Обобщение опыта
Районная проблемная лаборатория
Выступление на тему:
«Контрольно-оценочные материалы к дополнительной общеобразовательной программе «Лаборатория бумагопластики"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_kom_-.docx | 45.08 КБ |
tema_na_rmo.ppt | 149 КБ |
tyshtykbaeva_k.k._1.docx | 24.97 КБ |
tyshtykbaeva.docx | 25.47 КБ |
vystuplenie_na_rmo_tyshtykbaeva_k.k.doc | 61 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования
«Дом детского творчества»
«Контрольно-оценочные материалы
к дополнительной общеобразовательной программе «Лаборатория бумагопластики»
Разработала: Тыштыкбаева
Камаль Кушкумбаевна
педагог
дополнительного
образования
Исилькуль,2016г
Введение
Важнейшим условием повышения эффективности образовательно-воспитательного процесса в системе дополнительного образования детей, совершенствования процесса обучения является систематический анализ объективных данных о состоянии результатов воспитания, развития и обучения.
При организации и проведении мониторинга качества образовательного процесса в образовательных учреждениях дополнительного образования детей особая роль отводится диагностике, что позволяет получить объективные данные об уровне обученности, воспитанности и развития обучающегося.
В отличие от общего образования, где процесс выявления результатов образовательной деятельности достаточно четко отработан, в дополнительном образовании этот вопрос вызывает реальные затруднения педагогов, так как отсутствуют единые образовательные стандарты. В силу индивидуального характера обучения в идеале для каждой дополнительной общеобразовательной программы необходимо разрабатывать свой пакет диагностических методик, отражающих ее цели и задачи.
В реальной практике дополнительного образования детей оценка образовательной деятельности ребенка обычно осуществляется по учебным параметрам. При этом о результатах образования детей судят, прежде всего, по итогам их участия в конкурсах, выставках. И это вполне понятно: такие результаты наиболее ощутимы и очевидны.
Однако такой подход таит в себе ряд опасностей. Во-первых, у разных детей – разные исходные темпы и глубина освоения учебного материала, и далеко не каждый способен подняться до уровня грамот и призовых мест. Во-вторых, фиксация преимущественно предметных результатов зачастую искажает диапазон истинных достижений ребенка, поскольку вне поля зрения остаются его личностные результаты.
Таким образом, поскольку образовательная деятельность в системе дополнительного образования предполагает не только обучение детей определенным знаниям, умениям и навыкам, но и развитие многообразных личностных качеств обучающихся, постольку о ее результатах необходимо судить по двум группам показателей:
- Учебным – фиксирующим приобретенные ребенком в процессе освоения дополнительной образовательной программы предметные и общеучебные знания, умения и навыки;
- Личностным – выражающим изменения личностных качеств ребенка под влиянием занятий в данном детском объединении.
При оценке результатов освоения дополнительной общеобразовательной программы "Лаборатория бумагопластики" выделяю разные уровни освоения обучающимися материала:
- основной – для новичков;
- высокий – деятельность по образцу;
- повышенный – деятельность с элементами творчества, оригинальности).
Это позволит дифференцированно подходить к оценке достижений каждого ребенка в зависимости от индивидуальных способностей и возможностей.
С этой целью был разработан пакет диагностических методик к дополнительной общеобразовательной программе «Лаборатория бумагопластики», который позволит выявить результативность обучения по данной программе.
Цель самой программы «Лаборатория бумагопластики» - развитие творческой и познавательной активности обучающихся средствами лаборатории бумагопластики.
Предлагаемые в программе формы обучения (игра, творческое занятие, экскурсия, конкурс, выставка, контрольно-творческое занятие), методы обучения (словесный, наглядный, практический, частично-поисковый) наиболее действенны для детей 8-11 летнего возраста, на которых она рассчитана.
Дополнительная общеобразовательная программа "Лаборатория бумагопластики" предполагает развитие ребенка в самых различных направлениях: конструкторское мышление, художественно-эстетический вкус, образное и пространственное мышление. Используемые, в процессе реализации программы, современные педагогические технологии, такие как учебно-исследовательская деятельность, интеллектуальная игра, технология образовательного события и метод проектов способствуют формированию у обучающихся инициативности, активности, заинтересованности в результатах деятельности. Благодаря таким технологиям обучающиеся учатся определять цели и задачи, составлять план, выбирать средства и способы деятельности, распределять обязанности в паре и в группе, оценивать результаты, корректировать свою деятельность. Все это необходимо современному человеку, чтобы осознать себя гармонично развитой личностью.
Также для ребенка большое значение имеет оценка его труда родителями, поэтому в программе предусмотрены мини-выставки творческих работ обучающихся (как форма результативности освоения программы), на которые приглашаются родители.
Формами подведения итогов реализации дополнительной общеобразовательной программы «Лаборатория бумагопластики», позволяющими оценить достижение обучающимися образовательных результатов, служат итоговые (контрольные) учебные занятия, выставки, в том числе и ежегодная выставка «Страна мастеров», конкурсы, учебно-исследовательские конференции, презентации и защиты проектов, презентации портфолио воспитанников и другие образовательные события. Применяется также открытая защита обучающимися своей деятельности (отчёт о ней на основе портфолио) как форма итоговой аттестации за определённый период (пол года, год). Такой отчёт включает в себя всю образовательную деятельность обучающегося во всех её видах и формах и проходит как обстоятельный разговор об успехах и неудачах ребёнка, в которых принимают участия педагоги, обучающиеся детского объединения и родители.
В дополнительной общеобразовательной программе «Лаборатория бумагопластики» предусмотрен диагностический материал, позволяющий выявить уровень освоения программы каждым ребенком. Методы диагностики подобраны в соответствии с программным содержанием каждого года обучения, а также выработаны показатели и критерии оценки уровня овладения ребёнком художественной деятельностью.
Диагностика теоретической, практической
подготовки, общеучебных умений и навыков ДО «Лаборатория бумагопластики»
Данная диагностика разработана на основе методических рекомендаций под редакцией Н.Н.Рыбаковой. – Омск; БОУДПО «ИРООО», в соответствии с требованием ФГОС, авторской дополнительной общеобразовательной программой «Лаборатория бумагопластики».
Позволяет выявить успешность в формировании теоретической и практической подготовок, общеучебных умений и навыков, проследить личностное развитие у каждого обучающегося.
Результаты дают возможность педагогу:
- скорректировать собственную деятельность и содержания образовательного процесса;
- определить, насколько эффективно используется творческий потенциал обучающихся;
-средства получения личностных, метапредметных, предметных результатов;
- увидеть возможность реализации индивидуального подхода к развитию каждого обучающегося (по каким конкретно умениям и навыкам обучающийся успешен, а по каким требуется помощь педагога или родителей.
Диагностика проводилась по трём направлениям:
- выявление уровня теоретической подготовки;
- выявление уровня практической подготовки;
- выявление уровня общеучебных умений и навыков.
Уровень теоретической подготовки выявлялся с помощью теста.
Тест №1.Итоговый контроль теоретических знаний обучающихся второго года обучения.
Уровень практической подготовки выявлялся с помощью выполнения практических заданий. Обучающимся предлагается выполнить 10 практических работ, предусмотренных программой.
Уровень общеучебных умений и навыков выявлялся методом наблюдения с применением индивидуальных карточек.
1 карточка. Индивидуальная карточка уровня сформированности учебно-
интеллектуальных умений.
2 карточка. Индивидуальная карточка уровня сформированности учебно-коммуникативных умений.
3 карточка. Индивидуальная карточка уровня сформированности учебно-организационных умений и навыков.
Степень выраженности оцениваемого качества определялось по трём уровням: основной, высокий, повышенный, в зависимости от содержания ответов и деятельности обучающихся в соответствующих баллах.
Проверка и оценка работ проводится с помощью приложенных к каждому тесту, практическому заданию, карточке наблюдения верных ответов и ключей оценивания. (Приложение 1)
Для выполнения практических заданий каждый обучающийся обеспечивается всеми необходимыми материалами, инструментами и оборудованием.
Уровень общеучебных умений и навыков выявлялся методом педагогического наблюдения с применением индивидуальных карточек.
Индивидуальная карточка уровня сформированности учебно-интеллектуальных умений. (Приложение 2)
Индивидуальная карточка уровня сформированности учебно-коммуникативных умений (Приложение 3)
Индивидуальная карточка уровня сформированности учебно-организационных умений и навыков (Приложение 4)
Заключение
Результаты диагностики позволяют определить эффективность обучения по программе, проанализировать результаты, внести коррективы в учебный процесс, позволяет детям, родителям, педагогам увидеть результаты своего труда, создает благоприятный психологический климат в коллективе.
В силу того, что дополнительное образование носит индивидуальный характер обучения для каждой дополнительной общеобразовательной программы необходимо разрабатывать свой пакет диагностических методик, отражающих ее цели и задачи.
Предлагаемые формы и методы диагностики, в полной мере раскрывают творческий потенциал и уровень полученных знаний, умений, навыков детей обучающихся по программе «Лаборатория бумагопластики»
Приложение 1
Тест №1.Итоговый контроль теоретических знаний
Критерии оценки:
- 10-15 баллов - основной уровень
- 16-40 баллов - высокий уровень
3. 41-45 баллов - повышенный уровень
Время выполнения тестового задания - 45 минут.
Уровень практической подготовки. Максимальный балл-30
Критерии оценки:
10-15 баллов - основной уровень
16-20 баллов - высокий уровень
21-30 баллов - повышенный уровень
Критерии оценки практической работы обучающихся за год:
- Выполнение эскиза
3 балла” - самостоятельно выполнил эскиз, в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности, использовал творческий подход при выполнении работы.
2 балла” - обучающий правильно выполнил эскиз, в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности
1 балл” - не совсем точно выполнил эскиз работы.
- Выбор фона работы.
“3 балла” - самостоятельно подобрал фон с соблюдением цветовой гаммы , применил творческий подход к решению задачи..
“2 балла” - обучающий правильно подобрал фон с соблюдением цветовой гаммы .
“1 балл” - фон подобран без соблюдения цветовой гаммы.
- Техника изготовления аппликации бумажный комочек
“3 балла” - самостоятельно выполнил аппликацию бумажный комочек с соблюдением необходимой последовательности, и применил творческий подход к решению задачи.
“2 балла” - если обучающийся правильно выполнил аппликации бумажный комочек в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности, комочки имеют округлую форму.
“1 балл”- если не совсем правильно выполнил аппликацию, бумажные комочки не имеют округлую форму.
- Изготовление поделки в технике оригами
3 балла” - самостоятельно выполнил поделку в технике оригами с соблюдением необходимой последовательности, складывает базовые формы аккуратно, четко по схеме, применяет творческий подход к решению задачи.
“2 балла”- если обучающийся правильно выполнил поделку в технике оригами в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности, владеет навыками складывания базовых форм .
“1 балл”- если слабо владеет навыками складывания базовых форм, поделка выполнена не аккуратно.
- Изготовление новогодней игрушки «Петрушка»
3 балла”- самостоятельно выполнил новогоднюю игрушку с соблюдением необходимой последовательности, применяя творческий подход к решению задачи.
“2 балла”- если обучающийся выполнил игрушку в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности, владеет навыками вырезания, склеивания подбором цветовой гаммы.
“1 балл”- если обучающийся выполнил игрушку в полном объеме с нарушением последовательности, вырезает и склеивает детали неаккуратно.
- Изготовление орнамента из цветного картона.
3 балла”- самостоятельно аккуратно выполнил орнамент в полном объеме, владеет техникой ажурного вырезания, применяет свои шаблоны.
“2 балла”- если обучающийся аккуратно выполнил орнамент в полном объеме, владеет техникой ажурного вырезания.
“1 балл”- если обучающийся не аккуратно выполнил орнамент, не в полном объеме, слабо владеет техникой ажурного вырезания.
- Конструирование изделий из «спиралек»
3 балла”- если обучающийся аккуратно выполнил вырезание спиралек, самостоятельно сконструировал изделие в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности, с добавлением собственных элементов изделия.
“2 балла”- если обучающийся аккуратно выполнил вырезание спиралек, самостоятельно сконструировал изделие в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности.
“1 балл” - если обучающийся не аккуратно выполнил вырезание спиралек , конструирует изделие с помощью педагога.
- Объемное конструирование животных из геометрической фигуры «круг»
3 балла”- самостоятельно выполнил объемное изделие из геометрических фигур с соблюдением аккуратного вырезания и склеивания фигур, применяя творческий подход к решению задачи..
“2 балла”- обучающийся аккуратно выполнил изделие из геометрических фигур и в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности
“1 балл”- обучающийся не аккуратно выполнил изделие из геометрических фигур и не в полном объеме с соблюдением техники вырезание и склеивания.
- Изготовление цветочной композиции
3 балла”- самостоятельно выполнил цветочную композицию с соблюдением цветовой гаммы применяя творческий подход к выполнению изделия.
“2 балла”- обучающийся аккуратно выполнил композицию и в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности.
“1 балл” обучающийся не аккуратно выполнил композицию и не в полном объеме, с нарушением необходимой последовательности.
- Изготовление объемной «Розы» из гофрированной бумаги
3 балла”- самостоятельно выполнил изделие из гофрированной бумаги с соблюдением необходимой последовательности, владеет техникой скручивания, складывания бумаги, владеет навыками фиксации изделия, применяя творческий подход к решению задачи.
“2 балла”- обучающийся аккуратно выполнил изделие из гофрированной бумаги и в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности, владеет техникой скручивания, складывания бумаги, владеет навыками фиксации изделия.
“1 балл”- обучающийся не аккуратно выполнил изделие из гофрированной бумаги и не в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности, техникой скручивания и складывания владеет слабо.
Приложение 2
Подготовка, общеучебных умений и навыков ДО «Лаборатория бумагопластики»
Ф.И.О. обучающегося _________________________________________
Критерий | Показатель | Степень выраженности оцениваемого качества | Баллы |
1.Умение подбирать и анализировать специальную литературу | 1.1.Умеет ли выделять главное в предложенной информации | - испытывает значительные затруднения; | |
- нуждается в дополнительных (наводящих) вопросах; | |||
- способен выделить самостоятельно | |||
1.2.Умеет ли выделять новое в учебном материале | - испытывает значительные затруднения | ||
- нуждается в помощи | |||
- способен выделить самостоятельно | |||
1.3.Темп интеллектуальной деятельности | - значительно снижен | ||
такой же, как у других обучающихся | |||
- выше, чем у других обучающихся | |||
2.Умение пользоваться компьютерными источниками информации | 2.1.Уровень владения ПК | - почти не владеет | |
- требуется помощь | |||
- владеет самостоятельно | |||
2.2.Умение пользоваться интернет-источником информации | - выражено слабо | ||
- требуется помощь | |||
- пользуется самостоятельно | |||
2.3.Умение выбирать и анализировать информацию, полученную из интернет-источника | - испытывает значительные | ||
затруднения - нуждается в помощи | |||
- выбирает и анализирует самостоятельно | |||
3.Умение осуществлять учебно-исследовательскую работу | 3.1Способность к формулировке, пониманию проблемы, анализу ее причины | - понимает проблему | |
- понимает проблему, способен ее сформулировать | |||
- понимает и формулирует проблему, анализирует ее причины | |||
3.2.Осуществление целеполагания | - формулирует и понимает цели и задачи | ||
- задачи соответствуют цели | |||
- предлагает стратегию | |||
3.3.Сформированность навыков планирования работы | - определил последовательность действий, шаги | ||
- предложил ресурсы, некоторые из них обосновал | |||
- спланировал текущий контроль | |||
3.4.Самостоятельность в выполнении работы и текущей самооценке | - испытывает значительные затруднения в выполнении работы, обладает слабой самооценкой | ||
- работу выполняет под контролем и при поддержке руководителя, способен к самооценке | |||
- самостоятельно выполняет работу, оценивает и корректирует свои действия | |||
3.5.Владение оценочной деятельностью | - сравнил полученный результат с ожидаемым | ||
- оценил полученный результат в соответствии с предложенными критериями | |||
- предложил собственные критерии или систему критериев и в соответствии с ними оценил полученный результат |
Степень выраженности оцениваемых показателей (оцениваемых параметров):
основной уровень – балл.
высокий уровень – балла.
повышенный уровень – балла. Максимальный балл-
Приложение 3
Индивидуальная карточка уровня сформированности учебно-коммуникативных умений
ФИО обучающегося ___________________________________
Критерий | Показатель | Степень выраженности оцениваемого качества | Баллы |
1.Умение слушать и слышать педагога | 1.1 Адекватность восприятия информации, идущей от педагога | - нуждается в пошаговом предъявлении с пошаговым контролем усвоения | |
- нуждается в дополнительных разъяснениях | |||
- с первого предъявления | |||
2.Умение выступать перед аудиторией | 2.1 Изложение собственных мыслей | - не может донести свою мысль до других даже с помощью наводящих вопросов | |
- может донести свою мысль до других только с помощью наводящих вопросов | |||
- может самостоятельно донести свою мысль до других | |||
3.Умение вести «полемику», участвовать в дискуссии | 3.1 Способность отвечать на вопросы | - как правило, при ответе испытывает затруднения из-за волнения | |
- обычно отвечает, давая краткий (неполный) ответ | |||
- обычно отвечает, давая развёрнутый ответ | |||
3.2. Способность задавать вопросы | - самостоятельно не может формулировать вопросы, понятные собеседнику | ||
- формулировки вопросов не всегда понятны собеседнику и требуют уточнений | |||
- обычно самостоятельно формулирует корректные вопросы | |||
3.3 Способность корректно возражать оппоненту | - испытывает значительные затруднения | ||
- нуждается в помощи | |||
- способен выделить самостоятельно |
Степень выраженности оцениваемых показателей (оцениваемых параметров):
основной уровень – 5-9 баллов.
высокий уровень – 10-12 баллов.
повышенный уровень – 13-15баллов. Максимальное количество баллов -15
Приложение 4
Индивидуальная карточка уровня сформированности учебно-организационных умений и навыков
ФИО обучающегося ___________________________________
Критерий | Показатель | Степень выраженности оцениваемого качества | Баллы |
1. Умение организовать свое рабочее (учебное) место | 1.1 Способность самостоятельно готовить свое рабочее место к деятельности | - самостоятельно не способен | |
- нуждается в помощи | |||
- готовит самостоятельно | |||
1.2 Умение поддерживать порядок на рабочем месте | - не в состоянии постоянно поддерживать порядок на рабочем месте, может оставить его не убранным | ||
- по окончании занятия убирает за собой рабочее место, но в процессе работы к порядку не стремиться | |||
- во время работы и после нее содержит рабочее место в чистоте | |||
2.Навыки соблюдения в процессе деятельности правил безопасности | 2.1 Соблюдение правил техники безопасности | - нуждается в постоянном контроле за соблюдением правил ТБ | |
- знает правила ТБ, но в процессе работы периодически нуждается в их напоминании | |||
- знает правила ТБ и в процессе работы постоянно выполняет их | |||
3.Умение аккуратно выполнять работу | 3.1 Уровень соблюдения аккуратности | - требуется постоянное напоминание о соблюдении аккуратности | |
- исполнительный, но не имеет достаточных навыков в точности и чистоте выполнения работы | |||
- работает старательно, точно и чисто, исполнительный |
Степень выраженности оцениваемых показателей (оцениваемых параметров):
Критерии оценки общей диагностики
основной уровень – балла.
высокий уровень – балла.
повышенный уровень – баллов. Максимальное количество баллов -.
.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Предварительный просмотр:
« Реализация индивидуальной программы для одаренных
детей «Бумагопластика»
Современный мир становится все более сложным, динамичным и противоречивым. Ценностью становится высокий интеллект, так как от количества интеллектуальных, творческих личностей зависит благосостояние и успешное развитие нашего общества, качество жизни в нем. В связи с этим остро встает вопрос развития высоко одаренных, талантливых детей на всех этапах их обучения. Поэтому выявление и развитие одаренности учащихся, изучение условий и факторов, способствующих формированию и становлению интеллектуальных и творческих способностей детей, становятся одной из актуальных проблем процесса образования. Современное образование ставит главную цель: воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России.
Я как педагог дополнительного образования с 2016 года реализую программу индивидуального обучения с одаренным ребенком «Бумагопластика» Программа составлена с учетом дифференцированного и индивидуализированного подходов в обучении. Я считаю, что такая программа наиболее перспективна и эффективна с одаренными детьми.
В данной индивидуальной программе «Бумагопластика» развитию способностей обучающейся способствуют материалы дополнительных источников информации, ЭОР, решение проектных задач и применение исследовательских методов, а также сотрудничество с родителями. В разработанной мною программе определены цели (создание условий для творческого и нравственного развития детей, ориентирование детей в предметно – практической деятельности, через освоение ими техники плетения из газет как художественного способа конструирования из бумаги), задачи ожидаемый результат, содержание, формы, методы и приемы, а так же направления работы по диагностике и развитию детей с признаками одаренности, природными задатками к выполнению творческой деятельности. Для каждого одаренного ребенка прописан свой индивидуальный маршрут и участие в конкурсах различного уровня: от районного до всероссийского.
Дети, которые занимаются по индивидуальной программе «Бумагопластика» принимают активное участие в районных и областных творческих конкурсах. Межрегиональной научно-практической конференции школьников и учащейся молодёжи НОУ «Поиск»; Областной олимпиаде «Академия творческих наук»; Межрегиональный экологический фестиваль детско-юношеского творчества «Белая берёза»; Областная конференция исследовательских проектов «Хочу всё знать». В 2016-2017 учебном году победителями районной научно-практической конференции и межрегиональной научно-практической конференции школьников и учащейся молодёжи НОУ «Поиск» темы исследовательских работ «Квиллинг- идея для подарка»; «Вторая жизнь газеты»; «Мебель из газетных трубочек». 3 место заняла тема исследовательского проекта «Открытка своими руками –частичка души»; «Волшебный мир кусудамы»; «Настенные часы в технике квиллинг» в областной конференции исследовательских проектов «Хочу всё знать»; областной очный этап конкурса детских работ из бросового материала «Сохраним планету чистой» номинация «Плетение из бросового материала»
Кроме исследовательских работ дети еще создают индивидуальные проекты
Так же ребята принимают активное участие в интернет конкурсах всероссийского и международного уровня: Всероссийский интернет-конкурс искусств «Восходящая звезда 2016»; Всероссийский конкурс для детей и педагогов «Цветик-семицветик»; Всероссийский конкурс для детей и взрослых «Радуга творчества»; XXXIII Всероссийский творческий конкурс «Талантоха»; Всероссийский онлайн конкурс творчества «Талантливая Россия»; Международный творческий конкурс «Талантофф;
Развитие одаренности является одним из важных направлений работы образовательного учреждения. Развитие одаренности должно рассматриваться с учетом внутренних и внешних факторов, прежде всего взаимодействия развивающейся личности с ее социальным окружением. Определение параметров образовательной среды, значимых для процессов развития творческой одаренности, создание условий для развития познавательного интереса и развертывания персонального пространства личности как творческой индивидуальности являются, ключевыми в вопросах развития одаренности, что способствует решению задач современного общества.
Таким образом, грамотно организованная и системная деятельность по развитию одарённости способствует формированию у ребят стремлению к интеллектуальному самосовершенствованию и саморазвитию, проявлению творческих и интеллектуальных способностей, применению навыков проектно-исследовательской деятельности, успешной социализации в обществе.
Спасибо за внимание
Предварительный просмотр:
Организация проектной деятельности в детском объединении «Лаборатория бумагопластика»
К.К. Тыштыкбаева, педагог
дополнительного образования
МБУ ДО «Дом детского творчества»
Сейчас я расскажу как я организовала проектную деятельность с обучающимися в детском объединении «Лаборатория бумагопластика».
Работа с проектами занимает особое место в системе дополнительного образования, позволяя обучающимся приобретать навыки, которые не достигаются при традиционных методах обучения. Это становиться возможным потому, что обучающиеся сами делают свой выбор и проявляют инициативу. С этой точки зрения хороший проект должен: иметь практическую ценность; предполагать проведение самостоятельных исследований; быть в одинаковой мере непредсказуемым как в процессе работы над ним, так и при ее завершении; быть гибким в направлении работы и скорости ее выполнения; предполагать возможность решения актуальных проблем. Метод проектов даёт обучающимся возможность учиться в соответствии с его способностями; содействует проявлению способностей при решении задач более широкого спектра; способствует налаживанию взаимодействия между обучающимися. Умение проектировать и прогнозировать результаты деятельности играет важную роль в развитии организаторских способностей обучающихся, способствует формированию ключевых компетентностей обучающихся, подготавливает обучающихся к реальной жизнедеятельности.
Данный метод я взяла за основу при разработке дополнительной общеобразовательной программы «Лаборатория бумагоплстики». Данная программа построена на обучении в процессе практики. Обучающий эффект достигается не только и не столько по причине усвоения теоретической информации, сколько в работе над творческими проектами и учебно-исследовательскими работами и в процессе последующего обсуждения проделанной работы, при анализе отзывов обучающихся, педагогов и родителей. Целью программы является создание условий для развития творческой и познавательной активности обучающихся средствами лаборатории бумагопластики. Реализация поставленной цели происходит через решение следующих задач:
- развивать учебно-познавательную мотивацию обучающихся;
- развивать общие умения и способы практической художественной деятельности обучающихся;
- формировать умения учебного сотрудничества;
- развивать способность к пониманию информации и использовании её в учебной деятельности;
- способствовать освоению общественно признанных социальных норм.
В программе рассматриваются различные методики выполнения изделий из различных видов бумаги с использованием самых разнообразных техник, например, оригами, конструирование, аппликация, квиллинг, декупаж и т.д. Кроме этого программа является преемственной к предметам: математика, черчение, технология, изобразительное искусство.
Теоретическая часть включает в себя приобретение детьми знаний об основах бумагопластики. Практическая часть – это творческие проекты, учебно-исследовательские работы, образовательные события, индивидуальное и коллективное выполнение заданий, результатом которых стали, выполненные в разных техниках, изделия, инструкции по их изготовлению, исследовательские работы, оформленные выставки и т.д.
Сегодня более подробно я бы хотела рассказать о том, как мы работаем над проектом.
В процессе поиска оптимальных этапов проектной деятельности я выделила следующие:
Поисковый этап (поиск и анализ проблемы;выбор темы, постановка цели и задач проекта; прогнозирование ожидаемых результатов; генерирование идей; сбор, изучение и обработка информации потеме проекта).
Аналитическийэтап (поиск оптимального решения задачи проекта, исследование вариантов изделия;выбор технологии изготовления изделия;составление проектной документации;анализ ресурсов).
Технологический этап(составление плана практической реализации проекта, подбор необходимых материалов, инструмента и оборудования;выполнение запланированных технологических операций;текущий контроль качества; внесение при необходимости изменений в изделие и технологию).
Заключительный этап (презентация проекта;оценка качества выполнения проекта;анализ результатов выполнения проекта; изучение возможностей использования результатов проектирования (выставка,включение в банк проектов, публикация).
Приведу пример одного такого проекта.
Творческий проект «Цветы» в технике квиллинг.
Первым этапом будет
Постановка проблемы, цели и задачи проекта, ожидаемые результаты.
Здесь предполагается изучение источников информации по данному вопросу, выделение теоретических сведений. Введение понятия квиллинг история создания квиллинга и её значение в современном мире. Демонстрация различных видов цветов в технике квиллинг. Генерирование проектных идей. Обоснование новизны и актуальности проекта. Введение игровой (сюжетной) ситуации (так как возраст детей в среднем 8-11 лет, то ситуация игры должна время от времени присутствовать, в форме игры дети с лёгкостью изучают сложный материал).
Организация процесса работы над проектом. Это создание плана, алгоритма действий проектной деятельности, формулировка этапов проекта, обозначение ресурсов. Прогнозируемые негативные последствия (риски) и способы их устранения, сроки реализации проекта обязательно должны знать дети, ведь им важен результат и чем меньше дети, тем этот результат должен быть ближе и понятнее. Например, вы получите красивые цветы, если выполните 1, 2 и 3 (алгоритм действий. Объединение детей в рабочие группы, распределение заданий для каждой группы.
Выполнение практической части проекта Это изучение технологии изготовления техники квиллинг. Отработка навыков изготовления в технике квиллинг. Практическая индивидуальная работа. Изготовление цветов в технике квиллинг (всё это происходит не за одно занятия. Педагог по необходимости оказывает практическую помощь или консультацию.
Оформление результатов проекта. Подведение итогов Презентация и защита проекта. Это оценивание группового (или индивидуального) проекта, выполненного обучающимися, осуществляется дважды: как внешняя оценка проекта на основе критериев и как самооценка проекта обучающимися. (Положение об оценивании группового проекта, выполненного обучающимися.Приложение). Итоги выполнения работы, обсуждение проблемных вопросов в освоении материала, индивидуальных качественных достижений обучающихся.
Вот примерно так происходит реализация одного проект!
Итак, подведём итог вышесказанному. Роль педагога при выполнении проектов изменяется в зависимости от этапов работы над проектом. Но на всех этапах педагог выступает как помощник. Педагог не передает знания, а направляет деятельность ребёнка.
Роль обучающегося при выполнении проекта изменяется в зависимости от этапов работы. Но на всех этапах он:
- выбирает (принимает решения),выбор должен закрепиться в сознании обучающегося как процесс принятия на себя ответственности;
- выстраивает систему взаимоотношений с коллективом,взаимодействует с учителем-консультантом, общается за пределами учреждения в поисках информации;
- оценивает,на каждом этапе возникают различные объекты оценки. Учащийся оценивает «чужой» продукт – информацию с позиций ее полезности для проекта, предложенные идеи с позиций их реалистичности и т.п. В то же время он оценивает продукт своей деятельности и себя в процессе этой деятельности.
Таким образом, результативность применения проектной деятельности выражается в приобретении обучающимися универсальных способов действия (способностей и умений), позволяющих ребёнку младшего школьного возраста понимать ситуацию, достигать результатов в разных видах деятельности, что составляет основу компетентностного подхода в дополнительном образовании, так как в современных условиях уровень образованности не определяется объёмом знаний или их широтой, а акцентирует внимание на готовности использовать полученные знания, получать опыт самостоятельного решения проблем.
Кроме этого применение данного метода способствует развитию начальных уровней следующих ключевых и специальных компетентностей обучающихся:
- специальные компетентности в области образовательной деятельности художественно-эстетического направления дополнительного образования;
- познавательная компетентность;
- информационная компетентность;
- организаторская компетентность;
- коммуникативная компетентность;
- социальная и гражданская компетентность.
В итоге, хочу сказать, конечно, организовать такой сложный вид работы собучающимися, как выполнение ими проектов, - весьма не простая задача, требующая сил, значительного времени, энтузиазма и т.п. Учитывая возрастную характеристику детей (8-11 лет) реализация проектов осуществляется с элементами игровой деятельности. Грамотно организованная проектная деятельность в полной мере позволяет оправдать эти затраты и дать ощутимый педагогический эффект, связанный прежде всего с личностным развитием ребёнка.
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования
«Дом детского творчества»
Организация исследовательской деятельности
в детском объединении художественной направленности в Доме детского творчества.
Выполнила: педагог
дополнительного образования
Тыштыкбаева К.К.
г. Исилькуль
2018
Здравствуйте уважаемые коллеги!
Хочу начать свое выступление с известных слов российского психолога и педагога Александра Ильича Савенкова.
Исследовательскую деятельность следует рассматривать, как особый вид интеллектуально-творческой деятельности, порождаемый в результате функционирования механизмов поисковой активности и строящийся на базе исследовательского поведения. Она логически включает в себя мотивирующие факторы(поисковую активность) исследовательского поведения и механизмы его осуществления
Разрешите представиться. Я Тыштыкбаева Камаль Кушкумбаевна - педагог дополнительного образования «Дома детского творчества », хочу поделиться с вами опытом работы по организации исследовательской деятельности в детском объединении художественной направленности. На базе ДДТ мной реализуются следующие общеобразовательные общеразвивающие программы художественной направленности: «Оригами», «Чудеса бумагопластики», «Лаборатория бумагопластики», «Рукодельница». Программы ступенчатые, содержание программ тесно взаимосвязаны.
Современному миру необходимы люди, способные творчески мыслить, находить новые решения, искать пути исследования. Основой модернизации образования на настоящем этапе должна стать вводимая с самого начала изучения поисково-исследовательской деятельности, как основа формирования творческих начал личности учащегося. Исследовательская деятельность имеет творческий характер, позволяет учащимся самореализоваться, добиваться успехов в рамках учебной и внеучебной деятельности, что повышает мотивацию к образованию в целом. Целенаправленная исследовательская деятельность способствует формированию и совершенствованию умений работы с информационными источниками, стремлению к максимально глубокой проработке изучаемой темы, высокой концентрации внимания, способности к длительной работе в одном направлении, что позволяет учащимся максимально раскрыться, самореализоваться.
Цель данного педагогического опыта заключается в формировании через исследовательскую деятельность обучающихся развитой самореализующейся личности с целостным мировоззрением и способностью к творчеству.
Задачи:
-развитие межпредметных связей на уровне учебной деятельности;
-создание основ научно-творческого мышления;
-освоение творческого подхода к любому виду деятельности;
-обучение алгоритму исследовательской и лабораторно-практической деятельности;
Гипотеза: в процессе исследовательской деятельности повышается мотивация учащихся к изучению предмета, формируются алгоритмы творческого мышления и траектория самореализации.
Предполагаемые результаты педагогического опыта:
1.Сформировать ключевые компетенции учащихся.
3. Сформировать мотивационно-потребностную и эмоционально-
поведенческую сферу учащихся.
4. Сформировать эффективные коммуникации учащихся.
5. Сформировать у учащихся стратегию творческой, исследовательской
деятельности.
При обучении учащимися исследовательской деятельности следует:
- формировать рефлексивные умения путём приобщения учащихся к методам научного познания.
- формировать у учащихся умение критически оценивать получаемую информацию и находить различные пути разрешения учебных и исследовательских проблем.
- использовать проблемную технологию, как основу учебно-исследовательской деятельности и привитие навыка выделять основную проблему в любом материале.
- формировать исследовательские умения и мыслительные функции (навык рациональной учебной деятельности, специальные и интеллектуальные умения): работать с литературой, пользоваться справочниками и таблицами. Анализировать, сравнивать, обобщать, проектировать опыт. Прогнозировать результаты эксперимента, высказывать предположения, находить причинно-следственные связи. Формулировать выводы. Применять знания для объяснения нового факта. Строить, подготавливать выступление и презентовать его.
- рассматривать социальные и учебно-научные перспективы выполнения учащимися исследовательских работ.
Исследовательская деятельность начинается с разработки программы исследования, которая включает следующие этапы:
1. Подготовка проблемы, выдвижение гипотез, анализ гипотез.
2. Постановка цели и задач исследования.
3. Разработка методики исследования.
4. Подготовка материальной базы исследования.
5. Проведение исследования.
6. Обработка, анализ, обсуждение, оформление результатов.
7. Выводы.
8. Анализ успехов и неудач, выявление и исправление ошибок.
Выбор темы исследовательской работы требует особого внимания, так как тема должна быть актуальной, интересной, увлекающей. Очень важно корректно, оригинально сформулировать тему исследования, чтобы у учащегося была возможность рассмотрения проблемы с нестандартной точки зрения. Далее важно грамотно поставить цели и задачи исследования.
По научной насыщенности и эвристичности характера исследовательскую деятельность можно разделить на учебно-исследовательскую деятельность, реализуемую по стандартным известным методикам, ангажированным в программе изучения предмета и исследовательско-эвристическую деятельность, предполагающую разработку проблемы, гипотезы и методик исследования на основе имеющейся методологической литературы. Конечно, второй вид деятельности реализуется на более высоком уровне и на него способен не каждый ученик, а лишь дети, которых мы относим к числу одарённых.
Необходимо продумать и обсудить форму реализации и представления результатов исследования. Учащиеся должны знать требования к исследовательской работе.
- В работе должна быть отражена актуальность разрабатываемой темы.
- По оформлению работа должна отвечать современным требованиям.
- В обзор литературы необходимо включить новинки научной литературы по данному вопросу.
- Основная часть работы должна дать ответ на поставленные цели и задачи. Материал должен излагаться грамотно, научным языком.
- Работа должна содержать выводы, к которым пришёл учащийся в процессе исследовательской деятельности.
- Работа должна быть практико-ориентированной.
- Очень важно отразить требования к публичному выступлению, учить выступать перед аудиторией, отвечать на вопросы.
Формами работы исследовательского характера в моей деятельности являются: рефераты, проекты, исследовательские разработки, презентации учащихся
Начиная исследование, учащийся должен видеть свои действия в перспективе, мысленно представить всю работу.
Исследовательской деятельностью занимаемся с 2014 года.
Приведу тематику исследовательских работ учащимися, в которых я выступала, как руководитель:
- Открытка своими руками- как частичка души
- Волшебный мир –кусудамы
- Шкатулка в технике квиллинг
- Настенный календарь с элементами оригами
- Настенные часы в технике квиллинг
- Вторая жизнь газете
- Столик для чаепития из газетных трубочек
- Русская изба –как культура русского народа
Данные работы были представлены на следующих конкурсах, где были отмечены дипломами и грамотами:
- Районная научно-практическая конференция школьников Исилькульского района секция «Юные исследователи».
- Межрегиональная научно-практическая конференция школьников и участников молодежи «Поиск»
- Региональная интернет конференция «Мир моих увлечений».
- Межрегиональный экологический фестиваль детско-юношеского творчества «Белая берёза»
- Областная творческая олимпиада «Академия творческих наук»
- Областной конкурс исследовательских проектов «Хочу все знать»
- Всероссийский конкурс «Восходящая звезда»
- Всероссийский конкурс детского и юношеского творчества «Лучики Солнца»
- Всероссийский конкурс детского творчества «Мои таланты»
- Всероссийский конкурс исследовательских работ «Шаги в науку»
- Областной фестиваль детского творчества «Красота спасет мир».
Продвижение по пути исследований – это путь к повышению качества образования не в отметках и баллах, а в долгосрочном результате обучения, как процесса. При завершении исследовательской работы провожу опрос учащихся:
«Давно замечено, что таланты являются всюду и всегда, где и когда существуют условия, благоприятные для их развития» Г.В. Плеханов.
Именно этот тезис заставляет нас задуматься о том, что грамотно организованная и обоснованная исследовательская работа – это «выращивание» талантливых детей, педагогическая поддержка их на пути самореализации и развития.
Спасибо за внимание!