Заботливым родителям

Анцифирова Алёна Викторовна

Предварительный просмотр:

Родительское собрание в 4 классе

Тема:  « Ваш ребенок – пятиклассник. Трудности адаптации пятиклассников

в школе»

Цель: просвещение родителей по вопросу адаптации ребенка к средней школе.

Ход собрания.

  1. Выступление классного руководителя.

         Совсем скоро ваши дети станут пятиклассниками. Впереди – переход в 5 класс, на вторую ступень обучения. В чем же заключается сложность этого периода и как миновать «подводные камни», о которые «спотыкаются» и дети, и родители, и педагоги. Об этом и пойдет наш сегодняшний разговор.

            По мнению психологов, переход из начального в среднее звено традиционно считается одной из наиболее сложных школьных проблем. Состояние детей в этот период,  с педагогической точки зрения,  характеризуется низкой организованностью, учебной рассеянностью и недисциплинированностью, снижением интереса к учебе и результатам, с психологической – снижением самооценки, высоким уровнем тревожности.

          Давайте рассмотрим те проблемы, с которыми сталкиваются ребята при переходе в пятый класс.

Проблема 1: изменение условий обучения. Учась в начальной школе, ребенок был ориентирован на одного учителя. Уже через некоторое время после начала учебы этот учитель знал, на что способен ваш ребенок, как его ободрить, поддержать, помочь разобраться в сложной теме. Ребенок спокойно развивался, приобретал знания в одном кабинете, с одним основным учителем, его окружали одни и те же ребята, и требования к выполнению заданий и ведению тетрадей были одинаковые. Все было привычно.

При переходе же в 5 класс ребенок сталкивается с проблемой множественности: много учителей-предметников, разные кабинеты, новые учебные предметы.  Кроме этого ребенок должен привыкнуть к новой школьной обстановке, сменив уют своей родной классной комнаты на необходимость постоянно перемещаться с этажа на этаж, из кабинета в кабинет. За первые дни, недели в школе ребенок привыкает к новой системе, постепенно адаптируется.

Проблема 2: изменение требований. Еще усложняет период адаптации рассогласованность требований разных учителей-предметников. Один просит завести тетрадь в 48 листов, другой тоненькие тетрадки, но их должно быть 3 штуки. Преподаватель русского языка требует все выделить зеленой ручкой, преподаватель математики – карандашом. И т.д. Как быть в этом случае? Во-первых, постарайтесь увидеть плюсы этих «рассогласованностей». Эти «мелочи», которые по началу так затрудняют школьную жизнь ребенку, приносят и пользу. Ребенок учится учитывать эти требования, соотносить их, преодолевать трудности – а значит, учится взрослой жизни, где «многотребовательность» - норма вещей. Во-вторых, это учит ребенка строить отношения с разными людьми, становясь более гибким.

Проблема 3: отсутствие контроля. Всю начальную школу вашему ребенку помогал один учитель. Он выполнял функцию и учителя, и классного руководителя, и контролера. Быстро выучив все особенности ребенка, учитель помогает контролировать учебный процесс. Одному ребенку напомнит, что надо выполнить домашнее задание, другому – чтобы тот принес карандаши, третьему простит невыполненное упражнение и останется с ним после уроков. Учитель мог отслеживать выполнение всех заданий всеми учениками. При переходе в пятый класс такой индивидуальный подход нарушается. Происходит как бы обезличивание школьника. Есть только пятиклассники в целом. У каждого предметника большая нагрузка и много учащихся с разных параллелей.

Вам, родители, нужно стараться быть более терпеливыми. Чаще спрашивайте ребенка о школьной жизни. Контролируйте выполнение домашних заданий с учетом требований учителей. При возможности помогите классному руководителю организовать досуг ребят, взяв часть забот на себя (и родительский комитет). Если увидите проблемы, не затягивайте, подойдите к учителю, выясните причину появившихся сложностей. Расскажите об особенностях своего ребенка.

Проблема 4: пробелы в знаниях. Не усвоив тему в пятом классе, ребенок рискует не понять материал следующий. Материал усложняется от урока к уроку. И если предыдущие темы были не усвоены, то школьник потянет этот шлейф дальше, затягивая узел незнаний.

Что же делать? Перед выполнением домашних заданий проверьте, усвоен ли классный материал. Важно добиться, чтобы ребенок понимал мельчайшие детали выполнения заданий и мог выполнить аналогичные. Просите ребенка объяснять, как он выполняет то или иное упражнение, почему именно эти вычисления применяют при выполнении определенных задач. Если ребенок все понимает, но проблема успеваемости стоит, то займитесь развитием мышления, памяти, внимания, поскольку и наблюдательность, и внимательность, и способность увидеть мельчайшие детали – все это поможет разбору и усвоению материала. Или обратитесь за этой помощью к школьным психологам.

             Сложность этого периода заключается не только в изменении условий связанных с учебной деятельностью, но и с переходом на новую ступень своего психофизического развития, т.е. на новый этап возрастного развития. Десять лет — это и начало полового созревания. Происходит сложнейшая физиологическая перестройка в организме, дети ее очень тяжело переживают, иногда даже происходят психологические срывы. Изменяется тело, ребенок воспринимает себя по-новому, и может быть много проблем, если в силу каких-то причин он не принял себя и не полюбил.

            Для пятиклассника, приходящего в школу 1 сентября, все оказывается новым. Возникает необходимость  к адаптации – привыкании к новым условиям обучения. Ее успешность зависит не только от интеллектуальной готовности ребенка, но и от того, насколько хорошо он умеет общаться с одноклассниками и педагогами, соблюдать школьные правила, ориентироваться в новых ситуациях, поэтому среди трудностей школьной жизни можно выделить следующие:

  • возросший темп работы: ученики, не умеющие быстро писать, не успевают;
  • увеличившийся объем работы как на уроке, так и дома;
  • новые требования по оформлению работ;
  • необходимость самостоятельно находить дополнительную литературу и работать с ней.

   Свидетельствовать о трудностях адаптации могут следующие признаки:

  • усталый внешний вид школьника;
  • нежелание   ребенка делиться своими впечатлениями о проведенном дне;
  • стремление избежать разговоров о школьных событиях, переключить внимание взрослого на другие темы;
  • нежелание выполнять домашние задания;
  • негативные отзывы о школе, учителях, одноклассниках;
  • жалобы на события, связанные со школой;
  • беспокойный сон;
  • трудности утреннего пробуждения, вялость;
  • постоянные жалобы на плохое самочувствие.

Таким образом, самое главное – помочь ребенку адаптироваться к новым условиям, обеспечить его дальнейшее поступательное развитие и психологическое благополучие.

Сколько же длится адаптация к 5 классу?

 В среднем один-два месяца. Обычно к началу  осенних каникул ребенок уже входит в нормальный рабочий режим: хорошо себя чувствует, достаточно легко встает утром и без проблем засыпает, активен и жизнерадостен в течение дня. Ему хватает времени и на выполнение домашних заданий, и на увлечения, и на общение с друзьями, и на семейные дела. Ребенок делится своими переживаниями, и вам известно, какие учебные предметы ему нравятся, а какие вызывают трудности.

В начале учебного года будьте предельно внимательными к своему ребенку, замечайте малейшее изменение в его настроении, отношении к школе. Раньше он приходил и охотно рассказывал, что было в школе, а теперь молчит, не рассказывает? Это уже сигнал: ему не комфортно, он что-то пытается скрыть и боится вам рассказать, или он не понимает, что происходит. Помогите ему, посоветуйтесь со школьным психологом, не останавливайте себя известным: «Да что я побегу с такой маленькой проблемой?». Ведь из маленькой проблемы может получиться большая, а этого допустить никак нельзя. Хотя есть дети, у которых достаточно внутренних ресурсов, чтобы справиться с возникшими трудностями, и этого даже никто не заметит. Но и других ребят нужно постоянно поддерживать и учить, как преодолевать «подводные течения». Нужно помнить и то, что ребенок дома, на улице и в школе — это три разных человека. И это не значит, что он такой лицемер. Ведь выполняя определенную социальную роль, он научился соответствующим способам поведения. В роли ребенка знает, как быть послушным, чтобы от мамы с папой что-то получить. Когда он выполняет роль ученика, пытается подстроиться под каждого учителя и опять же делать так, как каждому из них нравится. Поэтому на разных уроках у разных учителей он может вести себя по-разному, методом проб и ошибок выстраивая свои отношения. И «таким» мама его не видит. Поэтому так желателен в пятом классе контакт педагогов и родителей.

  1.  Работа в группах. Обсуждение ситуаций

Ситуация 1. Родители записали пятиклассника с первых дней учебы  дополнительно в кружок рисования, спортивную секцию и на занятия с репетитором. Затем стали замечать, что ребенок стал рассеянным, вялым, потерял интерес к учебе и занятиям творчеством, и спортом. Но продолжали через силу заставлять ребенка заниматься рисованием и спортом. Правы ли родители? А как поступили бы Вы?

Мнение: В пятом классе происходит изменение режима дня ребенка в сравнение с начальной школой, увеличение физической и умственной нагрузки. Перебарщивание с дополнительной нагрузкой может отрицательно сказаться на желании учиться, а также повлиять на его психофизиологическое самочувствие. Необходимо введение в рацион питания больше витаминов, процедур закаливания, максимальное развитие двигательной активности. В занятиях, увлечениях прислушиваться к мнению ребенка, пятиклассник должен выбирать сам, что ему интересно, чем заниматься.

 Ситуация 2. Ученик пятого класса, будучи отличником в начальных классах, показывает маме в дневнике тройку по самостоятельной работе. Мама ругает  мальчика и очень переживает за успехи сына. Права ли мама? Как поступили бы вы в этой ситуации?

Мнение: Конечно же, маму мальчика очень интересуют успехи  сына. Но, частое непонимание, непринятие родителями своего ребенка из-за неудач, с которыми он столкнулся, может привести к тому, что мир взрослых в целом и школа как часть его могут стать для ребенка  враждебными, опасными. А это, как правило, приводит с одной стороны, к утрате доверия между взрослыми и детьми, а с другой, является источником невротических реакций, неврозов и других нервно-психических и соматических расстройств.

Ситуация 3.Ребенок стал часто приглашать домой своих друзей, одноклассников, много времени общается вне школы, по мнению родителей это стало отрицательно сказываться на учебе. Родители категорично заявили ребенку о том, что сначала учеба, а потом друзья. Правы ли родители? Как бы вы поступили в этой ситуации?

Мнение: В подростковом возрасте и в период обучения в среднем звене важным для ребенка становиться общение с друзьями, учебная деятельность отступает на задний план, здесь очень важно знакомство родителей с друзьями и одноклассниками.

Ситуация 4 Родители стали замечать, что ребенок стал скрытным, замкнутым, неохотно делится впечатлениями о делах в школе, у него появились секреты. Родители не знают, как быть в этой ситуации. А как поступили бы вы?

Мнение:  вступая в младший подростковый возраст,  дети больше начинают ориентироваться на  себя, свой внутренний мир, свои фантазии, многие начинают вести дневник и степенью доверия к взрослым определяется степень откровенности ребенка.

  1. Подведение итогов.

Дорогие родители, сегодня вы получили представление о трудностях, с которыми сталкиваются дети, при переходе в 5 класс, почувствовали проблемы школьников.

Вы осознали что, переход в 5 класс – это новый этап в жизни ребенка, и оттого насколько будет оказываться поддержка родителей, зависит успешность и адаптация к среднему звену, и всей последующей школьной жизни. Мы, взрослые, должны помочь детям принять и понять новую систему требований, наладить отношения с педагогами, найти свое место в школьном коллективе. Поверьте, это возможно. Ваши дети будут приносить вам только радость и непременно стремиться к лучшему.

В заключение предлагаю вам  послушать притчу «Мудрец».  

                 

Притча Мудрец

Это произошло давным-давно. В одном городе жил мудрец. Все люди города обращались к нему с вопросами, и на все он давал свой мудрый ответ. Как-то один человек решил перехитрить мудреца. Поймал он бабочку,  легко зажал ее в свой кулак и пошел к мудрецу. Думает: «Спрошу я: какая у меня в руке бабочка – живая или мертвая? Если мудрец, скажет, что живая, то я зажму сильнее кулак, придавлю ее и покажу, что вот, мол, мертвая. А если мудрец скажет, что мертвая, то выпущу ее, пусть летит». Так и сделал: поймал человек бабочку и пошел к мудрецу. Пришел и говорит: «Мудрец, ты у нас все знаешь, тогда скажи, живая у меня в руке бабочка или мертвая?» Мудрец подумал и сказал: «Все в твоих руках».

То же можно сказать и вам: «Все в ваших руках» . Желаю вам удачи!

Рекомендации для родителей будущих пятиклассников

      Первое условие школьного успеха пятиклассника безусловное принятие ребёнка, несмотря на те неудачи, с которыми он уже столкнулся или может столкнуться.

  • Обязательное проявление интереса к школе, классу, в котором учится ребёнок, к каждому прожитому им школьному дню. Неформальное общение со своим ребёнком после прошедшего школьного дня.
  • Обязательное знакомство с его одноклассниками и возможность общения ребят после школы.
  • Недопустимость физических мер воздействия, запугивания, критики в адрес ребёнка, особенно в присутствии других людей (бабушек, дедушек, сверстников).
  • Исключение таких мер наказания, как лишение удовольствий, физические и психические наказания.
  • Учёт темперамента ребёнка в период адаптации к школьному обучению. Медлительные и малообщительные дети гораздо труднее привыкают к классу, быстро теряют к нему интерес, если чувствуют со стороны взрослых и сверстников насилие, сарказм и жестокость.
  • Предоставление ребёнку самостоятельности  в учебной работе и организация обоснованного контроля за его учёбной деятельностью.
  • Поощрение ребёнка, и не только за учебные успехи. Моральное стимулирование достижений ребёнка.
  • Развитие самоконтроля, самооценки и самодостаточности ребёнка.

Правила подготовки ребёнка к самостоятельной жизни

  1. Не отнимай чужого, но и своё не отдавай.
  2. Попросили – дай, пытаются отнять – старайся защищаться.
  3. Не дерись без причины.
  4. Зовут играть – иди, не зовут, – спроси разрешения играть вместе, это не стыдно.
  5. Играй честно, не подводи своих товарищей.
  6. Не дразни никого, не канючь, не выпрашивай ничего. Два раза ни у кого ничего не проси.
  7. Будь внимателен везде, где нужно проявить внимательность.
  8. Из-за отметок не плачь, будь гордым.
  9. С учителем из-за отметок не спорь и на учителя за отметки не обижайся. Старайся всё делать вовремя и думай о хороших результатах, они обязательно у тебя будут.
  10. Не ябедничай и не наговаривай ни на кого.
  11. Старайся быть аккуратным.
  12. Почаще говори: давай дружить, давай играть, давай вместе пойдём домой.
  13. Помни! Ты не лучше всех, ты не хуже всех! Ты – неповторимый  для самого себя, родителей, учителей, друзей!

         


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тема: « Ваш ребёнок – пятиклассник. Трудности адаптации пятиклассников в школе»

Слайд 2

Проблемы детей при переходе в пятый класс: Изменение условий обучения Изменение требований Отсутствие контроля Пробелы в знаниях

Слайд 3

Трудности: возросший темп работы: ученики, не умеющие быстро писать, не успевают; увеличившийся объем работы как на уроке, так и дома; новые требования по оформлению работ; необходимость самостоятельно находить дополнительную литературу и работать с ней.

Слайд 4

Признаки трудной адаптации: усталый внешний вид школьника; нежелание ребенка делиться своими впечатлениями о проведенном дне; стремление избежать разговоров о школьных событиях, переключить внимание взрослого на другие темы; нежелание выполнять домашние задания; негативные отзывы о школе, учителях, одноклассниках; жалобы на события, связанные со школой; беспокойный сон; трудности утреннего пробуждения, вялость; постоянные жалобы на плохое самочувствие.

Слайд 5

Всё в ваших руках! Желаю Вам удачи!



Предварительный просмотр:

 Консультация для родителей по введению ФГОС

                                                            

Уважаемые родители!

За последние десятилетия в обществе произошли   изменения в представлении о целях образования и путях их реализации. От признания знаний, умений и навыков как основных итогов образования произошел переход к пониманию обучения как процесса подготовки учащихся к реальной жизни, готовности к тому, чтобы занять активную позицию, успешно решать жизненные задачи, уметь сотрудничать и работать в группе, быть готовым к быстрому переучиванию в ответ на обновление знаний и требований рынка труда.

В настоящее время целью образования становится общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся. Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию.

 С 1 сентября 2011 года все образовательные учреждения России перешли на новый Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО).

Федеральные государственные стандарты устанавливаются в Российской Федерации в соответствии с требованием Статьи 11 «Закона об образовании» и представляют собой «совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего образования (ООП НОО)». С официальным приказом о введении в действие ФГОС НОО и текстом Стандарта можно познакомиться на сайте Минобрнауки России: http://www.edu.ru/db-mon/mo/Data/d_09/m373.html. Материалы по ФГОС НОО размещены на сайте http://standart.edu.ru 

ФГОС НОО призван обеспечивать:

- единство образовательного пространства Российской Федерации;

- преемственность основных образовательных программ начального общего и основного общего образования (http://standart.68edu.ru/)

 

Стандарт выдвигает три группы требований: 

-Требования к результатам освоения  ООП НОО;

-Требования к структуре ООП НОО;

-Требования к условиям реализации ООП НОО.

Отличительной особенностью нового стандарта является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося. Система образования отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков, формулировки стандарта указывают реальные виды деятельности, которыми учащийся должен овладеть к концу начального обучения. Требования к результатам обучения сформулированы в виде личностных, метапредметных и предметных результатов. Неотъемлемой частью ядра нового стандарта являются универсальные учебные действия (УУД). В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком значении – совокупность способов действия учащегося, обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса.

Выделяют следующие виды УУД:

  1. Личностные

  2. Регулятивные

  3. Познавательные

  4. Коммуникативные

Личностные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (знание моральных норм, умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, умение выделять нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.

Выделяют три вида личностных действий:

- личностное, проффесиональное, жизненное самоопределение;

- Смыслообразование, т.е. установление учащимися связи между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. Ученик должен задаваться вопросом: какое значение (смысл) имеет для меня учение? – и уметь на него отвечать;

- Нравственно-этическая ориентация.

  Регулятивные действия обеспечивают школьникам организацию их учебной деятельности. К ним относятся:

- целеполагание (постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно учащимся, и того, что еще неизвестно);

- планирование (составление плана и последовательности действий);

- прогнозирование (предвосхищение результата)

- контроль

- коррекция (внесение необходимых дополнений в план и способ действия и результата);

- оценка

- саморегуляция (способность к волевому усилию, к преодолению препятствий).

Познавательные УД включают общеучебные, логические, а также постановку и решение проблемы.

Общеучебные УД:

- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

- поиск и выделение необходимой информации;

- структурирование знаний;

- осознанное и произвольное  построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

- выбор наиболее эффективных способов решения задач;

- контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

- смысловое чтение; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров;

- постановка и формулирование проблемы.

Логические УД:

- анализ объектов с целью выделения признаков;

- синтез – составление целого из частей;

- выбор оснований и критериев для сравнения;

- установление причинно-следственных связей;

- построение логической цепи рассуждений;

- доказательство;

- выдвижение гипотез (предположений) и их обоснование.

Постановка и решение проблемы:

- формулирование проблемы;

- самостоятельное создание способов решения проблемы.

Коммуникативные действия обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; строить продуктивное сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

  К ним относятся:

- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (определение цели, функций участников);

- постановка вопросов – сотрудничество в поиске и сборе информации;

- разрешение конфликтов

- управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка его действий);

- умение полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

УУД представляют собой целостную систему. Их свойства и качества определяют эффективность образовательного процесса, в частности усвоение знаний, формирование умений, образа мира и т.д.

Что такое внеурочная деятельность, каковы ее особенности?

Стандарт предполагает реализацию в образовательном учреждении как урочной, так и внеурочной деятельности. Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное). Содержание занятий должно формироваться с учетом пожеланий обучающихся и их родителей (законных представителей). Во внеурочную деятельность могут входить: выполнение домашних заданий (начиная со второго полугодия), индивидуальные занятия учителя с детьми, требующими психолого-педагогической и коррекционной поддержки (в том числе – индивидуальные занятия по постановке устной речи, почерка и письменной речи и т.д.), индивидуальные и групповые консультации (в том числе – дистанционные) для детей различных категорий, экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования и т.д. Чередование урочной и внеурочной деятельности определяется образовательным учреждением и согласуется с родителями обучающихся.

К концу обучения  в начальной школе складывается портрет выпускника:

  • любящий свой народ, свой край и свою Родину;

  • уважающий и принимающий ценности семьи и общества;

  • любознательный;

  • владеющий основами умения учиться;

  • готовый самостоятельно действовать;

  • доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию;

  • выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.