ЕГЭ

Сасина Елена Николаевна

В презентации даны рекомендации, как подготовиться и как работать на ЕГЭ по истории и обществознанию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ege_2012.pptx243.22 КБ
Файл mo_.pptx377.57 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ЕГЭ 2012 история и обществознание Учитель истории Сасина Елена Николаевна

Слайд 2

Обществознание Сокращено число заданий с выбором ответа в части А (с 22 до 20). При этом количество и набор проверяемых элементов остаются неизменными. Итоги ЕГЭ показывают, что некоторые задания на выявление признака указанного понятия, теряют свою дифференцирующую силу. Поэтому усвоение учащимися отдельных позиций по социологии и праву будет теперь выявляться с помощью заданий с кратким и развернутым ответами. В то же время, в полном объеме сохраняются задания, требующие оценить с научных позиций истинность того или иного положения (задания на два суждения), а также задания на связь теории с социальными реалиями.

Слайд 3

Усложнено задание В2. Предполагается выбор двух (ранее – одного) позиций, выпадающих из представленного ряда. На позицию В8 введено новое задание на выбор обобщающего понятия для всех остальных понятий, представленных в перечне. Данный тип заданий продолжает линию, представленную заданиями В2, на работу с понятийными рядами, но проверяет иное познавательное умение . Уточнены критерии оценивания выполнения задания С8. Полное правильное выполнение этого задания теперь оценивается 3 баллами. Повышение балла позволяет более глубоко дифференцировать критерии оценивания, в частности учесть предъявление в качестве ответа простого плана раскрытия темы.

Слайд 4

Сокращено число заданий в части 1 - с 27 до 21, в части 2 - с 15 до 12, в части 3 - на 1 задание. Увеличено число заданий, направленных на проверку умений систематизировать исторические факты, устанавливать причинно-следственные, структурные и иные связи, использовать источники информации для решения познавательных задач, формулировать и аргументировать собственную работу. Это задания В10-В12 и С6 (историческое сочинение). Скорректировано требование задания С5. В заданиях В1, В6 ответ записывается в виде последовательности цифр История

Слайд 5

Экзаменационная работа по истории состоит из 3 частей. Общее число заданий – 39. Часть 3 содержит 6 заданий, выявляющих и оценивающих освоение выпускниками различных комплексных умений. Часть 1 содержит 21 задание (А1-А21) с выбором одного ответа из 4 предложенных. Часть 2 содержит 12 (В1-В12) заданий, к которым требуется дать краткий ответ (слово, словосочетание, сочетание цифр). Часть 3 содержит 6 заданий (С1-С6) с развернутым ответом.

Слайд 6

На выполнение экзаменационной работы по истории отводится 210 минут. Примерное время выполнения отдельных заданий, составляет: 1) для каждого задания части 1 – 1–3 минуты; 2) для каждого задания части 2 – 3– 7 минут; 3) для каждого задания части 3 – 5–20 минут. ВНИМАНИЕ : Подобное разделение является лишь рекомендацией. Выпускник сам решает, сколько минут уделить конкретному заданию. Главное – правильно распределить своё время, чтобы успеть решить все задания, проверить их и заполнить бланки. Максимальный первичный балл, который можно получить за ЕГЭ по истории, составляет 58 баллов. В этом случае все задания должны быть правильно выполнены и корректно оформлены.

Слайд 7

Какие учебники и справочники использовать при подготовке к ЕГЭ-2012 Существует перечень учебных пособий, разработанных с участием ФИПИ специально для абитуриентов 2012 года. Вот некоторые из них: ЕГЭ-2012. История/ ФИПИ. Авторы-составители: Я.В. Соловьев, Е.А. Гевуркова , Л.И. Ларина – М.: Астрель , 2011 ЕГЭ. История. Тематические тестовые задания/ ФИПИ. Авторы: Гевуркова Е.А., Ларина Л.И., Фадеева Д.А.– М.: Экзамен, 2011 В процессе подготовки к ЕГЭ выпускники могут воспользоваться официальными «помощниками». Это демонстрационные материалы ЕГЭ-2012, тесты из открытого сегмента Федерального банка тестовых заданий ( http://www.fipi.ru/view ) и виртуальные тесты ( http://www.fipi.ru/view и http://www.edu.ru/index.php ).

Слайд 8

Специалисты ФИПИ рекомендуют при подготовке к экзамену по истории уделять особое внимание заданиям на извлечение информации из исторических источников. Многие ошибки в подобных заданиях были связаны с невнимательным прочтением как текста источника, так и текста задания. Что касается тематического содержания экзаменационных заданий, то наибольшие затруднения вызывали задания из разделов по истории народов России, вопросам культуры и быта, истории общественной мысли, политических партий и движений, периоду после 1945 года, а также истории XVII века (персоналии, содержание государственных документов, новые явления во всех сферах жизни российского общества).

Слайд 9

С6 сочинение (свободный развернутый ответ) на историческую тему, предполагающее анализ деятельности какой-либо исторической личности. Проверка задания осуществляется по двум критериям: К1 – указание времени жизни исторического деятеля, К2 – характеристика основных направлений деятельности и ее результатов. Максимальный балл по критерию К1 – 1, по критерию К2 – 4.

Слайд 10

К-1 ответ может быть признан верным в том случае, если указаны годы жизни с точностью до части века или до десятилетий (например, «первая половина XIX в.», «30-80-е гг. XVI в.»). Указание точных годов жизни от выпускников не требуется. Ошибка выпускника в определении одной из хронологических рамок не повлияет на оценку. Возможны также ситуации, когда время жизни исторического деятеля в явном виде не указано. Если при этом выпускником правильно приведены даты событий, связанных с выбранным деятелем, что свидетельствует о знании его времени жизни, то такой ответ засчитывается как правильный по данному критерию. Также возможна ситуация, когда вместо лет жизни выпускник указал годы (или период) правления, активной государственной (военной и т.п.)деятельности. Если эти даты указаны верно, то такой ответ также должен быть засчитан как правильный по критерию

Слайд 11

К2. Под характеристикой основных направлений деятельности следует по- нимать изложение основных фактов, связанных с каждым из направлений деятельности (этими фактами могут быть войны, сражения, реформы, госу - дарственные документы, произведения искусства, научные открытия и др.), использование необходимых терминов, раскрытие причинно-следственных, пространственных, временных связей. Согласно критериям на оценку задания влияют фактические ошиб- ки , сделанные выпускником. Ошибки могут существенно искажать смысл ответа и свидетельствовать о непонимании выпускником эпохи, в которую жил исторический деятель . В этом случае за выполнение всей работы по обоим критериям ставится 0 баллов (даже при формальном наличии правильной датировки лет жизни исторического деятеля). Но другие ошибки , неточности могут не привести к существенному искажению смысла. Данное обстоятельство предусмотрено критериями оценивания.

Слайд 12

Если изложенных выпускником фактов недостаточно для характеристики какого-либо направления деятельности исторической личности или выпускник привел частные факты, не затронув наиболее важных, не раскрыл важнейших понятий, причинно-следственных связей и т.п., то эксперт при выставлении баллов может учесть верное указание самого направления деятельности , но не засчитывать его характеристику . Если же приведённых фактов , терминов, причинно-следственных связей, по мнению эксперта, достаточно , но некоторые существенные характеристики всё же были упущены, то эксперт может приравнять этот отрицательный момент к « фактическим ошибкам , не приведшим к существенному искажению смысла.

Слайд 13

Под характеристикой результатов деятельности понимаются изложение итогов и (или) раскрытие исторического значения деятельности личности для определённой эпохи, истории страны в целом. Возможна ситуация, когда выпускник не выделил характеристику результатов как отдельную часть ответа , а раскрыл результаты при характеристике деятельности. Задача эксперта в данном случае – увидеть в работе характеристику результатов (отличить от характеристики деятельности) и верно её оценить. Если выпускник из нескольких направлений деятельности исторической личности охарактеризовал только одно и правильно охарактеризовал результаты деятельности только по этому направлению, то по линии оценивания «характеристика результатов деятельности » данный ответ засчитывается.

Слайд 14

Наиболее сложной для оценки является ситуация, когда в качестве характеристики результатов выпускник приводит суждения общего характера ( например, «этот деятель укрепил государство», «он принес много пользы стране », «в его правление страна развивалась»). Целесообразно определить , насколько подобная характеристика результатов связана с выделенным направлением деятельности и характеристикой этого направления. Если, например , речь шла о реформах государственной власти и как результат указано укрепление государства, то логическая связь отдельных элементов ответа налицо . И в случае, когда это не противоречит историческим фактам , обобщенная характеристика результатов может быть засчитана . В случае, если выделены и охарактеризованы конкретные направления деятельности – война , аграрные преобразования и т.п., а результаты даны в предельно общем виде , рекомендуем не засчитывать такую характеристику результатов.

Слайд 15

ВНИМАНИЕ !!!! Обратите внимание, что орфографические и пунктуационные ошибки, допущенные выпускником, не являются основанием для снижения оценки. Не является обязательным требованием литературное оформление ответа. И еще обратите внимание - нет никакого ВАШЕГО отношения к исторической личности!!! Лишнего не пишите

Слайд 16

примеры портретов и комментарии эксперта (все как есть со всеми ошибками)

Слайд 17

С6. П.А Столыпин Столыпин жил в 19 веке. Он был ярким государственным деятелем, реформатором.Столыпин провел целый ряд законопроектов, которые вошли в историю, как столыпинская аграрная реформа, главным содержанием которой было введение частной крестьянской земельной собственности" Комментарий: К1 Время жизни указано неверно (даже если принять во внимание, что большая часть жизни и деятельности П.А. Столыпина относится кXIX в., требование указать время жизни с точностью до части века или десятилетия, не выполнено) . Оценка – 0 баллов К2 Названо одно направление деятельности («аграрная реформа»). Фразу «главным положение которой было введение частной крестьянской земельной собственности» нельзя считать характеристикой указанного направления деятельности. Выпускник не привел целей, содержания реформы; не назвал никаких конкретных фактов; не охарактеризовал ни итоги, ни причины неудачи, ни значение реформы. Оценка - 0 баллов

Слайд 18

Портрет Столыпина, где вторая часть оценена максимально -4 балла П.А. Столыпин- общественный деятель во время правления Николая II. Деятельность его неоднозначна Во-первых, он был сторонником репрессивных мер. Так он ввел военно-полевой суд, где были казнены многие россияне С другой стороны, он известен своей аграрной реформой. По ней отделившиеся от общины крестьяне получали отруба или хутора, а политика переселения позволила освоить просторные земли Сибири. Оценка современниками деятельность Столыпина ясна: он был убит террористами, но сам реформатор считал, что при ведении мирной внешней и внутренней политики, Россия преобразуется в лучшую сторону благодаря его реформе. Реформы Столыпина не были завершены, а их результаты противоречивы. Так, многие крестьяне, отделившиеся от общины, не смогли организовать свое хозяйство и попали в ряды бастующих рабочих. Так же переселение крестьян было плохо организовано, из за чего многие переселенцы вернулись в родные места, озлобившись на правительство. С другой стороны, экспорт сельскохозяйственной продукции увеличился, благодаря тем крестьянам, которые сумели успешно вести единоличные хозяйства, переселенцы оставшиеся в Сибири, и других частях страны освоили территорию. Таким образом, я пришла к выводу, что деятельсность Столыпина дала положительные результаты.

Слайд 19

КОММЕНТАРИЙ К1 Время жизни и деятельности П.А. Столыпина в ответе не названо. Указание на то, что П.А. Столыпин был современником Николая II,не может быть принято в качестве верного ответа по критерию К1,так как из ответа не ясно, знает ли выпускница время жизни НиколаяII . Оценка – 0 баллов К2 Несмотря на неудачную формулировку оценки деятельности П.А. Столыпина (и не требовалось), верно указаны и охарактеризованы основные направления и результаты деятельности - 4 балла

Слайд 20

С6. Ярослав Мудрый Годы правления 1019-1054 ( XI век) Основные направления, события 1036 -полный разгром печенегов с 1030-х годов митрополит избирается в Киевской Руси из представителей русского духовенства Ярослав создал первую часть Русской Правды: Правду Ярослава Построил в Киеве Золотые ворота и Софийский собор ( из камня) Результаты правления после 1036 печенеги не совершали разорительных набегов на Киевскую Русь создан первый сборник законов зарождается каменное строительство

Слайд 21

Комментарий: К1 Правильно указаны годы правления Ярослава Мудрого. Оценка –1 балл К2 Направления деятельности не названы. Приведены факты: – относящиеся к борьбе с внешними врагами (и соответствующий результат); – связанные с развитием законодательства (и соответствующий результат); – связанные с развитием культуры (и соответствующий результат). При характеристике последнего допущена фактическая ошибка («за- рождается каменное строительство»). Оценка – 1 балл первый русский митрополит избран в 1051 Иларион

Слайд 22

Спасибо за внимание!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Система работы учителя истории и обществознания по подготовке учащихся к государственной итоговой аттестации в форме ЕГЭ Сасина Е.Н ., МОУ КСОШ № 32, 2012 год

Слайд 2

Единый государственный экзамен по обществознанию и истории является формой государственного контроля и позволяет установить уровень освоения участниками ЕГЭ среднего (полного) общего образования и обязательного минимума содержания среднего (полного) общего образования.

Слайд 3

На основании отчета ФИПИ можно вывести следующие рекомендации при подготовке к ЕГЭ по истории и обществознанию в 2011 г.: Уделять особое внимание заданиям на установление структурно-функциональных и причинно-следственных связей объектов. Прорабатывать обобщенные понятия: при подготовке конкретизировать их фактами, примерами (как из области истории и обществознания, так и из смежных областей). При подготовке к ЕГЭ по обществознанию моделировать различные социальные ситуации, устанавливать связи между теоретическими положениями и иллюстрирующими их социальными фактами.

Слайд 4

Регулярно заниматься с фрагментами научно-популярных текстов с целью найти, интерпретировать и прокомментировать полученную из них информацию. Пользоваться материалами СМИ, анализировать и интерпретировать их. Желающим получить высший балл на ЕГЭ по обществознанию нужно научиться анализировать и оценивать полученную из текста информацию в заданиях высокого уровня сложности.

Слайд 5

Важно помнить: Основная подготовка выпускников к ЕГЭ по истории и обществознанию осуществляется не только в течение всего учебного года в старшей школе, но начиная с 6 кл . Исключительно важным становится целенаправленная и специально планируемая подготовка школьников к ЕГЭ.

Слайд 6

Практические советы учителям и ученикам (из опыта работы) .

Слайд 7

Как можно чаще используйте проверку знаний в тестовой форме. Настраивайте учеников на то, что тестовые задания могут быть разного типа: тесты с выбором правильного ответа; тесты с заданием: верно или неверно; з адания : закончите предложение, заполните пробелы, восстановите последовательность ; т есты с использованием рисунков, графиков , диаграмм.

Слайд 8

В процессе учебных занятий учить старшеклассников точно воспринимать формулировки заданий как устных, используемых учителем, так и письменных, предлагаемых авторами учебников и пособий. Часто источником ошибочных ответов на экзамене является невнимание или непонимание различий между формулировками заданий. В этом случае содержание ответа не совпадает с требованием задания, и он не засчитывается как выполненный.

Слайд 9

Методические рекомендации для учителя: Проведение в выпускных классах диагностирующего тематического и промежуточного тестирования ( по завершению изучения тем и крупных разделов ). Систематическое проведение и оценка выполнения индивидуальных работ по отдельным заданиям на каждый из проверяемых на экзамене способов деятельности . Например , сравнения социальных объектов путем заполнения таблиц, конкретизации теоретических положений с помощью примеров , анализа и интерпретации текста как источника информации и т.д. Обучение составлению графического анализа статистических данных. Овладение данной методикой позволяет учащимся успешно справляться с такими заданиями как анализ простейших графиков. Дальнейшее усиление должна получить составляющая, направленная на оценку предметной компетентности, т.е. умений применять предметные знания и умения в различных ситуация. В этом случае очень помогает кейс-метод , позволяющий применять предметные знания к жизненным ситуациям.

Слайд 10

Рекомендации ученикам: Начинайте работу с вопроса, на который вы знаете ответ . Ищите смысловые и структурные связи . Используйте ассоциации . Начинайте восхождение от простых к более сложным заданиям . Каждое задание имеет свой ключ, обычно он «прячется» в его же формулировке. Внимательно читайте условия задания, выделяйте в нем ключевые слова, составляйте опорную схему ответа на экзаменационный вопрос. Старайтесь давать больше развернутых, но обоснованных ответов. В совокупности ваши ответы позволяют представить работу целостной, логически выстроенной, содержательно полной. Для того чтобы вспомнить и дать правильный ответ, нужно сосредоточиться и непременно успокоиться.

Слайд 11

Как выбрать тему эссе? Понятен ли мне смысл высказывания, что хотел сказать автор? С какими основными проблемами обществознания связана данная тема? Согласен ли я с приведенным высказыванием, как выразить свое отношение к нему? Какие обществоведческие термины нужны мне для грамотного обоснования своей точки зрения? Какие привести примеры из истории, общественной жизни, своего жизненного опыта?

Слайд 12

Признаки, при помощи которых текст может быть отнесён к жанру эссе: наличие конкретной темы или вопроса; личностный характер восприятия проблемы и её осмысление; небольшой объём; свободная композиция; непринуждённость повествования; внутреннее смысловое единство; открытость.

Слайд 13

Что может усилить и украсить эссе: Краткая информация об авторе высказываний. (например: «выдающийся французский философ-просветитель», «великий русский мыслитель Серебряного века», «крупный философ-экзистенциалист» и др.) Имена его предшественников, последователей или научных противников. Описание различных точек зрения на проблему или различных подходов к ее решению. Указание на многозначность используемых понятий и терминов с обоснованием того значения, в каком они применяются в эссе.

Слайд 14

Выступление Основная часть заключение Для меня эта фраза является ключом к пониманию… Во-первых,… Во-вторых,… В-третьих,… Таким образом,… Выбор данной темы продиктован следующими соображениями… Рассмотрим несколько подходов… Например,… Подведем общий итог рассуждениям… Поразительный простор для мысли открывает это короткое высказывание… Проиллюстрируем это положение следующим примером… Итак,… Никогда не думал, что меня заденет за живое идея о том, что… С одной стороны,… С другой стороны,… Именно поэтому я не могу согласиться с автором высказывания… Клише, которые можно использовать при написании эссе

Слайд 15

И. И. Бабленкова . В.В.Акимов « История России: весь курс» М .2010 . А. В. Лубский . С.И. Самыгин « История России» Феникс. 2008. Ю.А.Матюхина « История России за 24 часа» Феникс. 2009г. И.И. Бабленкова . В.В.Акимов « Обществознание: весь курс» М.2010. Л.В. Поляков. « Глобальный мир в 21 в» М. 2008. Г.И.Аверьянов « Обществознание сдаём без проблем» М. 2010г. О.С.Белокрылова. В. И. Филоненко . « Обществознание» – пособие-репетитор. Феникс. 2009г. При подготовке к экзаменам рекомендую использовать дополнительную литературу:

Слайд 16

В помощь учителю и ученику рекомендуются материалы сайта ФИПИ ( http://www.fipi.ru ) На сайте ФИПИ размещены следующие нормативные, аналитические, учебно-методические и информационные материалы, которые могут быть использованы при организации учебного процесса и подготовке учащихся к ЕГЭ: аналитический отчет «Результаты единого государственного экзамена 2010 года»; документы, регламентирующие разработку КИМ ЕГЭ по обществознанию 2011 года; учебно-методические материалы для членов и председателей региональных предметных комиссий по проверке выполнения заданий с развернутым ответом; методические письма прошлых лет; тренировочные задания из открытого сегмента Федерального банка тестовых материалов.

Слайд 17

Желаю удачи!