МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА «Методические рекомендации к 1 году обучения учебной программы «Гитара» в рамках дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства «Народные инструменты. Гитара»

«Педагог не может надеяться, что ребенок полюбит музыку, если ему не стала близка личность педагога», - пишет А.Д.Артобалевская. С этим высказыванием трудно не согласиться. Моральный облик преподавателя, его самодисциплина, манера поведения оказывает несомненное влияние на ученика. Он должен следить за своей речью, стараться разнообразить ее, привлекать удачные сравнения, образные характеристики. Требовательность и чуткость – вот одни из критериев профессионализма (Л.Рощина «Вопросы музыкальной педагогики» М., Музыка 1984).

К вышесказанному можно только добавить слова Анатоль Франса: «На земле существуют, чтобы любить добро и красоту и давать волю желаниям, если они благоразумны, великодушны и разумны…. Воспитание, не развивающее таких желаний, только извращает душу. Надо, чтобы наставник учил хотеть…» Это основная задача начального этапа образования.

Прививать и развивать это желания – вот задача педагога. Отправная точка – изучение индивидуальности, личности учащегося, вера в его возможности.

Начальный этап обучения является базисным для дальнейшего профессионального роста. Важной составляющей этого этапа является активизация творческой активности, что поможет оптимизировать учебный процесс, и будет способствовать формированию личности.

На начальном этапе обучения важно добиться правильности выполнения основных, базовых движений, что в дальнейшем обеспечит перспективу технического роста учащегося.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Ленинградская область. Тосненский муниципальный район

Муниципальное образовательное учреждение  дополнительного образования  

«Тельмановская школа искусств»

МЕТОДИЧЕСКАЯ  РАЗРАБОТКА

«Методические рекомендации к 1 году обучения

 учебной программы «Гитара» в рамках дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства

«Народные инструменты. Гитара»

Работу выполнила

преподаватель класса гитары

Минина Ольга Борисовна

2020 год

поселок Тельмана

Содержание

1. Вступление

2. Знакомство с инструментом

3. Посадка гитариста

4. Постановка игрового аппарата

5. Терминология, необходимая для начального обучения маленького гитариста

6. Заключение

7. Рекомендуемая литература

Целью данной работы является  методическое обеспечение учебного процесса в системе образовательных учреждений дополнительного образования  (школы искусств и музыкальные школы).

Работа предназначена для молодых преподавателей, а также для студентов специальных образовательных учреждений высшего и среднего звена, проходящих педагогическую практику в  музыкальных школах.

1. Вступление

Первый этап обучения является решающим для  всей дальнейшей судьбы юного музыканта. С первых минут занятия необходимо наладить контакт с учеником, суметь привлечь его симпатии.

«Педагог не может надеяться, что ребенок полюбит музыку, если ему не стала близка личность педагога», - пишет А.Д.Артобалевская. С этим высказыванием трудно не согласиться. Моральный облик преподавателя, его самодисциплина, манера поведения оказывает несомненное влияние на ученика. Он должен следить за своей речью, стараться разнообразить ее, привлекать удачные сравнения, образные характеристики. Требовательность и чуткость – вот одни из критериев профессионализма (Л.Рощина «Вопросы музыкальной педагогики» М., Музыка 1984).

К вышесказанному можно только добавить слова Анатоль Франса: «На земле существуют, чтобы любить добро и красоту и давать волю желаниям, если они благоразумны, великодушны и разумны…. Воспитание, не развивающее таких желаний, только извращает душу. Надо, чтобы наставник учил хотеть…» Это основная задача начального этапа образования.

Прививать и развивать это желания – вот задача педагога. Отправная точка – изучение индивидуальности, личности учащегося, вера в его возможности.

Начальный этап обучения является базисным для дальнейшего профессионального роста. Важной составляющей этого этапа является активизация творческой активности, что поможет оптимизировать учебный процесс, и будет способствовать формированию личности.

На начальном этапе обучения важно добиться правильности выполнения основных, базовых движений, что в дальнейшем обеспечит перспективу технического роста учащегося.

Обучение игре на гитаре следует начинать с 6-7 лет, это наиболее благоприятный возраст для формирования двигательных и слуховых навыков, для развития образного мышления.

В этом возрасте

  • мускулы обладают эластичностью и мягкостью,
  • дети легче поддаются процессу воспитания и обучения

При наборе учащихся в класс гитары большинство преподавателей отдают предпочтение подростковому возрасту, так как в работе с малышами могут возникнуть определенные трудности, касающиеся временных рамок понятия и освоения теоретического и практического материала. Но приобретая в одном, мы можем потерять в другом… Не следует сразу давать ученику большой объем информации, лучше постепенно формировать и закреплять каждый навык в игре.

Чтобы ученик  не потерял интерес к занятиям, необходимо вносить в занятия элементы игры, т.е. сделать серьезное занятие для ребенка занимательным. Целесообразно чередовать  практический материал с теоретическим – давать упражнения то на одну руку, то на другую, затем вернуться  к теоретическим вопросам  (закрепление нот в виде музыкальных ребусов, нарисовать мажор, минор  и т.д.).

Еще один сложный вопрос  – выставление оценок. Здесь большую роль играет  родительский фактор. Можно уйти от цифровой системы оценки знаний на начальном этапе посредством получения  учеником за хорошо выполненную работу как в классе, так и дома различных ярких карточек с изображением, например, нот.

Способы звукоизвлечения при игре на гитаре различны: для правой и левой рук. Рассмотрим  моменты, на которые следует обратить особое внимание при постановке левой руки гитариста.

а) Особое внимание приходится уделять растяжке. Детям 7-8 лет проще начинать изучение грифа не с I, а с V (если кисть маленькая, то и с V I I  лада); при этом левая рука занимает более естественное положение. Постепенно, по мере того, как ученик приспосабливается к инструменту, можно продвигаться к I ладу. Следует обращать внимание правильный разворот кисти не к 1 пальцу, а к 4.

б) При игре одноголосных гамм, тетрахордов следует придерживаться принципа сомкнутой аппликатуры (пальцы левой руки после извлечения звука остаются на ладах, не снимаются до тех пор, пока этого не потребует дальнейшее развитие-музыкального материала).

в) Смена позиций – важнейший технический элемент. Чистота работы и ловкость пальцев левой руки при смене позиций зависит не только от правильного и точного прижатия струн, но и рационального кисти и пальцев. Большой палец помогает    установке кисти в другую позицию. При скольжении пальцы занимают пассивную позицию по отношению к струне. В качестве упражнения на смену позиций может использоваться любая гамма исполненная одним пальцем; также хроматическая гамма на одной струне, исполненная различными вариантами аппликатуры (1 2 3 4,1 2 3, 2 3 4 и т.д.).

г)  Гитара – инструмент многоголосный; следовательно, левая рука часто прижимает несколько звуков одновременно. Подготовку руки к аккордам следует начинать заблаговременно. Поскольку любой аккорд состоит из интервалов, будет логично в отдельности изучить каждый из них. Здесь можно пользоваться упражнениями секстами, терциями октавами. Вначале звуки ставятся поочередно (с баса), затем – вместе. Следующий этап – на основе уже известных интервалов добавляется третий и четвертый звук.

д) Так как прижатие струн левой рукой требует значительных мышечных усилий, следует искать возможности для расслабления руки. Такими моментами могут быть паузы, смены позиций, звучание открытых струн.

2. Знакомство с инструментом.

Первый урок в музыкальной школе является для ребенка большим событием. Он не только знакомится с преподавателем и инструментом, а делает первые шаги в мир музыки. От того, насколько будет успешной эта встреча, зависит  дальнейшее отношение к занятиям.

На первых занятиях происходит налаживание контакта с учеником в творческой  непринужденной  атмосфере, получения положительных эмоций и ярких красок. Для этого преподаватель не только расскажет об инструменте, но и проиллюстрирует свой рассказ игрой на гитаре, расспросит, что его привело в музыкальную и чем обоснован выбор данного инструмента.

Нужно подготовить ребенка к тому, что музыкальные занятия – это не только удовольствие, но и кропотливый труд.

Части инструмента:

  • корпус
  • верхняя и нижняя дека
  • обечайка
  • держатель для струн
  • розетка (голосник)
  • гриф
  • струны
  • металлические порожки
  • лады
  • головка грифа
  • колки

3. Посадка гитариста

Посадка не создается сразу – она формируется в течение длительного периода, практически все время.  Контроль посадки происходит на каждом уроке на протяжении 1 - 3 годов обучения.

Правильная посадка важна и должна быть удобной, так как является средством запуска цепи рефлексов (правильно сел – правильно поставил руку). Неправильная посадка создает ощущение скованности, мешает исполнению. Необходимо ученику показать варианты неправильной посадки, возможные ошибки, обсудить их   и объяснить методы их исправления.

Существует общепринятая форма посадки, которая определилась в результате многолетнего  педагогического опыта, как наиболее рациональная.

Нужно посадить ребенка как можно ближе к краю стула. Это делается для того, чтобы вес тела ребенок мог перенести в ноги, а не напрягать мышцы спины. Правая нога ребенка ставится на пол, а  левая  -  всей ступней  ставится на металлическую подставку (или скамеечку высотой 20-25см), поднятую на определенный уровень высоты  от пола. Уровень высоты зависит от высоты стула и роста ребенка. Для невысоких детей рекомендуется использовать деревянную подставку высотой примерно 15 см под правую ногу, если нога ребенка не может дотянуться до пола.

Гитара ставится выемкой на левую ногу ребенка, корпус ребром упирается в правое бедро ученика, правая рука кладется на обечайку. Гитара фиксируется четырьмя точками тела:

1 -бедро левой ноги, на которую ставится гитара; 2 — бедро правой ноги, в которое упирается ребро корпуса инструмента; 3 — локоть правой руки, находящийся на обечайке гитары; 4 - грудная клетка. Головка грифа находится на уровне головы ученика.

Важное помнить, что гитара держится ногами, а  руки участвуют в процессе звукоизвлечения (создания звука).

4. Постановка игрового аппарата маленького гитариста

Процесс постановки рук строится на следующих принципах:

  • не навреди
  • нельзя говорить ребенку, как надо делать движения рукой.
  • не руки приставляй к инструменту, а инструмент – к рукам.

При постановке рук  используется прием «вторжения». Преподаватель, взяв руку ученика в свою, своими руками «создает ученику постановку», т.е. ставит ему пуки. Необходимо брать руку ученика и «делать ему нужные движения», а в это время отвлекать его от процесса постановки рук слушанием звучания. Необходимо помнить, что движение только тогда может быть волевым, когда оно закреплено.Все движения должны быть естественными, а не надуманными.

Аппликатура – обозначение и последовательность чередования пальцев рук при игре на музыкальном инструменте. Необычность гитары заключается в том, аппликатура правой и левой рук отличаются.

  • буквенное обозначение пальцев правой руки:

большой – p,

указательный – i;

средний - m;

безымянный - a;

мизинец — e (в классической гитаре практически не используется).

  • цифровое обозначение пальцев левой руки:

указательный –1;

 средний — 2;

безымянный - 3;

мизинец - 4

Правая рука ученика лежит на обечайке инструмента. Кисть опущена вниз. Округлив ее, ставим полусогнутые пальцы на струны. Большой пальчик должен быть чуть в стороне от остальных. В запястье обязателен изгиб. Он должен быть естественным.

Извечный вопрос, вызывающий разногласия среди преподавателей – с какого приема игры  начинать занятия, с apoiando (удар с опорой)  или tirando (игра без опоры или щипком). Многолетний опыт преподавательской работы показал, что начинать нужно с apoiando (удар с опорой), но долго задерживаться на этом этапе не стоит.

Apoiando – скользящий удар пальца по струне с опорой (остановкой) на последующей струне. Tirando – щипок, или удар пальца по струне без касания последующей.

Работу правой руки над приемом  apoiando (удар с опорой)  необходимо начинать с упражнения «шагающие пальчики» по 1, 2, 3, 2, 1 открытым струнам попеременно пальчиками

 i, m, i, m            m, i, m, I             i, m, a, i, m, a         a, m, i, a, m, i

Затем можно переходить к игре попевок и песенок сначала по всем открытым струнам, затем - в 5 позиции. Почему именно в 5? В этой позиции ширина ладов более всего соответствует ширине детской ладони, и, соответственно, левая рука ставится сразу в правильном положении – постановка левой руки. 

Рекомендуется предложить  обучающемуся

  • опустить левую руку вниз;
  • согнуть ее в локте, развернув кисть к себе;
  • вложить гриф гитары в руку, удерживая большой палец на середине грифа;
  • обратить внимание учащегося на то, что ладонь левой руки  не касается грифа. Кисть удерживается на грифе и струнах на пальцах.

Необходимо объяснить ученику понятие позиции и номера позиции.

Начинаем подключать в работу левую руку с 1 пальца:

  • V позиция, 3 струна «соль». Песенка «Дождик»
  • V позиция, 2 струна «си». Песенка «Кошкин дом» Работа 1 и 2 пальцев левой руки.
  • V позиция, 2 струна «си».  «Воробей купается» (В.Калинин «Юный гитарист» № 33). Работа 1. 2 и 4 пальцев левой руки.

Смена струн в V позиции.

  • V позиция, 3 струна «соль» и 2 струна «си». «Любопытная курочка» (В.Калилин «Юный гитарист» № 44).

Смена позиций.

  • V и I позиции, 3 струна «соль» и 2 струна «си».  «Я на горку шла» (В. Калинин «Юный гитарист» №51).

Параллельно работаем над упражнениями для развитие самостоятельности пальцев левой руки без привлечения правой руки.

«Змейка»

В V позиции выставляем с надавливанием на струну  поочередно  все пальчики подряд, начиная с 1, затем 2, 3,4. Пальцы не снимаем со струны. Начинаем с 1 струны. Затем «переползаем» 1 пальчиком на 2 струну (с надавливанием), не снимая оставшиеся пальчики с 1 струны. Аналогично  производим действие со 2. 3 и 4 пальчиками. Далее также «переползаем» на 3, 4, 5 и 6 струны. Затем в обратном порядке возвращаемся на 1 струну.

«Змейка с простукиванием»

Аналогично «Змейке», но каждый пальчик перед надавливанием на струну производит 4 постукивания на ладу.

Нужно обратить внимание ученика на различия в обозначении пальцев левой руки (цифры 1,2,3,4)  и обозначения струн (эти же цифры, но в кружочке), чтобы в дальнейшем процессе обучения не возникало путаницы.

Параллельно с этим материалом, ребенок изучает нотную грамоту, как на уроке сольфеджио, так и закрепляет на уроке специальности.

Важно всегда преподносить материал так, чтобы не отпугнуть ребенка кажущимися сложностями. Он должен воспринимать учебный материал, как интересную игру – задачу.

5.Терминология, необходимая для начального этапа обучения игре на гитаре

Размер – две цифры, записанные в виде дроби. Верхняя цифра определяет количество долей в одном такте, нижняя – чему равна каждая доля.

Такт — расстояние от одной сильной доли до другой (или расстояние от одной тактовой черты до другой)

Доля, сильная и слабые доли

Длительности нот и счет:

Целая 1и, 2и, 3и, 4и

Половинная — 1и,2и

Четвертная 1и

Восьмая раз или «и»

Метр -  равномерное чередование сильной и слабой доли

Мелодия — последовательность высоких и низких звуков

Ритм - чередование длительностей нот.

Темп — скорость исполнения музыкального произведения

Пауза – знак молчания

Музыкальное построение:

Музыкальное предложение — законченная музыкальная мысль. Обычно длится 4 такта

Фраза (греческое - выражение) – часть музыкального предложения. Обычно длится 2 такта. Должна быть исполнена на одном дыхании.

Мотив — самая маленькая выразительная частица мелодии, в которой безударные звуки группируются вокруг акцента, который может быть и в начале, и в середине, и в конце мотива.

Акцент — ударение в музыке

Цезура — дыхание, пауза между фразами и музыкальными предложениями.

Позиция – положение пальцев левой руки на грифе.

Номер позиции равен номеру лада, на котором находится первый палец левой руки.

Натуральные флажолеты производятся путем создания звукового узла в середине колеблющейся части струны. Металлический порожек между XII  и XIII ладом  делит струну на две равные части. Именно в этом месте на каждой открытой струне можно извлечь натуральный флажолет, звучащий на октаву выше открытой струны.

Знаки сокращенной записи нотного текста:

Реприза – знак повторения.

Вольта – разные окончания в одинаковых предложениях.

Штрихи – способы исполнения музыки.

  • аpoiando (апояндо) - игра с опорой
  • tirando (тирандо) – игра без опоры
  • legato (легато) — связно
  • non legato (нон легато) – не связно

Динамика – сила звука.

  • ff (фортиссимо) – очень громко
  • f   (форте)  -  громко
  • mf (меццо форте) – не так громко
  • mp (меццо пиано) – не так тихо
  • p (пиано) — тихо
  • pp ( пианиссимо) – очень тихо
  •  cresc ( крещендо) – постепенно усиливая звук
  •  dim (диминуэндо) постепенно ослабляя звук

Знаки альтерации.  Альтерация – изменение

         диез – повышает ноту на полтона (на один лад)

         бемоль - понижает ноту на полтона (на один лад)

         бекар – знак отмены диеза или бемоля

Глиссандо – скольжение пальцев левой руки по струне с извлечением звуков между нотами. Этот эффект достигается плотным прижатием струны при стремительном движении пальца. Если  при этом между нотами стоит волнистая черта и лига, то извлекается  правой рукой звук только первой ноты. А если ноты соединены только волнистой черточкой, то извлекается и второй звук (В.Козлов С неба звездочка упала В.Козлов «Маленькие тайны сеньориты гитары»)

Малое барре – одновременное прижатие указательным пальцем левой руки  от 2 до 4 струн на определенном ладу. При этом палец должен быть абсолютно прямым, вытянутым вдоль порожка. Основная нагрузка при исполнении этого штриха ложится на левую руку (Вальс «Капелька»)

Арпеджиато – быстрое поочередное извлечение всех звуков, входящих в аккорд приемом  tirando, начиная с большого пальца (Этюд a-moll М.Каркасси В.Калинин Юный гитарист № 129)

Аккордовая техника — игра аккордами (А. Сеговия Этюд h-moll; Х.Сильва Этюд Е-dur;  А.Сеговия Моя гитарная тетрадь)

Пассажная техника -  гаммообразное движение (гамма до мажор с 5 струны по аппликатуре А. Сеговии)

6. Заключение

С первых лет обучения надо прививать ученику навыки профессионализма. Это отношение к игре на гитаре, как к серьезному делу. Это не только удовольствие, но и обязанность. Регулярность занятий, которые не должны зависеть от настроения. Ясность поставленной цели и подбор средств для ее достижения.

Необходимо воспитывать внимание к звуку, к достижению цели в каждый конкретный момент. Педагог должен помочь направить внимание на каком-то одном действии.

Воспитывать отношение к тексту как осмысленному живому действию.

Необходимо работать над целесообразностью движений.

7. Рекомендуемая литература

Посадка гитариста с инструментом и правила прикладывания пальцев к струнам описаны в гитарных школах и учебных пособиях:

  • Э.Пухоль «Школа игры на шестиструнной гитаре»
  • П.Агафошин  «Школа игры на шестиструнной гитаре»
  • А.Иванов-Крамской «Школа игры на шестиструнной гитаре»
  • А.Гитман «Начальное обучение на шестиструнной гитаре»
  • А.Сеговия «Моя гитарная тетрадь»

Начальный период в обучении гитариста методически эффективно планировать на основе специальных методических пособий:

  • А.Гитман «Донотный период в начальном обучении гитаристов»
  • А.Гитман «Начальное обучение на шестиструнной гитаре»
  • Ю.Кузин «Азбука гитариста»
  • Л.Соколова «Учусь играть на гитаре. Чтение нот», «Легкие пьесы для шестиструнной гитары», «Пьесы для начинающих»
  • В.Калинин «Юный гитарист»
  • М.Козлов «Я хочу знать ноты»