1.1 Сформированность навыков социализации
1.Продуктивность воспитательной деятельности педагога
1.1.Сформированность навыков социализации
Основной особенностью социализации воспитанников Центра содействия семейному воспитанию является замещение одного из основных институтов социализации семьи – учреждением. ЦССВ является особой формой воспитания детей оставшихся без попечения родителей, близкой по своему содержанию к приемной семье. Организация деятельности по социализации воспитанников в условиях интерната семейного типа ( Центр содействия семейному воспитанию) ведется по следующим направлениям:
- Подготовка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей к передаче в замещающую семью;
- Адаптация и социализация воспитанников
- Формирование знания и навыков социального взаимодействия
- Развитие социально приемлемых увлечений.
- Становление самосознания воспитанников.
- Труд для воспитанников интерната - важнейшее средство социализации.
Содержание и обучение воспитанников в Учреждении осуществляется на основе полного государственного обеспечения. Созданы все необходимые условия для комфортного проживания и развития детей, оставшихся без попечения родителей.
Дети проживают в группах-семьях.
Для постоянного круглосуточного пребывания детей созданы благоприятные условия. В каждой группе-семье имеются: оборудованные зал, прихожая, спальни, туалетная и душевая комната. Столовая находится на первом этаже. Мебель и предметы интерьера имеются в достаточном количестве.
В комнате для каждого воспитанника предусмотрено: индивидуальное место для хранения вещей в плательном шкафу, односпальная кровать, прикроватная тумбочка, письменный стол, полка для учебных принадлежностей. Дети обеспечены постельным бельем и предметами личной гигиены в соответствии с требованиями СанПин и нормами выдачи. Приобретение личных вещей для воспитанников осуществляется, по возможности, с участием детей.
Семейная группа обеспечена необходимым оборудованием и мебелью в соответствии с санитарно-гигиеническим нормам.
В режиме дня предусмотрено пятиразовое питание с интервалами между приемами пищи не более 3,5-4 часов. Рацион детского питания учитывает физиологические потребности детей и включает разнообразный ассортимент продуктов, с учетом общего количества белков, жиров, углеводов, что полностью обеспечивает растущий организм энергией и основными пищевыми веществами. Прием пищи организован в столовой.
1. Создание атмосферы доверия, уважения, безусловного принятия и любви детей со стороны воспитателей. Наши воспитанники должны чувствовать себя любимыми и защищенными. Недопустимы негативные отношения к воспитанникам, вызывающие тревожность, озлобленность, недоверие, враждебность детей по отношению к взрослым и другим детям.
Вновь прибывшие дети должны почувствовать, что их ждали и с радостью принимают в интернатскую семью. С этой целью планируются традиционные мероприятия: беседа «Давайте познакомимся», праздники «Посвящение в воспитанники интерната», «Осенний балл», игровые программы «Игротека», «Нам вместе весело играть». Старшие воспитанники разучивают с малышами подвижные игры, организовывают громкое чтение сказок. По возможности на мероприятия и праздники приглашаются родители или родственники.
У воспитателей интерната практикуются индивидуальные и групповые беседы с детьми и их старшими братьями и сестрами с целью изучения индивидуальных особенностей детей.
Направление деятельности по усвоению воспитанниками своих прав и обязанностей формирует знания и навыки социального взаимодействия и общежития через систему профилактических бесед, часов- общения: «Я – ученик», «Права обязанности школьников», «Как вести себя в школе-интернате», диспут «Мои права и обязанности».
В нашей группе особое внимание уделяется развитию организаторских способностей, воспитанию самостоятельности через самоуправление в группе. В начале учебного года традиционно проводится деловая игра «Выборы», выдвигаем кандидатов в Главы актива группы. Актив группы оказывает помощь в организации дежурства, досуга воспитанников, разрешает конфликтные ситуации, организуют шефство над младшими воспитанниками, обеспечивает чистоту и уют. Так же являются инициаторами различных мероприятий: «Уют», «Тайный друг», «Книжкина больница»; «Чистота залог здоровья», «Покажи дневник», «Живи книга».
В следующем направлении ведется работа по формированию навыков самоорганизации, саморегуляции и волевого преодоления жизненных трудностей: в учебе, в других видах деятельности. Это организация и проведение разного вида реабилитационной и развивающей работы с детьми. Я проводожу индивидуальные и групповые формы работы с детьми в течение всего времени пребывания в школе-интернате. Для развития воли и терпения в выполнении дела провела цикл бесед: «Мои «хочу» и мои «надо», «Как воспитывать силу воли», групповое чтение “Кончил дело – гуляй смело”.
3.Развитие социально приемлемых увлечений. В данном направлении акцент делаю на собственные интересы ребенка, поддержки его в социально приемлемых увлечениях. Формируется мотивация достижения и успеха. Развиваются познавательные, эстетические, творческие потребности, через реализацию программ дополнительного образования и другие формы свободного включения ребенка в разнообразие культурной жизни школы. Особой популярность у воспитанников пользуются кружки «Волшебная кисть», «Бисероплетение», «Шью сама», «Зеленая планета», «Тестопластика», «Национальные виды спорта», «Футбол», «Волейбол», «Ушу».
Дети осваивают социальные роли в семье.
Развиваются гуманное коллективистское отношения в группах - «семьях».
Устанавливаются прочные дружеские отношения с членами своей группы - «семьи».
Жизнеустройство:
Двое детей - Кудерек Анджей Аливанович, Кудерек Санджана Аливановна переданы в приемную семью Монгуш Альберт Николаевича, Монгуш Чечена Григорьевны, в Тоджинский район.
В 2016-2017 у\г 7 детей были переданы в замещающие семьи:
- Кудерек Санджана Аливанивна
- Кудерек Анджей Аливанивич
- Куулар Юника Маадыр-ооловна
- Куулар Начын-Доржу Маадыр-оолович
- Ондар Белек Райкинович
- Ондар Байыр Райкинович
- Ондар Буян Райкинович
Выпускница 9 класса Донгак Сайзана успешно учится в Красноярском колледже радиоэлектроники и информационных технологий на металлообрабатывающем факультете.
Анализ полученных результатов свидетельствует о том, что навыки социализация детей за межаттестационный период ( за 5 лет ) сформированы более 78% детей.
Одним из результатов работы воспитателя является уровень воспитанности детей. В качестве диагностического инструмента использую программу диагностики воспитанности учащихся по методике Капустина Н.П. Диагностика позволяет выявить степень осознанности нравственных категорий (любознательность, отношение к школе, к труду, бережное отношение к природе) и сформированность отношения обучающихся к окружающим людям.
Результаты проведённого исследования воспитанности по методике Капустина Н.П.позволяют сделать следующие выводы:
большинство детей из моей группы показывают средний уровень самостоятельности, имеют средний уровень сформированности коммуникативных навыков, динамика развития самостоятельности с возрастом детей увеличивается, но наблюдается динамика повышения уровня самостоятельности по мере их возможности.
Таким образом, в рамках реализации «Положения о деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей», утвержденного постановлением Правительства РФ № 481 от 24.05.2014г, «РШИ «ТКК» Центр содействия семейному воспитанию обеспечивает создание условий для содержания, воспитания детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляет подготовку воспитанников к проживанию в замещающей семье, организует работу по передаче детей на семейное воспитание.