3. Продуктивность личного вклада педагогического работника в повышение качества образования
3.1. Владение навыками использования ЦОК на высоком уровне.
Прошла соответствующие курсы повышения. Вебинар «Современные инструменты для всестороннего развития ученика: создаём комфортную школьную среду» 10 часов.с 24 по 25.08.2023Онлайн-совещание «Августовка. Учи.ру 2023»; «Школа Минпросвещения России: новые возможности для повышения качества образования»
3.2. Оценка предметных и методиеских компетенций педагогических работников на среднем уровне.
3.3. Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение открытых уроков/занятий на муниципальном уровне.
(экспертный лист оценивания, протокол посещения первого открытого урока от МО муниципального уровня)
Урок русского языка в 8 классе по теме: "Пунктуация и орфография. Повторение"
3.4. Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение открытых уроков/занятий на МО муниципального уровня
(экспертный лист оценивания, протокол посещения второго открытого урока от МО муниципального уровня)
Урок русского языка в 5 классе по теме: "Слог. Ударение" с применением ЦОК.
Урок проводился в рамках районного семинара по теме: "Современный урок русского языка и литературы. Проблемы. Поиски. Решения"
3.5. Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение открытых уроков/занятий на МО муниципального уровня
(экспертный лист оценивания, протокол посещения третьего открытого урока от МО муниципального уровня)
Урок русского языка в 11 классе по теме: "Подготовка к ЕГЭ. 21 задание".
Урок проводился в рамках проекта "Сетевая школа"в форме онлайн-урока.
3.6. Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение открытых уроков/занятий на МО муниципального уровня
(экспертный лист оценивания, протокол посещения четвертого открытого урока от МО муниципального уровня)
Урок русского языка в 5 классе по теме: "Орфограмма в корне слова. Повторение".
3.7 Курсы повышения квалификации педагогических работнников по программам из федерального реестра.
1. «Использование современных дистанционных и интерактивных сред электронного обучения в организации образовательного процесса в школе в условиях сложной санитарно-эпидемической обстановки с учетом требований ФГОС». 72 часа. 10.08. 2020. Г. Брянск. № 82.718702
2.«Школа современного читателя. Развитие читальской грамотности». 56 часов. с 01.03 по 19.04. 2022. Г. Москва. № у-030756/б
3. «Комфортная школа: основы проектирования образовательной среды в общеобразовательной организации». 36 часов. с 30.11. по 14.12. 2022.г. Москва.№ у-214251/б
4.«Академия реализации государственной политики и профессионального развития работников образования Министерства просвещения Российской Федерации». 36 часов. Г. Москва.с 11 апреля 2023. По 24.05. 2023.№у-118857/б.
5. Реализация требований обновленных ФГОС ООО ФГОС СОО в работе учителя. Русский язык. 36 часов. Г. Москва. с 01.04. 2023 по 24.05.2023.
№у-118857/б
3.8. Участие педагогического работника в профессиональных конкурсах (призовые места)
Федеральный уровень
1. Диплом Победителя | степени || Всероссийского педагогического конкурса "ИКТ-компетентность педагога в современном образовании"Разработка консультации в 11 классе.Разработка консультации в 11 классе. "Отработка задания 16 ЕГЭ по русскому языку" Материал находится в открытом доступе по адресу:https://fond21veka.ru/publication/11/27/318448/ Серия С №318448 14 марта 2021г.



3.9. Участие в проектах и программах в области образования
Федеральный уровень
В 2019 году МБОУ «Хову-Аксынская школа» стала победителем ежегодного конкурсного отбора на предоставление гранта государственной программы РФ «Развитие образования» для школ, работающих в сложных условиях. Создали рабочую группу, в которую я вошла, «Муниципальный ресурсный центр сетевого взаимодействия» для реализации инновационного проекта «Профильная сетевая школа» (Приказ №488/1 от 30.11.2020). Целью деятельности Центра является методическое обеспечение, обобщение и распространение опыта в сфере среднего общего образования, повышение квалификации педагогических работников, связанного с освоением современных образовательных технологий в рамках инновационной и проектной деятельности, создание концентрированного объединения ресурсов в системе профильного образования.
В штат центра вошли методисты по учебным дисциплинам: русскому языку, математике, физике, биологии, химии и общественным наукам.
Был разработан план мероприятий по следующим направлениям:
1 направление. Работа над методической темой «Развитие творческого потенциала ребенка».
- Создание папки для подготовки учащихся к ОГЭ, ЕГЭ.
- Схема самостоятельной работы с выпускником. Рекомендации.
- Примерные программы по подготовке выпускников к ОГЭ, ЕГЭ.
- Справочные материалы для выпускника.
- Как работать с сочинением. ОГЭ. ЕГЭ.
- Индивидуальный лист учета знаний выпускника.
- Материалы к консультациям: типичные ошибки выпускников. Проблемные задания по итогам сдачи ГИА .
- 8. Список сайтов, где можно взять материал для подготовки учителю и самостоятельной работы выпускника.
2 направление. Разработка методической продукции (презентации, методические разработки). Тематический котроль знаний учащихся.
- Проведение стартовых замеров по русскому языку
- Проведение промежуточных замеров по русскому языку
- Проведение итоговых замеров по русскому языку. Использование сайтов (материал для замеров).
3 направление. Формирование фондов. Пополнение фондов учебно-методической литературы, методической продукции педагогов (разработок занятий, раздаточного и дидактического материала, авторских работ и т.д.).
4 направление. Распространение методических знаний.
- Индивидуальная работа с педагогическими работниками (помощь в разработке программ, методических материалов и др.)
- Методические рекомендации учителям.
- Разработка и проведение онлайн- консультаций.
- Создание материалов к замерам.
- Выезды по школам для оказания методической помощи.
3.10. Экспертная деятельность (работа в комиссиях в качестве эксперта по ЕГЭ, ОГЭ, РСОКО, аттестации педагогических работников, проверка работ и оценки профессиональной компетентности педагогических работников)
Муниципальный уровень.
1.Эксперт. Приказ №31 " О проведении итогового собеседования по русскому языку в 2023/24 учебном году" от 07.02. 2024 года.
2. Эксперт. Приказ №211 "О Проверке диагностических работ в 1о классах" от 11.09.2020 год.
3.Эксперт в составе жюри . Проверка сочинений в конкурсе "Предприниматель - перспективная профессия"
.
3.12. Выступления на научно-практических конференциях, педагогических чтениях,фестивалях
1.Межрегиональная научно-практической конференция «Функциональное развитие русского языка как государственного и межнационального общения» с докладом «Внеурочная деятельность как условие формирования исследовательских умений школьников». (Справка №629 от 01.12.2021).
2.Муниципальная читательская конференция «Максим Горький. Современные мысли о писателе» к 155-летию со дня рождения М. Горького и Году педагога и наставника с докладом «Учитесь у всех – не подражайте никому». (20.03.2023) 1 -ое место
3.Муниципальная читательская конференция . "Человек, писатель, гражданин. Ч. Айтматов" к 95-летию со дня рождения в Год педагога и наставника" (20.12.2023) Подготовила выступление молодого специалиста по теме "Прочтение повести "Первый учитель" Диплом Победителя.
3.13. Методические публикации.
1. Проект «Профильная сетевая школа» Русский язык. Кейс учителя. ББКС Составители: Санчаа Т.О., кандидат педагогических наук, учитель высшей категории
Уважа Ж.Б., директор МБОУ «Хову-Аксынской СОШ»
Монгуш Е.М., учитель русского языка и литературы высшей категории МБОУ «Хову-Аксынской СОШ» Печатается по решению Учебно-методического совета ГАОУ ДПО «Тувинский институт развития образования и повышения квалификации (Протокол № от 2021г) Институт развития национальной школы, 2021
СОДЕРЖАНИЕ
Введение | 4 |
Концепция развития. Цели и задачи концепции. Реализация Концепции. | 5 |
Образовательная технология. | 10 |
Рабочая программа по Русскому языку. | 16 |
Календарно-тематическое планирование. | 19 |
Паспорт учебного кабинета. | 26 |
Задания 10 класса. | 35 |
Задания 11 класса. | 109 |
3.15. Педагогическое наставничество
Справка об организации работы с молодыми специалистами МБОУ «Хову-Аксынская СОШ».
Наставничество — процесс передачи опыта и знаний более опытного педагога молодому учителю.
Целью наставничества модели «Опытный педагог – молодой специалист» является оказание методической помощи молодому специалисту в вопросах совершенствования теоретических и практических знаний по предмету и повышение его педагогического мастерства, необходимых для поддержки процессов самореализации и самосовершенствования. Формы деятельности в организации работы наставника с молодым специалистом разные: лекции, практические занятия, семинары, тренинги, памятки.
Работа с молодыми специалистами в нашей школе является одной из важных составляющих методической работы. Начиная с 2015 года, я работаю с молодыми специалистами. (Приказ №77/б от 02.09.2015 года. Приказ №80/в от 02.09.2016 года). В 2015-2017 уч.г. я была наставником учителя русского языка и литературы Чыртыкпан Айланы Владимировны. Период адаптации учителя прошёл успешно в вопросах совершенствования теоретических знаний, повышения профессионального мастерства, создания условий для формирования индивидуального стиля творческой деятельности, развития потребности и мотивации в непрерывном самообразовании. Об этом говорят её достижения. Она участвовала в школьном этапе конкурса «Молодой специалист-2016» и заняла 1 место. Приказ № 9/А от 01.02.2016 года, затем в муниципальном этапе конкурса «Молодой специалист-2016», заняла-1 место. Приказ № 66 от 26.02.2016 года. Приняла участие в республиканском этапе Всероссийского конкурса «Учитель года» в номинации «Молодой специалист-2016» Приказ № 253/д от 10 марта 2016 года. В 2022-2023 учебном году Айлана Владировна показала высокие результаты освоения обучающими образовательных программ, качество знаний учащихся по итогам мониторинга системы образования. Результаты ОГЭ: качество знаний 70%, уровень обученности 100%, ЕГЭ: качество знаний 43%, уровень обученности 81%, ЕГЭ
В 2021-2022 учебном году пришли в школу два молодых учителя русского языка: Монгуш Алёна Вячеславовна и Болат Юлия Аясовна. В 2023-2024 учебном году начала работать Ховалыг Марина Сергеевна.
Правильно выбранные формы методического сопровождения позволили достичь следующих результатов в первый год работы: Болат Ю.А. и Монгуш А. В. участвовали во Всероссийском конкурсе профессионального мастерства «Учитель года-23» в номинации «Молодой учитель», заняли призовые места.
Разработала и приняла участие в региональном заочном конкурсе «Лучшая модель тьюторского сопровождения педагога». (№165, 23.12.2023)
В 2023-2024 учебном году провожу занятия с 12-ю молодыми специалистами, из них участвовали в школьном этапе конкурса "Учитель года" в номинации"Молодой специалист" 3 человека.
Модель работы МБОУ «Хову-АксынскаяСОШ» с молодыми педагогами.
1. "Школа молодого педагога"
2. Учитель - наставник. ] ⇒ теория, практика, самообразование ⇒ профессиональная компетентность педагога
3. Администрация.
Классификация молодых педагогов в «МБОУ Хову-Аксынкая СОШ»
Предмет | Количество |
|
Учитель русского языка и литературы |
3 | |
Учитель иностранных языков |
1 |
|
Учитель истории |
1 |
|
Учитель математики | 1
|
|
Учитель технологии |
2 |
|
Учитель ОБЖ | 2 |
|
Учитель физической культуры | 1 |
|
Психолог школы | 1 |
|
Формы деятельности в организации работы наставника с молодым специалистом
Тренинги, памятки, лекции, дискуссии, семинары, практические занятия.
Программа состоит из трёх разделов: Теория, Практика; Пофессиональная компетентность педагога, каждый раздел делится на этапы.
Сроки реализации программы: 3 года.
Раздел первый Теория. Первый год обучения.
1- ый этап: адаптация учителя.
2 –ой этап: изучение нормативно-правовой базы. Работа с документацией: учитель-предметник, учитель-классный руководитель.
Раздел второй Практика. 1-2-3 год обучения.
1-ый этап: взаимопосещение уроков (молодой учитель-наставник). Анализ урока.
2-ой этап: изучение современных педагогических технологий.
3-ий этап: организация деятельности по повышению качества преподавания:
Активные методы и приёмы обучения на уроке.
Раздел третий Профессиональная компетентность педагога.1-2-3 год обучения
3.16. Профессиональный рост педагога.
№ | Название курса | Количество часов | Сроки проведения | Место |
1. | «Оказание первой помощи в образовательной организации» | 16 | с 16 по 17 августа 2019 | ГАОУ ДПО ТИРОиПК № 4530 г.Кызыл |
2. | «Использование современных дистанционных и интерактивных сред электронного обучения в организации образовательного процесса в школе в условиях сложной санитарно-эпидемической обстановки с учетом требований ФГОС» | 72 | 10.08.2020 | Г. Брянск № 82718702 |
3. | «Использование диагностического инструментария при реализации профильного обучения в рамках реализации регионального проекта «Сетевая школа» | 16 | 09.12.2020 | Институт развития Национальной школы |
4. | «Методика подготовки к ЕГЭ по русскому языку» | 24 | с 09.12 по 11.12.2021 | ГАОУ ДПО ТИРОиПК № 5233 г.Кызыл |
5. | «Методические подходы подготовки учащихся к устному экзамену по русскому языку» | 24 | с 24 по 26 ноября 2021 | ГАОУ ДПО ТИРОиПК № 4768 г.Кызыл |
6. | «Школа современного читателя. Развитие читальской грамотности» | 56 | с 01.03 по 19.04. 2022 | Г. Москва № у-030756/б |
7. | «Комфортная школа: основы проектирования образовательной среды в общеобразовательной организации» | 36 | с 30.11. по 14.12. 2022 | Г. Москва № у-214251/б |
8. | «Современные инструменты для всестороннего развития ученика: создаём комфортную школьную среду» | 10 | с 24 по 25.08.2023 | Онлайн-совещание «Августовка. Учи.ру 2023» |
9. | «Школа Минпросвещения России: новые возможности для повышения качества образования» | 48 | с 28.10. по 12.01.2023 | ГАОУ ДПО ТИРОиПК № 6132 г.Кызыл |
10. | «Академия реализации государственной политики и профессионального развития работников образования Министерства просвещения Российской Федерации» | 36 | с 11 апреля 2023. По 24.05. 2023 | Г. Москва №у-118857/б |
10. | Реализация требований обновленных ФГОС ООО ФГОС СОО в работе учителя. Русский язык. | 36 | с 01.04. 2023 по 24.05.2023 | Москва, 2023 №у-118857/б
|
| 374 |
|
3.17.Участие в работе методических объединений педагогических работников.
Муниципальный уровень
1. "Организация исследовательской деятельности школьников". 23.02.2021
2.Оценка читательской грамотности. 28.08.2022
3. "Типичные ошибки ГИА по русскому языку. Изменения ЕГЭ, ОГЭ по русскому языку" 26.08.2023
3. 18. Награды, поощрения органов управления образованием, общероссийского профсоюза образования, свидетельствующие о личном вкладе в повышение качества образования (муниципального и регионального уровня – за межаттестационный период; федерального уровня – за период педагогической деятельности)
Почётная грамота М.О. Республики Тыва. 2000 год
Награждена нагрудным знаком "Почётный работник общего образования Российской Федерации" 10.07. 2005 год. № 450 к/н (№ 92152)
Почётная грамота Законодательной палаты Верховного Хурала Республики Тыва. 02.11. 2007 год.
Почётная грамота Законодательной палаты Верховного Хурала Республики Тыва. 10.02. 2011 год № 96
Почётная грамота Министерства образования и науки Российской Федерации. 02.06.2015 год №4 90 к/н
Почётная грамота Главы Республики Тыва. 31.07.2018 год
Грамота школы. 04.10.2014
Почетная грамота . Председатель администрации. «Лучший учитель 2013 год»
Почетная грамота. Председатель Администрации Чеди-Хольского кожууна №183 от 03 октября 2016 года. ЕГЭ
Почетная грамота. Председатель Администрации Чеди-Хольского кожууна №399 от 26.09. октября 2017 года. ЕГЭ
Почетная грамота.Хурала представителей Чеди-Хольского кожууна. №4 от 04.10. 2019 год
Почетная грамота. Председатель Администрации Чеди-Хольского кожууна. №238 от 24 августа 2020
Заслуженный работник образования Республики Тыва от 04.02 2022
Скачать:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Оценка читательской грамотности – это оценка функциональной грамотности школьника Предметом измерения является чтение Оценивание информации
Изменился характер чтения и передачи информации
Оценивание читательской грамотности как одного из компонентов функциональной грамотности в 5 и 7 классах будет сосредоточено на навыках чтения
Работа была представлена в восьми вариантах. В каждом варианте две части — два текста ( один из исследования PIRLS , другой – из исследования PISA ) с вопросами к ним . По результатам выполнения работы оценивалась сформированность следующих читательских умений : Группа 1 ( вычитывание ) : умения извлекать (вычитывать) информацию из текста и делать простые умозаключения (несложные выводы) о том, что говорится в тексте; Группа 2 ( интерпретация ) : умения анализировать, интегрировать и интерпретировать сообщения текста, формулировать на ее основе более сложные выводы; Группа 3 ( оценка ): умения размышлять о сообщениях текста и оценивать содержание, форму, структурные и языковые особенности текста.
1.Какова основная цель текста? Отметьте ОДИН правильный ответ. 12 человек (57%) 2. Какое утверждение правильно передаёт содержание текста? Отметьте ОДИН правильный ответ. 11 человек (52%). 3. Какое правило поведение при встрече с бродячей собакой автор считает самым важным? Сформулируйте его и запишите? 16 человек (76%) 4. Какие приёмы использует автор, чтобы обратить особое внимание читателей на информацию о поведении при встрече с собаками, которую он считает самой важной? Запишите ДВА примера? 9 человек (42%)
5.Ниже даны два утверждения. Для каждого утверждения найдите в тексте предложение, в котором объясняется, почему нельзя так себя вести, и запишите рядом с утверждением. А. Кричать на хозяина собаки. Б. Убегать от стаи собак. 13 человек (61 %) 6. Какие ЧЕТЫРЕ правила поведения при встрече с бродячей собакой нарушил мальчик? Запишите их. 1 правило____2 правило____3 правило_____ 4 правило___ 14 человек (66%) 7. Опираясь на текст, определите, на каких фотографиях изображены собаки, к которым сейчас не надо подходить? Отметьте ВСЕ правильные ответы. 14 человек (66%) 8. Что следует делать, если вы идёте от автобусной остановки домой, а две бездомные собаки молча пошли за вами? Используя информацию текста, опишите своими словами поведение в этой ситуации. 11 человек (52%) 9. Что следует делать, если вы хотите посмотреть одного из щенков, которые родились у соседской собаки? Используя информацию текста, опишите своими словами поведение в этой ситуации. 11 человек (52%)
или «Нельзя ответить 12 11 16 9 13 14 13 11 11 57 52 76 42 61 66 61 52 52
Работа №2. 1. Шестиклассники, близнецы Аня и Дима, решили написать общее сочинение. Примут ли его сочинение на конкурс? Объясните свой ответ. 4 человека (19 %) 2. Где участник конкурса может найти бланк конкурсной работы? 4 человека (19%) 3. Отметьте ВСЕ причины, по которым сочинение может быть принято на конкурс. 6 человек (28%) 4. Определите, можно ли на основе представленной в тексте информации ответить на следующие вопросы. Рядом с каждым из вопросов поставьте знак « » в столбец « Можно ответить » или « Нельзя ответить » 8 человек (38%) 5. Определите, в каком жанре написана работа №1. Отметьте ОДИН правильный ответ. 6 человек (28%)
6. Определите, какому тематическому направлению соответствует работа №2. Отметьте ОДИН правильный ответ. 6 человек (28%) 7.Ниже приведён второй абзац работы №1 . Прочитайте его ещё раз. Подчеркните одно предложение, которое передаёт главную мысль данного абзаца. 3 человека (14%) 8. В сочинении «Два драгоценных озера России» указано на связь озёр с историей и культурой России. Запишите для каждого озера по одному факту, который подтверждает эту связь, и объяснение, в чём она состоит. 2 человека (9%) 9. известно, что наши предки предпочитали строить города и крепости на берегу озёр, а не рек, потому что проще было заметить врага. В работе №2 об этом не сказано напрямую, но есть предложение, которое помогает это понять. Найдите это предложение и подчеркните. 1 человек (4%) 10. Представьте, что вас пригласили в жюри конкурса. Какое из двух представленных сочинений вы бы выбрали победителем? Обоснуйте своё мнение. 3 человек (14%)
4 4 6 5 8 6 3 2 1 3 Чел-к 19 19 28 23 38 28 14 9 4 14 %
Современные технологии проблемно-диалогическая технология (на уроках можно предложить ученикам проблему, на основе которой они определяют тему урока, а затем учатся формулировать цели и задачи на конкретный урок); технология формирования правильной читательской деятельности (использовать в своей практике учебно-методические пособия); технология проектной деятельности ; обучение на основе «учебных ситуаций»; уровневый дифференцированный подход (разного вида задания на уроке, а также домашнее задание); применение ИКТ, а также технология оценивания учащимися своих достижений; технологии развития критического мышления (это составление толстых и тонких вопросов, это ментальные карта, кластеры, проблемные ситуации, творческие задания: придумай продолжение истории, сочини загадку, измени финал сказки, составление синквейнов ).
Типы учебных заданий, связанных с основными группами читательских умений 1. Поиск информации , заданной в явном виде: найти конкретные сведения; найти значения слова и фразы; определить тему или основную идею, если они представлены в тексте в явном виде; определить время и место действия рассказа. 2. Формулирование прямых выводов , заключений на основе фактов, имеющихся в тексте: установить связь между событиями; понимать, какое существительное заменяет местоимение, встретившееся в тексте; понимать (определять) обобщения, имеющиеся в тексте; выводить общий смысл, основываясь на серии аргументов.
Типы учебных заданий, связанных с основными группами читательских умений 3. Интерпретация и обобщение информации : распознать общую идею или тему текста; описывать отношения между героями; сравнивать и противопоставлять информацию, почерпнутую из текста; понимать настроение и общий тон рассказа; находить практическое применение информации из текста. 4. Оценка содержания, языка и структуры текста : оценивать правдоподобность описанных событий; описывать, какими средствами автор воспользовался для создания неожиданного эффекта; оценивать полноту или ясность информации, представленной в тексте; определять отношения автора к основной теме текста.
Примеры. 5 класс Дефо «Робинзон Крузо» Китайская притча гласит: Человек может стать умным тремя путями: путём подражания, путём опыта, путём размышления Размышляем! Какой же путь самый трудный . Вывод. Человек может стать умным тремя путями: путём подражания – это самый лёгкий путь , путём опыта – это самый трудный путь , путём размышления – это самый благородный путь.
Представьте, что вы попадаете на необитаемый остров. Ваши действия? Главная цель? Выжить
А теперь найдите в тесте, что делал Робинзон Крузо, оказавшись на острове? 1. Поиск информации , заданной в явном виде 2. Формулирование прямых выводов, заключений на основе фактов, имеющихся в тексте Выжить в экстремальных условиях может любой человек. Приведите факты из произведения, доказывающие эту мысль. Уровень понимания. Надо знать, что делать: появляется уверенность, успокоиться,, оценить обстановку, свои силы, составить план действий Страх за свою жизнь, паника, необдуманные поступки, вред здоровью
3. Интерпретация и обобщение информации : распознать общую идею или тему текст Человек способен сделать во сто крат больше, чем предполагаем. « Васюткино озеро» Робинзон за время жизни на острове овладел множеством ремёсел (специальностей): охотник, строитель, зверолов, пастух, земледелец, пекарь, гончар, портной, рыболов, плотник . В своих бедах и горестях он стал искать и положительные моменты. Для этого он записывал в своём дневнике все перенесённые им горести, а рядом всё, что с ним случилось радостного.
4. Оценка содержания, языка и структуры текста В основу сюжета книги Дефо положена история шотландского матроса Александра Селькирка , который прожил на острове Масс-А-Тьерра (возле побережья Чили) в полном одиночестве 4 года и 4 месяца. Оказался на острове боцман по своему желанию: не мог найти общего языка с капитаном, да и судно, на котором они путешествовали, было слишком старым и ненадежным. Селькирк надеялся вернуться домой на одном из судов, которые заходили к островам за пресной водой. Так и произошло. Но только через 4 года и 4 месяца, которые моряку необходимо было прожить на безлюдном острове.
Читательская грамотность – это не перелистывание книги, рассматривание картинок, это умение размышлять над прочитанным текстом, отбирать необходимую информацию в огромном потоке информации и найти ей применение в своей жизненной ситуации .
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Система оценивания 1 части 8 задание выполнено верно – 3 балла 1 или 2 ошибки – 2 балла 3 или 4 ошибки -1 балл Ответ должен записан в той форме, которая записана в инструкции: каждый символ стоит на своём месте АБВГД 25796 АБВГД 25796 АБВГД 25796 АБВГД 25796
26 задание – 3 балла 1 ошибка – 2 балла 2 - 3 ошибки -1 балла АБВГ 2579 АБВГ 2579
Вторая часть ЕГЭ по русскому языку в 2023 году не изменится – это сочинение, и тут тоже экзаменуемый встретят немало нововведений: уточнена формулировка вопроса; отменен верхний порог количества слов (регламентированы только проверяемый минимум 70 слов и рекомендованный минимум 150 слов); уточнены критерии проверки; уменьшена до 5 ПБ наивысшая оценка по критерию К-2 (было 6); уточнены нормы оценивания при наличии разных видов ошибок....
Изменения Изменена формулировка задания. Изменён максимальный балл по критерию К2 «Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста» (уменьшен с 6 до 5). В критериях К7 и К8 исключено понятие «негрубая ошибка». Уточнены нормы оценивания сочинения при наличии фактической(-их) ошибки (ошибок); в связи с этим внесены коррективы в критерии К1, К2, К3, К12. В критериях оценивания сняты ограничения на максимальный объём сочинения.
Проверять вторую часть работы будут эксперты и первое, на что они обратят внимание – это количество слов в тексте , его соответствие теме отсутствие явного плагиата....
Как видите, претендовать на максимальный балл могут только работы, объемом более 150 слов. Если работа попадет в категорию 70-150, то максимальный балл сразу будет снижен на 4ПБ
В 2023 году структура сочинения (задание №27 в ЕГЭ по русскому языку) останется неизменной: Краткое введение. Формулировка проблемы. Комментарий к сформулированной проблеме.(2 примера –иллюстрации из текста, смысловая связь) Изложение авторской позиции. Комментарий (согласие или несогласие экзаменуемого с позицией автора). Аргументация (минимум 1 аргумент, но лучше 2 и более). Заключение (вывод)....
Клише можно найти https://2023god.com/plan-sochineniya-po-russkomu-yazyku-ege-v-2023-godu/
Проблема Текст (кого?) выбираем ! (см. в конце текста) известного русского писателя, прозаика, драматурга, публициста, литературоведа, журналиста и т.д. заставил меня задуматься над (какой?)( выбираем! актуальной, сложной, важной, серьёзной, злободневной, философской и т.д.) проблемой (сочетание слова проблемой+ сущ. в Р.п ),например, над проблемой преодоления эгоизма; истинных ценностей на войне; нравственного выбора человека, богатых и бедных ,роли детских воспоминаний в жизни человека и т.д. Формулируем второе предложение как вопросительное. Например, какова роль детских воспоминаний в жизни человека?
2. Комментарий проблемы (пишем в одном абзаце!) Комментарий-это пояснительные замечания, рассуждения по поводу выделенной проблемы. К . показывает, насколько глубоко вы поняли проблему . Текстуальный К .предполагает объяснение текста, следование за автором в раскрытии проблемы. Кратко пересказать сюжет текста , ответить на вопросы: -На каком жизненном материале автор раскрывает проблему? -Какой случай из жизни приводит и как оценивает поступки героев? -На каких мыслях героев автор акцентирует внимание читателя и почему? -Какие имена, факты, события, цитаты и мудрые изречения известных людей упоминаются в тексте и почему? -Какие эмоции вызывают у автора описанные им события, поступки героев и почему? Концептуальный К.предполагает, что, опираясь на текст, вы дадите различного рода интерпретации.
Примеры – иллюстрации ( цитирование или краткий пересказ!) Проблема раскрывается автором на примере… Автор обращает внимание читателя на … Не случайно автор изображает (кого, что?)… Поступок героя свидетельствует о том, что… В качестве примера автор рассматривает… Пояснение к примерам : Писатель убеждает читателя в том, что… Этот пример показывает, что… Этот пример убедительно доказывает, что… Эти слова содержат глубокий смысл, который можно обозначить так… Автор неслучайно обращает внимание на… Эти события (факты, примеры) помогают понять… Автор отмечает, описывает, подчеркивает, останавливается на…, опирается на мнение…, сопоставляет, подтверждает свои мысли… приводит ….
Связь между примерами . Размышляя над проблемой, автор противопоставляет приведённые примеры… Для сравнения автор обращается к … Оба примера, дополняя друг друга, иллюстрируют важную мысль автора:…. Это рассуждение приводит автора к выводу о том, что… Несмотря на очевидную правоту героя, автор думает иначе… Объясняя причину поступка героя, автор
3. Авторская позиция Писатель не выражает прямо свою позицию, но подводит читателя к мысли о том, что… Автор считает (полагает, убеждает, призывает…) Автор убедительно доказывает свою мысль…, Позиция автора чётко выражена. Он убеждён, что… Автор пытается понять, почему ... Публицист (писатель) придерживается такой точки зрения:… Как полагает автор, …. Автор открыто заявляет нам о своей гражданской позиции…. Автор убежден, что…., Задача автора - убедить читателя в том, что… Автор стремится донести до читателя мысль о том, что
4.Моё отношение к позиции автора и его обоснование. Отношение к позиции автора по проблеме: Я полностью согласен с мнением автора и считаю… Нельзя не согласиться с мнением автора. Безусловно, автор прав. Моя точка зрения совпадает с позицией автора… Трудно не согласиться с автором. Я полностью разделяю позицию автора.
Обоснование собственной позиции. Сама история человечества не раз доказывала справедливость этого… Нужно вспомнить и тот научный факт, который еще раз подтверждает… Когда-то и я впервые услышал о том, что… Известный ученый/ политик/ спортсмен/ общественный деятель/писатель об этом говорил так… Нельзя не вспомнить героя известного фильма/ романа… Вспомним стихотворение (автор), где поэт говорит о своем отношении к ( кому?ч ?) …Эти строки полностью соответствуют моему представлению об отношении (кого? к кому?)
Заключение. Таким образом, можно сделать вывод, что..
6. Способы оформления заключения 1. Это может быть предложение о том, что Вас затронуло в тексте, как говорится, до глубины души и какой вывод для себя Вы сделали. Призыв, обращение к читателю. «Так давайте же сохраним то неоценимое наследие, которое досталось нам от предков!» Цитата из исходного текста или иных источников, афоризм, пословица : «Итак, мастерство – это финал профессиональной подготовки. К чему надо стремиться, чтобы достичь высот в освоении профессии. «Дело мастера боится», - так гласит пословица. И чтобы в собственной профессии для нас не было белых пятен, надо стремиться стать Мастером». Открытый финал. Наверное, каждый человек расстраивается, видя вокруг себя хамство, лицемерие. А может быть, так происходит, потому что мы просто не хотим ничего менять в себе?
https://infourok.ru/ Материал можно найти.
Тренировочные задания 1. Определите, к какому типу относятся указанные проблемы. Установите соответствия. В чём опасность политики национализма? Можно ли избежать социальной несправедливости? В чём смысл человеческой жизни? Нужно ли заботиться об окружающих людях? Имеет ли человек право вмешиваться в жизнь природы? А. философская Б. политическая В. экологическая Г. нравственная Д. социальная
2. Прочитайте текст. Выберите правильную формулировку проблемы текста. Человек выделился как человек в процессе познания природы. Познавая её, он осуществлял себя как мыслящее, творящее существо. Познание доставляло подлинное удовлетворение. Именно удовлетворение, наиболее полное, гармоничное, может быть, потому, что познание природы есть приобщение к ней и к вечности. И потому, что познание происходит через творчество, человек открывает новоё, создаёт. Он творец, он создатель, он бог, человечество было сформировано не императорами, жрецами, полководцами, а теми, кто создал топор, колесо, самолёт, кто нашёл злаки, следил за звёздами, кто открыл железо, полупроводники, радиоволны. (Д. Гранин ) 1) Что такое гармония? 2) Какова роль познания в процессе развития человека и человечества? 3) Каковы границы познания окружающего мира? 4) Каковы перспективы технического прогресса?
Прочитайте текст. Укажите проблему, которая не рассматривается автором. У человека самая яркая пора – детство. Всё, что связано с детством, кажется потом прекрасным. Человека всю жизнь манит эта золотая, но, увы, не доступная больше страна – остаются одни воспоминания, но какие сладкие, какие ненасытные, как они будоражат душу. Даже невзгоды, перенесённые в детстве, не представляются потом ужасными, но окрашиваются в смягчающий, примиряющий свет. (В. Солоухин) 1) Какова роль детства в жизни человека? 2) Почему всё, что связано с детством, представляется прекрасным? 3) Почему воспоминания детства всегда волнуют нас? 4) Какое влияние на формирование личности ребёнка оказывают родители?
Прочитайте формулировки проблем текста Ю. Лотмана до и после редактирования. Объясните, какие недочёты исправлены. Исходный вариант 1) Автор текста размышляет над проблемой о национальных конфликтах. 3) Автор предлагает читателям задуматься над проблемой межнациональных конфликтов. Отредактированный вариант 1) Автор текста размышляет над проблемой национальных конфликтов. 2) Кому выгодно разжигание национальной розни? Над этой проблемой рассуждает Ю. Лотман. 2) Кому выгодно разжигание национальной розни? Над этой проблемой рассуждает Ю. Лотман. 3) Автор ставит читателю проблему национальных конфликтов. 3) Автор предлагает читателям задуматься над проблемой межнациональных конфликтов.
Запомните! Проблема (чего?) смысла жизни. Вопрос (о чём?) о смысле жизни. Материал можно найти https://eduportal44.ru/sites/RSMO-test/SiteAssets/SitePages/FGOS_SPO/ Практикум. pdf
Комментарий проблемы. Советы. 1. Вы приводите 2 примера-иллюстрации из текста . Примеры не должны быть случайными. Их нужно пояснить, раскрыть их роль в авторском замысле. Примеры должны быть важны для понимания проблемы текста. 2. Комментируете каждый из двух приведенных вами примеров. Их роль сводится к тому, чтобы проиллюстрировать ваше понимание текста – проблемы, поставленной автором, его позиции. Кроме того, примеры могут подвести вас к формулировке вашего отношения к позиции автора. 3. Между 2 приведенными примерами вы должны установить смысловую связь . Это можно сделать после первого примера как мостик ко второму или же после обоих примеров. В любом случае под смысловой связью понимается связь логическая.
О дружбе Иногда кажется, что именно современный человек решительно не создан для дружбы и не способен к ней. И в конце концов неизбежно приходишь к основному вопросу: что же есть настоящая дружба, в чём она состоит и на чем держится? Бывает «дружба», основанная на совместном сплетничании или на взаимном излиянии жалоб. Но бывает и «дружба» лести, «дружба» тщеславия, «дружба» протекции, «дружба» злословия, «дружба» преферанса и «дружба» собутыльничества . Иногда один берёт взаймы, а другой дает взаймы — и оба считают себя «друзьями». «Рука моет руку», 4 люди вершат совместно дела и делишки, не слишком доверяя друг другу, и думают, что они «подружились». Люди сталкиваются друг с другом в жизни и отскакивают друг от друга, подобно деревянным шарам. Таинственная судьба взметает их, как земную пыль, и несёт их через жизненное пространство в неизвестную даль, а они разыгрывают комедию «дружбы» в трагедии всеобщего одиночества. Ибо без живой любви люди подобны мёртвому праху. Но истинная дружба проламывает это одиночество, преодолевает его и освобождает человека к живой и творческой любви. Истинная дружба... Если бы только знать, как она завязывается и возникает... Если бы только люди умели дорожить ею и крепить её... На свете есть только одна единственная сила, способная преодолеть одиночество человека; эта сила есть любовь. На свете есть только одна возможность выйти из жизненной пыли и противостать ее вихрю; это есть духовная жизнь. (По И. Ильину)
Первый пример-иллюстрация Размышляя над проблемой дружбы, автор описывает отношения между людьми в современном обществе. Ильин с грустной иронией пишет о «дружбе злословия», «дружбе преферанса» и даже «дружбе собутыльничества »: «Люди сталкиваются друг с другом и отталкиваются, подобно деревянным шарам» Пояснение значения первого примера Эти примеры показывают, что настоящей дружбе многие предпочитают кратковременные бездуховные отношения, которые не сближают, а разъединяют людей. Смысловая связь со вторым примером Что же можно противопоставить «трагедии всеобщего одиночества»? Автор дает ответ на этот вопрос. Второй пример-иллюстрация По его мнению, «на свете есть только одна сила, способная преодолеть одиночество человека, — эта сила есть любовь» Пояснение значения второго примера Так Иван Ильин убеждает нас в том, что только истинная дружба, основанная на духовной близости, на любви к ближнему, поможет людям найти духовную общность и победить одиночество.
Художественный текст. Когда из машины вышли мужчина и женщина и, смеясь чему-то своему, приблизились к подъезду, старик поднялся навстречу. Увидев его, они приостановились, удивлённо переглянулись. — Мы уже и не ждали вас, — после первых приветствий стал оправдываться Мурод . — Решили, что не приедете, и отправились в гости. Когда же вы выехали? — В полдень, сынок, в полдень. Как узнал, что ты звонил, сразу же собрался. Думал, что и не доберусь... — Да что же мы стоим, пойдёмте домой. Вы же совсем замёрзли. Но старик не тронулся с места. Он испытующе смотрел на сына. — Скажи, что случилось? Почему так поспешно вызвал меня? — Ничего не случилось. — От Мурода пахнуло водкой и табаком. — Просто соскучился... — Он в Москву едет на три месяца. От завода направляют учиться. Вот и хочет перед отъездом повидаться, — пояснила невестка. Она быстрее мужа уловила состояние старика, но поняла его по-своему и накинулась на Мурода : — Говорила же, незачем беспокоить отца в такую погоду... — Едешь, значит, учиться... Слава богу, — сказал старик. — А я, грешным делом, о чём только не передумал. — Ну идёмте же... — Взяв отца за локоть, Мурод повел его в подъезд. Поднимаясь по лестнице во второй раз, старик всем своим немощным телом чувствовал, как он устал. Все невзгоды долгого дня отозвались в нём сплошной неумолчной болью. Колоколом гудела голова, разламывалась поясница. На какое-то мгновение у него появилось желание остановить сына и сказать ему: «Ты, сынок, не ведаешь, что делаешь. Если тебе действительно захотелось повидаться со мной, мог бы выкроить денёк и приехать. Этим ты не уронил бы своего достоинства, а для меня встреча была бы праздником, я не устал бы молиться за тебя. Теперь же мне ничто не в радость. Как мог ты забыть, что я стар, немощен и что зимний путь не для моих костей? Как мог забыть ты?.. Ведь я отец твой...» Но ничего этого не сказал старик. Не мог он, не хотел признаться себе, что очаг, согревавший его все последние годы, давно уже холоден. В молчании он хоронил пепел истлевших надежд. — Так едешь учиться? — безучастно переспросил старик, когда они уже были на лестничной площадке и Мурод , достав ключ, копался в замочной скважине. — Учись, сынок. Хорошее это дело — учиться. (С. Турсун )
О чем этот текст? ( О равнодушном отношении сына к своему престарелому отцу). Это предложение мы легко можем перефразировать в проблему, поставленную автором текста? ( Проблема равнодушного отношения детей к престарелым родителям) В каких словах заключена авторская мысль? (Учись, сынок. Хорошее это дело-учиться .)Чему учиться? Основная мысль по сути это и есть авторская позиция. Почему автор пришел к такому выводу? Далее мы обращаем внимание, что текст художественного стиля , тип речи – повествование . Это важно, потому что читатель должен проанализировать последовательность событий, чтобы найти узловые места. В художественном стиле, отличие от публицистического, автор чаще всего не дает прямых оценок событиям, героям . Авторская оценка чаще всего раскрывается косвенно через описание портрета, речи героя, пейзаж, интерьер и т.д. Какие же языковые средства помогают нам увидеть авторское отношение к тому, о чем он пишет? Давайте найдем их в тексте. Лексический повтор в конце текста заставляет нас задуматься над советом старика: Учиться настоящей сыновней любви, человечности, милосердию, вниманию по отношению к своим родителям, особенно когда они находятся в преклонном возрасте и так нуждаются в нашей заботе.
Первый пример-иллюстрация Автор раскрывает перед нами взаимоотношения своих героев. Мы искренне сочувствуем старику отцу, который по первому зову сына, несмотря на преклонный возраст и непогоду, отправляется в город, чтобы быть рядом, при необходимости помочь… Пояснение значения первого примера Писатель показывает пример деятельной отцовской любви, которой противопоставляет равнодушное отношение сына. Смысловая связь со вторым примером Чтобы показать душевное состояние отца, С. Турсун использует особую художественную форму – внутренний монолог героя Второй пример-иллюстрация В размышлениях старика целая буря чувств: боль, обида, разочарование, однако отец не подает виду, что расстроен. Мы слышим только три фразы: «Ты едешь учиться?.. Учись, сынок. Хорошее это дело – учиться» Пояснение значения второго примера В этих словах заключен глубокий смысл: видно, не научился Мурод настоящей сыновней любви и заботе. Так автор пытается достучаться до наших сердец и напомнить каждому о необходимости беречь своих родных, заботиться о тех, кто подарил нам жизнь.
Обоснование своей позиции и позиции автора Позиция автора – это главная мысль, идея, основное переживание, чувство, пронизывающие текст, звучащие прямо или косвенно , через авторское слово или через художественные образы. Определить авторскую позицию – значит, ответить на поставленный проблемный вопрос. Поэтому ещё раз вернитесь к началу сочинения, прочтите, как вы сформулировали проблему, и позицию автора формулируйте в строгом соответствии с поставленным вопросом. Вам помогут вот эти вопросы: Что хотел сказать своим читателям автор, создавая текст? Как автор оценивает описываемую конкретную ситуацию, поступки героев? Какие слова, художественные приёмы, которые выражают авторское отношение, дают оценку описываемым фактам?
Тезис Отношение детей к родителям – это показатель заботы и любви к ним. Своя позиция Действительно, по поступкам детей судим об истинной любви к родителям. Доводы Автор сочувствует своему герою, потерявшему смысл жизни: «…он хоронил пепел истлевших надежд». Всё, что так долго согревало, отца, разрушило равнодушие сына. В качестве примера можно привести рассказ «Телеграмма» К Паустовского. Катерина Петровна доживает «свой век»в Сибири, дочь Настя живет в Ленинграде . Она слишком занята и не может навещать старую мать. Но она терпелива, изо дня в день думает о дочери и ждет ее. Когда Настя приехала к матери, ее нет в живых. Только сейчас она испытывает тоску и душевную боль, чувствуя неправильность, неверность своих поступков. «Ведь никого у меня в жизни нет. Нет и не будет роднее». Вывод Эти примеры ещё раз говорят нам, как важно ценить и беречь любовь к родным людям.
Виды заключения . Обобщение основных мыслей автора Здесь мы вновь обращаемся к позиции автора, излагая ее широко и эмоциально . Итак, автор показал нам , что родители безгранично любят своих детей, мы, дети, становясь взрослыми, должны быть чуткими и заботливыми к ним. Вопросительное предложение, в том числе риторический вопрос В конце сочинения такое предложение возвращает читателя к проблеме текста, подчеркивает её актуальность. Как важно вовремя выразить любовь своим близким. Разве не страшно, когда наши родители будут ощущать “на всём белом свете” одинокими? Призыв, обращение к читателю. Это уместно в том случае, если сам автор нас к чему-либо призывает. Подумайте, какие добрые поступки мы должны совершать по отношению к своим родителям ? ... Что вы можете сделать прямо сегодня для своих родителей? Помните, как вы относитесь к своим родителям, так же будут относиться и к вам. Использование цитаты Должно быть высказывание, достаточно полно выражают мысли автора. Итак, текст С. Турсуна еще раз заставил меня убедиться в том, что внимание и любовь к родителям в преклонном возрасте проверит нас, кто мы на самом деле. Как тут не вспомнить слова В. Г. Белинского « Самое святое чувство в мире необходимо растить в себе с детства, с рождения – это любовь к родителям».