Методическая копилка

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Скачет зверушка, Не рот, а ловушка. Попадут в ловушку и комар, и мушка.

Слайд 2

Класс Земноводные или Амфибии. Отряды: безногие, хвостатые, бесхвостые

Слайд 3

Амфибии появились на земле более 350 млн.лет назад. Древние амфибии – стегоцефалы - были тесно связаны с водоемами. Но особенности организации древних земноводных не позволяли им свободно передвигаться по суше на большие расстояния. Путь на сушу им проложили кистеперые рыбы, однако земноводные были пионерами во всем, что касалось жизни в воздушной среде. Происхождение земноводных

Слайд 4

Латимерия

Слайд 5

Назовите приспособления земноводных к наземной и водной среде обитания Ноздри Барабанные перепонки Выпуклые глаза Веки Туловище Задние конечности Передние конечности Тело земноводных покрыто кожей. Она всегда влажная Голова Рот

Слайд 7

Систематическое положение земноводных Царство Животные Тип Хордовые Класс Земноводные(амфибии) Отряд Безногие, Хвостатые, Бесхвостые

Слайд 8

60 видов 280 видов 2100 видов червяга саламандра тритон Жаба зеленая квакша План ответа: Объяснить название отряда. Назвать представителей. Место обитания. Особенности строения.

Слайд 9

Скачет зверушка, Не рот, а ловушка. Попадут в ловушку и комар, и мушка.

Слайд 10

Тритон гребенчатый Тритон обыкновенный Озерная лягушка Травяная лягушка Серая жаба Обыкновенная чесночница Углозуб сибирский Земноводные Нижегородской области

Слайд 11

Земноводные в Красной книге Камышовая жаба Кавказская жаба Обыкновенный тритон ланца Уссурийский когтистый тритон Малоазиатский тритон Тритон карелина Углозуб сибирский

Слайд 12

Выбрать один правильный ответ: 1.Земноводные иначе называются: А) двоякодышащими; Б)амфибиями; В) рептилиями; Г) гадами. 2.Класс земноводные делится на отряды: А) лягушки и жабы; Б) головоногие и брюхоногие; В) хвостатые и бесхвостые; Г)черепные и бесчерепные. 3. К хвостатым земноводным относятся: А) лягушки и жабы; Б) саламандры и тритоны; В) черепахи и крокодилы; Г) змеи и ящерицы. 4. Какой тип дыхания у земноводных на суше: А) кожное дыхание; Б)легочное дыхание; В)при помощи жабр; Г)отсутствует. 5. От высыхания на суше земноводных защищает: А)хитиновый покров; Б) слизь; В)панцирь; Г) чещуя .

Слайд 13

Правильные ответы: 1.Б 2.В 3.Б 4.Б 5.Б 0 ошибок – «5» 1 ошибка – «4» 2 ошибки – «3» 3 ошибки – «2»

Слайд 14

Домашнее задание §24, упр.6,8,9. Приготовить презентацию о земноводных, обитающих в нашей местности. Составить кроссворд или ребус «Земноводные» (по желанию).



Предварительный просмотр:

Открытый урок по биологии

Тема: «Класс Земноводные, или Амфибии. Отряды: безноги, хвостатые, бесхвостые»

Тип урока: урок изучения нового материала

Задачи урока:

познавательная: сформировать у учащихся представление о многообразие земноводных в связи с приспособленностью их обитания в различных средах; показать значение земноводных в природе и жизни человека.

 развивающая: развитие коммуникативных качеств: обоснованно излагать свое мнение; способствовать развитию умений анализировать, сравнивать, делать выводы, работать с текстом, демонстрационным мультимедийным материалом.

воспитывающая: сформировать у учащихся гуманное отношение к земноводным и доказать необходимость их охраны.

  Оборудование: презентация, компьютер, мультимедиапроектор, модель латимерии.

Ход урока

I. Оргмомент.

II. Изучение нового материала и частичное его закрепление.

1. Мотивация.

- Какие классы хордовых животных мы с вами уже изучили?

- Читаю загадку:

Скачет зверушка,

Не рот, а ловушка.

Попадут в ловушку и комар, и мушка.    (Дети отвечают.)  (1 слайд.)

-Правильно это лягушка.

-Представителем какого класса она является?

- Какое второе название этого класса?

-Каково ваше личное отношение к этим животным?

-Сегодня мы с вами будем изучать этих животных и узнаем, какие они на самом дели.

-Итак, ребята как вы думаете, какая тема нашего сегодняшнего урока.

Учащиеся записывают тему в РТ стр. 57.

2. Сообщение темы и определение цели урока.

Тема урока: Класс Земноводные, или Амфибии. Отряды: безногие, хвостатые, бесхвостые.  (2слайд)

Цель определяем вместе с учащимися. ( Ребята что бы вы хотели сегодня узнать про этих животных.)

-Что может означать название класса?

Амфибии – с греческого – с обеих сторон “Двоякоживущие”, а русское название четко указывает на среды обитания: земно – суша, водные – вода.  (3 слайд)

а) Амфибии появились на земле более 350 млн.лет назад.

Древние амфибии – стегоцефалы- были тесно связаны с водоемами. Но особенности  организации древних земноводных не позволяли им свободно передвигаться по суше на большие расстояния.

Их предками считают кистеперых рыбы.

 -Почему именно кистеперые? (Показываю латимерию).  (4 слайд)

Ответ учащихся:

- Мясистые, разросшиеся скелетные образования, парные плавники – конечности, снабженные мощной мускулатурой.
- При пересыхании водоема могут переходить на легочное дыхание.

б) Земноводные первыми вышли на сушу и во всем были первыми. С выходом на сушу, они должны были решить множество проблем.

-Ребята давайте попробуем с вами вместе назвать приспособления земноводных к суше и воде. Учащиеся называют приспособления, параллельно к доске прикрепляются заготовленные карточки.

Черты приспособленности Земноводных  (5 слайд)

К наземной среде

К водной среде

Плавательная перепонка между пальцами задних конечностей

Дыхание легкими

Кожное дыхание

Барабанная перепонка отделяет от внешней среды полость среднего уха

Размножение происходит в воде с помощью икринок

Веки защищают от засорения и высыхания глаза 

 Глаза расположены на верхней части голова

Свободные конечности для передвижения.

 

     Прикрепив карточки, рассматриваем подробнее:  (6 слайд)

- кожа покрыта слизью, благодаря чему возможно кожное дыхание; кожа прохладная за счет постоянного испарения влаги с ее поверхности;

- глаза более развитые, способны различать подвижные предметы. Мигательная перепонка защищает от высыхания глаза, веки защищают от загрязнения.

- появляется новое образование- среднее ухо, которое закрывается барабанной перепонкой.

-свободные конечности служат для придвижения на суше, плавательные перепонки между пальцами облегчает движение в воде.

- жизнь земноводных связана с водой еще по одной причине: икру они откладывают в воде.

- сердце земноводных трехкамерное, 2 круга кровообращения

- температура тела у земноводных непостоянная и зависит от температуры  окружающей среды, поэтому земноводные активны только в теплое время.

в) Какое значение имеют земноводные в природе и в жизни человека? (учащиеся отвечают)

- уничтожают большое количество насекомых;

- служат пищей многим животным, даже человеку;

- лягушка – незаменимый объект лабораторных исследований.

Один  учащийся делает сообщение  о странах, где используют земноводных в пищу, о памятниках лягушкам.

-За что можно поставить памятник лягушки?

3. Многообразие Земноводных.

а) определить место Земноводных в систематике животного мира (учащиеся самостоятельно называют, затем выводится на экран)    (7слайд)

б) Всего 4 тыс. видов

Отряды:

- Бесхвостые – 2100 видов.
- Хвостатые – 280 видов.
- Безногие – 60 видов.

в) Учащиеся делятся на группы. Каждая группа,  используя учебник, изучает один из отрядов. Один из представителей группы защищает свой отряд. Отвечают по плану: 1. Объяснить название отряда. 2.Представители. 3.Место обитания. 4. Особенности строения.  

 Читая учебник, учащиеся должны постараться ответить на вопрос:

 -Почему земноводные- это более высокоорганизованная группа животных по сравнению с теми животными которые уже изучены?

 Четвертая группа получает  дополнительное задание:

1. Распределить карточки «Стадии развития лягушки», прочитав стр. учебника 116,120- 121. Затем обратить внимание на личинок земноводных в учебнике стр. 117.

  Давайте еще раз посмотрим на загадку. Как питаются лягушки?  (9 слайд)

Учащиеся отвечают.

- А теперь вы можете ответить почему земноводные наиболее высокоорганизованная группа.

-Кто может назвать земноводных, которые обитают в нашей местности? (10 слайд)

- Какие земноводные занесены в Красную книгу?  (11 слайд)

4. Закрепление материала.

1. РТ стр. 57 упр.1.

2. Определить представителей изученных отрядов, используя планшетки.

 3. В умеренном поясе водится несколько десятков земноводных, а в тропиках их около полутора тысяч видов. Почему?

4. Тест с последующей взаимопроверкой.  (12,13 слайд)

III. Подведение итогов урока.

Рефлексия.

-Изменилось ли ваше отношение к Земноводным?

-Что вы узнали нового о земноводных?

Выставление оценок.

Д/з: §24, упр.6,8,9.   Приготовить презентацию о земноводных, обитающих в нашей местности. Составить кроссворд или ребус «Земноводные» (по желанию).


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Опорно - двигательная система

Слайд 3

Функции ОДС Опора; Движение; Защита внутренних органов.

Слайд 4

Простейшие Опорную функцию выполняла оболочка клетки, снабженная жгутиками и ресничками, служащими для передвижения. Упр. 1.

Слайд 5

Черви ОДС у червей представлена кожно-мускульным мешком. Упр. 2

Слайд 6

Моллюски Раковина большинства моллюсков – это наружный скелет. Хорошо развита мускулатура ног.

Слайд 7

Виды скелета Наружный скелет Внутренний скелет Упр. 3.

Слайд 8

Каковы достоинства и недостатки наружного скелета? Каковы преимущества внутреннего скелета ?

Слайд 9

Достоинства Наружного скелета Внутреннего скелета -Прочность - растет вмести с животными -прикрепление мышц - постоянно выполняет защитную и обеспечение функцию передвижения - не ограничивает размеры тела -освоение новых - увеличивает скорость пере- способов перемещения мещения тела за счет специа - (прыжки, полет) и лизации отдельных мышц расселения

Слайд 10

Каковы типы соединения костей? учебник стр. 194, РТ упр. 4

Слайд 11

Ланцетник

Слайд 13

О собенности строения позвонка. - Почему появление позвонков в осевом скелете является важной прогрессивной чертой ?

Слайд 14

Задание группам: выявить особенности строения скелетов рыб, земноводных, пресмыкающихся, птиц, млекопитающих В каком направлении шла эволюция скелетов позвоночных животных?

Слайд 20

Основные направления эволюции скелета позвоночных животных Дифференцировка позвоночника; Подвижное соединение шейных позвонков; Появление и развитие парных конечностей; Появление и развитие грудной клетке; Появление киля у птиц, как приспособление к полету .

Слайд 21

Вопрос 1 Прочный наружный скелет характерен для: а) червей; б) насекомых; в) паукообразных; г) ракообразных.

Слайд 22

Вопрос 2 Осевой скелет ланцетника представляет собой: а) позвоночник; б) хитиновый покров; в) хорду; г) наружный скелет, пропитанный известью.

Слайд 23

Вопрос 3 Киль имеет грудина многих: а) млекопитающих; б) пресмыкающихся; в) земноводных; г) птиц.

Слайд 24

Вопрос 4 Существенными недостатками наружного скелета являются: а) расположение на поверхности тела; б) неспособность к росту; в) опорная функция для мышц; г) защита внутренних органов.

Слайд 25

Вопрос 5 Пресмыкающиеся могут двигать головой благодаря подвижному соединению позвонков отдела: а) крестцового; б) грудного; в) шейного; г) поясничного.

Слайд 26

Правильные ответы: 1.г 2.в 3.г 4.б 5.в 0 ошибок – «5» 1 ошибка – «4» 2 ошибки – «3» 3 ошибки – «2»

Слайд 27

Домашнее задание § 37, упр. 7,8,9 .



Предварительный просмотр:

Тема: Опорно-двигательная система животных.

Цели урока: изучить эволюцию строения опорно - двигательной системы животных (систематизировав знания о строении ОДС животных разных систематических групп) 

Задачи:

Образовательные:        

-познакомить учащихся с функциями скелета, его типами, особенностями строения у животных;
Развивающие:
-развивать познавательный интерес к предмету, навыки самостоятельной работы с учебником, умения отвечать на вопросы, выделять главное, анализировать, обобщать; развивать мышление, внимание, речь учащихся;
Воспитательные:
-воспитывать любовь к природе, самостоятельность, аккуратность.

Тип урока: урок изучения нового материала.
Формы работы: индивидуальная работа, работа в группах.
Оборудование: скелеты: лягушки, голубя и кролика; раковины моллюсков, морской звезды, ежа, презентация.

Ход урока

Оргмомент

Проверка домашнего задания.

Индивидуальный опрос:

  1. Каковы особенности покровов тела у беспозвоночных животных?
  2. Каковы особенности покровов тела у позвоночных животных?
  3. В каком направление шла эволюция развития покровов тела у животных?

Определение темы урока.

Вопрос к детям:

-Ребята, посмотрите на слайд. Скажите какую систему органов мы сегодня будем изучать? (дети отвечают)  (1 слайд)

-Конечно же мы сегодня будем говорить про опорно-двигательную систему у животных. (запись темы в тетрадь)    (2 слайд)

Изучение новой темы.

Функции опорно-двигательной системы:

  • Опора;
  • Движение;
  • Защита внутренних органов.      (3слайд)

Опорно-двигательная система беспозвоночных животных. (4,5,6 слайд)

Изучаем строение и заполняем упр. РТ.

- Простейшие. Упр. 1.

-Черви. Упр. 2.

-Моллюски.

Затем изучаем виды скелетов: наружный и внутренний. (7 слайд)

Учащиеся делятся на 2 группы. Каждая используя учебник отвечает на свой вопрос:        (8 слайд)

  1. Каковы достоинства и недостатки наружного скелета? Упр. 3 РТ.
  2. Каковы преимущества внутреннего скелета?  

Учащиеся отвечают на вопросы. С первой группой так же даем ответ на вопрос в упр. 3 РТ. Затем подводим итоги в чем достоинства наружного и внутреннего скелета.    (9слайд)

Учащиеся используя учебник  стр. 194 отвечают на следующий вопрос и ответ записывают в РТ упр. 4:

-Каковы типы соединения костей?

- У каких животных в первые появилась хорда? РТ упр. 5

Опорно-двигательная система позвоночных животных. (10 слайд)

Краткое объяснение о строение ОДС ланцетника.    (11 скелет)

Общий план строения внутреннего скелета:        (12 слайд)  

- скелет головы;

-скелет туловища;

-скелет конечностей.

Строение позвоночника.   (13 слайд)

Выполнение упр. 6 РТ.

Вмести с учащимися даем ответ на вопрос:

-Почему появление позвонков в осевом скелете является важной прогрессивной чертой?

Далее учащиеся получают задания по группам. Каждая группа используя учебник и наглядные пособия, выявляет особенности строение скелетов отдельного класса позвоночных животных. Всего 5 групп.  

Так же дается дополнительный вопрос  для всех:  (14 слайд)

-В каком направлении шла  эволюция скелетов позвоночных животных? (15 слайд)

Каждая группа по истечении времени защищает свой класс. (16-19 слайд)

Подводим итог в каком направлении шла эволюция скелета позвоночных животных:  (20 слайд)

  • Дифференцировка позвоночника;
  • Подвижное соединение шейных позвонков;
  • Появление и развитие парных конечностей;
  • Появление и развитие грудной клетке;
  • Появление киля у птиц, как приспособление к полету.

Закрепление материала.

Выполнение тестов с последующей взаимопроверкой. (21-26 слайд)

Домашнее задание (27 слайд)

§ 37, упр. 7,8,9. РТ.