серия 14 99 № 083175 выдан Отделом внутренних дел Чернянского района Белгородской области, дата выдачи: 08.07.1999 | ||||
ИНН | 311900538800 | ||||
Свидетельство пенсионного государственного страхования | № 011-588-694-56 | ||||
9. Профессиональные ценности | |||||
Педагогическое кредо участника | «Сегодня выполнять свою работу лучше, чем вчера, а завтра лучше, чем сегодня» | ||||
Почему нравится работать в дошкольной образовательной организации, реализующей программы дошкольного образования | Детский сад – это сказочный мир, в котором происходят чудеса, где живут добрые волшебники и маленькие эльфы. Это радость от постоянного и непосредственного общения с детьми, которые позволяют мне погружаться в атмосферу детства, отдавая им частичку своего сердца | ||||
Профессиональные и личностные ценности, наиболее близкие участнику | Любовь и уважение к детям, доброта, ответственность, терпение, оптимизм, увлеченность своей работой, профессиональная компетентность, честность и порядочность | ||||
В чем, по мнению участника, состоит основная миссия воспитателя | «Если всем сердцем любишь детский смех, детскую речь, непосредственность, если чувствуешь в себе море творческого потенциала, не надо отказывать себе в удовольствии — быть педагогом!» | ||||
10. Приложения | |||||
Интересные сведения об участнике, не раскрытые предыдущими разделами (не более 500 слов). |
Правильность сведений, представленных в информационной карте, подтверждаю:
__________________________ (Лазарева Любовь Михайловна)
(подпись) (фамилия, имя, отчество участника)
«22» мая 2018 г.
Предварительный просмотр:
Лазарева Любовь Михайловна
Эссе на тему «Я - педагог»
Автор: Лазарева Любовь Михайловна
учитель-логопед
муниципального бюджетного
дошкольного образовательного учреждения «Детский сад «Россияночка»
п. Чернянка Белгородской области»
п. Чернянка, 2018г.
Эссе на тему «Я - педагог»
«Формулы хорошей жизни не существует, как нет жизни правильной или неправильной. Но есть выбор и его последствия...» (Мэг Джей. Важные годы: Почему не стоит откладывать жизнь на потом).
Выбор… вся наша жизнь, все ситуации, являются одним великим, постоянным выбором между двумя путями: ГОЛОВЫ и СЕРДЦА, между дорогой «туда» и дорогой «не туда». Он существует всегда и во всём, а выбор профессии – это билет в будущее не только собственное, но и других людей.
Кто дал мне мой «билет в будущее»? Что послужило мотивом выбора профессии «воспитатель», «учитель-логопед»?
С детства я слышала от родителей: «Твоё имя самое прекрасное, потому что происходит от самого сильного и чистого чувства – чувства любви». Это чувство сопровождает меня с самого рождения: когда нежно обнимала мама, когда младшие сёстры забирались вечером под одеяло, слушая мои сказки, когда я видела счастливые глаза своих друзей. У нас дома всегда было много детворы: младшие сёстры, подружки, соседские ребятишки, для которых я придумывала интересные игры и забавы. В школе мне нравилось помогать учителям младших классов в проведении мероприятий, а каждое лето я становилась вожатой в школьном лагере. Поэтому, когда я объявила, что собираюсь поступать в педагогическое училище, никто не удивился, все были уверены, работа с детьми – моё призвание.
Окрыленная и счастливая я получила профессию воспитателя. В памяти до сих пор звучит напутствие куратора: «Мало получить диплом воспитателя, нужно любить детей! Любовь нельзя подделать - дети это чувствуют. На работу нужно идти с желанием, как будто идешь на праздник…».
С таким девизом я пришла работать воспитателем в детский сад, и уже с первых дней обратила внимание, что каждому ребёнку необходим индивидуальный подход, особенно детям с речевыми нарушениями. Такие дети чаще всего замкнуты, неуверенны в себе, раздражительны, обидчивы, малообщительны. Мне очень хотелось им помочь, поэтому вполне осознанным было мое поступление в университет. Я получила профессию «учитель-логопед». Это уникальная профессия, которая гармонично сочетает в себе мудрость педагогики, прозорливость психологии и, конечно же, милосердие медицины.
А для меня эта профессия символизирует 7 столпов профессионализма:
Л – любовь к детям. Самое главное в нашей профессии — любить детей, любить просто так, ни за что, каждый день отдавать им своё сердце. Лев Толстой писал: «Если педагог соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он – совершенный педагог». И мне хочется, что бы всё, что я делаю, имело продолжение, чтобы мои воспитанники выросли хорошими людьми и несли в этот стремительный, постоянно меняющийся мир - ЛЮБОВЬ!
О – образование и самообразование. В любом деле нельзя стоять на месте, тем более в образовании. Каждый ребёнок индивидуален, поэтому одинаковых путей в коррекционной работе не существует. Постоянно приходится обращаться за информацией к новым источникам, учиться. И как следствие - горы перечитанной литературы, консультации коллег, курсы, семинары, методические объединения, участие в вебинарах, мастер-классах, воплощение новых идей, приемов. Всё это работает на эффективность деятельности учителя-логопеда, на приобретение бесценного опыта. Понимание этого побудило меня получить диплом по программе «Специальное (дефектологическое) образование».
Г – гордость профессией. Самые удивительные моменты в моей работе – когда у ребёнка совершенствуется речь, и все радуются его успехам. Как мало надо для счастья маленькому человеку, и, как здорово, что именно я помогла ему. Вот за это я и горжусь своей профессией. С одной стороны, за те трудности, преодоление которых помогает двигаться вперед, мыслить, совершенствоваться, с другой стороны, - за радость и счастье в глазах ребенка впервые правильно произнесшего звук или сложную фразу.
О – опыт. Конечно, начинать новое дело всегда трудно, но интересно. Работа с детьми мне была знакома и любима, поменялся только профиль. С самого начала столкнулась с детьми с тяжёлыми речевыми нарушениями. Знания, полученные во время учёбы и опыт воспитателя, помогали решать возникающие проблемы.
Но к опыту необходимо прибавить оптимизм, терпение и целеустремлённость – важнейшие качества, помогающие в работе с детьми.
П – практика. Как показывает логопедическая практика, только комплексное воздействие на ребёнка может дать успешную динамику в формировании звукопроизношения и речевого развития в целом. Как творческий человек, я ищу новые сочетания и комбинации современных подходов и идей логопедической практики, смело внедряю классические и нетрадиционные приёмы педагогов-новаторов: А.Л.Сиротюк, Пак Чже Ву, А.В. Фрёбеля и др.
Е – единство образовательного пространства. Стандарт определяет новые требования к организации образовательного процесса, и важным требованием является создание единой образовательной среды. Поэтому неотъемлемой частью моей работы является тесное взаимодействие со специалистами и педагогами не только детского сада, но и школы, что расширяет спектр профессиональных ресурсов и возможностей, а привлечение родителей в совместную деятельность позволяет значительно повысить эффективность коррекционной работы
Д – достижения. День за днём, шаг за шагом я веду своих воспитанников вперёд, к достижению цели. Мои воспитанники успешно обучаются в школе, занимают призовые места в различных конкурсах и соревнованиях, они активны и решительны, талантливы и общительны. Их победы – это мои достижения.
Ещё раз убеждаюсь «Формулы хорошей жизни не существует…», каждый выводит её сам. Формула моего счастья – это гордость за результаты, полученные из двух множителей: любовь к детям и увлечённость процессом. Я сделала свой выбор, правильный ли он? Да, правильный! Об этом говорят благодарность и уважение моих воспитанников, их родителей, признание моих коллег и внутреннее чувство удовлетворения.
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Лазарева Любовь Михайловна
Актуальный педагогический
опыт на тему:
«ФОРМИРОВАНИЕ РЕЧЕВЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ НА ОСНОВЕ ТЕХНОЛОГИИ НАГЛЯДНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ С ПРИМЕНЕНИЕМ ИГРОВОГО ПОСОБИЯ «ДАРЫ ФРЁБЕЛЯ»
Автор опыта:
Лазарева Любовь Михайловна
учитель-логопед
муниципального бюджетного
дошкольного образовательного учреждения
«Детский сад «Россияночка»
п.Чернянка Белгородской области»
п. Чернянка, 2018 г.
Содержание:
Информация об опыте…………………………………………………….3
Технология опыта…………………………………………………………8
Результативность опыта…………………………………………………14
Библиографический список……………………………………………..16
Приложение к опыту……………………………………………………..17
Раздел I
Информация об опыте
- Условия возникновения и становления опыта
Формирование опыта связано с внедрением инклюзивного образования и созданием условий для получения доступного образования детьми с ограниченными возможностями здоровья на базе муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад «Россияночка» п. Чернянка Белгородской области».
В дошкольной организации функционирует шесть групп, одна из которых - группа компенсирующей направленности, где особое внимание уделяется коррекционной работе по преодолению трудностей усвоения программного материала и речевых нарушений у детей с ОВЗ.
Началом работы по теме стало проведение диагностики по определению уровня сформированности познавательной деятельности и речи детей группы компенсирующей направленности с использованием:
- методики обследования по программе Н.В.Нищевой «Примерная адаптированная основная образовательная программа для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет» диагностика речевых нарушений;
- методики оценки развития познавательной деятельности Н.Я Семаго, М.М. Семаго (Приложение № 1).
После проведенного анализа обнаружилось, что 46,9% детей имеют низкий уровень и 41,3% - недостаточный уровень сформированности речевых навыков. Таким образом, у детей с общим недоразвитием речи наблюдается нарушение всех компонентов речевой системы: звукопроизношения (фонетический); словаря (лексический); фонематического слуха; грамматического строя, а также имеются трудности усвоения программного материала (несоответствие уровня познавательного развития возрастным нормам). Так как речь, как высшая психическая функция, является одной из составляющих интеллектуальной деятельности, а владение языком, основным средством осуществления речевой деятельности и реализации процессов мышления, то очевидна связь между неполноценной по тем или иным причинам речевой деятельности и негативным формированием всей психической сферы ребенка и становление его личности (Приложение № 2).
В компенсирующую группу для детей с нарушениями речи воспитанники зачисляются на основании заключения территориальной психолого – медико – педагогической комиссии. В этой группе обучаются дети, которые имеют речевые нарушения различной степени тяжести (общее недоразвитие речи I, II, III, IV уровня речевого развития, дизартрия), а также испытывающие трудности в усвоении программы дошкольного обучения. Речевые нарушения чаще всего сопряжены с проблемами неврологического, психологического и социального порядка, что препятствует эффективной коррекции всей речевой и познавательной деятельности:
– недостаточный объем зрительного и слухового восприятия затрудняют процесс запоминания и усвоения;
– нарушение внимания приводит к трудностям в выполнении заданий на основе словесной инструкции;
– отставания в развитии мыслительных операций вызывают затруднения в овладении анализом и синтезом, сравнением и обобщением.
В конечном итоге, без своевременной логопедической помощи, данные нарушения приводят к снижению возможности успешного обучения в школе.
Поэтому, учителю - логопеду приходится искать вспомогательные средства, облегчающие, систематизирующие и направляющие процесс усвоения детьми нового материала. Наряду с общепринятыми методами и приемами вполне обосновано использование оригинальных творческих методик, современных образовательных технологий, эффективность которых очевидна.
Реализация принципа системности и комплексности, доступности и постепенности, способствует более высоким темпам общего речевого развития детей. Согласованные методы, способы деятельности направлены на достижение положительного результата в процессе развития всех структур речевой сферы: восприятия, представлений, навыков звукового анализа и синтеза. Нетрадиционная технология наглядного моделирования позволяет детям «видеть» звуки, слова, проводить сложные виды работ по определению позиции звука в слове, в наглядной форме представить качественную характеристику звука.
В результате первичной диагностики на начальном этапе работы над опытом было выявлено несоответствие возрастным нормам уровня сформированности всех компонентов языковой структуры и неречевых функций. У детей наблюдались пропуски смысловых звеньев, нарушение логической последовательности повествования, длительные паузы, большое количество ошибок в построении предложений. По результатам проведенной диагностики были заполнены речевые карты на каждого ребенка и составлен индивидуальный логопедический маршрут (Приложение № 3).
- Актуальность опыта
Современная школа создаёт условия для достижения ребёнком высокого уровня умственного и речевого развития. Поэтому для дошкольника хорошая речь - залог успешного обучения и развития в школе.
Особенно актуальной остаётся эта проблема на современном этапе внедрения инклюзивного образования. Дошкольной организации необходимо обеспечить специальные условия для эффективной самореализации и саморазвития детей в различных видах деятельности, способствовать общему психическому и речевому развитию, развитию индивидуальных возможностей детей, обеспечивающих коррекцию нарушений развития и успешную социализацию.
Вместе с тем, увеличивается количество детей с общим недоразвитием речи и проблемами усвоения программного содержания. Сложившаяся ситуация требует, чтобы логопедическая работа была направлена не только на исправление дефектов речи, но и на общее психическое развитие дошкольников.
Поэтому возникает противоречие между необходимостью повышения уровня познавательной деятельности детей с общим недоразвитием речи и недостаточной технологической проработкой этого процесса в условиях инклюзивного образования ДОО.
Дошкольники с общим недоразвитием речи не владеют в одинаковой степени всеми необходимыми сенсорными эталонами, у них наблюдается отставание в формировании перцептивных действий, что в свою очередь сказывается на успешности называния тех или иных свойств объектов.
Для разрешения противоречия мы опираемся на применение технологии наглядного моделирования на примере игрового пособия «Дары Фрёбеля» для формирования речевых навыков детей-логопатов.
Наглядное моделирование - это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним.
Актуальность использования наглядного моделирования мы видим в следующем:
- во-первых, ребёнок-дошкольник очень пластичен и легко обучаем, но для детей с ОНР характерна быстрая утомляемость и потеря интереса к занятию. Использование наглядного моделирования вызывает интерес и помогает решить эту проблему;
- во-вторых, наглядное моделирование облегчает детям овладение связной речью, так как использование символов, пиктограмм, заместителей, схем облегчает запоминание, увеличивает объем памяти и в целом развивает речемыслительную деятельность детей, так как задействованы естественные механизмы памяти мозга, что позволяет полностью контролировать процесс запоминания, сохранения и припоминания информации;
- в-третьих, использование графической аналогии учит детей видеть главное, систематизировать полученные знания;
- в-четвертых, с помощью развития ручной моторики, создания моделей, мы формируем и артикуляционную моторику, тем самым помогаем ускорить процесс коррекции звукопроизношения;
- в-пятых, дети, владеющие средствами наглядного моделирования, в дальнейшем способны самостоятельно развивать речь в процессе общения и обучения.
Таким образом, представляемый педагогический опыт актуален, соответствует государственной образовательной политике, передовым идеям современной педагогики и психологии, профессиональным интересам педагогической общественности и интересам самих воспитанников.
3. Ведущая педагогическая идея
В настоящее время в связи с введением ФГОС ДО рядом исследователей наглядное моделирование рассматривается как одно из универсальных учебных действий. Использование наглядных моделей в коррекционном процессе само по себе не является инновацией, однако развитие наглядного моделирования как самостоятельной интеллектуальной способности в рамках речевой деятельности является более современным подходом в образовании. Приведённые данные позволяют сделать вывод о том, что наглядное моделирование является актуальным современным эффективным методом коррекционно-развивающего обучения, воздействующим не только на отдельный недостаток — речевое недоразвитие, но и на всю познавательную деятельность и личность воспитанника в целом. Поэтому представляется возможность использовать наглядное моделирование не только для коррекции речи, но и для создания системы работы по формированию речевых навыков у детей с общим недоразвитием речи на основе игрового пособия «Дары Фрёбеля».
4. Длительность работы над опытом
Работа по данной проблеме охватывает период с ноября 2015 года по май 2017 года. Организация работы по реализации опыта была разделена на несколько этапов.
I этап – проектно-мобилизационный – ноябрь 2015г. - декабрь 2015г. Выявление проблем, определение критериев обследования речи, подбор диагностического инструментария и выявление состояния произносительной стороны речи, моторных функций, эмоционально-волевой сферы у детей.
II этап – экспериментально-поисковый – январь 2016г. - май 2017г. Внедрение технологии наглядного моделирования в коррекционно-образовательную деятельность по формированию речевых навыков у детей в условиях группы компенсирующей направленности.
III этап – рефлексивно-обобщающий – май 2017 года. Проведение анализа и подведение итогов.
Мониторинг на заключительном этапе доказал эффективность технологии наглядного моделирования с применением игрового набора «Дары Фрёбеля» для решения обозначенной педагогической проблемы.
5. Диапазон опыта
Диапазон опыта представлен системой логопедической работы по формированию речевых навыков у детей с общим недоразвитием речи в процессе коррекционно-образовательной, самостоятельной деятельности, в режимных моментах, в различных видах игр, в том числе авторских, совместной работе с педагогами и родителями с применением игрового пособия «Дары Фрёбеля».
6. Теоретическая база опыта
Теоретическую основу данного опыта составляют исследования в области коррекционной педагогики и психологии.
Данное исследование опирается на концепции психофизического развития, раскрытые в трудах Л.С.Выготского, Д.Б.Эльконина, В.В.Давыдова.
При создании алгоритма коррекционной деятельности по формированию речевых навыков посредством технологии наглядного моделирования автор опыта ориентировался на работы С.Л.Рубинштейна, Л.В.Эльконина, А.М.Леушина, Л.Н. Ефименкова, которые обосновали эффективность метода наглядности при формировании и развитии речевых навыков. В.К. Воробьева и В.П. Глухов неоднократно отмечали значимость моделирования плана высказывания. Они опирались на теорию порождения речи, в основу которой положены концепции о единстве процессов мышления и речи, о соотношении понятий «смысл» и «значение», учение о структуре и семантике внутренней речи, созданное Л.С.Выготским.
Метод наглядного моделирования помогает ребенку зрительно представить абстрактные понятия (звук, слово, предложение, текст) и учит работать с ними. Это особенно важно для дошкольников, поскольку мыслительные задачи у них решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального (Т.В.Егорова, А.Н.Леонтьев).
В.В. Давыдов говорит о методе моделирования как о продукте сложной познавательной деятельности, которая включает в себя «мыслительную переработку исходного чувственного материала по очищению от случайных моментов».
О процессе применения наглядных моделей в работе с детьми также писали Л.А.Венгер и О.М.Дьяченко. Они отмечают, что использование заместителей и наглядных моделей развивает умственные способности дошкольников.
В логопедической работе наглядное моделирование выступает как определенный метод познания, с одной стороны, а с другой – как программа для восприятия, осмысления и анализа новых явлений. Применение наглядных моделей в коррекционно-развивающей деятельности по развитию речевых навыков способствует:
- обогащению активного словаря;
- коррекции звукопроизношения;
- закреплению навыков словообразования;
- формированию и совершенствованию умения использовать в речи различных синтаксических конструкций;
- развитию связной речи.
От количества и качества общения зависит уровень речевых способностей ребенка. Очевидно, что полноценное общение ребенок должен получать, прежде всего, в семье, в окружении любящих и понимающих взрослых, где межличностные отношения способствуют речевому контакту. Фридрих Фрёбель заметил: «В воспитании детей с самого малого возраста важно общение со взрослыми: никогда не проносите молча ребенка мимо предметов, постоянно сопровождайте словами действия по отношению к нему, называйте действия, производимые предметами, побуждайте в ребенке стремление общаться с вами вначале звуками, жестами, а затем и словами. Используйте каждую минуту своего общения с ребенком для расширения его представлений, кругозора, объяснения явлений окружающего мира» [11].
Коррекция звукопроизношения и речевого развития в целом осуществляется по программе Н.В. Нищевой «Примерная адаптированная основная образовательная программа для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет», с учетом рекомендаций программы «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, является компонентом ДОУ в реализации образовательной программы и представляет коррекционно-развивающую систему, обеспечивающую формирование коммуникативных способностей, речевого и общего психического развития ребёнка дошкольного возраста с речевой патологией, его социализацию в коллективе сверстников.
7. Новизна опыта
Новизна опыта состоит в преобразовании коррекционно-развивающей среды через разработку системы применения технологии наглядного моделирования по развитию речевых навыков детей-логопатов посредством игрового набора «Дары Фрёбеля».
Характеристика условий, в которых возможно применение данного опыта: данный опыт можно применять в работе педагогов групп компенсирующей и комбинированной направленности для детей с общим недоразвитием речи и трудностями усвоения программного материала.
Раздел II
Технология описания опыта
Целью данного опыта является повышение эффективности логопедической работы по развитию речевых возможностей детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи через использование технологии наглядного моделирования на основе применения игрового пособия «Дары Фрёбеля».
Достижение планируемых результатов предполагает решение следующих задач:
- разработать систему специальных моделей, необходимых в коррекционной работе по преодолению трудностей развития речевых навыков с использованием игрового пособия «Дары Фрёбеля»;
- внедрить систему наглядных моделей с использованием игрового пособия «Дары Фрёбеля» в коррекционно-образовательную деятельность;
- создать условия для взаимодействия педагогов и родителей по формированию речевых навыков у детей-логопатов на основе наглядного моделирования с использованием игрового пособия «Дары Фрёбеля».
В основу организации работы по проблеме опыта положены следующие принципы:
- научность содержания и методов образовательного процесса;
- систематичность и последовательность;
- наглядность и доступность;
- рациональное сочетание коллективных и индивидуальных форм работы;
- признание уникальности каждого ребенка, целостный взгляд на развитие каждого ребёнка;
- выявление индивидуальных способностей каждого ребёнка и создание условий для их проявления в окружающей среде;
- единство воспитания и образования с социумом и природой, следование природе ребёнка, его внутренним законам;
- создание условий для развития внутреннего потенциала ребёнка, признание ребенка как части семьи и общества.
Использование наглядного моделирования в коррекционном процессе отвечает одному из основных принципов коррекционной педагогики — принципу обходного пути. Опираясь на первично сохранное зрительное восприятие и сформированное к старшему дошкольному возрасту наглядно-образное мышление, мы формируем речь в обход ведущих, но нарушенных функций речеслухового и речедвигательного анализаторов. Кроме этого, активное использование технологии наглядного моделирования формирует и совершенствует саму умственную способность наглядного моделирования, которая обнаруживается при решении широкого круга как речевых, так и интеллектуальных задач.
Коррекционная работа по формированию речевых навыков у детей с ОНР на основе технологии наглядного моделировании с применением игрового пособия «Дары Фрёбеля» проводилась комплексно, по следующим направлениям:
- коррекция звукопроизношения;
- формирование навыков звукового анализа и синтеза слов и представлений о структурных единицах языковой системы (звук - слово - предложение - текст);
- формирование лексико-грамматических категорий;
- формирование связной речи;
- профилактика дисграфии и дислексии.
Система работы по формированию речевых навыков на основе наглядного моделирования с использованием игрового пособия «Дары Фрёбеля» построена по принципу постепенного усложнения, когда вначале осуществляется формирование того или иного умственного действия на простом речевом материале. После закрепления умственного действия, следует переход к его выполнению на сложном речевом материале.
Этапы работы:
1) работа по коррекции и развитию речевой деятельности с опорой на картинку – символ;
2) совместное с учителем-логопедом выстраивание простой схемы;
3) усложнение схемы;
4) организация самостоятельной работы детей со схемами;
5) расширение видов моделирования (введение мнемодорожек, мнемотаблиц, пиктограмм, картинно-графических схем);
6) самостоятельная работа детей с новыми схемами;
7) внедрение наглядного моделирования во все виды детской деятельности.
Данная система реализовалась по всем направлениям формирования речевых навыков:
- Коррекция звукопроизношения. Весь процесс исправления звукопроизношения делился на четыре этапа:
- Подготовительный этап.
- Постановка звука.
- Автоматизация звука.
- Дифференциация звука.
На подготовительном этапе при ознакомлении детей с артикуляционной гимнастикой каждому упражнению даётся образное название с опорой на картинки-символы. Далее учитель-логопед с помощью «Даров Фрёбеля» заменяет картинки фигурами из наборов. Это позволяет детям легче запоминать артикуляционные комплексы, вносит в коррекционную деятельность игровой момент и пробуждает интерес к выполнению артикуляционных упражнений. На следующем этапе дети самостоятельно придумывают и выстраивают «картинку» к артикуляционному упражнению для себя, а далее для всех детей.
На этапе постановки, чтобы помочь дошкольникам усвоить звуки, применяются два вида моделей: профили артикуляции и символы звуков.
Профили артикуляции используются в основном для демонстрации правильного уклада звуков. Вначале предлагаются картинки-символы с изображением правильного артикуляционного уклада звука. На их примере объясняется правильная артикуляция, затем вводится модель артикуляции. Ребенок должен был понять: для того, чтобы правильно произнести звук, необходимо правильное положение органов артикуляционного аппарата в момент произнесения звука. Если ребенок заменяет звуки, то в коррекционную работу включаются упражнения по развитию фонематического слуха. Модель служит наглядной опорой, постоянно «напоминающей» артикуляцию заменяемого звука, помогая их различению.
Картинки-символы звуков подбираются таким образом, чтобы они ассоциировались со звукоподражанием. Детям предлагается выложить образ объекта, который издаёт похожий звук, например, ж-ж-ж- жужжит жук.
Усложнение заключается в самостоятельном использовании моделей профиля артикуляции и символов звуков в игровых упражнениях «Проложи дорожку пчёлке на цветочек», «Помоги жучку взлететь», «Как пищит комар?», «Как гудит пароход? Как летит самолёт?» и др. (Приложение №4)
Этап автоматизации у детей-логопатов нередко затягивается. Детям требуется длительное время для автоматизации поставленного звука. Для этого используются модели гласных и согласных звуков. Вначале модели создаются совместно с учителем-логопедом, далее дети самостоятельно моделируют и читают слог по созданной модели, тем самым закрепляя звук сначала в слоге, а потом и в слове.
На этапе дифференциации используются модели и профили артикуляции при образовании звуков речи, что способствует быстрому пониманию детьми отличительных свойств смешиваемых звуков. Дети легко запоминают, чем отличаются звуки и постепенно учатся дифференцировать их в повседневной речи. Автоматизация и дифференциация звуков в словах происходит быстрее при выкладывании артикуляционных моделей из игрового пособия «Дары Фрёбеля». Автором опыта были разработаны игровые упражнения «Дифференцированный салат», «Фруктовый сок» (Приложение № 4).
- Формирование навыков звукового анализа и синтеза слов и представлений о структурных единицах языковой системы. При реализации данного направления, дети учатся анализировать языковой материал и синтезировать языковые единицы в соответствии с законами и нормами на наглядно представленной модели. Это способствует развитию умения слышать не только собственную или обращенную к ребёнку речь, но и видеть её элементы. Схематизация и моделирование в данном случае помогают зрительно представить абстрактные понятия: звук, слог, слово, предложение, текст, обучают работать с ними, постепенно приучая детей к наблюдению за языком. Данный приём помогает детям увидеть, сколько и каких звуков в слове, последовательность их расположения, связь слов в предложении и тексте, что способствует развитию интереса к словам, звукам речи, общению, речемыслительной деятельности ребенка. Игровые упражнения на данном этапе - «Звуковые бусы», Пиктограмма «лес», «Ритмический рисунок слова», «Составь схему предложения» (Приложение № 4).
- Формирование лексико-грамматических категорий. При формировании данного направления, автором опыта используются методы наглядного моделирования, ориентированные на обогащение и активизацию словарного запаса детей-логопатов:
- образование новых слов;
- образование сравнительной степени прилагательных;
- образование множественного числа;
- употребление предлогов;
- подбор антонимов;
- подбор синонимов;
- подбор родственных слов.
Детям с общим недоразвитием речи требуется специальное обучение и длительные тренировочные упражнения по усвоению лексико-грамматических средств языка. В практике используются игры и упражнения «Синквейн», «Кластеры», «Волшебники» (Приложение № 4).
Формирование связной речи. Логопедическое воздействие при общем недоразвитии речи преследует цель – научить детей связно, последовательно, грамматически и фонетически правильно излагать свои мысли, рассказывать о событиях из окружающей жизни. Поэтому при формировании связной речи обосновано использование методики наглядного моделирования, представленной в виде символического моделирования с использованием игрового пособия «Дары Фрёбеля».
Значимость моделирования плана высказывания неоднократно подчеркивалась известным педагогом-психологом Л.С.Выготским, говорившим о важности последовательного размещения в предварительной программе всех конкретных элементов высказывания. Так же он отмечал, что каждое звено высказывания должно вовремя сменяться последующим.
- Пересказ текстов. Пересказ – более легкий вид монологической речи, т.к. он придерживается авторской позиции произведения, в нем используется готовый авторский сюжет и готовые речевые формы и приемы. Картинно-графический план выступает здесь как средство мнемотехники (мнемотехника, или мнемоника – система различных приемов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования дополнительных ассоциаций). С помощью символического моделирования с использованием «Даров Фрёбеля», представленного как в виде пиктограмм, так и в виде выкладывания картин, дети пересказывают тексты, учат загадки, стихотворения и т.д.
С детьми старшей логопедической группы на занятиях используется картинно-графический план рассказа, а в подготовительной к школе группе дети учатся делить текст на значимые части и самостоятельно придумывать и моделировать план пересказа текста.
При обучении детей пересказу, автором опыта разработаны и апробированы авторские игры, такие как: «Эйдо – коллаж», «Риторическое моделирование» (Приложение № 4).
II. Составление повествовательных рассказов по серии сюжетных картин. При составлении различных по сложности рассказов усиливается роль и значение моделирования и композиционного оформления сюжета, самостоятельного отбора лексики, синтаксических конструкций, выразительных средств языка. Картинно-графический план, созданный с помощью педагога, а затем самостоятельно, как символическая модель сюжета, является наглядной опорой для самостоятельного подбора лексического материала и построения правильной последовательности изложения. В картинно-графическом плане особое внимание уделяется символическому обозначению, например, прямой речи: диалоги обозначаются стрелкой с вопросом от того героя, который начинает диалог. Это помогает детям сохранять последовательность повествования, находить причинно-следственные связи в рассказе и т.д. При обучении пересказу по серии сюжетных картинок с помощью игрового пособия «Дары Фрёбеля» автором опыта разработана игра «Режиссура» (Приложение № 4).
III. Составление описательных рассказов по сюжетной картине. Ребенку-логопату трудно «сконструировать ситуацию», изображенную на картине, поэтому особое внимание уделяется приемам, направленным на развитие внимания, зрительного восприятия, логического мышления. При составлении описательных рассказов возможно применение приёма «Кластер» с использованием игрового набора «Дары Фрёбеля». Дети на первых этапах создают «гроздь» - модель последовательного описания картины, вместе с учителем-логопедом, затем самостоятельно с последующим усложнением (Приложение № 4).
IV. Составление описательных рассказов. Особенно ощутимую помощь в составлении описательных рассказов оказывают составленные на основе игрового пособия «Дары Фрёбеля» мнемосхемы. Совместно с детьми разработаны схемы для описания по лексическим темам «Времена года», «Овощи и фрукты», «Животные и птицы», «Одежда», «Посуда» и т.д. (Приложение № 4).
Применение наглядного моделирования способствует расширению активного словаря, выработке алгоритма построения описания, развитию воображения, внимания, мышления.
V. Предупреждение дисграфии и дислексии – ведущая задача логопеда в подготовительной к школе группе, где основной проблемой является запоминание и узнавание букв. Сама по себе буква «неживая», неинтересная, из-за этого у детей возникают трудности запоминания. Поэтому, коррекционная работа должна быть направлена на создание образа буквы, её «оживление». Этому способствуют различного рода игры и упражнения: «Выложи букву – слово», «Сломанная буква», «Изографы», «Ребусы» (Приложение № 4).
Работа с родителями и воспитателями
Важной и неотъемлемой частью работы по формированию речевых навыков у детей является тесное взаимодействие учителя-логопеда, воспитателей и родителей.
Особенностью коррекции по преодолению речевых нарушений является постоянная тренировка и контроль со стороны взрослых. У воспитателей логопедической группы и родителей есть возможность ежедневно закреплять формируемые навыки в процессе живого, непосредственного общения с детьми.
Чтобы привлечь родителей и осознанно ввести их в коррекционный процесс с участием нетрадиционных материалов, автором опыта используются такие формы взаимодействия как «логопед – родители», «логопед – воспитатель», «логопед – родитель и воспитатель», «логопед – родитель и ребёнок»:
- консультация (индивидуальная, групповая в рамках родительского собрания);
- обучающие мастер-классы по использованию наглядного моделирования в коррекции ОНР (для педагогов и родителей);
- семинар-практикум (для родителей и воспитателей);
- круглый стол (с участием детей);
- организация информационного стенда «Логопед рекомендует».
После различных обучающих мероприятий, воспитатели и родители легко ориентируются в тетрадях с методическими рекомендациями, более активно включаются в работу по автоматизации звуков, активизации словаря, обучению грамоте.
Раздел III
Результативность
На момент выпуска детей с нарушением речи из группы компенсирующей направленности территориальной психолого – медико – педагогической комиссией отмечено значительное улучшение по всем показателям. Это отражено в таблице показателей воздействия технологии наглядного моделирования на формирование речевых навыков детей – логопатов, составленной в результате диагностик, которые проводились по методикам Н.В.Нищевой, Н.Я Семаго, М.М. Семаго, используемых на начальном этапе. Результаты проделанной работы представлены на диаграмме, отражающей динамику развития детей-логопатов в процентном соотношении.
Таким образом, прослеживается положительная тенденция в развитии речи и познавательной деятельности детей группы компенсирующей направленности. Если на начальном этапе было выявлено, что в среднем у 46,9% детей низкий уровень и 41,3% недостаточный уровень сформированности речевых навыков, то на заключительном этапе только у 12% детей был выявлен недостаточный уровень речевого и познавательного развития. Учителям начальной классов на заседании муниципальной проблемной группы по решению проблем преемственности между дошкольным и начальным образованием были даны рекомендации по работе с детьми данной категории.
Применение вышеперечисленных методов и приемов способствует достижению положительных результатов:
- активизации речевых функций;
- улучшению качества внимания, памяти, мышления, восприятия, воображению;
- прочному усвоению элементарных закономерностей языка и осуществлению переноса речевых навыков в самостоятельную речь;
- развитию фонематического восприятия и подготовке детей к освоению грамоты;
- расширению активного словаря;
- развитию мускулатуры кисти и способности производить пальцами хорошо скоординированные манипуляции.
В целом, общее психоречевое развитие воспитанников группы компенсирующей направленности улучшилось на 32,1% (Приложение 2).
Таким образом, использование технологии наглядного моделирования посредством применения игрового набора «Дары Фребеля» позволяет ребенку успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве, учителю – логопеду эффективно проводить коррекционную работу по формированию речевых навыков.
Библиографический список:
- Акименко В.М. Исправление звукопроизношения у детей: учебно-метод. пособие. – Ростов н/Д: Феникс, 2009.
- Выготский Л.С. «Развитие высших психических функций» - Москва, 1960.
- Гаркуша Ю. Ф. Использование наглядного моделирования в коррекционном обучении дошкольников с ОНР [общее недоразвитие речи] / Ю. Ф. Гаркуша, Кроткова Т. Н. // Дети с проблемами в развитии: исследования и коррекция. - СПб., 1999. - С. 84-91.
- Ефименкова Л.Н. «Формирование речи дошкольников».- Москва «Просвещение» 1985г.
- Карпова Ю.В. Использование игрового набора «Дары Фребеля в дошкольном образовании в соответствии с ФГОС ДО: Метод. рекомендации. – М.: ООО «Издательство «Варсон», 2014; Самара: ООО «ТД «Светоч», 2014. – 20с
- Леон Лоренсо С., Хализева Л.М. «Роль овладения наглядным моделированием в умственном развитии ребенка-дошкольника». Психолого-педагогические основы совершенствования обучения и воспитания в детском саду.- Москва, 1979.
- Леонтьев А.А. «Теория речевой деятельности».- Москва, 1968.
- Нищева Н.В. Примерная адаптированная основная образовательная программа для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет. - СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2015.
- Семаго Н.Я., Семаго М.М. Диагностический альбом для исследования особенностей познавательной деятельности. - АРКТИ, 2017.
- Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного звукопроизношения: Практикум по логопедии: Учеб. пособие для учащихся пед. уч-щ по спец. –– М.: Просвещение, 1989. - 239 с.
- Фридрих Фребель. Будем жить для своих детей. Педагогика детства / Сост. и пред. Л.М. Волобуева. – М., 2001.
Предварительный просмотр:
Лазарева Любовь Михайловна
Приложение № 1
Мониторинг оценки звукопроизношения, навыков звукового анализа и синтеза слов и представлений о структурных единицах языковой системы, лексико-грамматических категорий, связной речи, ручной моторики, познавательной деятельности у детей с речевым недоразвитием (5-6 лет)
№ | Направле-ние исследова-ния | Название тестов, диагностичес-ких методик, авторы | Диагностические задания, рекомендации к исследованию | Сроки проведе-ния |
1 | Состояние звукопроизношения | Исследование состояния звукопроизношения (Схема обследования ребёнка с общим недоразвитием речи) Н.В.Нищева. | Определяется характер нарушения гласных и согласных звуков (отсутствие, замена, искажение), в различных условиях произношения (изолированно, в слогах, словах: в начале, в середине, конце, во фразах). Отмечается: звукопроизношение в норме, нарушение произношения отдельных звуков, низкий уровень звукопроизношения – нарушение произношения двух и более групп. | 2 раза в год, (сентябрь, май) |
2 | Состояние навыков звукового анализа и синтеза слов и представлений о структур-ных единицах языковой системы (звук - слово - предложение - текст) | Исследование состояния навыков звукового анализа и синтеза слов и представлений о структурных единицах языковой (Схема обследования ребёнка с общим недоразвитием речи) Н.В.Нищева. | Проверка: фонематического слуха: умение ребёнка делить слова на слоги; выделять слова с заданным звуком из фразы, стихотворения; различать гласные и согласные, твердые – мягкие звуки; звукового анализа и синтеза: называет первый, последний звук, определяет место звука в слове (начало, середина, конец), определяет количество и последовательность звуков в слоге, в трех-, четырех-звуковом слове. Составляет графическую модель. | 2 раза в год, (сентябрь, май) |
3 | Состояние лексико-граммати-ческих категорий | Исследование грамматического строя речи (Схема обследования ребёнка с общим недоразвитием речи) Н.В.Нищева. | Определяется умение составлять новые слова, сравнительной степени прилагательных, множественного числа; употребление предлогов; подбор антонимов, синонимов; родственных слов. | 2 раза в год, (сентябрь, май) |
4 | Состояние связной речи | Исследование связной речи (Схема обследования ребёнка с общим недоразвитием речи) Н.В.Нищева. | Владение элементарными навыками пересказа, диалогической речи. Умение составлять рассказы – описания, рассказы по серии сюжетных картинок и по картине. | 2 раза в год, (сентябрь, май) |
5 | Состояние ручной моторики | Исследование ручной моторики (Схема обследования ребёнка с общим недоразвитием речи) Н.В.Нищева. | Проверка: навыков работы с карандашом (умение рисовать прямые, ломаные, замкнутые линии, человека) (ребенок выполняет задания по образцу вслед за логопедом); кинестетической основы движений: вытянуть указательный палец и мизинец на правой руке, потом на левой руке, затем на обеих руках; поместить указательный палец на средний и наоборот сначала на одной руке, потом на другой; кинетической основы движений: упражнение «игра на рояле» обеими руками, упражнение «ладонь-кулак-ребро» сначала правой, а потом левой рукой. манипуляции с предметами (сложить несколько небольших игрушек в ведерко, потом поочередно достать их. После этого отмечается объем выполняемых движений (полный или неполный), темп выполнения (нормальный, медленный, быстрый), способность к переключению движений. | 2 раза в год, (сентябрь, май) |
6 | Состояние развития познава-тельной деятель-ности ребёнка | «Диагностика оценки развития познавательной деятельности ребёнка» Н.Я. Семаго, М.М. Семаго. | Оценка особенностей работы памяти, восприятия и работоспособности, зрительного и слухового гнозиса, сформированности пространственных представлений, понимания сложных логико-грамматических речевых конструкций. | 2 раза в год, (сентябрь, май) |
Мониторинг разработан для оценки состояния звукопроизношения, навыков звукового анализа и синтеза слов и представлений о структурных единицах языковой системы, лексико-грамматических категорий, связной речи, ручной моторики, познавательной деятельности у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, включает диагностические методики, тестовые задания известных авторов методики Н.В.Нищевой, Н.Я. Семаго, М.М. Семаго.
Исходный и итоговый мониторинг рекомендуется проводить два раза в год, в сентябре и мае.
Литература:
- Нищева Н.В. Примерная адаптированная основная образовательная программа для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет. - СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2015.
- Нищева Н.В. Картинный материал к речевой карте ребенка с ОНР. - СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2013.
- Семаго Н.Я., Семаго М.М. Диагностический альбом для исследования особенностей познавательной деятельности. - АРКТИ, 2017.
Предварительный просмотр:
Лазарева Любовь Михайловна
Приложение № 2
Результаты мониторинга речевой и познавательной деятельности детей группы компенсирующей направленности «Солнышко»
МБДОУ «Детский сад «Россияночка»
п.Чернянка Белгородской области»
№ | Направление исследования | Ноябрь 2015 г. | Май 2016 г. | Май 2017 г. | |||||||||
в | с | н | в | с | н | в | с | н | |||||
1 | Состояние звукопроизношения | - | 33 | 67 | |||||||||
н | п | н | п | н | п | ||||||||
2 | Состояние навыков звукового анализа и синтеза слов и представлений о структурных единицах языковой системы | - | 100 | 36 | 64 | 90 | 10 | ||||||
3 | Состояние лексико-грамматических категорий | 42 | 58 | 68 | 32 | 89 | 11 | ||||||
4 | Состояние связной речи | 83 | 17 | 45 | 55 | 79 | 21 | ||||||
5 | Состояние ручной моторики | 58 | 42 | 69 | 31 | 92 | 8 | ||||||
6 | Состояние познавательной деятельности | 38 | 62 | 68 | 32 | 85 | 15 |
Примечание:
Состояние звукопроизношения (%):
в – высокий уровень, звукопроизношение в норме,
с – средний уровень, нарушено произношение одной группы звуков,
н – низкий уровень, нарушено произношение двух и более групп звуков.
Состояние навыков звукового анализа и синтеза, лексико-грамматических категорий, связной речи, ручной моторики, познавательной деятельности (%):
н – возрастная норма,
п – недостаточно сформирована, имеются проблемы.
Предварительный просмотр:
Лазарева Любовь Михайловна
Приложение № 3
Примерный логопедический маршрут деятельности учителя-логопеда с детьми общим недоразвитием речи группы компенсирующей направленности.
Содержание коррекционно-развивающей работы с ребёнком ОНР, I ур.р.р.
№ п/п | Направления коррекционно-развивающей работы | Содержание коррекционно-развивающей работы с ребёнком |
1. | Развитие общих речевых навыков. | 1. Формирование правильного физиологического и речевого дыхания. 2. Развитие речевого слуха, зрительного слухового внимания. 3. Развитие координации движений пальцев рук с речевым сопровождением. 4. Выполнение фонетической ритмики. |
2. | Развитие артикуляционной моторики. | Выполнение упражнений, направленных на развитие челюстей; подвижности губ, мышц языка и щёк. |
3. | Развитие понимания речи, формирование лексического запаса. | - Развитие активной подражательной деятельности; - активизация словаря по лексическим темам. |
4. | Формирование грамматических средств языка и навыков связной речи. | 1. Учить ребенка: - по инструкции логопеда узнавать и правильно показывать предметы и игрушки; - показывать части тела в соответствии с просьбой взрослого; - понимать слова обобщающего значения; - показывать и выполнять действия, связанные с окружающим миром, знакомой бытовой или игровой ситуацией. - дифференцированно воспринимать вопросы: кто?, куда?, откуда?, с кем?; - понимать грамматические категории числа существительных, глаголов; - различать на слух обращения к одному или нескольким лицам. 2. Развивать навык ведения одностороннего диалога (логопед задает вопрос по содержанию сюжетной картинки, а ребенок жестом отвечает на него). |
5. | Сенсомоторное развитие. | - Запоминать и выбирать из ряда, предложенных взрослым игрушки и предметы (2—4 игрушки); - определять из ряда игрушек ту, которую убрали или добавили; - запоминать и раскладывать игрушки в произвольной последовательности (в рамках одной тематики); - запоминать и раскладывать игрушки в заданной последовательности (2—3 игрушки одной тематики); - запоминать и проговаривать 2—3 слова по просьбе логопеда (мама, папа и т.д.); - находить из ряда картинок (предметов, игрушек) «лишнюю»: шарик, мяч, кисточка; шапка, панама, яблоко; яблоко, груша, стол; - находить предмет по его контурному изображению; - узнавать предмет по одной его детали. |
6. | Развитие мелкой моторики. | - выполнение продуктивной деятельности. |
Содержание коррекционно-развивающей работы с ребёнком
ОНР, II ур.р.р.
№ п/п | Направления коррекционно-развивающей работы | Содержание коррекционно-развивающей работы | Виды занятий |
1. | Развитие общих речевых навыков. | 1. Формирование правильного физиологического и речевого дыхания. 2. Развитие речевого слуха, зрительного слухового внимания. 3. Развитие координации движений пальцев рук с речевым сопровождением. 4. Выполнение фонетической ритмики. | Индивидуальные, групповые |
2. | Развитие артикуляционной моторики. |
| Индивидуальные, групповые |
3. | Развитие понимания речи, формирование лексического запаса. | - Развитие умения вслушиваться в обращенную речь; - учить выделять названия предметов, действий, некоторых признаков; - формировать понимание обобщающего значения слов. - Активизация словаря по лексическим темам. | Индивидуальные, групповые |
4. | Формирование грамматических средств языка и навыков связной речи. | 1. Учить ребенка: - называть слова одно-, двух-, трехсложной слоговой структуры. - первоначальным навыкам словообразования: учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами -ик, -к; - навыкам употребления в речи грамматических категорий: числа имен существительных и прилагательных; - дифференцировать названия предметов по категории одушевленности/неодушевленности; - навыку использования в речи качественных прилагательных (большой, маленький, вкусный, и т. п.). - навыку использования в речи притяжательных прилагательных мужского и женского рода «мой — моя» и их согласованию с существительными; - навыку составления простых предложений по модели: обращение + глагол в повелительном наклонении (Миша, иди! Вова, стой!). - преобразовывать глаголы повелительного наклонения в глаголы изъявительного наклонения (Миша идет. Вова стоит). 2. Готовить ребёнка к овладению диалогической и монологической речью. | Индивидуальные, подгрупповые |
5. | Развитие самостоятельной фразовой речи | Закреплять у ребенка: - навыки составления простых предложений по модели: «Кто? Что делает? Что?»; - умение заканчивать предложение, начатое логопедом. Учить ребёнка: - запоминать короткие двустишия и потешки; - самостоятельному формулированию вопросов (Кто гуляет? Где кукла?); - составлять предложения по демонстрации действий, по вопросам; - составлять первые простые рассказы из двух-трех предложений (по вопросному плану). Формировать навык: - ведения диалога, умения выслушать вопрос, понять его содержание, адекватно ответить на заданный вопрос, переадресовать вопрос товарищу (Я гуляю. А ты? Миша ест. А ты?); - употребления в речи личных местоимений (я, ты, он, она, они). | Индивидуальные, подгрупповые |
6. | Сенсомоторное развитие. | - Запоминать и выбирать из ряда, предложенных взрослым игрушки и предметы (2—4 игрушки); - определять из ряда игрушек ту, которую убрали или добавили; - запоминать и раскладывать игрушки в произвольной последовательности (в рамках одной тематики); - запоминать и раскладывать игрушки в заданной последовательности (2—3 игрушки одной тематики); - запоминать и проговаривать 2—3 слова по просьбе логопеда (мама, папа и т.д.); - находить из ряда картинок (предметов, игрушек) «лишнюю»: шарик, мяч, кисточка; шапка, панама, яблоко; яблоко, груша, стол; - находить предмет по его контурному изображению; - узнавать предмет по одной его детали. | Индивидуальные, подгрупповые |
7. | Развитие мелкой моторики. | - выполнение продуктивной деятельности. | Индивидуальные, подгрупповые |
Содержание коррекционно-развивающей работы с ребёнком
ОНР, III ур.р.р.
№ п/п | Основные направления логокоррекционной работы | Виды занятий |
1. | Развитие общих речевых навыков: 1. Формирование правильного физиологического и речевого дыхания. 2. Развитие речевого слуха, зрительного слухового внимания. 3. Развитие координации движений пальцев рук с речевым сопровождением. | Индивидуальные, групповые |
2. | Развитие артикуляционной моторики: — самомассаж языка, губ; — артикуляционные упражнения: - для свистящих: «Улыбка», «Заборчик», «Хоботок», «Лопатка», «Горка», «Чистим нижние зубы», «Катушка»; - для шипящих: «Трубочка», «Вкусное варенье», «Чашечка», «Грибок», «Фокус»; - для Л, Ль: «Улыбка», «Лопатка», «Пароход»; - для Р, Рь: «Маляр», «Лошадка», «Грибок», «Барабанщик», «Гармошка», «Кучер». | Индивидуальные, групповые |
3. | Формирование правильного звукопроизношения: свистящих, шипящих, соноров. Способ постановки - смешанный. Автоматизация поставленного звука в слогах: - С, Сь, З, Ш, Ж, автоматизируются сначала в прямых слогах, затем – в обратных и в последнюю очередь – в слогах со стечением согласных; - Ц, автоматизируется сначала в обратных слогах, затем- в прямых и со стечением согласных; - Л, Ль, автоматизируются сначала в обратных слогах, затем- в прямых и со стечением согласных; - Р, Рь, начинать автоматизировать с проторного аналога и параллельно вырабатывать вибрацию языка. Автоматизация звуков в словах проводится по следам автоматизации в слогах в той же последовательности. По мере овладения ребенком произношения каждого слога с исправленным звуком он вводится и закрепляется в словах с данным слогом. Автоматизация поставленных звуков в предложениях. Каждое отработанное в произношении слово включается в предложения, затем – в небольшие рассказы, потешки, чистоговорки, стихотворные тексты со словами, включающими исправленные звуки. Дифференциация поставленных и автоматизированных звуков. Автоматизация звуков в спонтанной речи (в монологах и диалогах, играх, развлечениях, экскурсиях, на прогулках, труде и других формах детской жизнедеятельности). | Индивидуальные, групповые |
4. | Развитие фонематических процессов: - определять звуки (гласные, согласные, твердые-мягкие, глухие-звонкие); - определять наличие и отсутствие звука, место звука в слове. | Индивидуальные, фронтальные |
5. | Словарная работа: - расширение и обогащение словарного запаса по изучаемым лексическим темам; - введение в активный словарь антонимов и синонимов. | Индивидуальные, фронтальные |
6. | Совершенствование грамматического строя речи: - употребление имен существительных в косвенных падежах; - употребление в речи простых и сложных предлогов; - работа над согласованием существительных, прилагательных и числительных; - употребление в речи несклоняемых существительных; - работа над словообразованием сложных слов. | Индивидуальные, фронтальные |
7. | Развитие связной речи: а) работа над фразой: - составление предложений по картинке; - составление предложений по опорным словам; - составление предложений по демонстрируемым действиям. б) обучение пересказу. в) обучение рассказыванию: - составление рассказа-описания с опорой на наглядность; - составление рассказа-описания с использованием схем-планов; - составление рассказа по сюжетной картинке; - составление рассказа по серии сюжетных картинок. г) заучивание наизусть. | Индивидуальные, фронтальные |
8. | Работа по обучению грамоте: - звуковой и звукобуквенный анализ слов; деление слов на слоги, выделение ударного слога. | Индивидуальные, фронтальные |
9. | Совершенствование психологической базы речи: - расширение объема зрительной и слуховой памяти; - развитие вербального мышления. Развитие общей и мелкой моторики. | Индивидуальные, групповые |
Предварительный просмотр:
Лазарева Любовь Михайловна
Приложение № 4
«Игра и разговор – вот стихия, в которой живет теперь ребенок».
Фридрих Фрёбель
Игровые упражнения
в коррекционно-развивающей деятельности по формированию речевых навыков у детей с ОНР на основе технологии наглядного моделировании с применением игрового пособия «Дары Фрёбеля».
- Коррекция звукопроизношения
Этап постановки Цель: сформировать артикуление; добиться правильного звучания изолированного звука. | |
Игровое упражнение «Звуковые дорожки». Цель: научиться произносить звук изолировано от других звуков. Необходимо выложить дорожки из набора №10, произнося отрабатываемый звук. | Игра «Помоги жучку взлететь». Цель: произносить протяжно звук [Ж]. Необходимо выложить из набора №8,7, жука и букву Ж, произнося звук [Ж]. |
Этап дифференциации Цель: формирование навыков фонематических и артикуляционных дифференцировок. | |
Цель: формирование правильного звукопроизношения, умение дифференцировать звуки [Р]- [Л] на слух и в произношении. Из набора №7, 8, 9, 10 выложить модели фруктов, овощей. Предлагаем приготовить «сок», «салат» из тех продуктов, в названии которых слышим звук [Л].
|
Вывод: С помощью игровых упражнений формируем у дошкольников правильное звукопроизношение, умение дифференцировать звуки [Р]- [Л] на слух и в произношении. Игровое пособие «Дары Фрёбеля» способствует закреплению правильного звукопроизношения, развивает ручную моторику; реализация самостоятельной конструктивной деятельности.
- Формирование навыков звукового анализа и синтеза слов и представлений о структурных единицах языковой системы
(звук - слово - предложение - текст)
Игровое упражнение «Звуковой анализ слова». Цель: упражнять в звуковом анализе и синтезе слов, в дифференциации звуков. | ||
«Звуковые бусы». Дети делают звуковой анализ слова, нанизывая геометрические формы. | Пиктограмма «Лес». Дети выкладывают символический рисунок «Лес» и производят звуковой анализ слова. | |
Для данного игрового упражнения используются наборы № 7. 8, 10. Символическое обозначение: синий цвет – согласный твердый звук, зеленый – согласный мягкий звук, красный – гласный звук. | ||
Игровое упражнение «Ритмический рисунок слова». Цель: развитие речеслухового восприятия и речедвигательных навыков. Предлагаем детям определить количество слогов в слове: - прохлопаем слоги в словах; - прохлопаем, как мы произносим это слово: сильный удар - долгий звук, слабый удар– слабый звук. Для обозначения используем (условные знаки): ударный слог - длинная палочка, безударный – короткая палочка. | Игровое упражнение «Составь схему предложения». Цель: практическое совершенствование навыка анализа предложений. Символические обозначения: длинная палочка – предложение; короткая палочка – слово. Набор №8. |
3.Формирование лексико-грамматических категорий
Цель: формирование и развитие словаря; грамматически правильного оформления речевого высказывания. |
Игровое упражнение «Синквейн». Цель: учить краткому пересказу, находить и выделять в большом объеме информации главную мысль; помогать самовыражению детей, через сочинение собственных нерифмованных стихов. Способствовать развитию высших психических функций – речи, памяти, внимания, мышления, воображения. Синквейн – это составление короткого нерифмованного стихотворения из 5-ти строк по схеме в виде «Ёлочки»: первая строка – одно слово, отражающее главную идею; вторая строка – два слова, прилагательные, описывающие основную мысль; третья строка – три слова, глаголы, описывающие действия в рамках темы; четвертая строка - фраза из нескольких слов, показывающая отношение к теме; пятая строка – слово, связанное с первым, отражающее сущность темы. Например: Детям предлагается загадка, ответ необходимо выложить в виде символического рисунка и составить по нему синквейн из наборов №7, 8. |
4. Формирование связной речи
Цель: обогащение словарного запаса, грамматического строя речи, развитие произвольной памяти, наглядно-образного мышления, фонематического слуха, формирование просодической стороны речи. |
Пересказ текстов. Разучивание стихотворений. |
Разучивание стихотворений на основе приёма «Эйдо – коллаж». «Эйдо» - образное запоминание слов. «Коллаж» - создание картин из разных материалов, отличающихся по цвету, форме, размеру. Этапы работы:
|
Составление повествовательных рассказов по серии сюжетных картин |
Игра «Режиссура» — создание серии «кадров» на основе детских произведений. Этапы работы:
Варианты: ребёнок создаёт «фильм» сам или с ассистентами. |
Составление описательных рассказов по сюжетной картине. |
Игровое упражнение «Кластер» - метод, помогающий составлять развёрнутое описание по картине. Дети на первых этапах составляют простую «гроздь» - модель последовательного описания картины, вместе с учителем-логопедом, затем самостоятельно с последующим усложнением. Символические обозначения: - фиолетовый прямоугольник - сюжетная картина; - зелёный квадрат - передний план; - синий квадрат - задний план; - треугольник - живые объекты; - круг - неживые объекты; - «точка» - описание, характеристика объекта. Опираясь на схему кластера, дети подбирают лексический материал для составления описания: переднего и заднего плана картины, живых и неживых объектов и т.д. |
Составление описательных рассказов |
Схема - описания по лексическим темам «Времена года». Цель: способствовать расширению активного словаря, выработке алгоритма построения описания, развитию воображения, внимания, мышления. Чтобы составить схему описания, нужно:
|
5. Профилактика дисграфии и дислексии | |
Цель: развитие фонетико-фонематического слуха, высших психических функций, формирование графического образа буквы. | |
Игровое упражнение «Выложи букву, слог, слово». | Игровое упражнение «Ребусы». По первым звукам слов-названий, выложенных из набора символических рисунков, составить слово. Например: шапка, арбуз, рыба - ШАР. |
Игровое упражнение «Доложи недостающие части буквы». | Игровое упражнение «Изографы» (слова, записанные буквами, расположение которых напоминает изображение того предмета, о котором идет речь) |
Предварительный просмотр:
Анкета для родителей
Каждый из Вас желает вырастить своих детей образованными, воспитанными, всесторонне развитыми. Эту задачу можно выполнить только в тесном сотрудничестве родителей с педагогами. Мы просим Вас ответить на вопросы анкеты. Обратите внимание, что вопросы анкеты уже содержат готовые ответы. Ваша задача выбрать один из них или написать свой ответ.
- Считаете ли Вы, необходимо использовать игровое пособие «Дары Фрёбеля» в коррекционно-развивающей деятельности учителя – логопеда для преодоления речевых нарушений?
• Да.
• Нет.
• Затрудняюсь ответить.
- Заметили ли Вы изменения в развитии Вашего ребенка с применением игрового пособия «Дары Фрёбеля» за прошедший учебный год?
• Да.
• Нет.
• Затрудняюсь ответить.
- Если Вы заметили, то, какие это изменения?
• Положительные.
• Отрицательные.
• Затрудняюсь ответить.
- Если Вам приходилось принимать участие в родительских собраниях, семинарах-практикумах, консультациях ДОУ, выберите, пожалуйста, какое из приведенных ниже высказываний, соответствует Вашему личному ощущению после присутствия на встрече:
• Хороший получился разговор, хотя мне и раньше было известно то, о чем говорили.
• Встреча невольно заставила задуматься о многом из того, что я раньше не принимала во внимание, получила толчок к оценке собственных родительских успехов и просчетов в развитии и воспитании ребенка.
• Пожалуй, я зря потратила время, придя на встречу.
• Интересными оказались советы логопеда, прозвучавшими в беседе, но следовать им дальше довольно трудно, хотя я не жалею, что пришла на встречу.
_________________________________________________________________
Ваши пожелания __________________________________________________