Классное руководство
Я классный руководитель моего любимого 10 а. Это умные, воспитанные, добрые, жизнерадостные, творчески активные дети, которые умеют поставить чёткую цель и добиваться её.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
klassnyy_chas_ya_utverzhdayu_sebya.docx | 27.9 КБ |
ya_sebya_utverzhdayu.ppt | 1.55 МБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ШКОЛА №8
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
КЛАССНОГО ЧАСА
«Я утверждаю себя»
Выполнила: Елена Владимировна Тармакова,
классный руководитель 10 класса
г.о.г.Бор
2016 г.
Я утверждаю себя
Форма: час общения.
Цели: 1.Дать представление о правильном, положительном самоутверждении личности в различных сферах, сформировать представление о «самоутверждении», «достоинстве», «чести», «авторитете», «лидерстве», побуждать к активному положительному самопроявлению и самовыражению.
2. Воспитывать позитивное отношение к себе, чувство собственного достоинства, ответственность.
3. Развивать мыслительные способности, артистизм, речь, расширять кругозор.
Оборудование: карточки с описанием проблемных ситуаций, презентация.
Ход классного часа.
К.р.: Наш классный час посвящён самооценке, самоутверждению. Что такое самооценка? (Слайд 1)(Подготовленный ученик читает из словаря).
Самооценка.
Классный час посвящён проблеме самооценки и самоутверждения подростков. К сожалению, 60 % подростков выбирают негативные способы самоутверждения. В связи с этим актуальной становится задача обучения детей положительным формам самоутверждения. Важно также обсуждать психологические проблемы подростков. Этим вопросам посвящен данный классный час. Самооценка – это оценка своих качеств, способностей, поступков. Люди с заниженной самооценкой не уверены в себе, малообщительны, пугливы. Они- то часто и считают себя невезучими. А как же ведут себя люди с завышенной самооценкой? (Слайд 2)
(ответы учащихся)
К.р.: Конечно, сами слова «завышенное», «заниженное» содержат значение чего-то чрезмерного, далёкого от нормы. Завышенная самооценка тоже не украшает человека: такие люди самоуверенны, часто переоценивают свои силы, берутся за непосильные дела и не доводят их до конца. Люди с завышенной самооценкой редко получают признание. Какой же должна быть самооценка? (реальной)
- Вы правы. Человек должен оценивать себя реально, то есть таким, каков он есть на самом деле. В этом случае говорят, что у него адекватная самооценка. Адекватная – значит соответствующая действительности.
Объявляются результаты теста «определение самооценки».
Пантомима «люди с разной самооценкой».
К.р.: А как окружающие определяют у кого правильная самооценка, а у кого заниженная или завышенная? Кто уверен в себе, а кто нет? Дело в том, что внутреннее состояние человека всегда отражается в движениях его лица, тела. Сейчас вы это сами увидите.
Три ученика выходят к доске. Должны сыграть роль человека с определённой самооценкой.
Я режиссёр, читаю вам, как должен выглядеть этот человек. Его изображают ребята.
- А остальным вопрос: «Человек, с какой самооценкой изображается»? (Слайд 3)
Неуверенный в себе человек | Уверенный в себе человек | Самоуверенный человек |
- Не выдерживает прямого взгляда, отводит глаза в сторону. - Голова опущена. - Спина сутулая. - Руки помещены перед собой - Ноги несколько напряжены, переплетены между собой или плотно сжаты. | - Смотрит окружающим в глаза. - Голову держит прямо и даже чуть приподнимает подбородок. - Спина у него прямая. Плечи развёрнуты. - Руки могут быть убраны за спину. - Ноги на ширине плеч и расслслаблены. | - Стоит вполоборота. - Правое плечо слегка выставлено вперёд. - Грудь колесом. - Голова высоко поднята. - Смотрит высокомерно, дерзко. - Руки на поясе. - Упор на левую ногу. |
К.р.: В наше время, к сожалению, многие ошибочно считают нахальство и хамство уверенностью в себе.
Этот пример очень хорошо показал различия между уверенным в себе и самоуверенным человеком.
3. Беседа «Как люди утверждаются»?
К.р.: Человек – существо общественное. Проявить себя как личность может только в общении с другими людьми. Что такое самоутверждение зачитает из словаря….. (Слайд 4)
(Подготовленный ученик читает из словаря).
Какие способы для самоутверждения можно найти?
Ситуация от родителей на диктофоне.
К.р.: Вы перечислили в основном положительные способы самоутверждения. Статистика говорит о том, что есть и отрицательные способы самоутверждения, их нередко избирают подростки. Какие?
- Какие примеры нарушения правил дорожного движения и других законов вы можете привести?
- Вот так получается, одни утверждают себя в ярких, красивых, хороших делах, а другие – в низких поступках, которые ведут к гибели. Почему же так получается?
4. Проблемная ситуация «Три способа самоутверждения».
К.р. На самом деле, ребята, человек утверждает себя не только своими достижениями, а каждым своим поступком.
С точки зрения психологии различают три вида самоутверждения (Слайд 5): самоподавление, агрессивное доминирование, конструктивное самоутверждение. Посмотрите сценку, в которой участвуют три ученика, и попробуйте объяснить, кто как себя утверждает.
Автор. В этот день 9 «А» класс сорвал урок химии, учительница вынуждена была пожаловаться директору школы. Тот объявил, что в наказание за плохое поведение химия переносится на 7 урок. На перемене перед 6 уроком состоялся такой разговор.
Саша. (громко, вызывающе) С 7 урока смываемся все, усекли? Пусть химичка обломается.
Дима. (мямлит)Да мне, вообще-то нужно… А то пара в четверти…
Саша. Ага. От коллектива отрываешься? Будешь иметь дело со мной (показывает кулак)!
Сергей. (спокойно, уверенно, без вызова)Так из-за тебя же всех и наказали. Не надо было беситься на уроке и…
Саша. (грубо обрывает) Я сам знаю, что мне надо. А что не надо!
Сергей. (твёрдо) Я тоже знаю. Что мне надо сдать химичке реферат, и я его сдам. А плясать под твою дудку я не собираюсь.
Саша. А я считаю, что она не имеет права вас оставлять (толкает локтем в бок Диму)Скажи?
Дима. Да-а, нам кушать надо…
Сергей. А я так не считаю.
Саша. (с угрозой) Ну. Мы с тобой ещё разберёмся!
Кл. р.: Кто же из мальчиков утверждал себя продуктивно, то есть плодотворно? Кто старался агрессивно доминировать, то есть господствовать, возвышаться? А кто подавлял свои желания, готов был отказаться от своих интересов?
- Как вы думаете, какой вид самоутверждения самый лучший и почему?
К.р. Многие психологи считают, что каждый человек в различных ситуациях может выбрать разные способы самоутверждения. Но какой-то один из способов будет для них характерным. И лучший из них – это конструктивное самоутверждение.
5. Беседа по теме «Можешь ли ты утверждать себя конструктивно»?
К.р. Умеете ли вы конструктивно утверждать себя в общении с другими людьми, без агрессии и самоподавления? (Слайд 7)
В психологической литературе приводят примеры ситуаций, в которых можно проявить конструктивное самоутверждение:
- умение отказывать в просьбе;
- умение попросить о помощи;
- выражение негативных чувств и мыслей (критика, недовольство, гнев);
- выражение положительных чувств (радости, сочувствия);
Знаете ли вы как вести себя в подобных ситуациях?
6. Ролевая игра «театр самоутверждения».
К.р. Сейчас мы проведём ролевую игру «театр самоутверждения». На каждой парте лежит листок с текстами ролей. Один из вас должен сыграть роль актёра, а другой – режиссёра. Режиссёр читает описание ситуации и задание для актёра. Режиссёр оценивает, хорошо ли сыграл свою роль актёр, нашёл ли он верную интонацию. Актер должен сыграть роль человека, уверенного в себе, который умеет конструктивно самоутверждаться. Голос спокойный, ровный. Подбирают интонацию, пока режиссёр не скажет: «Верю!» После этого режиссёр и актёр меняются ролями. Чтобы не мешать друг другу говорите, пожалуйста, тише. Лучшие актёры сыграют свои роли на нашей классной сцене. Внимание. Начинаем репетиции в театре самоутверждения. (Слайд 8)
Ситуации самоутверждения.
Режиссёр. Сосед попросил у вас словарь, а вы в это время сами им пользуетесь. Категорически откажите.
Актёр. Нет, сейчас он мне нужен самому.
Режиссёр. Приятель занял у вас денег, обещая скоро вернуть, но вместо этого снова просит взаймы. Вежливо откажите.
Актёр. Извини, но у меня больше нет денег.
Режиссёр. Вам нужно дописать сочинение, но друг зовёт гулять. Ответьте вежливым отказом.
Актёр. Извини, но я сейчас не могу. Освобожусь через час и тогда пойду гулять.
Режиссёр. Вы перешли в другую школу. В новом классе вы никого не знаете. Познакомьтесь с мальчиком (девочкой)
Актёр. Привет, меня зовут (имя), как тебя зовут?
Режиссёр. На улице вам нужно срочно узнать время. Спросите у прохожего, который только что посмотрел на часы.
Актёр. Простите, скажите. Пожалуйста, который час? Спасибо.
. Режиссёр. Ваш знакомый участвовал в телепередаче, и прославился на весь город. Выразите свою радость при встрече.
Актёр. Привет, ну ты даёшь! Я так рад(а) за тебя!
Режиссёр. В день рождения вам сделали приятный сюрприз. С радостью поблагодарите.
Актёр. Спасибо! Я так рад(а)! Очень удивлен(а ) и обрадован(а) – большое спасибо.
Режиссёр. Ваше место в кинотеатре занято. Попросите освободить место.
Актёр. Извините, но это место по билету моё. Освободите. Пожалуйста.
Режиссёр. У вашего друга неприятности. Нужно выразить сочувствие.
Актёр. Я тебе очень сочувствую. Но не падай духом – с кем не бывает! Если нужна моя помощь, обращайся.
Репетиция.
В нашем спектакле будет 3 действия, по рядам.
(Дети выходят к доске. Читают свои реплики. Уходят под аплодисменты)
К.р. Мы не устраиваем конкурс, не выбираем победителей и лучших актёров. Победителями в этой игре стали все вы. Кому- то пришлось подавить агрессивность, кому - то переступить через неуверенность и страх, кто – то с трудом преодолел смущение. И каждый одержал победу над самим собой.
7. Заключительное слово.
К.р. Сегодня мы говорили о самоутверждении и пришли к выводу, что конструктивно самоутверждать себя может не каждый. Страх насмешек, боязнь показаться глупым, неумным заставляют нас часто выбирать пассивную позицию, идти на поводу у других и вместе с тем постоянно чувствовать внутреннее недовольство, оттого, что не смогли отстоять себя. Надеюсь, что сегодняшний классный час, репетиции, выступления в театре самоутверждения, помогут вам отстаивать свои интересы без скандалов, агрессии и унижения. В заключение хочу привести фразу швейцарского мыслителя 18 века И. Лафатера (читаю эпиграф - Слайд 9). В этой фразе содержится правило конструктивного самоутверждения: разумно спрашивать, внимательно слушать, спокойно отвечать и не говорить лишнего. Но это только для тех, кто хочет быть умным. Желаю вам всем воспользоваться этим советом.
А ещё не забывать, что утверждать себя можно, развивая свои таланты, способности. Поэтому советую вам посещать спортивные секции, кружки, курсы. Там вы приобретёте новых друзей, расширите круг общения, станете более уверенными в себе.
8. Рефлексия.
К. р. Что полезного для себя вы узнали и поняли сегодня? Какие впечатления остались от общения. ( как правильно говорить «нет», как настоять на своём, что «наезды» - это плохое самоутверждение) (Слайд 10)
Самоутверждайтесь продуктивно!
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Хочешь быть умным, научись разумно спрашивать, внимательно слушать, спокойно отвечать и перестать говорить, когда нечего больше сказать. И. Лафатер, швейцарский мыслитель 18 века.
Неуверенный в себе человек - Не выдерживает прямого взгляда, отводит глаза в сторону. - Голова опущена. - Спина сутулая. - Руки помещены перед собой - Ноги несколько напряжены, переплетены между собой или плотно сжаты.
Уверенный в себе человек - Смотрит окружающим в глаза. - Голову держит прямо и даже чуть приподнимает подбородок. - Спина у него прямая. Плечи развёрнуты. - Руки могут быть убраны за спину. - Ноги на ширине плеч и расслслаблены.
Самоуверенный человек - Стоит вполоборота. - Правое плечо слегка выставлено вперёд. - Грудь колесом. - Голова высоко поднята. - Смотрит высокомерно, дерзко. - Руки на поясе. - Упор на левую ногу.
Самоподавление Агрессивное доминирование Конструктивное самоутверждение
Конструктивное самоутверждение: - умение отказывать в просьбе; - умение попросить о помощи; - выражение негативных чувств и мыслей (критика, недовольство, гнев); - выражение положительных чувств (радости, сочувствия).
Хочешь быть умным, научись разумно спрашивать, внимательно слушать, спокойно отвечать и перестать говорить, когда нечего больше сказать
Самоутверждайтесь конструктивно! С