Химия 8 класс
На этой страницы можно посмотреть календарно-тематическое планирование к УМК Кузнецовой Н.Е., разработки нескольких уроков.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kalendarno-tematicheskoe_planirovanie-8.xls | 59 КБ |
urok01-8.doc | 36 КБ |
urok2-8.doc | 53.5 КБ |
urok07-8.doc | 47.5 КБ |
prakticheskaya_1.doc | 40 КБ |
prakticheskaya2.doc | 41.5 КБ |
prakticheskoe_zanyatie3.doc | 54.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок1
Тема урока: Предмет химии. Ее истоки.
Чему бы жизнь нас не учила,
Но сердце верит в чудеса…
Ф. Тютчев
Цель урока: дать представление о химии, как о науке, ее задачах, целях, рассказать об истории возникновения химии. Урок-лекция, коллективная форма работы.
Ход урока
1.Организационный момент
-знакомство,
- учебник, задачник
-тетради ( 96листов, 2тетради по 12 листов,1 половинку)
-требования
(оценка, правила выживания в химической лаборатории)
2.Изучение нового материала
1) А)Что же такое химия?
Химия – наука, изучающая формы, структуру. Свойства веществ, а также законы, по которым происходят превращения одних веществ в другие, вероятность, энергетику,скорость и механизмы этих прцессов. Таким образом, объектом изучения химии становится вся вселенная, а равно и новые вещества, получаемые искусственным путем.
Б)Давно ли появилось слово «химия»?
Слово “химия” возникло, видимо, еще за 3000 лет до новой эры, если судить по тексту клинописных таблиц, найденных при раскопках древних городов Египта и Малой Азии. Установить происхождение этого слова очень трудно. Алхимик 4в. н. Э. Зосима из Панополиса в Греции считал, что слово “химия” произошло от слова “Хемес”- сокращенного имени Гермеса Трисмегиста- лнгендарного мудреца, получившего знания в виде божественного откровения. По преданию, воины Александра Македонского нашли могилу Гермеса Трисмегиста с каменной плитой , названной “Изумрудной Скрижалью Гермеса”. На ней была надпись, в которой будто 6ы сообщалось о способе получения удивительного вещества-“философского камня”. Некоторые историки считают, что слово “химия” связано с древнегреческим “хима”, означающим искусство выплавки металлов. Свида, византийский лексикограф, живший в 10-11в, понимал под химией искусственное приготовление золота и серебра. На древнекитайском языке “ким” означало “золото”.
Чаще всего слово “химия” связывают с названием Древнего Египта- “Хеми”,так как жрецы этой страны были выдающимися химиками. Поэтому по смыслу слово “химия” является тождественным выражению “египетская наука”. В 3в. до н.э. в Александрии уже была основана Академия наук , и священному искусству- химии- было отведено даже особое здание, храм Сераписа. Современное название “химия” производится от позднелатинскогослова Chimia и является интернациональным словом: немецкое chemie, французское chimie, английское chemistry
В)Алхимия- древнейший прообраз химии.
Понятие «алхимия» было введено арабами, которые прибавили к греко-египетскому названию «химия» арабскую приставку «ал». Алхимия- древнейший прообраз химии. Алхимия была связана со всеми областями химических ремесел. Людей, занимавшихся алхимией называли алхимиками. Многие алхимики в течение более тысячи лет с поразительным упорством пытались получить золото или серебро из неблагородных металлов с помощью «философского камня»- гипотетического вещества, либо «алкагеста»- никем никогда неполученного универсального растворителя. Занимались «алхимики» и поисками «эликсира жизни»- жидкости, которая должна дать людям возможность сохранять вечную молодость. Алхимией занимались не только ученые, но и всякого рода мошенники и неудачливые пророки. В 18 веке в ходу было такое четверостишие:
Алхимию постигнуть каждый рад:
Безмозглый идиот, старик и юный фат,
Портной, старуха, юркий адвокат,
Монах плешивый, пастырь и солдат.
Постепенно алхимия все более приобретала облик практической химии.Так знаменитый таджикский врач и философ Абу Али ал-Хусейн ибн Абдаллах ибн Сина(980-1037), известный под именем Авиценна, умел получать хлороводородную кислоту, азотную, серную. В15в. Парацельс ставил задачу алхимии получение лекарств для лечения больных. Алхимия как область человеческой деятельности перестала существовать после18века.
2).Нас окружают тела, а тела состоят из веществ. Вещества имеют определенные свойства: физические (температуру плавления, кипения, агрегатное состояние, цвет, запах, плотностьэлектропроводность и теплопроводность) и химические. Тела имеют форму и размер.
Свойства веществ - признаки по которым можно отличить одни вещества от других или установить сходство между ними.
Задание: определить тела и вещества: капля росы, медь, золото, электрический провод, медный колокол, снежинка, алюминий, кастрюля, химическая колба, кусочек мела, уксусная кислота, стекло, пробирка, капрон, тетрадь, бумага, фарфоровая чашка, вода.
Вещества делятся на простые и сложные, простые вещества делятся на металлы и неметаллы
.
Какими сходными и отличительными свойствами обладают следующие вещества
А)поваренная соль и сахар Б)уксусная кислота и вода?
Д/з: $1,2,3, тетради Дать характеристику меди и сере( цвет, запах, электро- и теплопроводность, плотность, температура плавления
СОЛЬ | ВОДА |
САХАР | Уксусная кислота |
Предварительный просмотр:
Урок 2.
Тема: Химические элементы. Атомы как форма существования химических элементов. Простые и сложные вещества.
Цель урока: усвоить понятия химический элемент, сложное вещество, простое вещество, атом, молекула.
Ход урока
I.Организационный момент
Проверка д/р:
1-3 ( устно)
II.Изучение нового материала
Химический элемент- это отдельный вид атомов. Элемент не имеет физических и :химических свойств, он входит в состав вещества
Человечество давно питает особое пристрастие к числу семь. В детстве мы слушаем свои первые сказки: “Волк и семеро козлят” и т.д.В зрелом возрасте мы говорим: “ семь раз отмерь…”, семь бед…”В древности существовало семь чудес света и семь царств.Какое значение число 7 имело в алхимии?Алхимики считали, что в природе существует только семь металлов по числу известных в то время планет и что эти семь металлов связаны со средой обитания человека, его душевным состоянием человека, днем недели и космосом. Поэтому металлы имели названия соответствующих планет.
Металл | Планета | Земное и духовное |
Золото | Солнце | Воскресенье, надежда, счастье, прибыль, наследство |
Серебро | Луна | Понедельник, сны, раны, грабежи |
Железо | Марс | Вторник, войны, тюрьмы, браки, ненависть |
Ртуть | Меркурий | Среда, болезни, долги, торговля, страх |
Олово | Юпитер | Четверг, честь, желания, богатство |
Медь | Венера | Пятница, дружба, любовь |
Свинец | Сатурн | Суббота, наука. Жизнь |
Первый значительный шаг в изображении химических элементов сделали во Франции инженерЖак-Анри Гассенфратц и химик и врач Пьер-Огюст Аде.Они ввели обозначение известных семи металлов в виде дуг, черточек и кружочков, в которые помещали первую букву французского названия элемента. Затем Дальтон ввел свои символы химических элементов в виде кружочков
РАБОТА С КАРТОЧКАМИ (10 минут)
№ | Название химического элемента | Хим. Знак | Призношение | Ar | № | Название химического элемента | Хим. знак | Произношение | Ar |
1. | Кислород | O | О | 16 | 17. | Марганец | Mn | Марганец | 55 |
2. | Водород | H | Аш | 1 | 18. | Кремний | Si | Силициум | 28 |
3. | Азот | N | Эн | 14 | 19. | Хлор | Cl | Хлор | 35.5 |
4. | Углерод | C | Це | 12 | 20. | Фтор | F | Фтор | 19 |
5. | Сера | S | Эс | 32 | 21. | Иод | I | Иод | 127 |
6. | Фосфор | P | Пэ | 31 | 22. | Свинец | Pb | Плюмбум | 207 |
7. | Алюминий | Al | Алюминий | 27 | 23. | Золото | Au | Аурум | 197 |
8. | Железо | Fe | Феррум | 56 | 24. | Хром | Cr | Хром | 52 |
9. | Цинк | Zn | Цинк | 65 | 25. | Никель | Ni | Никель | 59 |
10. | Медь | Cu | Купрум | 64 | 26. | Литий | Li | Литий | 7 |
11. | Серебро | Ag | Аргентум | 108 | 27. | Бром | Br | Бром | 80 |
12. | Ртуть | Hg | Гидраргирум | 201 | 28. | Бор | B | Бор | 11 |
13. | Калий | K | Калий | 39 | 29. | Барий | Ba | Барий | 137 |
14. | Кальций | Ca | Кальций | 40 | 30. | Олово | Sn | Станум | 119 |
15. | Магний | Mg | Магний | 24 | 31. | Платина | Pt | Платина | 195 |
16. | Натрий | Na | Натрий | 23 | 32. | Мышьяк | As | Арсеникум | 75 |
Все химические элементы делятся на металлы и неметаллы.
ПРИМЕРЫ: железо, медь, сера, йод
3.Вещества, молекулы которых состоят из атомов одного элемента, называются простыми веществами(кислород, железо, сера, водород) Вещества, состоящие из атомов одного вида называются простыми:
-кислород железо
-водород сера
-хлор алюминий
-азот магний
-бром
-йод
Вещества, состоящие из атомов разного вида называются сложными: вода, углекислый газ и т. д.
ОКСИДЫ – на втором месте кислород
Хлориды- на втором месте хлор
Бромиды- на втором месте бром
Фториды- на втором месте фтор
Гидриды – на втором месте водород
Нитриды- на втором месте азот
Назвать вещества и определить где сложное, а где простое вещество.
Закрепление:1-20,1-21,1-22
Д\р: 5, 1-24, 1-25, 1-21 (письменно) карточки практическая работа №1 стр. 10 ( читать)
Предварительный просмотр:
Урок
Тема: Физические и химические явления. Простые и сложные вещества
Цель: дать представление об отличие физических явлений от химических. Обратить внимание на признаки и условия течения химических реакций.
Оборудование: лабораторный штатив, тигельные щипцы, фарфоровая чашка, стеклянная палочка, ступка с пестиком, спиртовка, пробиркодержатель.
Реактивы: вода, поваренная соль, мел, стекло, медь, сахар, сода пищевая, раствор уксусной кислоты.
Ход урока
I. Организационный момент
II.
Что изучает химия?
Что такое молекула?
-Химический элемент?
Работа с карточками
-Простые вещества
-Сложные вещества
-Оксиды
-Хлориды
-Бромиды
-Сульфиды
Работа с карточками
Работа с задачником
Свойства веществ? Какие физические свойства веществ вы знаете?
III.Изучение нового материала.
Явления
Физические Химические
Явление не Явление
Сопровождается заключается в превращении веществ,
образованием новых в результате которого
веществ. Оно образуется одно или
проявляется в изменении несколько новых веществ.
формы тела или агрегатного
состояния вещества.
примеры
Засахаривание варенья, Прокисание молока
выпаривание воды, горение дров,
запах духов. окисление железа.
Условия течения Признаки
Химических реакций химических реакций
1.Тесное соприкосновение 1. Изменение цвета
2. Нагревание 2.Изменение цвета
а) для начала реакции 3. Выпадение осадка
б) постоянно 4. Выделение газа
5.Выделение(поглощение) теплоты.
Л/о: НСl,Zn,CuSO4,NaOH, вулкан
Работа с задачником
1-9
Д.р: 3-6 зад стр.34 9старый учебник 1-10, 1-11
Для 8 Г 3-4, зад.3,5 упр.3,4,7
K2O |
MgO |
ZnCl2 |
ZnO |
SO2 |
CuO |
P2O5 |
Cl2O7 |
Fe2O3 |
Al2O3 |
AlH3 |
CuCl2 |
KH |
ZnH2 |
CaH2 |
AlCl3 |
LiCl |
FeCl3 |
ZnBr2 |
AlBr3 |
AgCl |
CuCl2 |
K2S |
Li2S |
Предварительный просмотр:
Практическая работа №1. Правила техники безопасности при работе в химическом кабинете. Приемы обращения с лабораторным штативом, со спиртовкой.
Цель: научиться пользоваться лабораторным штативом, спиртовкой, уметь правильно использовать правила по технике безопасности.
Оборудование: лабораторный штатив, лабораторная посуда: ступка с пестиком, газоотводные трубки, ложечка для сжигания веществ, пробиркодержатель, тигельные щипцы, стеклянная палочка, штативы для пробирок, пробирка, химический стакан, колбы, воронка, мерный цилиндр, мерный стакан, мерная колба, круглодонная колба, капельницы, спиртовка.
Ход работы
- Изучить правила по технике безопасности и правила работы в химическом кабинете.
- Знакомство с общим учебным оборудованием.
Наименование | Назначение | Рисунок |
1.Штатив а)лапка б)кольцо | Для закрепления лабораторной посуды во время проведения химических опытов. | |
2.Ступка с пестиком | Для растирания кристаллических веществ. | |
3.Газоотводные трубки | Используются при получении газообразных веществ. | |
4.Пробиркодержатель | Для закрепления пробирок во время проведения химических опытов. | |
5.Выпарительная чаша | Для проведения процессов выпаривания.. | |
6.Пробирка | Для проведения химических реакций. | |
7.Химический стакан | Для растворения веществ. | |
8.Воронка | Для процесса фильтрования. | |
9.Мерный цилиндр | ||
10.Мерный стакан | Для отмеривания определенного объема жидкости. | |
11.Плоскодонная колба | Приемник жидкости. | |
12.Склянка с пипеткой | Для хранения и использования в химических реакциях жидких веществ. | |
13.Стеклянная палочка | Для перемешивания веществ. |
- Знакомство со спиртовкой, изучение строения пламени.
4-колпачок
С 3-диск А- зона низкой температуры
В 2-фитиль В- зона средней температуры
А 1- резервуар С- зона высокой температуры
Рисунок и назначение спиртовки.
Вывод:
Предварительный просмотр:
Практическая работа №2. Очистка загрязненной поваренной соли.
Цель:научиться на практике очищать вещества от примесей, владеть правилами фильтрования и выпаривания.
Оборудование. Лабораторный штатив с кольцом, воронка, стеклянная палочка, химический стакан, фарфоровая чашечка, ложечка, фильтровальная бумага, колба с водой, спиртовка.
Реактивы. Загрязненная поваренная соль, вода дистиллированная.
Ход работы
Что делали? | Что наблюдали? | Рисунок |
1.Растворение В химический стакан налили воду и высыпали смесь песка и соли. | Соль растворилась, а песок осел на дно. |
Стеклянная палочкаХимический Стакан
|
2.Фильтрование. Приготовили фильтр из фильтровальной бумаги. Фильтр уложили в воронку таким образом, чтобы его края не доходили до края воронкина0,5-1 см, смочили его водой. Воронку с фильтром вставили в кольцо, укрепленное в лабораторном штативе, под нее поставили химический стакан. Раствор соли и песка вылили в фильтровальную воронку | Раствор соли (фильтрат) стекает в химический стакан, а песок остается на фильтре. | Химический стакан Воронка с фильтромштатив фильтрат |
3.Выпаривание. Примерно 1-2 мл полученного фильтрата перелили из химического стакана в фарфоровую чашку. Зажгли спиртовку. Установили чашку на спиртовке и упарили фильтрат. | Вода испарилась, соль осталась в чашке. | фарфоровая чашка штатив спиртовка кольцо |
Вывод:
Предварительный просмотр:
Практическое занятие №3. Получение кислорода и изучение его свойств.
Цель:научиться получать кислород одним из лабораторных способов,наблюдать его химические свойства.
Оборудование:лабораторный штатив,пробирка с пробкой и газоотводной трубкой,химические стаканы,стеклянные пластины,железная ложечка,лучинка, спиртовка,спички, стакан с водой.
Реактивы:перманганат калия, древесный уголь,известковая вода
Стр.257
Что делали? | Что набдюдали? | Рисунок,уравнение реакций |
1.Получение и собирание кислорода. В пробирку насыпали ¼ объема перманганата калия, вложили в пробирку вблизи отверстия рыхлый тампон ваты. Закрыли пробирку плотно пробкой, в которую вставлена газоотводная трубка. Проверили прибор на герметичность. Пробирку укрепили в лапке штатива. Конец газоотводной трубки опустили в пробирку для собирания кислорода. Полноту заполнения пробирки проверили с помощью тлеющей лучинки, поднеся к краю пробирки. | Перманганат калия разлагается, идет выделение кислорода, тлеющая лучинка ярко вспыхивает. | Стр.81 KMnO4 вата O2
2KMnO4 K2MnO4 +MnO2 + O2 |
2.Горение угля в кислороде. | Уголь раскаляется добела и сгорает. | Стр.75 C + O2 =CO2 |
3.Проверка продуктов горения угля. | Помутнение известковой воды. | Ca(OH)2 + CO2 = CaCO3 +H2O |
Тема: Практическое занятие №4.
Получение водорода и проведение реакции его с оксидом меди(II)
Знания, не проверенные опытом,
матерью всякой достоверности,
бесплодны и полны ошибок.
Леонардо да Винчи
Цель:научиться получать водород лабораторным способом, изучить его химические свойства
Оборудование: лабораторный штатив, штатив с пробирками, газоотводная трубка, спиртовка, тигельные щипцы,спиртовка, стеклянная пластина.
Что делали? | Что наблюдали? | Уравнение реакций, рисунок |
Получение и собирание водорода | Выделение пузырьков газа | Zn + 2HCl =ZnCl2 + H2 |
Изучение горения водорода на воздухе | Появление капелек воды | 2H2 + O2 = 2H2O |
Изучение взаимодействия водорода с оксидом меди(II) | Появление капелек воды на стенках пробирки, изменение цвета оксида меди |
|
Изучение продукта реакции цинка с соляной кислотой | Образование кристаллов белого цвета |
Вывод: