Развитие музыкального образного мышления обучающихся.

Методические рекомендации для родителей и обучающихся класса гитары детской школы искусств.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ns_portal_fevral_2021.doc31 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное образовательное учреждение дополнительного образования «Тельмановская школа искусств»

Преподаватель Минина Ольга Борисовна

Методические рекомендации

для родителей  обучающихся класса гитары.

Развитие музыкального  образного мышления ребенка

           Уважаемые родители. Для того, чтобы ребенок с удовольствием посещал уроки в музыкальной школе и добивался определенных успехов, необходима и Ваша помощь совместно с преподавателем.

         Чтобы ребёнок мог полноценно воспринимать и понимать музыку,  необходимо научить его внимательно слушать. Важно из пассивного слушателя превратить ребенка в активного, чтобы он умел вслушиваться в элементы музыкальной ткани, анализировать, чувственно воспринимать звучание каждого звука.

        Для этого  с первых уроков преподаватель активизирует музыкально – образное мышление.  Например: знакомя ребенка со звучанием каждой струны, можно  рассказать сказку и дать образную характеристику звучанию каждой струны.

Сказка.

Жил-был МИшка.  Это самая низкая нота на гитаре — открытая шестая струна МИ. Эту ноту мы разукрасим коричневым цветом Пошел мишка  прогуляться по лесу. Навстречу ему по дорожке скачет ЛЯгушка. Лягушка. ЛЯ — это звучание пятой открытой струны.  Лягушка зеленого цвета, поэтому нотку ЛЯ мы сделаем зеленой. "Привет, лягушка", - сказал ей мишка. Лягушка от страха поскакала по дороге, убегая от такого большого зверя. Он ей показался громадным. И прыгнула в РЕчку.  Четвертая открытая струна — нотка РЕ. Ее мы можем покрасить в голубой цвет, т. к. голубое небо отражается в воде. Но что такое?  Ведь вода в речке должна быть пресной, а здесь - сплошная СОЛЬ. Как будто кто-то ее специально посолил. СОЛЬ - это третья открытая струна. Оставим на нашем звукоряде ноту СОЛЬ белым цветом.   Получилось настоящее море. А какого цвета вода в море?  СИнего. СИ — так звучит вторая открытая струна гитары. Покрасим эту ноту в СИний цвет. Лягушка в соленой воде жить не может, поэтому она сразу выпрыгнула из воды. И снова увидела мишку, который ей улыбался. Лягушка поняла, что мишку бояться не надо потому, что он добрый. И они стали МИрно играть.  Нотка МИ — это звучание первой открытой струны. А мир какого может быть цвета? Красного, или желтого, или оранжевого (на выбор ребенка). Вот и сказке конец, а кто слушал - молодец.

Творческое задание:

1) Разукрасить открытые струны звукоряда

2) Нарисовать сказку

3) Придумайте вместе с ребенком свою сказку, используя названия открытых струн (ми, ля, ре, соль, си, ми).

     

          Для детей раннего школьного возраста интересны различные музыкальные загадки: придумать и нарисовать  героя исполняемой преподавателем пьесы. Предложите дома  ребенку придумать несложные песенки дождя, ветра, солнца, зверей, птиц, нарисовать картинку этой песенки  и исполнить ее на уроке.

        Преподаватель с  первых уроков знакомит ученика с таким музыкальным материалом, который бы ему хотелось послушать, спеть, а потом и сыграть. Это могут быть знакомые детские песенки, прибаутки. Пойте вместе с ребенком, проговаривайте скороговорки и пословицы.

        Для дальнейшего развития творческой активности большое значение имеет подбор соответствующего репертуара. Произведения должны быть яркими, хорошо, если пьеса имеет программное название, т.е. несёт в себе образ. Предложите ребенку нарисовать картину к каждому произведению, которое он исполняет. Обращайте внимание ребенка на название пьес («Андрей-воробей», «Заинька»,  «Воробей купается», «Любопытная курочка» и т.д.)

         По своей природе ребенок очень активен, через движение он познаёт окружающий мир. Поэтому во многом музыкальному воспитанию детей способствует такой вид деятельности, как музыкально-ритмические движения. Пусть ребёнок двигается под музыку или песенку, стремясь выразить характерные особенности темпа, ритма, динамики. В дальнейшем это ему поможет свободнее и естественнее исполнять произведение, чувствовать характер, ритмическую, эмоциональную основу.

         Музыкальный язык неизменно связан с бытовым языком и речью. Вслушиваясь в интонации человеческой речи, можно открыть много необходимого и полезного и затем использовать эти находки в музыкальной речи, музыкальном исполнении. Попросите ребёнка с выражением прочитать короткое стихотворение, пословицу или фразу, а на следующем этапе обучения можно сыграть с придуманной мелодией или просто ритмическим рисунком, наделённым соответствующим характером. Таким образом, ученик превращается из активного слушателя в активного исполнителя.

        Большое влияние на музыкальное развитие ученика оказывает осмысленное понимание содержания песенок. Музыкальный язык неизменно связан с бытовым языком и речью. Бывает, что дети не могут прочитать короткое стихотворение, пословицу, поговорку достаточно выразительно. Если они не в состоянии  воспользоваться данным им самой природой речевым аппаратом, то каким образом они смогут произнести что – либо ясное или даже просто вразумительное языком музыкального инструмента? Вот почему работа над выразительным художественным чтением так важна в классе. . Для примера можно взять такие фразы: «Динь – дон, динь – дон, загорелся кошкин дом». Слова этой песенки следует прочитать ребенку и попросить его повторить, внимательно и терпеливо убеждая, что слова следует произносить звонко, громко, четко, а главное тревожно.«Светит солнышко к нам в  окошечко»  - совершенно  другой характер произношения: ласково, не спеша, тихо.«Детский сад -  у реки. А вокруг – цветники», - короткое стихотворение произносится с удивлением.    Первая фраза – весело, достаточно громко. Вторая часть фразы – протяжно и тише.

Примеры:

«Дует ветер озорной, лает пес Буянка».

«Тра – та – та, тра – та – та, мы везем с собой кота».

«У кота Воркота колыбелька хороша».

«Бьют часы, бьют часы: динь – дон, динь – дон».

«Польку спляшем поскорей, танца нету веселей».

Если примеров недостаточно, то их можно отыскать в учебниках по сольфеджио.