Урок развития речи в 7 классе "Описание действий. Изложение "Дымка"
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Иланская средняя общеобразовательная школа №1» Иланского района Красноярского края.
Учитель русского языка и литературы Савельева Вера Павловна.
1. Тема. Урок развития речи в 7 классе «Описание действий. Изложение «Дымка*».
2. Цели: 1.Формирование навыка описания действий. Предупреждение характерных недочетов в описании трудового процесса.
2. Развитие речи учащихся.
3. Воспитание патриотизма и любви к прекрасному.
3. Результаты: создание собственного текста, содержащего описание действий.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УРОКА.
№ | Методический комментарий | Деятельность детей | Запись в тетради | ||||||||
1. | Учитель. Сегодня мы с вами будем учиться описывать действия. Для начала предлагаем вам «немой» диктант. | ||||||||||
| Для предупреждения характерных недочетов в описании трудового процесса (пропуск отдельных действий, нарушение их последовательности) очень эффективен так называемый «немой» диктант — своего рода мини-репортаж.
| Накануне урока отдельные учащиеся по заданию учителя и под его руководством «разучивают», репетируют определенные действия, например оформление чертежа или рисунка на классной доске или на листе бумаги, прикрепленном к мольберту, выжигание по дереву, вышивание, вязание и т. п. На уроке подготовившиеся таким образом ребята демонстрируют отрепетированные действия (сначала в обычном темпе, потом — в замедленном); все остальные внимательно наблюдают за ними, затем описывают (при повторной демонстрации классу разрешается пользоваться черновиками). | Оля достает из шкафа нарядный полиэтиленовый пакет
| ||||||||
2. |
Учитель. Если мы говорим о действиях, можем ли не сказать о деятеле? Предлагаю вашему вниманию хорошо знакомый текст. Угадайте, о ком идёт речь? Понаблюдайте, как автор избегает тавтологии. | ||||||||||
| Для описания действий частотны ССЦ1 с общим смысловым подлежащим: действия в таких текстах соотносятся обычно с одним и тем же лицом; в первом предложении это действующее лицо названо, а в последующих может только подразумеваться. | Дети слушают текст-задачу: Он ……. зажег лампу, взял ножницы, клей и обрывки цветной бумаги. Вырезал и склеил курточку из коричневой бумаги и ярко-зеленые штанишки. Смастерил туфли из старого голенища и шапочку — колпачком с кисточкой — из старого носка. Все это надел на ……….. — Носи на здоровье! | Папа Карло и Буратино. Пример из сказки А. Н. Толстого «Золотой ключик »
| ||||||||
3. | Работа с учебником. Сейчас мы будем работать в парах. Познакомьтесь с теоретическим материалом, который предлагает нам Е.И. Никитина в учебнике «Русский язык. Русская речь». Стр. 31,32. Составьте план текста. | ||||||||||
| Аналитическое чтение, выделение ключевых слов, отработка навыка составления плана. Анализ высказываний учащихся. (См. «Методика развития речи на уроках русского языка» под ред. Т.А. Ладыженской. С.215-218) | Дети работают с текстом : Тексты о трудовых процессах обычно включают в себя следующие части: подготовка того или другого человека к работе (рабочий костюм, рабочее место, необходимые инструменты, материалы; поза, внутренняя собранность и т. д.); ход работы (последовательное описание всех операций — от начала до конца); результаты работы. | План текста описания действий.
| ||||||||
4. | Советы автора учебника. Стр. 32. Работа в парах. | ||||||||||
| В работе по развитию речи очень важно не упускать любую возможность предупредить ошибки учащихся. Дети, как правило, увлекаются содержанием и не следят за правильностью оформления мыслей. Это и является причиной большого количества речевых ошибок. | Работая в паре, дети читают текст и отвечают на вопрос: Как избежать неоправданный повтор? В описании действий одного и того же лица (или группы лиц) могут быть предложения с опущенным подлежащим. Это позволяет избегать неоправданного повторения слов и усиливает связь предложений в тексте. Старайтесь не допускать неоправданного повторения слов, используйте синонимы,
| Дети диктуют друг другу Речевые клише: потом, затем, после этого, дальше, вслед за этим; делать, изготовлять, изготавливать, производить; ремонтировать, чинить; неторопливо, неспешно.
| ||||||||
5 | Изложение по тексту Л. Лебедева. | ||||||||||
| Изложение-миниатюра проводится традиционно: учитель читает текст, дети прослушивают его и записывают ключевые слова. Придумывают заглавие, затем создают черновик, обращаются к учителю за консультацией, если сомневаются в каких-либо вопросах. Завершающий этап работы – запись чистового варианта. | ...Слежу за руками Анфисы Ивановны Воронцовой. Ловко слепила из глиняного теста колокол, обстукала его деревянной лопаточкой — готова пышная юбка. Взяла ещё кусочек мягкой глины, вылепила торс с головкой, носик пуговкой. Задумалась немного, прикидывая, то ли кокошником увенчать будущую красавицу, то ли нарядную шляпу ей надеть. Остановилась на кокошнике. Потом расплющила глиняную колбаску, собрала её в сборку — и вот уже фартук готов... Но это рассказывается быстро, делается же хоть и сноровисто, да неспешно. И немало ещё времени пройдёт, пока невзрачная глиняная кукла после обжига в пышущей жаром печи, да побелки, да раскраски предстанет во всём своём великолепии. (Л. Лебедев.)
| |||||||||
6. | Работа в парах. Редактирование текстов. | ||||||||||
7. | Домашнее задание. Ребята! Знаете ли вы, что в нашей школе работает проект «Традиции народного искусства в технологиях экологического и медицинского фитодизайна»? Предлагаю вам посетить кружок и описать работу наших мастеров по созданию хохломских узоров. Тем, кто не сможет посетить кружок, можно зайти на сайт «Страна мастеров». Техники. и описать любой мастер-класс, например, «Осенютки». Можно описать и любое домашнее дело (см. План текста описания действий). | ||||||||||
8. | Итоги урока. Чему был посвящен наш урок? Чему мы научились сегодня? | ||||||||||
|
|
|
| ||||||||
4. Формы организации учебной деятельности этапа, на котором используется прием (парная, работа в малых группах, фронтальная).
Приёмы работы:
- анализ текстов (устных и письменных);
- составление плана, рабочих материалов;
- редактирование текстов;
-установка на определенную речевую ситуацию (т.е. уточнение задачи адресата, обстоятельств высказывания прописаны в столбце «Методический комментарий»
Урок развития речи выстроен на прочном фундаменте восприятия жизненных ситуаций (задание №1); чётко и ярко проведена пропедевтика (задание № 2); работу с учебником завершает построение плана текста научного стиля ( задание № 3). Словарная работа проведена в форме предложения речевых клише (задание № 4). Для создания текста изложения ученикам предложен лаконичный и чётко выстроенный исходный текст ( задание №5). Домашнее задание дано на выбор и сопровождается инструкцией (задание № 7)
Список использованной литературы.
1. М.Т. Баранов «Методика преподавания русского языка в школе»
2. Т.А. Ладыженская «Методика развития речи на уроках русского языка»
3. С.И. Львова «Язык и речь»
4. Е.И. Никитина. «Русский язык. Русская речь». 7 класс. Москва. «Дрофа». 2009 г.