Методы, формы организации деятельности учащихся

Методы организации учебной деятельности: словесный, поисковый, наблюдение, проблемный, иллюстративный, рефлексивной деятельности, лабораторная и практическая работа.

Формы : фронтальный опрос, индивидуальная работа, создание проблемной ситуации, работа в группе, организация взаимопроверки, обсуждение поставленных вопросов и проблем.

Средства: печатные пособия: информационные стенды, портреты ученых, книги, таблицы; лабораторное оборудование; модели: шаростержневые и объемные модели; образцы неорганических и органических веществ; ТСО: проектор, персональный компьютер, интерактивная доска, принтер; цифровые ресурсы: диски и электронными приложениями к учебникам; дидактический материал для изучения материала и контроля качества знаний  (карточки с заданиями, образцы итоговых контрольных работ, поурочные тесты, материалы для подготовки к экзаменам).

Педагогические/образовательные технологии: развивающее обучение; проблемное обучение; обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа); информационно-коммуникационные технологии; здоровьесберегающие технологии.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Какой класс веществ?

Слайд 2

Чешуированная форма, моментально растворяется в воде с выделением большого количества теплоты

Слайд 4

Основания, классификация и их свойства 8 класс

Слайд 5

Типичные реакции оснований (стр. 243) Класс Основания Оксид неметалла Кислота Соль Разлагаются при нагревании на оксиды Щелочь + + + - Нераство-римое основание - + - +

Слайд 6

Протокол лабораторной работы «Химические (типичные) свойства оснований» Формула Реагент Что наблюдали Уравнение химической реакции Щелочь CO 2 ↑ ↓ Ba(OH) 2 + CO 2 ↑ =BaCO 3 ↓ +HOH НС l Изменение цвета NaOH+HCl=NaCl+HOH Реакция нейтрализации CuSO 4 ↓ Нераст - воримое основание HCl Изменение цвета Разло - жение ↓ С u(OH) 2 = CuO + H 2 O Голубой черный 2NaOH+CuSO 4 =Cu(OH) 2 ↓+Na 2 SO 4 Cu(OH) 2 +2HCl=CuCl 2 +2HOH

Слайд 7

Алгоритм изучения веществ 1)молекулярная формула 3) Химические свойства 2) классификация общая формула По признакам Генетическая связь веществ

Слайд 8

1,3,5 группы – кислотный ожог. Индикатор ф/ф. 2,4,6 группы – щелочной ожог. Индикатор лакмус. OH - + H + = H 2 O



Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Учебный предмет:  химия

Класс:8

 Учебник Химия 8класс О.С.Габриелян.

Тема урока: Основания, классификация и их свойства.

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Цель урока: сформировать  понятие об основаниях как об одном из классов неорганических соединений; рассмотреть состав, классификацию, химические свойства, использование на практике;

Планируемые результаты

  • Личностные: уметь выражать и аргументировать свою позицию, толерантность по отношению к другой точке зрения развивать познавательную активность и самостоятельность, формировать умения оценивать свои знания.
  • Познавательные: уметь оперировать понятийным аппаратом  химии; диалектически анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи, исследовать;
  • Регулятивные:  уметь  действовать по плану; контролировать процесс и результаты своей деятельности.
  • Коммуникативные: уметь сотрудничать, вступать в дискуссию, анализировать, доказывать, отстаивать свое мнение; уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Методы:  проблемный диалог через постановку учебных задач, лабораторный эксперимент, самостоятельная работа учащихся.

Форма проведения урока: групповая работа (6 групп)

Оборудование: учебник, таблица растворимости, дидактические карточки, реактивы и оборудование для проведения опытов  ( баритовая вода, HCl,  известковая вода, NaOH,  CuSO4) аппарат Кирюшкина для получения углекислого газа, пробирки, спиртовка, держатель. Презентация. 

Структура урока:

  • Организационный момент. 2 мин.
  • Учебная задача №1. Основания, общая формула, изменение окраски электролитов, домашняя щелочь.5 мин.
  • Учебная задача №2. Классификация оснований. 5 мин.
  • Учебная задача №3. Химические свойства нерастворимых оснований и щелочей. 15 мин.
  • Учебная задача №4. Доврачебная помощь. Реакция нейтрализации. 10 мин.
  • Рефлексия. 3 мин.

ХОД УРОКА

 Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД

1. Оргмомент

Приветствует учащихся и определяет готовность к уроку

 

Приветствует учителя и проверяет свои рабочие места

Регулятивные: организация рабочего места и размещение учебных средств

Коммуникативные УУД:

умение слушать и слышать собеседника.

Личностные умения

проявление эмоционально-ценностного отношения к учебе

2. Мотивация и актуализация  учебной деятельности учащихся.

 

 

 

 

На демонстрационном столе находятся: пищевая сода, алмагель, бытовое химическое средство "Крот". Где они используются?

Что их объединяет, как химические вещества?

Используют соответственно в кулинарии, как лекарство, устранение засоров в трубах. 

 Учащиеся предлагают разные версии, возможно свойства

 

Личностные: формирование целей и задач урока

Познавательные УУД:

 умение делать умозаключения.

 Регулятивные УУД:

 умение действовать по плану;

умение оценивать свою деятельность.

Коммуникативные: умение формулировать тему урока.

 3. Целеполагание

Их свойства связаны с веществом на слайде №2. Испытайте его раствор действием фенолфталеина, сформулируйте тему урока.

Что будем изучать на уроке?

Едкий натр, гидроксид натрия

Вспомните, по какому плану изучали кислоты?

Опыт: При действии ф/ф на бесцветный раствор появилась малиновая окраска. Это щелочная среда. (слайд 3)

Вещество относится к классу оснований.

Общая формула, определение, классификация, свойства, применение. (слайд 4)

 Познавательные УУД:

умение видеть проблему, проводить опыт

умение ставить вопросы.

 Регулятивные УУД:

умение   ставить цели, планировать свою работу.

Коммуникативные УУД:

умение сотрудничать, вступать в дискуссию, анализировать, доказывать, отстаивать свое мнение.

Личностные: понимание необходимости соблюдать технику безопасности

 

 4. Этап открытия нового знания

 Химическая формула Гидроксида натрия NaOH, соответственно выберите общую формулу оснований (на доске висят общие формулы кислоты, оксида. соли и основания)

Дайте определение, что такое основания?

Найдите в учебнике определение "Что такое основания", оцените удалось ли дать полную формулировку.

Для закрепления умений определять основания: выберите карточки с формулами оснований.

 С помощью таблицы растворимости разделите основания на две группы, назовите по какому принципу (обратите внимание на название таблицы), дайте классификацию

Соответственно, растворимые основания (щелочи) сильные электролиты, а нерастворимые основания неэлектролиты. Это второй признак классификации.

Чтобы выделить следующий признак классификации оснований, снова обратимся к общей формуле - Me+X(OH)-1x

 Задание:  Разделите формулы оснований на 3 группы. По кислотности....

Следующая учебная задача (практикум): изучить химические свойства оснований. Для этого будем использовать таблицу "Типичные реакции оснований" (Слайд 5 или в учебнике стр. 243)

Слайд 6. Проделайте лабораторную работу, заполните протокол. Распределите свои обязанности в группе. Опыт "Взаимодействие щелочей с кислотным оксидом" одна из групп проводит под контролем лаборанта химии. Объясняется принцип работы аппарата Кирюшкина.

 Класс - основания.

Общая формула - Me+X(OH)-1x

Это - вещества, по составу - сложные, на первом месте металл и есть гироксогруппа -ОН-1.

Учащиеся сравнивают свою формулировку с учебником, оценивают полноту сформулированного определения.

Учащиеся выходят по одному к доске, находят формулы оснований, произносят их названия. Остальные учащиеся по необходимости исправляют ошибки в случае, если формула предыдущим учеником выбрана неверно.

Учащиеся выполняют работу в группе, используют таблицу растворимости. Так как таблица имеет название "Растворимость кислот, солей и оснований в воде", изучают обозначения р - растворяются, н - не растворяются, формулируют принцип классификации, делят основания на растворимые (щелочи) и нерастворимые основания. Выходят к доске по одному от каждой группы, распределяют карточки по группам, осуществляют взаимоконтроль.

Вывод по классификации оснований: по растворимости - щелочи и нерастворимые основания;

по степени диссоциации - сильные электролиты и неэлектролиты.

Учащиеся обсуждают задание в группе. Выявляют разное количество групп -ОН, от одного до трех. Называют группы, соответственно, однокислотные, двухкислотные и трехкислотные основания. Выходят к доске по одному и распределяют формулы по трем группам.

Учащиеся распределяют обязанности, заполняют лист, выполняют лабораторную работу

Работа группы

ФИ ученика

_________

Щелочь

Нерастворимое основание

Оксид неметалла

Кислота

Соль

Кислота

Разлагаются при нагревании на оксиды

Проводил опыт

Заполнял протокол

Писал уравнение

Отвечал у доски

Записывают уравнения химических реакций на листах формата А3, проводят публичную защиту одной из реакций у доски по очереди.

Коммуникативные умения:

Общение и взаимодействие с одноклассниками по совместной деятельности или обмену информацией

Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Адекватно использовать речевые средства для аргументации своей позиции.

Представлять конкретное содержание и сообщать его в устной форме.

Участвовать в коллективном обсуждении проблемы/задач.

Владение монологической и диалогической формами речи.

 Познавательные УУД:

Умение  анализировать

Умение сравнивать

Умение устанавливать причинно-следственные связи.

умение проводить

эксперимент

Умение классифицировать

Регулятивные УУД:

Умение организовать, контролировать и оценивать учебную деятельность.

Действовать по алгоритму.

 

 5. Осознание, осмысление учебного материала

  Проведем промежуточный итог: алгоритм изучения отдельных классов. Слайд 7.

Для осмысления полученных знаний на практике, закрепления правил техники безопасности при работе с агрессивными веществами выполним следующую учебную задачу.  На слайде 8, Вы видите фотографию руки лаборанта, который работал с щелочью. Что с ним случилось?

Какие дальнейшие  действия предпринять.

Задача: каждая группа получает задание в зависимости от ожога, какие вещества можно использовать для нейтрализации химического ожога (молоко, раствор пищевой соды, раствор уксусной кислоты). Оценить с помощью индикаторов.

Для предупреждения таких ситуаций при работе с агрессивными веществами необходимо работать в резиновых перчатках, обращая внимание на соблюдение техники безопасности.

 Учащиеся называют план изучения веществ, анализируют что они изучали: Общая формула связана с молекулярной формулой веществ, классификация веществ по определенным признакам,  химические свойства.

Лаборант получил химический ожог.

Промыть проточной водой в течение 15 минут, затем нейтрализовать.

Реакция нейтрализации между кислотой и целочью.

В случае кислотного ожога можно нейтрализовать раствором питьевой соды, она является домашней щелочью.

В случае щелочного ожога можно нейтрализовать кислым молоком, слабым раствором уксусной кислоты.

Предметные УУД: знать алгоритм изучения классов веществ, в частности Основания.

Коммуникативные умения:

Способность действовать с учетом позиции другого и уметь согласовывать свои действия:

Понимание возможности различных точек зрения, не совпадающих с собственной.

Готовность к обсуждению разных точек зрения и выработке общей (групповой позиции)

 Познавательные УУД:

Умение

ставить вопросы.

Умение видеть проблему

 

Умение выдвигать гипотезы

Умение доказывать,

 или опровергать выдвинутую гипотезу;

Умение делать выводы и умозаключения.

Умение устанавливать причинно-следственные связи

6.Домашнее задание.

 Параграф "Основания" прочитать,  № 1 выполнить письменно.

 

Записывают домашнее задание в дневник

 

 Личностные: систематизация знаний с их дальнейшим  применением в жизни

7. Рефлексия  

Какую цель мы ставили?  Как вы считаете,  мы ответили на поставленные вопросы? Что у нас получилось? Какие возникли затруднения?

Анализируют деятельность по достижению цели

 

Регулятивные УУД:Рефлексия способности организовывать собственную деятельность. Прогнозирование.

 

Приложение к уроку

Лист самооценки

Учебная задача №1 - Какой класс веществ будем изучать? (3 балла)

Сильные электролиты _________________________________________________________

Изменяют окраску индикаторов_________________________________________________

Единственный индикатор _______________________, цвет __________________________

Учебная задача №2 - Классификация (3 балла)

Общая формула ______________________________________________________________

Растворимость в воде _________________________________________________________

Степень диссоциации _________________________________________________________

Кислотность _________________________________________________________________

Учебная задача №3 - Химические свойства оснований (4 балла)

Разбейте реактивы на классы веществ. Есть недостающие вещества?

Проведите 5 реакций, отмеченных в таблице знаком "+", укажите в таблице признаки реакций. Начните с той реакции, где стоит красная точка, запишите уравнение в молекулярном и ионном видах на листе А3. Определите тип реакции.

Учебная задача №4. Доврачебная помощь при химических ожогах под действием сильных электролитов (2 балла)

Чем нейтрализовать химический ожог?

Исследуйте предложенные вещества с помощью индикатора.

Сделайте вывод.

Критерии оценивания:

"3" - 5-7 баллов

"4" - 8-10 баллов

"5" - 11-12 баллов

Работа группы

ФИ ученика

_____________

Щелочь

Нерастворимое основание

Оксид неметалла

Кислота

Соль

Кислота

Разлагаются при нагревании на оксиды

Проводил опыт

Заполнял протокол

Писал уравнение

Отвечал

Самоанализ знаний, умений

ФИ_______________________________________________________________(да /нет)

дата

Определяю класс веществ

Могу дать название веществам

Определяю тип химических реакций

Составляю формулы сложных веществ по степени окисления элементов

Расставляю коэффициенты в уравнении реакции

Знаю свойства кислот

Знаю свойства оснований

Знаю свойства оксидов

Знаю свойства солей

09.04

12.04


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Свойства основных и кислотных оксидов 8 класс Учитель Гаськова Л.И.

Слайд 2

Найдите ошибки

Слайд 3

Генетическая связь между классами веществ

Слайд 4

Оксид цинка – (формула?), (классификация?) ZnO + SO 2 → ZnO + Na 2 O → ZnO + NO → ZnO + H 2 O → ZnO + HCl → ZnO + Na 2 SO 4 →

Слайд 5

SO 3 + H 2 O → SO 3 + N 2 O → SO 3 + MgO → SO 3 + Zn(OH) 2 → SO 3 + LiOH → SO 3 + KNO 3 →

Слайд 6

Домашнее задание Параграф 41. стр 252 зад.2,3


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Решение задач 11 класс

Слайд 2

Условие задач При сжигании 0.9 г газообразного органического вещества выделилось 1,76 г СО 2 , 1,26 г Н 2 О и 0,28 г N 2 . Относительная плотность по азоту равна 1,607. При взаимодействии с азотистой кислотой азот не выделяется, а водный раствор вещества нейтрализует раствор хлорной кислоты ( р-ция ). При сжигании 0,31 г газообразного органического вещества выделилось 0,244 л СО 2 , 0,45 г Н 2 О и 0,112 л N 2 . Плотность равна 1,384 г/л. Его раствор в воде окрашивает фенолфталеин в малиновый цвет ( р-ция ).

Слайд 3

Решение задач νС = ν СО 2 νН = 2 ν Н 2 О ν N = 2 ν N 2

Слайд 4

выделилось 1,76 г СО 2 , 1,26 г Н 2 О и 0,28 г N 2 0,244 л СО 2 , 0,45 г Н 2 О и 0,112 л N 2 ν СО 2 = m / M ν Н 2 О = m/M ν N 2 = m/M ν СО 2 = V / Vm ν Н 2 О = m / M ν N 2 = V / Vm

Слайд 5

Находим массу атомов и определяем наличие кислорода m( элемента) = ν * А r ( элемента) m(O) = m органического в-ва – m известных элементов По условию задач: 0,9 г газообразного органического вещества 0,31 г газообразного органического вещества

Слайд 6

Находим простейшую и истинную формулы Находим индексы элементов С : Н : N : (О) = ν (с) : ν (Н) : ν ( N ) : (ν (О)) Получаем простейшую формулу Для вывода истинной формулы Относительная плотность по азоту равна 1,607 Плотность равна 1,384 г/л D N2 =M/M N2 ρ =m/v

Слайд 7

Структурная формула При взаимодействии с азотистой кислотой азот не выделяется, а водный раствор вещества нейтрализует раствор хлорной кислоты ( р-ция ). Его раствор в воде окрашивает фенолфталеин в малиновый цвет ( р-ция ). С 2 Н 7 N CH 5 N CH 3 – CH 2 – NH 2 CH 3 – NH 2 CH 3 –NH – CH 3 или ( CH 3 ) 2 – NH

Слайд 8

Поиск решения CH 3 – CH 2 – NH 2 + HO–N=O → CH 3 – CH 2 –OH + N 2 + H 2 O Не соответствует условию CH 3 – NH 2 + HOH → ( CH 3 – NH 3 )OH ( CH 3 ) 2 – NH + HO–N=O → ( CH 3 ) 2 –N–N=O + H 2 O


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Кислоты, классификация и их с войства 8 класс

Слайд 3

Классификация кислот Признак классификации Группы кислот Наличие кислорода в кислотном остатке кислородосодержащая бескислородная Осн о вность одноосн о вная двухосн о вная трехосн о вная Растворимость в воде растворимая нерастворимая Летучесть Летучая (дымящая) нелетучая Степень электролитической диссоциации сильная слабая Стабильность стабильная Нестабильная (распадается) H 2 Si O 3 ↓ H 2 C O 3 ↑ H 2 S↑

Слайд 4

Применение химических свойств кислот

Слайд 5

Типичные реакции кислот (стр. 236) № Исходные вещества 1 Кислота + основание → 2 Кислота + оксид металла → 3 Кислота + металл → 4 Кислота + соль →

Слайд 6

Типичные реакции кислот (стр. 236) Исходные вещества кислота +основание → + оксид металла → + металл → + соль → Примеры веществ NaOH , Cu(OH) 2 , Al(OH) 3 , Fe(OH) 3 CuO Cu, Zn Na 2 CO 3 , NaCl

Слайд 7

Генетическая связь между классами веществ Неметалл Металл Оксид металла Оксид неметалла Основания Кислота Соль Кислота

Слайд 8

Протокол лабораторной работы « Химические (типичные) свойства кислот» Формула кислоты Реагент Что наблюдали Уравнение химической реакции HCl H 2 SO 4 H 3 PO 4 ______ YY ____ NaOH (ф/ф) Изменение цвета Cu(OH) 2 , Al(OH) 3 , Fe(OH) 3 Изменение цвета CuO Изменение цвета Cu Нет признаков Zn ↑ Na 2 CO 3 ↑ NaCl Нет признаков Na 2 CO 3 +2HCl=NaCl+CO 2 ↑ + H 2 O Cu(OH) 2 + 2 HCl =CuCl 2 +2HOH CuO+2HCl=CuCl 2 +H 2 O Cu+HCl ≠ Zn+2HCl=ZnCl 2 +H 2 ↑ NaCl+HCl ≠ NaOH+HCl = NaCl+HOH

Слайд 9

Дайте определение кислотам Кислота – это (что?), состоящее из атомов ………. и……….. Кислота – это электролит , состоящий из кат ион а водорода (Н + ) и ан ион а кислотного остатка Кислота – это сложное вещество , состоящее из атомов водорода и кислотного остатка

Слайд 10

Алгоритм изучения веществ 1)химическая формула 3) Химические свойства 2) классификация общая формула По признакам Генетическая связь веществ

Слайд 11

Классификация кислот Признак классификации Группы кислот Наличие кислорода в кислотном остатке кислородосодержащая бескислородная Осн о вность одноосн о вная двухосн о вная трехосн о вная Растворимость в воде растворимая нерастворимая Летучесть Летучая (дымящая) нелетучая Степень электролитической диссоциации сильная слабая Стабильность стабильная Нестабильная (распадается) HNO 2

Слайд 12

Оценивание баллы отметка 3 балла 3 4 балла 4 5 и более 5