Образовательная программа и учебно-методическая литература
В дошкольном детстве закладываются ценностные установки развития личности ребенка, основы его идентичности, отношения к миру, обществу, семье и самому себе.
Поэтому миссия дошкольного образования - сохранение уникальности и самоценности дошкольного детства как отправной точки включения и дальнейшего овладения разнообразными формами жизнедеятельности в быстро изменяющемся мире, содействие развитию различных форм активности ребенка, передача общественных норм и ценностей, способствующих позитивной социализации в поликультурном многонациональном обществе.
Современные образовательные программы и современный педагогический процесс должны быть направлены на поддержку разнообразия детства, что предполагает вариативность содержания и организации дошкольного образования.
В своей работе я стараюсь изучить и использовать современную методическую работу, которая наиболее полно отвечает ФГОС ДО.
Для достижения высоких результатов в воспитании, обучении и развитии дошкольников наш детский сад работает по основной образовательной программе дошкольного образования "От рождения до школы", на основе которой была разработана образовательная программа ДОУ.
В таблице представлена литература, которую я использую в своей работе и советую своим коллегам и гостям моего сайта ознакомиться с ней (возможно вас что-то заинтересует и вы используете в своей работе).
№ | Автор | Название книги | Издательство |
---|---|---|---|
1 | Веракса Н.Е., Комарова Т.С., Васильева М.А. | От рождения до школы. Основная образовательная программа дошкольного образования | М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016. - 368 с. |
Региональный компонент | |||
2 | Азнабаева Ф.Г., Фаизова М.И., Агзамова З.А. | Академия детства: Региональная программа для дошкольных образовательных организаций Республики Башкортостан | Уфа: Издательство ИРО РБ, 2017. - 88 с. |
3 | Агишева Р.Л. | Я познаю Башкортостан: Учебно-методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений и учителей начальных классов | Уфа: БИРО, 2008. - 100 с. |
4 | Фазлыева Ф.И. | Мой край - Башкортостан. Программа по ознакомлению детей дошкольного возраста с родным краем | Уфа: Китап, 2003. - 76 с. |
5 | Гасанова Р.Х., Гасанова Л.Н. | Фольклор в воспитании дошкольников: Методические рекомендации | Уфа: Издательство ИРО, 2017. - 87 с. |
6 | Гасанова Р.Х. | Традиции башкирского народа в воспитании дошкольников: Методические рекомендации для воспитателей дошкольных образовательных организаций | Уфа: Издательство ИРО, 2017. - 56 с. |
7 | Гасанова Р.Х. | Я Родину свою хочу познать: Методическое пособие по ознакомлению дошкольников с национальной культурой башкирского народа | Уфа: БИРО, 2007. -149 с. |
8 | Гасанова Р.Х. | Социокультурное развитие детей дошкольного возраста: Монография | Уфа: Издательство ИРО РБ, 2011. - 144 с. |
9 | Нафикова З.Г., Березина А.Г. | Этноэкологические наблюдения природы на основе башкирских народных примет (картотечное планирование): Методическое пособие | Уфа: Издательство ИРО РБ, 2017. - 78 с. |
Познавательно-исследовательская деятельность | |||
10 | Прохорова Л.Н. | Организация экспериментальной деятельности дошкольников: Методические рекомендации | М.: АРКТИ, 2008. - 64 с. |
11 | Савенков А.И. | Методические рекомендации по подготовке к Всероссийскому конкурсу исследовательских работ и творческих проектов дошкольников и младших школьников "Я - ИССЛЕДОВАТЕЛЬ" | М.: Национальный книжный центр, 2016. - 48 с. |
12 | Иванова А.И., Уманская Н.В. | Мир, в котором я живу. Программа по познавательно-исследовательскому развитию дошкольников | М.: ТЦ Сфера, 2017. - 160 с. |
13 | Иванова А.И. | Мир растений: Эксперименты и наблюдения в детском саду | М.: ТЦ Сфера, 2017. - 160 с. |
14 | Дыбина О.В., Щетинина В.В., Поддьяков Н.Н. | Ребенок в мире поиска. Программа по организации познавательно-исследовательской деятельности дошкольников | М.: ТЦ Сфера, 2017. - 128 с. |
ФЭМП | |||
15 | Колесникова Е.В. | Математические ступеньки. Программа развития математических представлений у дошкольников | М.: ТЦ Сфера, 2017. - 112 с. |
16 | Колесникова Е.В. | Математика для детей 3-4 лет: Методическое пособие к рабочей тетради "Я начинаю считать" | М.: ТЦ Сфера, 2017. - 56 с. |
17 | Михайлова З.А., Носова Е.А. | Логико-математическое развитие дошкольников: игры с логическими блоками Дьенеша и цветными палочками Кюизенера | СПб.: ООО "Издательство "ДЕТСТВО-ПРЕСС", 2015. - 128 с. |
Развитие речи и ознакомление с художественной литературой | |||
18 | Ушакова О.С. | Программа развития речи дошкольников | М.: ТЦ Сфера, 2017. - 96 с. |
19 | Ушакова О.С. | Развитие речи детей 3-5 лет | М.: ТЦ Сфера, 2017. - 192 с. |
20 | Ушакова О.С. | Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи. Методическое пособие | М.: ТЦ Сфера, 2017. - 288 с. |
Социально-коммуникативное развитие | |||
21 | Коломийченко Л.В. | Дорогою добра: Концепция и программа социально-коммуникативного развития и социального воспитания дошкольников | М.: ТЦ Сфера, 2015. - 160 с. |
22 | Коломийченко Л.В., Чугаева Г.И., Югова Л.И. | Дорогою добра. Занятия для детей 3-5 лет по социально-коммуникативному развитию и социальному воспитанию | М.: ТЦ Сфера, 2017. - 176 с. |
Изобразительная деятельность | |||
23 | Лыкова И.А. | Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Младшая группа | М.: "Карапуз", 2009. - 144 с. |
24 | Доронова Т.Н. | Развитие етей от 3 до 5 лет в изобразительной деятельности. Учебно-методическое пособие для воспитателей детских садов и групп кратковременного пребывания | СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2005. - 96 с. |
25 | Никитина А.В. | Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Планирование, конспекты занятий: Пособие для воспитателей и заинтересованных родителей | СПб.: КАРО,2007. - 96 с. |
26 | Ковалицкая Л.М. | Методика формирования навыков изобразительной деятельности в ДОУ: Пособие для педагогов ИЗО | М.: АРКТИ, 2008. - 24 с. |
Конструирование | |||
27 | Фешина Е.В. | Лего-конструирование в детском саду. Методическое пособие | М.: ТЦ Сфера, 2017. - 136 с. |
Физическая культура | |||
28 | Пензулаева Л.И. | Физическая культура в детском саду: Младшая группа | М.: Мозаика-Синтез, 2016. - 80 с. |
Для самообразования и саморазвития | |||
29 | Бережнова О.В., Тимофеева Л.Л. | Технология проектирования образовательного процесса в дошкольной организации. Методическое пособие | М.: Издательский дом "Цветной мир", 2014. - 144 с. |
30 | Шулешко Е.Е. | Детская жизнь на пути согласия и социо-игровой стиль ведения занятий | М.: ТЦ Сфера; СПб.: Образовательные проекты, 2015. - 128 с. |
31 | Тимофеева Л.Л. | Современные формы организации детских видов деятельности. Методическое пособие | М.: Центр педагогического образова015. - 304 с. |
32 | Ежкова Н.С. | Руководство самостоятельной деятельностью старших дошкольников | СПб.: ООО "Издательство "ДЕТСТВО-ПРЕСС", 2015. - 144 с. |
33 | Дергунская В.А., Харчевникова А.Н. | Педагогическое сопровождение детей 2-4 лет в сюжетной и сюжетно-ролевой игре. Учебно-методическое пособие | М.: Центр педагогического образования, 2017 - 128 с. |
Взаимодействие с родителями | |||
34 | Свирская Л. | Работа с семьей: необязательные инструкции: Методическое пособие для работников дошкольных образовательных учреждений | М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2007. - 176 с. |
35 | Давыдова О.И., Майер А.А., Богославец Л.Г. | Проекты в работе с семьей. Методическое пособие | М.: ТЦ Сфера, 2012. - 128 с. |
36 | Рецензент: Сибаева Г.М. | Приобщеение родителей к участию в жизни детского сада через поиск и внедрение наиболее эффективных форм работы: Методическое пособие | Уфа: РИЦ БашГУ, 2013.- 66 с. |
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obosnovanie_vybora_programmy.docx | 19.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Обоснование выбора программы
В программе «От рождения до школы» комплексно представлены все основные содержательные линии воспитания, обучения и развития ребенка от рождения до поступления в школу. Программа базируется на фундаментальных исследованиях и проверена временем. Она обеспечена наиболее полным среди существующих программ учебно-методическим комплектом (методическими пособиями, наглядно-дидактическими пособиями, рабочими тетрадями и пр.).
Характерные особенности программы.
Существует ряд исключительно важных особенностей, без упоминания которых невозможно получить полноценное представление о программе. Эти особенности присущи не только программе «От рождения до школы», но и некоторым другим комплексным программам:
- направленность на развитие личности ребенка;
- «учет индивидуальных особенностей детей, обеспечение эмоционального благополучия каждого ребенка, что достигается за счет учета индивидуальности детей как в вопросах организации жизнедеятельности (приближение режима дня, питания и прочего к индивидуальным особенностям ребенка), так и в формах и способах взаимодействия с ребенком (проявление уважения к его индивидуальности, чуткости к его эмоциональным состояниям, поддержка его чувства собственного достоинства и т. д.);
- забота о сохранении и укреплении здоровья детей, формирование у них элементарных представлений о здоровом образе жизни, воспитание полезных привычек, в том числе привычки к здоровому питанию, потребности в двигательной активности.
К характерным особенностям программы «От рождения до школы», выделяющим ее среди других комплексных программ, можно отнести следующие аспекты:
- патриотическая направленность программы: воспитание в детях любви к Родине, гордости за ее достижения, уверенности в том, что Россия — великая многонациональная страна с героическим прошлым и счастливым будущим;
- направленность на нравственное воспитание, уважение традиционных ценностей, таких как любовь к родителям, почитание старших, забота о малышах, пожилых людях; формирование традиционных гендерных представлений; воспитание у детей стремления в своих поступках следовать положительному примеру;
- нацеленность на дальнейшее образование.
- Программа направлена на развитие в детях познавательного интереса, стремления к получению знаний, положительной мотивации к дальнейшему обучению в течение всей последующей жизни (в школе, институте и др.); понимание того, что всем людям необходимо получать образование; формирование отношения к образованию как к одной из ведущих жизненных ценностей;
- охват всех детских возрастов от рождения до поступления в школу.
Приоритет программы — воспитание свободного, уверенного в себе человека, с активной жизненной позицией, который стремится творчески подходить к решению различных жизненных ситуаций, имеющего свое мнение и умеющего его отстаивать.
Особое значение программы в том, что она включает:
- Поддержку разнообразия детства:
- сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека,
- самоценность детства — понимание (рассмотрение) детства как периода жизни, значимого самого по себе, без всяких условий; значимого тем, что происходит с ребенком сейчас, а не тем, что этот период есть период подготовки к следующему периоду.
- Личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых (родителей, законных представителей, педагогических и иных работников образовательной организации) и детей.
3. Уважение личности ребенка.
4. Реализацию программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка.
В программе «От рождения до школы» большое внимание уделяется сотрудничеству с семьей. Развитие конструктивного взаимодействия с семьей является важнейшим условием обеспечения целостного развития личности ребенка.
Формирование ответственных взаимоотношений с семьями воспитанников, взаимное информирование о проблемах, актуальных задачах воспитания и обучения ребенка, возможностях детского сада и семьи в решении данных задач; развитие компетентности родителей, создание условий для разнообразного по содержанию и формам сотрудничества, способствующего развитию конструктивного взаимодействия педагогов и родителей с детьми; привлечение семей воспитанников к активному участию в жизни детского сада, в совместных с педагогами мероприятиях — вот далеко не полный перечень задач, которые ставит программа «От рождения до школы» перед педагогом в вопросах развития взаимодействия с семьей.
Программа эффективна, результативна, хорошо применима в массовой практике.
Новшества программы
Программа стала лаконичнее, гибче. Она дает педагогу большие возможности для творчества, способствует учету индивидуальных особенностей детей. Кратко перечислим наиболее существенные из внесенных изменений:
- принята новая, модульная форма подачи материала, что дает комплексное представление о развитии ребенка, помогает педагогу учитывать в своей работе индивидуальные особенности детей, облегчает введение вариативной части программы;
- все примерные перечни вынесены в приложение, что сокращает содержательную часть программы и облегчает ее восприятие;
- в соответствии с требованиями ФГОС появились новые разделы: «Психолого-педагогические условия реализации программы», «Кадровые условия реализации программы», «Финансовые условия реализации программы», «Рекомендации по написанию основной образовательной программы», «Глоссарий»;
- введен раздел «Инклюзивная практика в группах комбинированной направленности», в котором представлена модель дошкольного образовательного учреждения, реализующего инклюзивную практику, приведены примеры построения индивидуальных образовательных маршрутов детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), а также примеры индивидуальных образовательных программ и планов. В разделе описаны необходимые условия, при соблюдении которых ребенок с ОВЗ может быть включен в работу различных структурных подразделений ДОО, в том числе в группу комбинированной направленности, приведены примеры построения образовательного маршрута для различных категорий дошкольников с ОВЗ;