Урок развития речи в 7 классе "Описание действий. Изложение "Дымка"

Савельева Вера Павловна

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Иланская средняя общеобразовательная школа №1»  Иланского района Красноярского края.

Учитель русского языка и литературы Савельева Вера Павловна.

 

1. Тема. Урок развития речи  в 7 классе  «Описание действий. Изложение «Дымка*».

2. Цели: 1.Формирование навыка описания действий.  Предупреждение характерных недочетов в описании трудового процесса.

2. Развитие речи учащихся.

3. Воспитание патриотизма и любви к прекрасному.

3. Результаты: создание собственного текста, содержащего описание действий.

 

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УРОКА.

Методический комментарий

Деятельность детей

Запись в тетради

1.

Учитель. Сегодня мы с вами будем учиться описывать действия. Для начала предлагаем вам «немой» диктант.

 

Для предупреждения характерных недочетов в описании трудового процесса (пропуск отдельных дей­ствий, нарушение их последовательности) очень эффективен так называемый «немой» диктант — своего рода мини-репортаж.

 

Накануне урока отдельные учащиеся по заданию учителя и под его руководством «разучивают», репе­тируют определенные действия, например оформление чертежа или рисунка на клас­сной доске или на листе бумаги, прикрепленном к мольберту, выжигание по дереву, вышивание, вяза­ние и т. п.

На уроке подготовившиеся таким образом ребята демонстрируют отрепетированные действия (снача­ла в обычном темпе, потом — в замедленном); все ос­тальные внимательно наблюдают за ними, затем опи­сывают (при повторной демонстрации классу раз­решается пользоваться черновиками).

   Оля достает из шкафа нарядный полиэтиленовый пакет
и садится к столу. Вынимает из пакета свою работу — выши­вание, наперсток, ножницы, игольник и разноцветные нитки — мулине. Аккуратно складывает их: красные — налево,
зеленые — направо, голубые — между ними. Выбирает нужную иголку, слегка прищурив правый глаз, вдевает в нее нитку. Берет пяльцы и, посмотрев еще раз на рисунок, делает первый стежок.

 

2.

 

Учитель. Если мы говорим о действиях, можем ли не сказать о деятеле? Предлагаю вашему вниманию хорошо знакомый текст. Угадайте, о ком идёт речь? Понаблюдайте, как автор избегает тавтологии.

 

Для описания действий частотны ССЦ1 с общим смысловым подлежащим: действия в таких текстах соотносятся обычно с одним и тем же лицом; в первом предложении это действующее лицо названо, а в по­следующих может только подразумеваться.

Дети слушают текст-задачу: Он ……. зажег лампу, взял ножницы, клей и обрывки цветной бумаги. Вырезал и склеил курточку из коричневой бумаги и ярко-зеленые штанишки. Смастерил туфли  из  старого  голенища  и  шапочку —   колпачком  с кисточкой — из старого носка. Все это надел на ………..

—        Носи на здоровье!

Папа Карло и Буратино.  Пример из сказки

 А. Н. Толстого «Золотой ключик »

 

3.

Работа с учебником. Сейчас мы будем работать в парах. Познакомьтесь с теоретическим материалом, который предлагает нам Е.И. Никитина в учебнике «Русский язык. Русская речь». Стр. 31,32.

Составьте план текста.

 

Аналитическое чтение, выделение ключевых слов, отработка навыка составления плана.

Анализ высказываний учащихся. (См. «Методика развития речи на уроках русского языка» под ред. Т.А. Ладыженской. С.215-218)

Дети работают с текстом :

Тексты о трудовых процессах обычно включают в себя  следующие части:

подготовка того или другого человека к работе (рабо­чий костюм, рабочее место, необходимые инструменты, ма­териалы; поза, внутренняя собранность и т. д.);

ход работы (последовательное описание всех опера­ций — от начала до конца);

результаты работы.

План текста описания действий.

  1. Подготовка к работе.
  2. Ход работы.
  3. Результаты работы.

 

4.

Советы автора учебника. Стр. 32. Работа в парах.

 

В работе по развитию речи очень важно не упускать любую возможность предупредить ошибки учащихся. Дети, как правило, увлекаются содержанием и не следят за правильностью оформления мыслей. Это и является причиной большого количества речевых ошибок.

 Работая в паре, дети читают текст и отвечают на вопрос: Как избежать неоправданный  повтор?

 В описании действий одного и того же лица (или груп­пы лиц) могут быть предложения с опущенным подле­жащим. Это позволяет избегать неоправданного повторе­ния слов и усиливает связь предложений в тексте.

Старайтесь не допускать неоправданного повторения слов, используйте синонимы,

 

Дети диктуют друг другу Речевые клише: потом, затем, после этого, дальше, вслед за этим; делать, изготовлять, изготавливать, производить; ремонтировать, чинить; неторопливо, неспешно.

 

5

Изложение по тексту Л. Лебедева.

 

Изложение-миниатюра проводится традиционно: учитель читает текст, дети прослушивают его и записывают ключевые слова.

Придумывают заглавие, затем создают черновик, обращаются к учителю за консультацией, если сомневаются в каких-либо вопросах.

Завершающий этап работы – запись чистового варианта.

...Слежу за руками Анфисы Ивановны Воронцовой. Ловко слепила из глиняного теста колокол, обстукала его деревянной лопаточкой — готова пышная юбка. Взяла ещё кусочек мягкой глины, вылепила торс с головкой, носик пуговкой. Задумалась немного, прикидывая, то ли ко­кошником увенчать будущую красавицу, то ли нарядную шляпу ей надеть. Остановилась на кокошнике. Потом расплющила глиняную колбаску, собрала её в сборку — и вот уже фартук готов...

Но это рассказывается быстро, делается же хоть и сно­ровисто, да неспешно. И немало ещё времени пройдёт, пока невзрачная глиняная кукла после обжига в пышущей жаром печи, да побелки, да раскраски предстанет во всём своём великолепии.

(Л. Лебедев.)

 

6.

Работа в парах. Редактирование текстов.

7.

Домашнее задание. Ребята! Знаете ли вы, что в нашей школе работает проект «Традиции народного искусства в технологиях экологического и медицинского фитодизайна»? Предлагаю вам посетить кружок и описать работу наших мастеров по созданию хохломских узоров. Тем, кто не сможет посетить кружок, можно зайти на сайт «Страна мастеров».  Техники.  и описать любой мастер-класс, например,  «Осенютки». Можно описать и любое домашнее дело (см. План текста описания действий).

8.

Итоги урока. Чему был посвящен наш урок? Чему мы научились сегодня?

 

 

 

 

            

4. Формы организации учебной деятельности этапа,  на котором используется прием (парная, работа в малых группах, фронтальная).

Приёмы работы:

-   анализ текстов (устных и письменных);

-   составление плана, рабочих мате­риалов;

-   редактирование текстов;

-установка на определенную речевую ситуацию (т.е. уточне­ние задачи адресата, обстоятельств высказывания   прописаны в столбце «Методический комментарий»

Урок развития речи выстроен на прочном фундаменте восприятия жизненных ситуаций (задание №1); чётко и ярко проведена пропедевтика (задание № 2);  работу с учебником завершает построение плана текста научного стиля ( задание № 3). Словарная работа проведена в форме предложения речевых клише (задание № 4). Для создания текста изложения ученикам предложен лаконичный  и чётко выстроенный исходный текст ( задание №5). Домашнее задание дано на выбор и сопровождается инструкцией (задание № 7)

Список использованной литературы.

1.      М.Т. Баранов  «Методика преподавания русского языка в школе»

2.    Т.А. Ладыженская  «Методика развития речи на уроках русского языка»

3.      С.И. Львова «Язык и речь»

4.      Е.И. Никитина. «Русский язык. Русская речь». 7 класс. Москва. «Дрофа». 2009 г.