Методы, формы организации деятельности учащихся
Методы организации учебной деятельности: словесный, поисковый, наблюдение, проблемный, иллюстративный, рефлексивной деятельности, лабораторная и практическая работа.
Формы : фронтальный опрос, индивидуальная работа, создание проблемной ситуации, работа в группе, организация взаимопроверки, обсуждение поставленных вопросов и проблем.
Средства: печатные пособия: информационные стенды, портреты ученых, книги, таблицы; лабораторное оборудование; модели: шаростержневые и объемные модели; образцы неорганических и органических веществ; ТСО: проектор, персональный компьютер, интерактивная доска, принтер; цифровые ресурсы: диски и электронными приложениями к учебникам; дидактический материал для изучения материала и контроля качества знаний (карточки с заданиями, образцы итоговых контрольных работ, поурочные тесты, материалы для подготовки к экзаменам).
Педагогические/образовательные технологии: развивающее обучение; проблемное обучение; обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа); информационно-коммуникационные технологии; здоровьесберегающие технологии.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Чешуированная форма, моментально растворяется в воде с выделением большого количества теплоты
Основания, классификация и их свойства 8 класс
Типичные реакции оснований (стр. 243) Класс Основания Оксид неметалла Кислота Соль Разлагаются при нагревании на оксиды Щелочь + + + - Нераство-римое основание - + - +
Протокол лабораторной работы «Химические (типичные) свойства оснований» Формула Реагент Что наблюдали Уравнение химической реакции Щелочь CO 2 ↑ ↓ Ba(OH) 2 + CO 2 ↑ =BaCO 3 ↓ +HOH НС l Изменение цвета NaOH+HCl=NaCl+HOH Реакция нейтрализации CuSO 4 ↓ Нераст - воримое основание HCl Изменение цвета Разло - жение ↓ С u(OH) 2 = CuO + H 2 O Голубой черный 2NaOH+CuSO 4 =Cu(OH) 2 ↓+Na 2 SO 4 Cu(OH) 2 +2HCl=CuCl 2 +2HOH
Алгоритм изучения веществ 1)молекулярная формула 3) Химические свойства 2) классификация общая формула По признакам Генетическая связь веществ
1,3,5 группы – кислотный ожог. Индикатор ф/ф. 2,4,6 группы – щелочной ожог. Индикатор лакмус. OH - + H + = H 2 O
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
Учебный предмет: химия
Класс:8
Учебник Химия 8класс О.С.Габриелян.
Тема урока: Основания, классификация и их свойства.
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Цель урока: сформировать понятие об основаниях как об одном из классов неорганических соединений; рассмотреть состав, классификацию, химические свойства, использование на практике;
Планируемые результаты
- Личностные: уметь выражать и аргументировать свою позицию, толерантность по отношению к другой точке зрения развивать познавательную активность и самостоятельность, формировать умения оценивать свои знания.
- Познавательные: уметь оперировать понятийным аппаратом химии; диалектически анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи, исследовать;
- Регулятивные: уметь действовать по плану; контролировать процесс и результаты своей деятельности.
- Коммуникативные: уметь сотрудничать, вступать в дискуссию, анализировать, доказывать, отстаивать свое мнение; уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Методы: проблемный диалог через постановку учебных задач, лабораторный эксперимент, самостоятельная работа учащихся.
Форма проведения урока: групповая работа (6 групп)
Оборудование: учебник, таблица растворимости, дидактические карточки, реактивы и оборудование для проведения опытов ( баритовая вода, HCl, известковая вода, NaOH, CuSO4) аппарат Кирюшкина для получения углекислого газа, пробирки, спиртовка, держатель. Презентация.
Структура урока:
- Организационный момент. 2 мин.
- Учебная задача №1. Основания, общая формула, изменение окраски электролитов, домашняя щелочь.5 мин.
- Учебная задача №2. Классификация оснований. 5 мин.
- Учебная задача №3. Химические свойства нерастворимых оснований и щелочей. 15 мин.
- Учебная задача №4. Доврачебная помощь. Реакция нейтрализации. 10 мин.
- Рефлексия. 3 мин.
ХОД УРОКА
Лист самооценки
Учебная задача №1 - Какой класс веществ будем изучать? (3 балла)
Сильные электролиты _________________________________________________________
Изменяют окраску индикаторов_________________________________________________
Единственный индикатор _______________________, цвет __________________________
Учебная задача №2 - Классификация (3 балла)
Общая формула ______________________________________________________________
Растворимость в воде _________________________________________________________
Степень диссоциации _________________________________________________________
Кислотность _________________________________________________________________
Учебная задача №3 - Химические свойства оснований (4 балла)
Разбейте реактивы на классы веществ. Есть недостающие вещества?
Проведите 5 реакций, отмеченных в таблице знаком "+", укажите в таблице признаки реакций. Начните с той реакции, где стоит красная точка, запишите уравнение в молекулярном и ионном видах на листе А3. Определите тип реакции.
Учебная задача №4. Доврачебная помощь при химических ожогах под действием сильных электролитов (2 балла)
Чем нейтрализовать химический ожог?
Исследуйте предложенные вещества с помощью индикатора.
Сделайте вывод.
Критерии оценивания:
"3" - 5-7 баллов
"4" - 8-10 баллов
"5" - 11-12 баллов
Работа группы
ФИ ученика _____________ | Щелочь | Нерастворимое основание | |||
Оксид неметалла | Кислота | Соль | Кислота | Разлагаются при нагревании на оксиды | |
Проводил опыт | |||||
Заполнял протокол | |||||
Писал уравнение | |||||
Отвечал |
Самоанализ знаний, умений
ФИ_______________________________________________________________(да /нет)
дата | Определяю класс веществ | Могу дать название веществам | Определяю тип химических реакций | Составляю формулы сложных веществ по степени окисления элементов | Расставляю коэффициенты в уравнении реакции | Знаю свойства кислот | Знаю свойства оснований | Знаю свойства оксидов | Знаю свойства солей |
09.04 | |||||||||
12.04 | |||||||||
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Найдите ошибки
Генетическая связь между классами веществ
Оксид цинка – (формула?), (классификация?) ZnO + SO 2 → ZnO + Na 2 O → ZnO + NO → ZnO + H 2 O → ZnO + HCl → ZnO + Na 2 SO 4 →
SO 3 + H 2 O → SO 3 + N 2 O → SO 3 + MgO → SO 3 + Zn(OH) 2 → SO 3 + LiOH → SO 3 + KNO 3 →
Домашнее задание Параграф 41. стр 252 зад.2,3
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Условие задач При сжигании 0.9 г газообразного органического вещества выделилось 1,76 г СО 2 , 1,26 г Н 2 О и 0,28 г N 2 . Относительная плотность по азоту равна 1,607. При взаимодействии с азотистой кислотой азот не выделяется, а водный раствор вещества нейтрализует раствор хлорной кислоты ( р-ция ). При сжигании 0,31 г газообразного органического вещества выделилось 0,244 л СО 2 , 0,45 г Н 2 О и 0,112 л N 2 . Плотность равна 1,384 г/л. Его раствор в воде окрашивает фенолфталеин в малиновый цвет ( р-ция ).
Решение задач νС = ν СО 2 νН = 2 ν Н 2 О ν N = 2 ν N 2
выделилось 1,76 г СО 2 , 1,26 г Н 2 О и 0,28 г N 2 0,244 л СО 2 , 0,45 г Н 2 О и 0,112 л N 2 ν СО 2 = m / M ν Н 2 О = m/M ν N 2 = m/M ν СО 2 = V / Vm ν Н 2 О = m / M ν N 2 = V / Vm
Находим массу атомов и определяем наличие кислорода m( элемента) = ν * А r ( элемента) m(O) = m органического в-ва – m известных элементов По условию задач: 0,9 г газообразного органического вещества 0,31 г газообразного органического вещества
Находим простейшую и истинную формулы Находим индексы элементов С : Н : N : (О) = ν (с) : ν (Н) : ν ( N ) : (ν (О)) Получаем простейшую формулу Для вывода истинной формулы Относительная плотность по азоту равна 1,607 Плотность равна 1,384 г/л D N2 =M/M N2 ρ =m/v
Структурная формула При взаимодействии с азотистой кислотой азот не выделяется, а водный раствор вещества нейтрализует раствор хлорной кислоты ( р-ция ). Его раствор в воде окрашивает фенолфталеин в малиновый цвет ( р-ция ). С 2 Н 7 N CH 5 N CH 3 – CH 2 – NH 2 CH 3 – NH 2 CH 3 –NH – CH 3 или ( CH 3 ) 2 – NH
Поиск решения CH 3 – CH 2 – NH 2 + HO–N=O → CH 3 – CH 2 –OH + N 2 + H 2 O Не соответствует условию CH 3 – NH 2 + HOH → ( CH 3 – NH 3 )OH ( CH 3 ) 2 – NH + HO–N=O → ( CH 3 ) 2 –N–N=O + H 2 O
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Кислоты, классификация и их с войства 8 класс
Классификация кислот Признак классификации Группы кислот Наличие кислорода в кислотном остатке кислородосодержащая бескислородная Осн о вность одноосн о вная двухосн о вная трехосн о вная Растворимость в воде растворимая нерастворимая Летучесть Летучая (дымящая) нелетучая Степень электролитической диссоциации сильная слабая Стабильность стабильная Нестабильная (распадается) H 2 Si O 3 ↓ H 2 C O 3 ↑ H 2 S↑
Применение химических свойств кислот
Типичные реакции кислот (стр. 236) № Исходные вещества 1 Кислота + основание → 2 Кислота + оксид металла → 3 Кислота + металл → 4 Кислота + соль →
Типичные реакции кислот (стр. 236) Исходные вещества кислота +основание → + оксид металла → + металл → + соль → Примеры веществ NaOH , Cu(OH) 2 , Al(OH) 3 , Fe(OH) 3 CuO Cu, Zn Na 2 CO 3 , NaCl
Генетическая связь между классами веществ Неметалл Металл Оксид металла Оксид неметалла Основания Кислота Соль Кислота
Протокол лабораторной работы « Химические (типичные) свойства кислот» Формула кислоты Реагент Что наблюдали Уравнение химической реакции HCl H 2 SO 4 H 3 PO 4 ______ YY ____ NaOH (ф/ф) Изменение цвета Cu(OH) 2 , Al(OH) 3 , Fe(OH) 3 Изменение цвета CuO Изменение цвета Cu Нет признаков Zn ↑ Na 2 CO 3 ↑ NaCl Нет признаков Na 2 CO 3 +2HCl=NaCl+CO 2 ↑ + H 2 O Cu(OH) 2 + 2 HCl =CuCl 2 +2HOH CuO+2HCl=CuCl 2 +H 2 O Cu+HCl ≠ Zn+2HCl=ZnCl 2 +H 2 ↑ NaCl+HCl ≠ NaOH+HCl = NaCl+HOH
Дайте определение кислотам Кислота – это (что?), состоящее из атомов ………. и……….. Кислота – это электролит , состоящий из кат ион а водорода (Н + ) и ан ион а кислотного остатка Кислота – это сложное вещество , состоящее из атомов водорода и кислотного остатка
Алгоритм изучения веществ 1)химическая формула 3) Химические свойства 2) классификация общая формула По признакам Генетическая связь веществ
Классификация кислот Признак классификации Группы кислот Наличие кислорода в кислотном остатке кислородосодержащая бескислородная Осн о вность одноосн о вная двухосн о вная трехосн о вная Растворимость в воде растворимая нерастворимая Летучесть Летучая (дымящая) нелетучая Степень электролитической диссоциации сильная слабая Стабильность стабильная Нестабильная (распадается) HNO 2
Оценивание баллы отметка 3 балла 3 4 балла 4 5 и более 5